Научная статья на тему 'Инновационное развитие экономики (концепция импортозамещения)'

Инновационное развитие экономики (концепция импортозамещения) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
620
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / КРИЗИС / IMPORT SUBSTITUTION / INNOVATIONS / ECONOMY / MODERNIZATION / STATE / CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева Елена Анатольевна, Козловская Эра Анатольевна

В статье раскрываются основные задачи принятой Правительством Российской Федерации концепции импортозамещения: изменение сырьевой направленности экономики России, снижение импортоемкости ВВП, стимулирование развития национальной экономики в ряде отраслей, модернизация семи отраслей (энергетика, космос, информационные технологии, оборонная промышленность, связь, транспорт, нанотехнологии), увеличение уровня промышленного самообеспечения, необходимость структурной перестройки экономики и отказ от политики фрагментарной догоняющей модернизации. Выделены особенности и факторы, определяющие развитие инновационного процесса в экономике России. Освоение и вывод на рынок конкурентоспособной продукции связаны с достаточно длительным подготовительным этапом, в процессе которого выявляются депрессивные отрасли и принимаются меры по их модернизации. В статье представлена классификация методов регулирования и поддержки инновационного развития экономики России. Необходимость импортозамещения в промышленности, помимо санкций, определилась и в связи с падением курса рубля, что привело к росту цен на импортируемые комплементарные товары (косвенное импортозамещение). В статье определены причины трудностей с финансированием программ импортозамещения. Результаты данного исследования могут служить для доработки программы «Развитие науки и технологий», бюджетной политики государства. В нашей стране разработаны подходы и методы к реализации структурной перестройки экономики, ее модернизации и переходу к инновационному развитию, которые раскрыты в ряде научных работ и законодательных актах, но требуют дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIAN ECONOMY (CONCEPT OF IMPORT SUBSTITUTION)

The paper describes the objectives of the import substitution concept adopted by the Government of the Russian Federation: changing the raw-material orientation of the Russian economy; reducing the imports share in the GDP; stimulation of the national economy development in a number of sectors; modernization of seven sectors (energy, space, information technology, defense, communications, transportation, nanotechnology); increasing the level of industrial self-reliance; restructuring of the economy; and refusal from the fragmented catch-up modernization policy. The specific features and factors that determine the development of innovative processes in the Russian economy are identified. The development and marketing of competitive products are associated with a lengthy preparatory phase during which depressive industries are revealed and modernization activities are carried out. The paper presents a classification of methods for the regulation and support of the innovative development of the Russian economy. The import substitution in the industry, apart from the sanctions, is also necessitated by the fall of the ruble that resulted in higher prices for imported complementary goods (indirect import substitution). The paper identifies the causes of difficulties in financing import substitution programs. The results of the study can be used to refine the “Development of Science and Technology” program and the budget policy of the country. Various approaches and methods to implement the restructuring of the economy, modernization and transition to the innovative development have been developed that are described in a number of research papers and legislation instruments but require further development.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие экономики (концепция импортозамещения)»

УДК 330.341 JELL52

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ (КОНЦЕПЦИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ)*

ЯКОВЛЕВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов, Санкт-Петербургский филиал

Финансового университета, Санкт-Петербург, Россия

[email protected]

КОЗЛОВСКАЯ ЭРА АНАТОЛЬЕВНА,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов инновационных и производственных систем, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия [email protected]

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются основные задачи принятой Правительством Российской Федерации концепции импорто-замещения: изменение сырьевой направленности экономики России, снижение импортоемкости ВВП, стимулирование развития национальной экономики в ряде отраслей, модернизация семи отраслей (энергетика, космос, информационные технологии, оборонная промышленность, связь, транспорт, нанотехнологии), увеличение уровня промышленного самообеспечения, необходимость структурной перестройки экономики и отказ от политики фрагментарной догоняющей модернизации. Выделены особенности и факторы, определяющие развитие инновационного процесса в экономике России. Освоение и вывод на рынок конкурентоспособной продукции связаны с достаточно длительным подготовительным этапом, в процессе которого выявляются депрессивные отрасли и принимаются меры по их модернизации. В статье представлена классификация методов регулирования и поддержки инновационного развития экономики России. Необходимость импортозамещения в промышленности, помимо санкций, определилась и в связи с падением курса рубля, приведшем к росту цен на импортируемые комплементарные товары (косвенное импортозамещение). В статье определены причины трудностей с финансированием программ импортозамещения. Результаты данного исследования могут служить для доработки программы «Развитие науки и технологий», бюджетной политики государства. В нашей стране разработаны подходы и методы к реализации структурной перестройки экономики, ее модернизации и переходу к инновационному развитию, которые раскрыты в ряде научных работ и законодательных актах, но требуют дальнейшего развития. Ключевые слова: импортозамещение; инновации; экономика; модернизация; государство; кризис.

INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIAN ECONOMY (CONCEPT OF IMPORT SUBSTITUTION)**

YAKOVLEVA E. A.

ScD (Economics), full professor of the Economics and Finance Department, St. Petersburg branch of Financial University, St. Petersburg, Russia [email protected]

* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета 2015 г.

** The paper is based on the findings of the research funded under the state assignment of Financial University as of 2015.

KOZLOVSKAYA E.A.

ScD (Economics), full professor of the Innovative and Production System Finance Department, Saint Petersburg State

Polytechnic University, St. Petersburg, Russia

[email protected]

ABSTRACT

The paper describes the objectives of the import substitution concept adopted by the Government of the Russian Federation: changing the raw-material orientation of the Russian economy; reducing the imports share in the GDP; stimulation of the national economy development in a number of sectors; modernization of seven sectors (energy, space, information technology, defense, communications, transportation, nanotechnology); increasing the level of industrial self-reliance; restructuring of the economy; and refusal from the fragmented catch-up modernization policy. The specific features and factors that determine the development of innovative processes in the Russian economy are identified. The development and marketing of competitive products are associated with a lengthy preparatory phase during which depressive industries are revealed and modernization activities are carried out. The paper presents a classification of methods for the regulation and support of the innovative development of the Russian economy. The import substitution in the industry, apart from the sanctions, is also necessitated by the fall of the ruble that resulted in higher prices for imported complementary goods (indirect import substitution). The paper identifies the causes of difficulties in financing import substitution programs. The results of the study can be used to refine the "Development of Science and Technology" program and the budget policy of the country. Various approaches and methods to implement the restructuring of the economy, modernization and transition to the innovative development have been developed that are described in a number of research papers and legislation instruments but require further development.

Keywords: import substitution; innovations; economy; modernization; state; crisis.

ВВЕДЕНИЕ

Целью исследования статьи является решение экономических и организационных вопросов инновационного развития России в рамках принятой Правительством Российской Федерации концепции импортозамещения. Вопросами регулирования экономической политики государства в разное время занимались ученые разных стран: П. Круг-ман, Дж. Маркузен, Э. Вейнейблс, Б. Спенсер, Б. Айткен, А. Бернард, Дж.Вагнер, М. Робертс, Д. Браун, Э. Долана, П. Линдера, А. Шастико, Р. Радаева, И. Ушачева. В работах этих и других ученых исследованы механизмы развития экономики и научно-технического прогресса, однако российские условия хозяйствования ставят перед экономистами все новые и новые задачи.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ

Решение проблемы развития экономики, обеспечение ее устойчивости, переход от сырьевой экономики к соответствующей современному технологическому укладу, экономике знаний выдвигает ряд проблем структурной перестройки экономики, которые усугубляются объявленными

в отношении России санкциями. Необходимо следующее:

• сохранение научно-технического потенциала страны, обеспечивающего высокотехнологичные виды деятельности с учетом потребительского спроса (его изменчивости и разнообразия);

• изменение сырьевой направленности экономики России на основе модернизации семи отраслей (энергетики, космоса, информационных технологий, оборонной промышленности, связи, транспорта, нанотехнологий);

• снижение импортоемкости ВВП;

• стимулирование развития национальной экономики в ряде отраслей;

• увеличение уровня промышленного самообеспечения;

• повышение конкурентоспособности производства;

• отказ от политики фрагментарной догоняющей модернизации;

• формирование источников финансирования программ импортозамещения и процесса модернизации депрессивных отраслей;

• разработка плановой стратегии структурной перестройки экономики России;

• разработка системной концепции повышения эффективности информационного обеспечения научных исследований и процесса обмена знаниями;

• разработка обоснованной экономической политики в вопросах ценообразования, амортизационной политики, налогообложения.

