Научная статья на тему 'Инновационное развитие экономики и целевые ориентиры системы повышения квалификации педагогических кадров'

Инновационное развитие экономики и целевые ориентиры системы повышения квалификации педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рытов Алексей Иванович

В статье раскрываются современные подходы к обновлению системы повышения квалификации педагогических кадров на основе личностно-ориентированного подхода. Рассматриваются основные функции повышения квалификации, методологические подходы к проектированию его содержания и методам освоения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие экономики и целевые ориентиры системы повышения квалификации педагогических кадров»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Рытов Алексей Иванович

кандидат педагогических наук, доцент,

директор

Московский центр качества образования

г. Москва

J ^

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

И ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Л__________________________________________г

Аннотация. В статье раскрываются современные подходы к обновлению системы повышения квалификации педагогических кадров на основе личностно-ориентированного подхода. Рассматриваются основные функции повышения квалификации, методологические подходы к проектированию его содержания и методам освоения.

Ключевые слова: повышение квалификации, педагогические кадры, личностно-ориентированная модель.

Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Главная функция инновационной стратегии заключается в определении основных долговременных направлений научных разработок, внедрении нововведений, обеспечении ресурсами для достижения поставленных целей.

Государственная инновационная стратегия - это объединение усилий науки, производства и образования, создание благоприятных институциональных условий для новаторов и предпринимателей, чтобы обеспечить конкурентоспособность и переход страны в число лидеров. На выбор стратегии влияют достигнутый уровень общественного развития, финансовые и материально-технические ресурсы государства.

В условиях перехода России к демократическому, правовому, с рыночной экономикой государству большую роль играют интеллектуальные силы общества. Главным его богатством остается человеческий потенциал народов России, который необходимо постоянно преумножать. В плане его развития невозможно переоценить значение сферы образования со всеми ее структурными звеньями - от начальной школы и профессионально-технических училищ до высших учебных заведений.

Это означает необходимость формирования экономики лидерства и инноваций. Ключевую роль в выстраивании экономики лидерства играет педагогическое сообщество, как ключевой ресурс развития образования.

Гибкая, открытая и развивающаяся система образования должна обеспечить: готовность России к историческим вызовам 21 века и её устойчивое развитие; достижение гражданского согласия и общенационального единства; экономический подъём, социальную и профессиональную мобильность, достойный уровень жизни, духовное и физическое здоровье людей; овладение каждым человеком базовыми гражданскими и культурными ценностями, его личное участие в культурной и духовной жизни страны.

При этом очевидно, что одним из базовых ресурсов протекающих изменений в образовании являются человеческие ресурсы системы общего образования, их уровень профессиональной квалификации и способность принимать изменения и практически их реализовывать. Состояние же человеческих ресурсов системы образования вызывает серьёзные опасения из-за дефицита кадров как таковых и неадекватной уровню задач по модернизации образования квалификации существующих кадров. Недостаточная квалификация, выражающаяся, в частности, в ограниченной способности реализовывать актуальные изменения приводит к отстраненности, высокому уровню сопротивления педагогического персонала любым изменениям.

В связи с этим в педагогическом сообществе продолжается поиск путей совершенствования подготовки и повышения квалификации педагогов. Стоит задача подготовить педагогические кадры, которые смогут осуществить модернизацию общего образования, повышение его эффективности и качества.

Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями националь-

36

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

ной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Российская научная и педагогическая общественность правомерно озабочена поиском путей, форм и механизмов модернизации системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров с целью приведения этой системы в соответствие с потребностью времени.

Анализ современного мирового развития позволяет выделить факторы и тенденции, которые должны быть учтены в процессе модернизации системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. К ним можно отнести:

• ускорение темпов развития общества, идейный плюрализм, расширение возможностей политического и социального выбора определяют необходимость подготовки граждан к осуществлению этого выбора;

• переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение в мире масштабов межкультурного и межконфессионального взаимодействия предполагают формирование у граждан России информационно-коммуникативной культуры и толерантности как способности к диалогу;

• глобальные проблемы современности (информационные, экологические, ресурсные, проблемы безопасности и др.), которые могут быть решены только на основе международного сотрудничества, обуславливают необходимость формирования у молодых граждан Российской Федерации понимания общности этих проблем и готовности к поиску совместных способов их решения;

• развитие мировой экономики, глубокие структурные изменения в сфере занятости, сокращение сферы малоквалифицированного труда определяют потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовки работников, рост их профессиональной мобильности;

• возрастание роли «человеческого капитала» в национальных экономиках развитых стран (сегодня в этих странах он в среднем составляет 70-80% национального богатства) определяет необходимость интенсивного опережающего развития сферы образования как молодежи, так и взрослого населения.

