EDN: HXIFFO
С.В. Породина - к.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного управления, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, [email protected],
S.V. Porodina - candidate of economics, associate professor of the chair of management and public administration, National Research Lobachevsky state university of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia;
АМ. Белова - обучающийся кафедры менеджмента и государственного управления, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, [email protected],
A.M. Belova - student of the Chair of Management and Public Administration, National Research Lobachevsky state university of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia;
Ю.В. Захарова - к.э.н., доцент кафедры менеджмента и государственного управления, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, [email protected],
J.V. Zaharova - candidate of economics, associate professor of the Chair of Management and Public Administration, National Research Lobachevsky state university of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia.
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE PRESCHOOL EDUCATION SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF NIZHNY NOVGOROD, NIZHNY NOVGOROD REGION)
Аннотация. В современных условиях цифровой трансформации общественного устройства актуальным становится инновационность развития системы дошкольного образования, которая должна проявляться в формировании новых методик и подходов в обучении и воспитании детей, в разнообразных возможностях использования информационных технологий, организации цифровой среды обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях, в современных технологиях муниципального управления дошкольным образованием. В ходе исследования дана характеристика системы дошкольного образования города Нижнего Новгорода Нижегородской области и обозначены направления ее инновационного развития. В работе применялся метод сравнительно-правового анализа, теоретический анализ, метод структурной декомпозиции, проектирование. Информационная база проведенного исследования представлена отечественными нормативно-правовыми документами, статистическими данными, предоставленными Департаментом образования Администрации г. Нижнего Новгорода, научными монографиями и статьями по вопросам функционирования и проблемам управления системой дошкольного образования.
Abstract. In modem conditions of digital transformation of the social structure, the innovativeness of the development of the preschool education system becomes relevant, which should manifest itself in the formation of new methods and approaches in teaching and raising children, in a variety of opportunities for using information technologies, organizing a digital learning environment and raising children in preschool institutions, in modern technologies of municipal management of preschool education. In the course of the study, the characteristics of the system of preschool education in the city of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod region are given, key problems in its functioning are identified, and directions for its innovative development are outlined. The work used the method of comparative legal analysis, theoretical analysis, the method of structural decomposition, design. The information base of the study is represented by domestic regulatory documents, statistical data provided by the Department of Education of the Administration of Nizhny Novgorod, scientific monographs and articles on the functioning and management of the preschool education system.
Ключевые слова: дошкольное образование, инновационное развитие, муниципальное управление, цифровая трансформация.
Keywords: preschool education, innovative development, municipal management, digital transformation.
Инновации в области дошкольного образования имеют особую важность в свете значительных изменений в обществе и в экономике, которые происходят в последние годы. Эти изменения обусловлены значительными потребностями в обучении и развитии детей, особенно в мире, где информация и технологии будут продолжать развиваться и меняться в более высоких темпах. В данном контексте инновационное развитие дошкольного образования является необходимостью, поскольку только оно может обеспечить максимально высокий уровень развития детей и своевременно соответствовать изменяющимся потребностям социума. Наиболее актуальными направлениями исследования инновационного развития системы дошкольного образования являются вопросы о формировании новых методик и подходов в обучении и воспитании детей, о новых возможностях использования информационных технологий, организации цифровой среды обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях, о современных технологиях совершенствования муниципального управления дошкольным образованием [4].
Проблема исследования заключается в том, что дошкольное образование, являясь первой ступенью образовательной «лестницы», где закладывается основа интеллектуального и физического развития личности, начинается адаптация ребенка к социальным ценностям, правилам и нормам жизни, должно отвечать потребностям современного общества, предоставляя детям наиболее актуальные знания и навыки, которые будут необходимы им в будущей жизни [2]. Однако, многие дошкольные учреждения не готовы к внедрению и применению инновационных методик и подходов в обучении и воспитании детей, в них отсутствуют соответствующие учебные материалы, недостаточно высокий уровень квалификации педагогов, низкий уровень заинтересованности молодых кадров в работе в муниципальной системе дошкольных учреждений. Это приводит к тому, что дети получают устаревшие знания и не развиваются в соответствии с современными требованиями общества. Все вышеупомянутые факторы демонстрируют, что проблема инновационного развития дошкольного образования является актуальной и требует незамедлительного решения для обеспечения качественного образования и воспитания детей в соответствии с современными требованиями общества.
