Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ СЗФО)'

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ СЗФО) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
189
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / РЕЙТИНГ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Игнатьева Т.А.

Данная статья посвящена актуальному вопросу рассмотрения взаимосвязи между инновационным развитием региона и уровнем развития туризма в регионе. Развитие территорий и инновационные городские решения способствуют развитию туризма, а туризм, в свою очередь способствует развитию инноваций и привлечению инвесторов, таким образом, можно говорить о двуедином смежном процессе регионального развития туризма и инновационного развития регионов. Цель данной статьи - рассмотреть инновационное развитие региона как условие эффективного развития регионального туризма. Объектом исследования является Северо-Западный федеральный округ, предметом исследования выступают уровень инновационного развития региона и уровень развития регионального туризма в регионе. Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи: произвести анализ понятийного аппарата; дать краткую характеристику регионов СЗФО с двух позиций (с точки зрения инновационности региона и с точки зрения развития туризма в регионе); сопоставить оценки регионов РФ по различным рейтингам; рассчитать коэффициент корреляции Спирмена. В процессе проведения исследования были изучены труды отечественных ученых, посвященные проблемам развития регионального туризма; формированию основных тенденций развития внутреннего туристского рынка отдельных регионов; изучению туристского потенциала отдельных территорий и пр. Для получения основных результатов использовались методы статистического и системного анализов, приемы теоретического и практического обобщения. В результате статьи делается вывод о том, что независимо от методики оценки развития регионального туризма, наблюдается прямая зависимость между уровнем инновационного развития региона по критерию социально-экономических условий инновационной деятельности и уровнем развития регионального туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION AS A CONDITION FOR THE EFFECTIVE DEVELOPMENT OF REGIONAL TOURISM (ON THE EXAMPLE OF THE NORTHWESTERN FEDERAL DISTRICT)

This article is devoted to the topical issue of considering the relationship between the innovative development of the region and the level of tourism development in the region. The development of territories and innovative urban solutions contribute to the development of tourism, and tourism, in turn, contributes to the development of innovation and attracting investors, thus, we can talk about a two-way related process of regional tourism development and innovative development of regions. The purpose of this article is to consider the innovative development of the region as a condition for the effective development of regional tourism. The object of the study is the North-Western Federal District, the subject of the study is the level of innovative development of the region and the level of development of regional tourism in the region. To achieve the goal of the work, it is necessary to solve the following tasks: to analyze the conceptual apparatus; to give a brief description of the regions of the Northwestern Federal District from two positions (from the point of view of the region's innovativeness and from the point of view of tourism development in the region); to compare the assessments of the regions of the Russian Federation according to various ratings; to calculate the Spearman correlation coefficient. In the course of the research, the works of domestic scientists devoted to the problems of regional tourism development, the formation of the main trends in the development of the domestic tourist market of individual regions, the study of the tourist potential of individual territories, etc. were studied. Methods of statistical and system analysis, methods of theoretical and practical generalization were used to obtain the main results. As a result of the article, it is concluded that regardless of the methodology for assessing the development of regional tourism, there is a direct relationship between the level of innovative development of the region according to the criterion of socio-economic conditions of innovation activity and the level of development of regional tourism.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ СЗФО)»

УДК 338.48

DOI: 10.17586/2310-1172-2022-16-2-63 -74 Научная статья

Инновационное развитие региона как условие эффективного развития регионального туризма (на примере СЗФО)

Игнатьева Т.А. nyr72@yandex.ru Санкт-Петербургский государственный экономический университет 191023, Россия, Санкт-Петербург, Садовая ул., д.21

Данная статья посвящена актуальному вопросу рассмотрения взаимосвязи между инновационным развитием региона и уровнем развития туризма в регионе. Развитие территорий и инновационные городские решения способствуют развитию туризма, а туризм, в свою очередь способствует развитию инноваций и привлечению инвесторов, таким образом, можно говорить о двуедином смежном процессе регионального развития туризма и инновационного развития регионов. Цель данной статьи - рассмотреть инновационное развитие региона как условие эффективного развития регионального туризма. Объектом исследования является Северо-Западный федеральный округ, предметом исследования выступают уровень инновационного развития региона и уровень развития регионального туризма в регионе. Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи: произвести анализ понятийного аппарата; дать краткую характеристику регионов СЗФО с двух позиций (с точки зрения инновационности региона и с точки зрения развития туризма в регионе); сопоставить оценки регионов РФ по различным рейтингам; рассчитать коэффициент корреляции Спирмена. В процессе проведения исследования были изучены труды отечественных ученых, посвященные проблемам развития регионального туризма; формированию основных тенденций развития внутреннего туристского рынка отдельных регионов; изучению туристского потенциала отдельных территорий и пр. Для получения основных результатов использовались методы статистического и системного анализов, приемы теоретического и практического обобщения. В результате статьи делается вывод о том, что независимо от методики оценки развития регионального туризма, наблюдается прямая зависимость между уровнем инновационного развития региона по критерию социально-экономических условий инновационной деятельности и уровнем развития регионального туризма. Ключевые слова: инновационное развитие регионов, национальный туристический рейтинг, развитие туризма, региональное развитие туризма, региональный туризм, рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации, туризм.

Scientific article

Innovative development of the region as a condition for the effective development of regional tourism (on the example of the Northwestern Federal District)

Ignatieva T.A. nyr72@yandex.ru Saint Petersburg state University of Economics 191023, Russia, St. Petersburg, Sadovaya street, 21

This article is devoted to the topical issue of considering the relationship between the innovative development of the region and the level of tourism development in the region. The development of territories and innovative urban solutions contribute to the development of tourism, and tourism, in turn, contributes to the development of innovation and attracting investors, thus, we can talk about a two-way related process of regional tourism development and innovative development of regions. The purpose of this article is to consider the innovative development of the region as a condition for the effective development of regional tourism. The object of the study is the North-Western Federal District, the subject of the study is the level of innovative development of the region and the level of development of regional tourism in the region. To achieve the goal of the work, it is necessary to solve the following tasks: to analyze the conceptual apparatus; to give a brief description of the regions of the Northwestern Federal District from two positions (from the point of view of the region's innovativeness andfrom the point of view of tourism development in the region); to compare the assessments of the regions of the Russian Federation according to various ratings; to calculate the Spearman correlation coefficient. In the course of the research, the works of domestic scientists devoted to the problems of regional

63

tourism development, the formation of the main trends in the development of the domestic tourist market of individual regions, the study of the tourist potential of individual territories, etc. were studied. Methods of statistical and system analysis, methods of theoretical and practical generalization were used to obtain the main results. As a result of the article, it is concluded that regardless of the methodology for assessing the development of regional tourism, there is a direct relationship between the level of innovative development of the region according to the criterion of socio-economic conditions of innovation activity and the level of development of regional tourism.

