Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ (НА ПРИМЕРЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ (НА ПРИМЕРЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕДПРИЯТИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бухтиярова Т.И., Крутчанкова К.А.

В статье рассматривается реализация стратегии инновационного развития экономики, которая является безальтернативной в условиях глобализации и вступления России в ВТО и предполагает соответствующие изменения в сложившейся системе управления в АПК и сельских территориях. Авторы анализируют термин «инновации» и смежные с ним понятия, на примере Курганской области дают характеристику агропромышленному комплексу Российской Федерации. В частности, рассматривается социально-экономическое положение Уральского федерального округа, описываются инновационные процессы в регионе, оцениваются имеющийся у него инновационный потенциал, применяемые и разрабатываемые инновационные технологии, приводятся статистические данные. Выделяются приоритетные направления инновационного развития. Положительно оцениваются внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, технологическое переоснащение отрасли, улучшение качества посевного материала, увеличение объема применяемых удобрений. Отмечается необходимость разработки инновационной политики и стратегии на региональном уровне, формирования адекватного организационно-экономического механизма функционирования АПК, совершенствования системы подготовки инновационно восприимчивых и инновационно активных кадров.The article discusses the implementation of the strategy of innovative development of the economy, which is a non-alternative in the context of globalization and joining Russia to WTO and suggests appropriate changes in the current system of management in the agroindustrial complex and rural territories. The authors analyze the term «innovation» and related concepts, give characteristics of the agro-industrial complex of the Russian Federation on the example of the Kurgan region. In particular, the socio-economic situation of the Urals Federal district is examined, the innovative processes in the region are described, existing innovative potential altogether with the applied and developed innovative technologies are evaluated, statistical data are given.There are highlighted the priority directions of innovative development. The implementation of the energy saving technologies, technological upgrading of the industry, improvement of quality of sowing material, increasing the amount of applied fertilizers are positively evaluated. The article notes the necessity of development of innovative policies and strategies at the regional level, formation of adequate organizational and economic mechanism of functioning of the agroindustrial complex, improvement of the system of training of innovation susceptible and innovatively active cadres.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ (НА ПРИМЕРЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ)»

УДК 338.436.33(470.5)

ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

(НА ПРИМЕРЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Innovative management of agro-industrial complex (on the example of the Kurgan region)

Т. И. Бухтиярова, доктор экономических наук, профессор кафедры аудита и анализа хозяйственной деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, Челябинский филиал

(Челябинск, ул. Трубников, д. 3, кв. 37)

К. А. Крутчанкова, аспирант кафедры статистики и экономического анализа Курганской государственной сельскохозяйственной академии

(Курган, ул. Б. Хмельницкого, 70)

Рецензент: Б. А. Воронин, доктор юридических наук, профессор УрГАУ

Аннотация

В статье рассматривается реализация стратегии инновационного развития экономики, которая является безальтернативной в условиях глобализации и вступления России в ВТО и предполагает соответствующие изменения в сложившейся системе управления в АПК и сельских территориях.

Авторы анализируют термин «инновации» и смежные с ним понятия, на примере Курганской области дают характеристику агропромышленному комплексу Российской Федерации. В частности, рассматривается социально-экономическое положение Уральского федерального округа, описываются инновационные процессы в регионе, оцениваются имеющийся у него инновационный потенциал, применяемые и разрабатываемые инновационные технологии, приводятся статистические данные.

Выделяются приоритетные направления инновационного развития. Положительно оцениваются внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, технологическое переоснащение отрасли, улучшение качества посевного материала, увеличение объема применяемых удобрений. Отмечается необходимость разработки инновационной политики и стратегии на региональном уровне, формирования адекватного организационно-экономического механизма функционирования АПК, совершенствования системы подготовки инновационно восприимчивых и инновационно активных кадров.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, ресурсосберегающие технологии, предприятия, агропромышленный комплекс, Курганская область.

Summary

The article discusses the implementation of the strategy of innovative development of the economy, which is a non-alternative in the context of globalization and joining Russia to WTO and suggests appropriate changes in the current system of management in the agroindustrial complex and rural territories.

