Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ'

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Инновации / инновационное мышление / навыки инноватора / жизненный цикл компании / Innovation / innovative thinking / innovator skills / company life cycle

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.П. Соколова, В.В. Касьянов

В статье рассматриваются вопросы инновационного развития компаний, как наиболее значимого элемента повышения их эффективности и устойчивости функционирования. Определяется и анализируется пять основных навыков, которыми должен обладать инноватор: ассоциативное мышление, умение задавать вопросы, наблюдать за состоянием бизнес-среды, выявлять новые возможности и проблемы, формировать широкий круг общения, экспериментировать, проверяя нетрадиционные гипотезы и подходы к решению проблем. Рассматривается отличие подходов к решению проблем компании руководителей-исполнителей и инноваторов. Выявляется, на каких этапах жизненного цикла компании возникает наиболее ощутимая потребность в инноваторах. Определяется значимость инноваций для поддержания устойчивого развития компании, повышения ее конкурентоспособности, выхода на новые рынки. Предлагается развивать инновации в компании прежде всего посредством развития инновационных способностей и навыков персонала, формирования команды инноваторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT AND INNOVATIVE THINKING

The article discusses the issues of innovative development of companies as the most significant element of increasing their efficiency and sustainability of functioning. Five basic skills that an innovator must possess are identified and analyzed: associative thinking, the ability to ask questions, observe the state of the business environment, identify new opportunities and problems, form a wide circle of communication, experiment, testing non-traditional hypotheses and approaches to problem solving. The difference between the approaches to solving the problems of the company of executives and innovators is considered. It identifies at what stages of the company's life cycle the most tangible need for innovators arises. The importance of innovations is determined for maintaining the sustainable development of the company, increasing its competitiveness, entering new markets. It is proposed to develop innovations in the company, first of all, through the development of innovative abilities and skills of personnel, and the formation of a team of innovators.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ»

13. Родин А.В. Open E-Learning 2.0: среда всепроникающего обучения // Сборник научных трудов: Вып. 26 / КРИА ДПО ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ имени И.Т. Трубилина. - Краснодар: Издательский Дом - Юг. - 2017. - С. 318-323.

14. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года // Министерство экономики Краснодарского края. - URL: https://economy.krasnodar.ru/strategic-planning/files/Strategiia_2030.pdf (дата обращения 15.02.2021).

15. Население // Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. - URL: https://krsdstat.gks.ru/population_kk (дата обращения 15.02.2021).

16. Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). - URL: https://fadm.gov.ru/ (дата обращения 15.02.2021).

17. Автономная некоммерческая организация «Россия - страна возможностей». - URL: https://rsv.ru/ (дата обращения 15.02.2021).

18. Лидеры Кубани. - URL: https://xn--80abieneley0a8a2g.xn--p1ai/ (дата обращения 15.02.2021).

19. Молодых ученых и изобретателей приглашают принять участие в конкурсе «Кубанская школа инноваторов». - URL: https://kubnews.ru/obshchestvo/2020/11/21/molodykh-uchenykh-i-izobretateley-priglashayut-prinyat-uchastie-v-konkurse-kubanskaya-shkola-innovat/ (дата обращения 15.02.2021).

References:

1. Granberg A. G. Modeling of the spatial development of the national and world economy: the evolution of approaches// Region: Economy and Sociology, 2007. - No. 1. - pp. 87-107.

2. Rodin A.V., Avakian K. O. Formation of the system of environmentally sustainable local development/ Economics and Entrepreneurship. Scientific journal. - 2016. - No. 11 (part 2) (76-2). pp. 323-327.

3. Boehm-Bawerk O. Selected works on value, interest and capital. - Moscow: Eksmo, 2009. - 912 p.

4. Schumpeter J. A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya (Theory of Economic Development). - Moscow: Directmedia Publishing, 2008. - 173 p.

