УДК 330.1
JEL М11
Кузьмина Елена Юрьевна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-6470 -0426 e-mail: kuzmina.ey@mail.ru
Соклакова Ирина Владимировна
канд. экон. наук, НОЧУ ВО «Московский экономический институт», г Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002- 2577-9757 e-mail: irinasok2011@yandex.ru
Сурат Игорь Львович
канд. экон. наук, НОЧУ ВО «Московский экономический институт», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-4200-8161 e-mail: surat@list.ru
DOI10.26425/1816-4277-2020-2-63-67
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. На российских предприятиях вопросам инновационного развития не уделяют должного внимания, в то время как глобальные тренды демонстрируют повышение конкурентоспособности предприятий в результате внедрения инноваций. Инновации способны в условиях жесткой конкурентной борьбы качественно улучшить показатели деятельности предприятия. Для многих отечественных предприятий в таких условиях инновационная деятельность и ее конкретные результаты могли бы стать ключевым критерием успеха. Отсутствие инвестиций является важнейшей проблемой, сдерживающей внедрение инноваций. В статье рассмотрен опыт поддержки и развития инноваций в Канаде и Южной Корее. Сделан вывод, что в целом Российская Федерация переживает глобальный переход к инновационной экономике, что впоследствии должно стать преимуществом по выпуску конкурентоспособной продукции. Как создание радикально новых продуктов и услуг, так и совершенствование уже выпускаемых, позволит российским предприятиям планомерно улучшать собственный имидж, повысить деловую репутацию, что привлечет больше инвестиций.
Ключевые слова: конкурентоспособность продукции, конкурентоспособность предприятия, инновации, инновационное развитие, ключевые факторы развития, проблемы развития, опыт инноваций, инвестиции, Канада, Южная Корея.
Цитирование: Кузьмина Е.Ю., Соклакова И.В., Сурат И.Л. Инновационное развитие как фактор конкурентоспособности национальной экономики//Вестник университета. 2020. № 2. С. 63-67.
Kuzmina Elena
Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-6470 -0426 e-mail: kuzmina.ey@mail.ru
Soklakova Irina
Candidate of Economic Sciences, Moscow Institute of Economics, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002- 2577-9757 e-mail: irinasok2011@yandex.ru
SuratIgor
Candidate of Economic Sciences, Moscow Institute of Economics, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-4200-8161 e-mail: surat@list.ru
INNOVATIVE DEVELOPMENT AS A FACTOR OF THE NATIONAL ECONOMY COMPETITIVENESS
Abstract. Russian enterprises are not paying enough attention to the issues of innovative development, while global trends demonstrate the increase of enterprises competitiveness through the introduction of innovations. Innovations are able qualitatively improve enterprise performance indicators in conditions of tough competition. For many domestic enterprises, in such conditions the innovation and its specific results could be a key criterion of success. Lack of investment is the most important problem holding back innovations. The experience of support and development of innovations in Canada and South Korea has been considered in the article. It has been concluded that in general the Russian Federation is experiencing a global transfer to an innovative economy, which in the future should be an undoubted advantage for the production of competitive products. The creation of radically new products and services, as well as the enhancement of existing ones, will allow Russian enterprises systematically improve their image, increase their business reputation, which will attract more investments. Keywords: production competitiveness, enterprise competitiveness, innovations, innovative development, key factors of development, problems of development, experience of innovations, investments, Canada, South Korea.
For citation: Kuzmina E.Yu., Soklakova I.V., Surat I.L. (2020) Innovative development as a factor of the national economy competitiveness. Vestnik universiteta. I. 2, pp. 63-67. DOI 10.26425/1816-4277-2020-2-63-67
Одной из ключевых особенностей современного состояния российских предприятий является высокий уровень конкурентной борьбы. Современные процессы, сопровождающиеся кризисом в российской экономике, тесно связанны с работой компаний по укреплению позиций на рынке. Конкуренция, как основополагающая
© Кузьмина Е.Ю., Соклакова И.В., Сурат И.Л., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью.
Успешность функционирования любой компании зависит от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Зная правила и условия конкурентной борьбы, а также методы оценки конкурентоспособности, предприятие может достаточно точно определять свои возможности, прогнозировать заранее развитие ситуации на рынке и разрабатывать альтернативные стратегии своего развития. При этом предприятию необходимо четко знать область сбыта своей продукции, изучать потребительские предпочтения, исследовать емкость рынка, анализировать динамику продаж своей продукции, изучать эффективность каналов сбыта.
Решение задачи повышения конкурентоспособности отечественных предприятий в условиях ужесточения рыночной среды и постоянно меняющихся требований экономики требует пристального внимания к проблеме поиска конкурентных преимуществ.
