Научная статья на тему 'Особенности реализации региональной молодежной политики в Краснодарском крае'

Особенности реализации региональной молодежной политики в Краснодарском крае Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1483
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ / КУБАНЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Касьянов Валерий Васильевич, Кротов Дмитрий Валерьевич, Самыгин Сергей Иванович

В данной статье анализируется специфика реализации региональной молодежной политики в Краснодарском крае, вкоторой существует три ключевых звена: «Молодежный центр развития личности», «Центр патриотического воспитания молодежи Кубани», «Краевая крейсерско-парусная школа». Действующая программа «Молодежь Кубани» реализуется по множеству направлений, что свидетельствует о качественных изменениях в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Касьянов Валерий Васильевич, Кротов Дмитрий Валерьевич, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации региональной молодежной политики в Краснодарском крае»

УДК 316

Касьянов Валерий Васильевич

доктор социологических наук, доктор исторических наук, профессор,

заведующий кафедрой истории России, Кубанский государственный университет culture@kubsu.ru

Кротов Дмитрий Валерьевич

доктор социологических наук, профессор кафедры экономической теории, Ростовский государственный экономический университет dsm2000@mail.ru

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии, Ростовский государственный экономический университет darya.maksimovich@gmail.com

Особенности реализации региональной

молодежной политики в краснодарском крае

Valery V. Kasyanov

Doctor of Social Sciences, Doctor of Historical Sciences, Professor,

Head of the Department of History of Russia, Kuban State University culture@kubsu.ru

Dmitry V. Krotov

Doctor of Social Sciences,

Professor of Department

Economic Theory,

Rostov State Economic University

dsm2000@mail.ru

Sergey I. Samygin

Doctor of Sociology, Professor of Department Human Resource Management and Sociology,

Rostov State Economic University darya.maksimovich@gmail.com

Features

of the implementation of the regional youth policy in the krasnodar region

Аннотация. В данной статье анализируется специфика реализации региональной молодежной политики в Краснодарском крае, вко-торой существует три ключевых звена: «Молодежный центр развития личности», «Центр патриотического воспитания молодежи Кубани», «Краевая крейсерско-парусная школа». Действующая программа «Молодежь Кубани» реализуется по множеству направлений, что свидетельствует о качественных изменениях в этой сфере.

Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, региональная молодежная политика, Краснодарский край, Кубань, государственное управление.

Annotation. This article analyzes the specifics of the implementation of regional youth policy in the Krasnodar Territory, in the implementation system of which there are three key links: «Youth Center for Personal Development», «Center for the patriotic education of young people of Kuban», «Regional cruising-sailing school». The current program «Youth of Kuban» is being implemented in many areas, which indicates qualitative changes in this area.

Keywords: youth, state youth policy, regional youth policy, Krasnodar region, Kuban, state administration.

Реформирование в социальной сфере и государственном управлении, ориентированное на переход от затратного механизма финансирования и обеспечения т.н. текущего функционирования учреждений к бюджетированию, направленному на результат, потребовали кардинального пересмотра целого ряда аспектов реализации государственной политики в различных сферах, в том числе, и в сфере молодежной политики [1]. Особое место в молодежной поли-

тике, реализуемой в рамках общей социальной политики, обусловлено, прежде всего, тем, что управляющее воздействие ориентировано на динамично изменяющийся социальный объект [2].

Институт государственной молодежной политики (ГМП) в Российской федерации рассматривается в трудах И.М. Ильинского, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, И.Н. Родионова, А.В. Шаронова, М.С. Шевхужева и др.

Так, например, А.В. Шаронов определяет молодежную политику как специальную политическую деятельность, включающую в себя определение стратегического направления развития молодежи вместе с общесоциальным движением, организацию согласованной деятельности механизмов социализации, а также поиск оптимальных путей преодоления противоречий между интересами общества и молодежи [3].

Региональная молодежная политика представляет собой систему социальных, экономических, политических, организационных, правовых и иных мер, направленных на поддержку молодых граждан. Ее цель - разрешение молодежных проблем, социализация и развитие молодежи [4].

В современных условиях особую значимость приобретает региональный уровень реализации молодежной политики. Региональная молодежная политика (РМП) в российском государстве находится в ведении субъектов федерации, и, как показывает практика, она обладает существенно большими возможностями по сравнению с федеральным уровнем ГМП, который создает лишь базовые гарантии в развитии молодежного потенциала [5]. Само же развитие молодежного сообщества и его самоорганизация осуществляются непосредственно на региональном уровне, и зависят от региональных (локальных) социально-экономических, политических и духовно-нравственных факторов. По сравнению с федеральным уровнем, региональный уровень управления молодежной политикой и ее реализации является более гибким и адресно приближенным к конечному благополучателю - молодежи того или иного регионального сообщества [6].

Какова же региональная специфика реализации молодежной политики в Краснодарском крае?

Прежде всего, стоит отметить, что на территории Краснодарского края правовое регулирование в области государственной молодежной политики осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, а также - с Уставом Краснодарского края, законом и иными нормативными правовыми региональными актами.

