ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006
Инновационное развитие
космических систем и комплексов социально-экономического, коммерческого и двойного назначения для их использования в интересах обороны страны
Статья посвящена анализу основных направлений инновационного развития оборонных систем космической отрасли в условиях ее коммерциализации. Рассматриваются вопросы взаимодействия Министерства обороны РФ и Федерального космического агентства на различных этапах разработки и создания космических систем коммерческого и двойного назначения. Значительное внимание уделено направлениям работ, позволяющим использовать потенциал элементов космической инфраструктуры не принадлежащей Министерству обороны РФ.
The article is devoted to the analysis of the main directions in the innovational development of the defense systems in the space branch under its commercial conditions. It regards the cooperation between the Ministry of Defense of RF and Federal Space Agency at different stage of its development as well as the formation of commercial space system and double-aimed system. A great attention is paid to the trends, which give us the possibility to use the potential of elements not related to the Ministry of Defense of RF infrastructure.
В. А. Дрещинский,
д. в. н., профессор, СПбГЭТУ
В. Н. Кузьмин,
д. в. н., профессор, ВКА им. А. Ф. Можайского
О. П. Скоробогатов,
д. в. н., управление Командующего Космическими войсками
Одной из немногих отраслей российской экономики, сохранившей свой инновационный потенциал и конкурентоспособность в мире остается ракетно-космическая отрасль. В последнее десятилетие предприятия Роскосмоса заметно переориентировались на решение преимущественно народно-хозяйственных и коммерческих задач, в том числе в рамках международного экономического сотрудничества. Наряду с этим, ракетно-космическому комплексу по прежнему отводится и важнейшая роль в обеспечении задач обороны страны. Такое положение вынуждает искать пути инновационного развития и, прежде всего, привлечения инвестиций в инновации, позволяющие решая задачи коммерциализации космической отрасли, успешно повышать обороноспособность.
Анализ сложившейся практики создания космических систем и комплексов КС (КК) социально-экономического, коммерческого и двойного назначения [1, 2] позволяет говорить о четырех основных направлениях, по которым может проводиться их разработка с учетом потребностей обороны:
★ размещение на одном космическом аппарате (КА) аппаратуры как невоенного, так и военного назначения;
★ разработка и создание универсальной аппаратуры, которая решала бы задачи военных и гражданских потребителей;
★ выделение части ресурса аппаратуры КС (КК) социально-экономического, коммерческого и двойного назначения для решения военных задач;
★ установка на КС (КК) социально-экономического, коммерческого и двойного назначения аппаратуры, расширяющей возможности использования данных средств при передаче их в ведение МО в особый период.
Учитывая крайне ограниченное бюджетное финансирование инновационных разработок по первым двум направлениям, наиболее перспективным выглядят третье и четвертое направления, как не требующие значительных инвестиций и решения сложных технических и организационных задач.
Для их реализации необходимо формирование и проведение единой государственной политики при
создании (модернизации) КС (КК) социально-экономического, коммерческого и двойного назначения, которые могут быть использованы в интересах обеспечения деятельности Вооруженных отл РФ. Однако в настоящее время эта задача в определенной степени решается только при создании (модернизации) КС (КК) двойного назначения. Завершается разработка нормативно-правовой базы создания и производства этих систем, которые должны проводиться по согласованным заданиям и планам. Министерством обороны РФ и Федеральным космическим агентством (ФКА) проведена практическая отработка механизмов долевого финансирования этих работ.
Вместе с тем, для обеспечения возможности использования КС (КК) социально-экономического, коммерческого и двойного назначения в интересах обеспечения деятельности ВС РФ необходимо совершенствовать порядок их создания (модернизации). В этой связи необходимо, прежде всего, учитывать требования Министерства обороны РФ на различных этапах создания таких систем и комплексов. Так, например, предложения по созданию (модернизации) этих систем должны отражать следующее: цели и задачи создания (модернизации); краткое описание; основные работы по созданию (модернизации); количество запусков космических аппаратов с разбивкой по годам; этапы и сроки исполнения; участие в этих работах заинтересованной стороны; объемы финансирования.
ФКА на основе анализа предложений военного ведомства может формировать и представлять заключение, которое по каждому проекту должно содержать: обоснованную оценку возможности реализации проекта создания (модернизации); условия и требования по реализации проекта; формы участия МО в реализации проекта. Кроме того, ФКА совместно с МО могут проводить научно-техническую и экономическую экспертизу, по результатам которой должны быть подготовлены предложения по включению проектов создания (модернизации) в Федеральную космическую программу (ФКП).