Конкурентоспособность предприятия следует рассматривать как систему, состоящую из непрерывно взаимодействующих факторов, и характеризующую степень реализации потенциальных возможностей предприятия по приобретению и удержанию в течение достаточно длительного периода времени конкурентного преимущества.
Таким образом, под конкурентоспособностью предприятия будем понимать экономическую категорию, которая характеризует способность компании быть востребованной и успешной на рынке, соперничать с конкурирующими фирмами, производящими схожую продукцию, получая больше экономических выгод. При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на все изменения внешней и внутренней среды.
Повышение конкурентоспособности - верный шаг на пути к успеху предприятия в сфере его деятельности.
Опираясь на результаты собственных оценок конкурентоспособности, руководители предприятий могут разрабатывать различные меры по улучшению работы по отдельным направлениям общей деятельности компании.
В качестве основных факторов развития конкурентоспособности выделяют следующие:
- уровень восприятия потребителями качества товаров и услуг, выпускаемых предприятием;
- уровень цен на товары и услуги организации в соотношении с рыночными тенденциями;
- объем собственных и заемных финансовых ресурсов компании;
- уровень развития сбытовой деятельности с точки зрения коммерческих потоков и методов осуществления сбытовой деятельности;
- развитие системы обслуживания выпускаемой продукции;
- развитая внешняя коммуникационная политика организации для эффективного взаимодействия с заинтересованными сторонами;
- инновационный потенциал развития компании;
- ориентация на конкретного конечного потребителя товаров и услуг;
- изменение вектора маркетинга с завоевания относительной доли рынка к созданию системы, позволяющей добиться абсолютного уровня удовлетворения клиента [1].
Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем экономическим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия. Внедрение различных новшеств позволило бы многим отечественным компаниям повысить качество продукции и иметь на рынке больший спрос на свою продукцию [7].
Инновации являются одним из ключевых факторов развития, оказывающим значительный социально-экономический эффект и влияя как на частный бизнес и государственные институты, так и на общество в целом. Именно инновации в значительной степени повышают прибыль предприятий, позволяют им расти быстрее, опережая своих конкурентов.
Результаты опроса, проведенного МсЮ^еу среди руководителей крупных компаний, показали, что более 80 % из них считают, что инновации - важнейший фактор успеха, но при этом менее 10 % довольны уровнем развития инноваций в своей компании или вообще не занимаются этим вопросом [8].
А ведь именно инновации в значительной степени повышают прибыль компаний, обеспечивают им рост в долгосрочной перспективе, опережая конкурентов. Согласно исследованиям Granularity of Growth, проведенного McKinsey, общая прибыль акционеров (Total Shareholder Return, или TSR) частных компаний - лидеров инновационной активности на 15 % выше средней по отрасли (23,5 % против 8,7 %) [8]. С точки зрения общественной и социальной пользы влияние инноваций также выглядит весьма значительным. Так, например, инновации повышают качество жизни людей - инновационные проекты «Умный город» и «Умный дом», электронный портал государственных услуг, позволяющий получать гражданам услуги онлайн (от записи ребенка в школу до оплаты штрафов).
Инновации также помогают в решении проблем безработицы, позволяя создавать новые рабочие места и включить в профессиональную деятельность ранее незадействованные слои населения - например, с помощью цифровизации, обеспечивая удаленный доступ к работе.
Активно внедрять различные новшества в российскую экономику подталкивают и поставленные правительством высокие цели, такие как, повышение уровня жизни населения, повышение конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке [5].
Инновации приносят пользу государству, так как инновационная активность на различных уровнях вносит прямой вклад в увеличение валового внутреннего продукта (далее - ВВП) (в результате роста производительности, располагаемых доходов населения и налоговых поступлений) и способствует развитию отдельных отраслей. При этом следует отметить, что основной эффект от инноваций достигается за счет роста производительности и технологических прорывов в самых разных отраслях. Так, например, процессные инновации напрямую повышают производительность труда благодаря внедрению передовых технологий и подходов к организации внутренних процессов на предприятии.
Раньше роль государства в развитии инновационной сферы ограничивалась лишь созданием инновационной среды, которая бы предоставляла всем участникам рынка возможности для разработки и внедрения новшеств, а также в финансировании фундаментальных научно-исследовательских разработок, которые имеют стратегическое значение. В современных экономических реалиях роль государства должна стать еще более значимой. Государство должно аккумулировать значительные средства на научные исследования и инновации путем привлечения средств из различных фондов. Также необходимо стимулировать создание новаций через предоставление различных субсидий и льгот участникам инновационного процесса. Государству необходимо уделять повышенное внимание малым высокотехнологичным организациям. Активная позиция в целом государства в инновационной сфере позволит значительно ускорить темпы развития целых отраслей [5].
