7. Eremina N.V. Assessment of non-current assets / N.V. Eremina, OA. Maleva // Modern Economy: Problems, Prospects, Information Support: Materials of the VII Intern. scientific. conf. (Krasnodar, May 18-19, 2017) - Maykop: Publishing house of IP Magarin O.G., 2017. - pp. 154-157.
8. Eremina N.V. Legal base of inventory of fixed assets and intangible assets / N.V. Eremina, E.V. Levchenko, A.V. Savchenko // Information support of sustainable economic development. Materials of the International Scientific Conference, Young Scientists and University Teachers. / Comp. Yu.I. Sigidov, N.S. Vlasova, G.N. Yasmenko, V.V. Bashkatov. - Krasnodar: KubGAU, 2018 .-- S. 31-35.
9. Kesyan S.V. The fair value of the organization's fixed assets in accordance with IFRS / S.V. Kesyan, N.V. Eremina, Z.B. Bezhdanyan // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2017. -No. 130. - S. 554-566.
10. Morozkina S.S. Management accounting for depreciation of fixed assets in an agricultural organization / S.S. Morozkina, T.I. Bozhedomova // Collection of scientific articles of the VII International scientific and practical conference "Development of accounting and analytical systems at the micro and macro levels in the context of the transition to IFRS." 2018 .-- S. 81-90.
11. Papova L.V. Integration of IFRS and Russian accounting / L.V. Papova, A.N. Pivneva // Strategic priorities of economic development and its information support: materials of the international scientific conference of young scientists and university teachers. - Krasnodar, 2018 .-- S. 177-182.
12. Petrov D.V. Introduction to the direction of training / D.V. Petrov, H. Sh. Huako, A.A. Adamenko, N.A. Shishkin. - Krasnodar, 2014 .-- 132 p.
13. Chernyavskaya, S.A. Accounting of fixed assets / SA. Chernyavskaya, M.A. Kondranina, E.A. Vlasenko, T.V. Ne-bavskaya // In the collection: Political and socio-economic development of the South of Russia: history, modernity, development prospects. collection of scientific articles of the international scientific and practical conference. 2015 .-- S. 6-11.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10917
А.В. Родин - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой, Кубанский государственный университет, mailteor@mail.ru,
A.V. Rodin - candidate of economic Sciences, associate Professor, head of the department, Kuban State University;
О.С. Лантух - магистрант, Кубанский государственный университет, oleglantuh@mail.ru, O.S. Lantuh - master's degree student, Kuban State University.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ
В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ ЛОКАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ CONCEPTUAL ASPECTS OF REALIZING THE POTENTIAL OF YOUNG PEOPLE IN THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE LOCAL TERRITORY
Аннотация. Целью исследования является оценка роли ресурсного потенциала молодежи в обеспечении устойчивого развития региона и разработка, на этой основе, мер по эффективной реализации ресурсов молодежи на локальной территории. Статья посвящена обоснованию теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций по использованию ресурсного потенциала молодежи в формируемых механизмах управления устойчивым развитием территории. Выявлены и систематизированы молодежные ресурсы, обеспечивающие потенциал развития территории Показано, что усиление генерации молодежного потенциала и активация его реализации является потенциально ключевым фактором роста экономики и развития общества большинства локальных территорий России. Предложен алгоритм создания и функционирования системы поиска, выявления, воспитания и поддержки молодых талантов, обеспечивающей формирование индивидуальных образовательных траекторий молодых талантов, реализацию на практике подхода «образование через всю жизнь».
Abstract. The purpose of the study is to assess the role of the resource potential of young people in ensuring the sustainable development of the region and to develop, on this basis, measures for the effective implementation of youth resources in the local territory. The article is devoted to the substantiation of theoretical and methodological provisions, as well as practical recommendations on the use of the resource potential of young people in the formed mechanisms of managing the sustainable development of the territory. We identify and classify youth resources providing the potential development of the territory Shown that increased generation of youth potential and activation of its implementation is potentially a key factor in the growth and development of most local areas. The algorithm of creation and functioning of the search, detection, education and support of young talents, ensuring the formation of individual educational trajectories of young talent, a practical approach "Life-long learning".
Ключевые слова: устойчивое развитие, молодежный потенциал, локальная территория, ресурсы развития, инновационные инструменты.
Keywords: sustainable development, youth potential, local territory, development resources, innovative tools.
