Научная статья на тему 'Инновационное Управление ростом качества устойчивой транспортной инфраструктуры города на основе системы сбалансированных показателей'

Инновационное Управление ростом качества устойчивой транспортной инфраструктуры города на основе системы сбалансированных показателей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ / BALANCED SCORECARD / МОСКВА / MOSCOW / СИНГАПУР / SINGAPORE / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ГОРОДА / TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE CITY / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубец А.Ж.

Целью данной работы является оценка устойчивости развития транспортной инфраструктуры города Москвы, на базе активно используемого в бизнес среде, но нового для государственных, региональных и местных органов власти инструмента -сбалансированной системы показателей (далее ССП). Данная методика уже апробирована, в ряде крупнейших мегаполисов мира, в частности, в Сингапуре. Высокая эффективность данного инструмента в процессе оценки и обеспечения устойчивого развития транспортной инфраструктуры Сингапура, делает его исследование и адаптацию в Московских условиях перспективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION MANAGEMENT INCREASE THE QUALITY OF SUSTAINABLE TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE CITY BASED ON BALANCED SCORECARD

The aim of this work is to assess sustainability of transport infrastructure development of Moscow, on the basis of actively used in the business environment, but new to the state, regional and local authorities tool the balanced scorecard (hereinafter BSC). This technique has already been tested in some of the largest cities in the world, particularly in Singapore. The high efficiency of this instrument in the evaluation process and ensure sustainable development of the transport infrastructure of Singapore, makes it research and adaptation in Moscow promising.

Текст научной работы на тему «Инновационное Управление ростом качества устойчивой транспортной инфраструктуры города на основе системы сбалансированных показателей»

УДК 332.14

ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОСТОМ КАЧЕСТВА УСТОЙЧИВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Зубец А.Ж., аспирант, ассистент кафедры Экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, ЧОУ ВО «Московского

университета им. С.Ю. Витте», e-mail: Azubec@muiv.ru

Целью данной работы является оценка устойчивости развития транспортной инфраструктуры города Москвы, на базе активно используемого в бизнес среде, но нового для государственных, региональных и местныхорганов власти инструмента -сбалансированной системы показателей (далее ССП). Данная методика уже апробирована, в ряде крупнейших мегаполисов мира, в частности, в Сингапуре. Высокая эффективность данного инструмента в процессе оценки и обеспечения устойчивого развития транспортной инфраструктуры Сингапура, делает его исследованиеи адаптацию в Московских условиях перспективным.

Ключевые слова: сбалансированная система показателей, Москва, Сингапур, устойчивое Развитие; Инновации; Транспортная инфраструктура города, управление качеством.

INNOVATION MANAGEMENT INCREASE THE QUALITY OF SUSTAINABLE TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE CITY BASED ON BALANCED SCORECARD

Zubets A., the post-graduate student, assistant of the Urban and service sector economics chair, Moscow Witte University, e-mail: Azubec@muiv.ru

The aim of this work is to assess sustainability of transport infrastructure development of Moscow, on the basis of actively used in the business environment, but new to the state, regional and local authorities tool - the balanced scorecard (hereinafter BSC). This technique has already been tested in some of the largest cities in the world, particularly in Singapore. The high efficiency of this instrument in the evaluation process and ensure sustainable development of the transport infrastructure of Singapore, makes it research and adaptation in Moscow promising.

Keywords: balanced scorecard, Moscow, Singapore, sustainable development, innovation, transport infrastructure of the city, quality management.

Москва, в процессе роста столкнулась с проблемой развития транспортной инфраструктуры города, которая была и остается одним из ключевых драйвером возрастающей стоимости и уровня качества жизни городских территорий. В транспортной инфраструктуре города есть ряд сложных, проблемных областей, которые могут негативно сказаться на ее развитии в долгосрочной перспективе. Поэтому, с одной стороны необходимо выявлять, фиксировать и перенимать успешные аспекты развития транспорта в городах и выявлять причины их появления, с другой стороны - для нас важной задачей является выявление основных критических и проблемных областей, которые могут привести к неустойчивому развитию транспортной инфраструктуры в городах, в долгосрочном периоде. Для решения этих двух ключевых вопросов необходимо провести комплексную оценку транспортной инфраструктуры города Москвы на базе инновационного управленческого инструмента в данной сфере народного хозяйства - сбалансированной системы показателей (далее ССП) [3].

