УДК - 338.1
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ АПК
А. Г. Рулинская
В статье рассмотрены особенности методов управления и форм организации инновационного развития АПК. Автором предложено и аргументировано выделение в существующем организационном механизмеинновационного развития АПК двух самостоятельных функциональных элементов: формирование «точек инновационного роста»и мониторинг
инновационных процессов.
Ключевые слова: инновации, агропромышленный комплекс, методы управления,
организационные формы
Под инновационным развитием АПК (ИР АПК) в научной литературе понимается конечный результат интеллектуальной (творческой) деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, техники, технологии, программы или услуги, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного процесса ее изготовления, используемого в практической деятельности субъектов хозяйствования АПК, который приводит к росту его инновационного потенциала и конкурентоспособности.
Понятие «инновация» тесно связано с понятием «инновационный процесс», организация которого и является условием инновационного развития экономических систем. Таким образом, ИР АПК можно определить как последовательную цепь событий от новой идеи до ее реализации в конкретной агропромышленной продукции, технике, технологии, организации и управлении и дальнейшее распространение нововведения для повышения эффективности использования ресурсного потенциала АПК и усиления его конкурентоспособности в экономике.
Анализ социально-экономической ситуации в аграрном секторе последних пореформенных лет свидетельствует о том, что в этой сфере медленно обновляются сорта растений и пород животных, еще применяются устаревшие технологии и несовершенные методы и формы организации производства и управления. Отсутствуют отработанные механизмы внедренческой деятельности, система научно-технической информации, соответствующая рыночной экономике, нет апробированной эффективной схемы взаимодействия научных учреждений с внедренческими структурами. Крайне низкая активность инновационной деятельности также связана с несовершенством организационно-экономического механизма освоения инноваций. Это усугубляет деградацию отраслей комплекса, ведет к росту себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции, тормозит социально-экономическое развитие сельской местности, снижает качество жизни на селе.
Организацию ИР АПК следует осуществлять с учетом специфики инновационных процессов в агропромышленном производстве, отличающихся многообразием региональных, отраслевых, функциональных, технологических и организационных особенностей, поэтому разработка организационного механизма проводится по территориально-отраслевому принципу с учетом конкретики территориальных АПК.Комплексность процесса управления инновациями придает особую сложность методам и формам относительно отдельных функций управления и, в частности - организации инновационного развития экономических систем.
Совокупность функциональных элементов организационного механизма ИР АПКв научной литературе обозначена [1, 2] и дополнена нами следующими элементами: «Полюса (точки) инновационного роста» и «Служба мониторинга инновационного развития», что отображено на рис.1.Соответственно, общеизвестные организационные формы управления инновациями в АПК -комплексные государственные целевые программы, госзаказ, инновационные проекты и бизнес-планы предприятий дополнены формированием «полюсов (точек)» инновационного роста, что отвечает принципу территориально-отраслевого подхода, а административно-ведомственные методы управления инновациями дополнены мониторингом инновационного развития АПК.
В качестве «полюсов (точек)» инновационного роста в АПК выступают:
- перерабатывающие предприятия, формирующие сырьевую зону и вступающие в качестве интеграторов сельскохозяйственных предприятий в агропромышленные формирования;
Рисунок 1 - Функциональные элементы организационного механизма инновационного развития АПК
- базовые хозяйства по распространению эффективных нововведений, внедрению ресурсосберегающих систем ведения сельского хозяйства;
- машинно-технологические станции, оказывающие услуги сельским товаропроизводителям современными техническими средствами с использованием новых технологий.
Модернизация и интенсивное развитие перерабатывающих предприятий дает толчок к запуску «эффектов вовлечения»:
- «эффекта производительности» за счет выпуска продуктов питания для массового потребителя по более низким ценам, что дает стимул росту спроса;
- «эффекта масштаба» через увеличение спроса на сельскохозяйственное сырье в зонах действия перерабатывающих предприятий, что стимулирует рост объемов производства в сельхозпредприятиях;
- «эффекта нововведений» посредством организации сублизинга технических средств и технологического оборудования для сельхозпредприятий в целях получения более качественного сырья, произведенного с меньшими издержками.
Перечисленные эффекты порождают «эффект агломерации», который проявляется в развитии дополняющих друг друга видов деятельности на территории региональных и муниципальных АПК [3, с. 41].
Распространение нововведений внутри сельского хозяйства в основном происходит через систему базовых хозяйств (БХ), занимающих центральное место в совокупности научнопроизводственных (НПО) и производственных (ПО) систем. Для выявления БХ можно воспользоваться методом комплексной рейтинговой оценки потенциальных субъектов инноваций с использованием системы индикаторов, характеризующих ресурсообеспеченность предприятий, качественное состояние используемых ресурсов, результативность их использования, финансовоэкономическую устойчивость, уровень инвестиционных рисков [4, с. 21].
