УДК 378.12
ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ В СОДЕРЖАНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Шептуховский М.В.
Цель: определение некоторых инновационных направлений подготовки будущих учителей начальных классов.
Методология работы: системно-деятельностный подход, концепция информатизации начального образования.
Результаты: выявлены методические возможности использования
географического информационного ресурса Google Earth для инновационного преподавания курса «Окружающий мир» будущими учителями начальной школы.
Область применения результатов: методическая подготовка учителей начальной школы.
Ключевые слова: учитель начальных классов, окружающий мир,
информатизация, географическая карта.
INNOVATIVE ASPECTS IN THE MAINTENANCE OF GEOGRAPHICAL VOCATIONAL TRAINING OF TEACHERS OF INITIAL CLASSES
Sheptuhovsky M.V.
Purpose: definition of some innovative pedagogical technologies for vocational training of the future teachers of initial classes.
Work methodology: association of system and executing approaches, the concept of information of elementary education
Results: methodical possibilities of use of geographical information resource Google Earth for innovative teaching of a course "Mankind inhabitancy" by the future teachers of elementary school are revealed.
Scope of results: methodical aspect of vocational training of teachers of elementary school.
Keywords: the teacher of initial classes, mankind inhabitancy, information, a
map.
Подготовка будущих учителей начальной школы к преподаванию курса «Окружающий мир» находится в противоречивой ситуации. Требования существенно измененного стандарта начального общего образования (2009 г.) входят в противоречие с содержанием вузовских учебников, написанных в парадигме «знаниевой» педагогики. Все прекрасно понимают, что недалек тот день, когда все начальные школы будут оснащены компьютерами и подключены к сети Интернет. Однако, если компьютеризация школ и разработка программного обеспечения развиваются очень быстро, то осознание методической значимости этого процесса учителями значительно отстает. Это отрицательно влияет на будущих учителей уже в тот период, когда они еще только готовятся стать студентами: менталитет абитуриентов сформировался в условиях действия старой парадигмы. По этой же причине не меняет взглядов на процесс обучения школьников и характер педагогической практики опять-таки проходящей в подавляющем большинстве случаев в рамках устоявшихся традиций. Цель статьи заключается в том, чтобы показать будущим учителям некоторые методические возможности современных информационнокоммуникационных технологий, позволяющих использовать в обучении школьников принципиально новый географический методический инструментарий.
Содержание курса «Окружающий мир» характеризуется двумя компонентами: «природой» и «обществом», которые находятся в непрерывном единстве, а их интеграция обеспечена тем, что подавляющее большинство объектов и процессов развиваются и взаимодействуют в пределах географической оболочки Земли. На первый план выходит такая направленность действий учителя, которая акцентирует детское внимание на пространственно-временной аспект их бытия, то есть на территориальное рассмотрение всех процессов в режиме определенного исторического (эволюционного) времени. Для решения этой задачи всегда существовало одно средство - географическая карта (исторические карты являются разновидностью тематических географических карт).
Географическую карту академик Л.В.Занков назвал «образно-знаковой моделью действительности» [1, С.141]. Великий педагог и психолог прекрасно понимал сложность мыслительных процессов, которые нужно «включить» младшему школьнику для формирования соответствующего понятия. Педагоги-практики постоянно сталкиваются с огромными профессиональными трудностями, как частными, например, при формировании понятия о масштабе, так и общими, - в развитии пространственного мышления детей. Решение вопросов современного экологического образования младших школьников также не может полноценно осуществляться без опоры на географические карты, так как все экологические ситуации [3] приурочены к пространству и времени, развиваются в географической оболочке. По сути дела, географические карты в педагогике перестали выполнять функции моделей, которые только отражают объекты, находящиеся на земной поверхности, и, тем самым, выступают в роли пассивного наглядного пособия-иллюстрации. Карты стали важнейшим инструментом формирования географического мышления школьников, а их учебная деятельность, направленная на чтение карт с доступным анализом и проектированием процессов на картографической основе приобретают все признаки универсальных учебных действий [2],
которыми должен овладеть каждый образованный человек. Таким образом, без познания географических карт и способов работы с ними курс «Окружающий мир» не может полноценно влиять на образование младших школьников.