Под инновационным развитием системы дошкольного образования понимается процесс поиска и внедрения новых и современных методов, подходов и технологий, которые позволяют повысить качество образования и воспитания в дошкольных учреждениях [5]. Целью инновационного развития системы дошкольного образования является обеспечение максимально благоприятных условий для всестороннего развития детей, оснащения их необходимыми знаниями, умениями и навыками для успешной адаптации и достижения успеха в будущей жизни. Инновационное развитие дошкольного образования является ключевым элементом развития образовательной системы в целом и имеет важное значение для развития общества в целом.
Инновационное развитие системы дошкольного образования включает несколько ключевых направлений:
- развитие индивидуальной программы обучения ребенка;
Естественно-гуманитарные исследования № 3 (47), 2023
459
- развитие технологий и методологий обучения;
- использование цифровых технологий в обучении;
- усиление профессиональной подготовки педагогов;
- создание цифровой среды обучения и воспитания;
- создание условий для творческого развития детей.
Представим характеристику системы дошкольного образования г. Нижнего Новгорода. Основными показателями муниципальной системы дошкольного образования выступают: число дошкольных образовательных учреждений (ДОУ); количество групп и мест; численность воспитанников; количество подразделений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, организованные при общеобразовательной организации; площадь помещений дошкольной образовательной организации.
По состоянию на 01.01.2023г. на территории города Нижнего Новгорода Нижегородской области функционирует 491 образовательная организация, в том числе:
- 316 муниципальных дошкольных образовательных организаций (2858 групп);
- 15 частных дошкольных организаций, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности (69 групп);
- 7 муниципальных общеобразовательных организаций (27 групп);
- 1 негосударственное образовательное учреждение им. С.В. Михалкова (4 дошкольные группы);
- 3 государственных учреждения (ИПФ РАН - 4 группы, № 465 - 6 групп, № 17 - 9 групп) [3].
В городских дошкольных образовательных учреждениях обучается 73 805 детей, и из них 72 646 посещают муниципальные образовательные учреждения. Общее количество групп, сформированных в муниципальных образовательных учреждениях, составляет 2 882, из них 524 группы - для детей до 3-х лет и 2 358 групп детей - в возрасте от 3-х до 7 лет [1].
В ходе анализа изменения показателей развития системы дошкольного образования г. Нижнего Новгорода за 2020-2022 гг. можно сделать вывод, что число групп в дошкольных образовательных организациях увеличивается с каждым годом на 0,23 %, число мест также растет на 3,39 %, а численность воспитанников уменьшается на 17,87 % (рисунок 1).
Показатели
Число дошкольный образовательным организации 315 316
Подразделения |грулпы). осуществляющие образовательную 10 7 7
деятельность го образовательным программам дошкольного
в там числе для детей &еазрасте 3 года и гггарше 2319 2363 2353
Численность воспитанников, чел. 74343 74433 7264Б
Площадь помещении дошкольной образовательной организации, кз. м. ЗД2520 ЫЪ^И Б59621
Рисунок 1 - Характеристика муниципальной системы дошкольного образования г. Нижнего Новгорода Нижегородской области
Охват детей в возрасте от 1 года до 7 лет по г. Нижнему Новгороду, зарегистрированных в муниципальной системе «Комплектование в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях» составляет: от 1 г. до 3 лет - 60 %, от 3 лет до 7 лет - 100 %. Ежегодно увеличивается количество детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения города, исключением стал 2022 г. (рисунок 2). Количество детей, посещающих ДОУ, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, уменьшилось в 2022 г. по сравнению с 2021 г. на 1 791 человека.