The authors analyze the term «innovation» and related concepts, give characteristics of the agro-industrial complex of the Russian Federation on the example of the Kurgan region. In particular, the socio-economic situation of the Urals Federal district is examined, the innovative processes in the region are described, existing innovative potential altogether with the applied and developed innovative technologies are evaluated, statistical data are given.There are highlighted the priority directions of innovative development. The implementation of the energy saving technologies, technological upgrading of the industry, improvement of quality of sowing material, increasing the amount of applied fertilizers are positively evaluated. The article notes the necessity of development of innovative policies and strategies at the regional level, formation of adequate organizational and economic mechanism of functioning of the agroindustrial complex, improvement of the system of training of innovation susceptible and innovatively active cadres.

Keywords: innovations, investments, resource saving technologies, enterprise, agriculture, the Kurgan region.

Стратегия инновационного развития экономики является безальтернативной в условиях глобализации и вступления России в ВТО и предполагает соответствующие изменения в сложившейся системе управления в АПК и сельских территориях.

Инновационная деятельность характеризуется многоуровневостью, наличием промежуточных стадий, на которых новая идея приобретает четкие очертания.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое.

Международные стандарты и рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций определяют инновации как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынок, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация является следствием инновационной деятельности [7].

Сущность инновации заключается, по нашему мнению, в качестве результата и процесса в виде новых потребительных стоимостей. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночной экономики должна выступать новизна ее потребительских свойств. Непременными ее характеристиками являются научно-техническая новизна и применимость в производстве [7].

В России существенно возрастает роль инновационной активности во всех сферах народного хозяйства. Уровень инновационной активности предприятий промышленного производства в 2000-е гг. составлял 9,3-10,6 %. В сфере услуг инновационные процессы имеют определяющее значение для отрасли связи и деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, показывающих более высокий по сравнению с промышленным производством уровень инновационной активности - от 12 до 15 %. Наибольшие значения индикатора инновационной активности характерны для высокотехнологических секторов (в 2009 г. соответствующая величина находилась на уровне 29 %): самого высокого уровня достигли производители аппаратуры для радио, телевидения и связи (36,3 %) и летательных и космических аппаратов (33,6 %). Велико значение инновационной активности и в производстве табачной продукции (40 %) [11].

Управление активизацией инновационных процессов предполагает качественные преобразования производственного потенциала при модернизации производства до устойчивого конкурентоспособного уровня. Особое место в решении современных модернизационных проблем занимает аграрный сектор, который, с одной стороны, наиболее остро испытывает последствия неравенства экономических условий в развитии отраслей, а с другой - при проведении правильной аграрной политики может способствовать смягчению и преодолению социально-экономических проблем в России в целом [3].

В последние годы развитие агропромышленного комплекса было неравномерным в силу влияния различных групп факторов, в первую очередь ярко выраженной зависимости от природно-климатических условий. Доля сельского хозяйства в ВВП в 2011 г. составила 3,4 %, производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака - 2,7 % и в числе занятых - 10,8 %, доля отрасли в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет всего 4 %. Номинальная зарплата в сельском хозяйстве достигает лишь 42 % от среднероссийской, причем сумма задолженностей сельхозорганизаций своим работникам по зарплате более чем в 2 раза превышает ее годовой фонд. Снижается экономическая активность сельского населения. Общий уровень занятости на селе не превышает 64 %, в том числе молодежи - 42 %.

В общем числе безработных и живущих за чертой бедности жители сельской местности составляют примерно 37 % [3].

Численность сельского населения сокращается в 84 % регионов России, к 9 % приблизилась доля сельских населенных пунктов без постоянных жителей (причем более 75 % пустующих поселений находится в историческом и экономическом центре России - Центральном и Северо-Западном округах).

Тем не менее среднегодовой темп роста производства продукции сельского хозяйства за 4 года (с 2008 по 2011 г.) составил 105,2 %, производства пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий - 101,9 %.

Сельскохозяйственное производство в целом по Уральскому федеральному округу играет весьма незначительную роль в структуре экономики (2,6 %), в 2 раза уступая по этому показателю всей остальной России. В то же время в отдельных субъектах Российской Федерации, традиционно развивающих отрасли агропромышленного комплекса, его доля существенна. В Челябинской области она составляет 8 %, а в Курганской - почти 16 %.

