Научная статья на тему 'Инновационные формы контроля за результатами образовательной деятельности в курсе мировой художественной культуры'

Инновационные формы контроля за результатами образовательной деятельности в курсе мировой художественной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
807
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВИДЫ КОНТРОЛЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧАЩЕГОСЯ / TEACHING ARTISTIC CULTURE / AESTHETIC EDUCATION / TYPES OF ASSESSMENT / EFFI CIENCY / STUDENT'S PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова Евгения Викторовна

Контроль усвоения материала в области художественной культуры связан не только с проверкой знаний, но и с диагностикой личностного роста учащихся, уровня эстетического развития. Усвоение материала невозможно без развитого эмоционального и чувственного восприятия. Поиск нестандартных форм контроля связан именно с этой особенностью курса мировой художественной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафонова Евгения Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NNOVATIVE TYPES OF ASSESSMENT IN THE COURSE OF WORLD ART AND CULTURE

Assessment in the process of gaining knowledge about world art culture is associated not only with testing but also diagnosing students’ personal development, the level of aesthetic advancement. Mastering the material is not possible without mature emotional and sensuous perception. Search for innovative forms of assessment comes from this particular feature of the course.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы контроля за результатами образовательной деятельности в курсе мировой художественной культуры»

УДК 37.572

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА РЕЗУЛЬТАТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУРСЕ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

INNOVATIVE TYPES OF ASSESSMENT IN THE COURSE OF WORLD ART AND CULTURE

© Е.В. Сафонова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© Ye. V. Safonova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

Контроль усвоения материала в области художественной культуры связан не только с проверкой знаний, но и с диагностикой личностного роста учащихся, уровня эстетического развития. Усвоение материала невозможно без развитого эмоционального и чувственного восприятия. Поиск нестандартных форм контроля связан именно с этой особенностью курса мировой художественной культуры.

Assessment in the process of gaining knowledge about world art culture is associated not only with testing but also diagnosing students' personal development, the level of aesthetic advancement. Mastering the material is not possible without mature emotional and sensuous perception. Search for innovative forms of assessment comes from this particular feature of the course.

Ключевые слова: процесс обучения художественной культуре; эстетическое образование; виды контроля; эффективность; личностный рост учащегося.

Keywords: teaching artistic culture; aesthetic education; types of assessment; efficiency; student's personal development.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования постепенно уходит от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают реальные требования к освоению универсальных учебных действий, к видам учебной деятельности, которыми учащийся должен овладеть. Иными словами, происходит переход от знаниецентрич-ности к компетентностно-ориентированно-му образованию.

Современная школа функционирует в рамках компетентностного подхода в образовании. Список компетентностей так или иначе соотносится с перечнем основных видов деятельности человека. В рам-

ках предмета «Мировая художественная культура» следует искать такие формы организации деятельности учащихся, которые позволяют им осознавать ценность художественной культуры и приобретать опыт общения с произведениями художественной культуры.

Компетентностный подход в образовании требует, чтобы все этапы образовательной деятельности были направлены на приобретение учеником опыта владения и использования полученных знаний. Касается это и такой важной части методики преподавания, как диагностика и контроль знаний. Виды контроля результатов образовательной деятельности учащихся по предмету МХК должны быть направлены на проверку сформированности степени овладения обучающимися опытом общения с явлениями

культуры, практическими умениями и навыками в рамках изучаемого предмета.

Контроль - это составная часть процесса обучения. Контроль представляет собой соотношение полученного результата с заранее поставленными целями обучения. Одной из главных задач в работе учителя являются планирование контроля за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.

Предмет «Мировая художественная культура» является частью образовательной области «Искусство», и контроль усвоения изученного материала связан не только с проверкой степени усвоения фактологического материала, но и с диагностикой личностного роста учащихся - уровня эстетического развития. Усвоение материала, связанного с художественной культурой, невозможно без развитого эмоционального и чувственного восприятия. Поиск нестандартных форм контроля по МХК связан именно с этой особенностью курса.

