ПРИОРИТЕТЫРОССИИ
42 (183) - 2012
УДК 333.65
развитие технологий
адаптивного управления проектами создания, эксплуатации и утилизации ракетно-космической
техники
И. д. ГРАЧЕВ,
доктор экономических наук, председатель Комитета по энергетике Государственной Думы РФ Е-mail: idg19@mail. ru
А. с. ФИОНОВ, инженер
Е-mail: asf79@inbox. ru Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
В статье показано повышение роли методического обеспечения управления проектами конверсии военной техники и проектами двойных технологий, которые направлены на трансформацию военных технологий в гражданском секторе экономики. Анализируются существующие особенности управления ракетно-космической техникой, предложен адаптивный подход к управлению проектами. Также предлагается применение адаптивных технологий управления проектами для межотраслевого взаимодействия как инструмента инновационного развития.
Ключевые слова: устойчивое развитие, ракетно-космическая сфера, конверсия, инновация, управление проектами.
Особенности управления проектами конверсионной ракетной техники. Вопросы конверсии военной техники и технологий, применения их в гражданских сферах могут быть рассмотрены с точки зрения концепции устойчивого развития. Понятие концепции устойчивого развития связано с процессом изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций,
ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Социальная составляющая устойчивого развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми.
Подписание договоров о сокращении наступательных вооружений, принятие соглашений о запрещении размещения в космическом пространстве объектов с ядерным оружием направлено на сокращение разрушительных конфликтов между людьми. Реализация технических проектов, связанных с подобными договорами, происходит в условиях существенной динамики политических, экономических и социальных условий, когда даже цели проектов могут преобразовываться.
Представляется актуальным рассмотрение проектов конверсии боевых ракет в ракеты космичес-
кого назначения. Проекты реализуются в условиях превышения предложения над спросом на рынке пусковых услуг. Технические показатели надежности и ценовые показатели запусков играют существенную роль при принятии решений операторами космических аппаратов по выбору ракет-носителей для доставки их космических аппаратов на околоземную орбиту. Высокую конкурентоспособность в 1990-2000-х гг. показали конверсионные ракеты легкого класса. В отличие от новых ракетно-космических комплексов разработка конверсионных ракетных комплексов требует существенно меньших капитальных затрат и предполагает короткие сроки выхода на полную готовность в случае интенсивного финансирования. Ввиду частичного использования имеющегося оборудования с военных ракетных комплексов себестоимость запуска для провайдера пусковых услуг может быть ниже аналогичных показателей для новых ракет.
Проведенные исследования в 1990-е гг. в России и в США по экономическому обоснованию использования конверсионных ракет-носителей для снижения стоимости, сроков разработки и решения задач по выведению малых космических аппаратов (КА) в космос показали принципиальную целесообразность таких проектов и привели к использованию баллистических ракет в качестве ракет космического назначения в рамках договоров о сокращении наступательных вооружений (СНВ).
Необходимо отметить, что опыт применения военных ракет для переоборудования их в ракеты космического назначения существовал еще с самого начала космической эры. Первые ракеты-носители «Союз», «Протон», «Титан», «Космос» и другие изначально планировались как средство доставки боевого заряда на территорию предполагаемого противника.
Конверсия военного производства - перевод предприятий, выпускающих военную продукцию, на производство гражданской, мирной продукции.
Конверсия баллистических ракет - это переоборудование боевых ракет, предназначенных для доставки боевых блоков на территорию противника, в ракеты-носители космического назначения для доставки полезных грузов в космос.
Подписание договоров о сокращении стратегических наступательных вооружений в 1991 г., с одной стороны, и развитие рынка запуска малых космических аппаратов - с другой, дали толчок к развитию современных конверсионных программ
ракетных космических комплексов в России и США в конце ХХ в. («Рокот», «Стрела», «Волна», «Днепр», «Минитмен», «Пегас» и др.). Этапы преобразования большинства американских и российских баллистических ракет в конверсионные показаны на рис. 1.
Во многих проектах конверсионных ракет-носителей ограничен срок коммерческого использования, что связано с ограничением сроков эксплуатации базовых боевых ракетных комплексов. Также ограничено количество ракет в связи с тем, что они более не производятся.
Характерной особенностью конверсионных космических ракетных комплексов является технологическая связь с базовыми военными ракетными комплексами, которые элементами входят в состав создаваемых на их основе космических ракетных комплексов [6].
Технологическая связь является основой для связи фаз жизненного цикла военных и конверсионных изделий - ограничения сроков эксплуатации боевых ракет определяют сроки коммерческой эксплуатации конверсионных ракет (рис. 2).
Таким образом, ограничения по этапам жизненного цикла на рынке применения конверсионных ракет и показатели их доступности являются важными условиями реализации проектов и приводят к необходимости их учета разработчиками при планировании и контроле.
Несвоевременный проектный анализ приводит к несоответствию (превышению) затрат на создание комплексов с возможностями по окупаемости и прибыльности проектов создаваемого ракетно-космического комплекса.
Экономические проблемы проектов связаны с неустойчивостью внешних и внутренних условий их реализации - изменение конъюнктуры рынка (снижение потребности в рынке спутниковой связи низкоорбитальных аппаратов), удорожание работ со временем [4, 10].
