Научная статья на тему 'Инновационная система Китая: опыт формирования и перспективы развития'

Инновационная система Китая: опыт формирования и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА КИТАЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА И ТЕХНИКА / ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРКИ / ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федораев С.В.

В статье раскрыты особенности экономического развития Китая и их влияние на формирование национальной инновационной системы. Специфические особенности инновационной системы Китая обозначены в контексте ее структурных элементов: высшего образования, научных исследований и разработок, государственного управления, производства инновационных товаров и технологий. На основе данных официальной статистики сделан вывод о перспективах превращения Китая в одного из мировых инновационных лидеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная система Китая: опыт формирования и перспективы развития»

J <

0. O с 0. O

CO

0

1

О s l_ Ш 0.

Ш

CO

CO <

Q. Ш

0

1 I

О s

J <

CO

0

1 I

Инновационная система Китая: опыт формирования и перспективы развития

Innovation system of China: creation experience and development perspectives

УДК 338.1(510)

С. В. Федораев

доцент Санкт-Петербургской академии управления и экономики, кандидат экономических наук 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

S. V. Fedorayev

190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. А

В статье раскрыты особенности экономического развития Китая и их влияние на формирование национальной инновационной системы. Специфические особенности инновационной системы Китая обозначены в контексте ее структурных элементов: высшего образования, научных исследований и разработок, государственного управления, производства инновационных товаров и технологий. На основе данных официальной статистики сделан вывод о перспективах превращения Китая в одного из мировых инновационных лидеров.

The article covers peculiar features of economic development of China and its influence on creation of national innovation system. Innovation system of China peculiar features are identified int he context of its structural elements: higher education, scientific research and development, state government, innovatve products and technologies production. Based on the official statistic data the author makes a conclusion on the perspectives of China becoming one of the global innovations leaders.

Ключевые слова: национальная инновационная система Китая, высшее образование, наука и техника, исследования и разработки, бизнес-инкубаторы, технологические парки, инновационные кластеры

Keywords: national innovation system of China, higher education, science and technology, research and development, business incubators, technology parks, innovation clusters

Современный этап развития мировой экономики характеризуется непрерывно возрастающими темпами научно-технического прогресса и усилением роли знаний как фактора производственной деятельности. В этой связи определенный интерес представляет зарубежный опыт использования инновационного процесса в качестве основы устойчивого и прогрессивного экономического развития, в том числе практика формирования и развития инновационной системы Китая — страны, которая, на наш взгляд, в перспективе может стать одним из мировых инновационных лидеров. Бесспорные экономические успехи Китая и его возрастающее влияние на мировую экономику, сопровождающиеся прогрессивными изменениями в национальной инновационной системе, являются вескими основаниями для подобного утверждения. Придерживаясь этой логики, вначале рассмотрим особенности китайской экономики и ее роль в международном разделении труда и глобализации, затем проанализируем специфический опыт Китая в фор-

мировании и развитии национальной инновационнои системы.

В течение последних 30 лет китайская экономика трансформировалась из централизованно-плановой, в значительной степени закрытой для международной торговли в рыночную, имеющую быстро растущий частный сектор и являющуюся одним из главных игроков на мировой арене. Экономические реформы начались в Китае в конце 1970-х гг. в сельском хозяйстве и постепенно расширились на другие секторы экономики посредством постепенной либерализации цен, финансовой децентрализации, увеличения автономии государственных предприятий, развития банковской системы, фондового рынка. Это, в конечном счете, привело к быстрому росту негосударственного сектора экономики, расширению внешней торговли и масштабным инвестициям.

Начиная с конца 1990-х гг. китайская экономика демонстрирует чрезвычайно высокие темпы роста. За период с 1998 по 2008 г среднегодовой темп прироста китайского ВВП составил 9,3% (рассчитано автором на основе данных [1, с. 87; 2; 3]. По прогнозу премьер-министра Китая Вэнь Цзябао, в 2009 г, несмотря на мировой экономический кризис, прирост ВВП составил 8% [3]. Это выше порогового значения в 7%, которое, по оценкам экспертов, является условием стабильного безынфляционного развития экономики [1, с. 87]. Для сравнения, в 2008 г. в США ВВП вырос на 1,1%, в ЕС — на 0,8%, а в Японии снизился на 0,7% [4].

