УДК 334.7
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОЧНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Кулагин Сергей Леонович ([email protected]) Академия управления при Президенте Республики Беларусь В статье проведен глубокий экономический анализ современных тенденций и приоритетных направлений инновационного развития молочного комплекса Республики Беларусь. Обоснована необходимость активизации комплексного использования техно-технологических и инновационно-экономических инструментов на основе принципов государственно-частного партнерства в АПК.
Ключевые слова: инновации, активизация, анализ, экспорт, эффективность, стратегия, государственно-частное партнерство, инвестиции.
Республика Беларусь расположена в центре Европы на водоразделе Балтийского и Черного морей. Площадь территории — 209 тыс. км2, население 9,5 млн. чел.
Ведущей отраслью народного хозяйства Республики Беларусь является агропромышленный комплекс (АПК).
Сельское хозяйство является центральным звеном АПК. Оно производит сырье для перерабатывающей промышленности и во многом определяет экономику агропромышленного комплекса, так как доля сырья в структуре себестоимости товарной сельхозпродукции составляет свыше 50 %. Удельный вес сельскохозяйственного производства во внутреннем валовом продукте (ВВП) в последние годы составляет 8 — 9 %, в целом агропромышленного комплекса — до 30 %.
В АПК занято 1,5 млн. чел. или 30% трудоспособного населения, занятого в народном хозяйстве страны, а в сельском хозяйстве — 310 тыс. человек. Один работник сельского хозяйства обеспечивает занятость 7-ми работникам, занятых в других отраслях экономики.
Сельское хозяйство республики специализируется на производстве молочно-мясной продукции. Скотоводство дает более 70% прибыли и формирует экспортный потенциал аграрной отрасли. Молочное скотоводство занимает почти 30 % объема продаж сельхозпродукции и обеспечивает свыше 50 % прибыли от ее реализации [1].
В 2014 году в АПК республики производство животноводческой продукции составило - 99,2 %, травянистых кормов заготовлено на 2,5ц к. ед. меньше, чем в 2013 г., однако, молока произведено 102%.
На данном отрезке времени республика имеет такие показатели в соответствующих условиях. Чтобы двигаться вперед, надо быть конкурентоспособным, а для этого нужны инвестиции как внешние, так и внутренние. Тяжело Беларуси конкурировать с большими и открытыми мегаэкономиками и найти свою нишу в огромной глобализации национальных экономик. Но мировая практика и опыт подает пример в использовании бренда государственно-частного партнерства (ГЧП) на примере стран
Европы, РФ, Китая, Америки. Необходимость ГЧП возникает, прежде всего, в тех отраслях, в которых значительна роль экономической безопасности государства - АПК, энергетика, социальная сфера и другие.
Для дальнейшего инновационного развития молочной отрасли необходимо ставить задачу использование ресурса государственно-частного партнерства. Цель одна - привлечь частный капитал для производства, развития и реализации продуктов молочного скотоводства путем принятия закона о ГЧП в ближайшей перспективе.
Для Беларуси, которая стала на путь интеграции в мировое хозяйство и стремиться создать открытую экономическую систему, участие в процессах движения капитала и как импортера, и как экспортера является вопросом стратегически важным. Сегодня же участие Беларуси в этих процессах с трудом можно назвать активными, а с точки зрения привлечения зарубежных капиталовложений ей предстоит конкурировать со странами, рынки которых оказываются сейчас более привлекательными для инвесторов. Поэтому, привлечение иностранных инвестиций в белорусскую экономику является одной из важнейших задач, которые предстоит решить. Одним из направлений в решении является инструмент ГЧП.
Беларусь— экспортоориентированная страна (доля продовольствия в общем объеме экспорта составляет 11 %). Экспорт сельскохозяйственной продукции в 2013 г. составил 5,8 млрд. долларов, в том числе от реализации молочной продукции - 2 млрд. или 34,5 % всего объема экспорта продовольствия. Приоритет в экспорте молочной продукции, безусловно, сохранится в ближайшей и долгосрочной перспективе.
Достижения республики по экспортной позиции молочной продукции весьма значимы. Так, производя 0,9 % мирового объема производства молока, страна входит в пятерку ведущих поставщиков молочных продуктов в мире, стабильно занимает 4-5% удельного веса в мировой торговле.
В сегменте твердых сыров и сухого обезжиренного молока Беларусь занимает 5 позицию в
мире, а по сухому цельному молоку - 7; по экспорту масла Республика Беларусь вошла в тройку лидеров, заняв 8% от общемирового объема экспорта масла, уступая только Новой Зеландии и ЕС [3].
