УДК 332.02
Ирина ТАКМАШЕВА Сергей ТЯГЛОВ
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА: ОПЫТ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию инновационной экономической политики Скандинавских стран в области развития малых и средних предприятий (далее -МСП). С одной стороны, страны Скандинавии (Дания, Норвегия, Швеция) занимают ведущие позиции на мировой арене в социально-экономическом развитии, с другой стороны, в каждой из представленных стран реализуются различные модели конкурентоспособного инновационного развития МСП. В статье проведён системный анализ показателей, характеризующих предпринимательскую среду Скандинавских стран. Представлены реализуемые модели конкурентоспособного инновационного развития МСП. В ходе исследования выявлен высокий уровень государственного участия в формировании инновационного базиса национальных инновационных систем для развития малых и средних предприятий Скандинавских стран. При реализации инновационной политики эти страны учитывают системный подход, охватывающий комплекс мероприятий по развитию инновационной инфраструктуры, образовательной деятельности, финансовой и консалтинговой поддержки субъектов предпринимательства. Информационно -эмпирическую базу исследования составили данные Евростата. Результаты исследования могут быть полезны инфраструктурным организациям по инновационному развитию МСП, органам государственной и региональной власти при выработке направлений, моделей и механизмов инновационного развития предприятий.
© Такмашева Ирина Вениаминовна - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института цифровой экономики ФГБОУ ВО "Югорский государственный университет (ЮГУ)". Адрес: 628011, Россия, г. Ханты-Мансийск, Чехова ул., 16. E-mail: [email protected] © Тяглов Сергей Гаврилович - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики региона, отраслей и предприятий ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)". Адрес: 344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, Большая Садовая ул., 69. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420196072
Ключевые слова: Скандинавские страны, предпринимательство, модель, цифровизация, инновационная политика.
В начале ХХ века австрийский и американский экономист Й.А. Шумпетер в своей работе "Теория экономического развития" рассмотрел экономику как специфическую систему комбинаций производственных факторов и ресурсов, с помощью которых может создаваться качественно новый продукт. С точки зрения учёного, экономический рост определяется предпринимательским поведением, направленным на создание новых комбинаций производственных факторов, ведущих к появлению и развитию инноваций. По мнению Й.А. Шумпетера, экономическое развитие страны определяется пятью основными факторами: уровнем внедрения новой техники и технологических процессов; объёмом использования продукции с новыми свойствами; уровнем применения нового сырья; изменениями в производственном процессе; скоростью появления новых рынков сбыта продукции [Шумпетер, 2007]. С точки зрения советского экономиста Н.Д. Кондратьева, уровень инновационного развития страны зависит от двух обстоятельств: наличия условий для появления инноваций и реальной необходимостью их использования в практической деятельности [Кондратьев, 1922]. По мнению некоторых современных авторов, феномен инновационной деятельности стоит рассматривать с точки зрения социальной философии как социокультурный феномен [Белера, 2016: 178-188]. Весьма очевидным является тот факт, что инновации не стоит рассматривать только как экономическую категорию. Феномен инновационной деятельности характеризуется качеством многоаспектности, то есть инновации рождаются под влиянием на общество не только экономической, но и социокультурной сферы.
В настоящее время значимой для российской экономики является проблема реализации "догоняющего сценария" инновационного развития малых и средних предприятий. Кроме того, к обозначенной проблеме добавляется необходимость учета природно-климатической специфики территории России, характеризующейся неблагоприятными условиями для ведения предпринимательской деятельности. По мнению авторов представленной статьи, более пристального внимания заслуживает проблема применения существующего передового опыта инновационного развития малых и средних предприятий Скандинавских стран, достигших в этом направлении существенных результатов.
Успешность проводимой инновационной экономической политики в отношении малых и средних предприятий в условиях ограниченности ресурсов и с учётом трендов, определяющих мировую экономическую повестку, зачастую зависит от пакета реализуемых государством мероприятий. В этой связи становится актуальным исследование опыта инновационного развития малых и средних предприятий Скандинавских стран, территории которых расположены в арктической и субарктической климатических зонах.