5. Samuelson P. A. Ekonomika / P. A. Samuelson, V. D. Nordhaus. - M.: Binom-Knorus, 1999. - 570 p.

6. Kovalev V. V. Financial analysis: methods and procedures. - M.: Finance and Statistics, 2002. - 560 p.

7. Manheim K. Favorites: The diagnosis of our time: trans. from German. and English. - M.: Publishing house "RAO Talking book", 2010 - 744 p.

8. Lukov V. A. Molodezhnaya politika: kontseptsiya I. M. Ilyinsky [Youth policy: the concept of I. M. Ilyinsky]. Understanding. Skill. - 2016. - No. 2. - Pp. 13-24

9. Omelchenko E. L. Molodezh: An open question. Ulyanovsk: Publishing house "Siberian book", 2004. - 184 p.

10. Lukov V. A. Ilyinsky: humanistic concept of youth / / Knowledge. Understanding. Skill. - 2006-No. 2. - pp. 48-59

11. Rodin A.V., Budko, A. S. Formation of digital culture as a resource for the development of intersectoral interaction // Actual problems of strategic management of territorial development: sat. mater. All-Russian Scientific and Practical Conference-Krasnodar: Kuban State University, 2018. - pp. 49-55.

12. Rodin A.V. Institutional conditions of intersectoral interaction in ensuring sustainable development of territories / / Modern Economy Success: a scientific journal. [Electronic resource]. - Access mode: http://modernsciencejournal.org/re-lease/2018/MES_2018_4.pdf. - No. 4, Belgorod: Publ: Klyuev Sergey. -2018. - P. 15-20 (accessed 15.02.2021).

13. Rodin A. V. Open E-Learning 2.0: Wednesday pervasive learning // Collection of scientific papers: Vol. 26 / KRIA DPO of the Kuban state agrarian UNIVERSITY named after I. T. Trubilin. - Krasnodar: Publishing House-Yug, 2017. - P. 318-323.

14. Strategy of socio-economic development of the Krasnodar Territory until 2030 / / Ministry of Economy of the Krasnodar Territory. - URL: https://economy.krasnodar.ru/strategic-planning/files/Strategiia_2030.pdf (accessed 15.02.2021).

15. Population / / Department of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea. -URL: https://krsdstat.gks.ru/population_kk (accessed 15.02.2021).

16. Federal Agency for Youth Affairs (Rosmolodezh). - URL: https://fadm.gov.ru/ (accessed 15.02.2021).

17. Autonomous non-profit organization "Russia-the Land of Opportunities". - URL: https://rsv.ru/ (accessed 15.02.2021).

18. Leaders of the Kuban. - URL: https://xn--80abieneley0a8a2g.xn--p1ai/ (accessed 15.02.2021).

19. Young scientists and inventors are invited to participate in the competition "Kuban School of Innovators". - URL: https://kubnews.ru/obshchestvo/2020/11/21/molodykh-uchenykh-i-izobretateley-priglashayut-prinyat-uchastie-v-konkurse-kubanskaya-shkola-innovat/ (accessed 15.02.2021).

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10918

А.П. Соколова - профессор кафедры организации производства и инновационной деятельности, канд. экон. наук, Кубанский государственный аграрный университет, (prof.sokolova@mail.ru,

A.P. Sokolova - Professor of the Organization of Production and innovation, cand. econ. sciences, Kuban State Agrarian University;

B.В. Касьянов - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет, vvkasyanov@mail.ru,

V.V. Kasyanov - master student, Kuban State Agrarian University.

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ INNOVATIVE DEVELOPMENT AND INNOVATIVE THINKING

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы инновационного развития компаний, как наиболее значимого элемента повышения их эффективности и устойчивости функционирования. Определяется и анализируется пять основных навыков, которыми должен обладать инноватор: ассоциативное мышление, умение задавать

вопросы, наблюдать за состоянием бизнес-среды, выявлять новые возможности и проблемы, формировать широкий круг общения, экспериментировать, проверяя нетрадиционные гипотезы и подходы к решению проблем. Рассматривается отличие подходов к решению проблем компании руководителей-исполнителей и инноваторов. Выявляется, на каких этапах жизненного цикла компании возникает наиболее ощутимая потребность в иннова-торах. Определяется значимость инноваций для поддержания устойчивого развития компании, повышения ее конкурентоспособности, выхода на новые рынки. Предлагается развивать инновации в компании прежде всего посредством развития инновационных способностей и навыков персонала, формирования команды инноваторов.