В сельском хозяйстве республики сохранено крупнотоварное производство (общественный сектор), на долю которого приходится около 70% валовой продукции села. Личные подсобные хозяйства дают около 30% продукции (в основном для собственного потребления).
Модернизация молочной отрасли, как и в целом сельского хозяйства является главным условием повышения конкурентоспособности производимой ими продукции, в которой формирование и применение механизма ГЧП играет инновационно-инвестиционную роль.
Если взять, с точки зрения философии пять признаков ГЧП: идею, информацию, инициативу, инвестицию, инновацию, сразу образуется логическая, последовательная, комплексная и системная матрица, находящееся в постоянном совершенствовании. Парадокс в том, что она проста и гениальна в применении. Любое государство, с различным уровнем социально-экономического развития, с различными условиями в развитии ГЧП может применить у себя эту матрицу. Есть одно «но», что в этой глобальной сети, каждое государство должно естественно определить свою нишу, путем правильного симбиоза экономики и политики. Чтобы солнце всходило не с запада.
Поэтому, по моему мнению, в результате исследования этого материала сформировалось понимание, что ГЧП в сферах АПК - это взаимовыгодное сотрудничество государственного и частного секторов национальной экономики, направленное на совместную реализацию инвестиционных проектов с целью внедрения инновационных технологий, развитием интеграционных процессов и повышения конкурентоспособности отраслей во всех сферах национального АПК в условиях формируемого евразийского экономического пространства, при котором органы государственного управления и частный сектор АПК объединяют свои усилия для достижения поставленных социально-экономических, коммерческих целей, получения желаемого результата, в параметрах малой, открытой, управляемой социально-
ориентированной рыночной модели Беларуси евразийского типа и распределяемого пропорционально внесенным активам.
В таком определении представляются важными следующие аспекты:
во-первых, ГЧП - это взаимовыгодное сотрудничество для совместной реализации инвестиционных проектов;
во-вторых, ГЧП предполагает равноправие сторон;
в-третьих, - результаты от реализации инвестиционного проекта, реализуемого по схеме ГЧП, должны распределяться пропорционально стоимости внесенных вкладов;
в-четвертых, все риски должны быть оговорены в договорных обязательствах;
в-пятых, социальная сторона развития территории, также должна быть закреплена в договорных обязательствах.
На Беларусь оказывают влияние все процессы, связанные с подготовкой вступления в ВТО, поэтому себестоимость и прочие затраты в молочной отрасли на прямую влияют на конкурентоспособность продукции. Особо стоит статья затрат на производство молока, так как сырье главный элемент в этой структуре. Поэтому рентабельность молока определяет показатель и прибыли.
Для хозяйства молочная река - это золотая жила на круглогодичной основе, так как в основном все специализируются на производстве данного сырья. Выходит сельское хозяйство определяет, какой быть молочной отрасли.
С уверенностью, можно добавить, что в инвестициях и в инновациях нуждаются производители и реализация, переработка сырья в данное время находится в более комфортных условиях.
Производственный потенциал можно и должно решить внутри страны, методом государственно-частного партнерства и вытекающие из него последствия окажут благоприятные условия тружеников села.
Реализация в молочной отрасли должна использовать в полной мере кластерный метод на основе ГЧП. Необходимо учиться продавать в условиях глобализации рынка.
Главная задача аграрной политики государства и развития АПК — обеспечение продовольственной безопасности страны. В расчете на душу населения основных видов сельскохо -зяйственной продукции, кроме зерна, она занимает первое место среди стран СНГ, по производству мяса сравнялась с Германией, а по производству молока примерно вдвое превышает основные развитые в аграрном отношении страны.
Занимая 25-е место в объемах производства молока, страна вышла на 7-е место в мире по экспорту молочной продукции. Высока доля Республики Беларусь в производстве и экспорте сыров, масла сливочного, СЦМ, СОМа [9].
Молочное скотоводство в Республике Беларусь является традиционной стратегической отраслью сельского хозяйства, получившей развитие практически во всех сельскохозяйственных организациях,
На долю общественного сектора приходится 91 % поголовья коров и общего объема производства молока. Для ведения данной отрасли используется 39 % суммы средств, направляе-
мых в животноводство, 51 % трудовых ресурсов, занятых в отрасли, и 41 % всего объема используемых кормов.