Неопределенности сроков, технической реализуемости и доступности финансовых средств вызваны высокой сложностью организационных и технических систем, характерных для космической сферы. Конверсионные проекты ракет-носителей включают дополнительные по сравнению с новыми космическими разработками ограничения и неопределенности в части сроков эксплуатации базовых комплексов и доступности военных ракет для конверсии. Неопределенность спроса на рынке
5
§
о
йн
тополь-м
РС-18 Р36М РТ-2 Р29 Р16 Р16 Р14 Р12
Р7 В ПИСКИПЕР 3 МИНИТМЕН III ^ ТИТАН II
РОКОТ, СТРЕЛА
ДНЕПР
СТАРТ
ВОЛНА, ШТИЛЬ
0 ЗЫБЬ
ЦИКЛОН
КОСМОС-1, КОСМОС-3,КОСМОС-3М
КОСМОС, КОСМОС-2
(8)
СОЮЗ, ВОСТОК, ВОСХОД, СПУТНИК, молния
ПЕГАС ,ТАУРУС, АТЕНА
МИНОТАВР
РН ТИТАН
(8)
АТЛАС
РН АТЛАС
1940
1950
1960
1970
1980
(п
доге
1990
Подписание договора СНВ -1
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ
ЭТАПЫ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ
ЭТАПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ В КАЧЕСТВЕ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ
0
ПРЕКРАЩЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ
2000
2010
ОГРАНИЧЕНИЕ
СРОКОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Рис. 1. Этапы создания и использования конверсионных ракет России и США
Рис. 2. Связь характерных фаз жизненных циклов проектов баллистических ракет-носителей
и конверсионных ракет-носителей
пусковых услуг, ограничения сроков эксплуатации для конверсионных проектов и ограничение самих ракет для конверсии обуславливают ограниченность и неопределенность прогнозов прибыли и, стало быть, окупаемости таких проектов.
Результатом проблем в планировании и реализации конверсионных проектов является срыв
4 -
сроков проектов, убытки головных разработчиков конверсионных ракет. В целях совершенствования процессов управления конверсионными проектами в части планирования целесообразно проводить углубленный совместный маркетинговый, инвестиционный, технический анализ и адаптировать проекты при переходе с одного этапа проекта на другой.
Основные факторы неустойчивости внешней среды проектов:
• экономический (конъюнктура космического рынка);
• политический (вопросы использования военных ракет и их доступность);
• технический (надежность ракет);
• экологический (использование ракет с неэкологичным топливом).
Ввиду дополнительных ограничений по сравнению с существующими разработками ракет-носителей, неустойчивости длительности жизненного цикла конверсионных ракет и неустойчивости рынка пусковых услуг целесообразно наметить направления разработки адаптивных технологий в управлении проектами конверсионной ракетно-космической техники.
Адаптивный подход к управлению проектами конверсионной техники. Проект - совокупность скоординированной деятельности частного лица или организации с определенным началом и окончанием, планом-графиком работ, стоимостью и показателями эффективности достижения конкретных целей в рамках выполнения технического задания [11].
Управление проектом производится в рамках различных функций управления, фаз и процессов управления проектом. Основные функции или области управления проектами - это управление содержанием работ, управление качеством, сроками и стоимостью.
На основе разработок по управлению проектами В. Н. Буркова (Институт проблем управления РАН) [5] предложена следующая формализация процесса управления проектом: Пр = {РАБ, Г, С}, СЛПр)<Сзад,
тах> ,
орР
Т е ит г }
1 0' кон^
где 77ре Пр, Пр - проект, Пр - множество проектов;
РАБе РАБ, РАБ - структура работ, РАБ - множество структур работ проекта; Ге Г, Г - график выполнения работ, Г - множество графиков выполнения работ; Се С, С - график финансирования проекта, С - множество графиков финансирования проекта;
С .(Пр) - суммарные затраты проекта Пр;
Сзад - максимально допустимые затраты на проект;
Ж- функция цели проекта; IV - заданный уровень достижения цели проекта;
Т - временной период реализации проекта; /(г /|соп - время начала и конца проекта. Адаптивное управление проекта - рациональное изменение его в зависимости от внешних условий - может быть осуществлено путем коррекции управляемых показателей проекта между фазами при выборе критериев изменения. Фазы космического проекта, принятые в ракетно-космической сфере, можно представить в следующем виде:
Прх (Техническое задание) —»-С"}—> Пр1 (Техническое предложение) —>{3}—>77р3 (Эскизный проект) ——*■ Пр4 (Технический проект) —»-С"}—> Пр. (Разработка рабочей документации) Пр6 (Отработка бортовых систем) —»-С"}—> Пр1 (Комплексные и межведомственные испытания систем, составных частей) —»-С"}—> Пр% (Летно-конструкторские испытания) —»-С"}—> Прд (Зачетные летные испытания) ——* Пр10 (Подготовка серийного производства изделия) —> Прп (Серийное изготовление изделия) —»-С"}—> Пр р (Эксплуатация изделия),
где Пр 1.... Пр р - текущие варианты проекта; - экспертиза результатов, замечаний, выводы, программа устранения замечаний, решение о переходе к следующей стадии, финансирование.