Keywords: innovative development of regions, national tourism rating, tourism development, regional tourism development, regional tourism, rating of innovative development of the subjects of the Russian Federation, tourism.

Развитие туризма, а также обеспечение высокого уровня конкурентоспособности в долгосрочной перспективе неразрывно связано с разработкой, освоением и совершенствованием инноваций. Сфера туризма создает в 2 раза больше рабочих мест, чем финансовая сфера, и в 5 раз больше рабочих мест, чем обеспечивает химическая промышленность [1], что делает очевидным важность развития сферы туризма в РФ на всех уровнях.

Необходимо четко понимать, что эффективное развитие как туристического сектора, так и региона в целом, в современных условиях возможно только на пути инновационного развития, которое выражается в применении механизма инвестиционно-инновационного управления. В этом случае имеет место двусторонний процесс инноваций и инвестиций: инвестиции могут быть привлечены только для внедрения инновационных подходов и решений, и, с другой стороны, инновационные подходы и решения не могут быть реализованы без привлечения инвестиций.

Вопросы развития туризма в России являются весьма актуальными и остро стоящими для научного сообщества, особенно популярными являются темы, посвященные проблемам развития регионального туризма; формированию основных тенденций развития внутреннего туристского рынка отдельных регионов; изучению туристского потенциала отдельных территорий и пр. Среди таких работ необходимо отметить труды Карповой Г.А., Валеевой Е.О [2], Романовой Г.М., Матющенко Н.С. [3], Хоревой Л.В., Королевой Д.А [4], Лавровой Т.А. [5] и др. Вопросами инновационного развития регионов в России посвящены труды таких отечественных ученых как А. М. Носонова [6], Н. А. Скворцовой, О. А. Лебедевой, Е. А. Сотниковой [7], О. И. Капустиной, Г. А. Смирновой [8], Кроливецкого Э. Н., Евменовой Н.И. [9] и др. Однако можно наблюдать недостаточный уровень научной освещенности вопросов взаимосвязи инновационного развития региона и уровнем развития регионального туризма, что делает данную тему особенно актуальной и открытой для научных дискуссий.

На данный момент многие авторы, работая с такой категорией как «инновационное развитие региона» не дают ей определений в своих научных трудах, а в тех работах, где все же дается трактовка данного определения, понятийный аппарат сформирован весьма поверхностно. Так, инновационное развитие региона по мнению Хогоева Т.В. - это социально-экономический процесс, в основе которого лежит формирование региональной инновационной системы. Она должна быть способна к увеличению инновационного потенциала региона и его реализации путём организации высокотехнологичных производств, основанных на использовании интеллектуального труда и продуктов, создающих высокую добавленную стоимость [10]. Г.С. Мерзликина дает иное определение и раскрывает инновационное развитие региона как процесс общественно-экономического характера, направленный на формирование инновационной системы в регионе, комплекса предприятий и организаций, осуществляющих производство новых знаний, их использование, обеспечивающих социально-экономическое развитие региона за счет обеспечения устойчивых инновационных процессов [11]. Даже такой минимальный анализ авторских определений свидетельствует о наличии разных взглядов на сущность данного понятия, что в значительной мере затрудняет реализацию научных исследований по данной тематике, а также разработку эффективных предложений для повышения уровня инновационного развития региона. Для целей настоящей статьи будем использовать следующее определение: инновационное развитие региона - это процесс развития региона на основе использования инновационных технологий и методов, к которым, в первую очередь относятся новые технологии управления региональным развитием, новые методы территориального планирования и инновационные технологии в управлении городской средой.

Для того, чтобы иметь возможность оценить уровень инновационного развития регионов в Российской Федерации, Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) была разработана своя авторская методика оценки данного показателя и уже более 10-и лет на ее основе публикует Рейтинг инновационного

Введение

Основная часть

развития субъектов РФ [12]. Указанный рейтинг рассчитывается по оригинальной системе, состоящей из 53 количественных и качественных показателей, объединенных в 5 групп:

Исходя из самых свежих и опубликованных расчетах НИУ ВШЭ, которые на данный момент датированы 2019 годом, в СЗФО можно выделить 4 группы регионов, различающихся по степени инновационного развития.

Регионы с очень высокой степенью инновационности - это регионы с самым высоким уровнем инновационного потенциала, величина российского регионального инновационного индекса (РРИИ) в которых отличается от результата столицы не более чем на 20%. Данная группа включает лишь один регион СЗФО - г. Санкт-Петербург (занимает 3-е место). Попадание Санкт-Петербурга в топ-3 рейтинга неразрывно связано с ориентацией экономики региона на отраслях, в которых активно внедряются и используются различные инновации. К таким отраслям можно отнести судостроение, фармацевтическую промышленность, производство различного электронного и оптического оборудования, станко-, приборостроение, транспортное машиностроение.

Регионы с высокой степенью инновационности, которые отстают от лидера по значению РРИИ более чем на 20%, но не более чем на 40%. Эта группа включает 6 регионов СЗФО - Архангельскую (45 место), Вологодскую (41 место), Калининградскую (39 место), Мурманскую (36 место), Новгородскую (37 место) и Ленинградскую области (48 место). Уровень инновационного потенциала регионов данной группы определяется экономической направленностью региона на обрабатывающие и частично добывающие производства. В то же время регионы из этой группы уступают регионам с очень высокой степенью инновационности по показателям, которые отражают состояние научного потенциала, в частности по недостаточной численности организаций, выполняющих исследования и разработки и недостаточному количеству технического персонала, занятого исследованиями и разработками.

