Научная статья на тему 'Инновационный тип развития современного промышленного предприятия'

Инновационный тип развития современного промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ / AN INNOVATION POLICY / INDUSTRIAL ENTERPRISE / A STRATEGY / AN INNOVATIVE TYPE OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окатов Ю.

В статье обосновывается положение о том, что инновационная политика может выступить реальным инструментом для перехода промышленного предприятия на новый тип развития. Автор предлагает принципы разработки такой стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATION POLICY AS A TOOL FOR TRANSITION OF INDUSTRIAL ENTERPRISE IN INNOVATION TYPE OF DEVELOPMENT

The article substantiates that the innovation policy can make a real tool for the transition of industrial enterprises in innovative type of development. The author offers principles for developing such a strategy

Текст научной работы на тему «Инновационный тип развития современного промышленного предприятия»

Ю. ОКАТОВ директор научно-производственного комплекса вычислительной техники и информатики Московского авиационного института

ИННОВАЦИОННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье обосновывается положение о том, что инновационная политика может выступить реальным инструментом для перехода промышленного предприятия на новый тип развития. Автор предлагает принципы разработки такой стратегии.

Ключевые слова; инновационная политика, промышленное предприятие, стратегия, инновационный тип развития.

Состояние современной российской экономики в значительной мере зависит от мировых цен на природные ресурсы. Совершенно ясно, что такая ситуация не обеспечивает нормальное функционирование воспроизводственных процессов в социально-экономической системе и тормозит ее развитие. Выход из сложившегося положения не очевиден и требует серьезной научной проработки. Представляется, что диверсификация экономики способна повысить устойчивость экономики к колебаниям на мировых рынках. Другой вопрос - каким образом ее можно обеспечить?

Ответ на этот вопрос кроется в структуре ВВП. Очевидно, что нужно повышать долю отраслей, выпускающих продукцию или оказывающих услуги с высокой добавленной стоимостью. В первую очередь, помимо предприятий топливно-энергетического комплекса, к ним относятся промышленные предприятия, выпускающие высокотехнологичную продукцию: предприятия военно-промышленного комплекса, фармацевтические предприятия и др. Однако большинство из этих предприятий в течение двадцатилетних российских реформ значительно снизили свой производственно-хозяйственный потенциал и нуждаются в модернизации. И не только в модернизации, но и в переходе на инновационный тип развития. Одним словом, требуется активизация инновационной деятельности этих предприятий.

Инструментом реализации инновационной деятельности на промышленном предприятии является инновационная политика, которая выступает как в роли конкретных процедур и регламентов, обязательных к исполнению всеми сотрудниками предприятия, так и системой

внутренних норм и правил, ценностей сотрудников. В этом проявляется ее двойственность, которую условно можно определить как внешнюю и внутреннюю инновационную политику.

Внешняя инновационная политика - общая линия поведения предприятия на рынке, ведущая к повышению уровня ее развития и определяющая приоритетные инновационные проекты. Она определяется долгосрочными целями собственников предприятия, системой мотивации менеджмента, внешней средой, потребностями рынка и возможностями предприятия.

Внутренняя инновационная политика является процессом регулирования поведения персонала, нацеленного на инновационный тип развития промышленного предприятия. Она определяется системой управления предприятием. В целом, инновационная политика является руководством по выбору приоритетных направлений инновационной деятельности, разработке и исполнению инновационных планов и проектов, формированию активных отношений между сотрудниками и предприятием.

Как внешняя, так и внутренняя инновационная политика во многом зависит от стратегии развития предприятия, которая состоит из определенных принципов. Принципы стратегии развития предприятия - это основополагающие положения, обстоятельства, требования, которые лежат в основе стратегии и раскрывают ее сущность и назначение.

Инновационная политика по основному виду деятельности предприятия (если у предприятия несколько видов деятельности, то по каждому из них в отдельности!) должна определять систему отношений по поводу создания и внедрения инноваций (технологических, маркетинговых и др.) внутри предприятия, как ответ на вызовы конкурентной среды. Инновационная политика на предприятии должна способствовать развитию инновационного потенциала предприятия, формированию современных технологических укладов на предприятии, вытеснению устаревших укладов и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, оказываемых услуг и проводимых работ. В конечном счете она направлена на повышение эффективности функционирования предприятия в условиях внедрения инноваций, оказывая тем самым определяющее влияние на долгосрочную конкурентоспособность предприятия.