Более 60 % общей площади земли Курганской области находится в сельскохозяйственном производстве, более 30 % - в лесном. Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения - 4,5 млн га, сельскохозяйственных угодий - 4 млн га, в том числе пашен - 2,3 млн га. На одного жителя области приходится 2,4 га пашни (по России - 0,85 га). Основную часть пахотных земель (65 %) составляют черноземы (по России - 52 %). Природно-климатические условия Курганской области позволяют успешно развивать многоотраслевое сельское хозяйство, производить продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности [4]. В 2011 г. по производству зерна на душу населения Курганская область занимала 10 место в России, овощей - 6 место, молока - 12 место, картофеля - 13 место, мяса - 37 место [9].

Инвестиции в агропромышленный комплекс за последние 6 лет превысили 9 млрд руб. За счет ввода в сельскохозяйственный оборот 389 тыс. га ранее неиспользуемой пашни и внедрения новых технологий производство зерна увеличилось в 1,9 раза, а доля продовольственного зерна повысилась до 80 %.

Сельскохозяйственное производство характеризуется высоким уровнем рисков инновационных процессов в аграрном секторе: 1) риска финансирования научно-производственных результатов; 2) риска временного разрыва между затратами и результатами; 3) неопределенностью спроса на инновационную продукцию. Все это снижает частные инвестиции в сельскохозяйственное производство.

К числу приоритетных направлений развития инновационных процессов в АПК следует отнести:

- технологическое переоснащение организаций комплекса;

- энерго- и ресурсосберегающие технологии производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

воспроизводство плодородия почв;

- создание современной системы информационного и инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности в АПК.

Широкое применение ресурсосберегающих технологий является стратегически важным, поскольку ведет к снижению себестоимости продукции за счет экономии горючесмазочных материалов и трудозатрат, оказывает положительное воздействие на экологию, выражающееся в сокращении выбросов углекислого газа в атмосферу, сохранении почвенного плодородия, обеспечивает повышение урожайности.

В 2005 г. сберегающие технологии применялись на площади около 80 тыс. га, в 2006 г. -на 180 тыс. га, а в 2009 г. площадь сельхозкультур, возделываемых по влаго- и ресурсосберегающим технологиям, увеличилась до 300 тыс. га. Широкое применение названного метода свидетельствует о его высокой эффективности. Так, урожайность зерновых и зернобобовых составила в 2009 г. 15,7 ц/га. В сельскохозяйственный оборот введено 142 тыс. га ранее неиспользуемых площадей, внесено более 20 тыс. т действующего вещества минеральных удобрений. В 2010 г. ресурсосберегающие технологии применялись в полном объеме на площади 319 тыс. га [1].

В 2011 г. сельскохозяйственные товаропроизводители Курганской области инвестировали в техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства области более 1 млрд 300 млн руб. В 2010 г., к примеру, на эти цели было затрачено всего 535 млн руб.

Приобретено 215 новых современных тракторов, 151 зерноуборочный комбайн, 9 кормо-уборочных комбайнов, 29 высокопроизводительных посевных комплексов.

Внедрение новых технологий, перспективных сортов зерновых культур в совокупности с возрастающим применением минеральных удобрений позволило в 2009-2011 гг. увеличить производство зерна в 1,9 раза и повысить долю продовольственного зерна до 80 % против 50-60 % в 2002-2003 гг., расход горюче-смазочных материалов в расчете на 1 га зерновых культур уменьшился на 11 % [2].

Активизация инновационной деятельности в АПК связана с улучшением качества посевного материала, проведением работ по испытанию и внедрению новых перспективных сортов сельскохозяйственных культур, применением интегрированной системы защиты растений от вредителей, болезней и сорняков. Благоприятное влияние на развитие животноводства в Курганской области оказывает наличие зернового производства, обширной кормовой базы.

Инновационные процессы в животноводстве Курганской области направлены на строительство и модернизацию животноводческих комплексов и ферм, совершенствование технологии содержания и доения сельскохозяйственных животных, а также организации производства молока.

Наиболее актуальными для обеспечения устойчивого развития агропроизводства являются разработка инновационной политики и стратегии на региональном уровне, формирование адекватного организационно-экономического механизма функционирования АПК, совершенствование системы подготовки инновационно восприимчивых и инновационно активных кадров, обеспечивающих повышение инновационной активности организаций и коммерциализацию результатов научных исследований.

