Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА'

ИННОВАЦИОННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННЫЕ ТОВАРЫ / INNOVATIVE GOODS / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INNOVATIVE SYSTEM / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедуев А.Ш., Рабаданова К.А.

Цели статьи - сравнительный анализ социально-экономического положения субъектов Северо-Кавказского федерального округа, оценка технического уровня и конкурентоспособности их экономики в условиях глобализации и интеграции России и ее регионов в мировое экономическое пространство. Проведенный анализ показывает резкое отставание социально-экономического и научно-технического развития СКФО в целом и практически всех его субъектов от среднероссийского уровня по всем макроэкономическим показателям. Такое отставание обусловлено низким уровнем развития инновационного потенциала, отсутствием организованных региональных инновационных систем в субъектах СКФО, слабой координацией научной и внедренческой деятельности по всей цепочке. Объективная оценка состояния экономики подводит к выводу, что она по своему техническому и технологическому уровню во всех субъектах СКФО не отвечает современным требованиям и неконкурентоспособна на отечественном и тем более на мировом рынке. В связи с этим важнейшей стратегической задачей является обеспечение прорывного цивилизационного развития субъектов СКФО и прежде всего кардинальная модернизация экономики на основе современных достижений науки и техники, переориентация всех отраслей и сфер экономики на инновационный путь развития. Инновационная реструктуризация, прорывное развитие и преодоление отставания экономики являются также важнейшими условиями повышения качества жизни населения и обеспечения общественно-политической стабильности в Северо-Кавказском регионе России. В целях решения такой стратегической задачи для субъектов СКФО предлагаются меры по развитию и эффективному использованию инновационного потенциала, формированию в каждом субъекте Федерации региональной инновационной системы, широкому распространению и государственной поддержке инновационного (венчурного) предпринимательства, совершенствованию методов координации и государственного регулирования инновационной деятельности по всей цепочке. В работе обозначены современные формы институциональных структур, которые организационно и функционально позволят четко ориентировать всю инновационную деятельность на модернизацию экономики на основе современных достижений науки и техники. Перспективными направлениями организационной структуризации и интенсификации инновационной деятельности являются также формирование в субъектах СКФО отраслевых инновационных кластеров, региональных государственных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахмедуев А.Ш., Рабаданова К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative determinants of development and competitiveness of economy of North Caucasus regions

The purpose of article is the comparative analysis of economic and social situation of subjects of North Caucasus federal district, an assessment of a technological level and competitiveness of their economy in the conditions of globalization and integration of Russia and its regions into world economic space. The carried-out analysis shows sharp lag of social and economic and scientific and technical development in the whole North Caucasus Federal District and practically all of its subjects from the average Russian level on all macroeconomic indicators. Such lag is caused by the low level of development of innovative potential, lack of organized regional innovative systems in subjects of North Caucasus federal district, weak coordination of scientific and implementation activities for the entire chain. The objective assessment of the economy state brings to a conclusion that, in all the subjects of North Caucasus Federal District, it doesn't meet the technological level of the modern requirements and is noncompetitive on domestic, let alone the world, markets. In this regard the major strategic task is ensuring breakthrough civilization development of subjects of North Caucasus federal district and first of all cardinal modernization of economy on the basis of modern achievements of science and technology, reorientation of all branches and spheres of economy to an innovative way of development. Innovative restructuring, breakthrough development and overcoming of lag of economy is also the most important condition of improvement of quality of life of the population and ensuring political stability on the North Caucasian region of Russia. For the solution of such strategic task for subjects of North Caucasus federal district measures for development and effective use of innovative potential, formation in each subject of Federation of regional innovative system are offered, to a wide circulation and the state support of innovative (venture) business, improvement of methods of coordination and state regulation of innovative activities for all chain. In work modern forms of institutional structures which will organizationally and functionally allow to focus accurately all innovative activity on modernization of economy on the basis of modern achievements of science and technology are designated. The perspective directions of organizational structurization and an intensification of innovative activity are also formation in subjects of North Caucasus federal district of branch innovative clusters, regional state clusters

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА»

