ракетно-космическая промышленность российской федерации: современное состояние и перспективы
а. с. карпов
Военный университет Министерства обороны
Ракетно-космическая отрасль играет ведущую роль в обеспечении военно-экономической безопасности, оказывая существенное влияние на уровень военного, экономического, научного потенциалов России. На заседании президиума Государственного совета 29 марта 2007 г. Президент Российской Федерации во вступительной речи подчеркнул тот факт, что «ракетно-космическая отрасль, в целом, сохранила свой производственный потенциал и имеет неплохой научный задел на будущее. И именно сейчас у России есть возможность реально перейти от мер использования и поддержания прежнего, еще советского «космического потенциала» к осуществлению новых, действительно амбиционных проектов в космосе» ^
Ракетно-космическая промышленность представляет собой совокупность предприятий, научно-исследовательских учреждений и проектно-конс-трукторских организаций по разработке, производству, ремонту и модернизации боевых ракетных комплексов и ракетных комплексов космического назначения, наземного оборудования космических систем и образцов космической техники гражданского и военного назначения2.
Российские предприятия в области многих космических разработок и по производству и запуску космических аппаратов, например, заслуженно
1 См.: Путин В. Выступление на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации с повесткой дня «О развитии ракетно-космической промышленности и повышении эффективности использования результатов космической деятельности в России». Калуга. 29 марта 2007 г.
2 См.: БагриновскийК., БендиковМ, ХрусталевЕ. Механизм технологического развития экономики России: Макро- и мезоэкономи-ческие аспекты // Центральный экономико-математический институт. 2003.С. 24-27.
считаются мировыми лидерами в своей области с момента начала освоения космоса. Так, с 1957 по 1996 гг. в Советском Союзе и России было произведено почти 2700 запусков космических аппаратов, и большинство из них закончились успешным выводом аппарата на околоземную орбиту. Кроме того, себестоимость эксплуатации российских ракет и спутников в подавляющем большинстве случаев намного ниже их зарубежных аналогов3.
Согласно статистическим данным, на начало 2007 г. в ракетно-космической отрасли задействованы 112 предприятий, в том числе 66 научных и конструкторских организаций, 31 промышленное предприятие. Всего в отрасли занято около 250 тыс. чел. 4.
Условно ракетно-космическую промышленность можно разделить на космический сектор, выпускающий космическую продукцию, и ракетный сектор, производящий боевые ракетные комплексы5.
Отрасль аккумулирует самые передовые достижения науки и техники, стимулирует создание высоких технологий, которые являются базой для производства продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. Ракетно-космическая отрасль является инструментом решения многих насущных задач:
1) формирование единого информационного поля России;
2) развитие телекоммуникаций и систем навигации;
3 См.: Бендиков М, Фролов И. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. №2(22).
4 См.: Истомин С. Новости ОПК и ВТС // Независимое военное обозрение 2008. 28 марта.
5 См.: Бендиков М, Фролов И., Хрусталев Е. Российская космонавтика на мировом космическом рынке // Мировая экономика и международные отношения. 2000. №4.
3) обеспечение эффективной разведки и рационального использования природных ресурсов;
4) повышение качества прогнозирования стихийных бедствий.
Деятельность предприятий ракетно-космической промышленности осуществляется по следующим основным направлениям:
• разработка и выпуск вооружения и военной техники (ВВТ) для российских Вооруженных Сил, других войск и формирований;
• осуществление услуг и выпуск ВВТ для иностранных государств в рамках военно-технического сотрудничества;
• разработка и выпуск продукции гражданского назначения для народного хозяйства и поставок на экспорт с использованием конкурентоспособных технологий;
• разработка и освоение новых перспективных технологий военного и двойного назначения. К основным особенностям данной отрасли
можно отнести:
1) высокий удельный вес в общем объеме работ научно-технической продукции (до 90 %), основная часть которой представляет собой результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
2) уникальность и узкая специализация ведущих научно-исследовательских институтов (НИИ), конструкторских бюро (КБ), опытных и серийных производств, экспериментальных и эксплуатирующих комплексов отрасли;
3) ограниченные объемы производства разрабатываемых изделий (единичные образцы) и необходимость внесения существенных изменений в их конструкцию, что сокращает жизненный цикл изготавливаемой продукции;
4) высокотехнологичность (по структуре, составу элементов и решаемых задач, параметрам создаваемых и используемых технических средств) значительной части проектов и программ и связанный с этим высокий уровень технологического и технического риска при их реализации;
5) длительные циклы разработки новых технических средств, выполнения крупных программ, изготовления опытных образцов и серийных изделий.