Можно выделить два основных фактора, обеспечивающих столь существенную положительную динамику ВВП Китая.

Во-первых, эта страна обладает самым многочисленным населением (по состоянию на июль 2009 г. — более 1,3 млрд чел. [Ibid.]) и характеризуется высокой концентрацией дешевой рабочей силы. Средний уровень оплаты одного часа рабочего времени на промышленных предприятиях Китая составляет 40 центов, что почти в 20 раз ниже, чем в США, Японии или Германии, и в 6 раз меньше, чем в Мексике [1, с. 89]. Этот факт делает огромное население страны неиссякаемым источником дешевой рабочей силы, наличие которой обеспечивает чрезвычайную выгодность производства в Китае экспортно-ориентированных товаров, в том числе высокотехнологичных.

В структуре обрабатывающих производств китайской промышленности 37,9% приходится на долю машин и оборудования, в том числе электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств. Это, конечно, существенно ниже, чем, например, в Японии (47%), но выше, чем в США (34,4%) [2].

В 2008 г. объем экспорта китайской продукции вырос по сравнению с 2007 г. на 17,6% и достиг 1,435 трлн долл., что соответствует второму месту в мире (на первом месте Германия с 1,498 трлн долл., на третьем — США с 1,291 трлн долл.) [4]. При этом практически весь экспорт Китая — это промышленные

товары широкого потребления (47,1%— машины и транспортное оборудование, 42,8% — другие промышленные товары и готовые изделия) [2].

Основными китайскими экспортерами являются совместные предприятия. На их долю приходится около половины общего экспорта страны и более 15% совокупных вложений в основные фонды. На сегодняшний день 400 из 500 крупнейших иностранных промышленных корпораций инвестировали свои капиталы в экономику Китая. В их числе ведущие мировые автопроизводители, такие как «General Motors», «Volkswagen AG», «Toyota Motor Corporation» и «Ford Motor Company». Собственные заводы построили в Китае такие транснациональные корпорации, как «Motorola Inc.» (мобильные телефоны), «Koninklijke Philips Electronics N. V.» (электронная продукция широкого потребления), «General Electric» (электротовары широкого спектра — от лампочек накаливания до гигантских электротурбин), «Intel» (электронно-вычислительная техника) и др. [4].

В последние годы Китай является одним из мировых лидеров по привлечению зарубежного капитала. С 2002 г по 2007 г ежегодный приток прямых иностранных инвестиций в страну вырос более чем в 1,5 раза и приблизился к 84 млрд долл. [Ibid.]. В 2008 г. доля вложений в объеме ВВП Китая достигла 40,5% (четвертое место в мире). Уровень финансирования инвестиционных проектов в Китае настолько велик, что приводит к изобилию конкуренции. Это ведет к постоянному улучшению качества производимых в Китае товаров и услуг и положительно сказывается на конкурентоспособности экономики в целом.

Во-вторых, гигантское население страны обуславливает необходимость производства в значительном объеме товаров для внутреннего потребления. Вообще, в Китае считается, что инвестиции, потребление и экспорт — это «тройка» факторов, которая обеспечивает многолетний стабильный экономический рост национальной экономики. Именно уровень внутреннего потребления помог Китаю, несмотря на мировой экономический кризис, спасти свою промышленность от спада. Обеспечив население целевыми субсидиями на приобретение технологически сложной и относительно дорогостоящей продукции, правительство страны добилось увеличения внутреннего платежеспособного спроса, компенсировав этим падение экспорта (на 22% в январе — июле 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. [5]) и обеспечив сохранение положительной динамики ВВП.

Превращение Китая в мировой центр массового производства отражается на содержании инновационной деятельности в стране. Основной задачей, которую решает инновационная система Китая, является диверсификация притока промышленных технологий из США, Японии и ЕС. В результате, в структуре инновационной системы основную роль играют элементы, участвующие в адаптации импортируемых технологий, внедрении их в производство и в коммерциализации продукции. При этом из-за зависимости от импорта технологий уменьшается доля прибыли, которую получает экономика Китая от реализации инноваций на внешних и внутренних рынках.