Заполнение «Дневника читателя, зрителя, слушателя». Эта форма контроля была придумана и разработана специально для предмета МХК автором первой программы МХК - Л.М. Предтеченской. В «Дневник» ученики заносят свои впечатления, размышления, комментарии по поводу прочитанных книг, посещенных экскурсий, выставок, просмотренных фильмов и др. «Дневник» предоставит возможность учителю наблюдать за ростом эстетической активности учащихся, становлением и расширением их художественного кругозора. Творческие работы учеников, проведение досуга во взаимодействии с миром культуры (выставки, концерты, музеи, театры) -это показатель результативности преподавания МХК, достижения поставленных перед курсом высоких задач.

Творческие работы. Важной задачей преподавания является развитие у школьников творческих способностей и побуждение их к самостоятельной эстетически-творческой деятельности, которая заключается в создании школьниками собственных произведений: рисунков и иллюстраций, сочинений разных типов, сценариев и других творческих работ. Актуальным для обучения МХК являются такие творческие работы учащихся, как презентации, созданные с помощью ИКТ-технологий. Электронные презентации направлены на визуализацию учебного процесса, они используются не только учителем как наглядная форма подачи материала, но и учащимися как форма зачетной работы. Презентация может стать мини-проектом или большим серьезным научно-исследовательским проектом.

Учебный проект - актуальное, интересное и посильное для исследования направление работы для школьников. Ведущая задача предмета МХК - формирование самостоятельности мышления учащегося, потребности в самообразовании и приобретение им опыта продуктивной культуро-ори-ентированной деятельности - творческой, исследовательской, практической. Для решения данной задачи необходима специально организованная учителем система работы, направленная в том числе и на проверку качества сформированности метапредметных и предметных компетентностей учащихся. Индивидуальный учебный проект выполняется учащимся самостоятельно под руководством учителя-консультанта по теме в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, социально-значимой, художественно-творческой и др.). При выполнении его учащийся приобретает навыки самостоятельного процессуального мышления: от постановки цели, определения задач - к планированию действий и выбору способов и средств их выполнения, далее к реализации планов и самоконтролю за их результативностью.

В качестве контроля знаний результаты индивидуального проекта отражают:

• уровень сформированности навыков учебно-исследовательской деятельности и критического мышления;

• способность к самостоятельной интеллектуальной, аналитической, креативной деятельности;

• уровень сформированности навыков коммуникативной деятельности;

• способность выявить проблему, поставить цель и задачи, выдвинуть гипотезу исследования и самостоятельно спланировать работу, провести ее, структурировать и презентовать результаты исследования на основе собранных данных.

Преподаватель имеет возможность предложить ученикам для реализации в учебном проекте поистине широкий спектр интересных тем для разработки - по социологии художественной культуры, феноменологии искусства, истории художественной культуры, по проблематике межкультурной коммуникации и др.

Для младшего и среднего подросткового возраста приемлемы будут мини-проекты информационно-презентационного характера. Они научат подростков самостоятельно работать с информацией, подбирать ее, ранжировать по выбранным параметрам, систематизировать и оформлять в презентации. Ученикам 5-6 классов вполне по силам самостоятельно подготовить виртуальную мини-экскурсию по музеям мира, презентационные материалы по творчеству конкретного художника, проекты-рекомендации по посещению выставок, театральных постановок в родном городе, проекты-рекомендации альбомов по искусству и книг, мини-экскурсии по культурным местам своего поселка, микрорайона. Результаты проекта оформляются в виде стенгазеты, доклада с электронной презентацией, раскладной папки, инсценировки или ее сценария, «живой газеты», рукописной книжки или буклета и др.

Особым видом проектов в образовательной области «Искусство» являются художественно-творческие проекты, осуществляемые в форме включения детей в разнообразные виды художественно-творческой деятельности. Их задача - активизация продуктивной художественно-творческой деятельности учащихся в области художественной культуры на основе самовыражения ребенка, сотрудничества и сотворчества детей. Подобные проекты имеют целью проверить уровень сформированности навыков освоения творческой (художественной, театральной, декоративно-прикладной, поэтической) деятельности внутри различных видов искусства.