Ориентация на международное разделение труда и сосредоточение на ограниченном спектре отраслей экономики привело Россию к сложной ситуации — необходимости ликвидировать им-портозависимость, в течение пяти лет сокращая до 40% и затем полностью уничтожая (см. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию РФ от 4 декабря 2014 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47173; дата обращения: 30.10.2015).

С этой целью важно сохранить и максимально использовать научно-технический потенциал страны, связанный с высокотехнологичными видами деятельности. С другой стороны, учитывая, что постиндустриальный период характеризуется труднопредсказуемым ростом разнообразия потребностей общества, необходимо обеспечить на его основе структурную перестройку экономики.

Проблема изменения сырьевой направленности экономики России возникла давно, но особенно актуальной она стала в период кризиса 2008-2010 гг. Кризис показал, что высокая доля сырья в экспорте делает страну уязвимой при изменении цен на нефть и газ. В посткризисный период было принято решение сконцентрировать усилия на инновационном развитии производства, в 2010 г. было решено модернизировать семь отраслей: энергетику, космос, информационные технологии, оборонную промышленность, связь, транспорт, нанотехнологии.

В последующие годы, по данным Росстата, в российской экономике наблюдался значительный

рост инновационной активности. Число предприятий, осуществляющих инновации, в 2008 г. увеличилось по сравнению с 2007 г. на 3,9 %. В 2011 г. объем выпуска инновационных товаров и услуг в 1,9 раза превысил уровень 2008 г. В то же время затраты на технологические инновации в 2011 г. в 2,4 раза превысили уровень 2008 г. Такое соотношение свидетельствует о низкой эффективности инновационного процесса, ориентированного на импортозамещение. Это доказывает тот факт что выборочная модернизация отдельных отраслей не решает проблемы развития промышленности в целом. Устойчивое экономическое развитие страны возможно лишь при существенном увеличении уровня промышленного самообеспечения, отсутствующего в нашей стране в значительных масштабах.

Объявленные в отношении России санкции усложнили положение в российской экономике, что определяется большой степенью зависимости отдельных отраслей от зарубежных поставщиков (см. таблицу).

Ситуация еще более осложнилась в связи с падением курса рубля. Это привело к необходимости разработки и реализации программы импортоза-мещения, которая должна охватывать несколько ключевых отраслей экономики страны. Переход к поэтапному решению задач импортозамещения, по данным экспертов [1-6], представлен на рис. 1.

Переход к поэтапной реализации стратегии смешанной модели считается, по мнению экспертов, предпочтительным. Импортозамещение, как известно, это процесс, при котором в рамках национальной экономики обеспечивается выпуск продукции, необходимой потребителям на внутреннем рынке. Оно позволяет, во-первых, ограничить доступ конкурентов на внутренний рынок, во-вторых, вытеснить иностранных производителей с соответствующих сегментов рынка. Понятие

Импортозависимость РФ

Отрасли промышленности Степень зависимости, %

Станкостроение 90

Тяжелое машиностроение 60- -80

Легкая промышленность 70- -90

Электронная промышленность 80- -90

Медицинская промышленность 70- 80

Машиностроение для пищевой промышленности 60- 80

Источник: [2].

Рис. 1. Модели импортозамещения

Источник: разработано авторами.

импортозамещения в настоящее время расширилось. Если раньше оно воспринималось как политика индустриализации, то сегодня имеется в виду изменение производственных процессов, введение новых механизмов, вытесняющих иностранный товар.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Особенности, определяющие реализацию процесса импортозамещения в экономике России, определяются рядом факторов, в составе которых могут быть выделены две группы.

