Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЯПОНИИ'

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЯПОНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1646
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЯПОНИИ / ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ И ПРИКЛАДНАЯ НАУКА / ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ТЕХНОПОЛИСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федораев С.В.

В статье рассматриваются особенности инновационного развития Японии, анализируются показатели научной емкости и инновационной отдачи японской экономики, определяются угрозы инновационному развитию и оцениваются перспективы превращения страны в мирового инновационного лидера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЯПОНИИ»

предусматривают интеграцию усилий вузов и предприятий в процессе подготовки специалистов, в том числе:

• создание интегрированных учебно-научных центров «вуз — научно-исследовательский институт»;

• организация на предприятиях филиалов выпускающих кафедр;

• создание в вузах базовых кафедр по подготовке специалистов по «критическим» специальностям;

• участие работодателей в формировании учебных планов подготовки специалистов через дисциплины национально-регионального компонента;

• использование в образовательном процессе кадрового и научно-технического потенциала предприятий и научных организаций;

• целевой прием работающей на предприятиях молодежи на все формы обучения с оплатой за счет предприятий;

• очные и заочные формы безотрывного обучения сотрудников предприятий (второе высшее образование, ускоренная и сокращенная программы обучения);

• проведение производственных, преддипломных практик и дипломного проектирования на предприятиях.

УДК 338(520)

С. В. Федораев Инновационное развитие Японии

S. V. Fedorayev. The innovative development of Japan

В статье рассматриваются особенности инновационного развития Японии, анализируются показатели научной емкости и инновационной отдачи японской экономики, определяются угрозы инновационному развитию и оцениваются перспективы превращения страны в мирового инновационного лидера.

Ключевые слова: инновации, инновационная система Японии, фундаментальная и прикладная наука, исследования и разработки, высшее образование, малые и средние инновационные предприятия, налоговые льготы, технополисы

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

In this article, features of the innovative development of Japan are discussed, rates of scientific capacity and innovative yield of the Japanese economy are analyzed, threats to the innovative development are defined, and prospects of the country becoming the global innovative leader are assessed.

Keywords: innovations, the innovative system of Japan, fundamental and applied science, research and development, higher education, small and medium innovative enterprises, tax benefits, technopolis

Contacts information: 190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. A

Япония является классическим примером страны, которая максимально использовала стратегию догоняющего инновационного развития, основанную на использовании лучших мировых научно-технических достижений. В настоящее

Сергей Витальевич Федораев — доцент Санкт-Петербургской академии управления и экономики, кандидат экономических наук. © С. В. Федораев, 2010

время она прилагает определенные усилия в направлении развития собственной фундаментальной и прикладной науки для того, чтобы обеспечить осуществление всех этапов инновационного процесса, начиная с фундаментальных исследований и заканчивая коммерциализацией инноваций, и таким образом составить конкуренцию мировому инновационному лидеру — США.

Япония практически лишена необходимых для ее экономики природных ресурсов и вынуждена импортировать их в обмен на экспорт промышленных товаров. По этой причине основные усилия по инновационному развитию японской экономики направлены, в первую очередь, на снижение энергоемкости и материалоемкости производственных процессов.

Другой характерной чертой Японии является относительно низкий уровень развития фундаментальной и прикладной науки и, в противовес этому, высокая инновационная активность на этапах проведения опытно-конструкторских разработок и внедрения их результатов в массовое производство. Эти обстоятельства отразились на экономическом развитии Японии и содержании происходящих в стране инновационных процессов.

На сегодняшний день Япония занимает по объему ВВП второе место в мире после США по официальному валютному курсу (5,05 трлн долл. по состоянию на 2009 г.) и третье место после США и Китая по паритету покупательной способности (4,14 трлн долл.) [1]. При этом с 2000 по 2007 г., вплоть до наступления мирового экономического кризиса Япония демонстрировала пусть не слишком высокие, но тем не менее положительные ежегодные темпы прироста ВВП — в среднем 1,73% [2, 3].

Основу экономического роста Японии составляют обрабатывающие отрасли производства и экспорт соответствующей продукции. В структуре производимой промышленной продукции почти половину занимают машины и оборудование (47%), а также значительная доля принадлежит продукции химического (13,1%) и металлургического производства (12,3%). Практически весь объем японского экспорта составляют машины и транспортное оборудование (63,7%) и другие промышленные товары и готовые изделия (24,7%) [3].