Abstract. The article discusses the issues of innovative development of companies as the most significant element of increasing their efficiency and sustainability of functioning. Five basic skills that an innovator must possess are identified and analyzed: associative thinking, the ability to ask questions, observe the state of the business environment, identify new opportunities and problems, form a wide circle of communication, experiment, testing non-traditional hypotheses and approaches to problem solving. The difference between the approaches to solving the problems of the company of executives and innovators is considered. It identifies at what stages of the company's life cycle the most tangible need for innovators arises. The importance of innovations is determined for maintaining the sustainable development of the company, increasing its competitiveness, entering new markets. It is proposed to develop innovations in the company, first of all, through the development of innovative abilities and skills of personnel, and the formation of a team of innovators.

Ключевые слова: Инновации, инновационное мышление, навыки инноватора, жизненный цикл компании.

Keyword: Innovation, innovative thinking, innovator skills, company life cycle.

Сегодня инновации стали стратегическим приоритетом для руководителей компаний, важнейшим условием устойчивого развития компаний. Вопрос о том, как развивать инновационную деятельность, как разрабатывать новые продукты и технологии, как осуществлять их коммерциализацию, является доминирующим, определяющим успех предпринимателя. Однако следует понимать, что источником бизнес-идей является конкретный человек. Поэтому задача руководителя компании заключается не только в формировании стратегии, основанной на инновациях, но и в создании корпоративной культуры, где доминирующую роль будет играть стремление к новаторству. Отсюда возникает вопрос: как научить сотрудников творчески и нестандартно мыслить?

Прежде всего следует выяснить, чем отличается инноватор от любого другого человека. По мнению многих в основе инновационного мышления лежит генетическая предрасположенность. Люди с ведущим правым полушарием мозга могут формировать нестандартные идеи, мыслить более креативно. Если же ведущим является левое полушарие мозга, у человека превалирует логическое мышление, практически исключающее творческий подход к решению проблем. Мы не согласны с таким подходом к определению источника новаторства, что подтверждается изучением истории возникновения инноваций и практическим опытом. Идеи являются прежде всего результатом поведенческих навыков, которые может усвоить и развить практически каждый сотрудник компании, если будет иметь необходимый стимул [5].

Если рассматривать инновационный подход к развитию компании как определенную модель, то в ее основе должны лежать пять основных составляющих. Главным элементом модели является ассоциативное мышление, которое представляет собой способность увязывать между собой различные сферы, задачи, элементы окружающей действительности, которые не имеют очевидных связей. Основой для формирования ассоциативного мышления является следующее:

1) умение задавать вопросы в стремлении понять суть происходящего и сомневаясь в рациональности существующего положения дел;

2) умение постоянно наблюдать за состоянием бизнес-среды, ее изменением, драйверами развития, выявлять новые возможности и проблемы;

3) умение формировать широкий круг общения, что позволяет обсуждать бизнес-идеи на разных уровнях, с разными специалистами, «обкатывать» их и развивать;

4) стремление к проведению экспериментов, проверке смелых нетрадиционных гипотез и подходов к решению проблем.

Эти навыки позволяют формировать и развивать ассоциативное мышление и в итоге генерировать бизнес-идеи. Что заставляет инноваторов постоянно задавать вопросы, изучать состояние бизнес-среды, расширять круг общения, экспериментировать? Анализируя повеление инноваторов, можно выявить, что, во-первых, их отличает стремление к изменению существующего положения вещей, а во-вторых, готовность идти на разумный риск. Инноватор готов подвергать сомнению существующее положение системы, он всегда ищет изъяны там, где другие их просто не хотят видеть. Это меняет поведение инноватора, поскольку требует значительную часть времени тратить на интеллектуальную деятельность: наблюдение, изучение, анализ, выдвижение и проверку гипотез, их обсуждение и проведение экспериментов. Такое поведение требует определенной смелости, поскольку идет вразрез с интересами других сотрудников, которых устраивает текущее положение вещей и раздражает стремление наиболее активного персонала избавиться от рутины.

