Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ ТУРИЗМОМ / СУБЪЕКТЫ РФ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / DEVELOPMENT OF TOURISM / TOURIST STREAM / TOURIST PRODUCT / REGIONAL TOURISM / MANAGEMENT OF TOURISM / TERRITORIAL SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / MUNICIPAL UNITS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сарян Акоп А.

В статье определены задачи регионального и муниципального туризма, особенности управления туризмом на этих уровнях, его недостатки и пути их устранения. Рассмотрены условия, которые необходимы для прорывного развития индустрии туризма. Проведен анализ туристских потоков, определены требования и приоритеты развития туризма в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Состояние муниципального образования и перспективы развития туризма рекомендуется определить по следующим двум критериям: «уровень развития туризма» и «потенциал развития туризма». При этом необходимо придерживаться принципа: туризм имеет больший потенциал развития на территории, у которой для этого сформирована соответствующая инфраструктура. На основе этого принципа территории муниципальных образований классифицированы по четырем типам - перспективный, прогрессивный, устойчивый и депрессивный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Сарян Акоп А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF DEVELOPMENT OF REGIONAL AND MUNICIPAL TOURISM IN MODERN RUSSIA

In the article identifies modern tasks of regional and municipal tourism, features of the tourism management system, its shortcomings and ways to its elimination. It considered the conditions, which necessary for the breakthrough development of the tourism industry. It analyzed the tourist flows and the tourism management system, it determined the requirements and priorities for the development of tourism in the constituent entities of the Russian Federation and municipalities. The state of the municipality and the prospects for the development of tourism are recommended to be determined by the following two criteria: “the level of development of tourism” and “potential for the development of tourism”. At the same time, it is necessary to adhere to the principle: tourism has a greater development potential in the territory, which has the corresponding infrastructure for this. Based on this principle the territories of municipalities are classified by four types - promising, progressive, stable and depressive.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

21. Miller Tom. China's new Silk Road wtaves in web // The Guradian Weekly, 8.9.2017, S. 18.

22. Giesen Ch., Strittmacher K. Alle Wege führen nach Peking // Süddeutsche Zeitung, 12.5.2017, S. 2.

23. SchrittmacherK. Stoff für Träume // Süddeutsche Zeitung, 12.5.2017, S.2.

24. GusenbauerAlfred. Vortrag zum Thema „Die Chanctn der Neuen Seidenstraße", 31.5.2016, Figaro-Saal des Palais Palffy, Wien.

25. Lee F. Chinas Billionen-Dollar- Projekt. In: Die Presse, 13.5.2017, S.19.

26. Die Presse, Schwieriger Start für Seidenstraße, 15.5.2017, S. 5.

27. Jilch N. Das macht dann 300 Yuan, bitte // Die Presse am Sonntag, 7.2.2016, S.19.

28. Wang Yi. Advancing China's Major-Country Diplomacy in a Changing World // Qiushi, Qiushi, CPC Journal on China's Governance&Perspectives, Issue 30, January-March 2017, Vol. 9, No. 1, S. 123-124.

29. Die Presse, Von Peking nach Wien. 21.9.2017. Beilage Fokus Logistik, S. F4.

30. KastenhoferM. Chinas asiatische Achse gegen Indien. In& Die Presse, 19.8.2016, S. 6.

31. Schottenhammer A. War and Peace along the Historikal Silk Roads. // Kaminski Gerd: Wen versus Wu. Streit und Streitschlichtung, Krieg und Frieden in der chinesischen Tradition und Gegenwart. Harmonie im Zeichen der Neuen Seidenstraße? Berichte des Österreichischen Instituts für China- und Südostasienforschung, 2016, Nr. 71, Wien, S. 21.

32. Gunter Hauser. China-eine asiatische Großmacht auf dem Weg zur Weltmacht. Verlag Barbara Budrich. Opladen/Berlin/Toronto 2018, S. 41.

РАУ ИОГАНН - доктор философии, профессор; Научный форум по международной безопасности при Академии штабных офицеров Бундесвера (Гамбург) и Академии защиты Отечества (Вена).

СИМОНЯН ГАРНИК АИКАРАМОВИЧ - доктор экономических наук, вице-президент НИИ истории, экономики и права, профессор кафедры экономики и управления Сочинского государственного университета.