В современных условиях дефицита многих ресурсов серьезного внимания заслуживает вопрос повышения эффективности их реализации, как главное направление устойчивого развития локальной территории. Устой-
чивое развитие, в контексте сложившейся теории и практики, представляет собой поддержание стабильного социально-экономического и экологического развития, обеспечивающего непрерывное поступательное развитие и. в то же время, не разрушающего его природную основу [1].
Инновационные инструменты обеспечения конкурентоспособности локальной территории являются главными элементами сбалансированного роста региональной экономики. Важная роль в процессе создания механизма управления молодежным ресурсным потенциалом территории, который отличается эффективностью, принадлежит таким факторам, как государственное регулирование и государственная поддержка [2]. Эти обстоятельства с учетом необратимых организационных, экономических и структурных изменений подчеркивают потребность в разработке теоретико-методических основ управления сбалансированным ростом ресурсного потенциала территории, что определяет актуальность темы исследования.
Различные аспекты сбалансированности отраслей пост-индустриальной экономики рассматривались в трудах В.В. Кистанова, Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина и других ученых. В исследованиях Ж.-Б. Сэя, Й. Шум-петера и др. получили отражение основные факторы производства и классификация элементов ресурсного потенциала по различным критериям, например, выделяя такие элементы, как труд, земля и капитал (Ж.-Б. Сэй) [3, с. 375]. Рассматривать предпринимательские способности в качестве еще одного из производственных факторов предложил Й. Шумпетер, характеризуя их как особый вид ресурса, обеспечивающего максимальную эффективность реализации остальных элементов производства: труда капитала и земли [4].
Также четыре элемента ресурсного потенциала выделяли и известные американские экономисты П. Са-муэльсон и В. Нордхаус, однако, относя к ним уже природные и людские ресурсы, капитал и технологии [5]. Часто, в целях количественной оценки ресурсного потенциала, в последний включают также и материальные, трудовые и финансовые ресурсы [6].
Молодежной проблематике посвящены работы Е.Л. Омельченко, И.М. Ильинский и др. Категорию ресурсный потенциал молодежи исследовали в своих работах такие ученые как К. Мангейм, В.А. Луков и другие ученые. По словам Карла Мангейма, молодежь является важным, но не раскрытым ресурсом любого сообщества, предопределяющим его жизнеспособность. Причем на реализацию данного ресурса в каждом конкретном обществе влияет характер и социальная структура последнего [7].
Луков В.А. характеризует молодежь как «носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству; одновременно объект и субъект социализации, что определяет ее социальный статус; обретает субъектность по мере самоидентификации, самоосознания своих интересов, роста своей организованности; носитель процессов, которые развернутся в полную мощь в будущем» [8].
Омельченко Е.Л., которая исследовала отечественные и западные субкультуры, дает характеристику молодежи с позиции стилевого анализа жизни. Отдельные представители молодежи создают личный стиль жизни, однако данный процесс находится под серьезным влиянием отношений потребительства, формируемых масс-медиа [9]. Таким образом, важно направить молодое поколение по нужному вектору развития. Следовательно, тем самым предоставив им все больше возможностей для занятия своими навыками, способностями и реализации карьерных амбиций. Известный ученый И.М. Ильинский выделял ряд проблем молодежи, среди которых определение сферы своей трудовой деятельности и другие [10].
Основываясь на данных положениях, можно отметить потребность в развитии потенциала молодежи, ускорение поиска их личного жизненного пути, который сыграет позитивную роль, как для конкретного представителя молодежи, так и для локальной территории, на которой он проживает.
В отдельных работах раскрыты значение молодежных ресурсов для формирования цифровой культуры населения [11], необходимость более активного их использования при реализации стратегических целей социально-экономического развития локальной территории [12], эффективность внедрения системы образования через всю жизнь, формирования индивидуальных образовательных траекторий [13] и другие инновационные инструменты генерирования потенциала молодежи.
Несмотря на большое количество исследований сущность и содержание категории «ресурсный потенциал молодежи» представляется еще недостаточно раскрытым. По нашему мнению, в современных условиях в понятие «ресурсный потенциал» следует относить и инвестиционный, информационно-коммуникационные, в том числе, сетевые, ресурсы, а также элементы инвестиционного и инновационного потенциала.
В качестве рабочей гипотезы нами выдвинуто научное предположение о том, что усиление генерации молодежного потенциала и активация его реализации является потенциально ключевым фактором роста экономики и развития общества большинства локальных территорий России.
С этой целью решения данной проблемы предпринята попытка разработки и обоснования теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций по использованию ресурсного потенциала молодежи в формируемых механизмах управления устойчивым развитием территории.