Кратко основную цель данной политики можно сформулировать как создание условий, обеспечивающих инновационное развитие предприятия, повышение эффективности производства и рост конкурентоспособности за счет освоения инноваций. Сутью этого процесса является определение направления развития каждого из показателей деятельности предприятия.

Для обеспечения конкурентных преимуществ предприятия на рынке рекомендуется формирование политики инновационного развития

исходя из ресурсно-рыночного подхода. Рыночный подход связан с анализом внешней среды, ресурсный - с анализом сильных и слабых внутренних сторон организации. Оба подхода основаны на маркетинговой теории. Первый сосредоточен на действиях, которые обеспечат успех предприятия в стратегической перспективе, второй - в период тактических решений.

При рыночной ориентации фирма нацелена на рынки сбыта. Положение предприятия зависит от емкости и качества рынка, вида и масштаба конкуренции, а также от поведения организации на рынке. Основу рыночного подхода составляют знания о взаимосвязях рынка и результатах деятельности предприятия, а также их объективная интерпретация.

При ресурсной ориентации в качестве основного фактора успеха предприятия выступают внутрифирменные ресурсы и грамотное управление ими. Эффективное комбинирование ресурсов позволяет получить конкурентные преимущества, которые влияют на рентабельность. Решающее значение приобретают варианты сочетания ресурсов, которыми не располагают конкуренты.

Рыночный подход ориентирует предприятие на новые продукты, в то время как ресурсный сосредоточен на поиске новых факторов производства. Соответственно для получения конкурентных преимуществ необходимо рациональное сочетание рыночного и ресурсного подходов.

Особое внимание следует уделить вопросу взаимодействия предприятия, ориентированного на инновации, и научных учреждений. В данном контексте можно рассматривать три варианта:

- предприятие имеет собственную научно-исследовательскую лабораторию (организационно оно может быть выделено в отдельное юридическое лицо или быть структурным подразделением предприятия);

- предприятие имеет собственную научно-исследовательскую лабораторию и прибегает к услугам сторонних научных учреждений;

- предприятие не имеет собственной научно-исследовательской лаборатории, но имеет стратегическое партнерство с научным учреждением.

Каждый вариант имеет свои положительные и отрицательные стороны и уместен в каждом конкретном случае. Например, если на рынке не существует научно-исследовательского учреждения, которое было бы способно выполнить заказ предприятия на инновационную разработку, в этом случае, скорее всего, руководству предприятия следует задуматься над созданием структурного подразделения внутри предприятия. Если руководство предприятия видит существенный и весьма реальный потенциал в выбранном направлении научных исследований, то, возможно, имеет смысл задуматься над созданием отдельного научноисследовательского института.

Инновационная политика предприятия влияет на стратегию развития предприятия и является неотъемлемой ее частью. Процесс разработки стратегии инновационного развития промышленного предприятия должен базироваться на следующих принципах1:

- принцип инновационности, который предусматривает кардинальный пересмотр стратегий развития предприятий в части определения их основных направлений с целью ориентации хозяйствующих субъектов на внедрение нововведений, что в свою очередь предполагает постоянный поиск и инициирование различных перспективных инновационных проектов;

- принцип сбалансированности инновационного развития, предполагающий, при пересмотре стратегий, учет возможности изменений всего бизнес-процесса (всей продуктовой линейки), а в случае изменения только части (части продуктовой линейки) - попытку смоделировать возможные последствия для уже работающих бизнес-процессов (продуктов). Это обеспечит большую устойчивость промышленного предприятия к изменениям и позволит избежать необдуманного отказа от накопленного опыта и технологий, особенно в той части, которую инновационная разработка касается только косвенно;