Реализация таких проектов может осуществляться в порядке реализации ФКП на договорной основе по техническому заданию (ТЗ), согласованному с МО, за счет бюджетных и (или) внебюджетных средств в соответствии с действующим законодательством и нормативно-технической документацией (НТД). Работы по созданию этих систем целесообразно осуществлять под контролем военных представительств МО. При этом в случаях, специально предусмотренных законодательством, МО в дальнейшем имеет право модернизировать и использовать модернизированные КС (КК) в своих целях (на основании постановлений Правительства РФ).
В настоящее время порядок разработки и производства космических средств социально-экономического, коммерческого и двойного назначения регламентируется Положением РК-98КТ. Общие организационные, регулирующие, контрольные и координационные работы по созданию, производству, приему в эксплуатацию и эксплуатации каждой КС (КК) и их составных частей осуществляется ФКА.
Работы по созданию, производству и эксплуатации комплексов и их изделий выполняет кооперация организаций, имеющих лицензию на право выполнения этих работ.
Для обеспечения качества, отчетности, контроля работ по созданию и модернизации (в том числе с участием зарубежных партнеров), единичного и серийного производства, приема в эксплуатацию и эксплуатации КС (КК) социально-экономического, коммерческого и двойного назначения (далее — комплексов), а также всех видов входящих в них составных частей, систем, агрегатов (приборов), комплектующих элементов (далее — изделия комплекса) на всех этапах создания и производства требуется уточнение порядка проведения и основного содержания этих работ. При этом МО должно участвовать в общих организационных, регулирующих, контрольных и координационных мероприятиях по созданию или модернизации каждого комплекса и их изделий, осуществляемых ФКА.
Государственные заказчики таких комплексов определяются действующим законодательством РФ. В качестве государственных заказчиков комплексов и их изделий выступают федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за космическую деятельность в России и назначаемые Правительством РФ (ФКА и МО). Кроме того, в качестве заказчиков комплексов коммерческого назначения и их составных частей могут выступать юридические и физические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории РФ, а также иностранные и международные организации.
Участие МО на всех этапах создания КС (КК) социально-экономического и коммерческого назначения, которые могут быть частично или полностью использованы в интересах обеспечения действий ВС РФ, обеспечит принятие необходимых решений в процессе создания комплексов, а также контроль качества работ и выполнение требований, заданных в технических заданиях. При этом МО должно участвовать в проведении экспертизы с выдачей соответствующих заключений в процессе:
★ выдачи ФКА лицензии на осуществление космической деятельности (в том числе, лицензий на занятие соответствующим видом деятельности по выполнению оборонного заказа);
★ выдачи в установленном порядке сертификатов на образцы КС (КК) социально-экономического, коммерческого и двойного назначения, а также на оборудование, применяемое при создании и использовании ракетно-космической техники (РКТ);
★ отнесения в установленном законодательством РФ порядке РКТ и технологий к продукции, экспорт которой запрещен или ограничен;
★ подведения итогов конкурсов космических проектов;
★ установления причин происшествий (аварийных и нештатных ситуаций, катастроф) при осуществлении космической деятельности;
★ рассмотрения результатов работ, выполненных по завершению этапов в соответствии с ТЗ на рабо-
ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006
ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006
ты по созданию и использованию РКТ (проектов, рабочей конструкторской документации, программных документов, рабочих документов сквозного планирования и др.), включая вопросы технологического обеспечения, метрологии, монтажа, стандартизации, экологии и др.;
★ выдачи заключений о технической готовности комплекса и его изделий к летным испытаниям;
★ в иных случаях по решению госзаказчика работ, головной организации-разработчика комплекса, организаций-разработчиков и изготовителей и др.
При выдаче заключения должен быть соблюден основной принцип назначения экспертизы — ее независимость и гласность. Кроме того, при создании КС (КК) и его изделий совместно с зарубежными партнерами условия контракта подлежат экспертизе, организуемой ФКА или организацией, принимающей решение в части обеспечения экономических, экологических, военно-технических и политических государственных интересов РФ, а также информационной безопасности. Экспертизу условий контракта необходимо проводить перед его заключением. Аналогичный порядок должен действовать в отношении дополнительных соглашений.
