Научная статья на тему 'Инновационное развитие промышленного предприятия как основа стратегического рыночного лидерства'

Инновационное развитие промышленного предприятия как основа стратегического рыночного лидерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окатов Э.

В статье обосновывается положение о том, что при инновационном типе развития промышленного предприятия преобладает лидерство как тип управления и достигается высокая добавленная стоимость выпускаемой продукции. При стратегии предприятия, ориентированной на количественный рост, преобладает администрирование как тип управления, при низкой добавленной стоимости проданных товаров. Представлена пирамида реализации инновационного потенциала промышленного предприятия на глобальном, макроэкономическом и локальном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие промышленного предприятия как основа стратегического рыночного лидерства»

Э. ОКАТОВ,

директор научно-производственного комплекса вычислительной техники и информатики

Московского авиационного института

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО РЫНОЧНОГО ЛИДЕРСТВА

В статье обосновывается положение о том, что при инновационном типе развития промышленного предприятия преобладает лидерство как тип управления и достигается высокая добавленная стоимость выпускаемой продукции. При стратегии предприятия, ориентированной на количественный рост, преобладает администрирование как тип управления, при низкой добавленной стоимости проданных товаров. Представлена пирамида реализации инновационного потенциала промышленного предприятия на глобальном, макроэкономическом и локальном уровнях.

Ключевые слова: лидерство, администрирование, инновационный тип развития, промышленное предприятие.

В условиях нарастающей конкурентной борьбы за рынки сбыта промышленной продукции и падающего спроса создание промышленным предприятием конкурентоспособной продукции является одной из приоритетных задач для менеджмента современного российского предприятия. Это позволяет предприятию решать задачи не только расширения объемов выпускаемой продукции и его качества, но и сохранять устойчивость бизнеса в условиях постоянного конкурентного давления, т.е. решать свои ключевые бизнес-задачи. Причем это возможно сделать не столько в краткосрочной перспективе, сколько заложить фундамент целостности и экономического роста промышленного предприятия в долгосрочной перспективе.

По-нашему глубокому убеждению, стержнем долгосрочной конкурентоспособности предприятия является постоянно обновляющийся продукт (услуга или работа), которая не просто совершенствуется в соответствии с тенденциями на международном рынке товаров и услуг, а привносит свой определённый вклад в формирование этих самых тенденций. Это возможно в условиях, когда уже созданный товар находится на передовом рубеже научно-технического прогресса, входит в группу лидеров в своей отрасли, либо предприятие приобрело или разработало передовую технологию производства товаров и услуг. Все это можем наблюдать на микроэкономическом уровне.

Для правильного ответа на вопрос: «Каким образом продукция предприятия становится в число лидеров отрасли?» необходимо разобраться в системе управления такими предприятиями, целевыми установками и ориентациями собственников и менеджмента предприятия. Как правило, они создают новый продукт, отличный от уже существующих на рынке. При этом он может быть принципиально новым, либо модернизированным (усовершенствованным) по отношению к уже созданным продуктам. Следовательно, становится очевидным, что желания собственников и менеджмента предприятия совпадают в вопросе о том, что они создают конкретно новый или усовершенствованный продукт. На это ориентируется и вся бизнес-модель предприятия, система управления находится во взаимосвязи и направлена на достижение цели функционирования предприятия.

Соответственно, желание акционеров формирует требования к управленцам предприятия и задает стратегию развития предприятия как целостного организма, которому присущ рост и развитие или деградация и прозябание. В большинстве случаев все хотят роста и развития. Другой вопрос - как его можно достичь при наименьших затратах и максимальной отдаче на вложенный капитал?

Первое, чем часто руководствуются предприниматели, - они пытаются соединить рынки производства и рынки сбыта продукции. Ярким примером этого являются розничные сети, которые являются именно передаточным звеном между производителем и потребителем. В принципе, это тоже в определенном смысле высокотехнологичный бизнес, от эффективности работы которого в некоторой степени зависит цена продукции для покупателей. И он значительно менее рискованный, соответственно и менее маржинальный бизнес.

Второй вариант - это начать производить качественно новую продукцию (услугу, работу). Здесь значительно больше рисков, значительно выше маржа, правда, гарантии получения которой в разы меньше, чем в вышеприведенном примере. Поэтому этим направлением предприниматели интересуются в последнюю очередь. К тому же развитие по этому варианту требует больших знаний, а в ряде случаев и инвестиционных вложений. Здесь выше конкуренция, жестче борьба за рынки сбыта готовой продукции, требуется постоянная работа над созданием новых продуктов, либо усовершенствованием уже выпускаемой продукции. По-другому, чем в первом варианте, необходимо настраивать бизнес-процессы, принципиально иная бизнес-модель.

