В статье дается оценка инновационной деятельности промышленных предприятий Алтайского края с целью выявления основных тенденций инновационного развития края и города.
Инновационное развитие
о д о
предприятии Алтайского края
О. В. АСКАНОВА, Е. В. КАСАТКИНА,
кандидаты экономических наук, Рубцовский индустриальный институт E-mail: [email protected]
Промышленность Алтайского края - крупный сектор его экономики по объему выпускаемой продукции и оказываемых услуг (20,8%). От нее и сельского хозяйства (21,1%) во многом зависят размер доходной части бюджета и уровень занятости населения.
Сельскохозяйственная специализация промышленности Алтайского края привела к тому, что кризис проявился здесь с наибольшей остротой. Причина - низкое качество и высокие цены, делающие продукцию предприятий большинства отраслей неконкурентоспособными. Это связано, в первую очередь, со сложившимся технологическим уровнем производства, ориентированным на совершенствование техники на базе традиционных механизированных технологий, а также с тем, что большинство технических новшеств уже на стадии разработки не соответствуют международным требованиям и стандартам.
Инновационная деятельность
Отсутствие системности инновационных процессов на предприятиях и ориентации на достижение общих стратегических целей, а также локальное управление ими делают результаты инновационной деятельности почти неощутимыми.
В настоящее время износ основных производственных фондов предприятий составляет от 75 до 90%, и при нынешних
© ЭКО 2008 г.
ЖИЗНЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 113
объемах инвестиций темпы обновления технологического оборудования существенно отстают от нарастающего физического износа1. Это обусловливает низкую инновационную активность промышленных предприятий края (табл. 1).
Таблица 1
Доля предприятий Алтайского края, осуществлявших инновационную деятельность в 2003—2005 гг., %*
Вид инновационной деятельности 2003 2004 2005
Замена снятой с производства устаревшей продукции (услуг) 7,8 15,9 14,3
Улучшение качества продукции (услуг) 41,1 45,4 36,7
Расширение ассортимента продукции, видов услуг 66,7 70,4 57,1
Сохранение и расширение традиционных рынков сбыта 58,8 56,8 59,2
Создание новых рынков сбыта: в России 43,1 47,7 34,7
в странах СНГ и Восточной Европы 7,8 6,8 6,1
в США и Канаде 3,9 2,2 4,1
в других странах 3,9 2,2 -
Обеспечение соответствия современным правилам и стандартам 37,2 34,1 26,5
Повышение гибкости производства и внутреннего коммерческого процесса 29,4 27,2 26,5
Рост производственных мощностей 27,4 15,9 24,5
Сокращение затрат на заработную плату 1,9 6,8 4,1
Сокращение материальных затрат 11,7 9,1 4,1
Сокращение энергозатрат 11,7 6,8 6,1
Снижение загрязнения окружающей среды 9,8 9,1 14,3
Улучшение условий труда 29,4 22,7 18,4
* Рассчитано по данным Алтайского краевого комитета государственной статистики.
1 Бородин В. А. Экономико-статистический анализ и оценка состояния инновационной деятельности на промышленных предприятиях. Механизмы повышения эффективности инновационной деятельности в регионе // Сб. науч. докладов международной научно-практической конференции, г. Барнаул, 24 мая 2005 г. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2005. С. 33-41.
По данным Алтайского краевого комитета государственной статистики, в 2003 г. инновационной деятельностью в крае занималась 51 организация (11,4% от числа обследованных), в том числе 49 промышленных предприятий, в 2004 г. - 44 промышленных предприятия (9,1%). В 2005 г. наблюдался некоторый рост активности: инновационную деятельность осуществляли 49 организаций (10,1%), в том числе 46 промышленных предприятий.
Структура затрат на инновации
Инновационная деятельность промышленного предприятия включает в себя исследования и разработки, приобретение технологий, производство продукции по патентам и патентным лицензиям, производственно-конструкторские работы, покупку программных средств, обучение и подготовку персонала, маркетинговые исследования, приобретение машин, оборудования, установок и прочих основных фондов, связанных с внедрением инноваций, и т. д. Более 50% суммарных затрат на инновации предприятий Алтайского края приходится на приобретение машин и оборудования (табл. 2).
Таблица 2
Структура затрат на технологические инновации предприятий Алтайского края в 2003-2005 гг., %
Структура затрат 2003 2004 2005
Собственные НИОКР 8,47 15,64 7,66
Приобретение машин и оборудования 55,16 51,74 61,22
Приобретение технологий 1,65 1,21 4,97
Приобретение программных средств 0,98 1,69 3,79
Подготовка производства 10,65 7,31 2,0
Обучение персонала 0,41 0,29 0,23
Маркетинговые исследования 0,51 0,98 8,95
Прочие затраты 22,17 21,14 11,18
Из-за нехватки средств для замены физически и морально устаревшего оборудования (оно подвергается ремонту) промышленные предприятия края вынуждены приобретать лишь отдельные станки и машины. Такое положение характерно не только для Алтайского края, но и для России в целом. Так,
по данным обследования, проведенного Центром экономической конъюнктуры при правительстве РФ в 2005 г.2, в структуре инвестиций в оборудование 45% составляют отдельные установки, 15% - технологические линии, менее 5% - комплексы по выпуску новой продукции. Предприятия в первую очередь решают текущие проблемы замены изношенной техники, а не перехода на новый технологический уровень производства.
Исследованиями и внедрением новой продукции занимаются менее 30% обследованных предприятий края. Наметившаяся тенденция к увеличению доли затрат на исследования свидетельствует о возрастающем стремлении хозяйствующих субъектов к созданию собственного научного продукта или доведению внешних разработок до технического или технологического освоения на конкретном производстве. В 2003 г.