Регионы со средней степенью инновационности, которые отстают по величине совокупного индекса инновационного развития от первого в рейтинге региона более чем на 40%, но не более чем на 60%. Данная группа СЗФО состоит из 3 регионов - Псковская область (66 место), Республики Коми (57 место) и Карелия (60 место). Экономики регионов из данной группы слабо ориентированы на инновации, а также уступают по уровню подготовки научных кадров, уровню финансирования научных исследований и пр.

Регионы с низкой степенью инновационности, в которых значения РРИИ ниже, чем у Москвы, более чем на 60%. Данная группа СЗФО состоит из оставшегося региона- Ненецкий АО, который в рейтинге всех регионов РФ скромно занимает 84 позицию из 85, превосходя лишь Чукотский АО. Катастрофическое отставание этого региона связано с низким уровнем развития как экономики региона в целом, так и всей социальной сферы, так, Ненецкий АО отличается монопрофильной структурой региона, сильно зависящей от цен на нефть, неравномерным пространственным развитием, транспортной изолированностью, уровень внедрения инновационных разработок в регионе является недостаточным.

Далее перейдем к рассмотрению следующего вопроса - уровня регионального развития туризма. В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» такое понятие как «развитие регионального туризма» отсутствует, и, более того, также не отражено и значение термина «региональный туризм» [13], что, на взгляд автора статьи, является существенной недоработкой законодательной базы и открывает

Рис. 1. Группы факторов Рейтинга инновационного развития субъектов РФ

возможности для формирования авторских определений российскими исследователями. Тем не менее, устойчивый понятийный аппарат по данной тематике не сформирован и российскими учеными, поскольку большое количество научных трудов не содержит четких определений. Так, наиболее четкое определение дает Зализняк Е.А.: региональный туризм - это достаточно сложная, организованная система, которая формируется из множества элементов (рекреационные ресурсы, туристская инфраструктура, экологическая и личностная безопасность и др.), взаимосвязанных между собой, выполняющих функции удовлетворения туристских потребностей в границах определенной территории и являющихся необходимыми условиями его развития [14].

Однозначным лидером в сфере туризма в СЗФО является г. Санкт-Петербург. Согласно предварительным данным, в 2021 году Санкт-Петербург привлек 5,8 млн. российских и 250 тыс. иностранных гостей. Ключевые цели туризма в Санкт-Петербург были распределены следующим образом: около 50% туристов в Санкт-Петербурге интересовал культурно-познавательный туризм, более 25% туристов приехали в Санкт-Петербург для встречи с друзьями, более 10% туристов посетили Санкт-Петербург с целью делового туризма, при этом чаще всего указанные цели комбинируются. Уровень удовлетворения поездкой в Санкт-Петербург у российских туристов составляет более 85%, такой же высокий уровень удовлетворения наблюдается и среди иностранных туристов. Повторное посещение Санкт-Петербурга в 2022 году планируют 73,9% российских и 47% иностранных туристов, что свидетельствует о качественном сервисе, предоставляемом в организациях гостеприимства. Кроме того, Санкт-Петербург также является пилотным регионом в работе по реализации следующих федеральных проектов, направленных на развитие туризма [15]:

• проект, направленный на цифровизацию отрасли туризма и запуск «конструктора путешествий»;

• проект «Управление индустрией туризма на основе данных», реализуемый совместно с Аналитическим центром при Правительстве РФ и Федеральной службой государственной статистики;

• проект, направленный на развитие водного, в частности, круизного и яхтенного туризма - в качестве пилотного региона и столицы водного туризма России;

• проект по созданию совместно с Ростуризмом Международного центра компетенций под эгидой ЮНВТО, открытие которого запланировано на 2022 год.

Внутри СЗФО помимо явного лидера в сфере туризма - г. Санкт-Петербурга, перспективными являются и другие регионы. Так, например, в Ленинградской области сосредоточено большое количество аттракций, интересных для русских и иностранных туристов (Выборгский замок, Ивангородская крепость и пр.) [16]. В 2021 году 10 проектов, ориентированных на развитие туризма в Ленинградской области, получили финансовую поддержку от Федерального агентства по туризму на общую сумму более 27 млн руб. [17]. Отдельно стоит отметить, что в Ленинградской области все свободные коттеджи на новогодние праздники 2022 года были забронированы уже в середине ноября, а в результате новогодних праздников Ленинградскую область посетило около 620 тыс. туристов. Большей популярностью у туристов пользовались горнолыжные склоны (7 горнолыжных курортов в Ленинградской области посетили более 160 тыс. чел.), а также Старая Ладога, Выборг и таинственный «Вепсский лес» [18].

В Новгородская области за последние пять лет туристский поток вырос более чем в 2,5 раза: на начало 2022 года он составляет более 2 млн. человек в год и больше всего туристов привлекали уникальные новгородские памятники Древней Руси [19]. Кроме того, Правительством Новгородской области был разработан специальный туристский портал Новгородской области «Русь Новгородская», в котором собрана вся необходимая информация для туристов: дана информация о городах Новгородской области; о туристских возможностях и достопримечательностях Новгородской области; самых интересных маршрутах по достопримечательностям в Новгородской области; гостиницах и отелях; кафе и ресторанах; сувенирах, которые можно привести с Новгородской области. Отдельно отметим, что портал работает как на русском, так и на английском языках, что является необходимым для иностранных туристов. Кроме того, портале доступны аудиогиды и лекции, рассказывающие о достопримечательностях и истории Великого Новгорода и Новгородской области [20].