Ресурсный потенциал - это система взаимосвязанных элементов, включающая в себя такие виды ресурсов, как материальные и нематериальные. Материальные ресурсы представляют собой запасы, природно-куль-турные объекты, объекты размещения, человеческие ресурсы, финансы и т. д. Нематериальные ресурсы - это такие элементы, как навыки, знания, бренды и т.д., а также организационно-управленческие, интеллектуальные ресурсы и т. д.
Таким образом, ресурсный потенциал-это совокупность материальных и нематериальных средств, способные в процессе взаимодействия реализовывать производство продукции и услуг. Увеличение ресурсного потенциала возникает посредством любого увеличения каждого ресурса. Так, на потенциал локальной территории значительное влияние оказывают всевозможные миграционные процессы, включая маятниковые, и, естественно, действенность демографической политики региональных органов власти. Финансовые ресурсы предназначены для обеспечения хозяйствующих субъектов средствами организации их производственной деятельности. Для многих предприятий сегодня характерен их дефицит, что обусловливает необходимость обеспечения роста эффективности использования финансовых ресурсов, нивелирования финансовых рисков, осуществления внутренней финансовой политики, ориентированной на снижение «закредитованности», а также ориентации ключевой деятельности на достижение конкретных, четко определенных целей.
Морально-психологический потенциал - это морально-психологическая ситуация, складывающаяся в текущий момент в обществе и отражающая процесс воспитания у населения каждого конкретного региона правильного отношения к молодежи. Социальный потенциал - это совокупность социальных условий (общечеловеческая социальная жизнь), которыми обладает территория, а также тех, которые необходимы для реализации траектории развития на уровне региона. С учетом важности социального потенциала, следует обратить внимание, что экономический потенциал региона является основополагающим, при этом он представляет собой определяющий фактор развития территории.
Молодежный потенциал развития играет системную роль в рамках формирования и использования вышеназванных видов потенциалов. То есть, с одной стороны данная группа населения выступает носителем определенных навыков и способностей, которые в дальнейшем должны все больше проявляться на благо обществу, с другой - реализует накопленный потенциал предыдущих поколений и приумножает его (либо же наоборот). Таким образом, можно отметить, что молодежь является важным стратегическим ресурсом локальной территории, который впоследствии будет определять траекторию ее развития, что зависит от того какая работа была проделана для того чтобы данная группа населения состоялась как конкурентоспособная часть общества, отличающаяся своей эффективностью в масштабах развития соответствующей местности.
Рассмотреть систему молодежного потенциала региона можно на примере Краснодарского края, отличающегося статусом российского региона-лидера, характерными чертами которого являются привлекательность для людей за счет комфортности проживания, высокого качества жизни, а также низким уровнем административных барьеров ведения предпринимательской деятельности. Регион эффективно реализует природно-ресурс-ный потенциал, обладает одним из самых высоких уровней инвестиционной привлекательности, успешно реализует международные и федеральные проекты. При этом с позиции глобальной конкурентоспособности регион отличается системными проблемами в области развития человеческого капитала, инноваций и пространства.
В региональной стратегии до 2030 года в качестве ключевой стратегической цели определена следующая: «глобальный устойчивый конкурентоспособный регион умных, здоровых и творческих людей, магнит для талантов и предпринимателей, лидер Южного полюса роста России» [14].
По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, на 2020 год в Краснодарском крае насчитывалось 1366591 человек, входящих в категорию «молодежь». Более подробную структуру населения региона можно увидеть в таблице 1 [15].
Исходя из приведенных в таблице данных, можно заметить, что общая численность населения в Краснодарском крае непрерывно растет, при этом также стабильно понижается численность молодежи региона. Также необходимо обратить внимание на то, что численность групп старшей молодежи превышает численность групп старшей потенциальной молодежи (рисунок 1), что дает основание на прогнозирование сохранения данной тенденции, если не учитывать миграцию населения.
