Научная статья на тему 'Инновационное развитие как национальный инвестиционный проект'

Инновационное развитие как национальный инвестиционный проект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / INNOVATIONS / INVESTMENTS / THE INVESTMENT PROJECT / A SUSTAINABLE DEVELOPMENT / THE STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусов Андрей Валериевич

Инновации рассматриваются как универсальная парадигма, важный фактор современного устойчивого экономического развития, снимающие ресурсные ограничения, повышающие конкурентоспособность российской экономики. Исследуется государственный механизм реальной поддержки инвестиционного развития, как часть национального инвестиционного проекта. Главное внимание уделяется внутренним стимулам и источникам инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative development as a national investment project

Innovations are considered as a universal paradigm, the important factor of the modern steady economic development, the removing resource restrictions raising competitiveness of the Russian economy. The mechanism of government of real support of investment development, as a part of the national investment project is investigated. The main attention is given to internal stimulus and sources of innovative development.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие как национальный инвестиционный проект»

УДК 330.322

А.В. Белоусов

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Инновации рассматриваются как универсальная парадигма, важный фактор современного устойчивого экономического развития, снимающие ресурсные ограничения, повышающие

конкурентоспособность российской экономики. Исследуется государственный механизм реальной поддержки инвестиционного развития, как часть национального инвестиционного проекта. Главное внимание уделяется внутренним стимулам и источникам инновационного развития.

Инновации, инвестиции, инвестиционный проект, устойчивое развитие, государственная поддержка.

A.V. Belousov

INNOVATIVE DEVELOPMENT AS A NATIONAL INVESTMENT PROJECT

Innovations are considered as a universal paradigm, the important factor of the modern steady economic development, the removing resource restrictions raising competitiveness of the Russian economy. The mechanism of government of real support of investment development, as a part of the national investment project is investigated. The main attention is given to internal stimulus and sources of innovative development.

Innovations, investments, the investment project, a sustainable development, the state support.

Под инновационной деятельностью в статистике понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

Рассматривая инновационную деятельность как проявление творческого начала в повышении эффективности производства за счет использования нестандартных инновационных решений, необходимо отметить, что это стратегический путь развития страны независимо от факторов, влияющих на ее социально-экономическое развитие. Традиционно понятие «инновация» применяется ко всем новшествам в производственных, организационных, финансовых, научно-исследовательских и других сферах,

обеспечивающих получение максимального социально-экономического эффекта за счет использования интеллектуального потенциала.

Инновационная способность экономики страны характеризуется возможностью создавать и распространять новшества во всех сферах. Специфика инновации такова, что, с одной стороны, потребность в ней формируется под воздействием спроса и предложения, с другой - она возникает быстрее в условиях конкуренции.

По различным источникам, в настоящее время разработку и освоение инноваций осуществляют около 10,0% промышленных предприятий. В структуре произведенной продукции затраты на инновации составляют примерно 5%, в то время как в конце 80-х годов их доля была 60-70%. При этом наибольшую долю в затратах на инновации российских предприятий составляло приобретение машин и оборудования (62,2%), на приобретение новых технологий расходовалось только 18,3% всех средств, затрачиваемых на инновации, из них на приобретение прав, патенты, лицензии, промышленные образцы и полезные модели - 10,5%. В общем объеме затрат предприятий на инновации подавляющую долю составляют собственные средства - 82,3%, иностранные инвестиции

- 5,3%, средства федерального бюджета - 2,8%, бюджетов субъектов Российской Федерации - 1,3%, внебюджетных фондов - 2,7%. Недостаточная результативность инновационной деятельности иллюстрируется показателем экспорта. В настоящее время доля России в объеме мировой торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивается в 0,3-0,5% (доля Китая - 6%).

Инновации - один из основных способов удовлетворения важнейших потребностей производства и других сфер человеческой деятельности путем создания эффективной организации. При этом понятие «организация инноваций» может рассматриваться с позиций требований отдельных экономических, технических систем и социальных объектов, реализующих определенные программы действий для достижения поставленных целей. Поскольку инновационная деятельность характеризуется высокими темпами морального устаревания полученных результатов, возникает необходимость создания и реализации все новых инноваций.

Организация инновационных процессов охватывает информационную, научную, проектно-конструкторскую, производственную, вспомогательную, экономико-

управленческую деятельность и носит многовариантный характер. Особое значение придается имеющемуся в организации заделу научных исследований и проектноконструкторских проработок, позволяющих сократить время на создание инновации. Наиболее значимыми с точки зрения трудоемкости и важности получения конечных результатов, определяющими их новизну и научно-технический прогресс, являются научная и проектно-, опытно-конструкторская деятельности.