Активное развитие туризма наблюдается и в Республике Карелия, где самым популярным местом притяжения для туристов служит горный парк «Рускеала», который в январе-сентябре 2021 года посетили 470 тыс. гостей [21]. В целом Карелию в 2021 году посетили свыше 950 тыс. человек, что более чем на 120 тыс. превышает показатель допандемийного 2019 года [22]. Кроме того, в 2021 году совместно с представителями туристской индустрии региона и Финляндии планировалось открыть для путешествий четыре новых маршрута под брендом «Одна Карелия - две страны», однако в связи с пандемией COVID-19 и закрытием границ реализация проекта временно приостановлена. Туристский поток только в новогодние праздники 2022 года достиг 70 тыс. человек, что на 17% больше, чем в 2021 году, и на 30% выше допандемийного начала 2020 года. Традиционно наибольшей популярность у туристов пользуется горный парк Рускеала, Кижи, водопады Кивач и Ахвенкоски, больше гостей навестило и карельского Деда Мороза Талви Укко. В новогодние праздники 20202 года наблюдался настолько

высокий уровень интереса к Республике Карелия, что из Москвы в Петрозаводск впервые отправили три чартерных рейса, каждый из которых перевёз по 180 пассажиров [18].

Что касается Псковской области, то с точки зрения развития туризма является интересным тот факт, что именно эта область является единственной в Европейской России, пограничной сразу с тремя странами. По аналитическим данным турпоток в регион в 2021 году составил более 300 тыс. человек, в то время как в предыдущем году регион посетило всего 257 тыс. туристов [23].

Ненецкий автономный округ в 2021 году посетило свыше 15 тыс. туристов, что по сравнению с другими регионами СЗФО является весьма маленьким показателем, однако, среди россиян отмечается рост к внутреннему туризму, в том числе к Арктике, так за новогодние каникулы на территории побывало более 200 иногородних туристов. Власти Ненецкого автономного округа планируют развивать туризм, в перспективе каждый вложенный рубль может принести до 10 рублей прибыли, в настоящее время участники туристского кластера округа формируют валовый оборот в 290 млн рублей в год. Для активного взаимодействия с другими регионами и раскрытию потенциала отрасли заключены соглашения о сотрудничестве и межрегиональном взаимодействии с Кировом, Крымом, Коми и Вологдой [24].

Вологодская область имеет огромное количество туристских маршрутов, одним из самых популярных является вотчина Деда Мороза, которую за начало 2022 года посетило более 55 тыс. гостей (из них более 90% являлись экскурсантами, то есть теми, кто находился в дестинации менее суток). В гости к Деду Морозу в Великий Устюг было отправлено более 20 рейсов спецпоездов, в том числе "Мороз-экспресс" из г. Москвы, однако тех показателей, что давали вотчине автобусные туры с детскими группами ранее (до пандемии), достичь не получилось. В целом можно отметить, что в Вологодской области в течение январских праздников 2022 года туристский поток был увеличен почти на 50% [18].

И, конечно же, одним из самых перспективных направлений туризма не только в СЗФО, а вообще по всей России является Калининградская область, которая в 2020 году заняла первое место в премии TripAdvisor Travellers' Choice Awards в числе 25 мировых направлений, с растущей популярностью среди туристов [25]. На территории Калининградской области ежегодно проводится конкурс туристической индустрии «Талант гостеприимства», в рамках которого определяются лучшие отели, рестораны, экскурсоводы, объекты показа и мероприятия прошедшего года [26]. В качестве инновационных решений по развитию туризма в регионе и для создания бренда Калининградской области как центра всесезонного туризма в 2014 году Студией Артемия Лебедева было разработано несколько вариантов туристического логотипа Калининградской области [27]. В конце 2019- начале 2020 года Министерство по культуре и туризму Калининградской области купило новый бренд региона, ориентированный на туристов 18-35 лет - бренд JoinKaliningrad [28]. Кроме того, новые возможности для туризма и позиционирования Калининградской области на мировом туристском рынке открыло введение с 01 июля 2019 года в регионе механизма электронных виз для иностранных граждан, прибывающих в Калининградскую область. Электронные визы для визита в Калининградскую область имели право получать граждане 53 иностранных государств. На декабрь 2019 года на получение электронных виз было подано почти 80 тыс. заявок из 50 стран. Приехали в область благодаря электронным визам более 66 тысяч иностранных граждан [29]. Калининградская область в новогодние праздники 2022 года приняла 57 тыс. туристов, что на целых 7% больше, чем в начале 2021 года (53 тыс. туристов). Отдельно стоит отметить, что в среднем уровень загрузки отелей оставался на уровне 2021 года (около 75%), а более 87% гостиничного фонда было занято в г. Зеленоградске, который является самым популярным городом в Калининградской области с точки зрения туризма [18].

Для обоснования существующей связи между уровнем инновационного развития региона и уровнем регионального развития туризма, обратимся к различным оценкам степени развитости туризма в регионах, поскольку на данный момент нет единой методики расчета такого индекса.

1. Национальный туристический рейтинг РФ от Центра информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнала «Отдых в России».

Согласно данной методике, критериями для оценки уровня развития туристской отрасли регионов РФ, их туристской привлекательности и туристского потенциала, популярности среди отечественных и иностранных туристов являются следующие 9 факторов [30]:

Рис. 2. Факторы Национального туристического рейтинга РФ

2. Рейтинг регионов России по индексу развития туристического потенциала, разработанного в рамках совместного проекта Сбер, РБК (РосБизнесКонсалтинг) и НКР (Национальные кредитные рейтинги). Данный индекс состоит из расчета 3 компонент [31]:

Рис. 3. Факторы рейтинга регионов России по индексу развития туристического потенциала

Итак, сведем имеющиеся данные в итоговую таблицу.

Таблица 1

Соотношение инновационного развития региона с уровнем регионального развития туризма на примере

СЗФО в 2019 г

Регион Место региона в рейтинге Место в рейтинге развития туризма в регионе Ранг

инновационного Национальный Рейтинг регионов di d2 d3

развития субъектов РФ (I) туристический рейтинг РФ (II) России по индексу развития туристического потенциала (III)

Санкт-Петербург 3 2 1 1 1 1

Ленинградская 48 17 61 7 2 10

обл.

