Contemporary tendencies in professional education development
организаций высшего профессионального образования в их педагогической деятельности по целенаправленному использованию балль-но-рейтинговой системы.
Горюнова Е. В. Рейтинг: друг, враг или так? // Вестник высшей школы Almamater. — 2010. — № 1. — С. 46. Калужская М. В. Рейтинговая система образования. Как? Зачем? Почему? — М. : Чистые пруды, 2006. — С. 198. Кругликов В. И. Организация рейтингового контроля при определении уровня знаний студентов по учебной дисциплине. — Тюмень : изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2012. — С. 42. Латыпова Х. Ш. Балльно-рейтинговая система как фактор повышения конкурентоспособности образова-
тельных услуг // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Сер. Общественные и гуманитарные науки. — 2010. — № 49. — С. 195.
Химичева Д. П. Использование балльно-рейтинговой системы при преподавании информатики в вузе // Инновации в науке. — 2013. — № 16. — С. 117-120. Шарипов Т. Ф. Балльно-рейтинговая система как основа качественной подготовки студентов // Модернизация подготовки инженерных кадров для машино-, авиа-и ракетостроения : мат-лы Всерос. науч.-метод. конф. (с международным участием). — Оренбург, 2013. — С. 1567-1568.
Юсупова А. В., Завада Г. В., Фролов А. Г. Современные технологии обучения и контроля знаний: учеб. пособие.— Казань : Казан. гос. энерг. ун-т, 2010. — 100 с.
УДК/uDC 37.018.46
И. В. Жижина Inna Zhizhina
организационно-содержательные условия стажировочной деятельности в системе повышения квалификации
ORGANIZATIONAL AND CONTENT CONDITIONS OF INTERNSHIP ACTIVITY
in the system of professional development
В организации совместной деятельности тьютора и стажера в системе повышения квалификации востребованными становятся компетентностный, аксиологический, систем-но-деятельностный подходы. В статье описаны организационно-методические условия проведения стажировок в системе повышения квалификации в логике данных подходов, представлен комплекс принципов построения и развития образовательной среды стажировок в системе дополнительного профессионального образования.
The competence, axiological, system-activity approaches become essential in the organization of joint activities of the tutor and trainee in the system of professional development. The author describes the organizational and methodological conditions of the internship within these approaches; provides the set of principles of construction and development of the educational environment of the internship in the system of further training.
Ключевые слова: стажировка, тьютор, компетентностный подход, интерактивные фор-мы повышения квалификации.
Keywords: internship, tutor, competence approach, interactive forms of training.
Обобщение современных подходов к организации системы повышения квалификации позволяет констатировать, что отличительными особенностями процесса повышения квалификации кадров становятся: непрерывность, многоуровневость, открытость, развивающий характер личностно ориентированного обучения, сочетание формального, неформального и информального подходов, преобладание интерактивных форм работы.
Профессиональное развитие педагогов в условиях инноваций А. Г Асмолов рассматривает с позиции системно-деятельностного подхода.
Данный методологический подход к системе повышения квалификации рассматривается как системная, целенаправленная деятельность субъектов методического взаимодействия (стажера, тьютора, преподавателя), реализующих проекты профессионального развития и саморазвития педагогов. Причем данный подход предполагает опережающий характер управления, что позволит системе образования региона, конкретного учреждения создать необходимую систему ресурсов (кадровых), способных внедрить инновацию, свя-
Современные тенденции развития профессионального образования
занную с системными, модульными, локальными изменениями [5].
В организации совместной деятельности тьютора и стажера в системе повышения квалификации востребованным становится компетентностный подход. И. М. Логвинова описывает компетентностный подход как методологический.
Компетентностный подход, с одной стороны, она определяет как системный, междисциплинарный, с другой — личностный и деятельностный, имеющий практическую, прагматическую и гуманистическую направленность. Практическая направленность ком-петентностного подхода прослеживается через практико-ориентированные способы получения качественно новых результатов дополнительного профессионального педагогического образования. В прагматическом смысле он не является антиподом знаниевого подхода, а логически его продолжает, подчеркивая значимость опыта, умений практически реализовывать знания, а с другой стороны — и не отождествляется с ними, так как знания становятся в соподчиненность умениям. Такая система повышения квалификации педагогов, на ее взгляд, абсолютно точно моделирует существенные характеристики изменений, требуемых стандартом в рамках реализации образовательного процесса в учреждении [4].
Актуальными подходами в этом взаимодействии становятся аксиологический и индивидуально ориентированный. В. С. Елагина предлагает следующее описание аксиологического и индивидуально ориентированного подходов к организации методической работы в образовательном учреждении.