Что касается промышленности в целом, то, несмотря на государственную поддержку и масштабные долгосрочные иностранные инвестиции,значительная часть китайских предприятий имеет устаревшее оборудование. Конечно, в стране есть и современные заводы, но, в большинстве случаев, выпускаемая ими продукция является результатом применения

иностранных технологий, многие из которых далеко >| не новы. При этом используется «отверточная» сборка =j поставляемых из других стран компонентов. ^

В целях решения данных проблем и обеспечения с устойчивого роста экономики правительство Китая о сформулировало две основные задачи, решение ко- х торых должна обеспечить инновационная система m страны: □=

• модернизировать существующую промышленную § базу; ш

• создать мощный инновационный высокотехноло- ^ гичный сектор экономики, обеспечивающий реа- ¡Е лизацию в полном объеме всех этапов инноваци- ^ онного процесса. ™ Согласно планам руководства страны, к 2020 г ^

отношение внутренних затрат на исследования и о разработки к ВВП Китая должно достигнуть 2,5% □= [6]. Для сравнения: в США в 2006 г значение это- § го показателя составило 2,62%, в Японии — 3,39%, < в России — 1,07% [2]. Заданная цель вполне реаль- § на, поскольку в этом вопросе Китай демонстрирует стабильную положительную динамику: 2000 г — 0,9%, х 2001 г — 0,95%, 2002 г — 1,07%, 2003 г — 1,13%, 2004 г — 1,23%, 2005 г — 1,33%, 2006 г — 1,42% [7, c. 2], 2008 г — 1,52% [8].

Одновременно планируется довести долю вклада инновационного развития в ВВП до 60% и снизить зависимость от иностранных технологий до 30% [6].

Определенные шаги в решении поставленных задач уже сделаны, в том числе в области образования. В стране практически повсеместно распространено общее среднее образование, в результате чего грамотным является 91% населения. Количество высших учебных заведений в Китае превышает 1300. Часть вузов имеют ведомственную принадлежность, а часть (около ста) — имеют статус «национальных университетов» [Там же].

Основным источником финансирования высшего образования в Китае является государство. В 2006 г. на его долю приходилось 54,9% объемов финансирования. Далее следуют национальные бизнес-структуры (36,7%) и иностранные вложения (1,4%). Остальные источники финансирования характеризуются незначительными долями [7, р. 4].

Примечательно, что значительное государственное финансирование сочетается с платной основой обучения во всех вузах Китая. При этом учеба отдельных категорий студентов оплачивается государством или их будущими работодателями. В результате 15% населения в возрасте от 18 до 23 лет учатся в вузах [6].

В отличие от России, где уровень качества обучения в высшей школе сильно дифференцирован, в Китае существует довольно много вузов, уровень подготовки в которых сопоставим с лидером российского высшего образования — Московским государственным университетом. Это объясняется успешной реализацией государственной программы «Проект 211», предполагающей создание в Китае ста университетов, способных готовить специалистов, уровень образования и практической подготовки которых соответствует всем технологическим и экономическим требованиям XXI века. При этом поставлена задача вхождения 25 китайских университетов в рейтинг лучших вузов мира. Для сравнения: в 2009 г. среди двухсот лучших вузов мирового рейтинга по версии британского журнала «The Times Higher Education Supplement» оказались шесть китайских университетов: университет Цинхуа (49-е место), Пекинский университет (42-е), университет Фудань (103-е), Шанхайский университет

>| (153-е), Китайский научно-технологический универси-=г тет (154-е), университет города Нанкин (168-е). Для ^ сравнения: Россию в рейтинге представили только с два вуза — Московский государственный университет о им. Ломоносова (155-е место) и Санкт-Петербургский х государственный университет (168-е место) [9]. со Особое внимание в Китае уделяется подготовке □I руководителей среднего и высшего звена для эконо-§ мики и социальной сферы, в том числе инновацион-ш ных менеджеров. С этой целью в 62 китайских вузах ш открыто обучение по программе Master of Business ¡Е Administration (МВА), а в 47 вузах — по программе ^ Master of Public Administration (МРА). Ежегодно в рам™ ках этих программ выпускается до 50 тыс. и до 10 тыс. ^ специалистов-менеджеров соответственно [10].