Новые задачи инициируют поиск новых подходов к подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров. На современном этапе развития российской школы складывается новый ролевой стандарт профессиональной деятельности учителя, модель его профессиональной самоидентификации. Изменяются содержание и подходы к педагогической деятельности, возрастают объем и качество инновационной составляющей в российском образовательном пространстве. Комплексный процесс повышения квалификации предполагает актуализацию педагогами собственных возможностей и переход от практико-воспро-изводящей деятельности к практико-преобразующей.

Создание современных моделей повышения квалификации следует начинать с выделения совокупности методологических подходов, которая и составит тот фундамент, на котором впоследствии будут вы-

строены все компоненты образовательной системы: содержание, формы, средства, технологии.

В контексте современной парадигмы образование рассматривается как личностно-ориентированный процесс, обеспечивающий сочетание интересов государства, общества и личности. В этой связи охарактеризуем личностно-ориентированный процесс повышение квалификации:

• исходит из признания слушателя главной действующей фигурой процесса повышения квалификации;

• ориентировано на личностный и профессиональный опыт, образовательные потребности слушателя;

• признает обучение и самообразование равноправными источниками процесса повышения квалификации.

Построение системы повышения квалификации на основе личностно-ориентированного подхода предполагает реализацию следующих основных функций повышения квалификации:

1. Диагностическая функция - выявление уровня подготовленности и образовательных запросов слушателей, их самоопределение в повышении квалификации.

2. Информационная - трансляция современных психолого-педагогических знаний в активных формах взаимодействия со слушателями.

3. Адаптационная - формирование умений проектировать свою педагогическую деятельность в условиях динамично меняющейся педагогической ситуации, обучение основам педагогического менеджмента, создание условий для эффективного самообразования.

4. Познавательно-развивающая - удовлетворение информационно-коммуникационных, профессиональных, индивидуально-личностных потребностей педагога.

5. Прогностическая - выявление творческого потенциала развития профессионально-педагогической деятельности педагога.

Реализация вышеназванных функций личностно-ориентированного повышения квалификации позволит:

• каждому слушателю определить свои цели и задачи повышения квалификации, обеспечить развитие своей индивидуальной профессиональной деятельности;

• построить организационную модель эффективного повышения квалификации;

• отобрать содержание образовательного процесса, составить учебные планы и программы повышения квалификации;

• технологически оснастить процесс повышения квалификации;

• построить систему мониторинга эффективности повышения квалификации.

Личностно-ориентированное дополнительное профессиональное образование предполагает смещение акцента с передачи нормативного содержания на развитие индивидуальной модели профессиональной деятельности педагога, что обуславливает необходимость пересмотра подходов к содержанию образования, которые должно обеспечить решение ряда задач [1, 3, 5]:

1. Формирование субъектной позиции слушателя, обеспечивающей самостоятельность, умение принимать решения в конкретных ситуациях, брать на себя ответ-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

37

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

ственность за результат собственной деятельности. Содержание должно быть структурировано так, чтобы дать возможность самостоятельного выбора, индивидуального продвижения и самооценки результата.

2. Не задание внешней цели, а ее выращивание во взаимодействии преподавателя и слушателя путем актуализации содержания и метода. Каждый элемент содержания оформляются в модуль, плавно соединяя новую информацию с опорными знаниями в процессе совместных действий путем использования определенного метода - организационно-деятельностного.

3. Переход от обучения к развитию посредством использования организационно-деятельностных методов, ориентированных на развитие способностей: мыследеятельностных, коммуникационных, рефлексивных.