Несмотря на то, что ракетно-космическая промышленность по количеству предприятий (их доля в ОПК составляет 7,7 %) сравнима с другими отраслями оборонной промышленности, она занимает в российском оборонно-промышленном комплексе особое место. На административном уровне оно определяется наличием самостоятельного органа управления — Федерального космического агентства
44 -
Российской Федерации, образованного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 г. № 651 в результате преобразования российского космического агентства. Это агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере космической деятельности, международного сотрудничества при реализации совместных проектов и программ в области космической деятельности, проведения организациями ракетно-космической промышленности работ по созданию ракетно-космической техники военного назначения, боевой ракетной техники стратегического назначения, а также функции по общей координации работ, проводимых на космодроме Байконур. Руководство деятельностью Федерального космического агентства осуществляет Правительство РФ.
На финансовом уровне место ракетно-космической промышленности определяется наличием в федеральном бюджете трех основных программ, финансируемых из средств федерального бюджета:
1) Государственной программы развития вооружений на 2007 — 2015 годы;
2) Федеральной космической программы;
3) Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система (2002-2011)».
Государственная программа развития вооружений на 2007 — 2015 годы (ГПВ-2015)—программа закупок и разработки боевой техники для армии Российской Федерации. Программа принята Военно-промышленной комиссией 2 июня 2006 г с объемом финансирования 5 трлн руб. В ней предусмотрено, что 63 % средств будет направлено на оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации новыми образцами ВВТ, 20 % — на поддержание существующих образцов в исправности и около 20 % — на научные исследования и разработки. По Министерству обороны РФ — основному заказчику ракетно-космической техники — на закупки и ремонт ВВТ в 2008 г. будет израсходовано 302,7 млрд руб. ГПВ-2015 предусматривает разработку новых образцов ВВТ практически по всей номенклатуре к концу 2010 — началу 2011 г. Планировалось с 2011 — 2012 гг. начать переоснащение Вооруженных Сил. Однако в связи с грузино-южноосетинским конфликтом Президент Российской Федерации дал указание относительно ускорения модернизации Вооруженных Сил РФ6.
6 См.: Путилин В. Государственная программа развития вооружений на 2007 — 2015 годы // Независимое военное обозрение.
2008. 14 сентября.
Федеральная космическая программа (ФКП) России является документом долгосрочного планирования, определяющим пути достижения главных целей и решения задач космической деятельности Российской Федерации, заказчиков и головных исполнителей, сроки выполнения и объемы потребного финансирования работ по созданию и производству космической техники (в том числе и на государственно-коммерческой основе). Правительством Российской Федерации на реализацию ФКП выделено 305 млрд руб. средств федерального бюджета. Указанная программа устанавливает основные направления развития отрасли на период до 2015 г. и предусматривает:
• завершение строительства российского сегмента Международной космической станции и ее эксплуатацию;
• создание многоразового пилотируемого корабля «Клипер»;
• развитие космической науки;
• создание пяти новых спутников фиксированной и подвижной связи для Президента РФ и осуществления телерадиовещания;
• запуск двух новых высокоорбитальных гидрометеорологических спутников и трех низкоорбитальных;
• запуск 8 спутников в интересах МЧС России;
• создание в интересах Министерства обороны России нового семейства ракет-носителей «Ангара» 7.
