Научная статья на тему 'Инновационные формы маркетинговой деятельности предприятия'

Инновационные формы маркетинговой деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
843
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МАРКЕТИНГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕНЕДЖМЕНТ / INNOVATION / MARKETING / COMPETITIVENESS / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мычка С.Ю., Богданова Т.Н., Воронкова В.В.

В статье рассматриваются проблемы и перспективы инновационных изменений в сфере маркетинговой деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the problems and prospects of innovative changes in the marketing activities of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы маркетинговой деятельности предприятия»

Территория науки. 2015. № 1

намерен повысить операционную эффективность за счет автоматизации и оптимизации бизнес-процессов, совершенствования ИТ-платформ и технологий. Важной задачей также является усовершенствование системы управления банка для усиления синергетического эффекта между различными видами бизнеса: повышение доходности общей клиентской базы, снижение расходов за счет использования общих функций и ресурсов, повышение комплексности и качества обслуживания.

Список литературы

1. Ивлева Н.А., Иголкин С.Л. К задаче выбора инструментов для реализации процедуры кластеризации филиалов банковской сети// Территория науки. 2007. № 2. С. 216-223.

2. Илюхина И.Б., Мерцалова А.И. Некоторые аспекты государственного регулирования банковской сферы России в современных условиях // Территория науки. 2014. Т 5. № 5. С. 105-114.

Мычка С.Ю., Богданова Т.Н., Воронкова В.В.

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия

Ключевые слова: инновации, маркетинг, конкурентоспособность, менеджмент.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы и перспективы инновационных изменений в сфере маркетинговой деятельности предприятия.

Keywords: innovation, marketing, competitiveness, management.

Abstract: This article deals with the problems and prospects of innovative changes in the marketing activities of the enterprise.

В современное время в Российской Федерации, да и во всем мире, наблюдается увеличение уровня конкурентности большинства сегментов рынка. В связи с этим, для эффективного соперничества в сложившихся на рынке условий, многие предприятия и организации выбирают путь внедрения и использования инновационных разработок и методик. Некоторые выбирают финансирование креативной рекламной деятельности, предполагая, что данный метод поможет выделить их товар или услугу из огромного многообразия аналогов, предлагаемых потребителю на рынке.

81

Территория науки. 2015. № 1

Увеличение удельного веса инновационных внедрений вызван, во многом, однородностью и идентичностью конкурируемой продукции и, соответственно, стимулом к созданию эксклюзивного, неподражаемого и уникального продукта, не поддающегося копированию и повторению конкурентами.

В современное время применение нетрадиционных методов исследования сталкивается с неприятием и непониманием новизны и эффективности результатов их применения со стороны подавляющего числа маркетологов. Конечно, нельзя говорить о том, что данные методы подлежат полному отрицанию и скептическому отношению, просто многие методы подразумевают под собой наличие специфических знаний и навыков, выходящих за рамки традиционной системы.

Модель Зальтмана, больше знакомая, как техника извлечения метафор Зальтнама (ZMET), хоть и известна достаточно долгое время, но ее использование в процессе продвижения товара на рынок остается инновационной и актуальной. Сущность модели ZMET (Zaltman Metaphor Elicitation Technigue) состоит в получении метафорических образов из бессознательного, влияющих на понимание и постижение входящей информации. Данный метод выражается в исследовании человеческого подсознания путем демонстрирования специально приготовленных образов и изображений, которые вызывают положительные эмоциональные эффекты и активизируют латентные метафорические образы, побуждающие к покупке. На основании таких исследований разрабатываются графические рисунки, картинки, фотографии и т.п., которые ложатся в основу рекламных роликов.

Руководство и менеджеры предприятий в течение многого времени могут повторять, что их цель - ориентация на потребителя и деятельность целиком направлена на рыночный характер. Однако при этом часто отсутствует понимание, что обозначение цели и ее достижение - это далеко не одинаковые дефиниции. При достижении цели необходимо принятие маркетинговых решений, которые строятся на глубоком анализе потребностей существующих и потенциальных потребителей. Поэтому получение такой информации является важным критерием для достижения и поддержания собственной конкурентоспособности на рынке [3].

Существует ряд основных критериев для эффективного управления продуктами и брендами, а также при их продвижении на рынок:

- основные достоинства и ценности продукта в глазах потребителей;

- возможности сознания и укрепления данных достоинств товара;

82

Территория науки. 2015. № 1

- методы формирования лояльности со стороны потребителей к товару;

- способы выявления скрытых потребностей потребителей;

- креативность мышления менеджеров при выявлении скрытых потребностей потребителей;

- способы позиционирования товара и выявления потенциальных потребностей потребителей через проведение различных промо-акций;

- способы влияния на вкусы и предпочтения потребителей по средствам введения моды на свой товар.