Поэтому возможные варианты организации научных исследований отличаются последовательностью выполнения работ, структурой ресурсов, характером развертывания работ во времени и возможными организационными связями. Рациональной считается такая организация инновационных процессов в сфере науки, которая сочетает в себе оптимальное соотношение величины затрат на создание инноваций, сроков их получения и реализации с учетом рыночных возможностей.

Организация инновационных процессов в сфере науки отличается спецификой работы научных, конструкторских и проектных коллективов. Известно, что предмет труда научных работников и специалистов в большинстве случаев не имеет вещественного выражения. В его качестве чаще всего выступают ранее накопленные человеческие знания, информация о которых находится в публикациях, в результатах исследований и разработках, зарегистрированных изобретениях, открытиях, в функционирующих системах. Для реализации полученных знаний в сфере науки исключительное значение имеет техническая база научных исследований и опытно-конструкторских работ.

В зависимости от рыночного потенциала и проводимой государством политики инновационная деятельность может различаться: спецификой создаваемых инноваций по

отраслям экономики; уровнем использования имеющихся знаний при проведении фундаментальных или прикладных исследований, опытно-конструкторских работ; организационной структурой управления и территориальным размещением отдельных подразделений; структурой иерархических связей подразделений (вертикальных, горизонтальных, смешанных); организационно-правовой формой собственности, преобладающей в организации.

Широкое распространение получают различные организации инновационной деятельности: ассоциации и консорциумы; технологические парки (научные,

инновационные, экологические, конверсионные, технологические деревни и бизнес-парки); инкубаторы, объединяющие научные, инженерные и экономические коллективы творческих молодых специалистов, малые инновационные предприятия. В крупных регионах развиваются научно-производственные комплексы. Как показывает зарубежный опыт, позиции малых инновационных предприятий (МИП) сильны в таких направлениях деятельности, где особенно интенсивно идет процесс смены поколений продукции, связанный с потоком радикальных инновационных изменений. Все эти организации создают предпосылки и условия для ускоренного освоения и реализации многих инноваций на внутреннем и внешних рынках.

В России создано около 40 тысяч МИП. На основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности ими освоено производство новой продукции на десятки миллиардов рублей в год. Распределение МИП по профилю деятельности приведено в таблице. Профиль деятельности МИП указан по описанию изобретения. Вместе с тем существуют определенные разновидности МИП производственного назначения: одни предприятия могут разрабатывать новые технологии производства продукции или производства новой продукции; другие предприятия призваны осваивать производство новой продукции, включая новые технологии.

Как видно из данных таблицы, наибольшее количество МИП в своем названии не указывают профиля деятельности. Данные свидетельствуют также о достаточно большом диапазоне деятельности МИП, в котором превалируют научно-производственные, внедренческие и с внедренческим уклоном.

Распределение МИП по профилю деятельности и по организационно-правовому статусу

Профиль деятельности МИП Количество МИП Организационно-правовой статус МИП Количество МИП

Научно-производственные 55 Автономные (унитарные) 187

Научно-технические 12 Государственные 43

Научно-внедренческие 15 В форме АО, НРО, НИИ, ТОО, ООО и др. 24

Научно-производственные и внедренческие 16 При АО, НПО, НИИ, вузах и др. 17

Внедренческие 23 При федеральных центрах 2

Научно-исследовательские, конструкторско-технологические 11 Коллективные 4

Инновационно-коммерческие 5 Индивидуально-частные 11

Многопрофильные 6

Медицинские 9

Без указания профиля 146

По организационно-правовому статусу в общем количестве МИП преобладающее большинство имеют статус автономных, далее следуют государственные, остальные распределились по категориям.

Среди партнеров МИП по совместному патентованию изобретений фигурируют НИИ, НПО, НТК, заводы, комбинаты, академические институты, учебные заведения. Это позволяет судить как о тематической широте разработок, так и о том, что многие крупные

научные центры и организации, а также производственные предприятия и объединения видят в МИП не только надежных партнеров, но и источник развития инновационных возможностей.