Целесообразно для проектов создания и эксплуатации ракетно-космических систем рассматривать следующий перечень управляемых показателей: тактико-технические характеристики, схема деления, перечень работ, план-график, план затрат. С помощью изменения управляемых показателей возможно проводить поэтапное планирование и контроль с учетом критериев и изменяющихся условий внешней среды проекта.
В каждом цикле управления фактически осуществляется процедура, определенная последовательностью выбора (рис. 3). При этом ТТТ (тактико-технические требования) реализуются в виде требований заказчика, ТТХ - тактико-технические характеристики и СД (схема деления) - в виде документов или реальных показателей создаваемых систем.
В связи с тем, что конверсионная техника и базовые военные ракетные комплексы технологически связаны, важно учитывать уровень готовности военной техники или ее отдельных элементов
Формирование требований рынка
) ттт
Ограничения и *
неопределенности факторов среды )
ттх,
ттх.
"СДи
РАБ
1,1,2
1,1,2,3
Выбор ТТХ
Выбор СД
Выбор РАБ
Выбор Г, С
Рис. 3. Процедура выбора управляющих показателей проекта
1) 2) 3)
для конверсии. В российской практике подобная градация для оценки уровня готовности техники и технологий может быть проведена, например, на основе фаз жизненного цикла ракетно-космической техники:
• научно-исследовательские работы (НИР);
• опытно-конструкторские работы (ОКР);
• опытное производство, подготовка производства (ОП/ПП);
• серийное производство продукции;
• утилизация техники.
В рамках развития диверсификации военной техники и технологий предлагается рассматривать три варианта проектов:
проект создания и использования военной технологии в интересах боевого применения; проект конверсии военной технологии в гражданском секторе (например в космонавтике); проект модернизации конверсионной военной технологии, применяемой в гражданском секторе, для боевых применений. Жизненные циклы и, соответственно, работы трех типов проектов могут быть связаны по времени на разных фазах. Необходимо отметить, что длительность фаз НИР и ОКР для конверсионных проектов меньше по сравнению с новыми проектами, причем за счет этого экономятся значительные средства и время на создание и внедрение конверсионных технологий по сравнению с разработкой совершенно новых технологий. Так, если на создание новых ракет космического назначения может уйти не менее 10 лет, то, например, на доработку боевых ракет для создания изделий с аналогичными техническими характеристиками достаточно 2-3 года [6]. Это становится возможно благодаря использованию «технологического задела», определяющего высокий уровень готовности технологий. Действительно, часть конверсионной космической технологии уже отработана при создании военной
6 -
техники, поэтому проекты конверсии представляют собой доработку базовой технологии или техники для применения ее в наукоемкой продукции гражданского назначения. И наоборот, после доработки и применения конверсионной технологии в гражданской сфере она может быть еще доработана и применена в военной сфере или применена для другого сектора. Таким образом, при использовании результатов научно-технической деятельности может быть получена наибольшая эффективность.
Проекты модернизации конверсионной военной технологии для военных применений представляют собой «возвращение» (Spin-on) технологии. Диверсификация применений техники и технологий позволяет снижать себестоимость и риск реализации разработок, а также повышать конкурентоспособность изделий и ускорять развитие космической и ракетной техники.
Необходимо отметить, что фаза жизненного цикла, с которой начинается конверсия или модернизация технологии, может быть различной: НИР, ОКР, ОП/ПП, производство, утилизация, что существенно влияет на особенности управления проектами и определяет ограничения при реализации изделия.
Для управления проектами конверсионной техники и, соответственно, диверсификации предлагается схема адаптации проекта (рис. 4) [1]. При этом необходимо учесть, что основой адаптации должен стать мониторинг состояния базового проекта (технологии, техники), в данном случае баллистических ракет и ракетных комплексов.
Схема адаптации проекта подразумевает перепланирование управляемых показателей проекта в зависимости от изменения факторов среды и состояния базового проекта.
Для управления проектами диверсификации космических технологий предлагается проводить адаптивное перепланирование и контроль реализа-
Проект до адаптации
ции проектов путем последовательного изменения облика системы (при необходимости изменения технического задания на комплекс).
Развитие адаптивного подхода может быть получено путем разработки адаптивных технологий управления проектами.
Основные направления развития технологий адаптивного управления:
• технологии стратегического планирования конверсионных проектов;
• маркетинговые методы планирования схем деления ракетно-космических комплексов;
• технологии оценки конкурентоспособности ракет-носителей на рынке пусковых услуг;
• критерии планирования и контроля конверсионных проектов;
• технологии управления рисками космических проектов;
• алгоритмы и блок-схемы планирования и контроля конверсионных проектов. Маркетинговые методы планирования
проектов конверсионной техники. При осуществлении маркетингового планирования проектов
целесообразно рассматривать стратегические методы маркетинга, планирование комплекса маркетинга.
К стратегическим методам могут быть отнесены методы матричного планирования: матрицы БКГ, Хасси, Ансоффа, Портера, SWOT-анализ, различные их расширения, в частнос-Проект после ти многофакторные матрицы
адаптации оценки [1]. -Целесообразно строить модифицированные варианты матриц, предусматривающие анализ траекторий развития товара и показывающие прогнозные значения целевых показателей проектов, что позволяет иллюстрировать успешность реализации стратегии и дает возможность планировать дальнейшую деятельность.