Для обеспечения конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке в Японии тратят весьма значительные средства на инновационную деятельность, о чем свидетельствует высокая доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции в ВВП страны — 28,2%. Это немного ниже, чем в среднем по странам ЕС (29,7%), и существенно ниже, чем в США (38,4%), но гораздо выше российского уровня (19,6%).

Япония занимает третье место в мире (после Китая и США) по объему экспорта высокотехнологичных товаров. В 2008 г. он составил в абсолютном выражении 185 661 млн долл., или 8,09% от мирового экспорта. Для сравнения доля Китая составила 19,83%, США — 13,6%, суммарная доля стран ЕС — 14,4% [4].

Успехи Японии во многом обусловлены значительными финансовыми средствами, направляемыми на эти инновационное развитие.

В стране наблюдается постоянный рост внутренних расходов на проведение исследований и разработок (ИР).

По данным Национального научного фонда США, с 2000 по 2007 гг. они выросли в сопоставимых ценах на 26% и достигли 124,6 млрд долл. (в ценах 2000 г.). Это второе место в мире (после США). Для сравнения: примерно столько же (127,8 млрд долл.) тратят на ИР Германия, Франция и Англия вместе взятые.

Рост внутренних расходов на ИР за указанный период в целом опережал рост ВВП. В результате их доля выросла с 3,04 до 3,44%.

По этому показателю Япония многие годы занимала первое место в мире и лишь в 2007 г. уступила лидерство Южной Корее (3,47%). Для сравнения: в США этот показатель составляет 2,62%, в странах ЕС — в среднем 1,8%, в Китае — 1,49%, в России — 1,12% [ibid.].

Анализируя объемы финансирования ИР в 2007 г., можно выделить следующие приоритетные направления научно-технического развития Японии: информационные технологии — 16,6%, биотехнологии — 14,2%, научные разработки и технологии по защите окружающей среды — 5,7%, нанотехнологии и материалы — 4,9% [5].

В структуре внутренних расходов Японии на ИР основным источником их финансирования является предпринимательский сектор, на долю которого приходится примерно 77,1%, в то время как на долю государства приходится лишь 16,2%. Для сравнения: в США на долю бизнеса и государства приходится 66,4 и 27,7% соответственно, в Германии — 68,1 и 27,8%, во Франции — 52,4 и 38,4%, в Великобритании — 45,2 и 31,9%, в Канаде — 47,8 и 32,8%, в Италии — 40,4 и 48,3% [4].

Таким образом, в Японии наблюдается самая значительная среди стран G7 разница между расходами на ИР со стороны бизнеса и государства. Это объясняется следующими причинами.

Во-первых, в рамках инновационной системы правительство Японии традиционно видит свою роль, прежде всего, в создании таких условий, при которых участники инновационной деятельности могут максимально эффективно использовать свои ресурсы при проведении ИР и внедрении инноваций. В частности, по этой причине при реализации государственной научно-технической политики значительное внимание уделяется методам прямого косвенного финансирования ИР.

Во-вторых, японская Конституция запрещает иметь стране собственные вооруженные силы. Вместо них имеются лишь ограниченные по численности войска самообороны.

Расходы государственного бюджета на военные цели составляют всего лишь 0,8% от объема ВВП (по состоянию на 2006 г.) [6], и у правительства Японии нет необходимости тратить существенные средства на проведение ИР в области обороны. Для сравнения: бюджетные ассигнования США на оборону составляют 4,06% от объема ВВП (2005 г.), доля военного сектора в финансировании ИР достигает 59% (2008 г.) [4].

В-третьих, в отличие от США и стран ЕС, японская инновационная система строилась не на основе проведения самостоятельных фундаментальных и прикладных исследований, традиционно требующих государственной поддержки, а на использовании готовых результатов, полученных иностранными учеными. Для этого в стране был создан высоко эффективный механизм поиска и анализа информации о фундаментальных открытиях и технических изобретениях во всем мире.

Не уделяя должного внимания развитию национальной фундаментальной науки, японская инновационная система на протяжении многих десятилетий концентрировала свои усилия на последней рыночной стадии инновационной деятельности посредством скупки уже готовых перспективных высокотехнологичных нововведений. Такая стратегия догоняющего развития позволяла снизить высокие риски, присущие инновационной деятельности в целом.