Преимущества МИП заключаются в том, что оно имеет высокую гибкость и оперативность в принятии решений, восприимчивость к нововведениям в

производственной и управленческой деятельности, быструю адаптацию к местным условиям, высокий уровень специализации производства и труда, быструю оборачиваемость средств, невысокие расходы по управлению. К отрицательным сторонам инновационной деятельности МИП следует отнести ограниченные финансовые

возможности (кредитование, привлечение бюджетных средств), недостаточную

информационную обеспеченность, высокий предпринимательский риск, ограниченные возможности выпуска продукции, отсутствие синергетического эффекта от совместной деятельности при реализации инноваций.

Инновационная деятельность, будучи рискованным видом

предпринимательства, требует крупных единовременных затрат, которые не всегда быстро и целиком окупаются. Поэтому существует актуальная потребность в страховой защите рисков инновационной деятельности как средства снижения финансовых потерь инвесторов в случае неудачной реализации проектов. Для снижения инвестиционного риска и привлечения финансовых ресурсов МИП стремятся к тому, чтобы их деятельность осуществлялась в рамках государственных научно-технических программ, являющихся составной частью федеральной целевой программы «Исследование и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники».

Классификации инновационных предприятий можно рассматривать с позиций не только организационных признаков, но и по принадлежности к различным формам собственности. В настоящее время существуют организации со следующими формами собственности: государственной (институты Российской Академии наук); акционерной; кооперативной; частной; ассоциации организаций, занятых разрешением определенных научных проблем.

Перспективы развития инновационных организаций в России связаны с реализацией национальной системы государственно-частной поддержки развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции.

Инновационный процесс можно представить в следующей технологической цепи: фундаментальные и прикладные исследования - создание объекта техники или технологий -правовая охрана - введение в хозяйственный оборот объекта техники или технологий (коммерциализация). Основой развития инновационной деятельности служит государственная научно-техническая политика страны. В условиях рыночных преобразований эта политика должна быть подчинена задачам сохранения накопленного научно-технического потенциала страны и его мобилизации для ускорения структурных преобразований.

Мировая практика выработала несколько типов инновационных стратегий, продемонстрировавших свою результативность:

- стратегия «наращивания» - основывается на использовании собственного научно-технического и производственно-технологического потенциала. Формируется интегрированная цепочка «фундаментальная наука - прикладная наука - производство», на основе которой разрабатываются и реализуются в производстве высокие технологии и постепенно наращивается выпуск новой конкурентоспособной продукции;

- стратегия «заимствования» - состоит в том, что с использованием дешевой рабочей силы осваивается выпуск наукоемкой продукции, производящейся в ведущих странах. Это позволит в дальнейшем развить научно-технический и промышленный потенциал и осуществить импортозамещение;

- стратегия «переноса» - заключается в использовании зарубежных научнотехнических достижений посредством закупки лицензий и производства высокотехнологичных продуктов, пользующихся в настоящий момент спросом на мировом рынке. В дальнейшем поступления от их реализации позволят воссоздать собственный научно-технический потенциал и осуществлять работы по всему инновационному циклу.

Перечисленные стратегии, как правило, редко применяются в чистом виде, обычно используется комбинация тех или иных элементов различных подходов в зависимости от состояния отдельных отраслей и макроэкономической ситуации.

Что касается России, то страна, занимающая девятое место в мире по размеру интеллектуального капитала, остается на 69-м месте по эффективности политики в области инноваций. Из всего количества годовых заявок на регистрацию изобретений в экономическом обороте находится только 0,4% полученных в ходе научно-технической деятельности результатов (в развитых странах этот показатель достигает 70%). Страна играет роль поставщика интеллектуального сырья (60% запатентованных в России открытий и изобретений используют иностранные бенефициарии), а не готовых технологий.

На данном этапе общую картину инновационных процессов в стране определяют практически четыре отрасли - машиностроение, металлургия, химическая и пищевая промышленность. Они охватывают более 70% всех инновационных предприятий и, как правило, отличаются наиболее высоким уровнем инновационной активности, в два-три раза превосходящим средний по промышленности.

На Госсовете о мерах по развитию национальной конкурентоспособности в условиях мирового финансового кризиса предложено отрасли, которые требуют поддержки, разделить на три группы: а) имеющие существенную долю в ВВП, б) трудоемкие отрасли, в) высокотехнологические.

Традиционные направления инноваций ориентированы в основном на удовлетворение спроса стран-аутсайдеров, финансовые возможности которых довольно ограничены. Большинство же развитых стран мира озабочены формированием новых наукоемких отраслей на стыке различных областей знаний и предъявляют спрос на инновации нетрадиционного типа. Таких инноваций российская промышленность пока предложить не может, в связи с чем инновационные процессы ограничиваются своими традиционными видами и распространяются в основном на внутреннем промышленном рынке, финансовые возможности которого очень невелики.