В России существует 59 вузов, готовящих специалистов для АПК, 35 учреждений дополнительного образования и 162 учреждения среднего профобразования. Менеджмент отрасли ощутимо ослаб. Только 38 % всех выпускников сельхозвузов остаются работать на земле. В первую очередь это связано с низкой заработной платой [9].

Академическую науку представляют 3 организации: Курганский филиал Института экономики УрО РАН, Институт машиноведения УрО РАН (отдел механики транспортных машин), ГНУ «Курганский научно-исследовательский институт сельского хозяйства».

В Курганской области функционирует 14 отраслевых организаций, в том числе ГНУ «Шадринская сельскохозяйственная опытная станция» им. Т. С. Мальцева, 11 проектно-конструкторских и проектно-изыскательских организаций, осуществляющих внедренческую деятельность по широкому спектру направлений.

Развитие научно-технической и инновационной деятельности в значительной мере зависит от качества подготовки специалистов. В регионе функционирует 7 вузов, в том числе 3 государственных, и обучается около 30 тыс. человек. Вузы области обеспечивают подготовку квалифицированных кадров по более чем 100 специальностям. В общей сложности по 32 специальностям обучается свыше 300 человек.

Имеющийся инновационный потенциал агропромышленного комплекса, как показывают результаты научных и статистических исследований, используется в пределах 4-5 %. Решить эту проблему отчасти возможно на основе кластерного подхода, который рассматривается зарубежными и многими российскими учеными как инновационная технология управления региональной экономикой.

Индекс инновационной активности Курганской области в последние годы растет. Об этом свидетельствуют данные Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ). В период с 2009 по 2011 г. регион переместился с 46 на 31 место рейтинга, составленного НАИРИТ. По этому показателю Зауралье соседствует с Калининградской и Омской областями и опережает Ростовскую, Волгоградскую, Курскую и Ленинградскую [6].

В 2011 г. доля инновационных предприятий в общем числе организаций составила 13,1 %. Но при этом научного прорыва в области не наблюдается, очень мало крупных проектов, которые бы потянули за собой инвестиции [8]. Россия входит в десятку ведущих стран мира по общему объему затрат на исследования и разработки, хотя существенно отстает по их доле в ВВП.

Тематическая направленность научных исследований в Курганской области в основном определяется отраслевой структурой экономики региона. В агропромышленном комплексе Курганской области в течение долгого времени успешно развивается сотрудничество сельхозтоваропроизводителей и отраслевых научных учреждений. Достаточно отметить, что в рекомендациях научных организаций представлены результаты научных исследований отделов и лабораторий, разработанные в соответствии с природными и производственными факторами в расчете на наибольшую отдачу производственных ресурсов с учетом экологических условий.

Ведущее место в сфере исследований и разработок в Курганской области занимает предпринимательский сектор, на долю которого в 2010 г. приходилось 62,1 % затрат на научные исследования и разработки, 47 % численности работников и 27,3 % организаций.

На долю государственного сектора приходилось 28 % затрат на научные исследования и разработки, организациями этого сектора выполнено 24 % исследований.

Роль сектора высшего профессионального образования области в развитии науки недостаточна. На долю двух организаций этого сектора приходилось всего лишь 0,7 % численности ученых, занятых научными исследованиями и разработками, и 9,9 % затрат на науку.

Основной объем прикладных исследований сосредоточен в области медицинских наук (57,4 %), на долю сельскохозяйственных наук приходилось 22 %, гуманитарных - 10,2 %, технических - 5,9 %, общественных - 4,4 %, естественных - 0,1 %.

Фундаментальные исследования выполнялись преимущественно в области сельскохозяйственных (41,5 %) и общественных наук (30,2 %).

Финансирование затрат на научные исследования и разработки в 2010 г. осуществлялось за счет различных источников, наиболее значимыми из которых являлись бюджетные средства (66,2 %), средства предпринимательского сектора (25,3 %) и собственные средства организаций (7,5 %) [11].