В частности, построено 268 новых, реконструировано и модернизировано 878 действующих молочно-товарных ферм и комплексов, только в 2014 году введены в эксплуатацию 84 молочно-товарных ферм. В настоящее время в Беларуси более 41 % дойного стада содержится на современных высокотехнологичных фермах, что способствует тому, что впервые в республике в 2013 году 416 сельскохозяйственных организаций надоили более 5 тысяч килограммов молока от коровы, а 60 сельхозпредприятий получили свыше 7 тысяч килограммов. Это позволило республике в 2013 году произвести 6,1 млн. тонн молока, в 2014 году 6,2 млн. тонн и 4 хозяйства превысили удой свыше 9000 кг на корову.
Оценка структуры базисных факторов свидетельствует о том, что сельскохозяйственные организации в подавляющем большинстве не являются прямыми экспортерами, но объемы производства сельхозпродукции непосредственно влияют на экспорт и его валютную составляющую. При этом основная доля экспорта приходится на молочно-мясную продукцию -свыше 70%.
Мировое производство молока характеризуется устойчивой динамикой роста. Прирост производства молока с 1998 г. составлял в среднем 11,3 млн. тонн в год. В данный период, по данным ФАО, среднегодовой прирост увеличится до 13,8 млн. тонн в год, что позволит к 2015г. довести мировые объемы до 777,3 млн. тонн [7]. В настоящее время, треть производства и потребления в пересчете на молоко составят продукты длительных сроков хранения, остальное - в виде цельномолочной продукции. Основные экспортеры сохранят свои позиции на мировом рынке. В республике экспорт молочных продуктов в пересчете на молоко составляет более 46% от объема его производства. В большинстве экономически развитых стран, включая страны ЕС, этот показатель не превышает 15 - 20 % [10]. Мировой рынок поделен между основными экспортерами, занять более широкую нишу будет весьма проблематично. Более того, ряд стран сократят импорт, вследствие принимаемых мер по наращиванию производства в целях обеспечения национальной продовольственной безопасности .
Беларуси предстоит конкурировать с транснациональными компаниями, такими как Nestle (Швейцария), ArlaFoods (Германия/Швеция), Danone и Laktalis (Франция), Unilever (Нидерланды/Великобритания), KraftFoods (США) и другие. Преимущество основных конкурентов Беларуси - внедрение в практику их работы систем менеджмента качества на основе принципов НАССР и требований IS022000, а также
других принципов разработки и сертификации системы менеджмента безопасности пищевой продукции, утвержденных в рамках Глобальной Инициативы по безопасности продуктов питания. Огромное значение имеет в западных странах опыт государственно - частного партнерства. Республика Беларусь не имеет в этом направлении ни большого опыта, ни закона. Достичь практически за 2015 г. показателя -10млн.тонн молока очень сложно, т.к. наращивание объемов ограничено технологическими, экологическими, экономическими и другими факторами, не считая весьма неблагоприятный прогноз конъюнктуры мирового рынка [13].
Особую актуальность проблема дальнейшего развития молочного скотоводства в Республике Беларусь приобретает в связи с введением запрета ввоза на российский рынок продовольствия из стран Евросоюза, США, Австралии и Новой Зеландии.
Это открывает новые возможности для дальнейшего наращивания объемов производства молочной продукции в Республике Беларусь и ее поставок на российский рынок.
Вместе с тем, экономическая эффективность развития молочной отрасли республики остается сравнительно невысокой. Продуктивность дойного стада за последние годы не превышала 4800 кг молока от коровы, а затраты труда на производство 1 т. молока остаются в 3-4 раза выше, чем в странах Евросоюза, США, Израиля, где надаивают по 10000-12000 кг на одну корову за лактацию. Рентабельность производства молока за последние годы не превышала 25%, что сдерживает дальнейшее развитие молочного скотоводства на условиях самофинансирования. Причин этому много.
Для решения существующей проблемы повышения эффективности молочного скотоводства в настоящее время в республике реализуется Государственная программа развития молочной отрасли на 2010-2015 годы, которую финансирует ОАО «Банк развития Республики Беларусь».
На развитие молочной отрасли до 2015 года, в соответствии с решениями Правительства, намечается направить более 37 трлн. рублей кредитных ресурсов, в том числе 22,4 трлн. рублей на строительство новых молочно-то-варных ферм и 9,5 трлн. рублей на реконструкцию и модернизацию ныне действующих.
Финансирование модернизации отрасли в таких объемах позволяет прогнозировать производство молока на 2015 г. только на уровне 8,1 млн. тонн.