К первой группе следует отнести геополитические факторы, включающие:

• распад Советского Союза и вследствие этого изменение структуры экономики страны;

• переход к новому технологическому укладу постиндустриального периода, сформировавшему концепцию «экономики знаний»;

• наблюдающееся отставание России от мирового уровня по инновационному развитию ряда отраслей;

• мировой экономический кризис 20082010 гг., приведший к падению уровня ВВП. Так, по итогам 2009 г. ВВП России упал на 7,9%, что явилось одним из худших показателей динамики ВВП в мире;

• экономические санкции, объявленные Евросоюзом и рядом зарубежных стран в отношении России, требующие проведения политики импор-тозамещения.

Ко второй группе относятся факторы внутреннего характера, включая:

• принятие решения о переходе к рыночной экономике в отсутствие рынка, изменившего механизмы регулирования экономических отношений, определившего необходимость создания рынка и институализации рыночных отношений;

• проведение масштабной приватизации, которая привела к «выпадению» из экономической структуры ряда предприятий и отраслей, обеспечивающих экономическое равновесие. Это привело к зависимости от экспорта по большой группе товаров внутреннего потребления;

• введение необоснованной в период перестройки системы ценообразования и связанной с ней трансформацией процесса амортизации, которые привели к разрушению производственного потенциала предприятий ряда отраслей промышленности, прежде всего обрабатывающих;

• существенное изменение в процессе перестройки структуры организаций, занимавшихся научно-исследовательской деятельностью;

• стремление реализовать экономический рост путем инновационного развития, за счет руководящей инициативы «сверху», особенно в вопросах, касающихся финансирования.

Во исполнение январского антикризисного плана (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р) в апреле 2016 г. Мин-промторгом, Минкомсвязью, Минтрансом и Минэнерго России было разработано 19 отраслевых программ импортозамещения на ближайшие годы.

Они касаются таких отраслей, как фармацевтическая промышленность, тяжелое машиностроение, программное обеспечение, авиа- и судостроение. В рамках этих программ планируется реализовать 2,5 тыс. проектов, которые позволят сократить импортозависимость в такой, например, особо чувствительной отрасли экономики, как станкостроение, — с текущих 88 до 40% к 2020 г. Реализация этих проектов потребует 159 млрд руб., но в 20-летней перспективе в доход бюджета прогнозируется поступление до 2,2 трлн руб. (прирост в 13,6 раза).

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Главной задачей в процессе импортозамещения является развитие экспорта, снижение импортоем-кости ВВП, в том числе косвенной импортоемко-сти. Механизм реализации стратегии импортоза-мещения должен включать правовое обеспечение (принятие комплекса нормативно-правовых актов), организационно-кадровое (организацию профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров), инфраструктурное (разработку и реализацию взаимоувязанных инфраструктурных проектов), финансовое (разработку и реализацию приоритетных инновационных проектов на основе моделей государственно-частного партнерства) и информационное обеспечение (разработку и реализацию информационной поддержки целей стратегии) [7-9].

Принятые Правительством РФ ответные меры на санкции в виде запрета на ввод отдельных видов продуктов из-за рубежа явились по существу стимулом для развития национальной экономики в целом ряде отраслей. Так, несмотря на наличие альтернативы европейским поставщикам сельхозпродукции со стороны государств Таможенного союза, Азии, Южной Америки и Африки, для России импортозамещение в сельском хозяйстве явилось одним из приоритетных направлений, обеспечивающих в настоящее время экономическое развитие.

Развитие в стране высокотехнологичных и наукоемких отраслей позволит выйти на мировой рынок и снизить зависимость от сырьевых рынков. Создание научно-технического потенциала и его использование является важным показателем уровня развития страны и ее места в мировой экономической системе. При этом формируется эко-

номический эффект, учитывая, что цены на экспорт готовой продукции растут быстрее, чем цены на экспорт сырья. Разработаны подходы и методы к реализации структурной перестройки экономики, ее модернизации и переходу к инновационному развитию, которые раскрыты в ряде научных работ и законодательных актов [4, 5, 9-11] и систематизированы на рис. 2.