Молодежная политика Краснодарского края ре-гулируетсядвумя основными документами: Законом Краснодарского края от 04.03.1998 г. № 123-КЗ «О государственной молодежной политике в Краснодарском крае» и Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар № 2326 от 03.06.2019 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 17.09.2014 № 6751 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Реализация молодежной политики на территории муниципального образования город Краснодар» [7].

На Кубани, согласно данным, представленным в рамках государственной целевой программы Краснодарского края «Молодежь Кубани», проживают 1126914 молодых граждан в возрасте от

14 до 30 лет, что составляет порядка одной четвертой части жителей всего края. С целью организации работы с краснодарской молодежью в крае учреждены и функционируют следующие инфраструктурные институты: министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края; (В редакции Постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2015 № 1253); 5 государственных учреждений Краснодарского края, подведомственных министерству, осуществляющих деятельность по различным направлениям государственной молодежной политики; (В редакции Постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2015 № 1253); 44 органа по делам молодежи в муниципальных образованиях Краснодарского края; 91 молодежный муниципальный центр; 1135 специалистов по работе с молодежью в муниципальных образованиях Краснодарского края [7].

Департамент молодежной политики Краснодарского края, будучи основным органом исполнительной власти по реализации ГМП края, уполномочен осуществлять межотраслевую координацию и управление в сфере ГМП. В число важнейших задач Департамента молодежной политики Краснодарского края входят:

- формирование условий для гражданского становления, патриотического и нравственного воспитания молодежи;

- обеспечение прав молодежи, всестороннее содействие ее экономической самостоятельности;

- реализация установленных для молодежи гарантий в сфере труда и занятости;

- решение вопросов по социальной адаптации молодых людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации [8].

В системе реализации РМП Краснодарского края на сегодняшний день существует три ключевых звена:

1) государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Молодежный центр развития личности». Данный центр проводит превентивную работу с молодежью, находящейся в сложном, социально опасном положении, координируя работу с молодыми людьми по месту их жительства; оказывает содействие предпринимательской деятельности молодежи; гарантирует предоставление социальных услуг и поддержки молодым семьям; реализует культурно-досуговые программы; оказывает поддержку талантливой молодежи и пр.;

2) государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Центр патриотического воспитания молодежи Кубани». Центр призван содействовать формированию чувства гражданской ответственности, патриотического сознания и воспитанию духовно-нравственнойличности;

3) государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Краевая крейсерско-

парусная школа», которое, в силу специфического статуса Кубани как рекреационного центра РФ, направлено на реализацию спортивного туризма, яхтинга, рафтинга, виндсерфинга, маун-тинбайка (велосипедного горного спорта), судо-моделирования. Это в целом содействует формированию услуг, направленных на физическое, психосоматическое и духовное развитие молодежи.

Особое место в социально-политическом механизме реализации РМП Краснодарского края занимает ведомственная целевая программа «Молодежь Кубани», которая является базовым программным документомдля деятельности органов по делам краевого и муниципального уровней, а также всех ведомственных организаций, занимающихся решением текущих актуальных проблем молодежи [9].

Согласно докладу о ходе реализации государственной программы Краснодарского края «Молодежь Кубани» по итогам 2016 г., свою деятельность по реализации РМП осуществляли 5 учреждений, находящихся в ведомственном подчинении министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края: «Молодежный кадровый центр», «Центр патриотического воспитания молодежи Кубани», «Молодежный центр развития личности», «Молодежный центр «Инвентум», а также упомянутая выше «Краевая крейсерско-парусная школа», финансово-экономическое обеспечение деятельности и выполнения государственного задания которых были реализованы в рамках реализации программы «Молодежь Кубани».

В целях гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи Кубани на период 2016 года в крае свою деятельность по реализации РМП осуществляли 193 военно-патриотические организации, в то время как в мероприятиях, ориентированных на гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нрав-

Литература:

1. Vladimir Gryshai. Social health of youth in the context of migrationprocesses in russia: assessment of the threat to national security (2018) / Vladimir Gryshai, Natalya Gafiatulina, Valery Kasyanov, Irina Velikodnaya, Sergei Kosinov, Nikolay Lyubetsky, Sergey Samygin. // Herald National Academy of Managerial staff of culture and arts. № 2. P. 141 — 145. URL : http://heraldnamsca.in.ua/index.php/ hnamsca/article/view/310

2. Касьянов В.В. Демографическая безопасность региона: проблемы новых рисков (на примере Краснодарского края) // Научное обеспечение регионального развития: материалы международной конференции. Ростов-н/Д. : ЮФУ, 2015. С. 121-126.

3. Шаронов А.В. Государственная молодежная политика как фактор социального развития молодежи : дис. ... канд. социол. наук. М., 1994.

ственное развитие кубанской молодежи приняло участие 1,4 млн чел., из которых 187,8 тыс. молодых людей стали участниками краевых акций (хотя плановый показатель составлял 146,4 тыс. чел.). Также, в 2016 г. были проведены краевые конференции по противоэкстремистской тематике и прочим актуальным проблемам российского социума. Серьезное внимание было уделено формированию здорового образа жизни молодежи Краснодарского края [9].