Для обеспечения устойчивости развития транспортной инфраструктуры города, требуется найти и выделить основные компонентов устойчивости. Наиболее широко распространено определение устойчивого развития от комиссии ООН по окружающей среде и развитию [6], согласно которому "устойчивое развитие - это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности". Из этого определения вытекает понятие устойчивого развития в его трех основных составляющих: экономической, социальной и экологической.

Экономическая составляющая включает непрерывное обеспечениехозяйственной системы города необходимыми ресурсами. Социальная устойчивостьподразумевает сохранение механизмов социальной поддержки людей, различных сообществ. Экологическая устойчивость предполагает, что потребление и эксплуатация природных ресурсов не выходит за рамки экологической«емкости» местной и глобальной окружающей среды, котораяостается благодаря этому пригодной для жизни следующих поколений.

Основные критерии, на базе которых строится сбалансированная система показателей, включают: удовлетворенность клиентов, финансовое состояние, внутренние процессы и инноваций и совершенствования деятельности. На начальном этапе сбалансированная система показателей была разработана для

использования коммерческими организациями.Однако, со временем, благодаря своей эффективности он получила распространение в некоммерческих и общественных секторах экономики развитых стран. В связи с этим, структура критериев была изменена для удовлетворения потребностей этих организаций [3].

В тот период развития инструмента, в коммерческих секторахосновной стратегической задачей были определенные финансовыерезультаты. Поэтому финансы находились на верхнем ярусе в иерархии критериев ССП, после чего следовали клиенты, внутренние процессы и обучение и рост.В некоммерческом секторе основную миссию и видение строили не на финансовых целях. Для этих некоммерческих компаний, государственных учреждений миссия часто заключалась в удовлетворении клиентов, а не в получении прибыли. Однако со временем в компаниях этого сектора экономики пришло понимание, что приоритетность качественной работы с клиентами способствует повышению финансовых показателей.

На микроуровне в транспортной инфраструктуре могут функционировать многочисленные частные компании, в то время как сектор городского пассажирского транспортаявляется, по сути, государственной организацией, чья миссия и видение в строятся на предоставлении качественных транспортных услуг своим пользователям, и в то же время,на защите окружающей среды и поддержании функционированияхозяйственной системы города. Поэтому система сбалансированных показателей, которая используется в настоящем исследовании, разработана специально для городского транспорта и не сфокусирована на финансовых показателях[8].

В сфере устойчивого развития транспортной инфраструктуры города, миссия и видение тесносвязанны с предоставлением качественных услуг для пассажиров. На рисунке 1 представлена схема ССП устойчивого развития транспортной инфраструктуры города. Как наиболее важные для транспортной сферы города,критерии, связанные с клиентами и финансовыми результатами, остаются сверху, далее идуткритерии внутренних процессов, обучения и роста.

Каждая группа критериев сбалансированной системы показателей охватывает ряд разделов, касающихся устойчивости в секторе городского транспорта. Кроме того, каждый из разделов содержит группу индикаторов устойчивости, которые отражают существующие и требуемые стратегические показатели устойчивого

Рисунок 1. схема взаимодействия в ССП критериев и их разделов Источник: [8]

развития транспортной инфраструктуры города. Данная иерархия представлена на рисунке 2.

В сбалансированной системе показателей есть в общей сложности четыре критерия устойчивости включающих в себя десять разделовв рамках перспектив сбалансированной системы показателей. В общей сложности 43 показатели устойчивости распределены по данным разделам. В таблице 1 представлен набор данных показателей.

