Научная статья на тему 'Инновационные формы горизонтальной интеграции вузов как механизм формирования кадрового потенциала предпринимательства'

Инновационные формы горизонтальной интеграции вузов как механизм формирования кадрового потенциала предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савзиханова С.Э.

Предлагаемые подходы модернизации системы управления вузом остаются дискуссионными. Группой разработчиков при участии автора разработана информационно-коммуникационная система, позволяющая на ресурсном уровне на основе сетевого взаимодействия обеспечивать горизонтальную интеграцию вузов. Разработан программный продукт информационной системы «Электронный университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы горизонтальной интеграции вузов как механизм формирования кадрового потенциала предпринимательства»

высшего-

УДК 001.895

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ВУЗОВ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

С. Э. САВЗИХАНОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий E-mail: ssavzikhanova@ yandex.ru Дагестанский государственный институт народного хозяйства при Правительстве РеспубликиДагестан

Предлагаемые подходы к модернизации системы управления вузом остаются дискуссионными. Группой разработчиков при участии автора разработана информационно-коммуникационная система, позволяющая на ресурсном уровне на основе сетевого взаимодействия обеспечивать горизонтальную интеграцию вузов. Разработан программный продукт информационной системы «Электронный университет».

Ключевые слова: инновации, трансформация, интеграция, эффективность, электронный университет, информационно-коммуникационное пространство.

Одной из важных тенденций развития рыночных отношений в системе образовательных услуг сферы высшего образования является горизонтальная интеграция.

В конце 1980-хгг. учеными был предложен термин «горизонтальное» предприятие. Основными достоинствами горизонтальной организации по сравнению с классической моделью являются:

- достижение большей устойчивости, живучести, увеличение адаптационного потенциала организации в быстро меняющейся среде;

- ускорение процессов обработки информации и принятия решений;

- стирание границ между отделами организации, между организацией и клиентом, что приводит

к ускорению процессов обмена информацией и уменьшению ошибок управления; - удовлетворение, в первую очередь, потребностей заказчика, а не внутренних потребностей организации и его управленческого аппарата. Модель «горизонтального» предприятия — это модель организации, где налажено горизонтальное управление между подразделениями (координация их деятельности) и где горизонтальные связи оказываются более важными и узловыми факторами эффективности, чем субординационные связи при традиционном иерархическом управлении.

Отличительная особенность горизонтальной организации университета заключается в постепенном сокращении числа внутренних задач и внутренних процессов, в приоритете образовательных, научно-исследовательских и сервисных процессов, обслуживающих внешние задачи, в ориентации на интересы заказчиков и потребителей. Горизонтальное предприятие является линейно выстроенной организационной структурой, формирующейся не вокруг функций или отделов, а вокруг базовых ведущих процессов, со специфическими целями в каждом из них. Оно содержит минимум уровней иерархии, а основными единицами являются автономные и самоуправляемые междисциплинарные команды.

В горизонтальной организации деятельности университета наибольшая активность исходит от менеджеров среднего звена, координирующих работу сервисов и служб, так как при сокращении промежуточных уровней управления у оставшихся менеджеров увеличивается объем работ при тех же ресурсах.

Как известно, при уменьшении числа элементов сложной системы сохранить и улучшить ее эффективность можно только при повышении активности элементов и увеличении количества связей между ними. С этими изменениями связана необходимость перестройки психологии менеджеров и изменения критериев оценки их работы. Руководству университета необходимо не просто делегировать на средний уровень менеджмента соответствующие инструментальные средства, объемы компетенции и управленческих полномочий для принятия оперативных решений, но и сформировать (простимулировать) ответственность и мотивацию к творческой деятельности, всячески поощряя инициативу, генерацию новых идей. В рамках горизонтальной схемы организации деятельности университета профессиональные качества менеджеров претерпевают изменения. Исполнительность, обязательность, лояльность и ориентация на непосредственного руководителя уступают место инициативности, неограниченной свободе творчества и ориентации на клиента.

Проблему интеграции чаще всего связывают с возможностью объединения отсталых нерентабельных учебных заведений, занимающих пассивную позицию нарынке образовательныхуслуг [1].

Кроме того, предлагают создавать укрупненные вузы путем слияния нескольких даже не профильных вузов. Однако зарубежный опыт показывает, что просто слияние вузов само по себе синергети-ческого эффекта не дает. При таком объединении уходит несколько лет на то, чтобы создать единый функционирующий организм и единую систему управления. Зачастую такое укрупнение не позволяет создать эффективную систему управления.

Без изменения коммуникаций, методов и форм управления попытка укрупнения путем физического слияния нескольких разнопрофильных или расположенных не на одной территории вузов даст только отрицательный результат.

Вследствие слияния нескольких разнопрофильных вузов возникает несовместимость культур и норм, существовавших в каждом отдельно взятом вузе. Преодоление этих социально-культурных различий займет значительное время. Слияние

сильных и более слабых вузов далеко не всегда приводит к повышению «среднего уровня» вуза. Может произойти и обратное — сильные вузы будут ослаблены в результате объединения.

Кроме того, слияние вузов без изменения общих норм регулирования научно-педагогической деятельности и условий функционирования вузов препятствует развитию в укрупненных университетах новых механизмов и принципов работы.

Физическое объединение вузов — это движение против рыночной экономики. Попытки получить монополию на образование — антирыночные действия. Люди сегодня имеют право выбирать тот или другой вуз в зависимости от сочетания цены и качества, а конкуренция — стимул к улучшению работы.

Очень важно и то, что согласно теории управления эффективно управлять можно лишь сорока объектами. Если их больше, менеджмент выходит из-под контроля.

В развитых странах вузы являются достаточно крупными и имеют среднесписочную численность студентов не менее 20тыс. чел.