В соответствии с данной ФЦП перед отраслью поставлены задачи:
1) запуски новых космических аппаратов (КА) гидрометеорологической системы «Электро» и оперативного мониторинга чрезвычайных ситуаций «Канопус — В»;
2) запуски КА для наблюдения солнца «Коро-нас — ФОТОН»;
3) изготовление ракет-носителей (РН) «Союз — ФГ» для запуска грузовых транспортных кораблей «Прогресс — М» и пилотируемых космических кораблей «Союз — ТМ»;
4) изготовление РН для запусков КА «Экспресс — АМ33» и «Экспресс — АМ44».
Кроме того, будут продолжены работы по созданию командной измерительной системы «Клен», а также работы по созданию и техническому обслуживанию объектов космической инфраструктуры космодрома Байконур.
В 2008 — 2010 гг. предполагается увеличить финансирование Федеральной космической програм-
мы, прежде всего, за счет внебюджетных источников (их объем должен превысить объем средств, выделяемых из федерального бюджета). Причем все внебюджетные средства планируется привлечь к финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). На них направляется и большая часть бюджетного финансирования отрасли (в 2007 г. — 69,5 %).
В рамках Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система (2002-2011)» (ФЦП «ГЛОНАСС») планируется развернуть и поддерживать группировку на базе новых спутников с увеличенным сроком активного существования. Предполагается оснастить навигационной системой ГЛОНАСС 50 портов, не менее 100 аэропортов и ряд других объектов. При совместной работе навигационной системы ГЛОНАСС и международной системы поиска и спасения КОСПАС — САРСАТ предполагается обеспечить повышение точности определения координат и оперативность при глобальном обнаружении терпящих бедствие8.
Успешное выполнение задачи по ФЦП «ГЛО-НАСС» в ближайшие несколько лет, по оценкам специалистов, содержит прямую выгоду для ракетно-космической отрасли — прибыль от продажи навигационной аппаратуры потребителям навигационных услуг может превысить 16 млрд руб. Условная выгода, получаемая от экономии ресурсов, сокращения расходов на строительство, изыскание полезных ископаемых, а также в результате снижения аварийности на транспорте оценивается около 10 млрд руб. 9.
Объем продукции ракетно-космической промышленности составляет 8 % общей оборонной продукции. Из них 7,6 % составляет продукция военного назначения. Более подробно структура продукции ракетно-космической промышленности представлена в табл. 110.
Как видно, доля ракетно-космической техники двойного назначения значительно превосходит долю продукции боевой ракетной техники и гражданской продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.
В то же время в 2007 г. объем военной продукции по сравнению с предыдущим годом вырос более чем на 25 %, а в гражданском секторе только на 0,3 %. Данное непропорциональное соотношение объема промышленного производства явилось
7 См.: ПерминовА. Федеральная космическая программа на 2006 — 2015 гг. // Новости космонавтики. 2005. 23 мая.
8 См.: Перминов А., Давыдов В. Состояние и перспективы космической деятельности Российской Федерации // Промышленная политика в Российской Федерации. 2006. №10.
9 См.: Жданов С. Навигация на транспорте — тенденции и перспективы // Информационно-аналитический журнал. 2007. № 3.
10 См.: Перминов А. Ракетно-космической отрасли России — 60
лет //Маркетинг и консалтинг. 2006. 16 мая.
Таблица 1
Структура продукции ракетно-космической промышленности России, %
Боевая ракетная техника 29,1
Ракетно-космическая техника двойного назначения 61,9
Гражданская продукция производственно-технического назначения и товаров народного потребления 10
следствием глубокого спада ракетно-космической промышленности, случившегося в 1990-е гг.
Анализ современного состояния ракетно-космической промышленности позволяет выделить основные проблемы развития отрасли.
1. Несоответствие производственной базы современным требованиям разработки и производства высокотехнологичной продукции. Из табл. 2 следует, что износ производственного оборудования неуклонно увеличивается. По данным Счетной палаты РФ, износ основных фондов предприятий ракетно-космической промышленности в целом составляет около 60 %. При этом коэффициент их обновления не превышает 1 % в год, что в 15-20 раз ниже общемировой практики развития наукоемких производств, и, как следствие, увеличивает долю морально и физически устаревшего оборудования.