В этой связи при разработке ТЗ на создание КС (КК) научного, социально-экономического, коммерческого и двойного назначения (разработку аванпроекта или технического предложения) могут привлекаться на договорной основе организации МО. Государственный заказчик (заказчик) может выдавать указанные выше ТЗ без согласования с головным разработчиком, если иное не оговорено в совместном решении или договором (контрактом). В случаях, когда проведение летных испытаний ограничено, в ТЗ на комплекс должен быть указан порядок завершения работ по созданию комплекса. При этом до заключения договора (контракта) государственный заказчик (заказчик) обязан выдать ТЗ на разработку аванпроекта (технического предложения) или ТЗ на комплекс головным организациям, а также выслать их головному НИИ ракетно-космической промышленности и головному НИИ МО для использования при экспертизе аванпроекта (технического предложения).
Головная организация после получения ТЗ в срок не более двух месяцев (если иной срок не оговорен дополнительно) должна выдать организациям-соис-полнителям ТЗ на изделия комплекса, а также, при необходимости, на разработку монтажно-технологической документации, на разработку (модернизацию) средств полигонных комплексов, на разработку и отработку программно-математического обеспечения.
ТЗ перед утверждением головной организацией подлежит согласованию с организациями-соисполните-лями и МО (ВП МО). При наличии обоснованных разногласий их рассматривают на совместном совещании организаций с участием головной организации и МО.
Кроме головного НИИ, к рассмотрению и экспертизе разработанных аванпроектов (технических предложений), а также к проведению экологической экспертизы должны привлекаться научно-исследовательские организации МО в порядке, установленном действующими законодательством РФ и нормативными документами. По решению государственного заказчика (заказчика) и (или) конкурсной комиссии, головной организации-разработчика (в части изделий комплекса) аванпроект (техническое предложение) или отдельные его части могут направляться на рассмотрение и заключение космодромам и другим организациям МО. Аналогичный порядок целесообразно использовать при разработке и рассмотрении материалов эскизного проекта.
Кроме того, учитывая то, что летные испытания являются приемочными государственными испытаниями комплексов, подтверждающими основные тактико-технические характеристики (в том числе обеспечивающими возможность использования этих комплексов в интересах обеспечения действий ВС РФ), на этом этапе создания КС (КК) социально-экономического, коммерческого и двойного назначения также целесообразно участие МО. В связи с этим, по представлению государственного заказчика, представители МО могут быть включены установленным порядком в состав Госкомиссии, осуществляющей общее руководство летными испытаниями. Госкомиссия может быть образована и действовать на постоянной основе по нескольким однотипным (в том числе по модернизируемым) комплексам (связным, научным, метеорологическим и т. п.).
В состав Госкомиссии от МО целесообразно назначать представителей космодрома, головного НИИ МО, а также, в случае необходимости, потребителей ВС РФ. При этом Госкомиссия своим решением может назначать из состава комиссии лиц, ответственных за испытания отдельных частей, систем и основных агрегатов (приборов), проведение оценки технических и эксплуатационных характеристик комплекса (включая надежность) и за отработку эксплуатационной документации. В этих целях организация-разработчик не позднее, чем за 2 месяца до поставки изделия на космодром (в центр управления полетом КА — не позднее, чем за 2 месяца до пуска изделия)
В настоящее время сокращение ассигнований на космические программы в России, особенно на закупки КА и ракет космического назначения (РКН), оказали негативное влияние на состояние военно-промышленной базы в космической отрасли. Нехватка бюджетных средств для размещения заказов по изготовлению элементов космической инфраструктуры привела к резкому сокращению производства оборонных предприятий и ликвидации на них рабочих мест. Крупнейшие фирмы, работающие в космической отрасли, в настоящее время теряют интерес к выполнению военных заказов, сократился приток капиталовложений в оборудование военнопромышленной базы. Все это указывает на необходимость разработки перечня мероприятий, проводимых при передаче ресурсов космической инфраструктуры, не принадлежащих МО РФ, реализация которых позволила бы достичь требуемого уровня эффективности функционирования космических средств.
должна высылать необходимую конструкторскую (в том числе по математическому обеспечению), эксплуатационную и технологическую документацию, необходимую для подготовки и проведения летных испытаний комплекса (его изделий), оценки результатов испытаний.
Министерство обороны также должно принимать участие в постановке на серийное производство указанных КС (КК), которое необходимо проводить в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. При этом в каждой организации-изготовителе при подготовке к изготовлению серийных изделий (а также при подготовке монтажных работ специализированными монтажными организациями) должен быть разработан план подготовки серийного производства (план подготовки к монтажным работам), согласованный с военными представительствами МО.