Когда речь идет об уже разработанном и апробированном нововведении, как правило ясно, на каком рынке сбыта оно будет реализовано и какие для этого понадобятся производственно-технические ресурсы. В этом случае остается только

провести окончательную доработку нововведения и запустить его в массовое производство. Очевидно, что вероятность успеха такой инновационной деятельности гораздо выше по сравнению с деятельностью, охватывающей все этапы инновационного процесса, начиная с проведения научных исследований и заканчивая коммерциализацией готовой инновационной продукции. Для сравнения: степень коммерциализации инновационных идей в Японии достигает 95%, в то время как США она составляет — 62%, в России — не более 8% [7].

Как показывает распределение внутренних расходов Японии на ИР по секторам и видам деятельности, в 2005 г. больше всего средств выделялось на проведение опытно-конструкторских разработок — 63%, а основным исполнителем ИР являлся предпринимательский сектор, на долю которого приходилось 76% всех средств.

Японские предприятия не только активно занимаются опытно-конструкторскими разработками, в которых их доля в стоимостном выражении составляет 90%, но и проводят значительную часть научных исследований — 32% фундаментальных и 64% прикладных [8].

Сосредоточение усилий на проведении опытно-конструкторских разработок и внедрении их результатов в массовое производство положительным образом сказывается на материальном и информационном обеспечении этих этапов и сокращении сроков их проведения. Это позволяет японским предприятиям быстрее выходить на рынок с новой продукцией, что является их сильным конкурентным преимуществом. Для сравнения: японские предприниматели выходят на рынок с готовой новой продукцией уже через месяц после начала ее производственного освоения, европейские — через 2 месяца, а американские — лишь через 4 месяца [9, с. 30].

Следует отметить, что страна, использующая стратегию догоняющего развития, несмотря на экономические успехи, никогда не сможет стать инновационным лидером и тем самым обеспечить стабильный долговременный экономический рост. По этой причине в последние годы в инновационной деятельности Японии все большее внимание уделяют прикладным научным исследованиям, о чем свидетельствуют масштабы патентной деятельности в стране.

Япония занимает второе место (после США) среди стран мира по количеству патентов высокой ценности. В 2006 г. ее доля составила 27,51%. Это не на много меньше, чем в США (30,9%), и практически столько же, сколько в странах ЕС вместе взятых (28,7%). При этом японские ученые и инженеры чаще других иностранцев подают заявки и получают патенты в Офисе торговых марок и патентов Министерства торговли США.

В 2008 г. их доля в поданных заявках составила 18%, а в выданных патентах — 21% [4].

Как уже отмечалось, относительный уровень государственной поддержки инновационной деятельности в Японии существенно ниже, чем в других экономически развитых странах. При этом в структуре бюджетных ассигнований, выделяемых правительством на эти цели, основным направлением являются общенаучные исследования, обеспечивающие общий рост знаний. На их долю приходится более половины всех ассигнований (51,2%).

Значительная часть средств выделяется на развитие энергетики (13,7%), промышленного производства и технологий (7,3%), исследование и освоение космоса (7,0%) [ibid.].

Первоначально, японское правительство делало ставку в инновационном развитии на крупные предприятия.

Япония известна в мире, прежде всего, своими промышленными корпорациями, такими как Toyota, Nintendo, Canon, Honda, Sony, Mitsubishi и др. Вместе

с тем, по данным Национального научного фонда США, малые предприятия затрачивают на разработку инновационных проектов в 4 раза меньше ресурсов, чем средние предприятия, и в 24 раза меньше, чем корпорации [10, ^ 80]. Это побудило японское правительство, начиная с 1995 г., распространить государственную поддержку на малые и средние инновационные предприятия, увеличив выделяемые им средства примерно в 1,5 раза [там же, ^ 90].

Государство поддерживает малые и средние предприятия консалтингом, рекламой, кадрами, оказывает организационную помощь. Малые инновационные предприятия имеют возможность получать государственные кредиты, процентная ставка по которым в 2 раза меньше средней ставки коммерческого кредитования. Поскольку малые предприятия участвуют в инновационных проектах, как правило, в качестве субподрядных организаций, действующих в интересах крупных корпораций, то в случае финансовых затруднений, испытываемых такими корпорациями, связанные с ними малые предприятия рискуют оказаться банкротами. Чтобы этого не произошло, в Японии существуют специальные страховые фонды, создаваемые для покрытия убытков, обусловленных цепными банкротствами. При этом отчисления, направляемые малыми предприятиями в такие фонды, освобождаются от налогообложения [11, ^ 80].