На базе матрицы Ансоффа (рис. 5) может быть построена расширенная матрица, где по оси «новизна рынка» могут стоять уровни новизны рынка по времени, а по оси «новизна товара» могут стоять различные фазы реализации проекта.
Суть новой матрицы (см. далее на рис. 8) состоит в учете не только материальной, но и интеллектуальной фазы продукции в динамике. При более детальном анализе возможна и дифференциация по фазам проекта (аванпроект, эскизный проект и др.).
В целях создания инструмента предварительного учета доступности военных ракет для конверсии и анализа возможных стратегий портфеля проектов предлагается использовать расширенную матрицу Ансоффа и оценивать динамику развития проектов конверсионных космических ракетных комплексов по следующим категориям:
1) этап жизненного цикла боевого ракетного комплекса;
2) рынок применений ракетных комплексов (космический или военный).
Современные конверсионные проекты ракет-носителей, создаваемые в рамках договоров о сокращении наступательных вооружений, относятся к этапу одновременной эксплуатации военных ракет и
Рис. 4. Схема адаптации проекта
Новизна товара
Рис. 5. Исходная матрица Ансоффа
их утилизации различными методами, в том числе с помощью запуска в космос. Рынок применений для конверсионных проектов, если они уже вступили в фазу коммерческой эксплуатации, является двойным (военным и космическим). Для таких ракетных комплексов ограничения, обусловленные тем, что ракеты больше не производятся, играют существенную роль при управлении проектом.
Для наглядности процедуры выбора проектов и портфеля проектов предлагается ввести в процедуру выбора проекта значение чистой приведенной прибыли и рассматривать матрицу для вариантов проекта. Таким образом, получается проектно-рыночная матрица с одним или несколькими показателями эффективности (табл. 1).
Экономический выбор отдельных проектов и рыночных сегментов будет сводиться к тому, что целесообразно выбирать только те варианты проектов X, Y или 2, которым соответствуют максимальные значения прибылей в сегментах Л1, А2 или А3.
Управляющими показателями, связывающими спрос на рынке пусковых услуг и возможности отдельной ракеты, являются:
1) тактико-технические характеристики ракетного комплекса;
2) схема деления ракетного комплекса.
Тактико-технические характеристики - это отклик разработчика ракетного комплекса на требования заказчика, который выражается в виде технического задания. Данный документ согласовывается с заказчиком и, таким образом, взаимоувязываются требования и будущие возможности создаваемой системы.
Структура ракетного комплекса (схема деления) должна соответствовать задачам, поставленным перед ее созданием. В России порядок составления структур технической системы отражается в ГОСТ 2.711-82 (схема деления изделия на составные части).
В европейской системе стандартов этой цели служит дерево продукта (Product tree) и дерево функций (Function tree). Функциональные структуры и схема деления определяют перечень работ по проекту.
Если проанализировать процедуру разработки перечня работ, начиная с анализа технических требований до выбора схемы деления, то можно сформировать последовательность маркетингового планирования, а именно: анализ рынка, сегментация, позиционирование, разработка и выбор решений по комплексу маркетинга.
При маркетинговом планировании проектов целесообразно учитывать длительность создания ракетно-космических систем и высокую динамичность среды, в частности - изменение спроса на пусковые услуги. При управлении космическими проектами следует пересматривать политику и менять характеристики комплексов путем изменения технических требований к системе и, соответственно, к структуре работ по проектам. Упреждение действий по изменению технических характеристик может быть рассмотрено в рыночном аспекте и характерно для промышленного маркетинга (GROUP ESC LYON).
В отличие от массового рынка для ракетно-космической продукции характерна уникальность товара: зачастую изготовляется единственный экземпляр товара (например модуль международной космической станции) [8, 10]. Маркетинг ракетно-
Таблица 1
Проектно-рыночная матрица для портфеля проектов
Наименование Вариант проекта Сегмент рынка Ax Сегмент рынка А2 Сегмент рынка А3
Проект X Вариант Х1 NPV (X1, A^ NPV (X2, А2) NPV (X2, А3)
Вариант Х2 NPV (X2, Ai) NPV (X2, А2) NPV (X2, А3)
Проект Y Вариант Y1 NPV (Y2, A2) NPV (Y2, А2) NPV (Y2, А3)
Вариант Y2 NPV (Y2, A2) NPV (Yi, А2) NPV (Yi, А3)
Проект Z Вариант 2Х NPV (Zi, Ai) NPV (Zi, А2) NPV (Zi, А3)
Вариант 22 NPV (Z2, Ai) NPV (Z2, А2) NPV (Z2, А3)
космической техники должен рассматриваться в рамках анализа взаимоотношений заказчика пусковых услуг и провайдера пусковых услуг, что характерно для маркетинга партнерских отношений.