В основе Г осударственного образовательного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который «предполагает
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества» [4, С.4]. Младшие школьники с первых лет обучения должны овладевать компьютерной грамотностью и умением пользоваться новыми инструментальными средствами обучения. Современные школьники уже живут в значительной степени в «оцифрованной» среде, многим из них ближе и привычнее электронные модели окружающей действительности. Поэтому традиционные географические карты, изготовленные на бумажных носителях, перестают быть единственными и, главное, достаточными средствами познания окружающего мира. Пришел век нового типа карт - цифровых, равно как и новый век получения информации от реального окружающего мира, преобразованной в цифровой формат. И дело не в споре о том, какие карты обладают более выраженным педагогическим эффектом - привычные для нас, бумажные, или электронные. Несомненным остается то, что в век информатизации образования делать ставку только на старые средства обучения уже нельзя. Учитель должен учитывать очень быстрое и лавинообразное изменение всего образа жизни и оставаться в глазах детей авторитетом в области умения работы с новым типом информации, в том числе и в сфере работы с географическими картами.
В сети Интернет имеются различные варианты легкого и свободного доступа к космическим картам (например, Google Earth - Планета Земля), они стали доступнее, нежели прежние, например, топографические. Учителю необходимо научиться исследовать возможности Интернет-ресурсов, находить и осваивать этот новый инструмент обучения детей. Так, работа с космическими картами модифицирует и упрощает работу с понятием о
масштабе. Компьютер позволяет легко изменять масштаб любой отраженной на карте поверхности, делая процесс масштабирования наглядным (эмпирическим), что очень важно, учитывая особенности наглядно-образного мышления младших школьников. Меняющийся на мониторе уровень картографической генерализации с возрастанием детализации отображения земной поверхности гораздо проще усваивается школьником. Это связано с тем, что компьютер позволяет изменить сущность вхождения в понятие о масштабе - с абстрактного - на конкретный. Таким образом, проявляется одна из идей В.В.Давыдова о том, что «наличное бытие» (имеется в виду эмпирически воспринимаемый образ земной поверхности на экране монитора) является условием для формирования сложного научного понятия. При этом пользование компьютерными картами обогащается и тем, что одна и та же реальность (участок земной поверхности) одновременно изображается, как в обобщенном (схематическом) виде, собственно, в виде карты, так и в виде космического снимка. Снимок в сочетании с картой (причем, масштаб изменяется как на уровне карты, так и на уровне снимка) также создает эмпирическое наполнение сложной теоретической модели. Сочетание снимка и карты в одном масштабе и на одной поверхности экрана приводит к тому, что школьник может видеть уровни обобщения реальной поверхности. Это приводит его к пониманию того, что карта лишь отчасти отражает реальную поверхность.
Новые возможности представляют космические карты и по измерению расстояний. Собственно, здесь уже традиционное теоретическое определение масштаба и необходимость производить вычисления не играют прежней малоэффективной роли, ибо программа показывает расстояния автоматически. В сочетании с эмпирическим масштабированием определение расстояний вносит ощутимый вклад в формирование понятия о масштабе, ибо масштабируется не только карта (или космоснимок), но одновременно и линии промера расстояний между любыми выбранными объектами. Заметим, что
ребенок сам может изменять масштаб, как зависимость между двумя линейными размерами, используя динамические возможности компьютерных карт, то есть осуществлять продуктивную деятельность, которой не могло быть при работе с печатными аналогами.
Космические карты, по сравнению с привычными бумажными, не ограничивают учителя и школьников в выборе места изучения земной поверхности. Они охватывают всю Землю, доступными являются практически любые участки земного шара, а изложенные выше возможности работы с этими картами равным образом применимы и здесь. Если карту на бумажном носителе учителю нужно еще суметь достать, то доступность компьютерной картографической продукции ограничена лишь техническими возможностями выхода в Интернет и умением пользоваться несложными алгоритмами действий с сетевыми ресурсами. Вместе с тем, оцифрованная карта легко проецируется на мультимедийную доску, ее отдельные участки могут быть увеличены до нужных размеров, что расширяет возможности реализации принципа наглядности обучения.