Обоснование выбора для исследования опыта инновационного развития МСП Скандинавских стран обусловлено таким важным обстоятельством, как влияние суровых природно-географических факторов на социально-экономическое развитие стран, имеющим место как на территории Дании, Норвегии, Швеции, так и на территории России. Практика стимулирования инновационного развития МСП на
Современная Европа, 2019, №4
примере стран Скандинавии обладает уникальностью и многообразием, вызывающим особый научный и практический интерес.
Предпринимательская среда Скандинавских стран
Скандинавские страны на сегодняшний день весьма успешно интегрированы в европейскую экономику. Дания и Швеция являются членами Европейского Союза, Норвегия входит в Европейскую ассоциацию свободной торговли. Население рассматриваемых стран обладает высоким жизненным уровнем и уровнем развития человеческого потенциала. Например, Норвегия имеет самый высокий уровень жизни среди стран Скандинавии и занимает 9-е место в мире и 4-е - в Европе [Балашова, 2015: 112-113].
Малый и средний бизнес в Скандинавских странах представляет собой значительную часть экономики. По оценкам экспертов, такого рода предприятия в странах Скандинавии составляют от 99,5% до 99,8% от общего числа всех зарегистрированных предприятий, при этом наибольшая доля занятых работников характерна для микропредприятий, которая составляет от 49,2% до 56,5% [Орешко, 2007: 33-34]. Малые и средние самостоятельные компании способствуют увеличению занятости, хозяйственного оборота в стране, доходов местных бюджетов, деловой активности в относительно менее развитых регионах [Ходов, 2016: 122].
В связи с этим в странах северной Европы пристальное внимание уделяется оценке показателей развития предпринимательской среды. Зарубежные специалисты в качестве наиболее важных критериев для оценки уровня развития малого и среднего предпринимательства применяют более 18 критериев, среди которых основными являются: уровень рождаемости предприятий; темпы роста предприятий по найму; темпы роста предприятий по обороту; показатели смертности предприятий; уровень занятости; добавленная стоимость; чистый прирост; уровень деловой активности; уровень выживаемости трёхлетних и пятилетних предприятий; показатели инновационного развития; экспорт и др. [Entrepreneurship indicator programme, 2018].
1) Норвегия: модель конкурентоспособного инновационного развития МСП, основанная на использовании доходов от нефтегазодобычи.
Многие исследователи считают, что на развитие предпринимательства в Скандинавских странах, в том числе в Норвегии, оказывают влияние различные факторы, среди которых: существующие традиции ведения бизнеса, политика государства по стимулированию бизнеса, позитивное общественное отношение к реализуемым предпринимателями инновационным идеям. Общее количество предприятий в Норвегии, производящих инновации в 2016 г., составило 5 250 единиц, при этом наибольшая доля инновационных предприятий приходится на предприятия с числом занятых от 10 до 49 человек (72,63%). По показателю добавленной стоимости (части стоимости продукта, которая производится в данной организации) лидирующими являются предприятия с числом занятых менее 10 человек.
Современная Европа, 2019, №4
Анализируя динамику изменения показателей предпринимательства в Норвегии за период с 2012 по 2016 гг., необходимо отметить существующие благоприятные тенденции в динамике показателей "выживаемость трёхлетних предприятий" и "смертность предприятий". За рассматриваемый период зафиксирован рост числа "выживших трёхлетних предприятий" на 0,48%, показатель "смертности предприятий" при этом снизился на 0,45% за пять лет. Неблагоприятные изменения характерны для показателя "рождаемость предприятий", который с 2013 г. изменялся весьма нестабильно: в 2016 г. по сравнению с 2013 г. зафиксировано снижение показателя на 1,04%.