Анализ эффективности работы новых мо-лочно-товарных ферм свидетельствует о положительной динамике развития молочного скотоводства.
Одним из лидеров переработки молока в масштабах не только Могилевской области, но
и страны в целом является ОАО «Бабушкина крынка». Создание крупного продуктового холдинга позволило проводить в регионе единую ценовую политику. Данной структурой сформирована разветвленная логистическая инфраструктура и консолидированы активы ряда молочных заводов. Результатом реорганизации последних стал рост объема совместно перерабатываемого сырья почти до 1 млн. т. Около 70% производимой ОАО «Бабушкина крынка» продукции, ассортимент которой составляет порядка 300 наименований, направляется на экспорт [13]. Сырьевая зона холдинга включает 17 из 21-го района Могилевской области и обеспечивает поступление 80% производимого в регионе молока-сырья. В 2012 г, объем экспорта предприятия (в стоимостном выражении) превысил 172 млн. USD, выручка на одного работника составила 118 тыс. USD, а на 1 руб. обязательств было получено 2 руб. выручки от реализации продукции, В настоящее время рассматриваемое предприятие поставляет за рубеж молочную продукцию под брендами «Бабушкина крынка», «Веселые внучата», «Кал1 ласка», «Энергия жизни», на равных конкурируя с крупными российскими и мировыми компаниями.
В результате рассматриваемая компания стала крупнейшим в Беларуси региональным производителем молочной продукции.
С 13 декабря 2012 г. основанное в 1979 г. предприятие является управляющей компанией холдинга «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка». В уставном фонде последнего доля государства составляет 23,16%, Могилевского облисполкома - 72,16%, физических лиц - 4,47%. Высокий уровень переработки молока рассматриваемой структуре обеспечивают эффективное использование производственных мощностей, применение современных технологий производства продукции, а также лабораторный и технологический контроль, осуществляемый на всех стадиях производства с использованием как отечественного, так и импортного оборудования.
Управляющая компания проводит работу по модернизации и техническому переоснащению производственных фондов, внедрению высокопроизводительного энерго - и ресурсосберегающего оборудования.
Имеющиеся у холдинга производственные мощности позволяют перерабатывать 1700 т молока в сутки.
Холдинг оказывает сельскохозяйственным предприятиям сырьевой зоны помощь в покупке комбикормов, обеспечивает данные структуры используемым для выпойки телят заменителем цельного молока, а также вспомогательными материалами и моющими средствами.
Одним из приоритетных направлений деятельности холдинга является диверсификация
экспорта. В частности, реализуемые в мусульманских странах товары, приводятся в соответствие с положениями ислама, регулирующими состав пищевых продуктов. За первое полугодие 2013 г ОАО «Бабушкина крынка» расширило географию поставок продукции на Россию, Туркменистан, Казахстан, Молдову, Польшу, Германию, Украину Объем экспорта превысил 24 тыс.т., его суммарная стоимость приблизилась к 100 млн. USD.
В республике 2013 году на вновь введенных молочно-товарных фермах валовой надой молока составил 290 тыс. тонн и возрос на 112 % по отношению к 2012 г. Объем реализации увеличился на 16 % и приблизился к 260 тыс. тонн. Уровень товарности достиг 90 %, а удельный вес реализуемого молока сортом «экстра» 77%.
Обеспечение кормовыми ресурсами молочного скотоводства прогнозируется исходя из принципа сбалансированного кормления с использованием современных высокоэффективных кормовых добавок, ферментов, пробиоти-ков, адсорбентов токсинов и др., обеспечивающего повышение продуктивности при снижении расхода кормов на единицу производимой продукции на основе повышения качества кормов и привлечения инвестиций, инноваций от взаимовыгодного сотрудничества государства и частного бизнеса.
Общий прирост кормовых ресурсов в 2015г. при производстве 8,1 млн. тонн молока должен иметь удельный вес грубых кормов 35-36%, силоса - 30-32%, концентрированных кормов-34-35%.
С учетом получения валового сбора зерновых колосовых культур в объеме 10млн.тонн зерна для обеспечения потребности всех видов животных в энергоемких кормах в 2015г. предстоит увеличить посевы кукурузы на зерно из расчета валовых сборов в объеме 2млн.тонн.
Учитывая то обстоятельство, что в структуре себестоимости производства одной тонны молока удельный вес кормов составляет 45-50 %, важнейшая роль отводится качеству заготавливаемых кормов.