Исследовательские привычки и поведение, стремление к поиску креативных находок постепенно становится определяющей чертой и отличительной характеристикой инноватора, занимающего в организации разные ключевые позиции: руководителя функционального подразделения, бизнес-направления, исполнительного директора, президента [1].

Поскольку каждый из упомянутых навыков инноватора не только возможно, но и необходимо развивать специалистам и менеджерам компаний, целесообразно рассмотреть механизм их формирования. Наиболее значимым навыком инноватора является ассоциативное мышление, позволяющее устанавливать связи между разными и казалось бы несовместимыми вещами: технологиями, отраслями, областями знаний. Катализаторами ассоциирования является стремление к поиску новой информации, умение задавать вопросы, активно общаться и расширять коммуникации, экспериментировать. Творческий подход к решению проблем - вот что является чертой любого специалиста, обладающего новаторским подходом к поиску направлений развития своей компании. Способность синтезировать знания в различных областях, полученные впечатления во что-то новое является доминирующей способностью иноваторов [6].

Поскольку ассоциирование является мыслительным процессом, важно понимать, как этот процесс развивается. В человеческом мозге содержится множество информации, каждый ее элемент определенным образом связан или не связан с другими. Одни связи являются простыми и прямыми, например, используемые на предприятии технологии и производительность труда. Связи между другими элементами информации являются не столь очевидными, например, связи между технологиями, используемыми в различных сферах деятельности. Чем больше наполнен мозг различной информацией, тем больше возможных связей он может отыскать, тем больше в итоге вероятность сформировать продуктивную идею для развития бизнеса компании. Отсюда вытекает необходимость наполнять свой мозг информацией, которая является результатом анализа окружающего мира, умения задавать вопросы, расширять контакты и экспериментировать.

Ассоциирование является сложным навыком, требующим наличия глубоких знаний и умений. Для развития ассоциативного мышления необходимо мыслить одновременно в двух плоскостях. С одной стороны, необходимо обладать информацией об особенностях развития различных видов деятельности и сфер бизнеса. С другой стороны, важно уметь охватить одним взглядом разные области развития, объединить полученную информацию в единую систему и сформировать новое видение Сотрудники, обладающие глубокими знаниями в различных областях и умеющие выстраивать различные комбинации из разных знаний, являются катализаторами инноваций, локомотивом развития компании. Однако они - это редкое исключение из значительно большего числа руководителей и специалистов, обладающих знаниями в отдельных областях и имеющих практический опыт в определенных направлениях бизнеса. Поэтому руководители наиболее продвинутых инновационных компаний стремятся к подбору персонала, обладающего широкими знаниями в различных сферах бизнеса и глубокими - в одной или нескольких. Это позволяет легче заимствовать идеи из различных сфер бизнеса и формировать новые ассоциации, генерировать новые направления развития компании [2].

Вторым необходимым навыком инноватора является умение задавать вопросы, что по сути является их способом работы. Прием речь идет не столько о количестве задаваемых вопросов, сколько об их содержании. Инноваторы не задают удобные вопросы, на которые легко давать ответы, подтверждающие качество бизнес -модели компании и ее стратегии развития. Наоборот, это провокационные вопросы, которые являются достаточно острыми, угрожающими существующему порядку вещей и подрывающими основы компании. Но для поиска прорывных инноваций такие вопросы просто необходимы. Они являются не менее значимыми, чем правильные ответы.

Вопросы могут быть связаны с различными аспектами деятельности компании, причем они должны формулироваться в определенном порядке. Вначале необходимо понять, что происходит в компании сегодня, зная, что иногда за привлекательным фасадом скрывается неприглядное реальное положение вещей. Поэтому наряду с вопросом «что происходит сегодня?» следует задавать вопрос «почему так происходит?». Надо разобраться в причинах, которые повлияли на развитие компании. Практически это создает плацдарм для последующих действий.