RAU, JOHANNES - Doctor of Philosophy, Professor; Scientific Forum on International Security at the Academy staff officers of the Bundeswehr (Hamburg) and the Academy of defending the Homeland (Vienna) (rau100@mail.ru).

SIMONYAN, GARNIK A. - Doctor of Economics, Vice-President History, Economics and Law Research Institute (HELRI), Professor of Department "Economics and management" of Sochi state University (info@helri.com).

УДК 338.2:379.85(470)

САРЯН А.А.

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ключевые слова: развитие туризма, туристский поток, туристский продукт, региональный туризм, управление туризмом, субъекты РФ, муниципальные образования.

В статье определены задачи регионального и муниципального туризма, особенности управления туризмом на этих уровнях, его недостатки и пути их устранения. Рассмотрены условия, которые необходимы для прорывного развития индустрии туризма. Проведен анализ туристских потоков, определены требования и приоритеты развития туризма в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Состояние муниципального образования и перспективы развития туризма рекомендуется определить по следующим двум критериям: «уровень развития туризма» и «потенциал развития туризма». При этом необходимо придерживаться принципа: туризм имеет больший потенциал развития на территории, у которой для этого сформирована соответствующая инфраструктура. На основе этого принципа территории муниципальных образований классифицированы по четырем типам - перспективный, прогрессивный, устойчивый и депрессивный.

SARYAN, A.A.

PRIORITIES OF DEVELOPMENT OF REGIONAL AND MUNICIPAL TOURISM IN MODERN RUSSIA

Keywords: development of tourism, tourist stream, tourist product, regional tourism, management of tourism, territorial subjects of the Russian Federation, municipal units.

In the article identifies modern tasks of regional and municipal tourism, features of the tourism management system, its shortcomings and ways to its elimination. It considered the conditions, which necessary for the breakthrough development of the tourism industry. It analyzed the tourist flows and the tourism management system, it determined the requirements and priorities for the development of tourism in the constituent entities of the Russian Federation and municipalities. The state of the municipality and the prospects for the development of tourism are recommended to be determined by the following two criteria: "the level of development of tourism" and "potential for the development of tourism". At the same time, it is necessary to adhere to the principle: tourism has a greater development potential in the territory, which has the corresponding infrastructure for this. Based on this principle the territories of municipalities are classified by four types -promising, progressive, stable and depressive.

В современных условиях туристский сектор нацелен на существенное наращивание масштабов деятельности и на увеличение экспорта его услуг [1]. Реализация этих задач

224

предполагает совершенствование системы управления, приоритетом которой является пространственное развитие туризма и увеличение въездных туристских потоков из зарубежных стран. Конечная цель - достижение высоких экономических и финансовых результатов, укрепление культурных и иных связей с народами и правительствами других государств, активное продвижения российского туристского продукта на рынках.

Большинство субъектов РФ стремятся улучшить имидж как территорий, обладающих привлекательными туристскими ресурсами. В субъектах РФ и на муниципальном уровне создаются информационные платформы, которые аккумулируют разнообразную информацию и являются инструментом повышения информированности туристов. Субъекты РФ также расширяют коммуникационные связи с другими регионами внутри страны и за рубежом с целью активизации туристских обменов, проводят комплекс мероприятий по созданию и позиционированию уникальности своих туристских продуктов.

Реализация этих задач требует повышения эффективности функционирования системы управления региональным и муниципальным туризмом. Переподчинение Федерального агентства по туризму РФ Министерству экономического развития РФ (в дальнейшем Министерство), показывает, что решение экономических задач туризма в настоящее время становится приоритетным. Министерство обладает комплексом функций межотраслевого характера, которые позволят реализовать системный подход в развитии туризма. Новый Регулятор отрасли в большей степени способен скоординировать этот процесс с основными направлениями социально-экономического развития страны, выстроив систему согласованных проектных решений между министерствами, Ростуризмом и субъектами РФ.

Федеральные и региональные программы развития туризма направлены в основном на создание общих условий развития туризма, касающихся организационных вопросов, выделения и освоения инвестиционных ресурсов, а также создания туристских кластеров или отдельных туристических объектов и комплексов. Вместе с тем, они не увязываются с муниципальными программами развития туризма. В них слабо отражаются особенности, возможности и потребности этого уровня власти и управления, несмотря на то, что туристский продукт создается на подведомственной муниципалитетам территории. В результате, инфраструктура муниципалитетов не всегда успевает подготовиться к приему возрастающего потока туристов.