Низкое качество растительных кормов приводит к увеличению объемов использования концентратов, белоксодержащих шротов и жмыхов, которые в структуре рационов составляют свыше 45% по питательности. Вследствие чего нарушается обмен веществ и возникновение у животных различных заболеваний. Это ухудшает качество молока и является одной из причин преждевременного выбытия животных (35-40%) с молочно-товарных ферм с промышленной технологией производства [1; 4].
Применяемый в настоящее время силосно-концентратный тип кормления в молочном скотоводстве является наиболее затратным и наименее соответствует физиологическим потребностям животных. Себестоимость одной
кормовой единицы зеленой массы кукурузы остается в 2раза выше, чем многолетних трав, а с учетом дополнительных затрат на балансирование кукурузного силоса по белку - в 4 раза. При размещении многолетних и однолетних трав на бобовых и бобово-злаковых смесях не потребуются затраты на балансирование травяных кормов белком, Это огромный резерв для укрепления экономики молочного скотоводства. Молоко при этом будет обладать высокими качествами, станет пригодным для производства всех видов молочной продукции [7].
При развитии отрасли скотоводства и наращивании объемов производства молока необходимо учитывать и другие факторы.
Во-первых, концентрация и интенсивность производства сельскохозяйственной продукции в республике уже достаточно высоки.
Во-вторых, практически каждый дополнительно произведенный килограмм молока или мяса должен поставляться на экспорт. Реализация возможности Беларуси по значительному расширению экспорта молочных продуктов в кратко- и среднесрочном периодах весьма ограничена и рискованна. Поэтому роль государственно-частного партнерства становится более чем актуальной в гибкости, оперативности, снижения рисков посредством применения опыта частника в менеджменте и маркетинге, логистике.
Исходя из тенденций мирового рынка и условий Республики Беларусь, необходимо иметь в виду, что наращивание объемов молока потребует дополнительных закупок по импорту комбикормов, кормовых добавок, ингредиентов, используемых для изготовления готовых молочных продуктов, заквасок, упаковочных материалов, стабилизаторов и других на сумму 250300 млн. долл. США. В расчет также следует принимать необходимость импорта дополнительного количества минеральных туков или сырья для производства кормов, комплектующих для кормоуборочной техники и т.д., который ежегодно может оцениваться в сумме 400500 млн. долл. США.
При прогнозе , что товарность молока должна составить 90%, на переработку в 2015г.будет поставлено 7,3 млн. тонн молока, что позволит произвести: цельномолочной про-дукции-1,7 млн. тонн, сыров- 175 тыс. тонн, масло- 160 тыс. тонн и т. д.
Какие-либо колебания экспорта не происходили, все же, основным рынком сбыта белорусской молочной продукции является рынок Российской Федерации, который в перспективе сохранит данную привлекательность. Это обусловлено емкостью и особенностями развития российского рынка, идентичностью потребительских предпочтений населения, общностью границ, региональными особенностями производства молока и необходимостью обеспече-
ния продовольственной безопасности в рамках интеграционных формирований (Союзное государство Беларуси и России, ЕЭП, СНГ, ТС и т.д.)
На других рынках, несмотря на обширную географию экспорта, преобладают незначительные по стоимости сделки. В перспективе ситуация может измениться, но не кардинально. Развивающиеся страны по причине низкой покупательной способности если и увеличат импорт, то незначительно. Развитые страны, располагая мощной государственной и финансовой поддержкой и обеспечивая собственную продовольственную безопасность, будут импортировать некоторые виды молочной продукции для расширения ассортимента или сырьевых ресурсов. Более того, располагая специальными международными программами по борьбе с голодом, они имеют возможность стабильно удерживать рынки сбыта посредством экспорта своей продукции [11].
На рынок ЕС на приемлемых условиях допускается только техническое сырье. Даже в случае выдачи разрешений Евросоюза на ввоз пищевых молокопродуктов белорусским предприятиям с поставщиков (либо с покупателей) не снимается обязанность уплачивать таможенные сборы, которые достигают в адвалорном эквиваленте 100% и более. Фактически рынок закрыт для импорта, т.к. эффективно конкурировать с производителями ЕС, уплатив в виде пошлины в бюджет 50-100% стоимости товара, практически невозможно.
Обостряющаяся конкуренция между основными странами экспортерами молокопродуктов ставит производителей Республики Беларусь перед насущной необходимостью повышения конкурентоспособности отечественной продукции, широкого вовлечения в мировую торговлю продукцией с высокой добавленной стоимостью молока и занятия соответствующего положения на основных сегментах мирового рынка [5;6]. Это еще раз доказывает, что Беларусь не в полной мере использует такой ресурс, как государственно-частное партнерства. В тоже время Российская Федерация вступила в ВТО и имеет законы о ГЧП на федеральным и региональном уровнях.