Методика работы с ССП для оценки действующего состояния транспортной инфраструктуры включает в себя два этапа: (1) Определение оценка для отдельного показателя и (2) объединения баллов отдельных индикаторов в итоговую суммарную оценку по разделам и критериям и формирование единого итога для всей ССП.

Формирование баллов по показателям ССП происходило по комбинированному подходу, в которыйвошли следующие инструменты:

1. обзор литературы;

2. анкетирование пассажиров в интернете и непосредственно, на транспорте.

Во всех случаях оценка была дана каждому показателю по пятибалльной шкале Лайкерта: 1: очень плохое, 2: плохо, 3: средний, 4: хорошо 5: отлично

Обзор литературы: всеобъемлющий обзор литературы включает анализ государственной политики и стратегий, целевых программ,генеральных планов, а также пресс-релизы департаментов Московского правительства, новости, статьи, опубликованные работы и сведений с веб-порталов соответствующих организаций. Оценка определялась по каждому из показателей, опираясь на субъективные знания из обзора литературы.

Анкетирование пассажиров: из 43 показателей в сбалансированной системе показателей 6 индикаторов первого раздела были сформированы, благодаря анкетированию 50 пассажиров ГПТ Москвы, посредством либо прямого опроса на объектах транспортной инфраструктуры города, либо анкетирования через специальную электронную систему анкетирования (anketolog.ru). Оценка для каждого из 6 показателей,

была получена путем усреднения баллов, полученных по общему результату проведенного опроса.

Раздел «удовлетворенность потребителя и социальная стабильность» получил достаточно низкий балл, чем ожидалось, вследствие неудовлетворенности потребителей стоимостью проезда, уровнем комфорта в процессе перевозки и территориальным расположением объектов транспортной инфраструктуры.

Что касается раздела «Защиты окружающей среды», то здесь мы вынужденные говорить о неоднозначной текущей ситуации. С одной стороны, наблюдается снижение объема выбросов вредных веществ в атмосферу Москвы с 2010 года на 40%[2]. Эта динамика, скорее всего,обусловлена значительным периодом времени, способствовавшему снижению общего уровня опасных для здоровья химических соединений, превышение которых произошло в связи с формировании смога над Москвой летом 2010, вызванного возгоранием торфяников, нежели введением правительством Москвы запрета с 1 марта 2013 годана транзитный проезд большегрузных фур через город в дневные часы. Следствие данных мер также в перспективе должно благоприятно сказаться на экологии города, однако, сейчас экспертам сложно дать оценку результатов данных мер.Кроме того, ГУП «Мосгортранс»

Рисунок 2. иерархия управления в предлагаемойССП Источник: [2,8]

Таблица 1. динамика основных финансовых показателей ГУП «Мосгортранс»

2011 2012 2013 2014

Выручка (тыс.руб.) 35827717 40930588 45053299 40384407

Чистая прибыль (тыс.руб.) -304696 417283 19042 -5930651

Источник: [1]

разрабатывает и согласовывает проекты ПДВ (предельно допустимых выбросов), ПНООЛР (проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение), рассчитывает квартальные и годовые платежи за загрязнение окружающей среды, составляет и согласовывает технические отчеты по продлению лимитов отходов, ведет инструментальный контроль выбросов газоочистного оборудования, составляет формы отчетности «2ТП - Воздух», «2ТП - Отходы» [6].

С другой стороны, уровень загрязненности атмосферы города по стандартному индексу концентрации примесей (в Москве 6,6 при норме до 1) и наибольшая повторяемость превышения допустимой нормы выбросов (в Москве 4,3 при норме в 0%) оценивается экспертами, как «повышенная» или загрязненная. По этому показателю, по загрязнению воды и влиянию на экологическую обстановку в глобальном масштабе, подраздел получает «удовлетворительно».

В разделе «Доход и экономический рост» нами анализировалась эффективность работы ГУП «Мосгортранс» и результаты его экономической деятельности. Существующие сведения опирающиеся на отчеты предприятия, говорят о нисходящей динамике объемов чистой прибыли предприятия, несмотря на устойчивый рост (до 1 января 2014) выручки от реализованных услуг. 2014 год компания закончила с убытками в 5930651 тыс. рублей [1] (таблица 2 ).