Льготное налогообложение играет весьма существенную роль в стимулировании инновационной деятельности японских предприятий.

В конечном счете, если сравнивать общую сумму налоговых скидок, получаемых инновационными предприятиями, и сумму всех государственных расходов на ИР, то они соотносятся примерно как два к трем [12, ^ 83]. Это означает, что в Японии льготное налогообложение инновационной деятельности фактически является альтернативой прямой государственной поддержке.

В стране практикуется приростная налоговая скидка, обусловленная уменьшением налогооблагаемой базы предприятия на сумму, равную 20% дополнительных (по сравнению с предыдущим годом) расходов на ИР.

Из процесса налогообложения выводятся 28% доходов от экспорта инновационных технологий [13, ^ 41]. Правда, существует и практика установления предела для налоговых скидок.

Для корпораций, осуществляющих инновации, налоговая скидка не может превышать 10% изначальной суммы налога, а для малых и средних предприятий — 15% [12, ^ 83].

Важным элементом инновационной системы Японии являются технополисы — города, на территории которых сбалансированно и органично сосредоточены все основные участники инновационной деятельности: научные организации (вузы и исследовательские институты), наукоемкие предприятия (крупные, средние и малые), венчурные фонды.

Несмотря на то что первые технополисы появились в США (наиболее известный из них расположен в Силиконовой долине), сам термин «технополис» был введен в употребление в Японии как результат синтеза двух важных целей государственной промышленной политики — модернизации неконкурентоспособных отраслей промышленности на основе внедрения новых технологий и сбалансированного регионального экономического развития на основе создания в экономически более слабых регионах научно-промышленных центров в виде отдельных территориальных (городских) образований.

Строительство японских технополисов стало результатом реализации государственной программы «Технополис», которая была разработана Министерством внешней торговли и промышленности Японии и принята к исполнению

еще в 1982 г. Эта программа, по сути, является национальной стратегией отраслевого и регионального развития экономики на основе взаимодействия между бизнесом, наукой и государственной (в первую очередь — региональной) властью.

Помимо перераспределения научно-производственного потенциала из центральных в переферийные регионы страны в программе была поставлена задача переориентации промышленности на развитие наукоемких и энергосберегающих технологий, задача интенсификации научной деятельности на всей территории страны за счет стимулирования научных исследований в региональных вузах и исследовательских институтах.

На сегодняшний день в рамках программы создано 19 технополисов, самые известные из которых расположены в городах Цукубу, Хамамацу, Нагаока, Тояма, Окаяма, Хиросима, Ямагути. В 2005 г. в них были задействованы 5800 малых и средних предприятий и 220 вузов [14].

Каждый из созданных технополисов — это город с прилегающими к нему территориями, на которых расположены высокотехнологичные промышленные предприятия, исследовательские институты и вузы.

В отличие от американских и европейских технополисов, японские технополисы формируются как многоцелевые и структурно сложные системы, состоящие не только из научных, образовательных и производственных элементов, но и включающие специально построенные жилые кварталы, транспортную, коммуникационную и информационную инфраструктуры.

В структуре каждого японского технополиса присутствуют три территориальных района: научный городок, на территории которого размещены вузы и научные организации; промышленная зона, в которой располагаются промышленные предприятия и обслуживающие их организации; жилая зона, в которой проживают исследователи, работники технополиса и их семьи.

Каждый технополис закреплен за регионом, на территории которого он находится, и несет ответственность за выполнение научных исследований и разработок, направленных на развитие стратегически важных для региона отраслей.

Финансирование деятельности технополисов осуществляется на смешанной основе с участием крупных промышленных корпораций и государственных (в основном региональных) органов власти. Для этого в каждом регионе созданы специальные фонды, формирующиеся за счет местных налогов и взносов корпораций.

Для стимулирования участия в финансировании технополисов частного капитала вкладывающим в них средства корпорациям предоставляются налоговые льготы, субсидии и льготные кредиты. Так, в отношении основных производственных фондов, создаваемых в рамках деятельности технополисов, применяется ускоренная амортизация — 30% для оборудования (только в первый год эксплуатации) и 15% для зданий и сооружений.