Важнейшим направлением продовольственной политики должно быть расширение емкости внутреннего рынка молочной продукции до оптимального уровня потребления, для чего использовать соответствующие программы здорового питания населения Беларуси. Дополнительные объемы производства молока необходимо перерабатывать на продукцию с длительным сроком хранения (сухие молочные продукты, масло животное пропорционально объемам СОМ, сыры). Для этих целей необходимо строить цеха на следующих предприятиях:
Брестская область - Ивановский МЗ филиал ОАО «Березовский СК»;
Витебская область - ОАО «Лепельский МКК»;
Гомельская область - ЧУП « Калинкович-ский МК»;
Гродненская область - ОАО «Сморгонские молочные продукты»;
Минская область - ОАО «Клецкая крынач-
ка»;
Могилевская область - один из филиалов ОАО «Бабушкина крынка».
Как видим, что одной из форм сотрудничества государства и частника является акционерное общество. В республике активно работают такие предприятия, как ОАО «Бабушкина крынка», ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Бел-лакт», ОАО «Молочный мир» и другие переработчики сырья. Также есть поставщики добавок и комбикормов для производителей молока -это ООО «Биоком», ООО «Консул», ИП «Сер-волюкс», ООО «БК-Ресурс» и другие.
В условиях реформирования и совершенствования организационной структуры в аграрном секторе республики имеет место сокращение общей численности организаций. За период с 2006 по 2013г. численность сельскохозяйственных организаций сократилась на 370 единиц и составила1530 организаций.
В аграрном секторе существенно меняется структура организационно-правовых форм сельскохозяйственных организаций в сторону увеличения численности акционерных обществ и сокращения производственных кооперативов (колхозов). В 2013году в сельском хозяйстве республики осуществляли хозяйственную деятельность 682 акционерных обществ, 483 унитарных предприятия, 365 колхозов. Безусловно, акционерные общества- рыночные формы хозяйствования в которых имеется начало инновационного развития АПК путем государственно-частного партнерства.
Учитывая специализацию республики и сложившиеся экономические условия, инновационное развитие молочного скотоводства должно осуществляться в следующих направлениях:
- Совершенствование селекционно-племенной работы, создание конкурентоспособной белорусской молочной породы, позволяющей на каждые 100 кг живого веса получать не менее 1500 кг молока при затратах корма 0,7-0,8 к. ед. на килограмм молока. С этой целью в каждой области создаются модельные селекционно-племенные молочные фермы, что позволит к 2020 году полностью решить проблему обеспечения ферм собственным племенным стадом [2;3].
- Обеспечение дойного стада кормами, соответствующими физиологии животных; строгое соблюдение технологических регламентов 88
на всех стадиях заготовки и использования кормов [10;12].
- Подготовка и переподготовка кадров, способных работать с отраслевыми технологическими регламентами в молочном скотоводстве, обеспечивающими обоснованность затрат на производство молока.
Одной из проблем при реализации инновационных проектов в молочном скотоводстве остается налаживание взаимного делового партнерства всех их участников для достижения их нормативной окупаемости.
На стадиях непосредственной практической реализации инновационных проектов, строительства и реконструкции молочно-товарных ферм и комплексов и своевременного освоения их проектной мощности важно добиться, чтобы каждый участник проекта в установленные сроки в полном объеме и с надлежащим качеством выполнил все возложенные на него обязательства. Это касается не только строительных организаций, возводящих производственные объекты, поставщиков необходимых для его эксплуатации машин, механизмов и оборудования, но и сельскохозяйственных организаций, призванных обеспечить освоение и последующее использование создаваемых новых производственных мощностей. Только так можно обеспечить окупаемость инвестиционных проектов в установленные нормативные сроки.
В настоящее время в сложившемся механизме распределения прибыли, полученной от реализации молочной продукции конечному потребителю, в наименее выгодном положении остается главное звено процесса - производитель сырья. В структуре, анализируемой цепи, среднеотраслевых затрат производство сырья, в зависимости, от его видов в большинстве случаев составляет 60-65 %, переработка - 2025 % и торговля - 10-15 %. В выручке же, от реализации конечной продукции это соотношение составляет соответственно 25-30, 50-55 и 20-25%. Это приводит к несовпадению экономических интересов всех участников производства, переработки и реализации молочной продукции, также снижает мотивацию производителей молока, что затрудняет положительную динамику отрасли и сильно снижает способность к конкуренции на внешнем рынке. Безусловно, ГЧП учитывает долю прибыли производителя [13].