- принцип экономической целесообразности, заключающийся в необходимости осуществления предварительной оценки собственных возможностей предприятия и последствий реализации стратегии инновационного развития. Решение о разработке инновационных стратегий должны принимать только те промышленные предприятия, которые имеют для этого необходимые ресурсы. Переход остальных предприятий является рискованным, так как может привести их к потере финансовой устойчивости;

- принцип ориентации на будущие потребности потребителей, предполагающий применение методов прогнозирования инновационного развития, позволяющих выявить те направления инновационного развития, которые обеспечивают промышленному предприятию максимальную отдачу;

- принцип ориентации на последний технологический уклад, позволяющий промышленному предприятию создавать «поистине» инновационные продукты, конкурентоспособность которых будет обеспечиваться в долгосрочной перспективе и базироваться на передовых достижениях научно-технического прогресса;

- принцип адаптивности, предполагающий при оценке возможностей промышленного предприятия воспринять то или иное нововведение;

1 Трофимов О.В. Методология формирования стратегии инновационного развития промышленных предприятий в условиях модернизации экономики // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Нижний Новгород. 2011.

- принцип технологической реализуемости, предполагающий необходимость осуществления оценки возможностей промышленного предприятия при внедрении новых разработок. Недооценка этого фактора может привести к затратам на приобретение, которые станут нецелесообразными;

- принцип учета жизненного цикла внедряемых разработок, позволяющий структурировать знания и понять, что уже произошло и что должно произойти с реализуемым проектом стратегии развития предприятия при определенных обстоятельствах. Опираясь на теоретический базис в области развития новых технологий, можно определить, какие процессы приведут к развитию инновационного цикла, а что будет являться его окончанием;

- принцип минимизации рисков, предполагающий, с одной стороны, возможность рационально использовать имеющиеся в распоряжении промышленного предприятия ресурсы, а, с другой стороны, - стремиться к повышению доходов за счет грамотной реализации инновационных проектов, обладающих высокой степенью риска. Это позволит добиться максимальной эффективности не только в управлении рисками, но и при реализации стратегии инновационного развития промышленного предприятия;

- принцип расстановки приоритетов, позволяющий осуществить ранжирование направлений стратегии инновационного развития промышленного предприятия, исходя из поставленных целей и достигаемых результатов. Учитывая тот факт, что развитие, как правило, может осуществляться по нескольким направлениям, то предприятие должно выбирать те проекты, которые позволяют с минимальными рисками получить максимальную отдачу;

- принцип эффективности стратегий инновационного развития, определяемый способностью сберегать соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете на единицу всех необходимых и предполагаемых полезных эффектов от реализации инновационных проектов;

- принцип системного развития промышленного предприятия на основе реализации инновационной стратегии, предполагающий, что используемые технологии должны быть направлены не только на попытку улучшения отдельных элементов, что, как правило, приводит лишь к незначительным улучшениям конечного результата, а на общее системное развитие. Например, внедрение и использование нового оборудования в производстве позволяет увеличить производительность труда, но при низкоквалифицированном персонале решить эту задачу будет проблематично. Поэтому улучшаться должна деятельность всего предприятия, причем не только за счет совершенствования имеющихся бизнес-процессов, технологий или продуктов, а прежде всего за счет внедрения новых разработок;

- принцип непрерывности инновационного развития. Сформулированные цели и приоритеты инновационного развития, в том числе и перспективные, отражают лишь наше осознание действительности на данный момент времени. В то же время по мере развития предприятия его цели могут существенно изменяться, точнее, возможности их реализации могут существенно трансформироваться, хотя бы по мере осознания новых фактов и условий функционирования. В этой связи пренебрежение учета фактора непрерывного инновационного развития может лишить предприятие необходимой конкурентоспособности;

- принцип ориентированности на рост сотрудников внутри предприятия, который предполагает, что менеджмент предприятия «вырос» внутри этого предприятия и заинтересован в том, чтобы следующие менеджеры были «выращены» также внутри промышленного предприятия. Это создает некоторую преемственность стратегии развития, учет исторических особенностей конкретного предприятия, значительно повышает эффективность управленческих решений, так как сотрудник, проработавший на предприятии продолжительное время, как правило, знает ее лучше и способен принимать грамотные управленческие решения. Возможно это в ситуации, когда внутри предприятия «созданы условия для совершенствования и развития у людей ментальности, ориентированной на совершенствование»2.