Касаясь подраздела «Эффективное управление расходами», важно отметить, что в текущий, кризисный этап экономического цикла в России, компания проходит через тяжелый путь реструктуризации, что также ведет к сокращению числа, машинистов, водителей, сотрудников, негативно сказывается на уровне безработицы в городе. В перспективе это может негативно сказаться и на эффективности работы всей транспортной инфраструктуры города по причине ухода высоко квалифицированных работников. В тоже время, руководством унитарного предприятия ведется поиск сокращения расходов для дальнейшей модернизации подвижных составов, введение в строй новых их разновидностей, функционирующих на газовых и электрических двигателях.

Подраздел «Эффективность институтов» позволяет выставить высокую отметку, поскольку правительством Москвы последовательно и результативно внедряются институты конкурсного отбора частных компаний-перевозчиков, институты, создающие возможность для привлечения будущих арендаторов коммерческих площадей.

Подраздел «Строительство и землепользование» также получает высокий балл, ввиду активной интеграции различных видов транспорта в Москве посредством строительства транспортно-пересадочных узлов, формирование качественной системы парковочного пространства, своевременно реагирующей на несанкционированную парковку личного транспорта.

В выставление единой оценки по подразделу «Управление способами передвижения» вызвало ряд сложностей, в виду разделившихся по эффективности показателей. С одной стороны, активно работает программа и мероприятия по повышению популярности общественного транспорта, проводятся специализированные мероприятия для привлечения населения. Развивается система аренды велосипедов и каршеринга, уже для ежедневного использования доступны 300 станций велопроката, 2500 велосипедов и 500 автомобилей. Москвичи за 5 месяцев 2015 года уже совершили около 800 тысяч поездок посредством системы велопроката, выделены 200 км велосипедных дорожек [4].

С другой стороны, негативно сказывается отсутствие у нас необходимого опыта в транспортных планировании, в частности в управлении спросом на перевозки и в обеспечении необходимой инфраструктурой. Это выливается, в частности, в проблемах с популяризацией экологически чистого транспорта. Согласно официальной статистике, газ в качестве официального топлива используют лишь 100 тыс. автомобилей в России. В планах Министерства энергетики стоит задача увеличить их количество в 25 раз к 2030 году - до 2,5 млн. автомобилей [5]. Но сделать это невозможно, если количество самих газовых АЗС, например, в

Москве, составляет, лишь 20-30 единиц. Отсутствие парковочных мест рядом с домами требует не просто контроля над количеством личного транспорта, но и финансирования строительства крупных подземных паркингов в пределах Садового кольца, формирования обязательного для девелоперов требования по обеспечению будущих собственников квартир парковочными местами.

Давая оценку по показателям подраздела «внедрение умных технологий», важно отметить, что Московский мегаполис один из нескольких городов в нашей стране, в котором уже налажена и эффективно функционирует интеллектуальная транспортная система. Здесь внедряются новые формы координации движения пассажиров и водителей, такие как: информационные табло на остановках с временем подхода следующего транспортного средства, информационные табло для водителей с информацией о заторах в данном районе и др. Активно закупаются и внедряются инновационные виды транспортных средств, например, скоростной трамвай. Эффективно функционирует единый электронный платежный документ «Тройка», позволяющий пользоваться не только всеми видами транспорта находящегося под непосредственным контролем ГУП «Мосгортранс» (автобусы, трамваи, троллейбусы), но и метрополитеном. Кроме того, пополнение данной карты теперь возможно не только в кассах, но и в автоматах на станциях и через интернет. Платных дорог и зон в Москве на данный момент нет и это значительное преимущество транспортной инфраструктуры нашего мегаполиса, поскольку адекватные существующему уровню благосостояния нашего населения регламенты и ценовые механизмы еще проходят апробацию на платных дорогах в Московской области. И согласно текущей ситуации не достаточно успешно. Также неэффективной была признана схема платного въезда в центр Лондона, которая привела к значительным убыткам арендаторов коммерческих площадей в этом районе города.