Для создания условий обеспечения равной выгодности производства, переработки и реализации молочной продукции перспективным направлением развития молочного отрасли должно стать интегрирование структур, что позволит устранить диспропорции в сфере экономических интересов всех участников технологической цепи: производитель-переработчик-торговля.
Главной задачей остается для сельхозпро-
изводителя - принцип самофинансирования и самоокупаемости в рыночных условиях при оптимизации государственной поддержки.
Например: сумма господдержки за 2012 год сельскохозяйственным организациям составила 42,2% всей чистой прибыли. По итогам 2013 года сумма господдержки на 33,2% превысила чистую прибыль, полученную сельскохозяйственными организациями за 2013 год. Деятельность сельскохозяйственных организаций за 2013 год без учета господдержки была убыточной (минус 2,1%).
В условиях ограниченности доходной части бюджета льготы и финансовая помощь должны оказываться только под официально зафиксированный конечный результат. Складывающаяся в настоящее время ситуация свидетельствует об обратном. Так, за 2012 год 511 сельскохозяйственных организаций или 35,3% учитываемых в текущем порядке, получили чистый убыток без учета господдержки в размере 984,3 млрд. рублей. За 2013 год количество убыточных организаций возросло в 1,8 раза (917 организаций), а сумма их чистого убытка без учета господдержки увеличилась в 3,8 раза- всего 3,8трлн. рублей [8].
Постоянное увеличение или уменьшение размеров государственной поддержки не могут быть длительными, так как финансовые ресурсы придется отвлекать от других отраслей, где они не менее важны и могут быть использованы более эффективно. Само время и нынешняя ситуация в АПК вносят новые формы взаимодействия между государством и бизнесом. Было бы неразумно не воспользоваться одним из стимулов привлечения в село дополнительных финансовых ресурсов, инновационных технологий и развития территорий.
Понимая, что при таких результатах любая экономика будет переживать огромную стагнацию, а задачи перед АПК поставлены серьезные, поэтому, необходимо применить все возможные меры, в числе которых ведущее место занимает государственно-частное партнерства. В Республике Беларусь не принят закон о ГЧП, но проект закона активно обсуждается, существует уверенность, что в перспективе 2015 года закон будет принят. Нормативно-правовая база о ГЧП имеется в виде сопутствующих законов, декретов и указов.
Проект закона предусматривает плодотворный симбиоз между государством и бизнесом, где есть гарантии о долговременном сотрудничестве на взаимовыгодной основе, как для государства и частника, так и для территории на которой будет реализован проект о совместной деятельности.
Закон о ГЧП должен стать фундаментом перспективы в дальнейшем инновационном и инвестиционном развитии АПК Беларуси. Безусловно, для АПК частный бизнес окажет мощ-
ный эффект по выполнению предстоящих показателей.
Приоритетным направлением инновационного развития молочного животноводства следует считать внедрение инновационных технологий, совершенствование селекционно-племенной работы и создание кормовой базы для обеспечения полноценным рационом кормления КРС через призму государственно-частного партнерства на законодательном уровне.
К 2020 г. требуется иметь 1600-1700 тыс. коров молочного направления со средним удоем 6500-7000 кг молока в год. Производство молока необходимо сосредоточить в 700-800 специализированных сельскохозяйственных организациях на крупных фермах (1000 и более коров), где будет производиться не менее 70 % общего молока. Это позволит к 2020 г. выйти на уровень производства 12000 тыс. т и довести экспорт до 8550 тыс. т. [11].
Реализация вышеизложенных мероприятий позволит обеспечить качественно новый уровень развития молочного скотоводства в республике, значительно укрепит производственный потенциал отрасли, базирующийся на инновационных технологиях, в основе которых, должен быть заложен ранее неиспользованный в полной мере ресурс государственно-частного партнерства совместно с другими перспективными тенденциями развития АПК Беларуси.
ГЧП на сегодня даст ясные ответы на определения направления совершенствования и оптимизацию механизмов государственной поддержки и как правильно реструктуризировать долговые обязательства, а также сформировать условия для активизации интеграционных процессов в АПК и привлечения инвесторов. Несомненно, ГЧП придаст динамичный и положительный импульс для развития и совершенствования всех отраслей народного хозяйства и социально-экономического развития Республики Беларусь.