17 предприятий края приобрели новые технологии и программные средства. В разработке совместных проектов по выполнению исследований и разработок участвовало 14 предприятий, ими создано 46 проектов. В 2004 г. новинки приобрели
18 предприятий, три передали новые технологии. В разработке совместных проектов участвовали 17 предприятий (93 проекта). В 2005 г. новинки купили 16 предприятий, в разработке совместных проектов участвовали 14 предприятий (54 проекта).
Однако доля приобретения новых технологий не достигает даже 5% от общего объема затрат на технологические инновации; на защищенные патенты и лицензии, использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей приходится и того меньше - около 0,05%. В 2005 г. этот показатель незначительно возрос - до 0,16%. Данная ситуация свидетельствует о низком инновационном спросе со стороны предприятий, не имеющих возможности приобретать права собственности и осуществлять инвестиции в инновации за счет собственных средств. Менее 1% в общем объеме затрат на инновации приходится на обучение и подготовку персонала, а также на маркетинговые исследования.
В 2005 г. в структуре затрат на инновации на 99,6% в сравнении с 2003 г. выросли затраты на приобретение но-
2 Глисин Ф. Ф., Лосева О. Н. Тенденции инновационной деятельности промышленных предприятий России //Инновации. 2006. № 2. С. 53-57.
вых технологий, в том числе нематериальных активов. Затраты на покупку программных средств возросли на 165,6%, значительно увеличились расходы на маркетинговые исследования (1048,7%). Затраты на собственные исследования и разработки, а также производственное проектирование и подготовку производства для выпуска новых продуктов и процессов сведены к минимуму (-40% и -87,6%, соответственно).
На основании данных Алтайского краевого комитета государственной статистики за 2003-2005 гг. можно сделать вывод, что на предприятиях, осуществляющих инновационную деятельность, наблюдались процессы усовершенствования как продукции, так и технологий, а также изменения продукции. Это говорит о том, что большинство обследованных предприятий направляет имеющиеся ресурсы главным образом на модернизацию и усовершенствование ранее разработанной продукции. Такая инновационная деятельность, как правило, не требует значительных материальных и временнь!х затрат, в отличие от проведения НИОКР и разработки принципиально новых продуктов и технологий. Однако обновление или улучшение параметров устаревшей техники или технологии не дает существенного экономического эффекта в долгосрочной перспективе, более того, закрепляет технологическое отставание. Фундаментальные и прикладные исследования, являющиеся базой научно-технических разработок, на большей части предприятий не проводятся. Любые инновационные изменения в процессах и продукции, как правило, сопровождаются использованием новых механизмов и форм планирования, управления и контроля, что объясняет присутствие на всех предприятиях организационно-управленческих изменений. В целом объем затрат на технологические инновации в промышленности по-прежнему не отвечает реальным потребностям.
Источники финансирования
Процесс создания нововведений на промышленном предприятии и их коммерциализация во многом зависят от условий финансирования. Недостаток финансовых ресурсов - один из основных факторов, ограничивающих инновационно-инвестиционную деятельность компаний.
Основным источником финансирования инновационной деятельности для большинства предприятий Алтайского края являются собственные средства (рисунок).
80-,------------------74,6
70----64,6
60
50 -
40 -
30
20
10 -
0
2003 2004 2005
□ Собственные □ Привлечённые кредиты и займы ■ Средства бюджета
Структура финансирования инновационной деятельности предприятий Алтайского края в 2003-2005 гг., %
Второй по важности источник финансирования - привлеченные кредиты и займы. Но банки, как правило, выдают краткосрочные кредиты под высокие проценты, в то время как инновационные проекты являются дорогостоящими и долгосрочными. Поэтому нередко предприятия избегают даже доступных кредитов. Крайне низка доля бюджетных средств - 0,9% в 2005 г. Учитывая масштабность и социально-экономическую значимость некоторых отраслей промышленности, в частности, отрасли сельскохозяйственного машиностроения, это недопустимо.
Новизна продукции
За последние годы процесс внедрения инноваций развивается, доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции существенно выросла - с 5,3% в 2004 г. до 28% в 2006 г. (табл. 3).
Одна из ярко выраженных и негативных тенденций - низкая отдача от инноваций. (табл. 4).
Таблица 3
Доля инноваций в общем объеме промышленной продукции по отраслям Алтайского края в 2005 г., %
Промышленность %
В целом 16,1
Медицинская 39,0
Пищевая 28,9
Машиностроение и металлообработка 14,3
Полиграфическая 31,5
Химическая и нефтехимическая 3,6
Строительных материалов 29,8
Легкая 0,4
Таблица 4
Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продуктов в 2003-2005 гг., %
Продукция 2003 2004 2005
Принципиально новая или значительно измененная 52,8 66,2 85,8
Усовершенствованная 45,9 27,7 10,6
Прочая инновационная 1,3 6,1 3,6
В Алтайском крае доля принципиально новой продукции в 2003-2005 гг. составляла более половины от всей инновационной и продолжала неуклонно расти. Безусловно, нельзя считать, что эта продукция полностью или в значительной степени создана на базе радикальных инноваций, но тем не менее эта тенденция положительная. Несмотря на трудности с финансированием даже текущего производства, многие предприятия края продолжают заниматься научно-технической деятельностью, хотя число таких предприятий уменьшается.
В целом оценка состояния инновационной деятельности в промышленности Алтайского края позволяет сделать вывод о недостаточности и неравномерности ее темпов, нерациональности структуры и низкой степени мотивации субъектов хозяйствования в дальнейшем совершенствовании. Эту ситуацию надо исправлять в первую очередь путем активизации инновационной деятельности на микроуровне.