Помимо этого, отсутствие должной координации, согласованности и синхронизации в программировании развитием туризма на уровне конкретных параметров, а также выявление и анализ причинно-следственных взаимосвязей в экономике туризма не дают возможности сформировать механизм, при котором муниципалитеты будут получать выгоду от присутствия туристов на их территории, чего сейчас зачастую не наблюдается [2].

В настоящее время осуществляется реализация 12 национальных проектов. Определены их цели и результаты, которые будут получены в 2024 году. Эти проекты разработаны и приняты Правительством России в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3]. Безусловно, реализация национальных проектов окажет положительное влияние на инфраструктурное обеспечение туристской деятельности, особенно, в области транспорта. Анализ содержания целей и задач национальных проектов, которые сейчас внедряются в практику, показывает, что результаты, которые будут получены практически по всем проектам, косвенно или прямо окажут влияние на развитие туризма. В этой связи целесообразно тщательно гармонизировать дорабатываемую Федеральную целевую программу развития туризма на 2019-2025 годы со всеми уже внедряемыми национальными проектами.

Главной целью государственной программы развития туризма в стране является создание условий для его развития в субъектах РФ. Политика государства в этой области учитывает разный уровень их социально-экономического развития. Со своей стороны, субъекты РФ должны быть заинтересованы в совершенствовании системы управления региональным туризмом, в развитии ее организационно-функциональной структуры и

225

системы активного продвижения региональных туристских продуктов на внутреннем рынке и рынках зарубежных государств. В настоящее время в большинстве субъектов РФ сформировались региональные туристско-рекреационные комплексы (ТРК), управление которыми, в целом, осуществляется администрациями субъектов РФ. Отдельные элементы этого комплекса, которые расположены на подведомственной территории, регулируются (курируются) профильными структурными подразделениями муниципальных образований.

Формируя основные направления туристской политики, государство исходит, прежде всего, из необходимости осуществить до 2025 г. рывок в развитии внутреннего туризма и экспорте его услуг. Реализация этих задач имеет под собой реальную основу, так как туризм является одной из отраслей, которая способна в относительно короткие сроки обеспечить высокие темпы развития [4, 5]. Современная государственная политика в отношении субъектов РФ направлена на расширение их прав и, одновременно, на повышение ответственности в решении задач развития туризма. В рамках Федеральных целевых программ (ФЦП) они мотивируются на поиск ресурсов, необходимых для пространственного развития туризма и повышения конкурентоспособности региональных туристских продуктов. В решении этих задач должны использоваться инновационные подходы, а также современное информационное обеспечение и цифровые технологии [6].

Прорыв в развитии туризма возможен при условии, что пространство межрегиональной конкуренции будет расширяться, а соперничество между туристскими предприятиями за рынки сбыта туристского продукта будет усиливаться. Необходимо признать, что ситуация в этой области в настоящее время двойственная: с одной стороны, количество туристских предприятий из года в год возрастает, а, с другой, - усиливается монополизация туристского рынка. По данным Росстата РФ количество туристских фирм в 2017 г. достигло 13,6 тысяч, тогда как в 2010 г. их было всего 9,2 тысяч фирм. Это означает, что прирост составил 47,8%

[7].

Рост количества туристских предприятий на российском рынке, вместо усиления конкуренции, привел к консолидации туристского рынка. Произошла монополизация большинства туристических направлений: 3-5 предприятий стали контролировать большую часть рынка отдельных направлений. Продолжается объединение малых и средних предприятий с целью повышения конкурентоспособности и дифференциации деятельности

[8]. В этих условиях государственная политика, реализуемая через федеральные и региональные целевые программы, направлена на расширение инвестирования в туристский сектор экономики средств из государственного бюджета и улучшение инвестиционного климата для частных вложений. Программы развития предусматривают также финансовую, налоговую и инфраструктурную поддержку сектора, в целом, а также адресную поддержку регионов и туристских предприятий.