После выяснения текущей ситуации необходимо переходить к так называемым подрывным вопросам категории «что, если?». Такие вопросы подвергают сомнению качество текущего бизнеса и направлены на поиск новых решений. Они не всегда удобны для руководства компании, не всегда приветствуются, но если их не задавать, рассчитывать на развитие компании не приходится. Если не сомневаться в качестве существующего бизнеса, то не будет аргументов в необходимости проведения значимых изменений.

Таким образом, добиться кардинальных улучшений в деятельности компании, не задавая острых вопросов, проблематично. Однако есть два сдерживающих аргумента, которые ограничивают желание подобные вопросы задавать. Во-первых, это боязнь выглядеть глупо, не соглашаясь с принятой в компании позицией по тем или иным вопросам. Если большинство согласны с текущей ситуацией и считают ее правильной, ваши вопросы могут показаться смешными. Во-вторых, острые провокационные вопросы могут создать о вас мнение, как о своенравном, излишне самоуверенном сотруднике, что приведет к подрыву вашей позиции в компании. Поэтому надо обладать высоким уровнем самооценки и уверенности в своей позиции наряду с готовностью слушать других и получать новые знания.

Однако вопросы не создают инноваций, они являются только первым шагом на пути к новым решениям. Наряду с умением навыком задавать вопросы, следует развивать параллельно и другие навыки. Третьим из необходимых навыков является наблюдение. Инноватор по своей сути является наблюдателем, который как правило для поиска бизнес-идей использует два подхода:

1. Наблюдать за тем, как люди решают различные задачи и выяснять, какую же задачу на самом деле они хотели решить. Такой подход позволяет найти альтернативное решение задачи, более доступное для потенциальных потребителей. Наблюдение за людьми помогает понять их предпочтения, степень удовлетворенности различными товарами или услугами, их соответствие ожиданиям. В результате такого наблюдения возникает понимание, в каком направлении следует двигаться компании, чтобы повысить степень удовлетворенности потребителей.

2. Наблюдать за окружающим в целом: деятельностью других компаний, природными объектами, технологиями, чтобы понять, что из окружающего можно использовать для развития компании, произведя определенные модификации.

Наблюдение - это не просто отдельная операция, это практически образ жизни иннватора. Однако развитие такой способности является непростой задачей. В привычной ситуации все видят одно и то же, но замечать несовершенства, видеть проблемы, задавать себе вопросы о том, можно ли найти другое решение задачи - это особенность поведения сотрудника, стремящегося к созданию и реализации новых идей.

Четвертый навык инноватора - расширять контакты, создавать связи со специалистами в разных сферах. Следует различать сферу контактов, которую формируют руководители компаний и инноваторы. Цель руководителей - сформировать источники ресурсов, каналы реализации продукции, упрочить свое положение в компании, развивать собственную карьеру. Поэтому их контактная аудитория - руководители такого же уровня со сходными проблемами, владельцы ресурсов, посредники, люди, обладающие властью и положением в обществе. Цель инноватора при формировании контактной аудитории - поиск новых мыслей и идей. Инноватор стремится к получению новой неожиданной информации, обнаружению новых точек зрения на окружающий мир, получению мнения о качестве своих собственных идей.

Инноватор не выстраивает специальный формат контактов, поскольку источником новой информации могут быть представители из других сфер деятельности, имеющие иное образования, различный возраст и национальность, различное вероисповедание и страновую принадлежность. Чем более разнообразной будет аудитория, чем обширнее и регулярнее будут контакты, тем больше вероятность сформировать ассоциации и найти решения для развития своей компании. Не следует пренебрегать возможностью участвовать в конференциях и форумах, где встречаются ученые, предприниматели, политики, исследователи в самых разных сферах деятельности. Они готовы поделиться своими мыслями, идеями и достижениями, которые могут стать источником ваших новаций [3].