Научные разработки, которые могли бы быть использованы как в агропромышленном комплексе, так и в промышленном секторе Курганской области, выполняются научными учреждениями в инициативном порядке, то есть в отсутствие заказа от хозяйствующих субъектов. В итоге они не всегда оказываются востребованными. Для формирования эффективных форм взаимодействия научных учреждений с организациями реального сектора экономики Курганской области требуется гарантия коммерциализации разработки, которой является наличие заказа на ее выполнение.

Необходимо отметить, что в управлении инновационными процессами в аграрной сфере значительно возрастает роль финансово-экономических инструментов и рычагов, к которым относятся:

- предоставление субсидий на сельскохозяйственное производство и материально-технические ресурсы;

субсидирование краткосрочного и инвестиционного кредитования предприятий и организаций АПК;

предоставление субсидий на компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителей на страхование урожая сельхозкультур;

предоставление субсидий на компенсацию затрат капитального характера.

По оценке специалистов, одна из причин такого положения дел кроется в слабой активности вузовской науки. Ученые же, в свою очередь, утверждают, что нормальное развитие науки в учебных заведениях возможно только при достаточном финансировании, в том числе из бюджета субъекта РФ.

Важнейший элемент экономического регулирования со стороны государства - это планирование размеров государственной поддержки, которые должны быть увязаны с конечными результатами производства, нормативами затрат и обеспечивать в конечном итоге уровень продовольственной безопасности по основным видам продовольствия, формировать экономическую структуру АПК и поддерживать доходы сельских товаропроизводителей.

На сегодняшний день главным недостатком базовой методики планирования бюджетных средств является то, что она опирается на фактическую отчетность, которая сама по себе в экономическом смысле является результатом первых этапов реформирования народного хозяйства России.

В планировании государственной поддержки инновационных процессов необходимо осуществлять постепенный переход от регламента фактического состояния производства к нормативному, учитывающему природно-климатические зоны региона, ресурсный и производственный потенциал.

Инновационный вариант развития хозяйства признан определяющим, что заложено в Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года.

В 2010-2012 гг. на общую сумму свыше 6,5 млн руб. поддержку в виде грантов получили 19 малых инновационных компаний Курганской области, три предприятия получили субсидии на компенсацию затрат.

В результате реализации этого сценария уровень инновационной активности организаций в 2012 г. вырос с 11 % до 13 %, и к 2015 г. ожидается его дальнейший рост до 17 %. Ведется активная работа по стимулированию организаций Курганской области к увеличению спроса на разработки и инновации.

С 2011 г. помимо инновационных грантов предоставляется субсидирование затрат на разработку и внедрение инноваций действующим инновационным предприятиям. Финансирование

из областного и федерального бюджетов на это составляет свыше 6 млн руб. Также при поддержке федерального бюджета в Курганской области создается и развивается инновационная инфраструктура.

В 2013 г. на развитие сельского хозяйства, сельских территорий предусматривается направить 1,2 млрд руб. бюджетных средств. В связи с дополнительными рисками в условиях присоединения России к ВТО Правительством Российской Федерации рассматривается вопрос дополнительного финансирования сельского хозяйства в 2013 г. (в целом 42 млрд руб.).

По итогам 2012 г. убыточными оказались сельхозпредприятия Сафакулевского, Курта-мышского, Белозерского и Варгашинского районов. Наибольшей рентабельности (более 32 %) достигли предприятия Щучанского и Частоозерского районов.

Несмотря на введение в оборот ранее неиспользуемой пашни, эффективность использования земельных ресурсов в районах области отличается. Например, в 2012 г. произведено продукции на 1 га пашни в Кетовском районе на сумму 31 тыс. руб., а в Целинном - только на 6 тыс. руб. Разница существенная, эффективность деятельности сельхозпредприятий зависит от организации внутреннего менеджмента. Например, в АП ЗАО «Боровское» Катайско-го района производительность труда - около 340 тыс. руб./чел., в ОАО «АПО "Муза"» Щучанского района - около 2 млн руб./чел [4].

Исследования показывают, что сдерживающими факторами инновационного развития АПК России и регионов являются:

отсутствие тесного взаимодействия государства и частного бизнеса; резкое снижение затрат на аграрную науку; отсутствие инновационно восприимчивых кадров; слабая маркетинговая работа;

низкий уровень платежеспособного спроса на инновационную продукцию; резкое снижение финансирования мероприятий по освоению научно-технических достижений в производстве и соответствующих инновационных программ;

отсутствие до настоящего времени механизмов, стимулирующих развитие инновационных процессов в АПК.

