Научная статья на тему 'Система сбалансированных показателей деятельности предприятий транспортного комплекса'

Система сбалансированных показателей деятельности предприятий транспортного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / TRANSPORT / СБАЛАНСИРОВАННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / BALANCED INDICATORS / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Словеснова Александра Дмитриевна

Современную городскую инфраструктуру невозможно представить без развитого транспортного комплекса, в состав которого часто входит и наземный общественный пассажирский транспорт. Качество транспортного обслуживания зависит от многих факторов и определяется достаточно большим количеством критериев. Высокая экономическая эффективность работы предприятий общественного пассажирского транспорта позволяет снизить расходные части городских бюджетов, перенаправив средства на обеспечение других социальных нужд населения. В статье предложена система сбалансированных показателей деятельности предприятий городского пассажирского общественного транспорта, позволяющая осуществлять контроль динамики определенных показателей, которая позволит объективно и всесторонне отражать деятельность предприятий транспортного комплекса. С помощью разработанной системы можно выявлять положительные и негативные факторы, причины, их вызывающие, и применять своевременные корректирующие воздействия для повышения качества и эффективности транспортного обслуживания населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система сбалансированных показателей деятельности предприятий транспортного комплекса»

SYSTEM OF BALANCED INDICATORS OF ACTIVITY OF ENTERPRISES OF TRANSPORT COMPLEX Slovesnova A.D. (Russian Federation) Email: [email protected]

Slovesnova Alexandra Dmitrievna - Undergraduate, COURSE: ECONOMICS OFENTREPRENEURSHIP, THE DEPARTMENT OF ECONOMICS IN THE ENERGY INDUSTRY, NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY MOSCOW POWER ENGINEERING INSTITUTE, MOSCOW

Abstract: modern urban infrastructure can not be imagined without a developed transport complex, which often includes ground public passenger transport. The quality of transport services depends on many factors and is determined by a sufficiently large number of criteria. High economic efficiency of public passenger transport enterprises is allowed to reduce the expenditure parts of city budgets, redirecting funds to meet other social needs of the population. In the presented article the System of the balanced indicators of activity of the enterprises of city passenger public transport allowing to carry out the control of dynamics of the certain indicators will allow objectively and comprehensively reflecting activity of the enterprises of a transport complex is offered. With the help of the developed system, it is possible to identify positive and negative factors, their causes and apply timely corrective actions to improve the quality and efficiency of transport services for the population. Keywords: transport, balanced indicators, infrastructure.

СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТНОГО

КОМПЛЕКСА Словеснова А.Д. (Российская Федерация)

Словеснова Александра Дмитриевна - магистрант,

направление: экономика предпринимательства, кафедра экономики в энергетике и промышленности, Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт, г. Москва

Аннотация: современную городскую инфраструктуру невозможно представить без развитого транспортного комплекса, в состав которого часто входит и наземный общественный пассажирский транспорт. Качество транспортного обслуживания зависит от многих факторов и определяется достаточно большим количеством критериев. Высокая экономическая эффективность работы предприятий общественного пассажирского транспорта позволяет снизить расходные части городских бюджетов, перенаправив средства на обеспечение других социальных нужд населения. В статье предложена система сбалансированных показателей деятельности предприятий городского пассажирского общественного транспорта, позволяющая осуществлять контроль динамики определенных показателей, которая позволит объективно и всесторонне отражать деятельность предприятий транспортного комплекса. С помощью разработанной системы можно выявлять положительные и негативные факторы, причины, их вызывающие, и применять своевременные корректирующие воздействия для повышения качества и эффективности транспортного обслуживания населения.

Ключевые слова: транспорт, сбалансированные показатели, инфраструктура.

В составе транспортного комплекса города Москвы значительную долю занимает наземный городской пассажирский транспорт. Перевозки пассажиров автобусными, троллейбусными и трамвайными маршрутами осуществляет государственной унитарное предприятие города Москвы «Мосгортранс». ГУП «Мосгортранс» — основной в столице и крупнейший в Европе оператор системы наземного городского пассажирского транспорта. Услугами городского наземного общественного транспорта Москвы ежедневно пользуются более 5,5 миллионов человек, что составляет примерно 35 процентов общего объема пассажироперевозок, осуществляемых в городе общественным транспортом [1].

От эффективности работы подразделений этого предприятия зависит качество оказания услуг населению, безопасности и комфортность поездок, удобство и доступность транспортных услуг. Кроме того, большое значение имеет и объем средств, направляемых из городского бюджета в качестве субсидий на содержание этой части транспортной инфраструктуры города.

Для контроля и анализа функционирования этого предприятия, его структурных подразделений, а также подобных предприятий общественного пассажирского транспорта, действующих на территории Российской Федерации, автором предлагается следующая Система сбалансированных показателей хозяйственной деятельности (таблица 1).