Архангельская обл 45 54 70 6 9 11

Вологодская обл. 41 37 25 5 5 4

Калининградская обл. 39 22 17 4 3 2

Республика 60 29 57 9 4 9

Карелия

Республика Коми 57 68 47 8 10 8

Мурманская обл. 36 48 33 2 8 5

Ненецкий 84 85 43 11 11 7

автономный округ

Новгородская обл. 37 43 42 3 7 6

Псковская обл. 66 38 23 10 6 3

Источник: составлено автором

На основе данных табл. 1 можно произвести оценку тесноты связи между рейтингами I и II; I и III. Для этого найдем коэффициент ранговой корреляции Спирмена, который рассчитывается по следующей формуле:

N(N2-1)'

где, - коэффициент ранговой корреляции Спирмена; - квадрат разности межу рангами; N - количество регионов, участвовавших в ранжировании.

В результате расчета получаем, что г1-п =0,400, 77^^=0,445. В обоих случаях наблюдается прямая слабая зависимость.

Однако, по мнению автора, в рейтинге уровня инновационного развития региона с точки зрения развития туризма, важными является лишь первая группа факторов (социально-экономические условия инновационной деятельности), поскольку только она в большей степени влияет на развитие туризма в том или ином регионе: региону необязательно заниматься разработкой технологических инноваций или иметь высокую патентную активность для привлечения туристов. Поэтому произведем аналогичные расчеты только на основе места региона по критерию социально-экономических условий инновационной деятельности.

Таблица 2

Соотношение инновационного развития региона по критерию социально-экономических условий инновационной деятельности с уровнем регионального развития туризма на примере СЗФО в 2019 г

Регион Место региона в рейтинге Место в рейтинге развития туризма в регионе Ранг

инновационного Национальный Рейтинг регионов di d2 d3

развития субъектов РФ по туристический рейтинг РФ (II) России по индексу развития

критерию туристического

социально- потенциала (III)

экономических

условий

инновационной

деятельности (I)

Санкт-Петербург 3 2 1 1 1 1

Ленинградская обл. 80 17 61 10 2 10

Архангельская обл 29 54 70 3 9 11

Вологодская обл. 43 37 25 5 5 4

Калининградская 20 22 17 2 3 2

обл.

Республика 65 29 57 8 4 9

Карелия

Республика Коми 55 68 47 6 10 8

Мурманская обл. 37 48 33 4 8 5

Ненецкий 84 85 43 11 11 7

автономный округ

Новгородская обл. 74 43 42 9 7 6

Псковская обл. 62 38 23 7 6 3

Источник: составлено автором

Проведя аналогичные расчеты коэффициента ранговой корреляции Спирмена согласно таблице 2, получим Т1-ц = 0,884, Г1-щ I = 0,916, что говорит о наличии прямой сильной связи вне зависимости от методики расчета рейтинга развития туризма в регионе и подтверждает гипотезу автора о значимости с точки зрения развития туризма только лишь одного фактора инновационного развития региона - социально-экономических условий инновационной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве инновационных городских решений, которые развивают туризм, можно привести пример Лахта Центра в Санкт-Петербурге. В 2004 году правительство Санкт-Петербурга одобрило идею строительства небоскреба, который на тот момент имел название «Газпром-сити» и выделило место под строительство на берегу Невы — между Большеохтинским проспектом и Свердловской набережной, в близи к историческому центру Санкт-Петербурга. Однако, постройка такого центра разрушала бы «небесную линию», «портило сложившийся вид города» и «меняло его силуэт» [32]. Дополнительно Комитетом по охране памятников администрации Санкт-Петербурга были опубликованы результаты исследования, реализованного по просьбе ЮНЕСКО, в котором были приведены наглядные подтверждения опасности проведения строительства 396-метрового офиса «Газпрома» в устье реки Охты напротив Смольного монастыря с точки зрения его (небоскреба) негативного влияния на силуэт исторического центра Санкт-Петербурга. После чего Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга единогласно признал данный проект вредным для города [33]. После нескольких лет скандалов место строительства, как и название комплексна изменилось - под «Лахта Центр» был выкуплен участок в Приморском районе Санкт-Петербурга. Таким образом, было принято инновационное решение -небоскреб вынесли за черту исторического центра города, создав новый современный символ города без искажения исторического и культурного облика Санкт-Петербурга. Лахта Центр стал самым северным небоскрёбом в мире [34], является самым высоким в России и Европе и 15-м — в мире, более того, Лахта Центр вошёл в пятёрку самых экологичных небоскрёбов мира [35], что уже является новым местом туристской аттракции как для жителей России, так и для туристов со всего мира. Помимо офисных зданий в Лахта Центре будут функционировать

панорамный ресторан, планетарий, смотровая площадка, конгрессный и научно-образовательный центры и пр. Более того, согласно оптимистичным прогнозам авторов проекта «Лахта Центра», ежегодное посещение небоскрёба будет достигать отметку не менее 1 млн. чел. [36]. Таким образом, можно говорить, что пример Лахта Центра является хорошим примером двуединого процесса - инновационного развития города и развития туризма в регионе.

Таким образом, независимо от методики оценки развития регионального туризма, наблюдается прямая зависимость между уровнем инновационного развития региона по критерию социально-экономических условий инновационной деятельности и уровнем развития регионального туризма. Туристский поток можно привлечь в тот регион СЗФО, который является не только интересным, но и комфортным для посещений, то есть туризм обуславливает необходимость инновационного развития региона: внедрение бесшумного городского транспорта, внедрение цифровых технологий визовой поддержки, разработка и запуск скоростных дорог до аэропортов, благоустройство не только центральной части города, но и окраин, и, конечно же, активное использование новых цифровых технологий для комплексного решения инфраструктурных вопросов.

1. Туризм обеспечивает вдвое больше рабочих мест, чем финансовый сектор. [Электронный ресурс] URL: https: //www.atorus.ru/news/press -

centre/new/39599.html#:~:text=Туристический%20сектор%20напрямую%20обеспечивает%20вдвое,Travel%20 %26%20Tourism%20Council%2C%20WTTC) (дата обращения 04.02.2022)

2. Карпова Г.А., Валеева Е.О. Проблемы и перспективы развития туризма в условиях пандемии // Известия СПбГЭУ. 2021. №1 (127). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-turizma-v-usloviyah-pandemii (дата обращения: 09.02.2022).

