Научная статья на тему 'Формирование единого информационно-коммуникативного пространства системы образования региона'

Формирование единого информационно-коммуникативного пространства системы образования региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ПЛОЩАДКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савзиханова C. Э.

Рассмотрены вопросы, касающиеся системы образования и занятости в регионе. Описана практика реализации инновационной программы, основанной на создании инновационно-образовательного портала региона в форме сетевой виртуальной организации, с распределенной структурой, осуществляющей деятельность при сочетании традиционной и электронной форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование единого информационно-коммуникативного пространства системы образования региона»

37 (172) - 2010

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА СИСТЕМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА

С. Э. САВЗИХАНОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных технологий E-mail: ssavzikhanova@ yandex.ru Дагестанский государственный институт народного хозяйства

Рассмотрены вопросы, касающиеся системы образования и занятости в регионе. Описана практика реализации инновационной программы, основанной на создании инновационно-образовательного портала региона в форме сетевой виртуальной организации, с распределенной структурой, осуществляющей деятельность при сочетании традиционной и электронной форм.

Ключевые слова: регионализация, модернизация, инновационно-образовательный портал, интерактивная площадка.

Регионализация российской системы образования — объективно необходимый процесс, способствующий решению задач модернизации, переходу от традиционной к личностно ориентированной парадигме образования. Итогом регионализации должно быть формирование системы образования, оптимально отражающей своеобразие образовательной ситуации каждого российского региона Российской Федерации.

Под региональным образовательным пространством понимается совокупность научных, образовательных, культурных и просветительских, экономических институтов (государственных и негосударственных, официальных и неофициальных), средств массовой коммуникации, ориентированных на образование, общественность, вовлеченную в решение проблем образования, а также социально-психологические стереотипы, регламентирующие поведение людей по отношению к

образованию, функционирующие в конкретном регионе. По сути — образовательное пространство — это все физические и юридические лица региона, весь регион, только взятый в определенном аспекте— отношении к образованию.

Развитие регионального образовательного пространства является объективным следствием преобразований, происходящих в стране. В ходе этих преобразований развитие образовательного пространства обретает иной характер и направленность. Вместе с тем процесс развития региональных пространств пока протекает неравномерно и стихийно, что сказывается на состоянии образования вообще и регионального в частности.

Рассматривая распределение вузов по федеральным округам, можно заметить, что в Центральном федеральном округе расположено гораздо большее количество вузов, чем в других округах. Здесь обучаются более одной трети всех студентов. Вузы распределены по территории России неравномерно.

Более подробно рассмотрим ситуацию в Южном федеральном округе (ЮФО). Распределение вузов внутри округа тоже неравномерное. В Республике Калмыкия имеется всего один базовый вуз и понятно, что один он не сможет предложить обществу весь спектр необходимых для республики специальностей. Еще в двух республиках имеется по два вуза и в одной — три базовых вуза. В этой ситуации сложно переоценить роль филиалов вузов.

На Юге России функционируют 145 вузов1, из них 76 государственных (12% общего количества по России) и 69 негосударственных, а также 362 филиала вузов (21,3% от общего количества по России).

Юг России по количеству вузов занимает третье место в стране, по количеству студентов — 4-е (около 639 ООО).

Часть регионов Юга России (Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская и Волгоградская области) обладают высоким экономическим потенциалом, значительной долей промышленности, высокой квалификацией трудовых ресурсов. Однако в силу низкой конкурентоспособности отраслей хозяйства и нарушения производственных связей регионы Юга России характеризуются глубоким экономическим спадом, высокой безработицей (главным образом, структурной), малой инвестиционной активностью, низкими финансово-бюджетным обеспечением и реальными доходами населения, его резким социальным расслоением [3].

В сети Интернет создан глобальный инновационно-образовательный портал (ГИОП). Основной целью создания ГИОП является формирование глобальной интерактивной площадки, где вузы, преподаватели, студенты и другие участники системы в режиме «одного окна» могут:

• получать нужную информацию в сфере образования, решать все вопросы, касающиеся этой сферы;

• организовать на более высоком уровне образовательный процесс, основанный на использовании современных информационных технологий;

• вырабатывать предложения по совершенствованию системы образования на основе межвузовских, межрегиональных и других мероприятий, проводимых, в основном, на базе межвузовских структур, функционирующих в форме сетевых виртуальных организаций.

В рамках ГИОП предусмотрена возможность создания для каждого региона инновационно-образовательного портала региона, позволяющего создать единое информационно-коммуникационное пространство системы образования региона.