Литература:
1. Бычков, Н.А. Организационно-экономические аспекты в создании и деятельности холдинговой компании в контексте законодательства Республики Беларусь / Н. А, Бычков // Экономические вопросы развития сельского хозяйства Беларуси: межведомственный тематический сборник. -Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2012.- № 40. - с.19-32.
2. Владимиров, В.П.; Ли, В.Д.; Мисюрев, Г.Н. Особенности обмена веществ у высокопродуктивных коров при различной частоте раздачи кормов // В.П. Владимиров, В.Д. Ли, Г.Н. Мисюрев, Доклады РАСХН. - 2000. - № 1. - с. 27-29.
3. Горбатовский, А.В. Экономическая оценка
современного состояния и развития молочного скотоводства Республики Беларусь / А.В. Горбатовский [и др.] // Аграрная экономика.- 2013.- № 1. -- с.42-50.
4. Заяц, Л.К. Всем под силу семь шагов / Л.К. Заяц // Сельская газета. - 2014. - 26 авг. - С. 4.
5. Методические рекомендации и меры по повышению эффективности и конкурентоспособности производства и переработки молока (молокопродуктового подкомплекса) / А.П. Шпак [и др.]. - Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2014. - 83 с.
6. О мерах по реализации молочной отрасли в 2010-2015 годах: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 12 окт. 2010 г. № 1678 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Республики Беларусь -Минск, 2011.
7. Официальный сайт продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН -ФАО [Электронный ресурс]. - Режим досту-па:ИИр:// www.fao.org.- Дата доступа 02.04.2014.
8. О проблемах развития и направлениях реформирования АПК Беларуси на современном этапе. Доклад межведомственной ра-
бочей группы по решению проблемных вопросов в АПК, созданной распоряжением Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 года. № 34 рп - Минск:2014 г. -127 с.
9. Рынок продовольствия и сырья: Молоко /З. М. Ильина (и др.); под редакцией З. М. Ильиной.- 2-ое издание, переработанное и дополненное - Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2009 г. -250 с.
10. Стратегия развития кормопроизводства до 2020 года. - Минск, Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2013.--49 с.
11. Стратегия развития сельского хозяйства и сельских регионов Беларуси на 2015-2020 годы / В.Г. Гусаков [и др.]. - Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2014. - 55 с.
12. Яковчик, Н. С. Кормление и содержание высокопродуктивных коров / Н.С. Яковчик, А. М. Лапатко; под ред. С. И. Плященко - Мо-лодечно: Тип. «Победа», 2005. - 287 с.
13. Яшева, Г. А. Кластерная концепция повышения конкурентоспособности предприятий в контексте сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства / Г.А. Яшева. - Витебск: ВГТУ, 2009. - 373 с.
УДК[338.45:662.7]:339.923 РОССИЙСКИЕ НЕФТЕГАЗОВЫЕ КОМПАНИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬЯНСАХ: ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА
Лапин Александр Владимирович ([email protected] ) Катаева Юлия Витальевна ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» Предложены показатели оценки экономического результата международного стратегического альянса в нефтегазовом комплексе. На примере российских нефтегазовых компаний показано, как может быть оценен экономический эффект международных стратегических альянсов.
Ключевые слова: глобальная конкуренция, стратегический альянс, оценка экономического эффекта.
В условиях глобальной конкуренции международные стратегические альянсы (МСА) компаний наряду с другими формами партнёрства (совместными предприятиями, вертикальной интеграцией) стали довольно распространённой практикой. Стратегические альянсы включают различные формы взаимодействия компаний, что порождает сложности их идентификации, и во многом связанные с этим, сложности оценки экономического эффекта. В связи с тем, что традиционно экономический эффект взаимодействия оценивается с позиций каждого из участников, мы рассмотрим подходы к оценке эффекта и для наиболее значимых субъектов внешней среды компаний-участниц альянса- для государства и конкурентов, а также подход к оценке совокупного эффекта.
Альянс обычно понимается как союз [2,с.41]. Раскроем содержание двух характеризующих признаков альянса: 1) стратегический 2) международный. Критерии стратегического альянса [13]:
1. Критичен для достижения ключевой бизнес-цели каждого из участников
2. Критичен для развития или сохранения стержневой компетенции или другого источника конкурентного преимущества
3. Блокирует конкурентную угрозу
4. Создаёт или поддерживает направления стратегического выбора фирмы
5. Снижает значимый для бизнеса риск
Международный стратегический альянс
(МСА)- соглашение о долговременной кооперации двух или более самостоятельных органи-