Активная поддержка государством туристского сектора экономики способствует развитию регионального туризма, а количество субъектов РФ, которые принимают более 1,0 млн. туристов в год, увеличивается. Так, в 2016 г. таких субъектов было 17, а в 2017 г. - уже 28, что в 1,6 раза больше прошлогоднего [9, 10]. Такая динамика развития регионального туризма сокращает число субъектов РФ с неразвитым туризмом. К их числу следует отнести примерно 19 субъектов РФ, у которых туристский поток, несмотря на имеющийся ресурсный потенциал, составляет менее 100,0 тыс. туристов. Из них 15 субъектов РФ в 2017 г. не включены в рейтинг внутреннего туризма регионов России, который ежегодно составляет Аналитическое агентство ТурСтар по результатам анализа статистики внутреннего туризма. Причина этого в том, что туристский поток этих субъектов РФ минимален [10].

Таким образом, в России существует значительная дифференциация уровня развития туризма в субъектах РФ. На этом фоне выделяются максимальные потоки туристов таких мегаполисов, как Москва, Санкт-Петербург, городов Сочи, Казань, Сергиев Посад и других. В число регионов с относительно высокими потоками туристов относятся Краснодарский и Приморский края, Московская и Владимирская области, Республика Крым и некоторые другие субъекты РФ.

В принципе, для всех 85 субъектов РФ государство создает относительно равные экономические и финансовые условия. Тем не менее, региональные и муниципальные администрации проявляют разное отношение к развитию туризма на подведомственной территории. Некоторые из них недооценивают вклад этого вида деятельности в развитии субъектов РФ в условиях разного рода санкций и ограничений к России, установленных западными государствами. Помимо этого, существуют внутренние причины, которые препятствуют развитию туризма в большинстве субъектов РФ. К ним относятся: слабое инфраструктурное обеспечение туристской деятельности, отсутствие современных региональных туристских продуктов, системы их продвижения на рынке, неразвитость информационных коммуникаций и технологий, неразвитая система управления туризмом, ограниченность финансовых и иных ресурсов для пространственного развития туризма на подведомственной территории.

Системное преодоление всех указанных проблем необходимо начинать с совершенствования существующей системы управления туризмом, включая ее контур маркетинговые подразделения и информационные центры, которые способны эффективно продвигать региональные туристские продукты на рынке и способствовать повышению обоснованности принимаемых управленческих решений. В субъектах РФ объектом управления являются региональные туристско-рекреационные комплексы (ТРК), система управления которых должна интегрировать усилия государства, бизнеса и общественности на решение задач увеличения внутри- и межрегиональных туристских потоков и продуктов, бюджетных доходов и соблюдение общественных интересов.

В настоящее время туристский сектор экономики развивается быстрее, чем экономика России в целом. В 2018 г. число внутренних поездок российских граждан с туристскими и деловыми целями достигло около 99,3 млн., их затраты по сравнению с 2017 г., увеличились на 10,4% [11]. Общая численность населения России на 01.01.2018 г. составила 147,0 млн. человек [12]. Эти данные свидетельствуют о том, что, даже с учетом повторных поездок граждан по стране, потенциал экстенсивного развития внутреннего туризма при прочих равных условиях близок к своему исчерпанию. Аналогичная ситуация и с въездным туристским потоком. В 2017 г., в сравнении с 2016 г., в условиях ужесточения санкций он сократился на 0,74%, а за 9 месяцев 2018 г., в сравнении с предыдущим годом, въездной поток туристов увеличился на 1,4% в основном благодаря Чемпионату мира по футболу 2018 г. [13, 14]. Данные пограничной службы ФСБ РФ за 2018 г. показывают, что выездной туристский поток, по сравнению с 2017 г., увеличился на 6,1%, но при этом его прирост сократился на 25,0% [15].

Таким образом, статистические данные наталкивают на следующие выводы. В качестве драйвера экономического развития страны туризм может выступить, если будет развиваться интенсивным, а не экстенсивным путем. Это означает, что потенциал вовлечения в него новых групп населения в настоящее время в основном исчерпан, так как примерно 70,0% населения, тем или иным способом, уже осуществляет поездки по стране и за рубеж. Положительный экономический эффект в этом случае возможен, если будут повышаться доходы граждан и, следовательно, от этого у них будет больше возможностей тратить на туризм внутри страны.

Значительным резервом роста внутреннего рынка туристских услуг и товаров является повышение качества и конкурентоспособности национального туристского продукта, способных трансформировать поездки российских граждан за рубеж во внутренние туристские потоки. Это направление работы целесообразно сделать приоритетным, наряду с пространственным развитием туризма в субъектах РФ, что в итоге поднимет привлекательность национального туристского продукта на более высокий уровень и обеспечит рост въездных туристских потоков.