Необходимость импортозамещения в промышленности, помимо санкций, определилась и в связи с падением курса рубля, приведшим к росту цен на импортируемые комплементарные товары (косвенное импортозамещение). Обратной стороной снижения курса рубля стало снижение в производстве отдельных видов затрат в долларовом измерении, прежде всего заработной платы. Это привело к преимуществам инвестирования в отдельные отрасли российской промышленности, особенно в производстве бытовой техники, что, в свою очередь, привело к снижению цен на отечественную продукцию и, как следствие, к увеличению спроса на нее. Результатом влияния данного фактора стал рост промышленного производства в 2014 г., по данным Минфина, на 1,4 % при росте ВВП лишь на 0,6 %.

Следует также учитывать, что освоение высокотехнологичных производств, позволяющих повысить конкурентоспособность отечественной продукции, позволяет увеличить уровень добавленной стоимости в структуре продукции. В настоящее время доля добавленной стоимости отечественных товаров составляет 20-25 %, в то время как в передовых в экономическом смысле странах она составляет 40-45 % [12]. Такое несоответствие не позволяет нам окупать валютные затраты, что создает дополнительные экономические трудности в условиях импортозависимости.

При этом импортозамещение в высокотехнологичных отраслях может решить проблему отрицательного сальдо платежного баланса страны, когда импорт превышает экспорт. Что касается организации импортозамещения в сфере информационных технологий, тут одним из важных факторов является необходимость соблюдения требований секретности, безопасности, надежности при использовании программного обеспечения. В настоящее время зависимость в сфере информационных технологий, как частных, так и корпоративных пользователей, составляет порядка 70 %.

Методы, используемые государством для регулирования и поддержки инновационного

развития экономики

Рис. 2. Государственные методы регулирования и поддержки

Источник: составлено авторами.

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В условиях экономики переходного периода решение проблемы мерами жесткого государственного регулирования невозможно. Импортозамеще-ние и связанная с ним структурная перестройка экономики требуют перехода к инновационному развитию. Освоение и вывод на рынок конкурентоспособной продукции связаны с достаточно длительным подготовительным этапом, в процессе которого выявляются депрессивные отрасли и принимаются меры по их модернизации. Кроме того, решение этой проблемы усложняется за счет трудностей, связанных с финансированием программ импортозамещения. Это объясняется следующими причинами: санкционной ограниченностью доступа российских бизнесменов к кредитам в зарубежных банках; российские кредиты невыгодны из-за высоких процентных ставок по кредитам, установленных Центробанком; в стране практически не развито проектное и венчурное финансирование; весьма ограничена возможность получения госзаказов.

Однако в инновационном производстве велика роль государства. Так, в ряде стран государство берет на себя расходы, связанные с инновационным процессом, проводя определенную налоговую и амортизационную политику, выделяя субсидии, кредиты, создавая компенсационные фонды, оказывая содействие в переподготовке кадров [8, 13]. Для финансирования процесса модернизации депрессивных отраслей в некоторых странах привлекаются средства компаний эффективных отраслей путем использования компенсационного механизма, предусматривающего создание конкурентоспособными компаниями совместно с государством фондов, из которых стоимость активов выплачивается фирмам, сворачивающим производство в кризисных отраслях. Частным предприятиям предоставляются результаты анализа тенденций в развитии рыночной конъюнктуры. Посредством экономических и административных мер ограничивается создание в депрессивных отраслях новых мощностей. Кроме того, в ряде стран государство обеспечивает экономический рост путем проведения мер, направленных на стимулирование образования; развитие инфраструктуры; поощрение международного трансферта технологий, исследований и разработок; развитие интеграционных про-

цессов в промышленности; развитие процесса перекрестного владения акциями; создание интегрированных структур между финансовым и промышленным секторами.

Относителььно России можно констатировать следующее: в стране практически не было возможности реализации плановой стратегии структурной перестройки экономики в силу указанных выше причин, а также в связи с приватизацией. Экономически и технически состоятельные компании в перспективных отраслях промышленности (речь не идет о предприятиях оборонно-промышленного комплекса) перешли в руки олигархов, а до остальных предприятий практически никому не было дела. Необоснованная экономическая политика в вопросах ценообразования, амортизационной политики, «самостийности» формирования так называемого рынка привело к упадку целого ряда отраслей промышленности. Кроме того, как отмечается в работе [2], в России доперестроечного периода не создавались средства для развития нового технологического уклада путем накопления капитала во время роста предыдущего уклада. Средства у предыдущих укладов просто изымались. В результате смена технологических укладов не имела внутреннего механизма развития, и потребовалась помощь государства. Это привело к реализации так называемой догоняющей модернизации экономики, которая к тому же всегда была фрагментарной, так как не хватало средств на развитие новых укладов во всех секторах экономики.