Эти планы должны предусматривать:
★ разработку (при отсутствии) или корректировку технологических паспортов серийных изделий, маршрутных паспортов монтажа — для специализированных монтажных организаций, разработку (корректировку) технологической документации на серийное изготовление, испытания (монтажные работы) и контроль изделий, а также аттестацию технологических процессов;
★ разработку и реализацию мероприятий по развитию материально-технической базы организации с целью обеспечения серийного выпуска новых изделий с высоким уровнем качества их изготовления и контроля, уточнение при необходимости номенклатуры и объема контроля ОТК;
★ заключение (продление) договоров (контрактов), в том числе на поставку комплектующих изделий, материалов и полуфабрикатов, а также на проведение монтажных работ (если такие работы запланированы), обучение и аттестацию исполнителей;
★ подготовку необходимого дополнительного оборудования, технологической оснастки и контрольно-испытательной аппаратуры, а также (при необходимости) технологических стендов, на которых может быть осуществлена стыковка изделий и проверка функционирования и параметров механических, пневматических, гидравлических, электрических, радиотехнических и электронных изделий;
★ проверку соответствия технологического оборудования, стендов и контрольно-измерительных средств требованиям конструкторской и технологической документации с выдачей аттестата;
★ мероприятия по метрологическому обеспечению производства, обеспечению культуры производства, технической эстетики и технологической дисциплины, сертификацию (аттестацию) системы качества и производства;
★ разработку на основе конструкторской документации или (и) нормативных документов методик по контролю стабильности качества изготовления и уровня качества продукции при серийном производстве и в эксплуатации, проверку соответ-
ствия технологической документации требованиям конструкторской документации;
★ разработку графика планово-предупредительного ремонта оснастки, стендов и оборудования, уточнение перечня параметров, стабильность которых должна контролироваться в серийном производстве, и включения их в технологические процессы контроля изделий;
★ мероприятия по обеспечению экологической безопасности, меры по охране здоровья работающих и защите окружающей среды.
В целях реализации разработанных предложений по уточнению порядка создания КС (КК) социальноэкономического, коммерческого и двойного назначения целесообразно дополнить Положение РК-98КТ, что может обеспечить возможность их использования в интересах обеспечения деятельности ВС РФ.
Реализация указанных предложений позволит обеспечить решение наиболее важных проблемных вопросов: проведение ФКА и МО единой государственной политики при создании КС (КК), исключение дублирования работ, экономию финансовых и материальных ресурсов на реализацию программы вооружения космическими средствами, Федеральной космической программы России, Межгосударственной космической программы и международных обязательств и договоров РФ. При этом будет решена основная задача — рациональное использование созданной материально-технической базы космической отрасли, а также находящихся в эксплуатации (разрабатываемых) космических комплексов и систем.
В настоящее время сокращение ассигнований на космические программы в России, особенно на закупки КА и ракет космического назначения (РКН), оказали негативное влияние на состояние военно-промышленной базы в космической отрасли. Нехватка бюджетных средств для размещения заказов по изготовлению элементов космической инфраструктуры привела к резкому сокращению производства оборонных предприятий и ликвидации на них рабочих мест. Крупнейшие фирмы, работающие в космической отрасли, в настоящее время теряют интерес к выполнению военных заказов, сократился приток капиталовложений в оборудование военно-промышленной базы. Все это указывает на необходимость разработки перечня мероприятий, проводимых при передаче ресурсов космической инфраструктуры, не принадлежащих МО РФ, реализация которых позволила бы достичь требуемого уровня эффективности функционирования космических средств. Исследования, проведенные в этой области, показывают, что существуют три направления работ, позволяющих в максимальной степени использовать потенциал элементов космической инфраструктуры, не принадлежащих МО РФ.
Первое направление работ нацелено на наращивание производства в космической отрасли, которая создает космические средства как оборонного, так и социально-экономического назначения. Результаты анализа проводимых работ в этом направлении показывают, что в целях наращивания производства в космической отрасли необходимо проведение основных мероприятий, к которым относятся:
ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006
ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006
1. Создание и внедрение в космическую отрасль информационно-управленческих систем, обеспечивающих гибкое краткосрочное и долгосрочное планирование деятельности космической отрасли и создаваемого в ней научно-технического задела. Основным элементом такой системы планирования деятельности космической отрасли должна стать база данных о состоянии дел в отрасли. С установленной периодичностью содержание этой базы должно обновляться на каждом предприятии космической отрасли.