4. Ориентация обучаемых студентов на самооценку полученного результата. Ответственность любого специалиста в деятельности распространяется и на процесс, и на результат, что обуславливает развитие способности к рефлексии.

В русле названных задач перечислим современные требования к структурированию содержания образования [1,3,4].

Системность. Системное представление содержания образования предполагает выявление системообразующей основы и ее расчленение на составные части, элементы системы, подсистемы, каждая из которых рассматривается как новая система.

Сопряженность. Сопряженность содержания учебного материала позволяет решить проблему разобщенности учебных дисциплин. Умение рассматривать их блоком, четко различая общее и особенное в них, повышает эффективность образовательной деятельности. Сопряженность - это плавный переход от одного элемента системы к другому, от общего к частному, обеспечивающий индивидуальную траекторию продвижения.

Целостное восприятие и представление всего объема информации учебного курса.

Непрерывность обеспечивает преодоление мозаичности в работе с содержанием, которой чревато механическое деление содержания на части, использование блоков, не оформленных в модули. Решение проблемы фрагментарности в подаче информации является важным для обеспечения организованности мышления, сознания.

Возможность выбора индивидуальной траектории продвижения при усвоении содержания образования.

Актуализация содержания позволяет обеспечить мотивированное и результативное усвоение информации.

Технологичность учебного процесса означает разработку алгоритма изучения содержания.

Обеспечение продуктивного мышления осуществляется на основе связи новой информации с ранее усвоенной.

Развитие навыков рефлексивной культуры подразумевает осознание им собственного результата -ответственность за него и за процесс достижения.

Деятельностный подход обеспечивается возможностью самоопределения, самостоятельностью в при-

нятии решения, создаваемой условиями выбора. Обеспеченная мотивация, самостоятельное продвижение в усвоении содержания позволяют осваивать методы работы с информацией, развивают способности. Таким образом, усваивается модель культурной деятельности:

• самоопределяюсь (сам принимаю решение и беру на себя ответственность за результат);

• соблюдаю правила, нормы, критерии деятельности;

• владею способами деятельности - способен работать с информацией;

• развиваю способности: мыслетехнические, коммуникативные, рефлексивные;

• оцениваю результат, сопоставляю с прогнозируемым результатом, т.е. целью, выявляю причины несоответствия.

Основные методы работы со слушателями в русле личностно-ориентированного подхода - активные: диалоговые между субъектами образовательного процесса, игровое социальное проектирование, тренинги, семинары с использованием игротехнических приемов; самостоятельная индивидуальная, групповая работа; лекционно-практические занятия; практическая экспериментальная деятельность.

Результатом курсов повышения квалификации должно стать изменение личностной позиции педагога наряду с углублением его профессиональной компетентности, создание личностной программы обновления образовательной практики и стиля последующей педагогической деятельности.

На основе личностно-деятельностной модели профессиональной педагогической деятельности методологическими подходами к содержанию и методам курсового повышения квалификации являются [2,3]:

• личностно-гуманистическая ориентация педагога, предполагающая осознание учителем, воспитателем, руководителем образовательного учреждения основных принципов гуманистической педагогики;

• системное видение педагогической реальности, означающее владение категориями и понятиями современной педагогической науки;

• ориентация в предметной области - осмысление и глубокое (концептуальное, методологическое) знание образовательной области, анализ вариативных программ, учебно-методического обеспечения, отбор содержания образования, анализ гуманитарных, экологических, краеведческих аспектов содержания учебного предмета;

• владение современными педагогическими технологиями;

• коммуникативная и рефлексивная культура педагога -выявление противоречий между тенденцией к гуманизации человеческих отношений и реальной позицией педагога, снятие стереотипов профессионального мышления и поведения педагога, развитие рефлексии, самодиагностики, саморегулирования, самоконтроля;

• креативность в профессиональной деятельности -развитие креативных способностей педагога к самоизменению, проектированию новых систем профессиональной деятельности; формирование и развитие исследовательской деятельности;

38

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

• способность к интеграции с лучшим педагогическим опытом.

Особое значение приобретает использование психологически ориентированных технологий обучения персонала образовательных учреждений, стимулирующих профессиональный рост и совершенствование педагогов, обеспечивающих овладение инновационным опытом, повышающих уровень адаптации к меняющимся условиям деятельности [3].