Выделениеслужбы мониторинга каксамостоятельногофункционального элемента в составеорганизационного механизма ИР АПКобусловлено усилением роли функций анализа и планирования в процессе управления подготовкой, принятием и реализацией инновационных проектов в современных условиях крайне неустойчивой внешней среды, роста объема информации и ее значимости для принятия оперативных и стратегических решений. Считаем, что целесообразность выделения службы мониторинга в качестве самостоятельного элемента ИР АПК, независимо от того, функционирует или нет Центр инновационного развития в региональном (районном) АПК, предопределена различной их функциональной направленностью: мониторинга - на контроль, центра - на координацию. Действие Центров ИР АПК предполагает адаптацию агропромышленных предприятий к инновациям через создание единого информационного пространства о рынке нововведений в отрасли и источниках их инвестирования, выборочное стимулирование инновационной активности и процессов технологического перевооружения, государственное участие в формировании «банка инвестиций» с контролем
эффективности и сроков их освоения. Службыже мониторинга выступают в качестве внутреннего консультанта менеджеров и собственников агропромышленных предприятий, а также региональных и муниципальных органов управления АПК (чаще всего в составе Центров инновационного развития регионального АПК), при разработке стратегии, стратегических целей и задач развития инновационной деятельности.
Мониторинг, являясь аналитической основой управленияИР АПКобеспечивает группировку и учет затрат агропромышленного предприятия на инновационную деятельность, подразделяя их на две группы: планирование и принятие решений; контроль и регулирование, с использованием следующих систем управленческого учета: «standart-cost», «direct-cost», метод целевых издержек [1].
Основная функция мониторинга - своевременное установление причин отклонений, возникающих в инновационном процессе и измененийокружающей среды, в целях внесения поправок в программу ИР АПК региона и отдельного агропромышленного предприятия до возникновения оперативных недостатков, приводящих к снижению уровня инновационного развития.
Инновационные процессы как объект управленческого, в том числе, организационного воздействия характеризуются неопределенностью, многовариантностью и по своей сути являются вероятностными (стохастическими), поэтому особую сложность представляют методы бизнес-планирования инновационной деятельности агропромышленного предприятия.
Особенностью инновационного бизнес-плана является отсутствие четко проработанной методики ценообразования инновационного продукта. На стадии разработки концепции и на ранних этапах разработки продукта инновационной деятельности, когда не известны технология производства, а тем более технологические нормативы, не определены материалы, служащие сырьем производства, возможно применение только приближенных, укрупненных методов определения цены, таких как параметрические методы и методы корреляционного и регрессионного анализа.
При выборе проекта реализации инновационного продукта и оценке его эффективности обязательно следует учитывать факторы неопределенности и риска. Инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления предпринимательской деятельности, сопряжена с риском, однако отработанных методик их измерения не выработано, поэтому при составлении инновационного бизнес-плана учет рисков достаточно сложен, а иногда и невозможен вообще [5, с. 103].
Основными принципами, формирующими методы управления и организационные формы ИР АПК, безусловно, являются принцип научности и принцип комплексности. Содержание принципа научности состоит в том, что весь комплекс решений в области совершенствования методов и организационных форм инновационного развития должен строиться на научной основе, с широким использованием передового отечественного и зарубежного опыта. Принцип комплексности обеспечивает возможность комплексного охвата хозяйственных связей с точки зрения функциональных соотношений всех структур, задействованных в ИР АПК, то есть во взаимосвязи и взаимозависимости технико-технологических и организационно-экономических циклов, позволяющих системно использовать результаты научной и научно-технической деятельности в производственно-экономических системах. Для этого на данном этапе развития национальной экономики России необходимо соблюдать следующие методологические подходы ИР АПК:
- государственное регулирование АПК как единого целого на основе соответствующих законодательств и целевых программ;
- разумное разграничение функций государственного и хозяйственного участия в ИР АПК;
- рациональное сочетание отраслевого и территориального подходов при обеспечении условий ИР АПК;
- сочетание индикативности и директивности в организационно-правовых актах и документах, касающихся ИР АПК;
- эффективное взаимодействие органов государственного управления с хозяйствующими субъектами региональных АПК;
- применение эффективной договорной системы в организации производственных связей регионального АПК;
- обеспечение защиты интересов производителей и потребителей инновационной продукции АПК.
Таким образом, методическое обеспечение организационного механизма ИР АПК является важным фактором развития государственной инновационной системы, строится на принципах научности и комплексности и представляет собой совокупность мероприятий по регулированию процессов управления инновационным развитием от создания новой идеи до ее коммерциализации и внедрения в реальное агропромышленное производство.
This article contains information about peculiarities of management methods and forms of organization innovation of the agroindustrial complex development. The author proposed and argued that the existing institutional mechanism innovation of the agroindustrial complex development of two distinct functional elements: formation of «the points of innovation growth» and monitoring of innovation processes.
The key words: innovation, agriculture, management methods, organizational forms
Список литературы
1. Конькова М.А. Влияние центров инновационного развития на эффективность
управления агропромышленными предприятиями регионального АПК и необходимость мониторинга их инновационной активности //Сб.науч.тр. «Управление инновациями и
инвестиционной деятельностью». Выпуск 7. М., ГАСИС, 2007
2. Организация инновационной деятельности в АПК / Нечаев В.И.. М.: «КолосС», 2010
3. Костяев А.И. Организационный механизм распространения инноваций в стратегии развития АПК региона// Стратегия инновационного обновления агропродовольственного комплекса России: М 2008
4. Сидоров А. Стратегия инновационного развития АПК муниципального района // Инновации 2009 (125)
5. Броило Е. Система оценки рисков инвестиционно-инновационной деятельности организаций // Проблемы теории и практики управления. №12 .2008, с. 103-109
Об авторе
Рулинская А. Г. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского