Научная статья на тему 'Инновационное развитие субъектов Российской Федерации (на примере Пензенской области)'

Инновационное развитие субъектов Российской Федерации (на примере Пензенской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ РФ / ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИКА / ЗАКОН / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / КЛАСТЕР / REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION / INNOVATION / ECONOMY / LAW / CONSTITUTIONAL FRAMEWORK / INDUSTRY / PUBLIC POLICY / CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артѐмова Дарья Игоревна, Артѐмова Наталья Евгеньевна

В статье представлены результаты анализа законодательства об инновационном развитии субъектов Российской Федерации. Выявлены схожие и различные черты. Отмечены трудности инновационного планирования. Указана положительная взаимосвязь между публичным правом и принципами гражданского права в правовом регулировании инноваций в соответствии с конституционными принципами научно-технических и других видов творчества, прав интеллектуальной собственности и свободы рыночной экономики. Установлено, что такая корреляция сокращает разрыв в федеральном и локально ориентированном законодательстве Российской Федерации, регулирующем инновационную деятельность. На основе исследования сделаны выводы о том, что правовое регулирование инноваций является одним из инструментов реализации государственной и региональной инновационной политики. Инновации это документально зафиксированный прогрессивный двигатель экономического формирования Российской Федерации и ее субъектов, где ядром является действие, которое приносит новые оригинальные идеи в готовый продукт, сочетая современность и актуальность с тем, что востребовано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Артѐмова Дарья Игоревна, Артѐмова Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE PENZA REGION)

The article presents the results of legal analysis of innovative development of the regions of the Russian Federation. Similar and different features of legislation in this area are identified. The difficulties of strategic and innovative planning are analysed. There is a positive relationship between public law and civil law principles in the legal regulation of innovations in accordance with the constitutional principles of scientific, technical and other types of creativity, intellectual property rights and freedom of the market economy. It is established that this correlation reduces the gap in the federal and locally oriented legislation of the Russian Federation regulating innovation activities. Based on the research, conclusions are made that legal regulation of innovations is one of the tools for implementing state and regional innovation policy. Innovation is a documented progressive engine of economic formation of the Russian Federation and its regions, where the core is an action that brings new original ideas to the finished product, combining modernity and relevance with what is in demand.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие субъектов Российской Федерации (на примере Пензенской области)»

УДК 343

DOI 10.21685/2307-9525-2020-8-2-3

Д. И. Артемова, Н. Е. Артемова

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация. В статье представлены результаты анализа законодательства об инновационном развитии субъектов Российской Федерации. Выявлены схожие и различные черты. Отмечены трудности инновационного планирования. Указана положительная взаимосвязь между публичным правом и принципами гражданского права в правовом регулировании инноваций в соответствии с конституционными принципами научно-технических и других видов творчества, прав интеллектуальной собственности и свободы рыночной экономики. Установлено, что такая корреляция сокращает разрыв в федеральном и локально ориентированном законодательстве Российской Федерации, регулирующем инновационную деятельность. На основе исследования сделаны выводы о том, что правовое регулирование инноваций является одним из инструментов реализации государственной и региональной инновационной политики. Инновации - это документально зафиксированный прогрессивный двигатель экономического формирования Российской Федерации и ее субъектов, где ядром является действие, которое приносит новые оригинальные идеи в готовый продукт, сочетая современность и актуальность с тем, что востребовано.

Ключевые слова: субъекты РФ, инновации, экономика, закон, конституционные основы, промышленность, государственная политика, кластер.

D. I. Artemova, N. E. Artemova

Penza State University, Penza, the Russian Federation

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF THE PENZA REGION)

Abstract. The article presents the results of legal analysis of innovative development of the regions of the Russian Federation. Similar and different features of legislation in this area are identified. The difficulties of strategic and innovative planning are analysed. There is a positive relationship between public law and civil law principles in the legal regulation of innovations in accordance with the constitutional principles of scientific, technical and other types of creativity, intellectual property rights and freedom of the market economy. It is established that this correlation reduces the gap in the federal and locally oriented legislation of the Russian Federation regulating innovation activities. Based on the research, conclusions are made that legal regulation of innovations is one of the tools for implementing state and regional innovation policy. Innovation is a documented progressive engine of economic formation of the Russian Federation and its regions, where the core is an action that brings new original ideas to the finished product, combining modernity and relevance with what is in demand.

Key words: regions of the Russian Federation, innovation, economy, law, constitutional framework, industry, public policy, cluster.

Опыт развитых стран (Германия, США, Скандинавия) показывает, что научная, техническая и инновационная деятельности способствуют модернизации экономики и являются стабилизирующим фактором социального развития [1]. Координация и структурирование такой взаимосвязи на законодательном уровне -цель инновационного развития России и ее регионов, где создание новых консти-

туционных, социально-правовых основ затрагивает каждый субъект Российской Федерации.

Термин «инновации» впервые был применен в начале XX в. известным экономистом Й. Шумпетером как изменения в целях реализации и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности [2, с. 113]. Как полагают А. Кулагин и В. Логинов, рассматриваемое понятие имеет более широкое значение, чем понятие «новой технологии», которое использовалось в течение многих лет в нашей стране. Инновации - это новшества, нововведения в промышленных, институциональных, финансовых, научно-технических и других областях [3, с. 98].

На 2017 г. в субъектах РФ действовало 400 нормативных правовых актов, отражающих и регламентирующих инновационную политику и инновационное развитие экономики [4, с.27].

Представляют интерес законы субъектов Российской Федерации, в которых содержатся или нормы, кардинально отличающиеся от федерального уровня, или более прогрессивные, по сравнению с федеральным уровнем, тематические законы, что позволило получить высокие показатели по инновационному развитию экономики. Среди них можно назвать: Закон Республики Татарстан от 2 августа 2010 г. №63-ЗРТ «Об инновационной деятельности в Республике Татарстан», Закон Новосибирской области от 15 декабря 2007 г. №178-ОЗ «О политике Новосибирской области в сфере развития инновационной системы».

Встречаются и такие субъекты РФ, где законы посвящены промышленной политике региона - Закон г. Москвы от 7 октября 2015 г. № 55 «О промышленной политике города Москвы» (с изменениями от 12 июля 2017 г.)1. Исходя из чего можно сделать вывод, что развитие промышленного сектора должно идти по инновационному пути. Ведь одним из важнейших факторов развития промышленности является процент применения в производстве новых технологий.

Определение нормативной правовой базы в сфере модернизации российской экономики, помимо ссылок на различного рода научные и публицистические работы, основанные на анализе сложившейся практики, является неотъемлемой частью государственной политики по внедрению инноваций [5, с. 28].

Правовое регулирование инноваций является одним из инструментов реализации государственной и региональной инновационной политики. На основании проведенных исследований можно сказать, что инновации - это документально зафиксированный прогрессивный двигатель экономического формирования Российской Федерации и ее субъектов, где ядром является действие, которое приносит новые оригинальные идеи в готовый продукт, сочетая современность и актуальность с тем, что востребовано.

Так сложилось, что законодательные региональные акты об инновационном развитии начали действовать в отсутствие ключевого закона об инновационной деятельности, поэтому большинству употребляемых положений и принципов требуется или заменена, или уточнение, или исключение, т.е. должна быть скорректирована терминология и придано единообразие с учетом особенностей субъекта РФ.

В частности, отсутствует единое наименование документа, встречаются нормативные акты одного порядка. Например, Закон Алтайского края от 7 сентября 2009 г. №62-ЗС и «О полюсах инновационного развития в Алтайском крае» (в редакции от 6 февраля 2019 г. №7-ЗС) и Закон Алтайского края от 4 сентября

1 О промышленной политике города Москвы (с изменениями на 20 февраля 2019 года) : закон города Москвы от 7 октября 2015 г. №55// Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации АО «Кодекс». — URL: http://docs.cntd.ru/document/537981669 (дата обращения: 20.03.2020).

2013 г. №46-ЗС «О государственной поддержке инновационной деятельности в Алтайском крае» (в редакции от 5 июня 2019 г. №38-ЗС)2.

Положительно, что история инновационного законодательства Алтайского края начала складываться еще в 1998 г., когда был принят Закон от 9 декабря 1998 г. № 64-ЗС «О государственной поддержке инновационной деятельности в агропромышленном комплексе Алтайского края» (утратил силу 4 сентября 2013 г.)3. Это говорит о согласованной системе общественных стимулов и ценностей, учтены потребности людей в данной сфере, соотнесены возможности ресурсов.

К традиционным ресурсам можно отнести территориальные (в виде земли как капитала) и природные (месторождения горючих и других полезных ископаемых, водные и биологические ресурсы) [6, с. 28].

К новым ресурсам - инновационные (мировой интеллектуальный потенциал, объекты интеллектуальной собственности и возможность управления традиционными ресурсами при отсутствии формального суверенитета над ними), а также информационные (информационное пространство и информационные технологии), нетрадиционные природные (возобновляемые источники энергии и экологические ресурсы) и, наконец, вновь территориальные - в виде земли, но уже как основы формирования экономического пространства.

Глобализация стирает государственные границы во всех сегментах, но с наибольшей скоростью это происходит как раз в области инновационных и информационных ресурсов [7, с. 39].

В начале 2000-х гг. в части субъектов РФ стали действовать законы об инновационной деятельности (Удмуртская республика, Республика Адыгея, Белгородская область). В других - были приняты законы о государственной поддержке инновационной деятельности (Республика Карелия, Калужская область). Существуют и законы об инновационной политике (Московская область, Новосибирская область).

В зависимости от региона разнится цель принятия актов подобного рода. Одни законы весьма сдержанно определяют предмет правового регулирования, формулируя полномочия органов государственной власти, ссылаясь на Федеральный закон от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»4 (Республика Мордовия). Большинство - определяет экономические, правовые и организационные условия развития инновационной деятельности (Томская область, Белгородская область, Новосибирская область).

Более развернутый предмет регулирования содержат законодательные акты, связанные с научным инновационным обеспечением и государственной поддержкой: создание благоприятных условий и стимулов для физических и юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность (Хабаровский край); обеспечение защиты прав и интересов субъектов инновационной деятельности (Псковская область); выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции и расширение за счет этого налогооблагаемой базы (Калужская область); создание режима максимального благоприятствования для субъектов инновационной деятельности (Республика Дагестан).

Сейчас на уровне субъектов Федерации преобладают стремление к принятию стратегии инновационного развития (Красноярский край, Калининградская область, Удмуртская Республика). Стратегия - это способ достижения сложной цели. В. Л. Квинт так определяет стратегию - система поиска, формулирования и

2 О государственной поддержке инновационной деятельности в агропромышленном комплексе Алтайского края : закон Алтайского края от 9 декабря 1998 г. №64-ЗС// Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации АО «Кодекс». — URL: http://docs.cntd.ru/document/940700979 (дата обращения: 22.03.2020).

3 Сборник законодательства Алтайского края. — 1998. — № 32 (52).

4 О науке и государственной научно-технической политике : Федер. закон от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ // Там же. — URL: http://docs.cntd.ru/document/9028333 (дата обращения: 26.04.2020).

развития доктрины, которая обеспечит долгосрочный успех при последовательной и полной реализации [8, с. 267].

В Пензенской области проводится аналогичная политика. В целях создания благоприятной социально-экономической среды и институциональных условий для активизации инновационного развития экономики, обеспечения ее долгосрочной конкурентоспособности в 2014 г. Распоряжением Правительства Пензенской области от 21 февраля 2014 г. №83-рП была утверждена Стратегия инновационного развития Пензенской области до 2021 г. и прогнозный период до 2030 г.5

Пензенская область с 2015 г. входит в топ-10 регионов рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации. Успешная инновационная стратегия уставного законодательства Пензенской области обусловлена принятием в 2010 г. Закона Пензенской области от 25 октября 2010 г. №1972-ЗПО «Об инновационной деятельности в Пензенской области» (с изменениями на 19 августа 2015 г.)6. Отсутствие внесения принципиальных изменений и реализация его базовых положений на протяжении длительного времени свидетельствуют о правовой стабильности в регионе (соблюдается паритет в цепочке «актуальность - закон») и контроле за исполнением принятых нормативных актов.

Подобная ситуация складывается и в Липецкой области. В 2010 г. был принят Закон «Об инновационной деятельности в Липецкой области» от 27 октября 2010 г. №425-ОЗ (с изменениями от 22 февраля 2017 г. №45-ОЗ). В ст. 2 определено: инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних свя-зях7. Общепринято, что понятийный аппарат в специализированных законах начинается с определения термина «инновации» (Томская область, Республика Башкортостан), а вот в Законе Удмуртской республики от 26 июня 2017 г. №55-РЗ «Об инновационной деятельности в Удмуртской республике» дано понятие «новация (новшество)» - новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей8.

Без реальных действий одно законодательное закрепление не отразит фактическое состояние дел. Возрождение существующих производств и создание новых - важная задача для экономики Пензенской области. Одним из примеров может служить достижение высоких результатов в агропромышленном комплексе Пензенской области. Акцент на развитие данного сектора сделан не случайно, в этом проявляется особенность почвенно-климатических условий, экономико-географического положения региона, где сельское хозяйство является приоритетным направлением, а также посредством развития комплекса обеспечивается продовольственная безопасность России.

Немаловажную роль в развитии комплекса играет и социальная составляющая. Создаются дополнительные рабочие места, увеличивается приток трудоспособного населения в местности (деревни, села, поселки), расширяется социальный пакет, создаются корпоративные привилегии. Сельскохозяйственная область затрагивает интересы каждого человека, её формирование в решающей мере определяет экономическое развитие предприятия.

5 Об утверждении Стратегии инновационного развития Пензенской области до 2021 года и прогнозный период до 2030 года : распоряжений Правительства Пензенской области от 21 февраля 2014 г. №83-рП // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации АО «Кодекс». — URL: http://docs.cntd.ru/document/ 424055855 (дата обращения: 16.04.2020 г.)

6 Об инновационной деятельности в Пензенской области : закон Пензенской области от 25 октября 2010 г. №1972-ЗПО // Там же. — URL: http://docs.cntd.ru/document/430642698 (дата обращения: 17.04.2020).

7 Пензенские губернские ведомости. — 2010. — № 92. — С. 1

8 Об инновационной деятельности в Удмуртской республике : закон Удмуртской республики от 26 июня 2017 г. №55-РЗ // Там же. — URL: http://docs.cntd.ru/document/450254782 (дата обращения: 18.04.2020).

Здесь стоит отметить, что в начале 2019 г. в России ускорились темпы снижения численности рабочей силы. По итогам первого квартала численность экономически активного населения (трудоустроенных либо ищущих работу людей) сократилась на 0,8 млн человек (по сравнению с первым кварталом 2018 г.). При этом за весь прошлый год этот показатель снизился всего на 0,1 млн человек.