2. Поддержание из госбюджетных источников финансирования разработки критически важных космических технологий военного и «двойного» назначения, повышение возможностей военного производства.
3. Усиление внедрения достижений науки и техники в производственный процесс. При этом особое внимание следует обратить на разработку и внедрение многопрофильных производственных и информационных технологий.
4. Продолжение разработок опытных образцов космических средств как оборонного, так и социально-экономического назначения, что ведет к накоплению производственных технологий, которые в дальнейшем могут быть использованы для разработки перспективных систем вооружений.
5. Проведение интеграции работ, проводимых в рамках ФКП.
Реализация вышеуказанных мероприятий позволит повысить возможности космической отрасли, сохранить занятый в ней высококвалифицированный персонал, полностью использовать потенциал отрасли в особых условиях.
Вторым направлением работ, позволяющим в максимальной степени использовать потенциал элементов космической инфраструктуры, не принадлежащих МО РФ, является проведение мероприятий по привлечению для решения оборонных задач космических средств, решающих социально-экономические задачи. При разработке таких мероприятий следует учитывать то, что это касается только орбитальной компоненты космической инфраструктуры, так как базовые ее элементы (ракеты-носители, стартовые и технические комплексы, средства управления и др.) находятся в ведении МО РФ. Таким образом, мероприятия по привлечению ресурсов элементов космической инфраструктуры, не принадлежащих МО РФ, касаются орбитальных космических средств, эксплуатируемых в интересах экономики, а также тех космических средств, которые находятся в запасе Федерального космического агентства.
Третьим направлением работ, позволяющим максимально использовать ресурсы элементов космической инфраструктуры при передаче, являются работы по подготовке непосредственно предприятий-раз-работчиков космических средств социально-экономического назначения к выпуску в особых условиях продукции военного назначения с минимальными затратами времени на перестройку производства.
Реализация указанных мероприятий позволит в максимальной степени использовать потенциал кос-
мической отрасли и ресурсы элементов КИ социально-экономического, коммерческого и двойного назначения для организации их применения и эксплуатации в интересах ВС РФ.
Таким образом, с целью совершенствования организации деятельности на этапе создания КС (КК) социально-экономического, коммерческого и двойного назначения целесообразно:
1. Организовать совместное планирование деятельности ФКА и МО России по созданию средств ракетно-космической техники, пригодной к использованию в различных условиях военно-политической обстановки.
2. Осуществить долевое финансирование работ в рамках «Федеральной космической программы» по созданию космических средств социально-экономического и коммерческого назначения с учетом перспектив их возможного использования в военных целях. Установить четкий порядок разрешения финансовых споров между МО России и ФКА, возникающих при реализации космических программ, в том числе социально-экономического и коммерческого назначения.
3. Установить ТЗ, предъявляемые к КС (КК) социально-экономического и коммерческого назначения, используемым в целях обороны на уровне, соответствующем требованиям к комплексам военного назначения.
4. Обеспечить заданный уровень качества выпускаемой научно-технической продукции и создаваемых образцов космических средств на предприятиях всех форм собственности. Непосредственный контроль качества в процессе создания комплексов социально-экономического и коммерческого назначения, которые могут использоваться в интересах обороны и безопасности страны, возложить на военные представительства МО России.
5. Организовать сохранение государственной и военной тайны в процессе разработки и применения КС (КК) социально-экономического и коммерческого назначения. Провести комплекс специальных мероприятий по проверке частных фирм и организаций, привлекаемых к разработке и применению этих комплексов, и соответствующее режимное оформление их деятельности.
6. Предоставить экономические и другие льготы предприятиям изготовителям КС (КК) социально-экономического и коммерческого назначения, которые могут использоваться в интересах обороны и безопасности страны. Обеспечить щадящий режим налогообложения предприятий и организаций космической отрасли и льготный механизм их кредитования.
Литература
1. Космос на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М.: Машиностроение, 2001.
2. Космос на страже Родины. Третьи научные чтения по военной космонавтике памяти Н. К. Тихонравова. г. Юбилейный, Московская обл., 4-5 октября 2000 г.; в 2-х томах. М.: Изд. Научного инновационно-инжинирингового центра перспективных технологий Международной инженерной академии, 2001.