ЭКОНОМИКА
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЛЕСНОМ СЕКТОРЕ
С.В. СТЕПАНОВ, проф. каф. финансов, банковского и биржевого делаМГУЛ, д-р экон. наук
Для самой богатой лесами страны в мире фикация геосистем и лесорастительные ус-(25 % мировых лесных ресурсов) оста- ловия (возраст леса, его видовой состав и
ется проблемой убыточное лесное хозяйство особенности произрастания). Использование и скромные 3 % в мировой лесной экономи- ГИС может позволить в несколько раз сокра-
ке. Более 65 % территории Российской Фе- тить время, необходимое для анализа той или
дерации покрыто лесами, которые играют значительную роль в формировании климата, глобальном депонировании углекислого газа и требуют устойчивого лесопользования. Несмотря на то, что в последнее время были предприняты определенные шаги по выработке государственной политики в данной области, в частности приняты концепция развития лесного хозяйства на 2003-2010 гг. и основные направления развития лесной промышленности до 2015 г., реализация этих решений в целом положение дел в отрасли не изменило.
Серьезного внимания требует качественное улучшение характеристик леса. За последние 50 лет состояние лесов на всей освоенной территории страны резко ухудшилось, например, запас древесины спелых хвойных пород уменьшился в полтора раза. В современных лесных ландшафтах преобладают деградированные леса. При сохранении нынешней интенсивности рубок российский Дальний Восток может обезлеситься уже через 20 лет. Деградированные лесные ландшафты приводят к обострению таких трансграничных проблем, как лесные пожары и болезни лесов. Однако в России, в отличие от других стран, новые технологии восстановления лесов развиваются гораздо медленнее, хотя именно здесь требуется применение современных инновационных технологий.
Для оказания помощи в принятии решений по рациональному использованию лесных ресурсов все острее чувствуется потребность в использовании геоинформационных систем (ГИС). Именно ГИС позволяют составлять базы лесотаксационных данных (например, площадь леса, дороги и другие коммуникации), программы моделирования пространственно-временной динамики лесов и базу знаний, в которую включены класси-
иной ситуации, складывающейся в лесной отрасли, и принятие верного управленческого решения.
Сегодня в России обрабатывается всего 20 % заготовленного леса. До сих пор заготовителям было выгоднее экспортировать необработанную древесину. Но «куб» сырой древесины стоит 50 долл., а «куб» клееной древесины продают от 600 долл. В настоящее время ведется подготовка проекта концепции ФЦП «Развитие мощностей по глубокой переработке древесины и освоению новых лесных массивов до 2015 г.». Для ее успешной реализации требуется некая модель, алгоритм, образчик устойчивого лесоуправления в миниатюре.
В 2005 г. на долю лесопромышленного комплекса (ЛПК) в России приходится чуть более 1 % ВВП. Как и в начале 90-х гг., в ЛПК работает около 30 тыс. предприятий, но большинство из них маломощны и не имеют достаточного числа высококвалифицированных специалистов, что не позволяет им выполнять функции по восстановлению и защите лесов и тем более развивать свою инфраструктуру, занимаясь глубокой переработкой древесины.
В 2005 г. Россия занимала лишь 13 место в мире по производству бумаги и картона и 8 место по производству древесных полуфабрикатов. То есть при наличии богатейших лесных ресурсов Россия продолжает оставаться зависимой от импорта лесобумажной продукции. На начало 2006 г. его объем превысил три млрд долларов.
На сегодняшний день использование древесины в жилищном строительстве России не превышает 0,1 процента кубометра на квадратный метр жилья. Если учесть, что в России частное домостроение традиционно является деревянным, то это очень низкий по-
36
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007
ЭКОНОМИКА
казатель. Более того, наблюдается тенденция к его ухудшению. Если 30 лет назад доля древесины в себестоимости одного квадратного метра жилья составляла 18 %, то в настоящее время около 4 %.
В то же время и в европейских странах, и в Северной Америке процент использования древесины для жилищного строительства гораздо выше, чем в России. Опыт США, Канады, Финляндии и других стран доказывает, что конкурентоспособность древесины в строительстве по сравнению с другими материалами постоянно возрастает.
Ценовая ситуация на российском топливно-энергетическом рынке заставляет переходить к практической реализации задач использования дровяной древесины и древесных отходов в качестве сырья для выработки тепловой и электрической энергии. Однако в России биотопливо в основном используется в частном секторе. При этом доля биоэнергетики в общей энергетической системе страны менее 0,3 %. В Европейском Союзе, напротив, коммунальное хозяйство активно переводит котельные на древесные гранулы, брикеты, жидкое биотопливо и другие экологически нейтральные к СО2 источники энергии. Сегодня в Европе на основе биотоплива получается порядка 6 % тепло-и электроэнергии. К 2010 г. этот показатель должен вырасти до 12 %.