Текущая численность рабочей силы в России составляет 75 млн человек. Само по себе снижение численности рабочей силы не стало неожиданностью, поскольку наблюдается с 2016 г. Такая динамика соответствует общим демографическим тенденциям: с 2006 г. численность населения трудоспособного возраста (с 15 до 59 лет у мужчин и до 54 у женщин) сократилась на девять процентов9.

В России число зарегистрированных безработных снизилось на 3,9 %. На 1 июля 2019 г. в органах службы занятости населения зафиксировано 745,8 тыс. человек, тогда как месяц назад числилось 776,2 тыс. человек10.

Российская практика свидетельствует о разбалансированном развитии регионов. Скорее всего, это связано с отсутствием конституционной модели экономического развития субъектов Федерации, а также научно-обоснованной государственной политики [9, с. 102].

По данным Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), в некоторых регионах сложилась сложная обстановка с занятостью населения. Рейтинг с высоким коэффициентом напряженности на рынке труда на начало июля возглавил Северо-Кавказский федеральный округ, где этот показатель составил 3,2 пункта. Для сравнения: в Южном федеральном округе данный показатель равняется 0,411.

В целом на 1 июля 2019 г., по сравнению с данными на 1 июня этого же года, коэффициент напряженности снизился в 29 субъектах РФ, остался на прежнем уровне в 47 субъектах и увеличился в девяти субъектах страны. Численность граждан, нашедших работу, в июне составила около 375 тыс. человек, что на 96,6 % больше, чем в мае (около 191 тыс. человек)12.

Так, в рамках модернизации «Русской молочной компании» в Пензенской области создано 50 новых рабочих мест. Завершается реализация проекта по строительству элеватора в р.п. Пачелма емкостью 100 тыс. тонн единовременного хранения зерна. Совокупный объем инвестиций 1,8 млрд руб.

На птицефабрике ОАО «ПТФ «Васильевская» завершена реконструкция и строительство новых площадок мощностью 140 тыс. тонн мяса птицы в год. Общий объём инвестиций в предприятие за период с 2004 по 2018 гг. составил более 9 млрд руб.

Крупнейший в Пензенской области и один из самых масштабных в стране проект компании ООО «АПК «Дамате» направлен на расширение комплекса по промышленному выращиванию индейки до 100 тыс. тонн готовой продукции в год. Общие инвестиции составляют 25,6 млрд руб.

В области действует развитая инновационная инфраструктура. Так, Государственное казенное учреждение «Пензенское региональное объединение бизнес-инкубаторов» включает в себя сеть из 14 организаций, в которых осуществляют деятельность 215 организаций, создано 1 533 рабочих мест13. Помещения и

9 Россия столкнулась с дефицитом рабочей силы // Лента.Ру : сайт. — URL: https://lenta.ru/news/2019/08/06/ trud/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 23.03.2020).

10 Единый портал Федеральной службы по труду и занятости (РОСТРУД). — URL: https://www.rostrud.ru (дата обращения: 28.03.2020).

11 Там же.

12 Названы регионы РФ с самой напряженной ситуацией на рынке труда // Интернет-портал «Российской газеты». — URL: https://rg.ru/2019/07/22/reg-skfo/nazvany-regiony-rossii-s-samoj-napriazhennoj-situaciej-na-rynke-truda. html (дата обращения: 14.04.2020).

13 Пензенское региональное отделение бизнес-инкубаторов. — URL: https://biznes-penza.ru (дата обращения: 16.04.2020).

оборудование бизнес-инкубаторов предоставляются в аренду субъектам малого предпринимательства по льготной арендной ставке на конкурсной основе. За все время существования бизнес-инкубаторов было 700 резидентов. Общий оборот резидентов за 2017 г. по выручке составил 1,5 млрд руб.

В Пензенской области успешно ведут деятельность два технопарка: «Яблочков», специализирующийся на информационных технологиях, точном приборостроении и материаловедении, и «Рамеев» - уникальный технопарк высоких медицинских и информационных технологий - базис регионального медицинского кластера. На площадях последнего осуществляют деятельность 39 резидентов. Штатная численность работников по состоянию на 1 января 2019 г. составила 2 285 человек, всего за 2018 г. выручка резидентов составила 6 174,13 млн руб. В 2018 г. управляющей компанией технопарка направлена заявка в Фонд «Сколково» на присвоение статуса регионального представительства Фонда. На базе технопарка «Ра-меев» создан Центр проведения испытаний медицинских изделий на животных -Центр «1пУтуо». С начала его функционирования проведено более 50 операций14.

Бизнес-инкубаторы и технопарки необходимы для обеспечения поддержки малого и среднего предпринимательства, прежде всего занимающегося инновациями, они обеспечивают системный подход к формированию инфраструктуры инновационной деятельности [10, с. 77].

Кроме этого, на базе технопарков работают профильные кафедры Пензенского государственного университета. Студентам предоставлена возможность получать теоретические знания и практические навыки будущей инженерной профессии.