0 При формировании организационных структур ки-

1 тайских вузов упор делается на подразделения, ко-§ торые способны сочетать исследовательскую и об-< разовательную деятельность. При этом вузам дано § право не только создавать в качестве структурных

подразделений так называемые технопарки, но и вых ступать учредителями самостоятельных инновационных компаний, что запрещено делать, например, российским государственным вузам.

Ведущую роль в научной сфере Китая играет Академия наук КНР (АН КНР), которая была создана в 1949 г. по аналогии с научными академиями СССР. АН КНР официально является высшим научным учреждением страны и координирует исследования по всем отраслям науки. Первоначально в ее подчинении находилось 16 научно-исследовательских институтов (НИИ). К 1997 г. их число выросло до 120. Однако после взятия китайским руководством курса на модернизацию и инновационное развитие экономики число НИИ существенно сократилось — до 89 в 2005 г. При этом частично прикладные НИИ были переориентированы на коммерческую деятельность, а часть закрыта. Оставшиеся НИИ задействованы в реализации правительственной программы Knowledge Innovation (KIP), которая была запущена в 1998 г. Об амбициозности этой программы свидетельствует одна из ее целей — вывести к 2010 г. тридцать китайских НИИ на мировой уровень проведения научных исследований и разработок и превратить пять из них в мировых лидеров в соответствующих научных областях [6].

Одним из результатов KIP стало превращение АН КНР из учреждения, занимающегося преимущественно фундаментальными научными разработками, в научно-инновационную организацию, которая не только проводит прикладные и поисковые исследования, но и управляет инновационными компаниями, создает специальные исследовательские центры на территории свободных экономических зон и осуществляет инвестиции через венчурные фонды. НИИ, подведомственным академии, разрешается заключать коммерческие контракты на выполнение исследований и разработок, создавать дочерние компании, лицензировать технологии.

Для реализации KIP было простимулировано возвращение в Китай ученых, покинувших страну в результате «утечки мозгов». Им предложили ответственные должности с высокой заработной платой. Кроме того, был увеличен набор в магистратуру и аспирантуру. С 2007 г. он официально закреплен на уровне 5% от объема выпускников [Там же]. Для специалистов, выполняющих исследования и разработки, ввели обязательную периодическую аттестацию. При этом заработная плата этих специалистов

поставлена в зависимость от реальных научных достижений.

Главным источником финансирования деятельности китайских исследовательских институтов является государство. В 2006 г. на его долю приходилось 84,8% объемов финансирования [7, р. 4]. Основную роль в этом играет центральное правительство Китая. На его долю приходится почти 60% общих расходов. Остальные 40% затрат осуществляются региональными органами государственной власти [Ibid., р. 15].

В последние годы правительственные ассигнования на научные исследования и разработки демонстрировали устойчивый рост — как в абсолютном выражении, так и в процентах от общего объема государственных расходов: 2001 г. — 703,3 млн юаней (3,3%), 2002 г. — 816,2 млн юаней (3,7%), 2003 г. — 944,6 млн юаней (3,8%), 2004 г. — 1095,3 млн юаней (3,8%), 2005 г. — 1334,9 млн юаней (3,9%), 2006 г. — 1688,5 млн юаней (4,2%). При этом почти половина (46,2%) ассигнований приходится на специальные фонды, финансирующие проекты в области научных исследований и разработок; 8% — на непосредственное формирование основных фондов государственных научно-исследовательских учреждений; 28,6%— на их оборотные средства; 17,2% — на другие формы государственной поддержки [Ibid., р. 12-14].