Начиная со среднего подросткового возраста, под силу учащимся станут самостоятельные опытно-экспериментальные и исследовательские учебные проекты. В первых учитель предлагает ученикам выполнить реконструкцию того или иного явления через изучение специальных текстовых, изобразительных и других источников. Например: «Как появился Стоунхендж», «Каким был Кносский дворец», «Представление в античном театре», «В мастерской скульптора... » и т. п. Исследовательские проекты представляют собой выполненное в рамках данного учебного предмета или в рамках нескольких предметов исследование поискового характера, представляющее в своих результатах личностное познавательное «открытие» школьника, которым он делится со своими сверстниками. Исследовательские проекты школьников можно условно разделить на виды: а) проблемно-реферативные (написанные на основе реферирования сопоставления нескольких текстовых источников), предполагающие собственную трактовку поставленной проблемы; б) исследовательские, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики и содержащие не только анализ научной литературы по проблеме, но и самостоятельное мини-исследование, име-

ющее теоретическую и практическую значимость для учащихся.

В любом случае проектная деятельность, направленная на решение интересной и посильной учащемуся проблемы, имеет важное образовательное значение.

В современной школе набирает силу еще одна инновационная форма контроля -портфолио исследовательских и творческих работ ученика. Технологии, которые объединяются названием «Портфолио ученика», способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т. е. самонаблюдению, размышлению. Главная задача портфолио -проследить динамику личностного развития, т. е. успешность ученика.

Игровые приемы контроля знаний по МХК. Л.В. Пешикова отмечает, что «чем больше урок приближается к искусству, проникаясь его свойствами, тем все сильнее он наполняется игрой. Потому что у игры и искусства единые истоки, общие корни, игра является самой сутью художественного творчества» [1, с. 75]. «Можно смело рассматривать урок-общение с искусством как "игру с правилами", с "предлагаемыми обстоятельствами" - игру художественную, а "высказывания" ребят на нем - элементом этой игры, являющимся всегда результатом творческого вдохновения, эстетической деятельности», - продолжает методист. Учителя-практики пришли к выводу, что проверка знаний учащихся на уроках мировой художественной культуры требует нестандартных игровых форм. Игра позволяет интегрировать эмоциональные и когнитивные аспекты как самого учебного материала, так и учебного процесса вокруг предмета. Игровые формы проверки знаний значимы еще и тем, что вызывают и поддерживают познавательный интерес: они стимулируют интерес к предмету и повышают познавательную активность учащихся в его изу-

чении. Методисты предлагают викторины и турниры знатоков художественной культуры, широко применяются аукцион знаний, «живая газета» (сообщения по типу «одной строкой»), составление и разгадывание кроссвордов. «Коллективные и индивидуальные высказывания школьников на турнирах различаются по содержанию, форме, стилю и характеру, но каждое из них представляет собой "высказывание" одного из трех уровней лесенки эстетического роста школьников: это "высказывания", связанные либо с восприятием художественного произведения, либо с постижением обобщенной художественной картины мира, либо представляющие собой самостоятельные художественно-творческие работы учеников» [1, с. 75]. Турниры знатоков художественной культуры можно сопоставить с привычными для школы формами проверки знаний - зачетом, итоговой контрольной работой или экзаменом. Но этот экзамен-турнир по МХК превращается для школьников в праздник, на котором царит атмосфера эмоционального подъема и творчества, где каждый из участников стремится максимально проявить себя, быть лучшим и в то же время не подвести свою команду.

Проблема повышения эффективности контроля качества образования всегда была актуальной, и сегодня требуется новый серьезный анализ проблемы качества контроля за успеваемостью. Компетентностно-ориентированный подход так или иначе создает некий перечень основных видов деятельности человека, которые должны быть освоены в рамках данного предмета, образовательной области на метапредмет-ном уровне. Использование продуманной и методически разнообразной системы контроля играет важную роль в приобретении учащимся личностных, метапредмет-ных и предметных компетентностей.

Литература

1. Пешкова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 96 с.

Сведения об авторе

Сафонова Евгения Викторовна, доцент кафедры философии, истории и теории мировой культуры Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. E-mail: [email protected].

Почтовый адрес: 443099, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67. Телефон: 332-39-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.