Решение проблем инновационного развития экономики региона, по нашему мнению, целесообразно в условиях формирования экономических кластеров. Экономическая целесообразность создания агропромышленных кластеров связана для сельскохозяйственных производителей с обеспечением возможности инновационного развития, спецификой сельскохозяйственного производства, его социальной значимостью, территориальной рассредоточенностью, необходимостью повышения конкурентоспособности продукции и другими факторами.

В настоящее время кластер является полноценной инновационной системой, открывающей широкие возможности для эффективного диалога между государством и бизнесом.

Создание инновационного кластера в Курганской области позволит сформировать рыночный механизм качественного преобразования региональной экономической системы, обеспечивающей эффективную поддержку малого и среднего инновационного предпринимательства в тесном взаимодействии с агропромышленными предприятиями, научными организациями, образовательными учреждениями и государственными структурами. По своей сути инновационный кластер является новой формой взаимодействия элементов институциональной среды в рамках реализации инновационных процессов в регионе на основе формирования принципиально новых коммуникационных связей между экономическими субъектами, объединяющими свои усилия в условиях конкуренции для реализации общей цели инновационного развития региональной и национальной экономики.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в целом и инновационной деятельности в частности пока недостаточно конкурентоспособно. Это видно как из различного рода рейтингов инвестиционного климата, комфортности ведения бизнеса и наличия административных барьеров (по оценке интегрального рейтинга «Ведение бизнеса - 2012», в 2011 г. Россия находилась на 120 месте из 183), так и из показателей официальной статистики по созданию новых предприятий (рост количества предприятий с 2005 по 2009 г. составлял 2 % в год). Качество налогового и таможенного регулирования и администрирования по отношению к инновационному бизнесу заметно улучшилось, но их фискальная составляющая продолжает превалировать над стимулирующей. В целом выросла нагрузка по налоговым и неналоговым платежам на бизнес по результатам перехода от единого социального налога к страховым платежам, и эта нагрузка в большей степени ляжет именно на инновационные секторы и виды деятельности, в которых человеческий фактор имеет большее значение, чем в сырьевых секторах.

Малое предпринимательство в инновационной сфере является важнейшим структурным элементом кластера.

Малый и средний бизнес получил широкое распространение во всех сферах региональной экономики. В России большое внимание уделяется поддержке организаций малого инновационного предпринимательства, так как из-за ограниченности всех видов ресурсов малый бизнес заинтересован в ускоренных разработке и использовании новых технологий, производстве новых продуктов, доведении до стадии промышленного образца нововведений, которые передаются на коммерческой основе крупным предприятиям.

В 2011 г. в Курганской области наблюдалась положительная тенденция повышения инвестиционной активности субъектов малого и среднего предпринимательства, проявившаяся в результате преодоления последствий мирового финансового кризиса. Объем инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий в 2010 г. превысил 5 млн руб.

В целях повышения активности бизнес-сообщества в вопросе обновления основных производственных фондов, выпуска продукции и оказания услуг, соответствующих мировым стандартам, правительство Курганской области осуществляет поддержку инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.

В 2012 г. выдано 1 246 млн руб. кредитов, 24 начинающих фермера получили гранты на сумму 34,5 млн руб., на развитие трех семейных животноводческих хозяйств направлено 31,1 млн руб. бюджетных средств. У населения закуплено 29 тыс. т молока, в результате чего сельские жители получили помимо 27,6 млн руб. субсидий из областного бюджета еще более 230 млн руб. дополнительных доходов.

Большой популярностью пользуется субсидирование затрат по договорам лизинга оборудования. В 2010-2011 гг. общая сумма направленных на эти цели средств составила около 30 млн руб.

По данным Курганстата, за 9 месяцев 2011 г. индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве Курганской области составил 176,4 %, в пищевой промышленности - 150 %.

Постепенно формируется инновационная инфраструктура в области, активизируется инновационная деятельность вузов, НИИ, увеличивается количество бизнес-инкубаторов, грантов на научные исследования и разработки, создается базис для реализации стратегии инновационного развития региона.