В экономике Норвегии наиболее значимую роль играет нефтегазовый сектор. В данном аспекте наблюдается значительное сходство с сырьевой ориентацией экономики России, для которой нефтяной сектор является также базовым и определяющим структуру государственных доходов страны.
Нефтегазодобывающий сектор значительно повлиял на технологическое развитие малых и средних предприятий Норвегии. В настоящее время такие компании, как Statoil, Kimek, Kongsberg, Det Norske Veritas - являются лидерами в области технического сопровождения подводной добычи углеводородов [Бурханов, 2006:
17].
Норвегия обладает весьма отлаженным научно-исследовательским и образовательным комплексом, высоким уровнем бизнес-образования, что благоприятно отражается на инновационном развитии МСП. Малый и средний бизнес оказывает значительное влияние на государственную научную политику [Талагаева, 2018: 203]. Модель конкурентоспособного инновационного развития МСП Норвегии основана на использовании высоких доходов от нефтегазодобычи, которые были направлены страной на стимулирование инновационных разработок и поддержку научно-исследовательской деятельности при университетах и научно-исследовательских центрах. Это, в свою очередь, способствовало созданию мощного инновационного базиса для малых и средних предприятий. С учётом общей тенденции истощения нефтегазовых месторождений, власти Норвегии приняли стратегию социально-экономического развития, в основе которой лежало развитие инновационной базы, способствующей открытию новейших ниш и сохранению позитивной динамики экономики. На сегодня уровень государственного финансирования научно-исследовательской деятельности составляет не менее 40% ежегодно, более 50% всех исследований спонсирует частный сектор, преимущественно работающий в нефтегазодобывающей сфере.
Значительная роль в проведении научных исследований отводится университетам страны, в функциональные обязанности которых входит не только подготовка кадров для нужд высокотехнологичной экономики, но и проведение фундаментальных и прикладных исследований, а также коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности на основе коллаборации с малыми и средними предприятиями.
Основными элементами Норвежской модели стимулирования инновационного развития МСП являются (рисунок 1):
Современная Европа, 2019, №4
1. Государство в лице органов государственной власти, ответственных за социально-экономическое развитие страны и стимулирование научно-исследовательской и образовательной деятельности.
2. Исследовательский совет Норвегии, координирующий научно-исследовательскую повестку и научные исследования.
3. Национальный фонд научных исследований и изобретений, реализующий долгосрочное финансирование фундаментальных и прикладных исследований.
Рисунок 1.
Норвежская модель использования доходов от нефтегазодобычи на стимулирование
инновационного развития МСП
Современная Европа, 2019, №4
Высокие доходы от экспорта нефти и газа
3
Вложение средств в инновации и научные разработки (исследования)
ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО БАЗИСА
Национальный фонд научных исследований и изобретений
Университеты, научно-
исследовательские и
образовательные организации
Исследовательский совет
Норвегии
_к Координация научных исследований,
I у ответственность за реализацию государственной исследовательской программы
О Долгосрочное государственное
финансирование норвежского научно-исследовательского сектора
Образовательная деятельность,
проведение фундаментальных и прикладных исследований,
коммерческое использование
результатов интеллектуальной
-сг
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КОРПУС (малые и средние предприятия)
Предпринимательское партнерство, определение направлений исследований, участие в создании «Компетентностной модели выпускника университета», финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований
Источник: составлено авторами.
4. Университеты, научно-исследовательские центры и образовательные организации, реализующие также фундаментальные и прикладные исследования, "междисциплинарные" исследования, способствующие коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
Современная Европа, 2019, №4
5. Предпринимательский корпус (малые, средние и крупные предприятия), влияющий на выбор направлений научных исследований, участвующий в создании "Компетентностной модели выпускника университета", осуществляющий финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований.
Система социального обеспечения Норвегии позволяет предпринимателям чувствовать себя комфортно и безопасно с точки зрения социальной защищённости. Государственная поддержка технологических инноваций заключается в предоставлении компаниям бесплатного "Wi-Fi" и реализации иных мероприятий, направленных на поощрение развития технологий, в том числе путём финансирования и координации научно-исследовательского сектора.