Реализация потенциальных направлений роста масштабов туризма позволит России в ближайшей перспективе занять на мировом туристском рынке достойное место среди других государств и существенно укрепить роль туризма в производстве национального ВВП. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям ^ТТС), вклад туризма в ВВП России

227

в 2017 г. составил 4,4 трлн. руб. или 4,8% от общего объема российского ВВП, тогда как мировой уровень более чем в 2 раза превышает российский и составляет 10,4% [16, 17].

В национальном проекте «Сотрудничество и экспорт» поставлена цель к 2025 г. увеличить экспорт услуг из России до 100,0 млрд. долл. В настоящее время экспорт туристских услуг из России равен около 10,0 млрд. долл., тогда как импорт превышает его в 3 раза. Это говорит о том, что из страны выводятся денежные ресурсы, которые могли использоваться для финансирования программ развития экономики страны. Помимо этого, отрицательное значение чистого экспорта туристского продукта является следствием неразвитости, по многим причинам, внутреннего туризма и относительно низкого качества сервисного обслуживания в этой сфере.

Туризм в России развит крайне неравномерно. Примерно в 70,0% субъектов РФ туристский потенциал, который имеется у них, освоен недостаточно, в том числе и из-за недооценки региональной администрацией значения туризма, как активного фактора социально-экономического развития территории. Туристский потенциал субъектов РФ - это совокупность соответствующих потенциалов входящих в них муниципальных образований, которых в России на 01.01.2018 г. 21,9 тысяча. [18] По сути, на их подведомственной территории функционирует туристская инфраструктура, которая оказывает разнообразные туристские услуги и, самое главное, формирует конкурентоспособность (качество) этих услуг. Поэтому многие проблемы развития туризма изначально возникают на уровне муниципальных образований. Повышение эффективности работы их администраций способно во многом решить эти проблемы.

Современное российское законодательство определило основные права по созданию благоприятных условий для развития туризма на муниципальном уровне [19]. Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который вступил в силу с 01.01.2019, муниципальным образованиям даны следующие права:

• реализация мер по развитию приоритетных направлений развития туризма;

• содействие в беспрепятственном доступе туристов к туристским ресурсам;

• участие в организации и проведении мероприятий по туризму;

• содействие в создании и функционировании туристских информационных центров

(ТИЦ).

В настоящее время муниципальные образования разрабатывают и реализуют концепции и целевые программы развития туризма в увязке с аналогичными документами уровня субъекта РФ и федерального центра. Они также формируют соответствующие структурные подразделения в администрациях муниципальных образований; определяют виды и номенклатуру туристских услуг, потребление которых реализует туристский потенциал территории и увеличивает доходы населения и местного бюджета; участвуют вместе с туристскими предприятиями в мероприятиях по продвижению на рынке муниципального туристского продукта; расширяют коммуникационные связи, создают информационные центры.

Сформировавшимся трендом в развитии туристского спроса является его углубленная дифференциация в направлении отдельных видов туристского продукта и социально-экономических групп населения. На уровне муниципальных образований предъявляется спрос на городской туристский продукт и на сельский (аграрный) туризм. Исторически в России наиболее развиты туристские маршруты городов, так как в них наиболее развита туристская инфраструктура, подготовлены объекты показа и рекреационные предприятия, сконцентрированы квалифицированные кадры, расположены центры хозяйственной и культурной жизни. В настоящее в России 1117 городов, что в 20 раз меньше, чем муниципальных образований [20].

В гораздо меньшей степени преимущества городов в развитии туризма присущи сельской территории, сельским поселениям (населенных мест, фермерских хозяйств), а также

малым городам. И, тем не менее, они также обладают значительными туристическими ресурсами определенного вида, особенно природными и культурно-историческими. Этому также способствует развитие коммуникаций и фермерского хозяйства, которые в гораздо меньшей степени вовлечены в туристский оборот. Поэтому можно предположить, что для относительно быстрого развития туризма в сельской местности муниципальные образования обладают большим потенциалом, учитывая их обширную территорию и неиспользуемые еще туристские ресурсы.

Длительные процессы урбанизации привели к концентрации населения в крупных и средних по численности населения городах и одновременно вызвали интерес к сельскому (аграрному) туризму, который в перспективе будет только возрастать, а, следовательно, формировать увеличивающиеся потоки туристов по данному направлению. Из этого следует, что в ближайшей перспективе - примерно до 2024 г. - приращение внутреннего туризма в России будет осуществляться, в том числе и за счет развития сельского (аграрного) туризма и туризма малых городов и поселений с использованием имеющейся и вновь создаваемой инфраструктуры.