Различия между двумя вариантам не очевидны, но они могут быть. В первом случае предприятие ориентируется на максимальную эффективность «купли - продажи». Этим, конечно же, кто-то на рынке заниматься должен, в противном случае не будет работать рыночный механизм ценообразования и товарооборота внутри страны. Крайне важным представляется постоянное движение продовольственных товаров по территории страны. Это нужно делать максимально эффективно. Во втором случае промышленное предприятие создает, а затем производит новый продукт «на свой страх и риск» и пытается продать его потребителям, например, через розничные сети и крупные оптовые компании. Если производители неправильно оценили спрос, то они чрезвычайно быстро могут закрыться. В обратном случае, могут получить востребованный на рынке продукт с высокой маржой.

В обоих случаях руководство предприятия старается действовать рационально, следуя здравому смыслу и бизнес-логике, однако принципиально они отличаются уровнем риска и маржи. Именно эта маржа образует добавленную стоимость. Чем больше в стране промышленных предприятий с высокой добавленной стоимостью выпускаемой продукции, тем выше общая добавленная стоимость в ВВП страны. Но это только количественные характеристики.

К качественным параметрам, по-нашему мнению, можно отнести стиль управления и тип развития. В первом случае будет преобладать администрирование и стратегия, ориентированная на количественный рост (стремление заработать за счет объема проданных товаров), во втором случае лидерство и инновационный тип развития.

Можно сделать вывод, что при инновационном типе развития предприятия преобладает лидерство как тип управления и достигается высокая добавленная стоимость выпускаемой продукции. При стратегии предприятия, ориентированной на количественный рост, преобладает администрирование как тип управления, при низкой добавленной стоимости проданных товаров.

Обращает на себя внимание тот факт, что в первом случае мы имеем дело с произведенным продуктом, во втором случае - с проданным продуктом. Получается, что создание и производство инновационной продукции выступает более высокодоходным бизнесом, в относительных величинах, чем торговля. Это второй вывод. Также он подтверждается следующим примером: «Так, в цене наиболее современного iPod (миниатюрное цифровое устройство и воспроизводящее устройство), который продается в США за 299

долл., на китайские фирмы, которые занимаются сборкой устройства, приходится 4 долл. Американским компаниям, обеспечивающим разработку, дизайн и розничную реализацию товара, достается 160 долл. Остальное - вклад транспортных, логистических компаний и налоги»1.

Третий вывод, который напрашивается как результат анализа двух вариантов развития предприятия, это - влияние инновационного развития на стратегическое положение предприятия в долгосрочной перспективе. Когда мы говорим об инновационном развитии, мы предполагаем такую систему производства и управления предприятием, когда все бизнес-процессы ориентированы на совершенствование и самосовершенствование, улучшение и создание качественно нового инновационного продукта. Этот процесс совершенствования является постоянным, т.е. основой стратегического рыночного лидерства предприятия на современном уровне развития рыночных отношений является постоянное инновационное развитие предприятия.

Мы придерживаемся определения лидерства, данное профессором Филоновичем С.Р., а именно: «лидерство - ведущее положение отдельной личности или социальной группы, обусловленное более эффективными результатами деятельности»2. Таким образом, стратегическое рыночное лидерство промышленного предприятия является результатом эффективной инновационной деятельности, эффективного создания инновационного продукта. Можно говорить о том, что инновационная деятельность предприятия приводит к лидерству и, наоборот, отсутствие инновационной деятельности приводит предприятие в аутсайдеры, предопределяет его рыночной положение.

Теперь рассмотрим макроэкономический разрез. Чем больше предприятий в социально-экономической системе производят инновационные продукты, тем выше в рыночной системе конкретной страны конкуренция, тем конкурентоспособнее на мировом рынке продукция данной страны. Соответственно если страна планирует перейти на инновационный тип развития, её государственная экономическая политика должна быть направлена на создание условий и стимулирование создания предприятиями инновационных продуктов.

Если рассматривать ситуацию с точки зрения квалификации занятых в экономике, то прослеживается следующая взаимосвязь. Чем больше в социально-экономической системе предприятий, ориентированных на создание инноваций, тем больше в стране людей, относящихся к креативному классу. Тем больше, по мнению профессора Ричарда Флориды, людей, которые разделяют их ценности: индивидуальность, самовыражение, меритократия, разнообразие и открытость3. Во многом именно с этим классом связано будущее нарождающегося в России постиндустриального общества.

На это указывает член-корреспондент РАН Гринберг Р.С.: «Будущее России авторы связывают с формированием в стране в течение первой четверти наступившего столетия общества информационно-индустриального типа...В качестве технологической основы такого уклада выступают информационные и инновационные технологии, а в качестве воспроизводственных особенностей - превращение человеческого капитала в главный фактор развития»4.

1 http://www.foresight.org.cn

2 Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. М., 1999.

3 Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Пер. с англ. М., Издательский дом «Классика-ХХЬ>, 2005.