Для предпринимателей Норвегии характерно также объединение усилий в формате инновационного партнерства, то есть предприниматели действуют не обособленно, а сообща, реализуя совместные проекты. К партнёрству на основе проектного подхода активно привлекаются ведущие университеты, занимающиеся разработкой или доработкой какой-либо технологии. К самому значимому фактору, способствующему инновационному превосходству Норвегии, многие исследователи относят существующую "технологическую культуру" страны и общее позитивное отношение населения к инновациям [Kviatkovskaya, 2013].
2) Швеция: акцент на социально-ориентированную модель.
Среди стран Скандинавии Швеция обладает наибольшим количеством предприятий, производящих инновации, всего - 9 651 предприятие. Значительное количество инноваций приходится на малые предприятия с числом занятых от 10 до 49 человек (74,76% от всех инновационных предприятий, включая крупные). По показателю "добавленная стоимость" лидирующее положение занимают крупные предприятия с числом занятых свыше 250 человек (85 739,2 миллиона евро), второе место занимают малые предприятия с числом занятых менее 10 человек (47 224,70 миллионов евро). В экспорте продукции стоит отметить крупные предприятия с числом занятых свыше 250 человек, на долю которых приходится 61,79% всей экспортной продукции, а также средние предприятия с числом занятых от 50 до 249 человек, на долю которых приходится 16,62% от всего экспорта. С 2012 по 2014 гг. ежегодно наблюдается увеличение показателя "рождаемость предприятий" в среднем на 0,17-0,22%, однако в 2015 и 2016 гг. зафиксировано небольшое снижение на 0,04-0,2% (рисунок 2). Если для Норвегии характерны отрицательные тенденции изменения показателя "смертность предприятий", то на территории Швеции за пять лет показатель "выживаемость предприятий" вырос на 0,60%, показатель "смертность предприятий" с 2012 по 2016 гг. снизился значительно на 1,16%, что благоприятно отражается на состоянии предпринимательского корпуса.
Политическая культура Швеции является весьма уникальной. Исторической особенностью шведской социально-экономической модели является наличие сильных профсоюзных организаций и ассоциаций предпринимателей, договаривающихся о взаимных компромиссах между трудом и капиталом на рынке. Модель социальной защиты населения Швеции основана на перераспределении государством значительной части доходов через бюджет в пользу слабозащищенных граждан для выравнивания уровня жизни населения. Эта
Современная Европа, 2019, №4
модель весьма отличается от моделей социальной защиты иных европейских стран и характеризуется высокими налоговыми ставками, значительными социальными трансферами и обязательствами государства перед населением. Основу стратегии Швеции составляет модель "тройной спирали" - концепция партнёрства бизнеса, государства и образовательных и/или научно-исследовательских организаций. Данная модель обусловлена переходом к экономике инноваций и необходимостью непрерывного совершенствования технологий.
Рисунок 2.
Показатель рождаемости предприятий в Швеции с 2012 по 2016 гг. (%)
Источник: Entrepreneurship indicator programme. Eurostat. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/structural-business-statistics/entrepreneurship/indicators (дата обращения: 15.11.2018)
Участие в разработке программы "Инновационная Швеция" принимали не только государственные органы, но и профсоюзные организации и ассоциации предпринимателей из приоритетных отраслей социально-экономического развития (лесная и деревообрабатывающая промышленность, фармацевтическая промышленность, биотехническая отрасль).
Основные мероприятия инновационного развития представлены следующими направлениями :
1) совершенствование законодательной базы, способствующей развитию инноваций;
2) развитие инновационного предпринимательства;
3) создание условий для коллаборации бизнеса и академической среды;
4) высокая доля государственного участия в стимулировании развития инноваций;
5) акцент на развитие человеческого потенциала.