В университете регулярно проводятся мероприятия, связанные с инновациями. 14 марта 2019 г. на факультете машиностроения и транспорта прошла V-я Всероссийская научно-техническая конференция для молодых ученых и студентов с международным участием «Инновации технических решений в машиностроении и транспорте». В конференции приняли участие 12 вузов Российской Федерации (Волгоград, Москва, Саранск, Омск, Чебоксары, Ставрополь, Севастополь), а также 2 вуза стран СНГ - Таджикистана, Узбекистана15.

Пензенский государственный университет, сотрудничая с Казахстанским университетом инновационных и телекоммуникационных систем, занимается профессиональной подготовкой инновационных специалистов, тем самым осуществляя комплексное обеспечение и кадровое содействие инновационному развитию региона. Подготовка кадров является одной из приоритетных задач. Такая необходимость продиктована недостатком молодых специалистов, способных самостоятельно выполнять поисковые, проектные, маркетинговые и производственные задачи, неизбежно присутствующие в процессе создания и коммерциализации инновационных проектов в различных сферах16.

В Кемеровской области в целях кадрового и научно-исследовательского обеспечения социально-экономического развития реализация кластерных проектов и инициатив региона является основным направлением взаимодействия

14 Технопарк высоких технологий «Рамеев». — URL: http://www.technopark-rameev.ru/technopark (дата обращения: 17.04.2020).

15 В ПГУ прошла конференция «Инновации технических решений в машиностроении и транспорте» // Пензенский государственный университет: официальный сайт. — URL: https://pnzgu.ru/news/2019/03/15/16524292 (дата обращения: 18.04.2020).

16 Соглашение о взаимодействии в области развития инновационной сети и стимулирования программ развития инновационной деятельности между Аппаратом Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, Правительством Пензенской области, Межрегиональным Фондом содействия инновациям (МФСИ), региональным филиалом «Пензенский» МФСИ, Торгово-промышленной палатой Пензенской области» от 1 июля 2003 г. №03-5А-08/130 // ГАРАНТ.РУ (Garant.ru). — URL: https://base.garant.ru/17401650/ (дата обращения: 18.04.2020).

органов государственной власти Кемеровской области и опорного университета -Кемеровского государственного университета17.

В Пензенской области в развитие инноваций при взаимодействии с Минэкономразвития России в Пензенском регионе созданы ряд институтов: Пензенский региональный фонд поддержки инноваций (венчурный фонд), Центр прототипирования, Центр кластерного развития.

В частности, через Центр кластерного развития осуществляется поддержка 4 приоритетных отраслевых кластеров (биомедицинский кластер «БиоМед», приборостроительный кластер «Безопасность», кластер легкой промышленности и кондитерский кластер). С 2017 г. в указанный кластер вошел Центр инноваций социальной сферы, основной целью которого является продвижение и поддержка социальных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержка и сопровождение социально ориентированных некоммерческих организаций.

В рамках кластера «БиоМед» оказывается целенаправленная поддержка высокотехнологичному сегменту - производителям медицинских изделий. Продукция кластера обладает высокой конкурентоспособностью как на российском, так и зарубежном рынках. Об этом говорят лидирующие места кластера среди отечественных производителей на следующих сегментах отечественного рынка: «искусственные клапаны сердца» - 64 %, «шовный материал» - 17 %.

В рамках развития приборостроительного кластера «Безопасность» сфокусированная поддержка оказывается производителям высокотехнологичных инженерных средств охраны. По этому сегменту доля пензенской продукции на рынке России составляет 61 %. Объем отгруженной продукции предприятиями кластера составляет более 3 млрд руб. ежегодно.

Благоприятное влияние кластера наиболее сильно в тех случаях, когда успех бизнеса зависит от доступа к специфическим ресурсам [11, с. 50]. То есть преимущества кластеров особенно очевидны для новых высокотехнологичных фирм, которым необходим доступ к специализированным активам, в частности, знаниям и умениям, которые не могут быть произведены компанией самостоятельно в силу тех или иных обстоятельств. В этом случае локализация бизнеса внутри кластера сокращает издержки приобретения необходимых ресурсов на рынке, в том числе транзакционные издержки, в особенности - издержки поиска и затраты на приобретение информации. Также уменьшаются риски оппортунистического поведения, возникающие при взаимодействии со специфическими поставщиками и дистрибьюторами, упрощается процесс получения ресурсов и средств18.

Концентрация различных бизнесов в кластере предоставляет возможность для повышения качества продукции и быстрого освоения новых рыночных ниш. То есть кластер создает и непосредственные выгоды, а не только опосредованные -через снижение издержек [12, с. 35].

Компания «Дамате» в Пензенской области представляет собой вертикально-интегрированную структуру с полным производственным циклом. Изначально проект был рассчитан на производство 15 тыс. тонн готовой продукции в год. Спустя пять лет - более 90 тыс. тонн продукции в год. Общий объем инвестиций в проект - свыше 12 млрд руб. Также развивается производство молочной продукции, открываются новые предприятия в соседних субъектах Федерации (Башкирия). Указанное обуславливает рост спроса на продукцию, в связи с чем подтверждается теория о необходимости введения четвертого дополнительного звена в

17 О взаимодействии органов государственной власти Кемеровской области и опорного университета Кемеровской области: закон Кемеровской области от 13 июня 2019 г. №40-ОЗ // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации АО «Кодекс». — URL: http://docs.cntd.ru/document/553367935 (дата обращения 12.04.2020).