На правительственном уровне за функционирование и развитие инновационной системы отвечает Министерство науки и технологий, в состав которого входит ряд департаментов, в том числе Департамент фундаментальных исследований и Департамент высоких и новых технологий развития и индустриализации. Основными программами, финансируемыми из государственного бюджета по линии министерства, являются «Проект 973» и «Проект 863».

«Проект 973» — это национальная программа фундаментальных исследований Китая. Ее основные задачи: поддержка научных исследований в области социально-экономического развития страны; обеспечение фундаментальных исследований высококвалифицированными кадрами и увеличение численности научных специалистов, обладающих инновационными способностями; совершенствование управления инновационным процессом на этапе проведения фундаментальных исследований [11].

«Проект 863» — это национальная программа исследований и разработок в области высоких технологий. Ее основные задачи заключаются в разработке технологий для построения информационной инфраструктуры в Китае, биологических, сельскохозяйственных и фармацевтических технологий для повышения благосостояния китайского народа, новых материалов и передовых технологий производства для повышения конкурентоспособности китайской промышленности, технологий в области защиты окружающей среды, добычи ресурсов и развития энергетики для устойчивого развития китайской экономики и общества. При этом акцент делается на стимулирование и поддержку деятельности малых и средних наукоемких предприятий [12].

В рамках инновационной системы Китая создана широкая сеть научно-производственных структур, включающая бизнес-инкубаторы, технологические парки и инновационные кластеры.

Основной задачей, которую решают бизнес-инкубаторы, является коммерциализация наиболее перспективных научно-технологических разработок посредством создания промышленных образцов и продвижения их на рынок. В 2006 г. общее число бизнес-инкубаторов в Китае достигло 584 (второе

место в мире), используемые ими производственные площади составили 19,69 млн м2 (первое место в мире) [13], а количество инновационных предприятий — арендаторов этих площадей превысило 40 000 [14]. Результаты их деятельности характеризуются существенной положительной динамикой. За период с 2001 по 2005 г. общий объем инновационной продукции, выпускаемой в рамках бизнес-инкубаторов, вырос почти в 3 раза и достиг 347 млрд евро [15]. При поддержке Министерства науки и технологий КНР в стране созданы девять международных бизнес-инкубаторов, входящих в Азиатскую ассоциацию бизнес-инкубаторов и обеспечивающих выход продукции малых и средних высокотехнологичных китайских предприятий на мировой рынок [14].

Основной задачей технологических парков является индустриализация инноваций, которая осуществляется посредством доведения промышленных образцов, создаваемых в рамках бизнес-инкубаторов, до уровня промышленных технологий, готовых к использованию в массовом производстве. По этой причине большинство технологических парков имеют в своем составе собственные бизнес-инкубаторы. При этом в рамках технологических парков могут проводиться фундаментальные и прикладные научные исследования, осуществляться профессиональная подготовка кадров для инновационных предприятий и их венчурное финансирование.

В технологических парках производится подавляющая часть инновационной продукции Китая. Несмотря на то что их вклад в ВВП страны пока не превышает 5%, динамика результатов деятельности технологических парков впечатляет. С 1992 по 2005 г. объем продаж продукции, произведенной в рамках их деятельности, увеличился в 149 раз, в том числе промышленной продукции — в 155 раз, экспортная выручка — в 272 раза, уплачиваемые налоги — в 163 раза, чистая прибыль — в 67 раз [13]. Этому во многом способствует государственная поддержка и стимулирование деятельности технологических парков и связанных с ними инновационных предприятий. Так, в первые два года прибыль, получаемая в рамках деятельности технологического парка, освобождается от налогообложения, а на третий год применяется льготная ставка налога в 15%. Если доля экспорта в производимой технологическим парком продукции превышает 70%, то налог на прибыль уменьшается до 10%. Налогооблагаемая база предприятий уменьшается на величину затрат на освоение инноваций [14].

Следующий уровень организации инновационного процесса на этапе внедрения инноваций, активно используемый в рамках инновационной системы Китая, — это создание инновационных кластеров, которые представляют собой объединения бизнес-инкубаторов, технологических парков и промышленных предприятий, связанных между собой общими технологическими цепочками.