Внедрение же инноваций российскими предприятиями происходит медленно. По данным социологических опросов, только треть российских предприятий считает инновации обязательным условием повышения своей конкурентоспособности, улучшения качества, снижения себестоимости продукции.

Самая главная инновационная проблема в стране связана с тем, что разработка подавляющей части технологических инноваций происходит за счет не промышленных предприятий, являющихся носителями этих технологий, а государственных структур, которые не занимаются непосредственным внедрением разработанных ноу-хау. Сложившаяся ситуация является не только неестественной, но и в значительной степени парадоксальной, так как идет в разрез с общемировыми экономическими тенденциями, где промышленность в экономике страны занимает место главного генератора технологических инноваций.

Таким образом, важнейшими задачами инновационного развития как национального инвестиционного проекта являются: интеграция ресурсов инновационной деятельности и бизнеса; формирование организационно-финансовых механизмов управления развитием инновационной деятельности; привлечение инвестиций в инновационную сферу; создание благоприятной конкурентной внутренней среды для инновационной деятельности.

Необходимо создать федеральную региональную инновационную систему, ориентированную на использование новых принципов организации инновационного процесса и управления инновациями. Объединить усилия и повысить экономическую заинтересованность всех субъектов инновационной деятельности, среднего и малого бизнеса в производственном освоении инноваций. Необходимо привлечь в хозяйственный оборот по всей территории высокорентабельные наукоемкие разработки и технологии из разных регионов России, а также создать условия для адаптации и трансферта инновационных достижений развитых стран. Необходимо повысить инновационную активность малых и средних предприятий, развить внутренний рынок инноваций и восходящие отрасли региона, а также обеспечить встраивание региональных субъектов инновационной деятельности в транснациональную инфраструктуру.

Кроме того, государство должно отказаться от жесткого контроля имеющейся в его распоряжении интеллектуальной собственности и не закреплять за собой своеобразную монополию на нее. Исключением из этого правила должны составлять лишь ноу-хау оборонного значения. К примеру, в США резкий рост операций с интеллектуальной собственностью начался только после того, как научным работникам университетов разрешили патентовать в частном порядке даже те изобретения, которые финансировались за счет государственных грантов.

Целесообразным также является введение специального раздела, посвященного инновационно-инвестиционному развитию, в систему соответствующих прогнозных документов и программ, определяющих перспективы развития экономики страны и ее регионов. Разрабатываемые региональные прогнозы, как правило, редко содержат такой раздел. Между тем прогнозы такого рода необходимы. Долгосрочные научно-технические прогнозы позволяют оценить перспективы научного и инновационного развития регионов, выявить те ниши, которые они смогут занять в этой сфере, обосновать альтернативы региональных инновационных стратегий и политики инвестиций.

Это особенно важно в условиях борьбы с последствиями мирового финансового кризиса, повлиявшими уже на реальный сектор экономики. Д. Медведев пообещал регионам финансовую поддержку, но и потребовал разработать каждому региону свой собственный план действий, чтобы все меры по преодолению кризиса носили системный характер.

На основе инновационно-инвестиционного прогноза должна быть выбрана оптимальная стратегия инновационного развития и в ее рамках определены приоритеты научно-технической деятельности. Ведь от научно обоснованной стратегии зависит конкурентоспособность страны, так как отсутствие инноваций приводит к быстрому старению производственного аппарата, разрастанию инвестиционного кризиса и замедлению развития экономики в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инновационная стратегия развития хозяйственной системы России: проблемы и перспективы: сб. трудов. СПб.: СПбГУЭФ, 2007. 92 с.

2. Корчагин Ю.А. Инвестиционная стратегия / Ю.А. Корчагин. Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. 316 с.

3. http://www.gKs.ru

Белоусов Андрей Валериевич - Belousov Andrey Valeryevich -

кандидат экономических наук, Candidate of Sciences in Economics,

докторант кафедры «Экономика предприятия Candidate _ for Doctor’s Degree of the Department и производственный менеджмент» of «Enterprise Economics and Industrial

Санкт-Петербургского государственного Management» of Saint-Petersburg State

университета экономики и финансов University of Economics and Finances

Статья поступила в редакцию 10.10.08, принята к опубликованию 10.12.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.