Таблица 1. Система сбалансированных показателей деятельности предприятий городского пассажирского общественного транспорта

Показатель Единица измерения

Блок 1. Удовлетворенность пассажиров качеством услуг

1.1 Удовлетворенность системой приобретения проездных документов Балл.

1.2 Оценка соотношения «цена - качество» Балл.

1.3 Удовлетворенность качеством обслуживания Балл.

1.4 Оценка безопасности Балл.

1.5 Уровень удобства расположения маршрутной схемы движения и остановочных пунктов Балл.

Блок 2. Безопасность движения

2.1 Количество случаев ДТП Ед.

2.1.1 в том числе по вине водителей филиала Ед.

2.2 Количество случаев ДТП с пострадавшими Ед.

2.2.1 в том числе по вине водителей филиала Ед.

Блок 3. Основная деятельность (перевозки)

3.1 Пассажирооборот Тыс. пасс.-км

3.2 Место-километры Тыс.

3.3 Количество перевезенных пассажиров Тыс. чел.

3.4 Пробег транспортных средств Тыс. км

3.5 Дальность поездки Км

3.6 Наполняемость салона 1 м кв. в часы «пик» без учета мест сидений Чел.

3.7 Потеряно рейсов Ед.

3.8 Регулярность движения %

3.9 Количество отказов технических средств Ед.

3.10 Время простоя транспорта по причине технической неисправности час.

3.11 Износ подвижного состава %

Блок 4. Ремонт транспортных средств

4.1 Себестоимость капитального ремонта пассажирских транспортных средств Тыс. руб.

4.2 Себестоимость плановых и текущих ремонтов, технического обслуживания подвижного состава Тыс. руб.

Блок 5. Использование и развитие персонала

5. 1 Штатная численность Чел.

5.2 Среднесписочная численность Чел.

5.3 Укомплектованность кадрами %

5.4 Производительность труда Тыс. пасс.- км/чел.

5.5 Среднемесячная заработная плата Руб.

5.6 Удовлетворенность сотрудников системой организации труда, системой вознаграждения Балл.

5.7 Доля работников со стажем работы более 5 лет %

Блок 6. Охрана труда

6.1 Количество несчастных случаев Ед.

6.2 Доля затрат на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в эксплуатационных расходах % %

Блок 7. Финансы

7.1 Выручка от перевозок пассажиров, полностью оплачивающих проезд Млн руб.

7.2 Выручка от перевозок пассажиров льготных категорий Млн руб.

7.3 Доходная ставка на 1 пассажира, полностью оплачивающего проезд Руб.

7.4 Доходная ставка на 1 пассажира льготных категорий Руб.

7.5 Себестоимость перевозки всего Млн руб.

7.6 Себестоимость перевозки 1 пассажира Руб.

7.7 Прибыль

7.7 Рентабельность %

Блок 8. Система корпоративного управления

8.1 Наличие миссии, цели, стратегии (программы) развития организации и осведомленность персонала о них Балл.

8.2 Уровень открытости и доступности информации об организации Балл.

8.3 Доля постоянных затрат в общем объеме расходов %

8.4 Доля документации, представляемой в электронном виде %

8.6 Уровень лояльности персонала Балл.

8.7 Наличие случаев возникновения имиджевых рисков (нарушение условий договоров и контрактов, участие в судебных разбирательствах) Ед.

По каждому блоку необходимо выделить следующие ключевые показатели, которые в наибольшей степени отражают меру эффективности работы организации:

Блок 1. Удовлетворенность пассажиров качеством услуг - Оценка соотношения «цена - качество»;

Блок 2. Безопасность движения - Количество случаев ДТП с пострадавшими;

Блок 3. Основная деятельность (перевозки) - Количество перевезенных пассажиров;

Блок 4. Ремонт транспортных средств - Себестоимость плановых и текущих ремонтов, технического обслуживания подвижного состава;

Блок 5. Использование и развитие персонала - Производительность труда и среднемесячная заработная плата;

Блок 6. Охрана труда - Количество несчастных случаев;

Блок 7. Финансы - Рентабельность;

Блок 8. Система корпоративного управления - Наличие миссии, цели, стратегии (программы) развития организации и осведомленность персонала о них.

Контроль динамики выбранных показателей позволит объективно и всесторонне оценивать деятельность предприятий наземного городского общественного пассажирского транспорта. С помощью разработанной Системы сбалансированных показателей можно выявлять положительные и негативные факторы, причины их вызывающие и применять своевременные корректирующие воздействия для повышения качества и эффективности транспортного обслуживания населения.

Список литературы /References

1. Официальный сайт филиала ГУП «Мосгортранс». [Электронный ресурс]. Режим

доступа: http://www.mosgortrans.ru/ (дата обращения: 15.11.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.