18 Кластер: условия эффективности // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»: научно-образовательный портал IQ. — URL: https://iq.hse.ru/news/177673517.html (дата обращения 12.04.2020).

систему тройной спирали - «общества», влияющие на создание знаний и технологий - через спрос и реализацию пользовательской функции.

На примере ООО «Русская молочная компания» прослеживается схожая модель. «Русмолко», один из крупнейших производителей сырого молока на российском рынке, было создано в октябре 2007 г. Компания объединяет девять хозяйств и специализируется на молочном животноводстве и растениеводстве. В 2019 г. компания вложит 4,5 млрд руб. в строительство нового животноводческого комплекса в Сердобском районе Пензенской области. Он станет крупнейшим в России. Первую очередь инвестор введет в эксплуатацию уже в конце 2019 г., вторую - в 2020 г. Проект позволит трудоустроить более 300 человек.

В 2017 г. региональные власти и представители компании «Aviagen Turkeys» впервые встретились, чтобы обсудить возможность создания в Пензенской области птицеводческого предприятия. Сегодня зарубежный партнер - мировой лидер генетики и селекции сельскохозяйственной птицы - продолжает строительство в Никольском районе комплекса по промышленному производству инкубационного яйца индейки. Этот масштабный инвестиционный проект стоимостью 2 млрд руб. позволит создать 120 новых рабочих мест и исключит возможность импортозави-симости производства птицы и обеспечит биобезопасноть.

Деятельность данных компаний наглядно показывает уровень развития регионального сектора высоких технологий и технологической модернизации, что является отражением синергетического эффекта взаимодействия государства, частного бизнеса, науки и общества в лице потребителя.

Вышеуказанный подход является инвестицией социального воздействия, рассчитанной на получение не только экономического, но и социального результата. Это представляет собой инновационный финансовый инструмент, динамично развивающийся в различных субъектах Российской Федерации [13, с. 234].

Для долгосрочного, прибыльного и современного функционирования отдельные предприятия в регионах объединяются в кластеры. Считается, что существуют две модели создания кластеров - «brown field», когда кластер сложился сам, исторически, а вторая, противоположная, искусственно созданная - «green field». Трудно оценить, какой из кластеров самый успешный, потому что на разных этапах развития они разные [14, с. 39]. Для оценки нужно выбирать, прежде всего, понятные показатели, такие как: ведутся ли на территории научные исследования, увеличение числа людей по теме специализации кластера, создание новых продуктов. Есть и уникальные, не повторяющиеся кластеры, например, в Смоленске - кластер по производству и переработке льна [15, с. 63].

Развитие региональной кластерной инициативы предполагает изучение перспектив и механизмов формирования территориально-отраслевых кластеров в машиностроении, приборостроении, пищевой промышленности и агропромышленном комплексе, а также их расширения за счет привлечения внешних игроков; выявление внутриотраслевых и межотраслевых производственно-хозяйственных связей между основными участниками территориально-отраслевых кластеров с целью определения направлений их кооперации и за счет этого повышение конкурентоспособности всех участников кластера; создание и реализацию общекластерных проектов на основе механизмов государственно-частного партнерства [16, с. 23].

В условиях непрерывных реформ, быстроразвивающихся технологий, растущих потребностей общества в новых товарах и качественных услугах, субъекты Российской Федерации должны следовать курсу главы государства о росте экономики России на фоне технологического прогресса. Формируя свое законодательство, регионы должны придерживаться тех направлений и процессов, которые зафиксированы в действующем законодательстве РФ.

В Пензенской области, согласно Распоряжению Правительства Пензенской области от 21 февраля 2014 г. №83-рП, для создания эффективной региональной

инновационной системы, которая повлечет переход к новой модели пространственного развития региональной экономики, необходимо преодолеть разрозненность существующей инфраструктуры инновационной деятельности, создав единый комплекс, сформировать новые элементы инфраструктуры. Повысить эффективность образования и научно-исследовательских работ за счет обеспечения их соответствия перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям. Усилить практическую ориентацию и инвестиционную привлекательность образования и научно-исследовательских работ и увеличить спрос на инновации со стороны реального сектора экономики.

Вот уже несколько лет в области действует портал инноваторов -http://www.inno-terra.ru/, объединяющий всю информацию о перспективных проектах и достижениях. Правительством Пензенской области 31 мая 2019 г. совместно с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации был проведен Форум «InnoMed» (состоялся на базе технопарка «Рамеев»), который является одним из самых важных ежегодных мероприятий в сфере медицинской промышленности и здравоохранения. Форум посвящен обсуждению вопросов развития медицинской и фармацевтической промышленности, регулированию рынка медицинских изделий и интеграции российской медицинской науки в производственный комплекс регионов. Миссия Форума - улучшение качества жизни через развитие производства высокотехнологичных медицинских изделий в Российской Федерации.