Релевантность сопровождения ориентирует на необходимость диагностики и анализа реальных профессиональных затруднений и проблем специалиста и построение процесса сопровождения с учетом специфики имеющегося опыта, индивидуальных потребностей и уровня квалификации педагога. Данный принцип позволяет оптимизировать цели и содержание процесса сопровождения, а также предложить наиболее эффективные для данного специалиста или профессиональной группы способы обучения и поддержки.

Соответствие между потребностями профессионального развития педагога и предлагаемыми моделями сопровождения достигается за счет учета и анализа данных, во-первых, внешнего мониторинга деятельности специалиста, во-вторых, собственной оценки и рефлексивного осмысления индивидуальных затруднений и возможных способов их разрешения в ходе повышения квалификации и участия в программах поддержки. Существенно важным здесь является возможность производить коррекцию и вносить поправки в процессе сопровождения, которые могут исходить как от самого педагога, так и от осуществляющего сопровождение более опытного профессионала.

Программы и формы сопровождения профессионально-педагогической деятельности могут быть структурированы по трем основным уровням:

1. общие - ориентированные на обучение и поддержку всех основных групп персонала;

2. особенные - ориентированные на обучение и поддержку отдельных профессиональных групп;

3. индивидуальные - ориентированные на обучение и поддержку отдельных специалистов.

При этом важно учитывать уровень профессионального развития педагога. Гибкость и оперативность сопровождения выражают мобильность, вариативность и организационную изменчивость поддержки и обучения педагогов. Требование гибкости реализуется через использование следующих общих форм и методов сопровождения педагога:

• семинары по демонстрации и отработке базовых стратегий и навыков;

• теоретическое обучение и последующая курируемая практика;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• теоретические и практические занятия в группах коллег;

• взаимное обучение педагогов и совместное планирование работы;

• блочное обучение на протяжении более длительного периода;

• участие в исследовательских группах по разработке и реализации экспериментальных проектов;

• индивидуальное консультирование и поддержка в конкретной проблемной ситуации;

• работа в функциональных командах по определенной теме или проблеме;

• самообразование и осмысление опыта работы при поддержке коллег и ведущих программ подготовки.

Важным условием оперативности сопровождения профессиональной деятельности педагогов является создание единой коммуникационной сети, имеющей три основных плана функционирования:

• подготовка и публикация информационных материалов, отражающих практический опыт и представляющих интерес для других специалистов;

• организация и проведение профессиональных встреч, семинаров, специальных конференций на уровне школы и объединений школ;

• развитие коммуникаций на основе новых информационных средств и технологий.

Своеобразие сопровождения профессиональной деятельности заключается в том, что оно отвергает любые застывшие формы, имеющие строгий содержательный смысл и использует богатый арсенал разнообразных методов и форм, которые позволяют выявить и диагностировать затруднения, осуществить качественный анализ деятельности, определить специфические для данного учителя способы повышения качества образования. Спектр сопровождения колеблется от форм, не исключающих научение, работу по определенному образцу (тренинг), до форм, которые предполагают высокую степень самостоятельности учителя в решении своих профессиональных задач, а также личностное профессиональное самоопределение в процессе повышения качества образования с помощью определенных «подсказывающих» технологий. Таким образом, научно-методическое сопровождение представляет собой комплекс мер оказания квалифицированной помощи учителю, обеспечивающих его деятельность по непрерывному улучшению качества образования.

Литература

1. ГромковаМ. Т. Модульное обучение в системном образовании взрослых // Элитариум Центр дистанционного образования. Электронный ресурс: http://www.elitarium.ru/2005/09/ 06/modulnoe_obuchenie_v_sistemnom_obrazovanii_ vzroslykh.html

2. Никитин Э. М. Теоретические и организационно-педагогические основы развития федеральной системы дополнительного педагогического образования.- М., 1999.

3. Рытов А.И Повышение квалификации педагогических кадров: традиции и инновации.- М.: Московский центр качества образования, 2012.

4. Сиденко А. С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 6.

5. Сиденко А. С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 4.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.