3. Романова Г.М., Матющенко Н.С. Исследование основных тенденций развития внутреннего туристского рынка (на примере Краснодарского края) // Сервис +. 2012. №3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osnovnyh-tendentsiy-razvitiya-vnutrennego-turistskogo-rynka-na-primere-krasnodarskogo-kraya (дата обращения: 09.02.2022).

4. Хорева Л.В., Королева Д.А. Территориальный брендинг: инновационный инструмент повышения конкурентоспособности услуг туристской дестинации // Известия СПбГЭУ. 2019. №6 (120). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/territorialnyy-brending-innovatsionnyy-instrument-povysheniya-konkurentosposobnosti-uslug-turistskoy-destinatsii (дата обращения: 09.02.2022).

5. Лаврова Т.А. Оптимизация процессов развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2016. №3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-protsessov-razvitiya-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 09.02.2022).

6. Носонов А.М. Особенности инновационного развития регионов России // Регионология. 2014. №4 (89). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-innovatsionnogo-razvitiya-regionov-rossii (дата обращения: 05.02.2022).

7. СкворцоваН.А., Лебедева О.А., Сотникова Е.А. Инновационное развитие регионов в условиях экономического пространства // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-6. - С. 1265-1268. [Электронный ресурс] URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37017 (дата обращения: 05.02.2022).

8. Развитие внутреннего туризма как фактор повышения социально-экономического роста регионов: монография / О. И. Капустина, Г. А. Смирнова; под общ. ред. Т. В. Гомелько; Смоленс. ин-т экон. С.-Петерб. ун-та технол. упр. и экон. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. — 262 с.

9. Кроливецкий Э.Н., Евменова Н.И. Стратегическая целевая ориентация и принципы создания механизма рационализации развития региона // Петербургский экономический журнал. 2020. №1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskaya-tselevaya-orientatsiya-i-printsipy-sozdaniya-mehanizma-ratsionalizatsii-razvitiya-regiona (дата обращения: 09.02.2022).

10. Хогоева Т.В. Инновационная модель развития экономики региона // ПСЭ. 2011. №3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-model-razvitiya-ekonomiki-regiona (дата обращения: 09.02.2022).

Заключение

Литература

11. Мерзликина Г.С. Инновационное развитие региона: эссенциальная архитектура показателей // n-Economy. 2020. №5. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnoe-razvitie-regiona-essentsialnaya-arhitektura-pokazateley (дата обращения: 10.02.2022).

12. Рейтинг инновационного развития регионов. [Электронный ресурс] URL: https://region.hse.ru/rankingid19 (дата обращения: 11.02.2022).

13. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 № 132-Ф3

14. Зализняк Е.А. Региональный туризм: основные признаки и условия развития // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2011. №2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnyy-turizm-osnovnye-priznaki-i-usloviya-razvitiya (дата обращения: 12.02.2022).

15. Развитие туризма в Санкт-Петербурге: главные итоги 2021 года. [Электронный ресурс] URL: https://tourism.gov.ru/news/18018/ (дата обращения: 12.02.2022).

16. Туристический потенциал Ленинградской области. [Электронный ресурс] URL: https://lenoblinvest.ru/turisticheskij-potencial-leningradskoj-

oblasti/#:~:text=Основные%20объекты%20туристского%20интереса%20Ленинградской,Жизни%2C%20Сабли нские%20пещеры%2С%20Вепсский%20лес (дата обращения: 12.02.2022).

17. Нацпроекты: область развивает туризм. [Электронный ресурс] URL: https://lenobl.ru/ru/dlya-smi/news/38220/ (дата обращения: 12.02.2022).

18. Столицы помогли: новый год подарил регионам туристов и прибыль. [Электронный ресурс] URL: https://www.dp.ru/a/2022/01/21/Stolici_pomogli (дата обращения: 13.02.2022).

19. Более 2 млн человек ежегодно посещают Новгородскую область. [Электронный ресурс] URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/84940/ (дата обращения: 13.02.2022).

20. Официальный портал о туризме в Новгородской области и Великом Новгороде. [Электронный ресурс] URL: https://novgorod.travel (дата обращения: 13.02.2022).

21. Туристический маршрут в Карелии бьет рекорды посещаемости. [Электронный ресурс] URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/03/01/2022/61cd8e4e9a79477539cfc2ca (дата обращения: 13.02.2022).

22. Поток туристов в Карелию в 2021 году превысил допандемийный уровень. [Электронный ресурс] URL: https://tass.ru/obschestvo/13446473 (дата обращения: 14.02.2022).

23. Несмотря на пандемию, интерес туристов к Псковской области растет. [Электронный ресурс] URL: https://pskov.ru/novosti/18.01.22/136396 (дата обращения: 14.02.2022).

24. За 2021 год НАО посетили более 15 тысяч туристов. [Электронный ресурс] URL: https://muksun.fm/news/society/19-01 -2022/za-2021 -god-nao-posetili-bolee-15-tysyach-turistov (дата обращения: 14.02.2022).

25. Калининград назван самым быстрорастущим туристическим направлением мира в 2020 году. [Электронный ресурс] URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/67064/ (дата обращения: 15.02.2022).

26. В Калининграде выбрали лучшего экскурсовода и объект туристского показа. [Электронный ресурс] URL: https://www.kaliningrad.kp.ru/online/news/4559712/ (дата обращения: 15.02.2022).

27. Студия Артемия Лебедева разработала бренд Калининградской области. [Электронный ресурс] URL: https://www.kaliningrad.kp.ru/online/news/1924993/ / (дата обращения: 15.02.2022).

28. Минтуризма купило новый бренд Калининградской области за 400 тысяч рублей (видео). [Электронный ресурс] URL: https://www.newkaliningrad.ru/afisha/other/news/23618880-minturizma-kupilo-novyy-brend-kaliningrada-za-400-tysyach-rubley-video.html (дата обращения: 15.02.2022).