В подразделе «поведение сотрудников, обратная связь и адаптация» выбранная оценка обоснована существующей системой подготовки и повышения квалификации кадров на базе собственного учебного комбината. Участие в городской целевой программы развития начального и среднего профессионального образования в г. Москве «Рабочие кадры», направленной на формирования молодых специалистов, совместно сГОУ СПО Электромеханический колледж № 55, ГОУ СПО Политехнический колледж № 31, Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом МАДИ, Московский энергетический институт (Технический университет) способствуют принятию на работу уже сложившихся, компетентных сотрудников и водителей. Правительством Москвы и ГУП «Мосгортранс» совместно создана система информирования о нарушении водителями правил ПДД, проводится ежемесячная аттестация водителей. К сожалению данная система ограничена в адаптации к изменению демографических ожиданий в городе [6].

В заключительном разделе «Исследования и инновации», важно подчеркнуть, чтов подвижном составе электротранспорта, поставляемом в ГУП «Мосгортранс» в последние годы, в целом реализованы самые современные инновации в сфере пассажирского транспорта. Подвижной состав оснащен:

- энергосберегающей электронной системой управления и асинхронными тяговыми двигателями, что соответствует современным требованиям и позволяет обеспечить высокие динамические характеристики, плавность хода и снижение уровня шума;

- системами бортовой диагностики, контролирующими работу основных агрегатов во время эксплуатации, информационной системой, включающей электронные маршрутные указатели, электронное табло и синхронно работающий с ним речевой информатор;

- системой автоматического контроля оплаты проезда.

При изготовлении подвижного состава электротранспорта были реализованы технические требования, способствующие улучшению потребительских свойств подвижного состава, повышению уровня комфортности пассажироперевозок, в том числе:

Таблица 2. Распределение баллов по индикаторам представленных разделов ССП

№ Критерия, Раздела Индикаторы устойчивости Баллы

I.I. Территориальная доступность; 3

Своевременность прибытия и время поездки; t

Доступность по цене; 3

Уровень сервиса и комфорта; 3

Уровень безопасности; 4

Социальное равенство и стабильность. 5

Итого но разделу: 3,6

1.2. Влияние па окружающую среду в глобальном масштабе; 3

Влияние на местное воздушное загрязнение; 3

Контроль за шумовым загрязнением; 3

Устойчивый контроль за отходами; 4

Контроль за потреблением энергии. 4

Итого по разделу: 2,8

11.1, Гост дохода; 1

Управление передвижением и спросом на поездки; 3

Рост занятости. 3

Итого но разделу: 2,3

11.2. Эффективное распределение издержек; 3

Экономия внешних издержек. 4

Итого по разделу: 3,5

Ill.l. Институциональные границы и их вместимость; 5

Интегрирован и ость и эффективность ИНСТИТУТОВ. 4

Итого по разделу: 4,5

111.2. Землепользование и интегрированноегь транспорта; 5

Управление и качество транспортной инфраструктуры; 4

Управление иарковочными возможностями. 4

Итого но разделу: 4,3

11,3. Продвижение общественного транспорта; 4

Контроль над количеством личного транспорта; 1

Адаптация городского пространства для механического (велосипедного) транспорта; 5

Интеграция способов передвижения пассажиров; 5

Эффективность коммерческого грузового транспорта; 3

Продвижение экологически чистого транспорта; 5

Продвижение практики «car-share». 3

И гиги по разделу: 3,9

III.4. Стандарт автомобильных выбросов; 3

1 [овые топливные стандарты; 4

Электронные пополняемые платежные карты; 4

Электронные платежи за пользование дорогами; 1

Умные инфраструктурные технологии; 3

Умные технологии в транспортных средствах; 4

Повышение информированности пассажира; 5

Управление конфликтами и чрезвычайными ситуациями. 5

Итого по разделу: 3,7

IV. 1, Компетентность и образованность; 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совершенствование навыков и тренинги; 4