В России, богатой нефтью, углем и газом, о биотопливе вспоминают в последнюю очередь. Тем не менее, сейчас, когда Россия ратифицировала Киотский протокол, вопрос перехода на нейтральное к выбросам углекислого газа биотополиво становится все более и более актуальным.
Целесообразно в каждом регионе принять меры по существенному увеличению в структуре баланса топливно-энергетических ресурсов для выработки тепла и электроэнергии доли древесного топлива, приступить к осуществлению пилотных проектов строительства мини-ТЭЦ на древесном сырье, а в дальнейшем выйти на разработку и принятие региональных программ развития биоэнергетики. Необходимым требованием при проектировании новых лесопромышленных производств является обязательное включе-
ние в проект объектов для выработки тепла и электрической энергии на древесных отходах. Это очень важный вопрос: он вовлекает в оборот в целом по России около 5 млрд м3 перестойной мягколиственной древесины, древесных отходов, а также леса, поврежденного пожарами и болезнями.
Поэтому очень важным для страны является создание и развитие материальной и методической базы подготовки и переподготовки инженеров и научных работников в области использования неликвидной древесины как возобновляемого экологически безопасного источника энергии. Проблема биоэнергетического использования древесины включает:
- оценку запасов биотоплива в зависимости от регионов и технологий лесозаготовок и переработки древесины;
- выбор технологий энергетической переработки топлива, зависящей от рода потребителей;
- совершенствование оборудования для сжигания и переработки топливного сырья, а также для реализации других технологий энергетической переработки древесины;
- решение экологических проблем с учетом механизмов Киотского протокола.
Еще одной серьезной проблемой на современном этапе является отсутствие специалистов, обладающих знаниями в области глубокой химической и биотехнологической переработки древесины. Сложность и междисциплинарность проблем на стыке химии, физики, биологии (биотехнологии) требует комплексных мер их решения на основе университетской учебно-научной системы с учетом мировых тенденций развития технологий живых систем. Безусловным приоритетом здесь является:
- получение нанокомпозиционных материалов на основе переработанной древесины;
- создание замкнутых безотходных циклов производства с максимально возможным ассортиментом продуктов переработки древесины;
- эффективная биоутилизация из-за острейшей экологической опасности дальнейшего накапливания в природе отходов деревообработки (сульфатный лигнин, отходы производства бумаги).
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007
37
ЭКОНОМИКА
В Декларации Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию (UNCED), проходившей в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, были провозглашены принципы прав и обязанностей стран в обеспечения устойчивого развития, роста благосостояния населения и сохранения окружающей среды. Концепция устойчивого развития основывается на стабильном экономическом развитии, рациональном и бережном использовании мировых природных ресурсов, сохранении окружающей среды. Устойчивое развитие -это развитие, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений.
Требованиям устойчивого развития предприятий отвечают признанные международные стандарты ISO серии 9000 - в области качества, ISO серии 14000 - в области экологии и охраны окружающей среды, SA 8000 - в области социальной ответственности, OHSAS 18001 - в области профессиональной безопасности и здоровья. В области устойчивого лесоуправления и лесопользования появился ряд специальных стандартов, базирующихся на системных международных стандартах, но учитывающих специфику лесной отрасли и применяемых в так называемой «Лесной сертификации», по сути своей регламентирующих деятельность предприятий лесных отраслей в области качества, экономики, экологии, социальной ответственности и охраны труда. Данные стандарты нашли применение в международных признанных системах по лесной сертификации: FSC, РЕРС и др.
Создание экологически здоровой среды городов и поселений во многом определяется ландшафтной архитектурой, специфика которой состоит в искусстве проектирования, строительства и эксплуатации лесопарков и парков, садов и бульваров, озелененных территорий жилой и промышленной застройки. Объекты ландшафтной архитектуры в городах и поселениях, созданные грамотными специалистами, во многом способствуют оздоровлению территорий жилых и промышленных комплексов и общественных центров городов. Техногенный стресс, ненормальная экологическая обстановка
во многих городах России, складывающиеся в связи с загрязнением среды, накладывают резкий отрицательный отпечаток на жизнь населения и неблагоприятно влияют на состояние существующих исторических и современных объектов ландшафтной архитектуры. Сказывается неблагополучие в градостроительной политике, в бессистемной застройке озелененных территорий, в отсутствии элементарной культуры многих жителей городов, их экологической невоспитанности. Проводимый мониторинг состояния озелененных территорий в городах России показывает, что состояние объектов во многом не отвечает ландшафтно-архитектурным и экологическим требованиям.