29. Алиханов рассказал, сколько туристов посетило область по электронным визам. [Электронный ресурс] URL: https://kaliningrad.rbc.ru/kaliningrad/16/12/2019/5df78cb19a79470d7d11c6c0 (дата обращения: 16.02.2022).

30. Национальный туристический рейтинг-2019. [Электронный ресурс] URL: https://rustur.ru/nacionalnyj-turisticheskij-rejting-2019 (дата обращения: 16.02.2022).

31. Развитие регионов: успешные практики. [Электронный ресурс] URL: https://regions.rbc.ru/ (дата обращения: 16.02.2022).

32. Башенное месторождение. Открывается выставка проектов "Газпром-сити" в Петербурге. [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/719649 (дата обращения: 16.02.2022).

33. Город с видом на башню. Эксперты признали, что небоскреб "Газпрома" испортит панораму Петербурга. [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/doc/768938 (дата обращения: 16.02.2022).

34. Туманное будущее «Лахта Центра»: когда небоскреб встретит первых посетителей. [Электронный ресурс] URL: https://spbdnevnik.ru/news/2020-12-21/tumannoe-buduschee-lahtatsentra-kogda-neboskreb-vstretit-pervyh-posetiteley (дата обращения: 16.02.2022).

35. Хроники каменной зелени: как здания становятся энергоэффективными. [Электронный ресурс] URL: https://realty.ria.ru/20191220/1562593482.html (дата обращения: 16.02.2022).

36. Как появление "Лахта-центра" влияет на туристическую активность и инвестиционную привлекательность Петербурга. [Электронный ресурс] URL: https://www.dp.rU/a/2018/02/20/Bolshie_peremeni (дата обращения: 16.02.2022).

References

1. Turizm obespechivaet vdvoe bol'she rabochikh mest, chem finansovyi sektor. [Elektronnyi resurs] URL: https: //www.atorus.ru/news/press -

centre/new/39599.html#:~:text=Turisticheskii%20sektor%20napryamuyu%20obespechivaet%20vdvoe,Travel%20% 26%20Tourism%20Council%2C%20WTTC) (data obrashcheniya 04.02.2022)

2. Karpova G.A., Valeeva E.O. Problemy i perspektivy razvitiya turizma v usloviyakh pandemii // Izvestiya SPbGEU. 2021. №1 (127). [Elektronnyi resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-turizma-v-usloviyah-pandemii (data obrashcheniya: 09.02.2022).

3. Romanova G.M., Matyushchenko N.S. Issledovanie osnovnykh tendentsii razvitiya vnutrennego turistskogo rynka (na primere Krasnodarskogo kraya) // Servis +. 2012. №3. [Elektronnyi resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osnovnyh-tendentsiy-razvitiya-vnutrennego-turistskogo-rynka-na-primere-krasnodarskogo-kraya (data obrashcheniya: 09.02.2022).

4. Khoreva L.V., Koroleva D.A. Territorial'nyi brending: innovatsionnyi instrument povysheniya konkurentosposobnosti uslug turistskoi destinatsii // Izvestiya SPbGEU. 2019. №6 (120). [Elektronnyi resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/territorialnyy-brending-innovatsionnyy-instrument-povysheniya-konkurentosposobnosti-uslug-turistskoy-destinatsii (data obrashcheniya: 09.02.2022).

5. Lavrova T.A. Optimizatsiya protsessov razvitiya vnutrennego i v"ezdnogo turizma v Rossiiskoi Federatsii // Peterburgskii ekonomicheskii zhurnal. 2016. №3. [Elektronnyi resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-protsessov-razvitiya-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii (data obrashcheniya: 09.02.2022).

6. Nosonov A.M. Osobennosti innovatsionnogo razvitiya regionov Rossii // Regionologiya. 2014. №4 (89). [Elektronnyi resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-innovatsionnogo-razvitiya-regionov-rossii (data obrashcheniya: 05.02.2022).

7. Skvortsova N.A., Lebedeva O.A., Sotnikova E.A. Innovatsionnoe razvitie regionov v usloviyakh ekonomicheskogo prostranstva // Fundamental'nye issledovaniya. - 2015. - № 2-6. - S. 1265-1268. [Elektronnyi resurs] URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37017 (data obrashcheniya: 05.02.2022).

8. Razvitie vnutrennego turizma kak faktor povysheniya sotsial'no-ekonomicheskogo rosta regionov: monografiya / O. I. Kapustina, G. A. Smirnova; pod obshch. red. T. V. Gomel'ko; Smolens. in-t ekon. S.-Peterb. un-ta tekhnol. upr. i ekon. — SPb.: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta tekhnologii upravleniya i ekonomiki, 2017. — 262 s.

9. Krolivetskii E.N., Evmenova N.I. Strategicheskaya tselevaya orientatsiya i printsipy sozdaniya mekhanizma ratsionalizatsii razvitiya regiona // Peterburgskii ekonomicheskii zhurnal. 2020. №1. [Elektronnyi resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskaya-tselevaya-orientatsiya-i-printsipy-sozdaniya-mehanizma-ratsionalizatsii-razvitiya-regiona (data obrashcheniya: 09.02.2022).

10. Khogoeva T.V. Innovatsionnaya model' razvitiya ekonomiki regiona // PSE. 2011. №3. [Elektronnyi resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-model-razvitiya-ekonomiki-regiona (data obrashcheniya: 09.02.2022).

11. Merzlikina G.S. Innovatsionnoe razvitie regiona: essentsial'naya arkhitektura pokazatelei // n-Economy. 2020. №5. [Elektronnyi resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnoe-razvitie-regiona-essentsialnaya-arhitektura-pokazateley (data obrashcheniya: 10.02.2022).

12. Reiting innovatsionnogo razvitiya regionov. [Elektronnyi resurs] URL: https://region.hse.ru/rankingid19 (data obrashcheniya: 11.02.2022).

13. Federal'nyi zakon "Ob osnovakh turistskoi deyatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii" ot 24.11.1996 № 132-FZ

14. Zaliznyak E.A. Regional'nyi turizm: osnovnye priznaki i usloviya razvitiya // Vestnik VolGU. Seriya 3: Ekonomika. Ekologiya. 2011. №2. [Elektronnyi resurs] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnyy-turizm-osnovnye-priznaki-i-usloviya-razvitiya (data obrashcheniya: 12.02.2022).