Использование предлагаемых принципов позволяет повысить эффективность принимаемых управленческих решений при формировании и реализации инновационных стратегий развития промышленных предприятий, обеспечивает их прозрачность и тем самым реализуемость. Переход на инновационный тип развития промышленного предприятия в современной России является сложным процессом, сопряженным с мировоззренческим переломом взглядов на бизнес и управлением людьми, переходом от административного типа управления по схеме «начальник - подчиненный» к лидерству по схеме «лидер (член команды) - член команды».

Причина того, что у российских руководителей превалирует административный стиль управления (по сравнению с коллегами из западных компаний), может крыться и в современном этапе развития рынка. Отсутствие честной конкуренции, необходимость административного ресурса для успеха в бизнесе, сфокусированность на получении результатов в краткосрочной перспективе, отсутствие общепризнанных представлений о регулярном менеджменте и бизнес-этике - все это предопределило понимание роли эффективного руководителя, в первую оче-

2 Хьюберт К. Рамперсад. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность; Пер. с англ. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 279.

редь как лица, добивающегося результатов в сложных условиях, успешно решающего проблемы, организующего процессы и распределяющего ресурсы (для российских руководителей характерен явный перевес таких компетенций, как ориентация на результат, планирование и организация работы, анализ проблем и принятие решений). Стиль же управления, ориентированный на людей и предполагающий сконцентрированность на мотивации и развитии подчиненных, совместную выработку решений, готовность учитывать мнения других, считается «слабым». Возможно, руководители в российских компаниях обладают компетенциями, которые больше соответствуют современному этапу и делают их более успешными в текущих условиях3.

Тем не менее необходимость перехода от администрирования к лидерству очевидна, на что указывает опыт большинства корпораций, к успеху которых привел не администратор, а лидер. Как известно, лидер взращивает вокруг себя лидеров, администратор - в лучшем случае администраторов. Поэтому, по-нашему мнению, переход на инновационный тип развития предприятия в условиях рыночной экономики сопряжен с переходом от административного типа управления к лидерству. Однако при различных формах авторитаризма возможен насильственный переход экономики на инновационный тип развития. Но как любое явление, основанное на силе, оно будет работать ровно до тех пор, пока данная сила существует. Как только она перестанет существовать, наступит новый передел, временная оттепель или застой.

«Главной чертой социально-экономической системы, предопределяющей инновационный характер развития ее экономики, является наличие конкурентной среды, - пишет Л.В. Никифоров. - Чем более развита совокупность различных аспектов конкуренции, то есть чем конкурентнее экономическая и вся общественная среда, тем сильнее стимулы инновационной деятельности. И, наоборот, неразвитость, и тем более отсутствие, конкурентной среды ограничивает потребности в инновациях и их практическом применении»4. Можно говорить о том, что чем конкурентнее среда, тем выше потребность в инновационном развитии предприятия и выше потребность в развитии лидерства, как преобладающего типа управления между всеми уровнями предприятия.

Мы особенно хотели бы особенно подчеркнуть, что инновационная стратегия развития для предприятия обязательно должна носить постоянный характер. Только непрерывное совершенствование техно-

3 http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/256342/ot_administratora_k_ lideru#ixzz1MRБJ9AXd

4 Никифоров Л.В. Социально-экономические системы и инновационный тип развития // Воспроизводственный вектор России. К теории структурного поворота. М.: ИЭ РАН, 2010. С. 265.

логий работы, производства, качества выпускаемой продукции, бизнес-процессов, сотрудников, которые работают на данном предприятии, способно привести предприятие к устойчивому развитию и экономическому процветанию. При этом оно сможет достигнуть стабильного финансового положения, занять определенное место на рынке по качеству выпускаемой продукции, оказываемых услуг и работ.

Строго говоря, инновационная политика становится реальным инструментом управления предприятием, ориентированным на рост в долгосрочной перспективе, готовым внедрять инновации и управлять рисками, связанными с инновационными проектами, инструментом перехода промышленного предприятия на инновационный тип развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.