Примером всесторонней поддержки государства инновационного развития предприятий является на сегодняшний день Канада. По совокупному уровню инновационной активности всех организаций эта страна занимает лидирующую позицию в мире (рис. 1).
Уровень иннов. активности, %
Источник: [2]
Рис. 1. Совокупный уровень инновационной активности организаций за 2017 г.
В частности, особый интерес вызывает программа развития инноваций Made in Canada. Эта программа направлена на стимулирование создания новых стартапов, то есть на создание бизнеса, построенного на основе внедрения новшеств, иными словами, на открывающиеся с нуля компании с инновационной идеей при поддержке инвесторов. В Канаде в поддержку такой программы было инвестировано более 100 млн долл. США. Это позволило многим отраслям этой страны выйти на более высокие конкурентные позиции в мире. Например, Министерство энергетики, добывающей промышленности и ресурсов Канады впервые в мире стало использовать оптические устройства для записи данных. Также в Канаде государство стало первым покупателем продукции Bluedrop Training and Simulation Inc. - разработчика программы Rescue Hoist Simulator на основе виртуальной реальности [6].
Еще одним ярким примером развития инноваций в масштабах всей страны является Южная Корея, которая в последние годы демонстрирует свое эффективное инновационное развитие: 4,2 % ВВП этой страны направляются на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), в то время как в Российской Федерации (далее - РФ) этот показатель равен 1,1 %, что соответствует 34-му месту в мире. При этом следует отметить тенденцию к уменьшению государственных расходов на науку в РФ после 2013 г. Хотя по численности исследователей наша страна занимает 4 место в мире. Россия остается одним из мировых лидеров по масштабам занятости в науке. Так, в 2016 г. численность исследователей в стране составила 428,9 тыс. человек, выше она только в Китае (1,69 млн чел.), США (1,38 млн чел.) и Японии (665 тыс. чел.). Относительные показатели также фиксируют существенное отставание РФ от конкурентов: по численности исследователей в расчете на 10 тыс. работающих она занимает лишь 34-е место (60 против, например, 144 в Швеции и 138 в Корее). Объяснением такого положения может служить показатель внутренних затрат на НИОКР в расчете на одного исследователя (93 тыс. долл. США) - РФ занимает по нему лишь 47-е место [6].
В рейтинге глобальной конкурентоспособности стран, публикуемом Всемирным экономическим форумом, Южная Корея занимает 26 место среди 137 стран. При этом по показателю макроэкономической стабильности она находится на 2 месте, а по уровню развития инфраструктуры - на 8-м, по показателю инновационного потенциала - на 18-м [6]. Таким образом, в Южной Корее благодаря поддержке инноваций на государственном уровне работают и активно развиваются центры промышленных исследований как в национальных компаниях - Samsung, LG, так и в международных, таких как IBM, Siemens и Microsoft.
Таким образом, глобальные тенденции подталкивают отечественные предприятия активнее внедрять новые технологии. Ускорение жизненного цикла продукции, цифровизация, появление прорывных технологий - все это заставляет большинство производителей комплексно заниматься новшествами, значительно ускоряя внедрение новых идей и разработок. Только в этом случае предприятия смогут обеспечить себе устойчивые конкурентные преимущества.
В российской экономике есть отрасли, перспективные с точки зрения развития инноваций. Такими отраслями являются энергетика, нефтегазовая промышленность и металлургия. Именно они могут стать лидерами по внедрению прорывных технологий и национальными центрами инноваций. Для эффективного внедрения новшеств им необходимо вывести на принципиально новый уровень характер взаимодействия государства, крупного бизнеса, науки и технологических предпринимателей [3].
Но вместе с тем следует выделить основные проблемы, которые создают наибольшие препятствия для инновационного развития российских предприятий. Прежде всего, это недостаточная государственная поддержка, отсутствие специальных законов в инновационной сфере, слабое финансирование инновационной деятельности предприятий, обусловленное большими объемами вложений и длительными периодами окупаемости. Сегодня большие и государственные предприятия активно внедряют инновации. Это связано с тем, что они обладают достаточным финансированием, имеют высокую степень оснащенности оборудованием и персоналом. Вместе с этим, существует крайняя необходимость в формировании и реализации систем инновационного развития российских предприятий [4]. Взвешенная инновационная государственная политика приведет к повышению конкурентоспособности российских предприятий и страны в целом.