В целях формирования выводов о новых методах планирования содержания работ по проектам создания и эксплуатации космических ракетных комплексов и конверсионных ракетных комплексов предложена процедура маркетингового планирования по следующей схеме:
1) сегментация по различным классификационным признакам (назначение космического аппарата, оператор космического аппарата, страна оператора космического аппарата, тип организационной структуры заказчика, страна производителя космического аппарата);
2) позиционирование по энергетическим характеристикам космических аппаратов (высота орбиты, наклонение орбиты, масса космического аппарата);
3) анализ влияния изменения схем деления ракетных комплексов с тактико-техническими характеристиками на эффективность проектов создания и эксплуатации конверсионных ракетных комплексов;
4) выбор комплекса маркетинга:
- план развития ТТХ ракетного комплекса в зависимости от запланированных к освоению сегментов рынка;
- цена пуска;
- план продвижения (реклама).
План развития ТТХ ракетного комплекса дает возможность планировать развитие структур проекта: схема деления (СД), перечень работ (РАБ).
Анализ сегментов рынка реализованных пусковых услуг проведен согласно следующей классификации:
1) назначение космического аппарата (КА);
2) оператор (заказчик) космического аппарата;
3) страна оператора (заказчика) космического аппарата;
4) тип организационной структуры оператора (заказчика);
5) головной производитель космического аппарата;
6) страна производителя космического аппарата. Анализ сегментации определяет выбор групп
потенциальных заказчиков: З еЗ, где З - вы-
^ сегм ' ^ сегм
бранные сегменты, З - множество сегментов.
Позиционирование направлено на формирование и выбор характеристик продукта, что соответствует планированию тактико-технических характеристик разрабатываемой ракетно-космической системы. Карты позиционирования позволяют выделить зоны наибольшего скопления требований заказчиков с точки зрения технических показателей (рис. 6).
Результатом сегментации и позиционирования являются сформированные тактико-технические требования (ТТТ) к создаваемым ракетным космическим системам для запуска космических аппаратов выбранных заказчиков.
Формула выбора тактико-технических характеристик может быть записана следующим образом: ТТХРН' = {ТТХРНе ТТХРН З еЗ,
1 сегм '
КА еКА, ТТХ еТТХ п ТТХРН},
сегм ' касегм ка }'
где ТТХРН - множество всех вариантов тактико-технических характеристик рассматриваемой ракеты (множество кусочно-непрерывное); Зсегм - множество заказчиков из выбранного сегмента;
КАсегм - множество космических аппаратов из выбранного сегмента;
ТТХкасегм - тактико-технические характеристики космических аппаратов из выбранного сегмента (множество дискретное).
2500 2000 1500 1000 500
1 +
Зоны позиционирования по параметрам орбит КА
* + < ** фуНФФ-% ¥
« Я) 60 70 Н£клснен№. град
10 000
■5
100
80 50 100 110
Зоны
позиционирования по параметрам орбит КА
"Т
200 300 Ш 500 600 700 Высота нругоесй орбиты, км
900
000
Рис. 6. Позиционирование ракет-носителей по параметрам орбиты (град, км) и массе космических аппаратов (кг), запущенных с помощью российских конверсионных ракет-носителей легкого класса в 1990-2006 гг.
Основной перечень показателей ТТТ^:
ТТТка = {Щ* V
где тКА - масса КА;
hКА - высота орбиты КА; ?КА - наклонение орбиты КА. Основные ТТХ ракет-носителей могут быть рассмотрены в виде множества, представленного неравенством:
тКл (т™ (h, i), где тКл - масса КА, который может быть запущен с помощью рассматриваемой ракеты-носителя;
h - высота орбиты КА, который может быть запущен с помощью данной ракеты; ?КА - наклонение орбиты КА, который может быть запущен с помощью данной ракеты. Методы современного маркетинга (Котлер, Ламбен) направлены в конечном счете на формирование и выбор характеристик продукта (элемент комплекса маркетинга), что соответствует в данном случае выбору тактико-технических характеристик разрабатываемого космического ракетного комплекса.
В результате анализа возможных позиций на рынке пусковых услуг малых аппаратов могут быть получены следующие выводы:
• перспективными позициями обладают ракетные комплексы с возможностью запуска космических аппаратов на солнечно-синхронные орбиты;
• для рынка пусковых услуг характерна существенная потребность в запуске наноспутников (масса менее 10-20 кг).
Динамика развития сегментов рынка и конкуренция внутри них требуют от провайдеров пусковых услуг детального анализа конкурентоспособности ракет-носителей для каждого заказчика, причем такой анализ может быть сделан на основе метода конкурентных торгов и введения показателя вероятности заключения контракта (Д. Б. Пайсон, А. С. Фионов) [5].
Показатели вероятности заключения контракта могут быть использованы при оценке показателей чистой приведенной прибыли для реализации вариантов проекта. Для выбора схемы деления ракетно-космического комплекса (а затем и структуры работ по созданию комплекса) целесообразно выделять группы потребителей, соответствующие определенным техническим показателям и типу заказчика. Схеме деления будут соответствовать
10 -
функциональные требования и ТТТ, предъявляемые к ракете. Схема деления будет определять перечень работ по созданию отдельных элементов комплекса (ракета-носитель, технический комплекс РН, технический комплекс КА, стартовый комплекс, комплекс средств связи).
Работы по созданию отдельных элементов комплекса могут выполняться как параллельно, так и последовательно. Тогда укрупненный перечень работ, а стало быть, сроки разработки и стоимость создания конверсионного космического ракетного комплекса будут зависеть от изменений в схеме деления по сравнению с военными ракетными комплексами.