Таблица 1 - Динамика численности молодежи и ее доли в структуре населения Краснодарского края
в 2016-2020 гг., человек [15]
Показатели 2016 2017 2018 2019 2020 Темп роста, %
Население 5513804 5570945 5603420 5648235 5675462 102,9
из них молодежь 1459571 1442725 1416547 1392896 1366591 93,6
Доля молодежи, % 26,5 25,9 25,3 24,7 24,1 90,9
30-34 лет
25-29 лет
20-24 лет
15-19 лет
10-14 лет
5 - 9 лет
до 4 лет
2020
2019
2018
2017
2016
100
200
300
400
500
Рисунок 1 - Динамика населения Краснодарского края по возрастным категориям от 4 до 34 лет в 2016-2020 гг., тысяч человек [15]
На сегодняшний день в Краснодарском крае активно используются многочисленные всероссийские и региональные инструменты развития потенциала молодежи. В первую очередь, следует выделить проекты Федерального агентства по делам молодежи, в том числе, и грантовой поддержки молодых людей, по направлениям взаимодействия с общественными организациями, межрегиональному и международному молодежному сотрудничеству, инновационной деятельности и научно-техническому творчеству, волонтерской деятельности, пропаганде здорового образа жизни, предпринимательству, развитию карьеру, молодежному самоуправлению и другим [16]. Широко известна автономная некоммерческая организация «Россия - страна возможностей» проведением кадровых, социальных и образовательных проектов. За последние годы у ее 26 проектов - 2,8 млн. участников от 18 до 35 лет и 1500 партнеров [17].
Региональный губернаторский конкурс «Лидеры Кубани - движение вверх!», направлен на выявление управленческого потенциала молодежи. Финалисты проходят стажировку в ведущих организациях, включаются в резерв управленческих кадров, победители получают 500 тыс. руб для прохождения программы МВА [18].
В 2017-2020 гг. на конкурс проектов социально-экономического развития региона «Мое будущее Краснодарский край!» было отправлено более 600 работ. Проект «Кубанская школа инноваторов» - конкурс инновационных проектов, позволяет определить инновационный потенциал молодежи. Призовой фонд в 2020 году составил 200 тыс. рублей) [19]. При этом в действующую систему развития потенциала молодежи региона можно предложить и новые эффективные инструменты.
Так, например, систему молодежных ресурсов развития территории, можно увидеть на рисунке 2. Среди приоритетных направлений развития молодежного ресурсного потенциала можно особо отметить предпринимательство в сферах агро- и курортно-рекреационного бизнеса), гражданскую активность (политическое участие, волонтерство), цифровую культуру и др. Необходимо подчеркнуть, что для каждого региона данный перечень является индивидуальным.
Следует обратить внимание на важность институциональных условий развития молодежи региона, например, наличия стратегии развития молодежи, содержащей систему оценки эффективности проводимых мероприятий, включающую относительные показатели охвата молодежи мерами поддержки, становления и продвижения. Это могло бы добавить определенную системность в деятельности по данному направлению.
0
Также важно функционирование различных субъектов, служащих инициаторами и организаторами разнообразных мероприятий, которые могут способствовать раскрытию талантов среди молодежи и быть определенным фундаментом их развития - раскрытие горизонта для дальнейшего продвижения, содействие в участии в мероприятиях, функционал наставничества и др.
Особую роль сегодня в жизни молодежи играет цифровизация, которая также может быть использована как инструмент развития потенциала молодежи при его соответствующей организации и популяризации. Кроме этого, стоит отметить межрегиональное взаимодействие, которое позволяет добиться эффекта синергии в рамках решения вопроса. Для Краснодарского края партнером может выступать Республика Адыгея, которая является соседним регионом.
Рисунок 2 - Молодежные ресурсы развития территории (составлено авторами)
Безусловно, важны кадровые конкурсы для молодежи региона по различным направлениям, которые смогли бы гарантировать возможность проявить себя в престижных организациях. Формат мероприятия мог бы быть организован по образцу известных примеров, зарекомендовавших себя в рамках всероссийского масштаба, к числу которых можно отнести «Лидеры России».
Схематичное представление системы поиска, выявления, воспитания и поддержки молодых талантов, предлагаемой авторами исследования, можно увидеть на рисунке 3.
Реализация данной системы позволит получить локальной территории новые качественные кадры, способные не только эффективно исполнять свои обязанности с высоким уровнем личной инициативы, но и делиться своим опытом и знаниями с коллегами, внося свой вклад в личностный рост других сотрудников.
Формирование молодежной подсистемы "образование через всю жизнь" для локальной территории
Духовно-нравственные, воспитательные,
развивающие и образовательные мероприятия для профориентации
Поиск и вовлечение
талантливой молодежи в развитие по различным
направлениям
-___...