УДК 332.12

А.Ш. Ахмедуев1, К.А. Рабаданова2

Инновационные детерминанты развития и конкурентоспособности экономики

регионов Северного Кавказа

1 Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН; 367030, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 75; achmeduev@mail.ru

2 Дагестанский государственный институт народного хозяйства; Россия, 367008, г. Махачкала, ул. Атаева, 5

Цели статьи - сравнительный анализ социально-экономического положения субъектов Северо-Кавказского федерального округа, оценка технического уровня и конкурентоспособности их экономики в условиях глобализации и интеграции России и ее регионов в мировое экономическое пространство. Проведенный анализ показывает резкое отставание социально-экономического и научно-технического развития СКФО в целом и практически всех его субъектов от среднероссийского уровня по всем макроэкономическим показателям. Такое отставание обусловлено низким уровнем развития инновационного потенциала, отсутствием организованных региональных инновационных систем в субъектах СКФО, слабой координацией научной и внедренческой деятельности по всей цепочке.

Объективная оценка состояния экономики подводит к выводу, что она по своему техническому и технологическому уровню во всех субъектах СКФО не отвечает современным требованиям и неконкурентоспособна на отечественном и тем более на мировом рынке. В связи с этим важнейшей стратегической задачей является обеспечение прорывного цивилизационного развития субъектов СКФО и прежде всего кардинальная модернизация экономики на основе современных достижений науки и техники, переориентация всех отраслей и сфер экономики на инновационный путь развития. Инновационная реструктуризация, прорывное развитие и преодоление отставания экономики являются также важнейшими условиями повышения качества жизни населения и обеспечения общественно-политической стабильности в СевероКавказском регионе России.

В целях решения такой стратегической задачи для субъектов СКФО предлагаются меры по развитию и эффективному использованию инновационного потенциала, формированию в каждом субъекте Федерации региональной инновационной системы, широкому распространению и государственной поддержке инновационного (венчурного) предпринимательства, совершенствованию методов координации и государственного регулирования инновационной деятельности по всей цепочке. В работе обозначены современные формы институциональных структур, которые организационно и функционально позволят четко ориентировать всю инновационную деятельность на модернизацию экономики на основе современных достижений науки и техники. Перспективными направлениями организационной структуризации и интенсификации инновационной деятельности являются также формирование в субъектах СКФО отраслевых инновационных кластеров, региональных государственных кластеров.

Ключевые слова: инновации, инновационные товары, инновационная активность, инновационная система, управление инновационной деятельностью.

В процессе глобализации и интеграции России и ее регионов в мировой рынок на условиях ВТО модернизация экономики на основе современных достижений науки и техники становится крайне важной для обеспечения конкурентоспособности и безопасности страны. Речь идёт не только об экономической, но и о государственной безопасности, которая в современных условиях полностью зависит от состояния экономики и цивилизационного прогресса во всех сферах жизнедеятельности. Именно поэтому

«Россия, как и весь мир, стоит на пороге новой научно-цивилизационной трансформации, базирующейся на знаниях» [1, с. 10]. «Одной из важнейших характеристик постиндустриальной цивилизации является наступление эпохи нового технологического уклада, предполагающего фундаментальные изменения во всех сферах жизнедеятельности людей на основе революционирующего влияния знаний, инноваций, информатизации на экономику, социальную сферу, культуру, общественные отношения, управление и т. д.» [2, с. 97].

Особую сложность, и следовательно актуальность, такое цивилизационное развитие на основе инновационных преобразований представляет для экономически отсталых регионов России, к числу которых относятся республики Северного Кавказа. Здесь нужно осуществить кардинальные изменения в региональной социально-экономической политике [3], полную модернизацию производства и отраслевой структуры с учетом собственного потенциала региона, состояния мирового и отечественного рынков, потребностей и возможностей импортозамещения [4].