Главными задачами форума являлись формирование инновационного промышленного потенциала в регионах; осуществление эффективной государственной политики в сфере инфраструктурных проектов при активном взаимодействии всех уровней власти, госкомпаний и частного бизнеса; государственная поддержка институтов развития при реализации инновационных проектов, а также развитие инновационной инфраструктуры на современном этапе.

Вышеназванное подтверждает, что в Пензенской области есть понимание необходимости стратегии инновационного развития. Положено начало сосредоточения фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, растет развитие консолидации высших образовательных учреждений - ученых и производственных объединений при решении комплексных научно-технических задач.

Однако четкой стратегии инновационного развития в регионе пока еще нет. Главной причиной является отсутствие федерального законодательства и централизация управления. Высокие достижения в сфере инновационной деятельности складываются из форм ее организации и порядка материального стимулирования.

Регулирование точечное, с разными подходами к терминологии и к инновационным процессам в целом, носящее частный, индивидуальный, несистемный характер. Многие отношения, нуждающиеся в правовом опосредовании в связи с функционированием инновационного центра, остаются за пределами действия закона, а главное - не ясны полностью будущая экономическая модель центра, система управления центром, статус участников инновационных проектов, ожидаемый экономический эффект.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Strand 0., Ivanova I., Leydesdorff L. Decomposing the Triple-Helix Synergy into the Regional Innovation Systems of Norway: Firm Data and Patent Networks. / 0. Strand, I. Ivanova, L. Leydesdorff // Quality & Quantity. — 2017. — vol. 51(3), pp. 963-988.

2. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития / под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. — Москва : Дело, 2007. — 584 с.

3. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент : учеб. пособие / И. Т. Балабанов. — Санкт-Петербург : Питер, 2000. — 207 с.

4. Суханова А. А. К вопросу о конституционно-ценностном подходе к содержанию и реализации государственных программ Российской Федерации / А. А. Суханова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2019. — Т. 4, № 2. — С. 27-32.

5. Лапина М. А. Правовое регулирование национальной инновационной системы России / М. А. Лапина // Административное и муниципальное право. — 2017. — № 12. — С. 26-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Одинцова А. В. К вопросу о стратегическом планировании в муниципальных образованиях / А. В. Одинцова // Федерализм. — 2016. — № 2 (82). — С. 23-42.

7. Марача В. Г. Региональное стратегическое планирование: основные подходы и условия реализации / В. Г. Марача / / Проблемы теории и практики управления. — 2008. — № 11. — С. 35-42.

8. Квинт В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке / В. Л. Квинт. — Москва : Бизнес атлас, 2012. — 627 с.

9. Безрукова О. В. Конституционные принципы регулирования экономических отношений : монография / О. В. Безрукова, О. В. Романовская. — Москва : Проспект, 2019. — 192 с.

10. Надежин Н. Н. Гражданско-правовое обеспечение предпринимательства в России : учебник / Н. Н. Надежин. — Москва : Статут, 2019. — 144 с.

11. Швецов А. Н. Деструктивные стереотипы российского стратегического планирования и их возможные последствия для практики регионального стратегирования (часть 2): от общего к частному / А. Н. Швецов, А. Н. Демьяненко, В. Н. Украинский // Региона-листика. — 2016. — Т. 3, № 6. — С. 69-81.

12. Мохов А. А. Инновационные кластеры: доктрина, законодательство, практика / А. А. Мохов, О. А. Шевченко, А. Е. Балашов, А. Н. Яворский. — Москва : Контракт, 2018. — 100 с.

13. Плотникова И. Н. К вопросу о конституционно-правовой политике, конституци-онализации и эффективности закона, консеквенциализме в сфере обеспечения экономической свободы личности / И. Н. Плотникова // Ежегодник конституционной экономики : сб. ст. — Москва : ЛУМ, 2019. — С. 407-439 с.

14. Мохов А. А. Социальные эффекты экономической деятельности и их значение для правотворчества / А. А. Мохов // Юрист. — 2016. — № 18. — С. 37-41.

15. Егорова А. А. Кластеры, технологические и индустриальные парки как особые правовые режимы привлечения инвестиций в экономику региона / А. А. Егорова / / Право и экономика. — 2019. — № 4 (374). — С. 60-66.

16. Кирилловых А. А. Договор инвестиционного товарищества / А. А. Кирилловых // Законодательство и экономика. — 2012. — № 6. — С. 23-29.

REFERENCES

1. Strand 0., Ivanova I., Leydesdorff L. Decomposing the Triple-Helix Synergy into the Regional Innovation Systems of Norway: Firm Data and Patent Networks. Quality & Quantity, 2017, vol. 51(3), pp. 963-988 (in English).

2. An'shin V. M., Dagaev A. A. (ed.) Innovatsionnyi menedzhment: kontseptsii, mnog-ourovnevye strategii i mekhanizmy inn.ovatsionn.ogo razvitiia [Innovation Management: Concepts, Multi-level Strategies and Mechanisms for Innovative Development]. Moscow, Delo Publ., 2007, 584 p.

3. Balabanov I. T. Innovatsionnyi menedzhment : ucheb. posobie [Innovative Management: Manual]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2000, 207 p.