Анализ влияния изменений в вариантах схем деления ракетных комплексов показал, что наиболее существенным образом на тактико-технические характеристики ракеты-носителя и потенциальный успех на рынке влияют:
1) мощность двигательной установки разгонного блока ракеты;
2) конструкция обтекателя;
3) система управления ракетой-носителем;
4) возможности технического комплекса космического аппарата (для сборки и испытаний ракеты и космического аппарата);
5) технический облик стартового комплекса (например, шахтный - РН «Стрела» или предназначенный для открытого старта - РН «Рокот»);
6) географическое положение космодрома в части энергетических возможностей ракеты (в том числе с точки зрения полей падения). Наиболее успешным с точки зрения количества
запусков в России оказался проект конверсионной РН «Рокот», подвергавшейся наибольшему количеству модификаций. В указанном проекте были применены современные технологии маркетинга и управления проектами, что реализовано в совместном предприятии Eurockot.
Особенности сегментации и позиционирования могут быть использованы при разработке новых методов планирования содержания работ проектов, а схема деления должна стать основополагающим показателем выбора: изменение схемы деления как база для определения облика системы определяющим образом влияет на тактико-технические характеристики ракет и, соответственно, на возможный объем пусков. Раннее время изменения схемы деления увеличивает возможности проекта и количество потенциальных запусков.
Критерии планирования и контроля при управлении проектами конверсионных ракет.
Предлагается адаптировать управленческие решения по ходу реализации проекта с использованием различных критериев:
Пр1 = {Прк^Пр: (Пр), [7.]}, где - условие выполнения критерия выбора; Пр. - выбранный проект на фазе I; Пр к - к-й вариант проекта на фазе Пр1 - множество вариантов проектов на фазе реализации ;
[7] - внешние условия и ограничения проекта на фазе реализации ..
Условия выполнения критериев выбора и ограничения проекта могут быть различными.
Для осуществления планирования и контроля прогнозных значений показателей коммерческой привлекательности нужно анализировать возможные сроки эксплуатации базовых военных ракет и их доступное количество для конверсии. Перечень работ по переоборудованию определяет время готовности проекта к коммерческой эксплуатации Тгот.
Несмотря на то, что сроки переоборудования, как правило, могут быть не более 3-4 лет, из-за недостатка финансирования сроки реализации затягиваются и необходимо оценивать дату «невозврата» - когда срок готовности обеспечивает значение прогноза чистой приведенной прибыли меньше нуля. Для проведения такого анализа предлагается количественно-временная диаграмма (рис. 7).
Следует отметить, что суть анализа с помощью данной диаграммы состоит в анализе временных и количественных ограничений конверсионных проектов (количество доступных для конверсии ракет).
Основные количественные ограничения могут быть выражены следующим образом:
Nf™ - количество ракет, утилизируемых другим способом в год t.
Необходимо учесть, что ежегодное количество запусков ограничено как спросом, так и предложением: Nn < Nn - ограничение по предложению для конкретной конверсионной ракеты-носителя;
N^ ^ NC - ограничение по спросу на ракеты-носители для конкретных сегментов рынка.
Временные ограничения по возможным срокам проведения запусков могут быть выражены следующим образом:
РКН gp
Т эксп ^ Т э - срок эксплуатации конверсионной ракеты-носителя, как правило, не больше срока эксплуатации военной баллистической ракеты;
d э = ТSS - Тгот - длительность эксплуатации космического ракетного комплекса;
Т = Т + d - время готовности космичес-
гот нач созд г
кого ракетного комплекса;
dc^ - длительность создания космического ракетного комплекса.
Количественно временные ограничения, необходимые для предварительной оценки конверсионного проекта, показывают целесообразность или нецелесообразность продолжения работ. Разработан критерий, учитывающий ограничения доступности ракет для конверсии:
А = {A| Y min {Ддост, Nf, Nа } •
Sпу - Сr
t =Тг
(1 + if
-I-
G
■> 0},
,^ (1 + i)t
где А - выбираемый проект, удовлетворяющий ограничениям доступности ракет и обеспечивающий прогноз чистой приведенной прибыли больше нуля;
^дост = n^
-I (N
щ +Nrm),
Л гДОСТ
где N1 - количество доступных для конверсии ракет в год /:
Л7-досг
Мтн - количество доступных ракет в начальный год оценки 7н;
- количество запускаемых в космос ракет в год Г;
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
Количество доступных ракет (изменяется при запусках и утилизации)
/
, /
Срок эксплуатации базовых ракет
Т ехнические возможности по запускам РН К 1
/ К.
/
^экс длит*: ЛЬНОС) 1Ъ ЭКС1 туата ции
Тгот СП ^01_____
2006 2008 2010 2012 2014 2016 2016 2020 2022 2024 2026 2026
Примечание: Т - время готовности комплекса к выходу на рынок, Т - время оконча-
г гот Г Г 7 эксп Г
ния эксплуатации базовых военных ракет, ^ - длительность эксплутации, Т - время
г ? экс ^ ' оконч г
утилизации последней военной ракеты.
Рис. 7. Количественно-временная диаграмма за период 2006-2028 гг.