Правительство Японии субсидирует треть капитальных вложений в оборудование научных лабораторий, расположенных на территории технополисов, и участвует в финансировании научных проектов, связанных с разработкой стратегически важных технологий.

Японский банк развития, Японская корпорация развития и Японская федерация внешней торговли, являющиеся специальными отделениями Министерства внешней торговли и промышленности Японии, предоставляют участникам технополисов кредиты под более низкий по сравнению со средней банковской ставкой процент и на более длительные сроки [15].

На сегодняшний день спектр научных исследований и разработок, проводимых японскими технополисами, достаточно широк.

Основной их продукцией являются электронные устройства, компьютерная техника и робототехника. Помимо этого, хотя и в меньшем количестве, в технополисах создается продукция, являющаяся результатом разработки новых биологических, медицинских и космических технологий. Важным направлением деятельности технополисов является разработка новых энергосберегающих технологий и технологий, направленных на защиту окружающей среды.

Реализация программы «Технополис» позволила Японии в значительной степени преодолеть взаимную автономность научной сферы и промышленности, превратив их в заинтересованных партнеров. Это помогло модернизировать уже имеющиеся крупные предприятия и расширить присутствие в экономики более динамичного и гибкого промышленного сектора, состоящего из малых и средних инновационных предприятий.

По мнению экспертов, программа, обеспечив перераспределение научно-технического потенциала в пользу отстающих регионов, все же не смогла обеспечить существенное перераспределение экономического потенциала в целом. Это можно объяснить определенной инерционностью экономических процессов. Тем не менее, несмотря на противоречивость промежуточных результатов программы «Технополис», правительство Японии продолжает ее активно развивать, отводя технополисам главную роль в разработке передовых технологий, которые обеспечат стране долгосрочный экономический рост.

Основным поставщиком специалистов для японских технополисов и инновационной системы в целом являются вузы — университеты и технологические колледжи.

В 2008 г. в стране насчитывалось 765 университетов и 64 технологических колледжа, в которых обучалось 2573 тыс. и 59 тыс. студентов соответственно [5].

Формально японская система высшего образования сделана по образу и подобию западных систем. На ее функционирование тратятся весьма существенные средства —1,4% от объема ВВП (по состоянию на 2005 г.) [4]. Это больше чем, например, в Германии (1,1%), Италии (0,9%), Англии (1,3%) или России (0,8%).

В результате в 2009 г. среди 200 лучших вузов мирового рейтинга по версии британского журнала The Times Higher Education Supplement оказались 11 японских университетов [16].

Крупные университеты с мировым именем — это лишь незначительная часть японских вузов. В стране существует много университетов, не отличающихся столь же высоким уровнем обучения, в том числе небольших, включающих один-два факультета, на которых обучаются всего 200-300 студентов. И если рассматривать деятельность японской системы высшего образования в целом, то в ней обнаруживаются специфические национальные черты, оценка которых в контексте инновационного развития не является однозначной.

Обучение в японских университетах является очень престижным, поскольку оно гарантирует выпускникам трудоустройство в лучших компаниях страны. Их представители подбирают себе будущих работников среди студентов определенных университетов, ориентируясь, прежде всего, на их название. По этой причине, выбирая будущую профессию и конкретный университет, можно с большой уверенностью прогнозировать место работы после его окончания.

В результате возникает противоречие. С одной стороны, для поступления в университет необходимо сдать очень сложные экзамены, затратив на подготовку к ним не только время, но и финансовые средства, например, заплатив за обучение на специальных подготовительных курсах. С другой стороны, дальнейшие усилия уже в процессе обучения не имеют большого смысла, так как, согласно японской традиции, хорошего специалиста отличают не столько знания и про-

фессиональные навыки, сколько умение работать в коллективе, ориентируясь на общие цели компании.

Еще одним недостатком обучения в японских университетах является использование довольно широкого спектра знаний и отсутствие углубленного изучения профильных дисциплин. По этой причине японские предприятия вынуждены вкладывать крупные средства в дополнительное обучение принятых на работу выпускников учебных заведений.

Дальнейшее повышение квалификации специалистов также проводится силами бизнеса, чему во многом способствует широко распространенный пожизненный найм, когда весь трудовой путь работника проходит в одной компании.