Законодательство и его исполнение; 5

Партнерство с государством; 3

Лидерство и политическая динамика; 4

Приспособление к изменениям ожиданий и демографии. 3

Итого по разделу: 4

IV.2. Новые инновации и практики; 4

Исследования и развитие. 3

Итого по разделу: 3,5

- укомплектовка подвижного состава бортовым навигационно-связным терминалом (БНСТ) с использованием спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/ОРЗ;

- установка в салонах трамваев не менее 3 камер видеонаблюдения в антивандальном корпусе;

- возможность ступенчатого регулирования интенсивности отопления в зависимости от температуры воздуха в салоне трамвая[6].

Упомянутые инновации отвечают современным стандартам развития транспортной инфраструктуры города, однако количество разрабатываемых и внедряемых инноваций в сравнении рядом

восточных мегаполисов является недостаточным.

На базе полученных оценок мы можем составить радиальную диаграмму и сопоставить развитие транспортной Москвы с развитием транспортной инфраструктуры в Сингапуре(рисунок 3).

В данном исследовании была предпринята попытка оценить эффективность устойчивого развития транспортной инфраструктуры городаМосквы в рамках сбалансированной системы показателей. Результаты показывают, что система сбалансированных показателей является весьма желательным для стратегического управления и оценки устойчивого развития городского транспорта, так как

Рисунок 3. результирующая схемадля сравнения Москвы и Сингапура Источник: схема взята из [8] дополнена автором

данный инструмент создает целостные структуры для анализа разных аспектов городского транспорта, основных критических зон, сильных и слабых сторон. Данный подход способствует формированию соответствующих превентивных мер, для решения выявленных проблем.

Как нам стало понятно из результатов исследования, в сравнении с результатами Сингапура, в случае Москвы, общая производительность транспортной инфраструктуры города проявляется на хорошем и удовлетворительном уровне. Ключевые направления развития, благодаря которымМосква занимается первое место в Российской Федерации по развитию транспортной инфраструктуре города и столица входит в первую десятку агломераций по этому показателю, заключаются в эффективной институциональной структуре,которая сейчас получила новое, качественное развитие иразвитой системестроительства и землепользования.

С другой стороны,низкий уровень удовлетворенности пассажиров, высокие выбросы углекислого газа, низкая диверсификация используемых источников энергии для транспорта, неблагополучное финансовое состояние ГУП «Мосгортранс», отсутствие опыта в управлении спросом на перевозки и недостаточный объем применения инновационных подходов к решению проблем и внедрения передовых технологий- требуют дополнительных сил, мероприятий и инвестиций в своем развитии.

Литература:

1. База данных «Контрагент» [Электронный ресурс]. URL.: http://www.k-agent.ru/catalog/7705002602-1037739376223 (дата обращения: 15.03.2016)

2. Бюллетень загрязнения окружающей среды Московского региона. [Электронный ресурс]. 2014 г. URL.:http://ecomos.ru/ kadr22/sostojanieZagrOSgod.asp (дата обращения: 15.03.2016)

3. Каплан Р. С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп—Бизнес». 2003. 304 с.

4. Ликсутов М. С. Изменение модели транспортного поведения в мегаполисе. [Электронный ресурс]. URL.: http://dt.mos.ru/ legislation/presentation/files/muf_15.10.2015.pdf (дата обращения: 15.03.2016)

5. Сколько автомобилей используют газ в качестве топлива? Портал издания Коммерсант [Электронный ресурс]. URL.: http:// www.kommersant.ru/doc/2194971 (дата обращения: 15.03.2016)

6. Портал ГУП «Мосгортранс». [Электронный ресурс^Мр:// www.mosgortrans.ru/(дата обращения: 15.03.2016)

7. UNGA (United Nations General Assembly). (1987). Reportof the World Commission on Environment and Development: Our Common Future. Development and International Cooperation: Environment

8. Habibur R., HoongCh. Sustainableurbantransportin Singapore: a balanced scorecard // OIDA International Journal of Sustainable Development. Singapore. 2011. P.19-41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.