4. Sukhanova A. A. To the Question of the Constitutional Value Approach to the Content and Implementation of the State Programs of the Russian Federation. Vestnik Chelia-binskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pravo = Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law, 2019, vol. 4, no. 2, pp. 27-32 (in Russian).

5. Lapina M. A. Legal Regulation of Russia's National Innovation System. Administra-tivnoe i munitsipal'noe parvo = Administrative and Municipal Law, 2017, no. 12, pp. 26-33 (in Russian).

6. Odintsova A. V. To the Question of Strategic Planning in Municipalities. Federalizm = Federalism, 2016, no. 2 (82), pp. 23-42 (in Russian).

7. Maracha V. G. Regional Strategic Planning: Key Approaches and Modalities for Implementation. Problemy teorii i praktiki upravleniia = Problems of Man.agem.ent Theory and Practice, 2008, no. 11, pp. 35-42 (in Russian).

8. Kvint V. L. Strategicheskoe upravlenie i ekonomika na global'nom formiruiu-shchemsia rynke [Strategic Governance and Economics in the Global Emerging Market]. Moscow, Biznes atlas Publ, 2012, 627 p.

9. Bezrukova O. V., Romanovskaia O. V. Konstitutsionnye printsipy regulirovaniia ekonomicheskikh otno-shenii : monografiia [Constitutional Principles of Economic Relations Regulation: Monograph]. Moscow, Prospekt Publ., 2019, 192 p.

10. Nadezhin N. N. Grazhdansko-pravovoe obespechenie predprinimatel'stva v Rossii : uchebnik [Civil and Legal Support of Entrepreneurship in Russia: Textbook]. Moscow, Statut Publ., 2019, 144 p.

11. Shvetsov A. N., Dem'ianenko A. N., Ukrainskii V. N. Destructive Stereotypes of Russian Strategic Planning and Their Possible Consequences for Practice of Regional Strategy Development (Part 2): From the General to the Particular. Regionalistika = Regionalistics, 2016, vol. 3, no. 6, pp. 69-81 (in Russian).

12. Mokhov A. A., Shevchenko O. A., Balashov A. E., Iavorskii A. N. Innovatsionnye klastery: doktrina, zakonodatel'stvo, praktika [Innovative Clusters: Doctrine, Legislation, Practice]. Moscow, Kontrakt Publ., 2018, 100 p.

13. Plotnikova I. N. K voprosu o konstitutsionno-pravovoi politike, konstitutsio-nalizatsii i effektivnosti zakona, konsekventsializme v sfere obespecheniia ekonomicheskoi svo-body lichnosti [On the Issue of Constitutional-Legal Policy, Constitutionality and Effectiveness of the Law, Consequentialism in the Sphere of Economic Freedom of the Individual]. Ezhegod-nik konstitutsionnoi ekonomiki: sb. st. [Yearbook of Constitutional Economics: the Collection of Articles]. Moscow, LUM Publ., 2019, pp. 407-439

14. Mokhov A. A. Social Effects of Economic Activity and Their Significance for Law Making. Iurist = Jurist, 2016, no. 18, pp. 37-41 (in Russian).

15. Egorova A. A. Clusters Technological and Industrial Parks as Special Legal Regimes for Attracting Investments in the Economy of the Region. Pravo i ekonomika = Law and Economic, 2019, no. 4 (374), pp. 60-66 (in Russian).

16. Kirillovykh A. A. Contract of investment association. Zakonodatel'stvo i ekonomika = Legislation and Economic, 2012, no. 6, pp. 23-29 (in Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Артёмова Дарья Игоревна — доцент кафедры правосудия юридического института Пензенского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация e-mail: artdarya@yandex.ru.

Артёмова Наталья Евгеньевна — доцент кафедры теоретической и прикладной механики и графики факультета машиностроения и транспорта политехнического института Пензенского государственного университета, кандидат технических наук, доцент, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация e-mail: art.natalia2017@yandex.ru.

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Artemova Dar'ia I. — Associate Professor, Department of Justice, Institute of Law, Penza State University, Candidate of Law, Associate Professor, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: artdarya@yandex.ru.

Artemova Natal'ya E. — Associate Professor, Department of Theoretical and Applied Mechanics and Graphics, Faculty of Mechanical Engineering and Transport, Polytechnic Institute, Penza State University, Candidate of Engineering, Associate Professor, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: art.natalia2017@yandex.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Артемова Д. И. Инновационное развитие субъектов Российской Федерации (на примере Пензенской области) / Д. И. Артемова, Н. Е. Артемова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2020. — Т. 8, № 2 (30). — С. 21-32. — URL: http:// esj.pnzgu.ru. — DOI: 10.21685/2307-9525-2020-8-2-3.

FOR CITATION

Artemova D. I., Artemova N. E. Innovative Development of the Subjects of the Russian Federation (on the Example of the Penza Region). Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2020, vol. 8, no. 2, pp. 21-32, available at: http://esj.pnzgu.ru. DOI: 10.21685/23079525-2020-8-2-3. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.