На сегодняшний день в Китае создано около 1300 инновационных кластеров, на которых занято более 560 тыс. научных и инженерно-технических работников. В системе инновационных кластеров функционируют более 250 бизнес-инкубаторов. При этом удельный уровень капиталовложений в научные исследования и разработки, осуществляемые в рамках деятельности инновационных кластеров, в 6 раз превышает средний уровень инвестиций в стране [15].

Таким образом, развитие науки и технологий в Китае имеет четкую внедренческую направленность, и промышленные предприятия вносят в него суще-

ственный вклад. В 2006 г в структуре общей чи- >| сленности работников, занятых в проведении научных =j исследований и разработок, 65,7% приходилось на ^ долю бизнес-структур, 15,4%— исследовательских с институтов, 16,1% — учреждений высшего образова- о ния, 2,7% — других организаций. При этом подавля- х ющее большинство работников (71,3%) были заняты в m осуществлении опытно-конструкторских разработок, □= 19,9% — в проведении прикладных исследований и § 8,7% — фундаментальных исследований [7, р. 21]. hü Среди источников финансирования инновационной ^ деятельности предприятий доминируют их собствен- ¡Е ные средства — 91,2%. Что касается инновационной ^ деятельности в целом, то доля бизнес-структур в ее ^^ финансировании также очень велика — 69,1%. Госу- ^ дарство финансирует инновационную деятельность о примерно на четверть (24,7%). При этом перераспре- □= деление объемов финансирования между бизнес-ис- § точниками и государственным бюджетом объясняется < активным финансированием государством деятель- g ности НИИ и высшего образования [Ibid., р. 4].

Применение передовых организационных и эконо- х мических форм реализации инновационного процесса постепенно улучшает позиции Китая на мировом рынке высокотехнологичной продукции. В период с 2001 по 2006 г. ее производство в стране выросло более чем в 3 раза и превысило 503 млрд долл. При этом, начиная с 2004 г., объем китайского экспорта этой продукции превышает объем импорта. Так, в 2006 г. экспорт high-tech-товаров и технологий составил 281,45 млрд долл., а импорт — 247,3 млрд долл. Положительный баланс был обеспечен за счет компьютерной и телекоммуникационной техники, оптической электроники и биотехнологий. Тем не менее высокотехнологичная электроника, автоматизированные технологии, аэрокосмическая продукция — это те направления, которые в Китае пока еще недостаточно развиты и по которым импорт превышает экспорт. Что касается общей структуры промышленного экспорта и импорта, то среди экспортируемой промышленной продукции доля высокотехнологической продукции составляет 30,7%, в то время как для импорта этот показатель существенно выше — 40,9% [Ibid., р. 36-38].

Таким образом, на сегодняшний день отличительной особенностью инновационной системы Китая является акцент на массовое производство и дешевизну рабочей силы. Импортируя соответствующие технологии, а в случае недостатка собственных финансовых средств — одновременно и технологии, и необходимый для их внедрения финансовый капитал, Китай успешно решает задачи модернизации экономики, обеспечения населения современными потребительскими товарами и экономического роста. Однако, чтобы стать одним из мировых лидеров инновационного развития, только модернизации экономической системы недостаточно. Для этого Китаю необходимо усилить роль научных исследований в инновационном процессе и раздвинуть границы своего присутствия в мировой экономике за рамки производства товаров массового потребления. Руководство страны уже делает конкретные шаги в этом направлении. В Китае начата реализация национальной стратегии инновационно-технологического прорыва, основанная на развитии базисных инноваций посредством государственной поддержки и стимулирования фундаментальных научных исследований и прикладных разработок в области высоких технологий. Учитывая устойчивую степень достижения поставленных целей в сфере экономического развития, которую демонстрирует

>| Китай на протяжении последних десятилетий, можно прогнозировать возможность превращения этой стра-

ны в одного из мировых инновационных лидеров. Литература

х 1. Иностранные инвестиции и проблемы инновационно-

m го развития российской экономики: В 2 ч. / Редкол.:

i А. А. Масленников (отв. ред.) [и др.]. М.: Ин-т Европы

° РАН: Русский сувенир, 2008. Ч. 2.