Рисунок 2 - Количество детей, посещающих образовательные организации г. Нижнего Новгорода, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования
Материально-техническая база муниципальных ДОУ города находится в удовлетворительном состоянии, тем не менее, около 90 % муниципальных дошкольных организаций нуждается в проведении отдельных видов ремонтных работ и модернизации оборудования. Исходя из приведенных выше данных, можно сделать вывод, что в целом система дошкольного образования в г. Нижнем Новгороде функционирует эффективно, за исключением обеспечения дошкольным образованием детей в возрастной группе от 2 месяцев до 3 лет. Очередь на получение мест в ДОУ среди данной категории пока еще остается, но за последние годы проблема практически решена благодаря вводу в эксплуатацию несколько новых детских садов.
К основным инновационным технологиям, используемым в системе дошкольного образования г. Нижнего Новгорода Нижегородской области, относятся: здоровьесберегающие технологии; проектная деятельность; исследовательские, коррекционные, развивающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные технологии, игровые технологии; теория решения изобретательных задач.
В 2022 г. в рамках реализации национального проекта «Демография». в г. Нижнем Новгороде строятся современные детские сады, которые оснащены просторными музыкальным и физкультурным залами, плавательным бассейном, системой видеонаблюдения. В ДОУ реализуются различные инновационные направления, которые курируются на федеральном и региональном уровнях (рисунок 3).
Федеральные Региональные Стажерсхие площадки.
Район инновационные инновационные пилотные площадки на
площадки лпонцадкм ба» ниро
Автоыводский 5 18 7
Канав*нскмй 1 S 7
Ленине кий 2 10 7
Московский 1 14 9
Нижегородский 1 г
ПриОкСкий 1 S
Ожкмий 1 3 6
Сормовский 4 7 9
Итога: 14 63 SZ
по ¿остойнию из 0l.DJ.2i
Рисунок 3 - Инновационные площадки, сетевые инновационные проекты в ДОУ г. Нижнего Новгорода
Для обеспечения инновационности ДОУ органы власти г. Нижнего Новгорода выполняют ряд мероприятий, среди которых: проведение мониторинга и оценки качества дошкольного образования для выявления сильных и слабых сторон учреждений и принятия мер по их улучшению; предоставление финансовой поддержки для реализации инновационных проектов и программ развития дошкольных учреждений; проведение мероприятий по повышению квалификации педагогов и наставников в дошкольных учреждениях для обеспечения высокого уровня образовательного процесса; обеспечение доступности дошкольного образования для всех детей, в том числе инвалидов и детей из малообеспеченных семей; развитие информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов для использования в дошкольном образовании; поддержка и стимулирование инновационных форм образования, таких как индивидуальный подход к обучению, взаимодействие со сторонними организациями и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что в системе дошкольного образования г. Нижнего Новгорода в полной мере используются различные инновационные технологии, которые способствуют развитию личности ребенка и его успешной адаптации к социальной среде. Практика муниципального управления дошкольным образованием г. Нижнего Новгорода показывает, что от качества получаемого дошкольного образования напрямую зависит развитие человеческого потенциала и формирование гражданского образованного общества.
Источники:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» URL: https://www.consultant.ru.
2. Грязнова Е. В., Каганович С. И., Фонарева О. В., Кузнецова Н. М. Проблемы развития системы управления услугами дошкольного образования // Журнал «Азимут научных исследований: педагогика и психология». - 2019. - № 5. - С. 13-28.
3. Официальный сайт «Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области». URL: https://52.rosstat.gov.ru/.
4. Официальный сайт Администрации г. Нижнего Новгорода Нижегородской области URL: https://admgor.nnov.ru.
5. Породина С.В. Значение и место игры в системе современных методов обучения в высшем образовании // Перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам XXIII международной научно-практической конференции. Под общей редакцией А.В. Туголукова. - 2017. -С. 246-249.
6. Яшин С.Н., Иванова О.Е. Современные подходы к менеджменту образовательной организации в условиях рыночной экономики // Актуальные проблемы управления. Сборник научных статей по итогам VIII Всероссийской научно-практической конференции. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. - Нижний Новгород, 2022. - С. 160-164.