Основной целью создания инновационно-образовательного портала региона является создание интерактивной площадки. На этой площадке учебные заведения, работодатели, службы занятости,

1 Данные приведены по состоянию до выделения из Южного федерального округа Северо-Кавказского федерального округа.

некоммерческие организации, преподаватели, студенты, выпускники и другие участники портала смогут получать необходимую информацию, обсуждать актуальные проблемы и принимать коллегиальные решения, а также на основе горизонтальной интеграции на ресурсном уровне совместно решать различные задачи и реализовать совместные проекты. Таким образом, портал предусматривает возможность решения вопросов, касающихся образования и занятости в режиме «одного окна».

Все вузы, расположенные на территории региона, должны принять самое активное участие в процессе формирования единого информационно-коммуникационного пространства сферы образования региона и стать базовыми учреждениями по определенным направлениям.

Такой портал создан в Карачаево-Черкесской Республике и на специально проведенном Полномочным представителем Президента РФ в ЮФО совещании было принято решение о распространении этого опыта в других регионах ЮФО.

В целом регионы Юга России имеют достаточно высокие инновационные и образовательные потенциалы, однако республики Северного Кавказа обладают невысокими потенциалами. В этой ситуации считаем целесообразным создание механизма горизонтальной интеграции вузов, научно-исследовательских и инновационных организаций, объединений работодателей и других образовательных учреждений на ресурсном уровне. Этот вопрос был предварительно проработан с большинством потенциальных участников, и в мае 2009 г. в г. Нальчике была проведена презентация проекта и участниками собрания было принято решение о создании Инновационно-образовательного комплекса (консорциума) республик СевероКавказского региона (ИОКРСК) в форме сетевой виртуальной организации с распределенной структурой, осуществляющей свою деятельность, сочетая традиционную и электронную формы.

Основной целью создания ИОКРСК является формирование конкурентоспособной инновационно ориентированной системы образования, основанной на новых социокультурных принципах, ориентированной на иные модели обучения, способствующей формированию инновационного мышления и действия. Создание единого информационного пространства в сферах образования, науки, инноваций и занятости предусматривает: • возможность внедрения новой организационной культуры взаимодействия и осуществления

горизонтальной интеграции образовательных,

научных и инновационных учреждений на ресурсном уровне;

• создание межвузовской инфраструктуры обсуждения проблем и принятия коллегиальных решений;

• обеспечение условий для более активного участия общества в определении и реализации стратегии развития образования и науки. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

• создание комплексной информационной системы «Инновационно-образовательный портал Северо-Кавказского региона (далее — Портал)», предусматривающей возможность осуществления основной деятельности ИО-КРСК в электронном виде;

• создание интерактивной площадки для обсуждения актуальных проблем и принятия коллегиального решения всеми субъектами образовательного процесса;

• формирование эффективного механизма гори -зонтальной интеграции на уровне кадрового, научного, информационного и других ресурсов; межвузовской инфраструктуры выработки и реализации предложений по совершенствованию системы образования;

• создание инфраструктуры межвузовского взаимодействия и коллективной работы в виде межвузовских структур, функционирующих по различным направлениям деятельности в форме сетевых виртуальных организаций и осуществляющих деятельность, сочетая классическую и электронную формы, атакже позволяющих проводить в электронном виде съезды, конференции, совещания и другие мероприятия, в которых коллегиальное решение принимается голосованием в режиме удаленного доступа;

• создание условий для развития общественных институтов гражданского общества в сфере образования;

• обеспечение возможности более эффективного взаимодействия учебных заведений, работодателей, служб занятости ит.д.;

• создание условий для повышения уровня прозрачности деятельности учебных заведений;

• формирование инновационно ориентированной системы образования;

• обеспечение для всех учебных заведений равноправности в осуществлении деятельности, используя возможности Портала, участия во всех проводимых в Портале мероприятиях,

обсуждения и принятия решений по рассматриваемым в Портале проблемам;

• создание представительства в Портале всех учебных заведений в виде интерактивного Web-пopтaлa, обеспечивая их независимость в формировании фонда учебно-методического обеспечения, методик организации и проведения учебного процесса, проведении своей экономической и образовательной политики;

• создание корпоративной электронной библиотеки;

• создание системы решения задач, требующих объединения усилий различных вузов, на основе создания координационных советов и рабочих групп, формирования региональной инфраструктуры, развития инновационной деятельности и взаимодействия образования, науки, бизнеса и общества; обеспечение каждого преподавателя, сотрудника средствами шифрования и электронной цифровой подписью;

• создание интерактивного Web-caйтa (виртуального кабинета) для каждого преподавателя, студента; обеспечение каждому учебному заведению, преподавателю, ученику, студенту и другим участникам Портала возможности осуществлять электронный документооборот подписанными электронной цифровой подписью и имеющими юридическую силу электронными документами. Участниками ИОКРСК могут быть вузы,

НИИ, КБ, филиалы вузов, бизнес-инкубаторы, технопарки и другие образовательные научные и инновационные учреждения.