Организация системной поддержки жизнедеятельности молодых талантов
Выявление талантов, формирование индивидуальной образовательной траектории
Реализация научно-образовательных, конкурсных мероприятий
Организация системы развития имеющихся
и формирования новых компетенций
Вовлечение в практическую деятельность на благо локальной территории по востребованным компетенциям
Актуализация образовательной траектории по новым уникальным компетенциям, организация ее реализации
Рисунок 3 - Схема системы (петли) поиска, выявления, воспитания и поддержки молодых талантов (разработка авторов)
Таким образом, молодежь представляет собой действительно важный ресурс в системе потенциала региона. Организованная деятельность, которая может выражаться в определении приоритетных направлений развития, разработке стратегических документов и систем оценки проводимых мероприятий, создании организаций -«точек развития молодежи», в цифровизации и межрегиональном взаимодействии, реализации инструментов построения карьеры для молодежи вместе с тщательным анализом тенденций позволит сделать значимый шаг для будущего процветания территории. Выводы и рекомендации можно использовать в качестве методического инструментария анализа проблем реализации ресурсного потенциала молодежи в развитии локальной территории, а также органами муниципальной власти и местного самоуправления муниципальных образований при разработке стратегий и программ развития территорий.
Источники:
1. Гранберг А.Г. Моделирование пространственного развития национальной и мировой экономики: эволюция подходов// Регион: экономика и социология, 2007. - №1. - С.87-107.
2. Родин А.В., Авакян К.О. Формирование системы экологически устойчивого местного развития/ Экономика и предпринимательство. Научный журнал. - 2016. - № 11 (ч.2) (76-2). - С. 323-327.
3. Бём-Баверк О. Избранные труды о ценности, проценте и капитале. - М.: Эксмо. - 2009. - 912 с.
4. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. - М.: Директмедиа Паблишинг. - 2008. - 173 с.
5. Самуэльсон П.А. Экономика / П.А. Самуэльсон, В.Д. Нордхаус. - М.: Бином - Кнорус. - 1999. - 570 с.
6. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика. - 2002. - 560 с.
7. Манхейм К. Избранное: Диагноз нашего времени : пер. с нем. и англ. - М. : Изд-во «РАО Говорящая книга». -2010. - 744 с.
8. Луков В.А. Молодежная политика: концепция И. М. Ильинского // Знание. Понимание. Умение. - 2016. - №2. -С.13-24.
9. Омельченко Е.Л. Молодежь: Открытый вопрос. - Ульяновск: Изд-во «Сибирская книга». - 2004. - 184 с.
10. Луков В.А. Ильинский: гуманистическая концепция молодежи // знание. Понимание. Умение. - 2006. - №2. - С. 48-59.
11. Родин А. В., Будко А. С. Формирование цифровой культуры как ресурса развития межсекторного взаимодействия // Актуальные проблемы стратегического управления территориальным развитием: сб. матер. Всероссийской науч.-практ. конф. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2018. - С. 49-55.
12. Родин А.В. Институциональные условия межсекторного взаимодействия в обеспечении устойчивого развития территорий // Modem Economy Success: научный журнал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://modernsciencejournal.org/release/2018/MES_2018_4.pdf. - №4. - Белгород: Изд-во: Клюев Сергей Васильевич. - 2018. - С. 15-20 (дата обращения 15.02.2021).
13. Родин А.В. Open E-Leaming 2.0: среда всепроникающего обучения // Сборник научных трудов: Вып. 26 / КРИА ДПО ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ имени И.Т. Трубилина. - Краснодар: Издательский Дом - Юг. - 2017. - С. 318-323.
14. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года // Министерство экономики Краснодарского края. - URL: https://economy.krasnodar.ru/strategic-planning/files/Strategiia_2030.pdf (дата обращения 15.02.2021).
15. Население // Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. - URL: https://krsdstat.gks.ru/population_kk (дата обращения 15.02.2021).
16. Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). - URL: https://fadm.gov.ru/ (дата обращения 15.02.2021).
17. Автономная некоммерческая организация «Россия - страна возможностей». - URL: https://rsv.ru/ (дата обращения 15.02.2021).
18. Лидеры Кубани. - URL: https://xn--80abieneley0a8a2g.xn--p1ai/ (дата обращения 15.02.2021).
19. Молодых ученых и изобретателей приглашают принять участие в конкурсе «Кубанская школа инноваторов». - URL: https://kubnews.ru/obshchestvo/2020/11/21/molodykh-uchenykh-i-izobretateley-priglashayut-prinyat-uchastie-v-konkurse-kubanskaya-shkola-innovat/ (дата обращения 15.02.2021).