Центральными звеньями стимулирования инновационной деятельности на территории Швеции являются: научно-исследовательские фонды и министерские
Современная Европа, 2019, №4
агентства поддержки исследовательской деятельности. Выработкой повестки инновационного развития МСП занимаются одновременно представители академического сообщества, бизнес-сообщества и государства (рисунок 3).
Весьма интересными программами, реализуемыми на базе университетов, образовательных и научно-исследовательских организаций, являются программы:
1) программа "Исследуй и расти", предоставляющая возможность открытия собственного бизнеса для старшеклассников как части школьной программы;
2) программа "Развитие креативного потенциала школьников", направленная на формирование предпринимательских компетенций, способствующих ускоренному созданию и внедрению инноваций.
Кроме того, поддержка предприятий в Швеции осуществляется по Программе поддержки субъектов МСП в Евросоюзе [Бородкина и др., 2015: 3759-3760]. В настоящее время сферами, развивающимися в Швеции наибольшими темпами, являются: техническая химия, технологии биоочистки, фиброоптические технологии, металлообработка, электроника, информационные и коммуникационные технологии, биотехнологии, креативные индустрии, электронное здравоохранение [Фидря и др., 2012: 45]. Швеция на сегодня занимает третье место в мире по развитию IT-технологий. Проводимая органами власти политика в Швеции способствует сбалансированному демографическому развитию страны и основывается на предоставлении каждому гражданину, вне зависимости от места его проживания, качественных услуг и благоприятной окружающей среды [Волков, 2008: 77].
3) Дания: "экологически чистые технологии" как основа инновационного развития МСП.
В Дании общее количество предприятий, производящих инновации, составляет 3844 единицы. Среди предприятий, производящих инновации, особо выделяются предприятия с числом занятых от 10 до 49 человек, на которые приходятся 68,10% всех инноваций, и предприятия с числом занятых от 50 до 249 человек, разрабатывающие 25,26% инноваций. По показателю "добавленная стоимость" первое место занимают предприятия с числом занятых свыше 250 человек. Основными предприятиями, экспортирующими продукцию за рубеж, являются предприятия с числом занятых свыше 250 человек. Часть малых предприятий Дании с числом занятых до 10 человек и от 10 до 49 человек и средних предприятий с числом занятых от 50 до 249 человек нацелены на производство экспортно-ориентированной продукции.
Актуальной проблемой для малых и средних предприятий Дании является наличие высоких налоговых ставок, которые колеблются от 35-57%. Несмотря на это, Дания занимает второе место в мире по возможностям для предпринимателей. В Дании начинающие предприниматели не испытывают значительного стресса, связанного со становлением нового предприятия. Это объясняется тем, что государство является социально-ориентированным: услуги в сфере здравоохранения и образования оказываются бесплатно. Основной объём государственной поддержки предоставляется Правительством Дании стартапам [Gratale, 2014].
Современная Европа, 2019, №4
Рисунок 3.
Шведская социально-ориентированная модель стимулирования инновационного
развития МСП
ГОСУДАРСТВО
Агентство по
инновационным
системам
Агентство по энергетике
Агентство по экономическому и региональному развитию
Фонды трансфера технологий
Технопарки
Фонд
стратегических исследований
УНИВЕРСИТЕТЫ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Программа «Исследуй и расти»
Развитие креативного потенциала школьников
Возможность для старшеклассников (16-20 лет) открытия бизнеса как части школьной программы
Формирование предпринимательских компетенций у социально активной части населения
Источник: составлено авторами.
Современная Европа, 2019, №4
В Дании за анализируемый период с 2012 по 2016 гг. показатель "рождаемость предприятий" изменялся также нестабильно, как и в Норвегии, и за рассматриваемый период увеличился незначительно, всего на 0,81%. Показатель "приток предприятий" вырос на 0,15%. Показатель "смертность предприятий" уменьшился на 0,66%, что является благоприятной тенденцией (рисунок 4).