Экологическая роль объектов ландшафтной архитектуры зависит от целого ряда факторов архитектурно-планировочного, агротехнического, эксплуатационно-организационного характера, а также наличия производственных мощностей хозяйств и организаций, их оснащенности передовыми технологиями и высококвалифицированными специалистами - ландшафтными архитекторами и инженерами.
Стандарты лесного образования практически не изменялись в России последние 15-20 лет. Лесное хозяйство и лесная промышленность нуждаются в принципиально новых специалистах-управленцах, способных, глубоко разбираться в проблемах высокотехнологичного лесного бизнеса, научно обосновывать и управлять стадиями жизненного цикла наукоемкой продукции, и при этом в полном объеме обладать знаниями и умениями менеджера. Это особенно важно сегодня в условиях начавшейся реформы системы управления лесом. Новые условия работы требуют высококвалифицированных специалистов, способных быстро осваивать и внедрять новые формы и технологии работы с лесом. При этом необходимо помнить, что сохранение разобщенности лесных отраслей создает серьезную угрозу для устойчивого поступательного развития сектора. Единственным выходом из создавшегося положения является системность понимания проблем, комплексность решения стоящих задач и инновационный вектор развития
38
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007
ЭКОНОМИКА
лесного сектора, включающий правильно выбранные приоритеты.
Инновационные идеи программы
Одним из залогов успешного решения проблем лесной отрасли может стать создание инновационной системы подготовки кадров, связывающей воедино образовательные, научные, производственные и рыночные возможности лесохозяйственной и геокосмической отраслей. Выстроить данную систему предлагается на базе МГУЛ путем создания комплекса самоорганизующихся, гибких, интегрированных между собой организационных структур, объединенных общими для университета, лесного сектора и ракетно-космического комплекса задачами.
Создание Межотраслевого образовательного комплекса лесопромышленных и геокосмических продуктов и технологий на базе МГУ леса (МОК МГУЛ) позволит сформировать корпус высокопрофессиональных специалистов лесного сектора, адекватных современным условиям, одновременно обеспечив высокую экономическую эффективность деятельности за счет предложения линейки образовательных, научных лесопромышленных и геокосмических рыночных продуктов.
Базовым элементом, «точкой роста» и ядром МОК станет инновационный кластер на базе Щелковского учебно-опытного лесхоза, вокруг которого будет формироваться и развиваться единая интегрированная сеть образовательных, научных, опытно-производственных, промышленных и торгово-предпринимательских организаций, объединенных общими экономическими интересами и функциональными задачами.
Задачи, реализуемые в рамках инновационной образовательной программы
Для формирования системы устойчивого лесопользования на базе инновационного образовательного кластера в рамках проекта необходимо решить следующие задачи:
1. Организовать Межотраслевой образовательный комплекс (МОК) МГУЛ и создать систему управления комплексом лесо-
промышленных и геокосмических продуктов и технологий, разработав концепцию развития МОК МГУЛ и согласовав ее с комплексной программой развития университета.
2. Создать «точку роста»: модельное учебно-опытное лесное предприятие, функциональный центр инновационно-образовательной системы, обеспечив развитие системы путем развертывания (наращивания полезных функций и компонентов), масштабирования (расширения компонент по географическому признаку), тиражирования (количественного роста производства продуктов и услуг), улучшения качества продуктов и услуг.
3. Развернуть инфраструктуру МОК МГУЛ, включая ИКТ-инфраструктуру, модернизацию капитальных зданий и сооружений, энергетических и биотехнические установок, лабораторного оборудования и машинного парка.
4. Модернизировать и развить образовательно-научные компоненты МГУЛеса, разработав и внедрив в учебный процесс новые образовательные программы и учебнометодические комплексы на основе новых информационных технологий.
5. Модернизировать и развить производственно-прикладные компоненты, включая центры сертификации и трансфера технологий, производственные и торгово-предпринимательские структуры и центры привлечения венчурного капитала и инвестиций.
6. Интегрировать образовательно-научные и производственно-прикладные компоненты в единую сеть образовательных, научных, опытно-производственных, промышленных и торгово-предпринимательских структур с согласованными бизнес-процессами и оптимальной системой управления.
Базовые принципы реализации задач
Принцип 1. Инновационный характер
Инновация - это решение поставленной задачи, в результате которой появляется нечто новое, ранее неизвестное и/или не применяемое.