Пятый навык инноватора - умение проводить эксперименты. Умение задавать вопросы, наблюдать, создавать контакты позволяет получать информацию о прошлом и настоящем копании как объекта исследования. Проведение эксперимента позволяет генерировать продуктивные идеи. Существует три способа проводить эксперименты.

1. Пробовать что-то новое. С точки зрения управленцев, если новое не связано с развитием существующей деятельности, это пустая трата денег и времени. Инноваторы рассматривают пробы нового как интерактивное обучение, позволяющее расширить ассоциативное мышление, поскольку возникает новая среда функционирования и получения информации. Наиболее результативным способом опробования нового является временное проживание в другой стране, другой культурной среде. Есть прямая связь между количеством стран, в которых проживал инноватор, и количеством созданных им продуктивных идей. Поэтому руководители компаний, которые регулярно практикуют стажировки для персонала компаний за рубежом, наращивают таким образом их инновационный потенциал. Такой же эффект дает работа в других компаниях, принадлежащих другим отраслям, получение новых знаний, развитие новых навыков из других сфер деятельности. Это также позволяет взглянуть на проблему с других точек зрения и найти нетрадиционные решения.

2. Разбирать на части идеи, продукты и процессы. Чтобы понять, как работает та или иная система и использовать полученные знания для развития собственной компании, инноваторы просто разбирают ее на части, в физическом или переносном смысле. Если речь идет о процессах, его разбирают на этапы, если речь идет об идее, она раскладывается на составляющие. Это позволяет понять, как можно улучшить продукты, процессы, идеи, перенести полученные знания на другие системы.

3. Создавать прототип и проверять идею в пилотном режиме. Это позволяет не только генерировать идеи, как два предыдущих способа экспериментирования, но и тестировать бизнес-идею. Используются разные способы экспериментирования с прототипами. Одни инноваторы создают полный прототип будущего товара и проводят рыночное тестирование. Это позволяет понять, как реагируют покупатели на новый продукт, своевременно вывить и исключить его проблемы. Другие проводят длительное тестирование альтернативных прототипов в лабораторных условиях, исследуя их особенности и осуществляя постоянное улучшение. Так или иначе экспериментирование является трудоемкой задачей. Поэтому следует помнить его связь с другими элементами новаторства, предшествующими проведению эксперимента: постановке вопросов, проведению наблюдений, развитию контактов. Если инноватор задавал смелые провокационные вопросы, проводил активные наблюдения и обнаруживал необычные ситуации, контактировал с людьми из различных сфер деятельности, проведение экспериментов потребует меньше усилий и при этом они будут выстроены более четко и последовательно, что в итоге позволит получить более значимую информацию.

Мы провели опрос многих руководителей предприятий, чтобы понять, в какой степени им свойственно стремление к развитию инноваций. Было выяснено, что они, как правило, не являются генераторами инноваций,

являясь при этом талантливыми управляющими. Инноваторы стремятся к производству новых востребованных на рынке продуктов, внедрению новых технологий, перестройки самой бизнес-модели предприятия. Они постоянно находятся в поиске новых возможностей для предприятия, задавая вопросы, наблюдая за изменениями бизнес-среды, обсуждая новые идеи с коллегами, оценивая уровень их эффективности. Они являются нарушителями устоявшегося порядка и традиций.

У руководителей предприятий несколько иная установка. Как правило их цели формируются в рамках уже существующей модели. Они конвертируют стратегические цели предприятия в конкретные задачи, разрабатывают планы по их реализации, организуют их выполнение. Их сильные стороны заключаются прежде всего не в новаторстве, а в организаторских и исполнительских навыках. Однако они, как правило, осознают, что без поиска и внедрения новых идей развитие их компаний невозможно. Поэтому они нуждаются в сотрудниках-инно-ваторах, которые будут развивать деятельность компании в рамках своих компетенций. Найти правильный компромисс между последовательным развитие компании и проведение революционных изменений непросто, это всегда связано с риском. Однако в условиях турбулентного рынка успех бизнеса зависит от готовности и возможности генерировать, воплощать и развивать новаторские идеи в целях повышения конкурентоспособности компании, укрепления рыночного положения.