Надо также указать на то, что компьютерные программы создают обширные возможности в использовании виртуального глобуса. Программа может заставить глобус вращаться в любом направлении, например, вокруг контуров любого объекта (материка или океана), и, что очень важно, может приблизить или удалить глобус от ученика - своеобразного космического наблюдателя. Этот аспект работы с компьютером гораздо большее насыщен возможностями по сравнению с привычным для нас реальным глобусом. Обычный глобус мы можем удалять или приближать к наблюдателю, и при этом изображенная на нем информация по объему не меняется. Виртуальный глобус - это глобус нового поколения, он принципиально иной. При удалении или приближении его на экране монитора его поверхность сильно изменяется, создавая действительный эффект приближения или удаления к земной поверхности. Чем ближе виртуальный глобус к наблюдателю, тем больше
деталей на его поверхности появляется. При этом соблюдается отмеченное выше правило: глобус может быть легко (практически, одновременно) представлен как в модельном варианте (в виде карты), так и в формате фотоснимка. Таким образом, с виртуальным земным шаром можно осуществлять массу действий: заставлять его двигаться (ближе-дальше, вращаться, «лететь» над ним в любом ракурсе), представлять в виде карты (схемы, или обобщенной модели), в виде космоснимка также в любом ракурсе, включать надписи географических объектов или убирать их, копировать отдельные фрагменты и представлять их в новых форматах, программах и т.п.. Виртуальный глобус дает возможность увидеть реальные объекты на поверхности Земли, в частности: города, их кварталы, отдельные дома, дороги, морской прибой, корабли, реки и озера, очаги возгораний и стихийных бедствий, облака, рельеф местности и многое другое.
Курс «Окружающий мир» рассчитан на ознакомление школьников не только с объектами природы, но и социума. Многие космические карты показывают распределение по территориям объектов культурно-исторического назначения, которые снабжаются фотографиями и видеозаписями. Такие карты могут выполнять не только ознакомительные функции, они являют собой образцы для создания собственных краеведческих карт. На скопированную космическую карту наносятся условные значки, создается легенда, привязываются фотографии интересных природных и культурно-исторических объектов. Такая работа не требует какой-то особой подготовки учителя. Вполне достаточно навыков работы со ставшими уже привычными для нас оффисными программами. Создание картографической продукции учителем и школьниками на самом доступном уровне может развиваться в контексте краеведческой исследовательской деятельности.
В заключение заметим, что интегративный подход к рассмотрению природно-социальных явлений в содержании курса «Окружающий мир» в начальной школе возможен на пространственно-временной основе в пределах
географической оболочки Земли. Интерактивные карты, созданные на данных дистанционного зондирования Земли, являются новым и эффективным средством обучения младших школьников. Предмет «Окружающий мир» имеет огромный потенциал в сравнении со всеми другими предметами начальной школы в том, что на него возлагаются большие надежды уменьшить «односторонность» работы младшего школьника с уже готовой «оцифрованной», но часто отвлеченной от реальной жизни информацией. Здесь появляется возможность показать школьникам значимость «оцифровки реального окружающего мира». Географические карты являются тем связующим мостиком между происходящими на земной поверхности реальными процессами, объектами и широкими возможностями их «прочтения» в отвлеченном, абстрактном формате.
Список литературы
1. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., Педагогика, 1990.
424 с.
2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
3. Кочуров Б. И. Экодиагностика и сбалансированное развитие: учебное пособие. Москва, Смоленск, Маджента, 2003. 384 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010. 31 с.
References
1. Zankov L.V. Izbrannye pedagogicheskie trudy [Selected Pedagogical Works]. M., Education, 1990. 424 p.
2. Asmolov A.G. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstvija v nachal'noj shkole: ot dejstvija k mysli: posobie dlja uchitelja [How to design a universal educational activities in elementary school: from ideas to action: handbook for teachers]. M., Education, 2008. 151 p.
3. Kochurov B.I. Jekodiagnostika i sbalansirovannoe razvitie: uchebnoe posobie [Kochurov B.I. Ekodiagnost^ and balanced development: training manual]. Moscow, Smolensk, Magenta, 2003. 384 p.
4. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obwego obrazovanija /Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii. [Federal State Educational Standard of primary education Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. M., Education, 2010. 31 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Шептуховский Михаил Васильевич, заведующий кафедрой географии и
методики обучения, доктор педагогических наук, доцент
Шуйский государственный педагогический университет
ул. 4 Пушкинская д.17, г. Шуя Ивановская область, 155900, Россия
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Sheptuhovsky Mikhail Vasilievich, head of department of geography and a technique of training, doctor, the senior lecturer
Shuya State Pedagogical University
17, 4th Pushkin street, Shuya, Ivanovo region, 155900, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент: Червова А.А., проректор по инновационному развитию и международной деятельности, д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»