Рисунок 4.
Показатель смертности предприятий в Дании с 2012 по 2016 гг. (%)
2012 год гО!3 юд гО!4год 2015год 2016 год
Источник: Entrepreneurship indicator programme. Eurostat. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/structural-business-statistics/entrepreneurship/indicators (дата обращения: 15.11.2018)
Весьма значимой проблемой в Дании является проблема сохранения и выживаемости малых и средних предприятий в первые 3 года своей деятельности. Для данного показателя характерна отрицательная динамика: за пять лет показатель "выживаемость трёхлетних предприятий" снизился весьма значительно - на 7,86% с 55,72% в 2012 г. до 47,86% в 2016 г. Основу модели инновационного развития МСП Дании составляют "экологически чистые технологии", под которыми понимаются новые способы производства продукции, основанные на оптимальном использовании сырья и энергии, позволяющие снижать объём загрязняющих окружающую среду веществ и отходов. Инновационное развития малых и средних предприятий направлено, в первую очередь, на решение экологических проблем и вызовов. Несмотря на стимулирование развития наукоемких отраслей (биотехнологии, альтернативная энергетика, экологически чистый транспорт, биотопливо), правительство Дании поддерживает и традиционные сектора, например, агропромышленный комплекс.
Современная Европа, 201 9, №4
Выводы
Современные процессы развития общества определяют тренды, которые имеют наибольшее влияние на бизнес-среду в мировом контексте. Такими трендами являются "цифровизация", "автоматизация", "экологизация", развитие сетецентрического общества, усложнение социально-экономических отношений, "инновирование". На сегодня с полной уверенностью можно утверждать, что определяющим фактором успеха любого государства становится уровень развития "экономики инноваций". В условиях "экономики инноваций" портрет предпринимателя трансформируется кардинальным образом: успешным предпринимателем становится "инноватор", способный преобразовывать окружающий мир в условиях дефицита имеющихся ресурсов и с учётом ранимости природных комплексов к техногенным воздействиям в продукты, технологии, информацию, востребованные обществом и имеющие для него высокую ценность.
Опыт развития малого и среднего предпринимательства в Скандинавских странах, безусловно, применим и для отечественных реалий. Основные векторы развития предпринимательства в странах Скандинавии определяются существующими традициями ведения бизнеса и "предпринимательским менталитетом", для которого характерно позитивное отношение к инновационным идеям, стремление к "масштабированию" любого проекта (что обеспечивает выход на международные рынки) и минимизации техногенного воздействия на природно-ресурсный потенциал.
В стратегических документах России определено, что в ближайшей перспективе (до 2020 г.) экономика страны будет определяться переходом на новую технологическую базу, улучшением качества жизни, развитием инновационной инфраструктуры и структурной перестройкой экономики, в связи с чем особая роль в развитии инновационной активности отводится малым и средним предприятиям. Несмотря на заявленные стратегические задачи, инновационное предпринимательство в России развивается медленными темпами, что ещё больше усиливает разрыв в уровне социально-экономического развития по сравнению с лидирующими странами. По мнению авторов, это объясняется существующим "отечественным предпринимательским менталитетом". Так, отечественные предприниматели в основном концентрируются на завоевании региональных и местных рынков, осуществляют деятельность не в рискованных, а в "традиционных отраслях". Весьма значимой проблемой для инновационного бизнеса в России является сохранившееся до сих пор "настороженное" отношение населения к инновациям. Критическим моментом, отрицательно влияющим на инновационное развитие, является также отсутствие налаженного механизма взаимодействия малых и средних предприятий с научно-исследовательскими и образовательными организациями. Успех Скандинавских стран в сфере инновационного бизнеса во многом объясняется "коллаборацией" высокотехнологичных компаний с ведущими университетами и реализацией образовательных программ, направленных на развитие предпринимательских компетенций. При этом, бизнес-образование получают практически все социально активные группы населения.