Особенностью развития экономики при переходе к новым технологическим укладам являлось также то, что оно осуществлялось без учета потребительского спроса, поэтому переход не мог долго существовать без государственной поддержки. Модернизация экономики, проводимая «сверху», не обеспечивала максимального использования творческого процесса, поэтому инновационный механизм в полной мере не работал. Необходимый потребительский спрос на момент перехода к рыночной экономике был недостаточен, чтобы в полной мере заменить государственный.

В настоящее время разработан комплекс мер финансовой поддержки программ импортозаме-щения. Одной из таких мер является выделение Правительством за счет средств федерального бюджета целевых займов предприятиям, реализующим проекты импортозамещения. С августа

2014 г. действует Фонд развития промышленности, в задачи которого входит финансирование проектов на предпроизводственной стадии. Фонд предоставляет промышленным предприятиям заем сроком от 5 до 7 лет по ставке 5 % годовых. Финансируемый проект должен быть направлен на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств. Предусматривается использование такого вида финансовой поддержки, как «специальный инвестиционный контракт», представляющий собой форму сотрудничества инвесторов и государства, желающих создать, модернизировать или освоить производство определенной промышленной продукции в России. Согласно контракту инвесторам предоставляются налоговые льготы и льготы по оплате таможенных пошлин, а также гарантии от неблагоприятного изменения действующего законодательства на период действия контракта.

Планируется использовать и ряд других мер финансовой поддержки.

ВЫВОДЫ

В статье отмечается, что если государство в ближайшей перспективе не изменит декларативного подхода к проблеме инновационного развития, не разработает реальные программы с соответствующими организационными формами, обеспечивающими повышение эффективности использования источников бюджетного и внебюджетного финансирования, не создаст правовое поле инноваций и механизм их реализации, Россия рискует через несколько лет потерять свой научно-технический потенциал, а следовательно, в рамках импортозамещения рассчитывать можно будет только на догоняющие технологии и повторяющиеся продукты, лишенные конкурентных преимуществ, не способных к экспортированию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Центр Сулакшина (Центр научной и политической мысли). [Электронный ресурс] URL: http://rusrand.ru (дата обращения: 30.10.2015).

2. Дзобелова В.Б., Олисаева А. В. Развитие инновационной системы региона и пути ее совершенствования на примере СКФО // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (13). C. 2885-2890.

3. Ефанова И. Импортозамещение в приборостроении: проблемы и перспективы // Стандарты и качество. 2015. № 2 (932). C. 68-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Кузык Б. Н. Россия и мир в XXI веке. 2-е изд. М.: Институт экономических стратегий, 2006. 544 с.

5. Паньшин И. В. Импортозамещение региональных экономических ресурсов в условиях внешнего экономического давления // Вопросы региональной экономики. 2014. № 4. Т. 21. С. 81-85.

6. Фальцман В.К. Импортозамещение в ТЭК и ОПК // Вопросы экономики. 2015. № 1. С. 116-124.

7. Мальцева А. А., Чевычелов В. А. Мировые тенденции развития технопарковых структур // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. № 2. C. 29-42.

8. Никонова И. А. Проектный анализ и проектное финансирование. М.: Альпина Паблишер, 2012. 154 с.

9. Решетников А. В. Управление реализацией инновационного потенциала в промышленности: дис. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2004.

10. Силкина Г.Ю., Шевченко С.Ю. Модели обмена знаниями // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2012. № 2-1 (144). С. 125-132.

11. Найбауэр Херберт. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях. [Электронный ресурс] URL: http://www.ptpu.ru (дата обращения: 30.10.2015).

12. Информационное агентство «Финмаркет». [Электронный ресурс] URL: http://www.finmarket.ru/z/ nws/hotnews.asp?id=3244103 (дата обращения: 30.10.2015).