15. Razvitie turizma v Sankt-Peterburge: glavnye itogi 2021 goda. [Elektronnyi resurs] URL: https://tourism.gov.ru/news/18018/ (data obrashcheniya: 12.02.2022).

16. Turisticheskii potentsial Leningradskoi oblasti. [Elektronnyi resurs] URL: https://lenoblinvest.ru/turisticheskij-potencial-leningradskoj -

oblasti/#:~:text=Osnovnye%20ob"ekty%20turistskogo%20interesa%20Leningradskoi,Zhizni%2C%20Sablinskie%2 0peshchery%2C%20Vepsskii%20les (data obrashcheniya: 12.02.2022).

17. Natsproekty: oblast' razvivaet turizm. [Elektronnyi resurs] URL: https://lenobl.ru/ru/dlya-smi/news/38220/ (data obrashcheniya: 12.02.2022).

18. Stolitsy pomogli: novyi god podaril regionam turistov i pribyl'. [Elektronnyi resurs] URL: https://www.dp.ru/a/2022/01/21/Stolici_pomogli (data obrashcheniya: 13.02.2022).

19. Bolee 2 mln chelovek ezhegodno poseshchayut Novgorodskuyu oblast'. [Elektronnyi resurs] URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/84940/ (data obrashcheniya: 13.02.2022).

20. Ofitsial'nyi portal o turizme v Novgorodskoi oblasti i Velikom Novgorode. [Elektronnyi resurs] URL: https://novgorod.travel (data obrashcheniya: 13.02.2022).

21. Turisticheskii marshrut v Karelii b'et rekordy poseshchaemosti. [Elektronnyi resurs] URL: https://www.rbc.ru/spb_sz/03/01/2022/61cd8e4e9a79477539cfc2ca (data obrashcheniya: 13.02.2022).

22. Potok turistov v Kareliyu v 2021 godu prevysil dopandemiinyi uroven'. [Elektronnyi resurs] URL: https://tass.ru/obschestvo/13446473 (data obrashcheniya: 14.02.2022).

23. Nesmotrya na pandemiyu, interes turistov k Pskovskoi oblasti rastet. [Elektronnyi resurs] URL: https://pskov.ru/novosti/18.01.22/136396 (data obrashcheniya: 14.02.2022).

24. Za 2021 god NAO posetili bolee 15 tysyach turistov. [Elektronnyi resurs] URL: https://muksun.fm/news/society/19-01-2022/za-2021-god-nao-posetili-bolee-15-tysyach-turistov (data obrashcheniya: 14.02.2022).

25. Kaliningrad nazvan samym bystrorastushchim turisticheskim napravleniem mira v 2020 godu. [Elektronnyi resurs] URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/67064/ (data obrashcheniya: 15.02.2022).

26. V Kaliningrade vybrali luchshego ekskursovoda i ob"ekt turistskogo pokaza. [Elektronnyi resurs] URL: https://www.kaliningrad.kp.ru/online/news/4559712/ (data obrashcheniya: 15.02.2022).

27. Studiya Artemiya Lebedeva razrabotala brend Kaliningradskoi oblasti. [Elektronnyi resurs] URL: https://www.kaliningrad.kp.ru/online/news/1924993/ / (data obrashcheniya: 15.02.2022).

28. Minturizma kupilo novyi brend Kaliningradskoi oblasti za 400 tysyach rublei (video). [Elektronnyi resurs] URL: https://www.newkaliningrad.ru/afisha/other/news/23618880-minturizma-kupilo-novyy-brend-kaliningrada-za-400-tysyach-rubley-video.html (data obrashcheniya: 15.02.2022).

29. Alikhanov rasskazal, skol'ko turistov posetilo oblast' po elektronnym vizam. [Elektronnyi resurs] URL: https://kaliningrad.rbc.ru/kaliningrad/16/12/2019/5df78cb19a79470d7d11c6c0 (data obrashcheniya: 16.02.2022).

30. Natsional'nyi turisticheskii reiting-2019. [Elektronnyi resurs] URL: https://rustur.ru/nacionalnyj-turisticheskij-rejting-2019 (data obrashcheniya: 16.02.2022).

31. Razvitie regionov: uspeshnye praktiki. [Elektronnyi resurs] URL: https://regions.rbc.ru/ (data obrashcheniya: 16.02.2022).

32. Bashennoe mestorozhdenie. Otkryvaetsya vystavka proektov "Gazprom-siti" v Peterburge. [Elektronnyi resurs] URL: https://www.kommersant.ru/doc/719649 (data obrashcheniya: 16.02.2022).

33. Gorod s vidom na bashnyu. Eksperty priznali, chto neboskreb "Gazproma" isportit panoramu Peterburga. [Elektronnyi resurs] URL: https://www.kommersant.ru/doc/768938 (data obrashcheniya: 16.02.2022).

34. Tumannoe budushchee «Lakhta Tsentra»: kogda neboskreb vstretit pervykh posetitelei. [Elektronnyi resurs] URL: https://spbdnevnik.ru/news/2020-12-21/tumannoe-buduschee-lahtatsentra-kogda-neboskreb-vstretit-pervyh-posetiteley (data obrashcheniya: 16.02.2022).

35. Khroniki kamennoi zeleni: kak zdaniya stanovyatsya energoeffektivnymi. [Elektronnyi resurs] URL: https://realty.ria.ru/20191220/1562593482.html (data obrashcheniya: 16.02.2022).

36. Kak poyavlenie "Lakhta-tsentra" vliyaet na turisticheskuyu aktivnost' i investitsionnuyu privlekatel'nost' Peterburga. [Elektronnyi resurs] URL: https://www.dp.ru/a/2018/02/20/Bolshie_peremeni (data obrashcheniya: 16.02.2022).

Статья поступила в редакцию 28.03.2022 Received 28.03.2022

Принята к публикации 16.05.2022 Accepted for publication 16.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.