Аксиологический подход она рассматривает как основу развития профессионально-ценностной ориентации учителей. Сущность индивидуально-ориентированного подхода состоит в том, что он позволяет включить механизмы общего и профессионального саморазвития педагога. При этом основное назначение индивидуально ориентированного подхода состоит в создании условий для самореализации личности, развития творческих возможностей, профессиональной позиции, реализации новых технологий обучения. Кроме того, данный подход предполагает осознание каждым педагогом, стажером себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки. Потребность в выражении своей индивидуальности,
в постоянном совершенствовании своего профессионального мастерства, в поиске новых средств самовыражения является важнейшим мотивом профессионального роста и развития личности педагога, в том числе и при взаимодействии с тьютором [5].
Среди образовательных технологий обучения, используемых для организации стажировок, все большую актуальность получают интерактивные формы обучения, которые направлены на формирование у педагогов нового уровня профессиональной компетентности.
К интерактивным формам повышения квалификации, которые успешно практикуются в Свердловской области, можно отнести следующие позиции:
— организация активной групповой и парной работы при проведении сетевых занятий с использованием ДОТ — дистанционных образовательных технологий (в электронных курсах СДО — системы дополнительного образования, тренингах, мастерских);
— визуализация — использование приемов и инструментов инфографики для организации в сети «мозговых атак», для представления, обобщения и осмысления информации;
— сетевые методические сообщества;
— сетевые объединения тьюторов;
— депозитарий инновационных, в том числе стажировочных, практик [9].
Все чаще звучит мнение, что более адекватным средством и средой непрерывного повышения квалификации педагогов может стать интерактивная сетевая деятельность, интегрирующая возможности формального, неформального образования и самообразования, опосредованного современными информационно-коммуникационными технологиями и реализуемого на основе компетентно-дея-тельностного подхода [2].
Комплекс принципов построения и развития образовательной среды стажировок (ме-таформальность, открытость, глобальность, партнерство, мультиформатность, эволюцион-ность, толерантность и мультимедийность) позволил интегрировать формальную и неформальную профессиональную деятельность педагога.
В организации стажировок широкое распространение получили методы обучения, основанные на механизме интеракции, то есть межличностной коммуникации.
Наиболее важная особенность интеракции — способность человека принимать и понимать роль другого, представлять, как его
Contemporary tendencies in professional education development
воспринимает партнер по общению или группа, и в соответствии с этим планировать свои действия [8].
Интерактивные методы и формы обучения на стажировке позволяют: формировать коммуникативные навыки, развивать презентационные умения, формировать интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать решение, аналитические и экспертные умения и навыки, развивать креативность [7].
Разрабатывая совместный план по реализации стажировочного модуля, стажер должен учитывать, с одной стороны, требования к результатам освоения образовательной программы, с другой — успешные новые практики стажировочных площадок, с третьей — субъектный опыт, убеждения и личностные особенности слушателя.
Принципы организации стажировки педагогов:
1) приоритет самостоятельного обучения;
2) принцип совместной деятельности;
3) принцип опоры на опыт стажера;
4)индивидуализация обучения;
5)системность обучения;
6) контекстность обучения;
7) принцип актуализации результатов обучения;
8) принцип элективности обучения;
9) принцип развития образовательных потребностей;
10) принцип осознанности обучения — осмысление стажером и тьютором всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения;
11) принцип субъектности;
12) принцип структурированной избыточности ресурсов [6].
Для обеспечения образовательной среды может быть предложена модель повышения квалификации кадров в процессе стажировки, которая основывается на личностно ориентированном, компетентностном и контекстном подходах и включает в себя цели, определяющие основную направленность процесса; закономерности и принципы, этапы подготовки и проведения стажировки; механизм и ресурсное обеспечение взаимодействия участников образовательного процесса; позитивные результаты стажировки, выражающиеся в повышении уровня квалификации кадров [10].
Для обеспечения управляемости процесса повышения квалификации педагогических работников в ходе стажировки может быть пред-
ложена модель взаимодействия Института развития образования (ИРО) и базовых площадок по обеспечению индивидуальных маршрутов стажировки [9].
Основные элементы модели (индивидуальные маршруты стажировки) становятся неотъемлемой составляющей новой модели образования и обучения, формируемой в программах стажировок: внутрикурсовая, межкурсовая и посткурсовая [3].
Для реализации этой модели предложены следующие формы организации образовательного процесса:
1) семинары-обсуждения научно-методических текстов с разных позиций (понятия, тезисы, оппозиция, апология и т. д.). Семинары предполагают работу в малых группах (каждая позиция готовит свое выступление) и последующее общее обсуждение, во время которого группы могут предложить свое отношение к результатам работы каждой позиции. Позиционные семинары — возможное условие организации учебной деятельности педагогов: во время семинаров можно в совместно распределенной деятельности организовать процесс рефлексии, анализа собственных дефицитов и постановки задач на развитие;
2) включенное наблюдение. Педагоги посещают занятия (уроки), активно наблюдая за работой обучающихся (в малых группах и индивидуально).