L- 2. Россия и страны мира — 2008 г. // Федеральная госу-

О- дарственная служба статистики. http://www.gks.ru/bgd/

ш regl/B08_39/Main.htm (дата обращения: 06.11.2009).

н- 3. Премьер Китая предсказал экономике страны восьми-

m процентный рост // Lenta.ru. http://www.lenta.ru/news/

5 2009/03/05/grow/ (дата обращения: 10.12.2009).

4. The World Factbook // Central Intelligence Service. https://

о www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/index.

^E html (date of access: 11.12.2009).

о 5. АБР прогнозирует рост экспорта из Китая в четвертом квартале с. г. // Жэньминь жибао on-line. http://www.

< russian.people.com.cn/31518/6777121.html (дата обра-

о щения: 1512.2009).

Ц= 6. Стерлигов И. Инновационные системы стран БРИК: Ки-

х тай // СибАкадемИнновация. http://www.sibai.ru/content/ view/1338/1487 (дата обращения: 11.01.2008).

7. China Science & Technology Statistics Data Book. Beijing: Ministry of Science and Technology of the People's Republic of China, 2007.

8. Science and Technology Newsletters (2009) // Ministry of Science and Technology of the People's Republic of China. http://www.most.gov.cn/eng/newsletters/2009/index. htm (date of access: 08.11.2009).

9. Top 200 World Universities // The Times Higher Education. http://www.timeshighereducation.co.uk/Rankings2009-Top200.html (date of access: 01.10.2009).

10. Китай 2005. Пекин: Синьсин, 2005.

11. National Basic Research Program of China // Ministry of Science and Technology of the People's Republic of China. http://www.most.gov.cn/eng/programmes1/200610/ t20061009_36223.htm (date of access: 10.11.2009).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. National High-tech R&D Program (863 Program) // Ministry of Science and Technology of the People's Republic of China. http://www.most.gov.cn/eng/programmes1/200610/ t20061009_36225.htm (date of access: 10.11.2009).

13. Zhang Zhihong. China Torch Program // Internasional Training Workshop on Planning. Building & Management of Science Parks. 2007. April. 10-28.

14. Lin Otto. Strategy for SME's in Knowledge Based Economy: Strengthening Technology Capability // Ibid.

15. Liang Gui. China National Science & Technology Industrial Parks and Innovation Clusters // Ibid.

Инвестиционный климат Магаданской области: особенности и пути улучшения

Magadan oblast investment climate: specific features and ways of improvement

УДК 332.142(1

М. Г. Куцеборская

доцент Магаданского института экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики,

кандидат экономических наук

685000, г Магадан, ул. Пролетарская, д. 11;

e-mail: mary@mgdn.ru

M. G. Kutseborskaya

685000, Magadan, ul. Proletarskaya, 11; e-mail: mary@mgdn.ru

В. Б. Винтер

заместитель председателя — начальник отдела инвестиционной политики и развития производительных сил комитета экономики администрации Магаданской области 685000, г Магадан, ул. Горького, д. 6; e-mail: valery@regadm.magadan.ru

V. B. Vinter

685000, Magadan, ul. Gorkogo, 6; e-mail: valery@regadm.magadan.ru

Инвестиции — важнейшее средство структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях, а также выхода из экономического кризиса. Одним из важнейших условий активизации инвестиционного процесса в регионах является создание благоприятного инвестиционного климата.

Investments is a basic means of structural shift in economy, technical progress provision, economic activity quality figures increase on micro- and macro-levels, as well as economy crisis surmounting. Creation of beneficial investing climate is one of the most important conditions of investing process activization in regions.

Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, инвестиции, инвестиционная деятельность

Keywords: investments climate, investing attractiveness, investments, investing activity

Важным аспектом региональной политики является складывающийся на тех или иных территориях инвестиционный климат. Исследование проблем инвестирования всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях, а также выхода из экономического кризиса. Активизация инвестиционного процесса позволяет ускорить социально-экономические преобразования в регионе.

В рассматриваемом нами контексте к числу наиболее актуальных проблем относятся теоретическое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.