Таблица 2
Возрастная структура производственного оборудования ракетно-космической промышленности11, %
Показатель 1990 г. 2000 г. 2007 г.
Все оборудование (на конец года) 100 % 100 % 100 %
До 5 лет 29,4 4,7 0,7
6-10 28,3 10,6 5,8
11-15 16,5 25,5 22,0
16-20 10,8 21,0 24,6
Более 20 15,0 38,2 48,9
Средний возраст оборудования,лет 10,8 18,68 23,1
2. Снижение качества продукцииракетно-кос-мической промышленности, поставляемой на мировой рынок космической продукции и услуг. Если общий мировой рынок космической продукции составляет 20 млрд долл., то доля России в нем составляет порядка 11 %12. Системы управления качеством большинства предприятий не отвечают современным требованиям. Центр микроэкономи-
11 См.: Структура производственного оборудования ракетно-космической отрасли // www. federalspace. ru. (на момент 15 сентября 2008 г.).
12 См.: Лисов И. В отечественной ракетно-космической промышленности // Новости космонавтики. 2007. № 11.
ческого анализа и краткосрочного прогнозирования признает наличие серьезного риска того, что после 2010 г. высокотехнологичный сектор экономики, к которому относится и ракетно-космическая промышленность, истощит свой унаследованный запас технологического потенциала и Россия утратит традиционные рынки вооружений и окажется неспособной выйти на новые. В прогнозе говорится, что «производство станет в критической степени зависеть от импорта основных компонентов» 13.
3. Низкий уровень эффективности производства. По данным специалистов, отечественная ракетно-космическая промышленность ежегодно производит продукции из расчета 14,8 тыс. долл. на одного работающего в этой отрасли, в то время как в Европейском союзе (ЕС) этот показатель составляет 126,8 тыс. долл., а в США — 493,5 тыс. долл14. Этот факт, безусловно, указывает на недопустимо низкий уровень эффективности российского производства в ракетно-космической сфере.
4. Интенсивный отток из отрасли квалифицированных научно-технических, инженерных ирабочих кадров, достигший, по мнению аналитиков, уже 60 % от требуемого количества высококвалифицированных кадров. Большинство бывших сотрудников ведущих научно-исследовательских институтов и выпускников профильных институтов сегодня трудятся в США, Иране и Китае15. Отток специалистов произошел как в ведущие экономически развитые страны, так и в другие сектора промышленности России. Основной причиной явился низкий уровень заработной платы работников. Существующий в промышленном секторе ОПК уровень оплаты труда примерно на 20 % ниже среднего по промышленности России. Для сравнения — например, во Франции средняя оплата труда на предприятиях, работающих на предприятиях ОПК, на 15 — 17 % выше, чем в других отраслях промышленности16. По-прежнему для всех отраслей ОПК характерна тенденция к старению кадров. Следует отметить, что средний возраст специалистов данной сферы составляет 57 лет (для сравнения, в 1990 г. средний возраст персонала составлял 39 лет).
Ситуация, сложившаяся в ракетно-космической промышленности в современных условиях, привела к
13 См.: Белоусов А. Долгосрочные тренды российской экономики: сценарий экономического развития России до 2020 года // Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. 2005.
14См.: Истомин С. Новости ОПК и ВТС // Независимое военное обозрение. 2008. 28 марта.
15 См.: Панфилов К Кто будет работать в ОПК? // Независимое военное обозрение. 2005. № 52.
16 См.: Николаев О. Кацровыйпстенцишщучно-производственной сферы ОПК России: проблемы и решения // Человек и труд. 2007. № 18.
необходимости кардинального пересмотра существующих государственных программ. Так, в 2004-2005 гг. Правительством Российской Федерации разработана «Стратегия развития ракетно-космической промышленности до 2015 года», в которой предлагается принципиальное изменение конкурентной позиции ракетно-космической промышленности России на мировом рынке. В ней планируется обеспечить частно государственное партнерство и широкое вхождение российской ракетно-космической промышленности в международную кооперацию.