Преодоление отставания социально-экономического развития и обеспечение общественно-политической стабильности на Северном Кавказе являются самыми острыми и масштабными проблемами современной России. Для их решения последние годы предпринимаются различные организационные, экономические, институциональные и иные меры. Создан Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) с соответствующей системой управления, принята Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 г. и федеральная целевая государственная программа по ее реализации. Разработаны и приняты стратегии социально-экономического развития каждого субъекта СКФО. Указом Президента РФ от 1 мая 2014 г. № 321 создано Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа.

Однако все эти и другие меры не дали ожидаемых результатов. Субъекты СКФО по основным социально-экономическим показателям продолжают числиться в восьмой и девятой десятке среди субъектов Российской Федерации. Например, по основному показателю валового регионального продукта (ВРП) на душу населения субъекты СКФО занимали следующие места: х

2007 г. 2012 г.

Республика Дагестан 76 77

Республика Ингушетия 80 82

Кабардино-Балкарская Республика 78 79

Карачаево-Черкесская Республика 74 78

Республика Северная Осетия - Алания 70 75

Чеченская Республика 79 83

Ставропольский край 67 71

х Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Р. 32. Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - С. 35; 2014. - С. 31.

Из этих данных видно, что за пять лет все субъекты СКФО ухудшили свое положение среди регионов России.

Общее состояние экономики субъектов СКФО характеризуют показатели валовой добавленной стоимости (ВРП) на душу населения и на одного занятого в экономике (см. табл. 1). По показателю ВРП на душу населения от среднего показателя по стране СКФО в целом отстает в 2,7 раза, а субъекты округа - от 5,1 раза (Чеченская Республика) до 2,3 раза (Ставропольский край). В целом по СКФО и большинству его субъектов

более чем в 2 раза ниже производительность труда (ВРП на одного занятого в экономике), что характеризует их техническое и технологическое отставание.

Таблица 1. ВРП в расчете на душу населения и на одного занятого в экономике

(производительность труда), 2012 г.х

На душу населения На одного занятого

в экономике

тыс. руб. в % к РФ тыс. руб. в % к РФ

Российская Федерация 348,6 100 734,5 100

СКФО 127,6 36,6 357,6 48,7

Республика Дагестан 128,6 36,9 385,1 52,4

Республика Ингушетия 84,5 24,2 525,5 71,5

Кабардино-Балкарская Республика 123,4 35,4 344,0 46,8

Карачаево-Черкесская Республика 125,8 36,1 343,8 46,8

Республика Северная Осетия - Алания 140,9 40,4 334,1 45,5

Чеченская Республика 78,9 22,6 316,3 43,1

Ставропольский край 154,5 44,3 348,0 47,4

х Рассчитано по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Р. 32 Стат. сб. / Росстат. - М., 2014. - С. 70, 347, 349.

Концепция долгосрочного развития России до 2020 г. предусматривает, что новая экономика - экономика знаний и высоких технологий - к 2020 г. станет одним из ведущих секторов национальной экономики. Доля экономики знаний и высокотехнологичного сектора в валовом внутреннем продукте к 2020 г. должна составлять не менее 17-20 %. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50 %, а доля инновационной продукции в общем объеме выпуска - до 25-35 %. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. предусмотрено увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 г. в 1,3 раза относительно уровня 2011 г. В связи с экономическими санкциями отдельных западных стран и обостряющимся в связи с этим кризисом в Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности России в 2015 году, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г., особое значение придается формированию и реализации Национальной технологической инициативы на основе передовых достижений российской и мировой фундаментальной науки, использованию создаваемой инновационной инфраструктуры [5].

В свете этих задач в регионах СКФО необходимо совершить подлинную научно-техническую революцию, обеспечивающую преодоление существующего отставания и достижение намечаемых до 2020 г. среднероссийских показателей. Для СКФО это не просто первоочередная стратегическая цель, но и острейший вызов современности, от ответа на который в условиях глобализации и открытого мирового рынка зависит жизнеспособность его экономики.

Оцениваемый с позиций этих императивов и долгосрочных целей технический и технологический уровень экономики субъектов СКФО вызывает серьезную тревогу. По многим показателям технического уровня они отстают от средних достижений по стране.