С учетом новых задач, роль муниципальных образований в развитии туризма будет возрастать. Во-первых, как организационного посредника между инвесторами, туристскими предприятиями (туроператорами, турагентствами), объектами показа и туристами и, во-вторых, как оператора, интегрирующего необходимые туристские ресурсы региона в технологии оказания различных видов туристских услуг. В частности, при создании и продвижении муниципального туристского продукта, они могут выявлять возможности и привлекать ресурсы туристских предприятий, выступая в роли посредников между местными производителями туристских услуг и турагентствами, помогая им в формировании, продвижении и реализации этого продукта.

Таким образом, усиление координирующей и интегрирующей роли муниципальных образований в развитии туризма в масштабе всей страны способно внести в ее экономику существенный вклад следующего характера:

• улучшить социально-экономическое состояние территорий;

• обеспечить рост доходов местного населения, местных бюджетов и способствовать достижению их сбалансированности;

• содействовать снижению безработицы в сельской местности и в малых городах;

• обеспечить увеличение масштабов внутреннего туризма в целом;

• активизировать деятельность в сфере малого и среднего предпринимательскую на подведомственной территории;

• способствовать созданию горизонтально-интегрированных объединений предприятий и индивидуальных предпринимателей, оказывающих туристские услуги.

Не все города и сельские территории имеют условия для развития туризма. Поэтому необходимо провести ревизию туристских объектов на предмет того, насколько они готовы к реализации новых задач развития. При этом следует определить: насколько эффективно они используются и что нужно сделать для стимулирования их деятельности, какие новые туристические объекты целесообразно создать и модернизировать, чтобы сформировать условия для рывка в развитии туризма. Состояние муниципального образования и перспективы развития туризма рекомендуется определить по следующим двум критериям: «уровень развития туризма» и «потенциал развития туризма». При этом необходимо придерживаться принципа: туризм имеет больший потенциал развития на территории, у которой для этого сформирована соответствующая инфраструктура.

В соответствии с этим принципом и указанными выше критериями территории муниципальных образований можно классифицировать по четырем типам - перспективный, прогрессивный, устойчивый и депрессивный [21]. По каждому из них проводится

приоритетов в каждой из них.

Для перспективной территории приоритетами программы развития туризма являются создание благоприятных условий для инвестирования и предпринимательства, комплексное развитие туристской инфраструктуры и маркетинг территории, формирование спроса на муниципальный туристский продукт, производство новых видов туристских продуктов. Приоритетами развития прогрессивной территории целесообразно избрать реализацию инновационных проектов и новых технологических решений в туризме, создание конкурентоспособного туристского продукта, освоение уникальных прорывных туристических технологий, маркетинг территории и формирование спроса на инновационный туристский продукт.

Программа развития устойчивой территории в качестве приоритетов должна предусмотреть внедрение маркетинга территории и регионального туристского продукта, создание благоприятных условий для инвестирования и предпринимательства, оказание туристских услуг высокого технологичного и экологического уровня, внедрение технологий, рационально использующих природные и культурно-исторические туристские ресурсы. Депрессивным территориям в качестве приоритетов развития рекомендуется создание благоприятных условий для инвестирования и активизации предпринимательской деятельности, развитие государственно-частного партнерства в восстановлении территориальной инфраструктуры, создание точек развития туризма, достижение государственной поддержки в преодолении депрессивного социально-экономического состояния территории.

Литература и источники

1. Платежный баланс, экспорт услуг, визы, статистика, кадры - мало не покажется. [Электронный ресурс] URL: http://www.ratanews.ru/news/news _310120194.stm (дата обращения: 26.03.2019)

2. Почему туризму нужно меньше эмоций и больше технократизма. [Электронный ресурс] URL: http://ratanews.ru/news/news_150220193.stm (дата обращения: 27.03.2019)

3. Указ Президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

4. Максим Орешкин: Туризм может стать драйвером экономики на предстоящие шесть лет. [Электронный ресурс]. URL: http://economy. gov.ru/minec/press/news/20189112 (дата обращения: 26.03.2019)