В Курганской области сформирована основная часть инновационной инфраструктуры -ОАО «Курганский областной технопарк», ГУП «Бизнес-инкубатор Курганской области»,

поддержку из областного бюджета получили бизнес-инкубаторы Курганского государственного университета, Шадринского государственного педагогического института, Курганской государственной сельскохозяйственной академии им. Т. С. Мальцева. Действуют технопарки Курганского государственного университета и Курганского филиала Академии труда и социальных отношений. В 2011 г. создано некоммерческое партнерство «Центр кластерного развития Курганской области», основной задачей которого является разработка механизмов формирования региональных кластеров через объединение крупного бизнеса, науки и высокоэффективных субъектов предпринимательства.

Российскому агропромышленному комплексу не хватает порядка 80 тыс. специалистов с высшим образованием, наблюдается низкое качество подготовки специалистов.

Отсутствие условий альтернативной занятости на селе, низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем в селах Курганской области. Около 60 % сельских жителей имеют средний денежный доход и 35 % -доход ниже прожиточного минимума. В 2011 г. среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве составила 9 916 руб. (130,8 % к январю-октябрю 2010 г.), в пищевой промышленности - 13 790 руб. (112,9 %).

Недостаточная поддержка оказывается созданию малого инновационного бизнеса. Объем программ исследования инноваций малого бизнеса и трансфера технологий малого бизнеса в Соединенных Штатах Америки составляет 2 млрд долл. США, в России инновационный компонент программы поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой Министерством экономического развития Российской Федерации, эквивалентен примерно 67 млн долл. США, объем финансирования Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - примерно 113 млн долл. США.

В регионе созданы организации инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, облегчающие их доступ к кредитным ресурсам, направленным на приобретение основных средств: некоммерческая организация «Гарантийный фонд малого предпринимательства Курганской области», капитализация которой в 171 млн руб. позволяет обеспечить привлечение предпринимателями более 1 млрд руб. кредитных ресурсов; некоммерческая организация «Фонд микрофинансирования Курганской области», выделяющая займы в размере до 1 млн руб. на срок до 1 года под 10 % годовых.

Библиографический список

1. Бухтиярова Т. И., Крутчанкова К. А. Инвестиционная и инновационная составляющая стратегии развития Курганской области // Инновационная активность регионов в условиях современной экономики. Иваново : Научная мысль, 2010. С. 79-83.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бухтиярова Т. И., Крутчанкова К. А. Инновационные пути развития агропромышленного комплекса Курганской области // Вестник ЛГУ имени А. С. Пушкина. Экономика. 2012. № 2. Т. 6. 148 с.

3. Бухтиярова Т. И., Крутчанкова К. А. Комплексная система управления инновационными процессами (на примере Курганской области) // АПК: регионы России. 2012. № 10. С. 68-76.

4. Доклад губернатора Курганской области Олега Богомолова // Новый мир [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nm45.ru/novosti/ekonomika/doklad-gubernatora-kurganskoj-oblasti-olega-bogomolova.html.

5. Закон Курганской области от 05.12.2012 г. № 66 «О Программе социально-экономического развития Курганской области на 2013 год и среднесрочную перспективу».

6. Индекс инновационной активности Курганской области // Бюджет. ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://regions2.bujet.ru/article/191068.php.

7. Кундиус В. А. Инновационное управление в агропромышленном комплексе регионов // Агропродовольственная политика России. 2012. № 8. С. 24-30.

8. Курганские ученые не могут наладить сотрудничество с бизнесом // Инновационный портал Уральского федерального округа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.invur.ru/index.php?page=news&id=94796.

9. Модернизация аграрного сектора российской экономики // Молодежный предпринимательский центр «Возрождение Сибири» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mpcentre.ru/agro/agrarian sector modernization.

10. Российский инновационный индекс / под ред. Л. М. Гохберга. М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. 84 с.

11. Социально-экономическое положение в области // Главный федеральный инспектор в Курганской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gfi45.uralfo.ru/social/pg4/155/.

12. Шамина М. К. Методология и методы управления адаптацией инновационных процессов на промышленном предприятии : автореф. дис. ... докт. экон. наук. СПб., 2012. 36 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.