11
- цена пусковых услуг; СПУ - себестоимость пусковых услуг для провайдера пусковых услуг;
С - вектор операционных и инвестиционных затрат проекта.
Таким образом, количество возможных запусков будет определяться либо количеством имеющихся в арсеналах ракет в целом, либо ежегодными возможностями по запуску (предложение), либо сроками эксплуатации, либо спросом на рынке. Существенное требование к конверсионному проекту, на которое автор считает необходимым обращать внимание - это окупаемость проекта, ведь ограничения не должны привести к заведомой убыточности проекта. За этим показателем необходимо следить в ходе развития проекта, поэтому основным показателем может стать прогнозируемый срок готовности выхода ракетного комплекса на рынок. В случае если этот срок не может быть удовлетворен, то исследуемый вариант проекта нужно доработать или отменить.
Для исследования привлекательности варианта проекта может быть предложена технология оценки на основе проектно-рыночной матрицы.
Исходные данные для анализа. Пусть рассматривается К возможных вариантов проекта к = 1,... К. Для этого проекта рассматриваются М сегментов т = 1,.М. Определен временной интервал Т реализации (оценки) проекта ^ = 0,. Ткон. Вектор затрат на создание и эксплуатацию технической системы проекта к по годам - С<к>.
Вектор операционной прибыли для рассматриваемого сегмента т и варианта проекта к - Р<кт>.
Тогда показатель чистой приведенной прибыли для сегмента т и варианта проекта к будет вычисляться следующим образом с учетом:
Таблица 2
NPV
Ткон p<k,m> <k ,m> \ 1 t
= "I
Ткон C *
t=c (1 + i)t 1-0(1 + i)t где i - коэффициент дисконтирования.
Стратегии руководителя проекта, показывающие зависимость выбранного варианта, можно представить в виде следующей матрицы (табл. 2).
Соответственно, чистая приведенная прибыль для варианта проекта k всех сегментов:
M
NPV <k > = ^ NPV <k m>.
m=1
Критерий выбора проекта в данном случае может быть такой:
k' = {k\ NPV<k> = max (NPV<j>), j = 1,.. .K}, или для минимизации возможных потерь: k' = {k| max (NPV<j>) - NPV<k> ^ min, j = 1,. K}.
12 -
Проектно-рыночная сетка для варианта проекта
Сегмент Вариант схемно-конструктивных
рынка решении технической системы
Вариант 1 2 K
Сегмент 1 NPV<U>
Сегмент 2
Сегмент 3
NPV<k т>
Сегмент M NPV<K'M>
Дополненный метод проектно-рыночной матрицы в целях поиска оптимального решения (сегмент, вариант проекта для сегмента) может быть использован для управления вариантами схем деления комплекса и соответственно содержанием работ.
Авторами предложено оценивать чистую приведенную прибыль в каждой ячейке и, таким образом, оптимизировать процесс управления проектом при помощи выработки корректирующего воздействия.
Показатели прибыли могут рассматриваться как детерминированные, так и вероятностные.
Если рассматривать проект в виде вероятностных показателей, то возможно получение накопленных кривых вероятностей. В этом случае выбор варианта проекта может быть следующим: Прг = {Прк1 е Пр i | P (NPV (Пр) ^ max) > у, ' k = 1,... K, [У]},' где у - уровень вероятности, назначаемый лицом,
принимающим решение (ЛПР).
Вероятностные критерии прогноза прибыли проекта могут быть встроены в обобщенные системы управления рисками космических проектов, характерные также для конверсионных проектов [7].
На основе предложенных критериев и схемы адаптации проекта могут быть разработаны варианты алгоритмов планирования и контроля проектов создания, эксплуатации и утилизации конверсионной техники.
Применение модифицированной матрицы Ансоффа для планирования стратегии проектов конверсионной техники. Для конверсионных ракет-носителей, создаваемых в рамках договоров о сокращении наступательных вооружений, ограничения, обусловленные тем, что ракеты больше не производятся, играют существенную роль при управлении проектом. На рис. 8 показаны различные варианты конфигурации проектов конверсионных ракет:
Боевой
1) РС-18 + РН «Рокот» - при- Рынок мер одновременной реализации программы продления боевых
ракетных комплексов и исполь- Космический зования ракет в качестве средства доставки грузов в космос;
2) РН «Протон» - использование (изготовление) боевой ракеты УР-500 в качестве ракеты космического назначения (старая конверсионная ракета-носитель);
3) РН «Тополь-М» - новая боевая ракета. В будущем после доработки ракета может быть использована для конверсии для выведения полезных грузов в космос (перспективная конверсионная ракета-носитель).
В зависимости от этапа жизненного цикла условия модификации ракетного комплекса разные:
• на этапе разработки существенную роль играют финансовые ограничения, но зато есть возможность сразу создавать системы двойного назначения с экономией средств;
• на этапе производства ракетный комплекс уже создан, есть возможность расширить его применение путем модификации, например -дополнение новыми разгонными блоками;
• на этапе утилизации разработчикам космических ракетных комплексов на основе утилизируемой техники необходимо учитывать ограничение количества и сроков эксплуатации базовых ракет.