Современная Европа, 2019, №4
Полезным для формирования инновационного базиса отечественной экономики, с учётом её сырьевой ориентации, является модель инновационного развития малых и средних предприятий Норвегии, основанная на использовании доходов от нефтегазодобычи на стимулирование инновационных разработок и поддержку научно-исследовательской деятельности при университетах и научно-исследовательских центрах. На вооружение стоит взять концепцию "тройной спирали" Швеции, строящуюся на партнерстве бизнеса, государства и университетов. Проблема оптимального использования сырья и энергии на основе использования "экологически чистой продукции и технологий" также остро стоит перед российской экономикой. С учётом этого стоит присмотреться к инструментам стимулирования деятельности "экопренеров", применяемым в Дании.
Список литературы
Балашова С.А. (2015) Инновационное развитие в Скандинавских странах: инструменты стимулирования, Вестник Российского университета дружбы народов, серия: Экономика, № 1, с. 112-126.
Белера К.Л. (2016) Понятие "инновации в историко-философской перспективе, Каспийский регион: политика, экономика, культура, № 2, с. 179-188.
Бородкина В.В., Москвина А.В., Рыжкова О.В., Улас Ю.В. (2015) Государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса северных стран: Канада, США, Финляндия, Швеция, Российское предпринимательство, том 16, № 21, с. 3743-3764.
Бурханов А. (2006) Специфика развития экономик Скандинавских стран на современном этапе, Институт мировой экономики и политики при Фонде первого Президента Р.К., Алматы, Казахстан, 22 с. u
Виссема Й.Г. (2016) Университет третьего поколения, Издательство "Олимп-Бизнес", Москва, Россия, 480 с.
Волков А.М. (2008) Швеция: государство и регионы, Современная Европа, № 2, с. 76-89.
Джадж Г. (1999) "Том 3. Всемирная история с древнейших времен и до 1800 года" в кн: Оксфордская иллюстрированная энциклопедия Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней), Издательский Дом "ИНФРА-М", издательство "Весь Мир", Москва, Россия.
Кондратьев Н.Д. (1922) Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны, Обл. отделение Гос.издательства, Вологда, Россия.
Орешко К.С. (2007) Факторы роста малого и среднего бизнеса в странах Скандинавии (Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция), Российский внешнеэкономический вестник, № 7, с. 33-44.
Талагаева Д.А. (2018) Скандинавские страны: научная политика как баланс национальных приоритетов и задач общеевропейского развития, Вестник Брянского государственного университета, № 2, с. 203-216.
Фидря Е.С., Левина Р.С. (2012) Перспективы предпринимательства в формировании новых рынков высокотехнологичной продукции в регионе Балтийского моря, Балтийский регион, № 4, с. 39-48.
Ходов Л. Г. (2016) Малый бизнес в Германии: как организовать успешное предприятие, Современная Европа, № 1, с. 122-128.
Шумпетер Й.А. (2007) Теория экономического развития, Эксмо, Москва, Россия.
References
Balashov S.A. (2015) Innovative development in the Scandinavian countries: incentive tools, Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Econom, no. 1, pp. 112-126.
Belera K.L. (2016) The Concept of "Innovation in the Historical and Philosophical Perspective, Caspian Region: Politics, Economy, Culture, no. 2, pp. 179-188.
Borodkina V.V., Moskvina A.V., Ryzhkova O.V., Ulas Yu.V. (2015) State support for small and medium-sized businesses in northern countries: Canada, USA, Finland, Sweden, Russian Entrepreneurship, vol. 16, no. 21, pp. 3743-3764.
Современная Европа, 2019, №4
Burkhanov A. (2006) The Specifics of the Development of the Economies of the Scandinavian Countries at the Present Stage, Institute of World Economy and Politics at the Foundation of the First President RK. Almaty, 22 p.
Entrepreneurship Indicator Programme. Eurostat, available at:
https://ec.europa.eu/eurostat/web/structural-business-statistics/entrepreneurship/indicators (accessed:
15.11.2018).