Фактически японский бизнес забирает себе часть функций, традиционно присущих учебным заведениям, превращая их в своего рода фильтры для отбора будущих специалистов на этапе сдачи вступительных экзаменов, что отрицательно сказывается не только на учебном процессе, но и на научной деятельности университетов.

В 2008 г. среди обучающихся в японских вузах (исключая гуманитарные направления) совместная доля магистратуры и докторантуры составила лишь 8,5%. Для сравнения: в Великобритании этот показатель равен 23,1%, в Канаде — 16,4% [4].

В Японии среди обучающихся в магистратуре и докторантуре больше всего исследователей, работающих в области инжиниринга (39,5%), которые в большей степени имеют отношение к опытно-конструкторским разработкам, а не к фундаментальным и прикладным научным исследованиям.

В целом научная деятельность японских университетов и колледжей покрывает проводимые в стране фундаментальные и прикладные исследования менее чем на треть, а вместе с научно-исследовательскими институтами — только наполовину. В результате, японские предприятия вынуждены брать на себя значительную часть научных исследований — почти треть фундаментальных и две трети прикладных [ibid.], что не свойственно предпринимательскому сектору. На наш взгляд, это свидетельствует о недостаточном вкладе японских университетов и исследовательских институтов в инновационные процессы.

И все же, несмотря на относительно низкую активность в подготовке научных кадров японскими университетами, страна занимает второе место в мире (после США) по числу исследователей — 710 тыс. чел. (в эквиваленте полной занятости, в 2007 г.) [ibid.] и первое место по их удельному весу в общем числе занятых в экономике — 99 чел. на 10 тыс. занятых (в 2006 г.) [2].

Общие расходы на проведение ИР в пересчете на одного японского исследователя пока остаются меньше, чем, например, в США или Германии. Для сравнения: в 2007 г. значение этого показателя составило в США 256 тыс. долл., в Германии — 246 тыс. долл., в Японии — 210 тыс. долл. [4].

В долгосрочной перспективе численность японских исследователей может существенно снизиться, поскольку в последние годы в Японии наблюдается четкая тенденция старения населения.

С 2000 по 2010 гг. численность японцев в возрасте от 20 до 24 лет снизилась на 23% и, по прогнозам экспертов, до 2050 г. снизится еще более чем в 1,5 раза [ibid.]. В результате уходящим из профессии в силу возрастных причин японским исследователям может не оказаться адекватной замены.

Другой угрозой для инновационного развития Японии является низкий уровень развития фундаментальной науки. Увеличение расходов на ИР и высокая патентная активность сами по себе не могут заменить успехи в фундаментальных научных исследованиях.

С одной стороны, Япония в последние годы тратит на науку достаточно много средств, о чем свидетельствует значительное число научных статей в области естественных, технических и общественных наук. По этому показателю Япония занимает третье место в мире (после США и Китая). Для сравнения: в 2007 г. доля США в общем числе таких публикаций составила 27,7%, Китая — 7,5%, Японии — 7,0%, Англии — 6,22%, Германии — 5,9%, Франции — 4,1%, России — 1,8% [ibid.].

С другой стороны, если рассмотреть динамику числа публикаций, то результаты будут выглядеть не столь уж успешными, поскольку, начиная с 2003 г., происходит стабильное снижение этого показателя, в результате чего число публикаций уменьшилось c 57,2 до 52,9 тыс., что соответствует уровню 1998-1999 гг. [ibid.].

Понимая всю опасность складывающейся ситуации, в 2006 г. японское правительство принимает к реализации государственную программу «Инновация 25», которая, по сути, является долгосрочной государственной стратегией, направленной на развитие ключевых технологий и обеспечение инновационного роста японской экономики на период до 2025 г. [17]. В частности, реализация этой стратегии предполагает:

• поощрение фундаментальных научных исследований и инвестиций в высоко рискованные, но потенциально выгодные исследовательские проекты;

• создание научно-исследовательской базы, способной привлечь в страну лучших ученых мира;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• усиление научно-исследовательского потенциала страны за счет улучшения управления деятельностью университетов и научно-исследовательских организаций и повышения их конкурентоспособности на мировом рынке образовательных и научно-исследовательских услуг;

• создание широкой сети инновационных кластеров по четырем основным направлениям: биология и медицина, информатика, промышленное производство и защита окружающей среды, охватывающих все этапы инновационного процесса — от фундаментальных научных исследований до производства готовой продукции.