С целью оптимизации и повышения эффективности производственных циклов в соответствии с указанной стратегией в ракетно-космической отрасли планируется создать три-четыре интегрированные структуры, которые будут охватывать около 60 % всех предприятий ракетно-космической промышленности. Это направление дальнейшего реформирования ракетно-космической промышленности полностью соответствует стратегии реформирования всего оборонно-промышленного комплекса17. Схема управления в создаваемых интегрированных структурах будет зависеть от их организационно-правовой формы и определяться действующим законодательством — Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об акционерных обществах».
Необходимо отметить, что с 2006 г. реформирование ракетно-космической промышленности стало осуществляться более активно. Например, объявлено о присоединении в качестве филиала омского ПО «Полет» к ГКНЦП им. Хруничева. В результате положен конец конкуренции между предприятиями, которые выпускают ракеты-носители одного типа. На рынке осталась только ракета «Рокот», которая будет использоваться еще как минимум 5 лет, после чего в 2012-2013 гг. ей на смену придет легкий вариант ракеты «Ангара-1». Благодаря такой реструктуризации в ракетно-космической промышленности предполагается создать диверсифицированные инновационные объединенные компании, выпускающие всю необходимую номенклатуру ракетно-космической техники и оказывающие широкий спектр ракетно-космических услуг. Предприятия, не вошедшие в интегрированные структуры, будут реформированы с целью повышения их эффективности, устойчивости и конкурентоспособности.
Ожидается, что к концу 2015 г. отечественная ракетно-космическая техника будет полностью соответствовать мировым стандартам (в настоящее
17 См.: Основные положения стратегии развития ракетно-косми-
ческой промышленности на период до 2015 года (от 22.02.2005 г.).
время данным требованиям отвечает лишь 41 % отечественной ракетно-космической техники).
Предусматривается, что среднегодовой рост объемов выпускаемой продукции составит 8 %. Долю России на мировом рынке ракетно-космической техники предполагается увеличить с 11 % (в среднем по отрасли) до 21 %. Доля нового промышленного оборудования на предприятиях отрасли к указанному сроку должна возрасти до 33-35 % с нынешних 3 %.
В результате реализации стратегии ожидается поддержание высокого уровня конкурентоспособности отечественной ракетно-космической промышленности на мировом космическом рынке. В связи с реализацией данных решений прогнозируемый объем промышленной продукции ракетно-космической промышленности к 2015 г. по отношению к показателю 2006 г. увеличится в 2,8-3 раза, объем продукции научных организаций отрасли к 2015 г. увеличится к показателю 2004 г. более чем в 3 раза.
Одним из направлений создания благоприятных условий, стимулирующих обновление основных производственных фондов и совершенствование производственной деятельности в целом, является, по мнению автора, привлечение в отрасль инвестиций. Одним из источников инвестирования может и должна стать прибыль предприятий, получаемая по линии выполнения Государственного оборонного заказа (ГОЗ). Для стимулирования более широкого инвестирования свою роль должно сыграть государство, например, в области амортизационной политики. Современная экономическая ситуация вынуждает предприятия поддерживать производственные фонды путем закуп -ки запасных частей, хотя современная амортизационная политика требует модернизации путем значительного обновления технологического оборудования. Поэтому одна из главных задач развития России—заинтересовать предприятия в проведении модернизации и качественном обновлении производства.
Представляется также, что дальнейшее успешное развитие крупномасштабных космических программ, требующих вложения колоссальных научно-технических, экономических, интеллектуальных и других ресурсов, невозможно без эффективной организации международного сотрудничества, являющегося, как показывает предыдущий опыт, наиболее прогрессивной формой реализации космических проектов.