На разных этапах жизненного цикла компании потребность в новаторских качествах сотрудников существенно отличается. Как правило, жизненный цикл компании включает четыре стадии: зарождение, рост, зрелость, спад. На каждой из них потребность в новаторах и их идеях отличается. На стадии формирования компании новаторство играет решающую роль. Создатели компании должны быть прежде всего инноваторами, обладающими исследовательскими навыками, понимающими рыночные потребности и готовыми предложить новые идеи и сформировать необходимую для их реализации бизнес-модель. Для реализации бизнес-идеи необходимо выстраивать процессы, организовывать и развивать внутренние и внешние коммуникации, что является приоритетом сотрудников, обладающих исполнительскими навыками.

На стадии роста, когда необходимо масштабировать деятельность компании, приоритетными являются исполнительские навыки. Менеджер, обладающий опытом и необходимыми профессиональными компетенциями, становится более важной фигурой для развития компании, чем инноватор, не всегда готовый доводить свои идеи до стадии получения готового продукта и его коммерциализации. Управленческие навыки не является его сильной стороной, он готов к поиску новых решений для бизнеса, но не к их воплощению. На этой стадии руководитель предприятия часто расстается с инноваторами, не ощущая потребности в новых бизнес-идеях.

На стадии зрелости компания развивает деятельность, используя сформированные ресурсы и возможности. Менеджеры, обладающие организаторскими способностями, являются для компании наиболее ценными, их способности вознаграждаются в первую очередь. Часто руководитель компании пренебрегает необходимостью искать новые идеи для своего бизнеса, реализовать новые проекты, ориентированные на новые потребительские предпочтения. Новации нарушают устоявшийся порядок развития компании, в значительной степени замедляют темп развития, отвлекая ресурсы на воплощение новых идей. Однако пренебрежение необходимостью поиска и продвижения сотрудников, обладающих новаторскими способностями, может создать для компании значительные проблемы. Сегодня рынок подвергается быстрым изменениям, также быстро меняются отраслевые особенности осуществления предпринимательства. Это требует реализации поддерживающих инноваций, отражающих особенности бизнес-среды компании [4].

На стадии зрелости дефицит новаторских качеств у руководства компании становится очевидным. Именно он является основной причиной замедления темпов ее развития. Менеджеры обладают качествами превосходных исполнителей, однако генерировать новые идеи, развивать новые актуальные направления бизнеса для поддержания деятельности компании они не могут. Неизбежно наступает стадия спада, поскольку конкурентоспособность продукции компании снижается.

Руководители компаний, которые понимают ценность и значимость бизнес-идей для их устойчивого развития, не только сохраняют сотрудников, которые способны к разработке инноваций, но и поддерживают тех, которые развивают подобные навыки, оценивая их важность для компании и собственной карьеры. Большой ошибкой является мотивация только тех сотрудников, которые умеют добиваться результата, и делегирование именно им основных управленческих функций. Дефицит в высшем эшелоне компании исследовательских качеств неизбежно станет для нее не только проблемой, но и существенной угрозой для развития.

Таким образом, проведенные нами исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Успех развития любой компании в значительной степени зависит от наличия инновационного мышления у ее сотрудников. Оно является не результатом генетической предрасположенности, а следствием целенаправленного развития инновационных навыков.

2. Руководители компании должны мотивировать не только персонал, который решает поставленные задачи, но и тех, кто не взирая на возможные конфликты и неприятие коллег, стремится к поиску новых идей для развития компании.

3. Новые идеи связаны с риском и не всегда успешны. Неудачи следует воспринимать как способ обучения, из них следует извлекать полезные уроки, они не должны быть разрушительны для компании.

4. Развитие новаторства, снижение инновационных рисков требует развития инновационных навыков у персонала, формирования команды инноваторов, понимающих модели поведения, необходимые для успешного прорыва и активного развития.