Таким образом, в современных экономических реалиях инновации нужны предприятиям не только для ускорения темпов развития, укрепления лидерства на рынке и отрыва от компаний конкурентов, но и для своевременного реагирования на внедрение радикальных новшеств конкурентами.
Российские компании, идя в ногу со всем остальным миром, могут строить свое развитие и повышать конкурентоспособность также за счет инноваций и развития компетенций. Причем компаниям необходимо развивать новые актуальные компетенции, которые крайне необходимы для развития их инновационной составляющей их деятельности. Такими компетенциями, по мнению авторов, должны стать цифровизация, профессиональное управление инновационными проектами, формирование деловой репутации и креативное мышление персонала.
Для отечественных предприятий крайне важно развивать тенденцию на продвижение инноваций в предпринимательской деятельности, в том числе более активно распространять истории успеха российских компаний. Наконец, государство как основной акционер крупных российских компаний должно стимулировать их инновационное развитие.
Библиографический список
1. Гапоненко, А., Гапоненко, А., Савельева М. Традиционные и новые факторы конкурентоспособности организаций // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 5. - С. 117-124.
2. Городникова, Н. В., Гохберг, Л. М. Дитковский, К. А. [и др.]. Индикаторы инновационной деятельности 2018: статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 344 с.
3. Епифанцева, Д. Д. Инновационное развитие российских предприятий // Молодой ученый. - 2019. - № 1. - С. 85-87.
4. Золотогоров, В. Г. Организация производством и управление предприятием: учебное пособие. - М.: Интерпрессервис, 2005. - 448 с.
5. Кузьмина, Е. Ю. Роль государственной инновационной политики в реформировании организаций // «Актуальные проблемы управления - 2013»: сб. материалов 18-й Международной научно-практической конференции. - М.: ГУУ, 2013. - С. 145-149.
6. Мухаметов, О. Расходы на НИОКР вышли только суммой // Коммерсант. - 2018. - № 130. - С. 2.
7. Санталова, М. С., Соклакова, И. В., Балаханова Д. К. [и др.] Система менеджмента качества коммерческого предприятия // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 1 (102). - С. 1150-1156.
8. Шуваев, А. Инновации в России - неисчерпаемый источник роста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. mckinsey.com/ ~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Innovations%20 in%20Russia/Innovations-in-Russia_web_lq-1.ashx (дата обращения: 01.12.2019).
References
1. Gaponenko A., Gaponenko A., Savel'eva M. Traditsionnye i novye faktory konkurentosposobnosti organizatsii [Traditional and new factors of competitiveness of organizations]. Problemy teorii i praktiki upravleniya [Problems of management theory and practice], 2015, no. 5, pp. 117-124.
2. Gorodnikova N. V. ., Gokhberg, L. M. Ditkovskii, K. A. [et al]. Indikatory innovatsionnoi deyatel'nosti 2018: statisticheskii sbornik [Indicators of innovation activity 2018: statistical collection]. - М.: NIU VSHE, 2019. 344 р.
3. Epifantseva D. D. Innovatsionnoe razvitie rossiiskikh predpriyatii [Innovative development of Russian enterprises]. Molodoi Uchenyi, [Young scientist], 2019, no. 1, pp. 85-87.
4. Zolotogorov V. G. Organizatsiya proizvodstvom i upravlenie predpriyatiem: uchebnoe рosobie [Organization of production and enterprise management: educational textbook]. Moscow, Interpresservis, 2005. 448 р.
5. Kuz'mina E. Yu. Rol' gosudarstvennoi innovatsionnoi politiki v reformirovanii organizatsii [The role of state innovation policy in reforming organizations]. Aktual'nye problemy upravleniya - 2013: Sb. materialov 18-i Mezhdunarodnoi nauchno-praktich-eskoi konferensii [Proceedings of materials of the 18th International scientific-practical conference "Actual problems of man-agement-2013"]. Moscow, GUU, 2013, pp. 145-149.
6. Mukhametov O. Raskhody na NIOKR vyshli tol'ko summoi [Expenditures on R&D came out only in the amount]. Kommersant, 2018, no. 130, p. 2.
7. Santalova M. S., Soklakova I. V., Balakhanova D. K., Lesnikova E. P. Sistema menedzhmenta kachestva kommercheskogo predpriyatiya [Quality management system of a commercial enterprise]. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Journal of Economy andEntrepreneurship], 2019, no. 1 (102), pp. 1150-1156.
8. Shuvaev A. Innovatsii v Rossii - neischerpaemyi istochnik rosta [Innovation in Russia is an inexhaustible source of growth]. Available at: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/0ur%20 Insights/Innovations%20in%20Russia/Innovations-in-Russia_web_lq-1.ashx (accessed 01.12.2019).