5. Орешкин назвал меры для прорывного развития туризма в России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/ business/articles/2018/ 11/09/786001-oreshkin-nazval-prorivnogo-razvitiya-turizma-rossii (дата обращения: 27.03.2019)

6. Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В., Наконечный А.И. Туристские технологические платформы как инструмент обеспечения конкурентоспособности региональных турпродуктов // Регион: экономика и социология. 2019. № 1 (101). С. 114132

7. Число туристских фирм на конец года. [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/images/search? (дата обращения: 27.03.2019)

8. Современное состояние туристического рынка в России. [Электронный ресурс]. URL: https://vuzlit.ru/385939/sovremennoe_sostoyanie _turisticheskogorynka_rossii (дата обращения: 22.03.2019)

9. Итоги Внутреннего и Выездного Туризма в 2016 году. [Электронный ресурс]. URL: http://turstat.com/travelrussia2016 (дата обращения: 27.03.2019)

10. Самые Туристические Регионы России 2017 Года. [Электронный ресурс]. URL: http://turstat.com/travelrussia2017 (дата обращения 27.03.2019)

11. Росстат оценил рост ВВП РФ в 2018 году в 2,3%. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/649097 (дата обращения 5 апреля 2019 г.)

12. Население России 2018. Куда движемся, чего ожидать? [Электронный ресурс]. URL:https://bankstoday.net/last-articles/naselenie-rossii-2018-kuda-dvizhemsya-chego-ozhidat (дата обращения 5 апреля 2019 г.)

13. Выборочная статистическая информация, рассчитанная в соответствии с Официальной статистической методологией оценки числа въездных и выездных туристских поездок. [Электронный ресурс]. URL: https://www. russiatourism.ru/content/8/section/82/detail/4508/ (дата обращения 5 апреля 2019 г.)

14. Итоги Въездного Туризма В России в 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://turchegi.ru/novosti-turizm/itogi-vezdnogo-turizma-v-rossii-v-2018/ (дата обращения 5 апреля 2019 г.)

15. Статистика выезда российских граждан за рубеж в 2018 году. [Электронный ресурс] URL: http://www.atorus.ru/news/press-entre/new/46068.html(дата обращения: 27.03.2019)

16. Вклад туризма в ВВП России в 2017 году составил 4,4 трлн. рублей. [Электронный ресурс]. URL:https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/48046/

17. Вклад туризма в мировой ВВП в 2017 году составил более 10%. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/605743 (дата обращения 8 апреля 2019 г.)

18. База данных показателей муниципальных образований. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/bd__munst /munst.htm (дата обращения: 25.03.2019)

19. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

20. Список городов России по населению. [Электронный ресурс]. URL: https://all-populations.com/ru/ru/list-of-cities-in-russia-by-population.html (дата обращения: 27.03.2019)

21. Проблемы управления качеством в туристических компаниях. [Электронный ресурс]. URL: https://studbooks.net/741732/turizm/problemy _upravleniya_kachestvom_turisticheskih_kompaniyah (дата обращения: 27.03.2019)

References and Sources

1. Platezhnyj balans, ehksport uslug, vizy, statistika, kadry - malo ne pokazhetsya. [EHlektronnyj resurs] URL: http://www.ratanews.ru/news/news _310120194.stm (data obrashcheniya: 26.03.2019)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Pochemu turizmu nuzhno men'she ehmocij i bol'she tekhnokratizma. [EHlektronnyj resurs] URL: http://ratanews.ru/news/news_150220193.stm (data obrashcheniya: 27.03.2019)

3. Ukaz Prezidenta Rossii ot 7 maya 2018 goda № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda»

4. Maksim Oreshkin: Turizm mozhet stat' drajverom ehkonomiki na predstoyashchie shest' let. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://economy. gov.ru/minec/press/news/20189112 (data obrashcheniya: 26.03.2019)

5. Oreshkin nazval mery dlya proryvnogo razvitiya turizma v Rossii. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.vedomosti.ru/ business/articles/2018/ 11/09/786001-oreshkin-nazval-prorivnogo-razvitiya-turizma-rossii (data obrashcheniya: 27.03.2019)

6. SHarafutdinov V.N., Onishchenko E.V., Nakonechnyj A.I. Turistskie tekhnologicheskie platformy kak instrument obespecheniya konkurentosposobnosti regional'nyh turproduktov // Région: ehkonomika i sociologiya. 2019. N° 1 (101). S. 114-132