Источники:

1. G. Lafley and Ram Charan, The Game Changer (New York: Crown Business, 2008).

2. Sokolova A.P. INNOVATION AS A SOURCE OF AGRIBUSINESS DEVELOPMENT / Sokolova A.P., Litvinenko G.N. //

В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. conference proceedings. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. С. 22053.

3. Соколова А. П. Инновации в рамках шестого технологического уклада / А. П. Соколова // Экономический потенциал

и перспективы России, 2018. С. 91-106.

4. Соколова А. П. Риск в агробизнесе и определение мер по его снижению / А. П. Соколова, С. А. Устян, С. А. Мелку-мов // Экономика и предпринимательство. № 1 (ч.2), 2017. С. 951-956.

5. Соколова А. П. Экономические условия и приоритетные направления инновационного развития экономики России /

А. П. Соколова, Е. А. Кабанник // Вестник Алтайской академии экономики и права, 2020. № 1. - С. 86-94.

6. Соколова А. П. Инновации в современном мире как источник развития экономики / А. П. Соколова, Д. В. Бондарева

// Вестник Алтайской академии экономики и права, 2019. № 8-2. - С. 182-190. References:

1. Lafley A. G. and Ram Charan, The Game Changer (New York: Crown Business, 2008).

2. Sokolova A.P. INNOVATION AS A SOURCE OF AGRIBUSINESS DEVELOPMENT / Sokolova A.P., Litvinenko G.N. //

В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. conference proceedings. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. 2020. С. 22053.

3. Sokolova A. P. Innovation in the framework of the sixth technological order / A. P. Sokolova // Economic potential and prospects of Russia, 2018. P. 91-106.

4. Sokolova A. P. Risk in agribusiness and the determination of measures to reduce it / A. P. Sokolova, S. A. Ustyan,

5.A. Melkumov // Economy and Entrepreneurship. No. 1 (part 2), 2017.S. 951-956.

5. Sokolova A. P. Economic conditions and priority directions of innovative development of the Russian economy / A.P. Sokolova, E. A. Kabannik // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law, 2020. No. 1. - P. 86-94.

6. Sokolova A. P. Innovation in the modern world as a source of economic development / A. P. Sokolova, D. V. Bondareva // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law, 2019. No. 8-2. - S. 182-190.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10919

С.Н. Сычанина - канд. филос. наук, доцент Кубанского государственного аграрного университета, г. Краснодар, e-mail: sychanina.svetlana@mail.ru,

S.N. Sychanina - сandidate of Philosophical Sciences, associate professor of the Kuban state agrarian university, Krasnodar;

К.В. Власова - начальник отдела реализации арестованного и иного имущества Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея,

K.V. Vlasova - Head of the Department for the Sale of Seized and Other Property of the Interregional Territorial Administration of the Federal Agency for State Property Management in Krasnodar region and the Republic of Adygea.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ DEVELOPMENT OF STATE PROPERTY MANAGEMENT TECHNOLOGIES IN KRASNODAR REGION

Аннотация. Управление государственным имуществом нацелено на обеспечение поступления доходов в бюджеты всех уровней на основе постоянного совершенствования анализа, организации, контроля и регулирования. Особое значение приобретает разработка стратегии управления государственным имуществом, включающая в себя развитие технологий управления. В настоящее время отсутствует единый концептуальный подход к управлению государственным имуществом, а также не совершены механизмы управления государственным имуществом, что связано с реформированием системы государственного управления.

В данной статье рассмотрены сущность управления государственным имуществом, проанализирована деятельность Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, дана сравнительная характеристика организационных структур по управлению государственным имуществом изучаемого и других регионов Российской Федерации. На основании проведенного анализа предложены единые принципы построения организационной структуры органов управления государственным имуществом и сформирован функционально - отраслевой подход, подразумевающий распределение и закрепление за структурными подразделениями конкретных функций управления государственным имуществом в Краснодарском крае.

Abstract. State property management is aimed at ensuring the receipt of revenues to budgets of all levels on the basis of continuous improvement of analysis, organization, control and regulation. The development of a state property

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.