По показателю удельного веса инновационных товаров (работ, услуг), характеризующему технический и технологический уровень, а также конкурентоспособность экономики в целом, СКФО и его субъекты (кроме Ставропольского края) существенно отстают от среднего уровня по стране (см. табл. 2).

Таблица 2. Объем инновационных товаров (работ, услуг) в общем объеме отгруженных товаров (работ, услуг), %х

2000 2005 2009 2010 2011 2012 2013

Российская Федерация 4,4 5,0 4,5 4,8 6,3 8,0 9,2

Северо-Кавказский федеральный округ 0,6 2,0 6,9 8,5 9,1 7,8 6,4

Республика Дагестан 2,8 2,4 0,8 5,9 0,3 0,9 0,1

Кабардино-Балкарская Республика 0,1 3,1 3,7 7,4 6,7 3,0 3,3

Республика Ингушетия 0,1 0,1 0,2 1,1 -

Карачаево-Черкесская Республика 0,0 0,5 1,2 12,0 24,1 4,2 0,4

Республика Северная Осетия - Алания 0,1 0,4 1,8 0,3 0,2

Чеченская Республика 13,6 0,6 0,0 -

Ставропольский край 0,7 2,3 9,5 9,1 9,9 11,1 9,7

х Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Р. 32. Стат. сб. / Росстат. - М., 2014.- С. 714.

Такое техническое отставание экономики является закономерным следствием слабой инновационной активности предприятий и организаций в субъектах СКФО. Удельный вес предприятий и организаций, осуществляющих технологические инновации (в общем числе организаций), по всем субъектам (кроме Республики Дагестан в 2013 г.), как и в целом в СКФО, ниже среднего показателя по стране (см. табл. 3).

Таблица 3. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций, %х

2000 2005 2009 2010 2011 2012 2013

Российская Федерация 8,8 9,7 9,3 9,5 10,4 10,3 10,1

Северо-Кавказский федеральный округ 6,2 8,2 5,8 6,2 5,2 6,4 5,9

Республика Дагестан 6,4 9,2 7,9 6,7 2,9 6,5 10,3

Кабардино-Балкарская Республика 3,5 6,8 6,2 8,3 9,9 9,4 9,3

Республика Ингушетия 5,9 - -

Карачаево-Черкесская Республика 10,5 10,8 5,6 4,3 4,3 2,8 2,7

Республика Северная Осетия -Алания 3,2 2,1 5,5 7,7 5,4 4,5 5,3

Чеченская Республика 0,8 0,8 - -

Ставропольский край 7,6 10,5 7,3 7,2 5,8 8,8 8,1

х Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Р. 32. Стат. сб. / Росстат. - М.. 2014.- С. 730.

Из вышесказанного вытекает, что инновационная модернизация экономики для субъектов СКФО является неотложной стратегической задачей. Для этого необходимо в каждом субъекте округа обеспечить формирование и дальнейшее развитие региональных инновационных систем, существенно укрепить инновационный потенциал, поднять эффективность и активизировать деятельность предприятий и организаций по внедрению в производство и коммерциализации современных достижений науки и техники.

Прежде всего представляется необходимым в каждом субъекте СКФО организационно сформировать стройную региональную инновационную систему, объединяющую и координирующую инновационную деятельность всех научных подразделений, вузов, исследовательских, проектно-конструкторских и технологических звеньев предприятий, организаций, предпринимательских объединений и др.

Основными составляющими региональной инновационной системы должны быть институциональные структуры, организационно и функционально определяющие четкую ориентацию на поэтапное осуществление всей инновационной деятельности в регионе.

Современными организационными формами институциональных структур в инновационной сфере в условиях СКФО могут быть:

- государственные федеральные и региональные научно-технические центры;

- частно-государственные научно-технические центры на основе частно-государственного партнерства;

- частные коммерческие и некоммерческие научно-технические центры;

- отраслевые (ведомственные) научно-технические центры;

- самостоятельные и/или объединенные корпоративные научно-технические центры предприятий, объединений, холдингов, кластеров и т. д.;

- технологические парки;

- научно-технические центры или аналогичные формирования при вузах, отраслевых институтах и т. д.;

- научно-исследовательские, проектно-конструкторские, опытно-технологические, лабораторные, экспериментальные и другие подразделения на предприятиях и в организациях.