В основе модели заложен симбиоз нейробиологии, психоанализа, психологии, искусства для разработки определения человеческого поведения. Главной целью метода ZMET является стремление выявления скрытых потаенных мыслей потребителя, постоянного генерирующих в головном мозге. Его можно назвать проводником, помощником в общении и понимании друг друга потребителя и маркетолога на рынке. Другими словами при помощи голоса наших чувств и эмоций модель ZMET помогает расшифровать «неозвученные» потребности потребителя.

Метод ZMET - своеобразный механизм, который помогает покупателю с симпатией относиться к товару и желанию его приобрести; способ донести к подсознанию покупателя информацию о продукте и учесть его психологические особенности при этом. Таким образом, вроде бы блага цель учесть потребности покупателя и предоставить их, задача покупателя - удовлетворить свои потребности, купив предлагаемый товар.

Соответственно, если маркетологи отойдут от дословных интерпретаций очевидных вещей, а обратят внимание и на метафорический смысл, результативность маркетинговой деятельности возрастет.

Разработчик данной модели Джеральд Зальтман предлагает рассматривать любой вопрос как 3-D пирамиду (рисунок 1).

То есть при рассмотрении проблемы с точки зрения одной из верхушек пирамиды, необходимо учитывать и остальные факторы данной пирамиды. Нельзя забывать, что поступающая к головной мозг информация в виде импульсов является определенным раздражителем, поэтому мозг защищает организм от постороннего вмешательства, фильтрует информацию, что способствует и приводит к определенным принятиям решений и определенного рода поступкам. Если представить данный процесс в виде фильтра, то получим отсев поступающей информации и последующую ее интерпретацию с последующими выводами и действиями в результате (рисунок 2).

83

Территория науки. 2015. № 1

разум

Согласно последним исследованиям, разум больше не определяет поведение человека. Им управляют эмоциональные процессы, уходящие корнями в генетические глубины мозга. Именно от них

Рисунок 2. Последовательность фильтрации информации перед принятием решения

84

Территория науки. 2015. № 1

Таким образом, с помощью отделения «неинтересной» и незначимой информации головной мозг на интуитивном уровне принимает то решение, какое необходимо организму в данный момент времени, поэтому метод ZMET помогает инновационности продвижения товаров к потребителю, так как определяет истинные потребности клиентов, их желания на определенный момент времени [2].

Нейромаркетинговые исследования показали, что эмоциональная презентация товара, в отличие от обычной, рождает в головах у потребителей более высокую нейронную активность, поскольку обработка раздражителя в мозгу клиента происходит более интенсивно. Следовательно, эмоциональные раздражители принимаются лучше, чем рациональные. Применительно к точке продажи это означает, что эмоциональные раздражители действуют на покупательское поведение клиентов: потребитель быстрее

заинтересуется презентацией товаров с позитивным эмоциональным посылом (любовь, радость, дом, семья, дети, сила, красота и т.д.) [4].

Конечно, использование данного метода вызывает огромные затруднения при отсутствии знаний в сфере психологии, психоанализа и т.п., поэтому он является недоступным для многих маркетологов. Однако в современное время метод ZMET практикуется не только в целях коммерческой деятельности, но и в научных разработках. Следовательно, перспективы применения метода ZMET весьма обширны для дальнейшего изучения и применения на практике.

Список литературы

1. Маркова В.Д. Процесс создания и коммерциализации новинок (маркетинговые аспекты). - Новосибирск: НГУ, 2011.

2. Мычка С.Ю., Мартынов С.В. Модель ZMET как перспективная форма продвижения товара на рынок// Инновации. Креативность. Лидерство: современные ресурсы глобальной экономики: сборник трудов Международного экономического форума студентов, магистрантов и аспирантов (Омск, 4-5 декабря 2014 г.) / [отв. ред.: О. А. Козлова, О. А. Верховец]. - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2014. - С. 34-36.

3. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Современные методы управления персоналом в условиях нестабильности внешней среды // Территория науки. 2014. № 5. С. 138-141.

4. Романюха С. Метаморфная модель Зальтмана ZMET — история и суть методологии.- Журнал «Бизнес-психология»,- 2010., с. 45-51

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.