Для современных конверсионных проектов могут быть реализованы следующие основные стратегии: 1) полная или частичная остановка работ по модификации ракетного комплекса; 2) продолжение работ по намеченному ранее плану; 3) планирование новых элементов космического ракетного комплекса и дополнение новыми работами.
Заключение. Развитие адаптивных технологий управления социально-экономическими системами в России очень актуально, когда проекты имеют слабую реализуемость в условиях динамической внешней среды, характерной для настоящего времени.
Конверсия военных технологий, применение их в гражданском секторе является наиболее популярной в России в 1990-е гг., причем может быть в настоящее время более эффективной в случае ее планирования и поддержки направлений ее разви-
?
Новая РН
О
ГГополь-М
О РН Протон
Про
мот
О
РС-18
Разработка Производство Утилизация Этап жгиявняого цикла
Рис. 8. Стратегия реализации проектов конверсионных ракет
тия с помощью созданию институтов поддержки инноваций.
Так, рентабельность применения НИОКР оборонного назначения в гражданской сфере (конверсия технологий), по опыту США, составляет от 200 % в среднем по всем программам от вложенных средств и до 1 000 % по отдельным программам.
При реализации лунной программы США (1960-1970 гг.) также осуществлен успешный трансфер технологий (трансфер - расширенное понятие конверсии). В частности, получили развитие информационные технологии, микроэлектроника, новые материалы.
Разработка и принятие секторами экономики для использования специализированного методического аппарата управления проектами и программами на основе имеющихся заделов НИОКР и доступной техники может способствовать развитию производства перспективной военной и гражданской техники, что целесообразно при переходе к инновационной экономике [2, с. 93].
Технологии адаптивного управления могут найти свое применение при развитии инноваций и межотраслевом взаимодействии как в существующих, так и в создаваемых инновационных структурах (технопарки в научных центрах Зеленограда, Обнинска, Дубны, Сарова и др.). Особенно это актуально для наукоемких сфер - ракетно-космической, атомной, нанотехнологий и биотехнологий.
Весьма интересной, но пока не в полной мере реализованной инициативой по разработке гражданских применений и межотраслевого взаимодействия является создание инновационного центра «Сколково».
Примером созданных отраслевых инновационных центров, где целесообразно применять технологии адаптивного управления, могут быть отраслевой Инновационный центр ООО «Атом инновация», Международный инновационный центр космических и навигационных технологий и систем корпорации ОАО «Российские космические системы». Целесообразно применять технологии адаптивного управления при создании инновационных структур крупных предприятий различных секторов промышленности и отдельных министерств. Также это актуально для Министерства обороны РФ, где возможно разрабатывать технологии двойного или даже многоотраслевого применения, иметь возможность заимствования технологий из соседних сфер. Тем более что Правительство РФ планирует направить более 20 трлн руб. на перевооружение армии и техническую модернизацию оборонно-промышленного комплекса до 2020 г.
Технологии адаптивного управления могут быть применены для разработки конкретных блок-схем управления, бизнес-процессов предприятий и инновационных структур как ракетно-космической, так и других сфер.
Гармоничная диверсификация технологий и сбалансированное участие военных технологий в гражданских областях могут стать существенной поддержкой для идеи устойчивого развития, а технологии адаптивного управления проектами, в том числе рассмотренные в данной статье, послужат надежной основой для методического аппарата.
Список литературы
1. Бакланов А. Г., Фионов А. С. Применение методов стратегического маркетинга в авиакосмических корпорациях // Практический маркетинг. 2005. № 10.
2. Грачев И. Д. Статистическая модель автопрогресса экономических систем. М.: Наука, 2010.
3. Математические основы управления проектами: учеб. пособие // С. А. Баркалов, В. И. Секлето-ва и др., под ред. В. Н. Буркова. М.: Высшая школа, 2005.
4. Макаров Ю. Н., Хрусталёв Е. Ю. Экономическое обеспечение безопасного функционирования и развития ракетно-космических производств // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 5. С. 28-39.
5. Пайсон Д. Б., Фионов А. С., Учет неопределенных факторов при проектировании и маркетинге ракетно-космической техники. М.: Изд-во «Машиностроение», 2005. № 11. С. 49-55.
6. Фионов А. С. Адаптивное управление диверсификацией космической техники и технологий // Инновации. 2008. № 8. С. 67-71.
7. Фионов А. С. К вопросу о построении обобщенной системы управления космическими рисками // Страховое дело. 2011. № 12.
8. Хрусталёв Е. Ю., Макаров Ю. Н. Основы экономического анализа космической деятельности России // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 29. С. 41-47.
9. Хрусталёв Е. Ю., Макаров Ю. Н. Механизмы реструктуризации наукоемких производств (на примере ракетно-космической промышленности) // Экономика и математические методы. 2010. Т. 46. № 3. С. 31-42.
10. Хрусталёв Е. Ю., Макаров Ю. Н. Концепция развития ракетно-космической промышленности (состояние и тенденции развития) // Концепции. 2009. № 2. С. 59-65.
11. ECSS-P-001A, Rev. 1 - Glossary of Terms, ESA-ESTEC, Noordwijk, The Netherlands, 11 June 1997. Р. 36.
Публикация годовой и квартальной отчетности
В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы
формата А4.
Тел./факс (495) 721-8575, e-mail:[email protected]