Одним из перспективных направлений организационной структуризации и интенсификации инновационной деятельности является формирование отраслевых инновационных кластеров в субъектах СКФО. Такая форма организационной консолидации инновационной деятельности получает развитие в ряде регионов России, в частности в Краснодарском крае [6]. Кластерные системы предлагают широкое использование научно-образовательного потенциала региона. Формирование и последующее функционирование кластера с участием научных и образовательных учреждений создают дополнительные преимущества всем партнерам по совместному бизнесу. Хозяйственные структуры кластера, используя потенциал научно-образовательных учреждений региона, достигают синергетического эффекта на основе технического и технологического переоснащения производства, что предоставляет возможность научным организациям и вузам более результативно использовать свои возможности в области проведения фундаментальных исследований и предоставления образовательных услуг [7, с. 18-19].

Указом Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике» поручено осуществлять увязку государственных программ и отраслевых стратегий с формируемыми приоритетными технологическими платформами и пилотными проектами инновационных территориальных кластеров [9]. Модерни-

зация и экономический подъем в Северо-Кавказском регионе «...могут обеспечить структурные преобразования и использование современных экономических форм организации производства, включая и кластеры, для создания которых в регионе имеются все необходимые условия и предпосылки» [10, с. 295].

Представляется также целесообразным внимательно изучить положительный опыт инновационной деятельности национальных государственных корпораций [11], сформировать региональные государственные корпорации типа «Ростехнологии», «Ро-сатом», «Фонд содействия реформированию коммунального хозяйства» и др. Если это сложно и накладно для каждого субъекта СКФО, можно учредить такие госкорпорации на корпоративной основе для всего Северного Кавказа. Можно пойти и другим путем -создавать в субъектах СКФО филиалы национальных государственных корпораций для развертывания в них инновационной деятельности в соответствующих направлениях их специализации.

Мировой и отечественный опыт показывает, что одним из основных условий развития современной экономики знаний является массовое формирование и распространение инновационного (венчурного) предпринимательства. «...Венчурное предпринимательство становится неотъемлемой частью национальной инновационной системы: финансируя малые и средние инновационные предприятия, обеспечивая высокие темпы роста предприятий, венчурное предпринимательство содействует созданию новых и модернизации действующих производств на основе использования достижений науки и техники» [12, с. 359].

Становление и развитие венчурного бизнеса требует создания надежного финансового обеспечения. Эту задачу, на наш взгляд, необходимо решать путем формирования: во-первых, государственного финансового инновационного фонда и введения иных форм финансовой поддержки инновационного бизнеса; во-вторых, совместных государственно-частных венчурных инвестиционных, страховых, кредитных и иных фондов; в-третьих, частного и корпоративного венчурного капитала (фондов) за счет вложений частных лиц и предприятий, организаций, банков, страховых компаний, общественных (некоммерческих) организаций и т. д.

Одним из важных факторов инновационных преобразований в экономике должна стать инновационная политика и государственное управление инновационной деятельностью.

Действенные и эффективные меры государственного управления и поддержки инновационной деятельности на региональном уровне, на наш взгляд, могут предпри-нимаеться путем:

- разработки и реализации комплексных, целевых и отраслевых программ развития науки, техники и технологии;

- разработки и осуществления доктрин, концепций, стратегий и индикативных планов технического перевооружения отраслей экономики и социальной сферы;

- бюджетного финансирования и финансово-кредитной поддержки реализации приоритетных инновационных инвестиционных проектов;

- предоставления налоговых льгот и налоговых кредитов предприятиям, осуществляющим техническое перевооружение производства, освоение производства новых видов продукции, современных высоких технологий и т. д.

Дальнейшее развитие инновационной деятельности, использование достижений науки и высоких технологий позволит перевести экономику на инновационную модель развития, обеспечить ее конкурентоспособность и в перспективе преодолеть социально-экономическое отставание субъектов СКФО.