Учебные заведения и другие участники Портала могут осуществлять внешний и внутренний документооборот, в том числе с грифом «конфиденциально».

Использование при создании Портала самых совершенных технологий, в том числе средств шифрования и электронной цифровой подписи, позволили впервые в стране решить целый спектр вопросов, что позволяет говорить об инновационное™ Портала.

Таким образом, инновационными системообразующими блоками Портала являются блоки:

• комбинированного обучения, предусматривающего оптимальное сочетание классической и электронной форм обучения;

• электронного документооборота сферы образования, предусматривающего возможность обмена электронными документами, подпи-

санными электронной цифровой подписью и зашифрованными средствами криптографии;

• управления поручениями, позволяющего реализовать в электронном виде весь цикл формирования, исполнения и контроля за исполнением поручений, используя средства шифрования и электронной цифровой подписи;

• проведения заседаний, совещаний, съездов, конференций и других мероприятий, позволяющего однозначно идентифицировать участников по ключу электронной цифровой подписи и принимать коллегиальное решение путем осуществления процедуры голосования в удаленном режиме;

• осуществления всеми участниками приема граждан по личным и производственным вопросам в режиме удаленного доступа, обеспечивающего конфиденциальность путем шифрования передаваемой информации и официальность, подписывая электронные документы электронной цифровой подписью;

• проведения опросов среди участников путем подписания опросного листа электронной цифровой подписью;

• проведения различных конкурсов путем вскрытия в установленное время «запечатанных электронных конвертов»;

• управления правом доступа к электронным документам и к любой информации, обеспечивающего доступ участников в соответствии с установленным регламентом по предъявлению закрытого ключа личной электронной цифровой подписи;

• дистанционного обучения, обеспечивающего возможность организации полного цикла образовательного процесса, однозначно идентифицируя при этом всехучастников.

В рамках Портала создается большое количество межвузовских структур, ориентированных на решение различных проблем. Эти структуры создаются в форме сетевых виртуальных организаций, осуществляющих деятельность, сочетая традиционную и электронную формы и имеющих распределенную структуру. В зависимости от кадрового потенциала вузы могут выступить базовыми учреждениями для тех или иных межвузовских центров. Такая форма организации межвузовских

структур не требует материальных затрат. Портал позволяет каждому вузу перейти на инновационный путь развития и сразу начинать использовать современные информационные технологии, предусматривающие возможность информатизации и автоматизации традиционной формы обучения, а также создать более совершенную систему дистанционного и открытого образования.

В целом реализация указанного проекта позволит на основе объединения ресурсов обеспечить более эффективное развитие в Северо-Кавказском регионе образования, науки и инноваций. Считаем, что этот опыт нужно широко использовать в других регионах и не обязательно в депрессивных.

Список литературы

1. Итоги Лондонской конференции министров образования европейских стран // Вопросы образования. 2007. № 2. С. 5-20.

2. Козырева Е. Ю. Опыт формирования сетевых проектных команд на основе новой модели конкурсов в сфере образования // Вопросы образования. 2009. № 3. С. 145-161.

3. Концепция Южного федерального университета (ЮФУ). URL: http://www. physchem. chimfak. rsu. ru/General/yufu. html.

4. Новиков А. МРоссийское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторов развития. М., 2000.

5. Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики (материал для обсуждения) / Волков А. Е. и др. // Вопросы образования. 2008. №1.С. 32—65.

6. Савзиханова С. Э. Создание эффективной системы управления высшими учебными заведениями // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 13. С. 34-39.

7. Сухова Е. Е. Структурная трансформация высшего образования в Германии в контексте Болонского процесса// Вопросы образования. 2009. № 3. С. 94-114.

8. Тенденции, формирующие систему образования. Доклад Центра исследований и инноваций в области образования. ОЭСР. 2008 г. Главы 6,7 (пер. с англ.) //Вопросы образования. 2009. № 3. С. 26-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.