Как подчеркивает в своем диссертационном исследовании, посвященном анализу ГМП Краснодарского края М.С. Шевхужев, одним из важных достижений РМП на Кубани явилось создание в 2004 г. института координаторов в работе с молодежью в сельских округах Краснодарского края. «Главная цель - углубление процесса государственного управления молодежной политикой до уровня сельских населенных пунктов» [10, с. 22].

В настоящее время реализация программы «Молодежь Кубани» реализуется по множеству направлений: социальной адаптации и обеспечению занятости; профилактике алкоголизма и наркомании; развитию спорта, туризма и летнему оздоровлению молодежи; научному и интеллектуальному развитию; обеспечению культурного досуга и духовному развитию; гражданскому и военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Таким образом, реализация РМП в Краснодарском крае свидетельствует о качественных изменениях в этой сфере. Была создана и продолжает совершенствоваться система региональных органов по делам молодежи Кубани, активно развивается сеть специализированных учреждений по работе с молодежью по месту жительства и ее социальной адаптации, продолжается процесс расширения социальной базы молодежной политики.

Literature:

1. Vladimir Gryshai. Social health of youth in the context of migrationprocesses in russia: assessment of the threat to national security (2018) / Vladimir Gryshai, Natalya Gafiatulina, Valery Kasyanov, Irina Velikodnaya, Sergei Kosinov, Nikolay Lyubetsky, Sergey Samygin. // Herald National Academy of Managerial staff of culture and arts. № 2. P. 141145. URL : http://heraldnamsca.in.ua/index.php/ hnamsca/article/view/310

2. Kasyanov V.V. Demographic security of the region: problems of new risks (by the example of the Krasnodar Territory) // scientific support of regional development: materials of the international conference. Rostov-on-Don : SFU, 2015. P. 121126.

3. Sharonov A.V. State youth policy as a factor in the social development of young people : dis ... kand. sociol. sciences. M., 1994.

4. Касьянов В.В. Специфика политической социализации российской молодежи в условиях социальной неопределенности / В.В. Касьянов, Д. В. Кротов, С. И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 1.

5. Верещагина А.В. Благополучное детство как основа социального здоровья молодых поколений: индикаторы социологического измерения / А. В. Верещагина, Н.Х. Гафиатулина // Инженерный вестник Дона. 2016. Т. 40. № 1(40). URL : http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y 2016/3527

6. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье российской молодежи как объект государственной молодежной политики / Н.Х. Гафиатулина, Д. В. Кротов, С. И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 3. С. 38-41.

7. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края 2019-2020 годы от 12.10.15. г. Краснодар (В редакции Постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарский край от 21.12.2015 № 1253) № 963.

8. Самохвалов Н.А. Практики реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2015. № 3. С. 12-15.

9. Государственная программа Краснодарского края «Молодежь Кубани» 2014-2016 гг. URL : http://www.consultant.ru/law/review/reg/rlaw/rlaw177 2014-03-23.html

10. Шевхужев М.С. Формирование и реализация государственной молодежной политики на Северном Кавказе в 90-х годах XX века (на материалах Ставропольского и Краснодарского краев) : автореф. ... канд. ист. наук. Карачаевск, 2004. 28 с.

4. Kasyanov V.V. Specificity of Political Socialization of Russian Youth in Conditions of Social Uncertainty / V.V. Kasyanov, D.V. Krotov, S.I. Samygin // Humanitarian, Socio-Economic and Social Sciences. 2017. № 1.

5. Vereshchagina A.V. Successful childhood as a basis for the social health of young generations: indicators of the sociological dimension / A.V. Vereshchagina, N.Kh. Gafiatulina // Engineering Bulletin of the Don. 2016. V. 40. № 1(40). URL : http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y 2016/3527.

6. Gafiatulina N.Kh. Social health of Russian youth as an object of state youth policy / N.Kh. Gafiatulina, D.V. Krotov, S.I. Samygin // Humanitarian, socioeconomic and social sciences. 2017. № 3. P. 38-41.

7. Resolution of the head of the administration (governor) of the Krasnodar region 2019-2020 from 12.10.15. Krasnodar (as amended by Resolution of the Head of Administration (Governor) Krasnodar Territory of 12/12/2015 № 1253) № 963.

8. Samokhvalov N.A. Practice of implementation of the state youth policy in the Krasnodar Territory // Actual problems of our time: science and society. 2015. № 3. P. 12-15.

9. The state program of the Krasnodar Territory «Youth of Kuban» 2014-2016. URL : http: // www. consultant.ru/l aw/revi ew/reg/rl aw/rl aw1772014-03-23.html

10. Shevkhuzhev M.S. Formation and implementation of the state youth policy in the North Caucasus in the 90s of the XX century : author. ... cand. ist sciences. Karachaevsk, 2004. 28 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.