Несмотря на мировой экономический кризис, японское руководство не намерено отступать от намеченной стратегии. Подтверждением этому является тот факт, что на фоне снижения ВВП страны внутренние расходы на выполнение ИР продолжают расти.

В 2008 г. ВВП снизился на 0,7% [1], а расходы на ИР выросли на 2,6% [18]. В 2009 г. разрыв в относительной динамике этих показателей еще более усилился: ВВП снизился на 5,7%, а расходы на ИР выросли на 0,8%. Одновременно в Японии продолжился рост числа исследователей — на 0,1% в 2008 г. и на 1,4% в 2009 г., причем рост числа исследователей в 2009 г. стал самым большим за последние восемь лет.

Таким образом, на сегодняшний день в японской государственной инновационной политике произошли серьезные изменения.

Правительство твердо намерено усилить роль инновационного фактора в развитии экономики. В первую очередь это планируется сделать за счет ликвидации отставания Японии в развитии фундаментальной науки и превращения ее из страны, покупающей результаты чужих научных исследований, в страну с высоким научным потенциалом и сильной исследовательской базой, способной конкурировать в области научных исследований с другими странами.

Если это произойдет, то Япония на многие годы обеспечит себе лидирующие позиции в инновационном развитии, что, в свою очередь, положительно скажется на конкурентоспособности ее экономики и ее экономическом росте.

Литература

1. Japan: [Электронный ресурс] // Central Intelligence Service. The World Factbook. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ja.html.

2. «Группа восьми» в цифрах — 2009 г.: [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_66/Main.htm.

3. Россия и страны мира — 2008 г.: [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B08_39/Main.htm.

4. Science and Engineering Indicators 2010: [Электронный ресурс] // National Science Foundation. URL: http://www.nsf.gov/statistics/seind10.

5. Statistical Handbook of Japan: [Электронный ресурс] // Ministry of Internal Affairs and Communications Japan. Statistics Bureau. URL: http://www.stat.go.jp/english/data/ handbook/index.htm.

6. Military expenditures — percent of GDP: [Электронный ресурс] // Central Intelligence Service. The World Factbook. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-tbook/rankorder/2034rank.html.

7. Мартынюк Е. А. Прикладные проблемы формирования инновационной экономики России: [Электронный ресурс] // Корпоративный менеджмент. URL: http://www.cfin. ru/bandurin/article/sbrn08/13.shtml.

8. Historical Statistics of Japan: [Электронный ресурс] // Ministry of Internal Affairs and Communications Japan. Statistics Bureau. URL: http://www.stat.go.jp/english/data/ chouki/index.htm.

9. Денисов Ю. Д. Япония фокусирует процесс информатизации // Японский опыт для российских реформ. М., 2000. Вып. 1.

10. Тюрина А. В. Инновационное финансирование как фактор социально-экономического развития стран // Финансовый менеджмент. 2004. № 3.

11. О государственном регулировании инновационной деятельности в России / Г. К. Са-фаралиев [и др.]. М.: Интерконтакт Наук, 2002.

12. Иванова Н. Финансовые механизмы научно-технической политики (опыт стран Запада) // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 5.

13. Машегов П. Н. Инновации: многоуровневый институциональный подход. М.: Маши-ностроение-1, 2004.

14. Перспектива: еще раз о кластере: [Электронный ресурс] // Биржа плюс авто. 2007. № 12. 29 марта. URL: http://www.birzhaplus.ru/avto/?20949.

15. Формирование архитектурных моделей технопарков: [Электронный ресурс] // Архитектура. URL: http://kyrill-r.livejournal.com/1720.html.

16. Top 200 World Universities: [Электронный ресурс] // The Times Higher Education. URL: http://www.timeshighereducation.co.uk/Rankings2009-Top200.html.

17. Innovation 25. Creating the Future: [Электронный ресурс] // Cabinet Office. URL: http://www.cao.go.jp/innovation/en/index.html.

18. Survey of Research and Development: [Электронный ресурс] // Ministry of Internal Affairs and Communications Japan. Statistics Bureau. URL: http://www.stat.go.jp/ english/data/kagaku/index.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.