References:
1. Granberg A. G. Modeling of the spatial development of the national and world economy: the evolution of approaches// Region: Economy and Sociology, 2007. - No. 1. - pp. 87-107.
2. Rodin A.V., Avakian K. O. Formation of the system of environmentally sustainable local development/ Economics and Entrepreneurship. Scientific journal. - 2016. - No. 11 (part 2) (76-2). pp. 323-327.
3. Boehm-Bawerk O. Selected works on value, interest and capital. - Moscow: Eksmo, 2009. - 912 p.
4. Schumpeter J. A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya (Theory of Economic Development). - Moscow: Directmedia Publishing, 2008. - 173 p.
5. Samuelson P. A. Ekonomika / P. A. Samuelson, V. D. Nordhaus. - M.: Binom-Knorus, 1999. - 570 p.
6. Kovalev V. V. Financial analysis: methods and procedures. - M.: Finance and Statistics, 2002. - 560 p.
7. Manheim K. Favorites: The diagnosis of our time: trans. from German. and English. - M.: Publishing house "RAO Talking book", 2010 - 744 p.
8. Lukov V. A. Molodezhnaya politika: kontseptsiya I. M. Ilyinsky [Youth policy: the concept of I. M. Ilyinsky]. Understanding. Skill. - 2016. - No. 2. - Pp. 13-24
9. Omelchenko E. L. Molodezh: An open question. Ulyanovsk: Publishing house "Siberian book", 2004. - 184 p.
10. Lukov V. A. Ilyinsky: humanistic concept of youth / / Knowledge. Understanding. Skill. - 2006-No. 2. - pp. 48-59
11. Rodin A.V., Budko, A. S. Formation of digital culture as a resource for the development of intersectoral interaction // Actual problems of strategic management of territorial development: sat. mater. All-Russian Scientific and Practical Conference-Krasnodar: Kuban State University, 2018. - pp. 49-55.
12. Rodin A.V. Institutional conditions of intersectoral interaction in ensuring sustainable development of territories / / Modern Economy Success: a scientific journal. [Electronic resource]. - Access mode: http://modernsciencejournal.org/re-lease/2018/MES_2018_4.pdf. - No. 4, Belgorod: Publ: Klyuev Sergey. -2018. - P. 15-20 (accessed 15.02.2021).
13. Rodin A. V. Open E-Learning 2.0: Wednesday pervasive learning // Collection of scientific papers: Vol. 26 / KRIA DPO of the Kuban state agrarian UNIVERSITY named after I. T. Trubilin. - Krasnodar: Publishing House-Yug, 2017. - P. 318-323.
14. Strategy of socio-economic development of the Krasnodar Territory until 2030 / / Ministry of Economy of the Krasnodar Territory. - URL: https://economy.krasnodar.ru/strategic-planning/files/Strategiia_2030.pdf (accessed 15.02.2021).
15. Population / / Department of the Federal State Statistics Service for the Krasnodar Territory and the Republic of Adygea. -URL: https://krsdstat.gks.ru/population_kk (accessed 15.02.2021).
16. Federal Agency for Youth Affairs (Rosmolodezh). - URL: https://fadm.gov.ru/ (accessed 15.02.2021).
17. Autonomous non-profit organization "Russia-the Land of Opportunities". - URL: https://rsv.ru/ (accessed 15.02.2021).
18. Leaders of the Kuban. - URL: https://xn--80abieneley0a8a2g.xn--p1ai/ (accessed 15.02.2021).
19. Young scientists and inventors are invited to participate in the competition "Kuban School of Innovators". - URL: https://kubnews.ru/obshchestvo/2020/11/21/molodykh-uchenykh-i-izobretateley-priglashayut-prinyat-uchastie-v-konkurse-kubanskaya-shkola-innovat/ (accessed 15.02.2021).
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10918
А.П. Соколова - профессор кафедры организации производства и инновационной деятельности, канд. экон. наук, Кубанский государственный аграрный университет, (prof.sokolova@mail.ru,
A.P. Sokolova - Professor of the Organization of Production and innovation, cand. econ. sciences, Kuban State Agrarian University;
B.В. Касьянов - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет, vvkasyanov@mail.ru,
V.V. Kasyanov - master student, Kuban State Agrarian University.
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ INNOVATIVE DEVELOPMENT AND INNOVATIVE THINKING
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы инновационного развития компаний, как наиболее значимого элемента повышения их эффективности и устойчивости функционирования. Определяется и анализируется пять основных навыков, которыми должен обладать инноватор: ассоциативное мышление, умение задавать