4 Гринберг Р.С. Необходимость нового технологического уклада // Воспроизводственный вектор России. К теории структурного поворота. М.: ИЭ РАН, 2010. С. 314-315.

Резюмируя, можно говорить о том, что чем больше инновационно активных предприятий в социально-экономической системе, тем выше потребность в креативных людях, тем более высокие требования предъявляются к процессу организации труда, и в целом к государственному устройству и наоборот.

Соответственно, на современном этапе переход на инновационный тип развития это не только создание новой техники и технологии, но и, как отмечает профессор Воейков М.И. «социальные и гуманитарные аспекты человеческой деятельности и сохранение («сбережение») и воспроизводство самого человека как основной, конституирующий элемент этого типа развития5.

В контексте этого России ещё предстоит многое сделать. По-мнению профессора Новицкого Н.А., «предстоит осуществить структурно-инвестиционный маневр в целях создания предпосылок для перехода к инновационной экономике и развития наукоемких производств»6. Для этого потребуется создание локомотива инновационного роста отечественной экономики, выявление «точек роста».

«Создание конкурентоспособного структурного ядра российской экономики означает в первую очередь, - пишет профессор Сильвестров С.Н., - повышение гибкости и мобильности производственно-технологических систем инвестиционного

машиностроения; повышение качества потребительской и инвестиционной продукции в соответствии с индивидуализацией запросов потребителей; интеграцию производственно-технологических систем обрабатывающей промышленности в информационную среду, охватывающую весь цикл «инновации - производство -потребление»; снижение ресурсоемкости и трудоемкости производства»7.

Только адекватный ответ в форме перехода на инновационный тип развития способен обеспечить России лидерство в ряде направлений научно-технического прогресса. Чем большее количество предприятий будет занимать лидирующее рыночное положение, тем больше можно будет говорить о России как о стране с инновационным типом экономики.

Предприятие, которое переориентировалось на инновационный тип развития, проходит несколько этапов становления (см. рис. 1). В процессе роста и развития оно реализует свой инновационный потенциал путем выхода на рынки сбыта продукции: на локальный, макроэкономический и глобальный. Этот процесс представляет собой обратную пирамиду в форме воронки, который показывает, что чем выше объем реализуемой инновационной продукции, тем выше реализовался инновационный потенциал предприятия.

5 Воейков М.И. Вопросы структурного поворота к инновационному развитию // Воспроизводственный вектор России. К теории структурного поворота. М.: ИЭ РАН, 2010. С. 295.

6 Новицкий Н.А. С. Создание национальной инновационной системы как условие роста конкурентоспособности российской экономики // Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкурентоспособности /отв. ред. ак. Львов Д.С., д.э.н. . Сорокин Д.Е. М.: Наука, 2005. С. 341.

7 Сильвестров С.Н. Прогнозы российского правительства и стратегия перехода к инновационному экономическому росту // Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкурентоспособности / отв. ред. ак. Д.С. Львов, д.э.н. Д.Е. Сорокин. М.: Наука, 2005. С. 381.

Рис. 1. «Пирамида» реализации инновационного потенциала

предприятия

Одной из основных проблем на пути перехода на инновационный тип развития является соединение стратегий науки и традиционных отраслей экономики. На это обращает внимание доктор экономических наук Ленчук Е.Б.: «Основной смысл промышленно-инновационной стратегии - в организации соединения стратегий развития науки и инноваций со стратегиями развития традиционных секторов экономики и инновационных высокотехнологичных отраслей»8.

Общество, выбравшее инновационный путь развития, не может успешно развиваться без освоения достижений науки, создания новых технологий и развития на их основе успешных инновационных бизнесов практически в любой сфере деятельности. Сегодня только с помощью инновационно-технологического предпринимательства можно решить насущные задачи человечества: продление и обеспечение безопасности жизни, сохранение окружающей среды, создание альтернативной энергетики, освоение космоса и многие другие. И, разумеется, только так можно обеспечить России одно из ведущих мест в мировой экономике.

Когда большинство промышленных предприятий современной России перейдет на инновационный тип развития, тогда можно будет говорить о конкурентной среде, о стратегическом рыночном лидерстве предприятий на глобальных рынках инновационной продукции, об инновационной экономике России. Все эти необходимые составляющие рыночной экономики, безусловно, будут перестраивать систему социально-экономических отношений, приводить к трансформации всех сфер общественной системы. Эти взаимосвязанные процессы будут проходить одновременно с перестройкой экономики на инновационный тип развития, и в комплексе они способны

8 Ленчук Е.Б. Современные подходы к формированию национальной инновационной системы в России // Проблемы формирования инновационной системы России (сборник научных статей). М.: Институт экономики РАН, 2010. С. 34.

обеспечить долгосрочное устойчивое положение России на мировом рынке инновационных товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.