Литература

1. Новицкий Н.А. Инновационная экономика России: теоретико-методологические основы и стратегические приоритеты. - М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 328 с.

2. Ахмедуев А.Ш., Рабаданова А.А. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона. - М.: Экономика, 2013. - 307 с.

3. Ризаханова Ш.З. Теоретические основы оценки эффективности реализации социально-экономической политики государства на уровне региона // Вестник ДГУ. -2014. - Вып. 5. - С. 99-102.

4. Рабаданова А.А. Анализ современного состояния отраслей структуры экономики Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- № 3. - С. 99-105.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 № 98-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году».

6. Томилко Ю.В. О предпосылках формирования отраслевых инновационных кластеров в Краснодарском крае // Вестник ДГУ. - 2014. - Вып. 5. - С. 28-33.

7. Петросянц В.З., Дохолян С.В., Елисеева Е.М. Экономические проблемы развития северокавказских республик // Региональные проблемы преобразования экономики.

- 2012. - № 2. - С. 13-20.

8. Селезнев П.С., Трюэль Ж.-Л. Инструменты современной инновационной политики: сравнительный анализ опыта Франции и России // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 9. - С. 134-146.

9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

10. Газимагомедов Р.К. Современная региональная промышленная политика: кластерный подход. - Махачкала: ООО «Издательский дом «Новый день», 2006. - 344 с.

11. Янкаускас К.С., Зоидов З.К., Артамонов Д.Ю. Государственные корпорации в инновационно-технологическом развитии экономики // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2014. - № 8. - С. 168-174.

12. Козловская Э.А., Яковлева Е.А., Бучаев Я.Г., Гаджиев М.М. Институциональные проблемы инновационного развития экономики России. - Махачкала: Наука плюс, 2014. - 496 с.

Поступила в редакцию 20 июня 2014 г.

UDC 332.12

Innovative determinants of development and competitiveness of economy of North Caucasus regions

S.A. Ahmeduev1, K.A. Rabadanova2

1 Institution of Science, Institute for Socio-Economic Research, Dagestan Scientific Center, RAS mountains; Russia, 367030, Makhachkala, 75 М.Yaragsky Str.; achmeduev@mail.ru

2 Dagestan State Institute of National Economy; Россия, 367008, Makhachkala, 5 Ataev Street

The purpose of article is the comparative analysis of economic and social situation of subjects of North Caucasus federal district, an assessment of a technological level and competitiveness of their

economy in the conditions of globalization and integration of Russia and its regions into world economic space. The carried-out analysis shows sharp lag of social and economic and scientific and technical development in the whole North Caucasus Federal District and practically all of its subjects from the average Russian level on all macroeconomic indicators. Such lag is caused by the low level of development of innovative potential, lack of organized regional innovative systems in subjects of North Caucasus federal district, weak coordination of scientific and implementation activities for the entire chain.

The objective assessment of the economy state brings to a conclusion that, in all the subjects of North Caucasus Federal District, it doesn't meet the technological level of the modern requirements and is noncompetitive on domestic, let alone the world, markets. In this regard the major strategic task is ensuring breakthrough civilization development of subjects of North Caucasus federal district and first of all cardinal modernization of economy on the basis of modern achievements of science and technology, reorientation of all branches and spheres of economy to an innovative way of development. Innovative restructuring, breakthrough development and overcoming of lag of economy is also the most important condition of improvement of quality of life of the population and ensuring political stability on the North Caucasian region of Russia.

For the solution of such strategic task for subjects of North Caucasus federal district measures for development and effective use of innovative potential, formation in each subject of Federation of regional innovative system are offered, to a wide circulation and the state support of innovative (venture) business, improvement of methods of coordination and state regulation of innovative activities for all chain. In work modern forms of institutional structures which will organizationally and functionally allow to focus accurately all innovative activity on modernization of economy on the basis of modern achievements of science and technology are designated. The perspective directions of organizational structurization and an intensification of innovative activity are also formation in subjects of North Caucasus federal district of branch innovative clusters, regional state clusters

Keywords: innovations, innovative goods, innovative activity, innovative system, management of innovative activity.

Received 20 June, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.