Аналитические семинары (проводятся по итогам включенного наблюдения). Педагоги проводят анализ занятий (индивидуальных или групповых). Первый шаг: конструктивный анализ — описание увиденного на языке современных технологий. Второй шаг: рефлексивный анализ — соотнесение цели и полученных результатов, выявление возможных вариантов действий педагога. Материалом для аналитических семинаров может стать и обсуждение разных вариантов конспектов занятий.
Основанием для рефлексии выступают критерии оценки урока (занятия) по этапам (требования к контрольно-оценочной деятельности, к постановке учебной задачи и пр.). Одна из целей семинара — работа над профессиональной аргументацией, умением обосновывать свои суждения из полученных знаний.
— Пользовательские семинары: во время семинаров происходит знакомство и опробование новых моделей инструментария оценки качества образования.
— Разработческие семинары: во время семинаров проводится разработка оценочных
Современные тенденции развития профессионального образования
процедур или инструментов для решения конкретных задач образовательного процесса.
— Методические семинары. На методических семинарах предметом анализа становятся учебники и методические пособия. Критериями анализа становится их соответствие требованиям ФГОС. Эта работа нужна для того, чтобы сформировать активную субъектную позицию по отношению к методической литературе, уметь использовать методические рекомендации для построения собственного занятия.
— Защита проекта урока. Урок проектируется участником стажировки, проводится, снимается на видео. Проводится защита проекта урока. Автор делает рефлексивный анализ.
— Защита образовательного (группового сетевого) проекта. Это форма зачетной работы на курсах повышения квалификации. Предметом разработки и защиты становится не отдельный урок, а решение задачи, выбранной слушателем (или проблемной группой) в начале курса. Задачей является проектирование не отдельного урока, а более крупной части образовательного процесса в ответ на поставленный вопрос на начальном этапе стажировки [1].
Для сопровождения данной модели были предложены методы квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности. Эти группы методов связаны с курсовым (аудиторным), межкурсовым и посткурсовым сопровождением стажера.
Реализация компетентностного и систем-но-деятельностного подходов к организации стажировок, использование интерактивных (дистанционных) форм и методов обучения позволяют обеспечить организационно-методи-
ческую региональную модель непрерывного персонифицированного повышения квалификации руководящих и педагогических работников Свердловской области.
1. Казакова Е. И., Галактионова Т. Г., Пугач В. Е. Основные приемы и технологии в работе тьютора. — М.: АПКиППРО, 2009. — 64 с.
2. Киселева А. А. Непрерывное повышение квалификации педагога в персональной образовательной среде : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Новокузнецк, 2012. — 23 с.
3. Ковалева Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1-4. — М. : Пед. ун-т «Первое сентября», 2010. -56 с.
4. Логвинова И. М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС. — М., 2012. — 36 с.
5. Тимофеева С. В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации руководителей ОУ в процессе стажировки на базе центров инновационного опыта (на примере Чувашской Республики) // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2010. — № 6. — С. 111-116.
6. Урсова О. В. Интерактивные формы дистанционного повышения квалификации. — Псков, 2013. -13 с.
7. Шадриков В. Д., Карпов А. В., Кузнецова И. В. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников. — М., 2011. -168 с.
8. Шамова Т. И. Перспективы развития системы управления образованием // Управление образованием. — 2010. — № 5. — С. 8-13.
9. Шпарута Н. В. Организация дистанционных курсов в дополнительном профессиональном образовании: опыт, проблемы, решения // Информационные и коммуникационные технологии в образовании (ИКТО-Екатеринбург-2013): материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. — Екатеринбург, 2013. — С. 280-285.
10. Юдина И. А. Проектирование развивающей среды на основе информационного взаимодействия в условиях неформального дополнительного образования педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Владивосток, 2012. — 25 с.
УДК/uDC 37.018.46
Е. Б. Кониченко Elena Konichenko
организационно-правовое обеспечение повышения квалификации работников организаций различных форм собственности
ORGANIZATIONAL AND LEGAL SuPPORT OF FuRTHER TRAINING FOR SPECIALISTS from ORGANIZATIONS of different TYPES of PROPERTY
В статье представлены некоторые правовые аспекты института повышения квалификации работников по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации
кадров в условиях рыночных отношений, прописаны требования к локальным актам.
The article deals with some legal aspects typical for the institutes of professional