7. CHislo turistskih firm na konec goda. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://yandex.ru/images/search? (data obrashcheniya: 27.03.2019)

8. Sovremennoe sostoyanie turisticheskogo rynka v Rossii. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://vuzlit.ru/385939/sovremennoe_sostoyanie _turisticheskogorynka_rossii (data obrashcheniya: 22.03.2019)

9. Itogi Vnutrennego i Vyezdnogo Turizma v 2016 godu. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://turstat.com/travelrussia2016 (data obrashcheniya: 27.03.2019)

10. Samye Turisticheskie Regiony Rossii 2017 Goda. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://turstat.com/travelrussia2017 (data obrashcheniya 27.03.2019)

11. Rosstat ocenil rost VVP RF v 2018 godu v 2,3%. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.interfax.ru/business/649097 (data obrashcheniya 5 aprelya 2019 g.)

12. Naselenie Rossii 2018. Kuda dvizhemsya, chego ozhidat'? [EHlektronnyj resurs]. URL:https://bankstoday.net/last-articles/naselenie-rossii-2018-kuda-dvizhemsya-chego-ozhidat (data obrashcheniya 5 aprelya 2019 g.)

13. Vyborochnaya statisticheskaya informaciya, rasschitannaya v sootvetstvii s Oficial'noj statisticheskoj metodologiej ocenki chisla v"ezdnyh i vyezdnyh turistskih poezdok. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www. russiatourism.ru/content/8/section/82/detail/4508/ (data obrashcheniya 5 aprelya 2019 g.)

14. Itogi V"ezdnogo Turizma V Rossii v 2018. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://turchegi.ru/novosti-turizm/itogi-vezdnogo-turizma-v-rossii-v-2018/ (data obrashcheniya 5 aprelya 2019 g.)

15. Statistika vyezda rossijskih grazhdan za rubezh v 2018 godu. [EHlektronnyj resurs] URL: http://www.atorus.ru/news/press-entre/new/46068.html(data obrashcheniya: 27.03.2019)

16. Vklad turizma v VVP Rossii v 2017 godu sostavil 4,4 trln. rublej. [EHlektronnyj resurs]. URL:https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/48046/

17. Vklad turizma v mirovoj VVP v 2017 godu sostavil bolee 10%. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.interfax.ru/business/605743 (data obrashcheniya 8 aprelya 2019 g.)

18. Baza dannyh pokazatelej municipal'nyh obrazovanij. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/bd_munst /munst.htm

(data obrashcheniya: 25.03.2019)

19. Federal'nyj zakon ot 24.11.1996 № 132-FZ (red. ot 04.06.2018) «Ob osnovah turistskoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2019)

20. Spisok gorodov Rossii po naseleniyu. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://all-populations.com/ru/ru/list-of-cities-in-russia-by-population.html (data obrashcheniya: 27.03.2019)

21. Problemy upravleniya kachestvom v turisticheskih kompaniyah. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://studbooks.net/741732/turizm/problemy _upravleniya_kachestvom_turisticheskih_kompaniyah (data obrashcheniya: 27.03.2019)

САРЯН АКОП А., кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Сочинского научно-исследовательского центра РАН.

SARYAN, AKOP A. - Ph.D. in Economics, Leading Researcher, Sochi Research Center of the Russian Academy of Sciences.

УДК 336.7

ТИМИРГАЛЕЕВА Р.Р., ГРИШИН И.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ БИЗНЕСА1

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая трансформация, бизнес, стратегия, бизнес-процессы.

В статье обоснована необходимость разработки стратегии цифровой трансформации бизнеса. Проведен анализ ее составляющих. Раскрыто содержание механизма формирования стратегии цифровой трансформации бизнеса. Обоснована необходимость определения уровня цифровой трансформации бизнеса на основе оценки коэффициента цифровизации. Отмечается, что сама по себе цифровизация существующих процессов не решит проблемы цифровой трансформации бизнеса. Необходима, прежде всего, постановка принципиально новых задач, решение которых невозможно без новейших технологий сбора, хранения, обработки и передачи больших объемов неструктурированных данных и выработки эффективных решений в режиме реального времени.

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ и администрацией Краснодарского края научного проекта 18-410230024 р_а «Теоретико-методологические основы моделирования информационно-управляющей инфраструктуры развития региональной экономики на основе применения отечественных результатов космической деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.