13. Charles, W. Wessner. Understanding Research, Science and Technology Parks Available at: http:// www. nap. edu/catalog/12546.html (Accessed 30 October 2015).

REFERENCES

1. Centr Sulakshina (Centr nauchnoj i politicheskoj mysli) [Sulakshin's center (Center of a scientific and political thought)]. Available at: http://http://rusrand.ru (Accessed 30 October 2015) (in Russian).

2. Dzobelova V.B., Olisaeva A. V. Razvitie innovacionnoj sistemy regiona i puti ee sovershenstvovanija na primere SKFO [Development innovation system in the region and ways of its improvement on the example of the NORTH]. Fundamental'nye issledovanija — Basic research, 2015, no. 2 (13), pp. 2885-2890 (in Russian).

3. Efanova I. Importozameshhenie v priborostroenii: problemy i perspektivy [Import-substitution manufacturing: problems and prospects]. Standarty i kachestvo — Standards and quality, 2015, no. 2 (932), pp. 68-70 (in Russian).

4. Kuzyk B.N. Rossija i mir v XXI veke. 2-e izd [Russia and peace for the twenty-first century]. Moscow, Institute of economic strategies, 2006. 544 p. (in Russian).

5. Panshin I. V. Importozameshhenie regional'nyh jekonomicheskih resursov v uslovijah vneshnego jekonomicheskogo davlenija [Regional import substitution economic resources in the face of external economic pressure]. Voprosy regional'noj jekonomiki — Questions of the regional economy, 2014, no. 4, vol. 21, pp. 81-85 (in Russian).

6. Falcman V. K. Importozameshhenie v TJeK i OPK [Import substitution in energy and DIC]. Voprosy jekonomiki — Questions of economy, 2015, no. 1, pp. 116-124 (in Russian).

7. MaltsevaA. A., Chevychelov V. A. Mirovye tendencii razvitija tehnoparkovyh struktur [World trends in the development of tehnoparkovyh structures]. Problemnyj analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie — Problem analysis and public management planning, 2012, no. 2, pp. 29-42 (in Russian).

8. NikonovaI.A. Proektnyj analiz i proektnoe finansirovanie [Project analysis and project funding]. Moscow, Alpina Publisher, 2012. 154 p.

9. Reshetnikov A. V Upravlenie realizaciej innovacionnogo potenciala v promyshlennosti. Dis. kand. nauk [Implementation Management innovation capacity in the industry. Dis. PhD (Economie)]. Volgograd, 2004 (in Russian).

10. Silkina G. Yu., Shevchenko S. Yu. Modeli obmena znanijami [Sharing models]. Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Jekonomicheskie nauki — Scientific and technical statements, St. Petersburg State Polytechnic University. Economic science, 2012, no. 2-1 (144), pp. 125-132 (in Russian).

11. Naybauer, Herbert. Innovacionnaja dejatel'nost' na malyh i srednih predprijatijah [Innovation in small and medium-sized enterprises]. Available at: http://www.ptpu.ru (Accessed 30 October 2015) (in Russian).

12. Informacionnoe agentstvo «Finmarket» [Finmarket news agency]. Available at: http://www.finmarket.ru/z/ nws/hotnews.asp?id=3244103 (Accessed 30 October 2015) (in Russian).

13. Charles, W. Wessner. Understanding Research, Science and Technology Parks. Available at: http:// www. nap. edu/catalog/12546.html (Accessed 30 October 2015).

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Проблемы функционирования и развития национальной экономики в современных условиях: материалы региональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых (г. Краснодар, 5 декабря 2014 г.) / под общей редакцией Э. В. Соболева. М.: Финансовый университет, 2015. 402 с.

ISBN 978-5-7942-1281-5

В сборнике представлены материалы, отражающие опыт проведения научно-исследовательских работ по направлениям, затрагивающим актуальные экономические, финансовые, правовые и информационные проблемы функционирования и развития экономики в эпоху глобализации.

Проблемы i|iVHKiimxHi|xi№jHiEH и рашгня иэияркалыюй экономики s егарсмешш.ч условиях

ГГ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.