В настоящее время Федеральным космическим агентством заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве в космической деятельности с более чем 19 странами, в том числе с США, Японией, Индией, Бразилией, Швецией, Аргентиной и странами, входящими в Европейское космическое агентство (ЕКА). Подписаны также
- 47
соглашения с космическими агентствами и ЕКА. Федеральное космическое агентство принимает активное участие в работе Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях (UNCOPUOUS), Международного комитета по исследованию космического пространства (COSPAR), Международного координационного комитета по проблеме техногенного засорения космического пространства (IADS), Форума космических агентств, Комитета по спутникам наблюдения Земли (CEOS), Международной астронавтической организации (IAC) и других организаций.
Одно из наиболее конкурентоспособных направлений деятельности России на мировом космическом рынке — коммерческое использование средств выведения КА. Основную часть коммерческих запусков с использованием российских РН осуществляют совместные предприятия с участием иностранных партнеров: «ILS» (Россия — США), «STARSEM» и «EUROCKOT» (Россия — Европейский Союз). Привлекательность ракетно-космической отрасли для внешних инвесторов связана и с улучшением общего экономического климата и положительными тенденциями развития российской экономики, а также мировой конъюнктуры. «Один рубль в космической отрасли дает нам 29 рублей в других областях»18,— утверждает глава Федерального космического агентства. Устойчивая тенденция такова, что растет число стран, участвующих в освоении космического пространства, более 30 стран имеют национальные космические программы, их расходы на космические цели стабильно увеличиваются.
Наряду с увеличением государств, в той или иной степени приобщившихся к работам в космической сфере, наблюдается рост потребителей космической продукции и услуг. Средний ежегодный прирост прибыли в этом секторе составляет около 30 %. Таким образом, для получения наиболее выгодных контрактов Федеральному космическому агентству необходима постоянная деятельность по выявлению потенциальных заказчиков, установлению с ними контактов на взаимовыгодной основе, открытие новых рынков потребителей космической продукции и услуг.
Решение кадровой проблемы, упомянутой выше, должно занимать, наряду с техническим и технологическим оснащением отрасли, важное, если не основное место у руководителей всех уровней. Специфика проблем кадрового обеспечения предприятий ракетно-космической отрасли опосредует необходимость в качестве приоритетных путей повышения кадрового потенциала определить следующие:
18См.: Геращенко Е. Правительство вышло в космос // Слияния и поглощения. 2006. № 4.
• повышение конкурентоспособности условий работы в отрасли на рынке труда;
• совершенствование системы управления;
• совершенствование системы подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов.
Государству необходимо создать привлекательные и перспективные условия работы на предприятиях ракетно-космической отрасли за счет, прежде всего, финансового стимулирования работников, оплаты государством части затрат на приобретение жилья, дополнительных денежных премий при реализации проектов государственного значения, введения значительных надбавок за научные степени и ученые звания, привлечения молодых ученых к реализации инновационных проектов и т. д.
Также важен правильный подход к обучению и подготовке кадров для отрасли с учетом специфических особенностей. Подготовка инженеров по проектированию и разработке наукоемкой и высокотехнологичной техники исключительно сложная задача. Она требует дифференцированного подхода при формировании системы подготовки специалистов для ракетно-космической отрасли19.
Как представляется, кадровую проблему по подготовке квалифицированных специалистов могут решить следующие шаги:
• определение кадровой потребности предприятий ракетно-космической отрасли на текущий период и перспективу;
• расширение участия предприятий в организации практического обучения студентов с предоставлением материально-технической базы, мест практики и др.;
• организация стажировок преподавателей на производстве;
• участие ведущих специалистов предприятий в проведении учебного процесса и повышении квалификации педагогических работников вузов;
• расширение участия предприятий в формировании и деятельности попечительских советов, оказание спонсорской помощи техникумам и колледжам, в том числе в вопросах создания современной материально-технической базы. Решение комплекса вышеперечисленных проблем развития ракетно-космической промышленности Российской Федерации позволит обеспечить выполнение главных задач отрасли. Это, безусловно, придаст в дальнейшем импульс для научно-технического развития всей социально-экономической системы страны.
19См.: Федоров М. Аэрокосмическое образование и проблемы и молодежи // МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2005. С. 23.