Fidrya E.S., Levina R.S. (2012) Prospects for Entrepreneurship in the Formation of New Markets for High-Tech Products in the Baltic Sea Region, Baltic Region, no. 4, pp. 39-48.
Gratale P. 3 Reasons: Why it's Better to be an Entrepreneur in Scandinavia, available at: http://pinetribe.com/3-reasons-why-its-better-to-be-an-entrepreneur-in-scandinavia/ (accessed: 30.11.2018).
Judge Harry. (1999) "Volume 3. World History from Ancient Times to the Year 1800" in: Oxford Illustrated Encyclopedia World History (from 1800 to the present day), Publishing House "INFRA-M", publishing house "The Whole World", Moscow, Russia.
Khodov L.G. (2016) Small Business in Germany: how to Organize a Successful Enterprise, Modern Europe: a journal of social and political studies, no. 1, pp. 122-128.
Kondratyev N.D. (1922) The World Economy and its Conjuncture During and After the War, Obl. Department of State Publishing, Vologda, Russia.
Kviatkovskaya K. Why are Startups so Popular in Scandinavia?, available at: https://altabel.wordpress.com/2013/12/25/why-are-startups-so-popular-in-scandinavia/ (accessed:
30.11.2018).
Oreshko K.S. (2007) Growth Factors for Small and Medium-Sized Businesses in the Scandinavian Countries (Denmark, Norway, Finland, Sweden), Russian Foreign Economic Journal, no. 7, pp. 33-44.
Schumpeter J.A. (2007) Theory of Economic Development, Eksmo, Moscow, Russia.
Talagayeva D.A. (2018) Scandinavian Countries: Science Policy as a Balance of National Priorities and Tasks of Pan-European Development, Bulletin of Bryansk State University, no. 2, pp. 203-216.
Volkov A.M. (2008) Sweden: State and Regions, Modern Europe, no. 2, pp. 76-89.
Wissema Y.G. (2016) University of the Third Generation, Olimp-Business Publishing House, 480 p.
Innovative Development of the Entrepreneurial Sector: Scandinavian Experience
Authors: Takmasheva I., Candidate of Sciences (Politics), Leading Researcher, Institute of Digital Economics, Yugra State University. Address: 16 Chekhov St., Khanty-Mansiysk, 628011. E-mail: [email protected]
Tyaglov S., Doctor of Sciences (Politics), Professor of the Department of Regional Economy, Industries and Enterprises, Rostov State Economic University. Address: 69 Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344002. E-mail: [email protected]
Abstract. This article is devoted to the study of innovative economic policies of the Scandinavian countries in the field of development of small and medium enterprises (hereinafter the "SMEs"). On the one hand, the countries of Scandinavia (Denmark, Norway, Sweden) occupy high positions on the world stage in socioeconomic development. On the other hand, in each of the presented countries various models of competitive innovative development of SMEs are implemented, which causes special scientific and practical interest. The article provides a systematic analysis of indicators characterizing the entrepreneurial environment of the Scandinavian countries and presents implemented models of competitive innovative development of SMEs. The study revealed a high level of state participation in the formation of the innovation basis of national innovation systems for the development of small and medium enterprises in the Scandinavian countries. When implementing the innovation policy in relation to small and medium-sized enterprises of the Scandinavian country, they take into account a systematic approach that encompasses a set of measures for the development of innovative infrastructure, educational activities, financial and consulting support for business entities. The information and empirical base of the study was Eurostat data. The results of the study may be useful to infrastructure organizations for the innovative development of SMEs, state and regional authorities in the development of areas, models and mechanisms of innovative development of enterprises.
Key words: Scandinavian countries, entrepreneurship, model, digitalization, innovation policy.
Современная Европа, 2019, №4
БО1: Шр:/Мх. org/10.15211/soveurope420196072
Современная Европа, 2019, №4