Рост этих вузов происходил в течение нескольких десятилетий, и постепенно формировалась структура вуза и система управления, которая постоянно совершенствовалась на основе использования новых коммуникаций. Однако в настоящее время крупные вузы испытывают сложности с эффективностью управления и видят выход из этой ситуации в сетевой форме организации деятельности вуза, управления и межвузовского взаимодействия.

То, что в России некоторые чиновники считают, что наши вузы тоже должны быть такими же крупными, как зарубежные, и предлагают достичь этого путем укрупнения и слияния вузов, является ошибочным и может нанести огромный вред развитию системы высшего образования.

Интеграция вузов путем физического объединения была актуальной в первой половине XXв. Уже во второй половине прошлого века более перспективной считалась интеграция вузов на основе формирования ассоциативных структур, а уже в конце XX в. основное предпочтение получила сетевая форма интеграции.

При формировании сетевых структур взаимодействует значительное число организаций, представляющих все сектора науки — университеты, государственные научные организации, малые наукоемкие фирмы, крупный бизнес. Это более сложные партнерства, чем кооперация между отдельными

научными организациями и частными фирмами. Такие сети придают большую устойчивость системе генерации и трансфера знаний и обеспечивают их диффузию. Поддержка со стороны государства оказывается сетевым структурам, как правило, в течение длительного времени (7—10 лет) даже в развитых странах со значительным объемом финансирования науки со стороны частного сектора (США, Канада). При этом осуществляется постоянный мониторинг работы новых структур, оценка промежуточных результатов, в том числе и по показателям привлечения внебюджетных средств, и по ее итогам бюджетное финансирование может быть продлено на более длительный срок. Вместе с тем важной характеристикой сетевых структур является участие в их финансировании частного бизнеса на паритетных началах с правительством.

Созданные таким образом сетевые структуры позволяют одновременно решать следующие задачи:

- наращивать объемы проводимых НИОКР;

- обеспечивать востребованность научных исследований;

- ускорять процессы коммерциализации результатов НИОКР;

- повышать качество образования и, следовательно, увеличивать спрос на выпускников вуза на рынке труда;

- привлекать дополнительные ресурсы для проведения научной и образовательной деятельности. Наконец, преимущество

сетевой формы состоит в том, что она может содействовать повышению эффективности работы и объединению разрозненных элементов инновационной системы, созданных в России.

В настоящее время в России при активном участии автора разработан программный продукт информационной системы «Электронный университет», который предусматривает возможность осуществления большей части деятельности вуза в электрон-

ном виде (см. рисунок), включая управленческую, образовательную, научную, инновационную и другие виды деятельности.

В условиях формирования единого информационно-коммуникационного пространства сферы высшего образования и наличия возможности внедрения в вузах информационной системы «Электронный университет» представляет определенный интерес рассмотрение вопроса реализации в вузах принципов горизонтального управления, используемых в моделях «горизонтальных предприятий».

Использование информационной системы «Электронный университет» позволит организовать эту работу на достаточно высоком уровне и позволит менеджерам всех уровней существенно автоматизировать и информатизировать свою деятельность.

Внедрение информационной системы «Электронный университет» предусматривает возможность создания единого информационно-коммуникационного пространства вуза или, другими словами, единой сетевой среды сферы управления вузом. При этом в системе управления вузом будет осущест-

Электронная система д »кументооборо та

В иргуальнан. приемная

Электронные ■заседания. „• "" совещания и т.д.

Электронпаи библиотека

ЭЛСКТрОННОС

Научное издание

.Управление поручениями

Форумы

Электронная^ кафедра""

Электронный студенческий

..курс

Опросы

Электронный; ректорат

..Электронный деканат

Технопарк

.^Ктнес инкубатор

.Электронные площадки

Онлайновые , сообщества'

советы.' Комиссии и т.д.

Подсистема конференций

Электрон» мн ученый совет

~ ; л/" . ..

Электронный

комплекс оказания услуй

Пнформацнонно-''справочный комплекс

Профильные

блоки

Структура информационной системы «Электронный университет»

вляться сетевое взаимодействие подразделений вуза и субъектов образовательной деятельности. Таким образом, информационная система предусматривает возможность создания более совершенной и эффективной системы управления вузом [2].

Актуальной задачей развития системы образовательных услуг сферы высшего образования является формирование более совершенной среды образовательных услуг на основе горизонтальной интеграции учебных, научных и других организаций на ресурсном уровне. При этом важно:

- создать инфраструктуру развития образовательных услуг на межвузовском уровне;

- разработать механизмы решения различных задач на межвузовском уровне, создавая межвузовские коллективы в форме сетевых виртуальных организаций.

Список литературы

В современных условиях наиболее актуальными являются ассоциативные формы интеграции вузов на основе сетевого взаимодействия. Это становится возможным при наличии соответствующей информационно-коммуникационной системы.

Группой разработчиков при участии автора разработана информационно-коммуникационная система, предусматривающая возможность формирования необходимой инфраструктуры развития образовательных услуг на межвузовском уровне, обеспечивая различные формы горизонтальной интеграции вузов на ресурсном уровне на основе сетевого взаимодействия. Эта информационная система в настоящее время функционирует в сети Интернет, и более 200 вузов являются пользователями этой системы.

1. Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. ^.Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики (материал для обсуждения) // Вопросы образования, 2008. № 1.

2. Савзиханова С. Э. Создание эффективной системы управления высшими учебными заведениями // Экономический анализ: теория и практика, 2010. № 13.

3. Тенденции, формирующие систему образования. Доклад Центра исследований и инноваций в области образования. ОЭСР, 2008 г. Гл. 6, 7//Вопросы образования, 2009. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.