В процессе решения такой задачи:
- выявляется и разрешается (устраняется) противоречие в системе. Улучшается одна или несколько характеристик системы;
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007
39
ЭКОНОМИКА
- устраняется мешающий фактор при функционировании системы;
- устраняется какой-либо недостаток, вредное свойство, ненужная функция системы;
- появляется новое полезное свойство, новая функция, новый полезный компонент системы;
- преодолевается барьер развития, находится выход из тупика развития;
- появляется новое направление развития системы;
- появляется принципиально новая система.
Данный принцип будет применяться ко всем продуктам и услугам МОК МГУЛ на всех этапах жизненного цикла проекта.
Принцип 2. Использование ИКТ
Современные информационные и коммуникационные технологии являются важнейшим элементом инновационных преобразований. Использование ИКТ в предлагаемом проекте должно обеспечить необходимый количественный рост, интенсификацию процессов и улучшение качества обучения, повышение эффективности управления во всех существующих направлениях деятельности университета, включая образовательный процесс, научную и инновационную деятельность, управленческую и административнохозяйственную деятельность МГУЛ.
Принцип 3. Распространение отраслевого эффекта на всю систему
Решение задачи становления и воспроизводства инженерного корпуса как кадрового ресурса лесного сектора для системы устойчивого лесопользования приведет к позитивным изменениям в системе отраслевого образования в целом. Созданная материально-техническая база сможет согласованно использоваться другими вузами. Электронные образовательные ресурсы, созданные в рамках проекта, будут размещены для общего доступа во ФЦИОР, формируя единую образовательную информационную среду и сегмент национальной инновационной системы на базе высших учебных заведений.
Принцип 4. Поэтапное развитие
В ходе предлагаемого проекта будут сформированы «точки роста» и разработаны пилотные компоненты, от которых система
будет поэтапно развиваться путем развертывания (наращивания полезных функций и компонентов), масштабирования (расширения компонент по географическому признаку), тиражирования (количественного роста производства продуктов и услуг), улучшения качества продуктов и услуг, стремясь при этом к достижению самоорганизации и максимальной гибкости всех системных компонент.
Формы реализации инновационной
образовательной программы
Перечисленные выше задачи будут решаться в ходе выполнения взаимосвязанных групп мероприятий в области экомониторинга и экомоделирования, ландшафтной архитектуры, сертификации, лесозаготовки и лесопереработки, создания композиционных и модифицированных лесоматериалов, энергетического использования неделовой древесины, химической и биотехнологической переработки древесины.
Группа I «Глобальный экомониторинг, экоинформатика и экомоделирование наземно-космическими средствами»
Планируется внедрение новых компьютерных и, в первую очередь, геоинформационных технологий (ГИС-технологий) в отрасли лесного сектора, а именно:
1. ГИС-технологии будут использоваться как средство пространственного анализа с использованием данных дистанционного зондирования Земли для решения задач экомониторинга:
- борьба с вредителями и болезнями
леса;
- предупреждение пожарной опасности;
- улучшение динамики породного и возрастного состава лесных насаждений и пр.
2. ГИС-технологии как образовательная основа для внедрения новых информационных (компьютерных) технологий во все сферы деятельности отраслей лесного сектора:
- планирование лесоустроительных и лесохозяйственных мероприятий;
- непрерывное лесоустройство;
- экономическая оценка лесных ресурсов и пр.
40
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007
ЭКОНОМИКА
3. ГИС-технологии как средство моделирования основных процессов, протекающих в лесных и лесопарковых насаждениях:
- долгосрочное прогнозирование динамики основных таксационных показателей при разных сценариях лесопользования;
- естественное и искусственное лесовосстановление и их экономическая эффективность;
- динамика древесных, недревесных ресурсов леса, водоохранных и защитных функций и рекреационного потенциала на ландшафтной основе.
Группа II «Освоение, оформление и реконструкция ландшафтов»
1. Организация специализированных творческих мастерских лабораторий коллективного пользования с целью создания оптимальных условий процесса ландшафтного проектирования и строительства.
2. Разработка серий электронных учебников и учебных пособий по сложным и наукоемким направлениям специальностей ландшафтно-архитектурного профиля, в том числе разработка электронных пособий по заказу работодателей.
3. Наполнение базы автоматизированных методов и средств освоения программ по естественным, научным, архитектурно-художественным, инженерным и специальным дисциплинам на всероссийском сервере сетевых ресурсов удаленного доступа.
4. Освоение современных автоматизированных обучающих систем, методик и средств дистанционного обучения дисциплинам биологического и инженерного профиля, подготовки электронных учебных образовательных модулей на базе факультета повышения квалификации преподавателей и руководящих работников.
5. Создание и типизация учебных аудиторий, оснащенных современным стационарным оборудованием («место архитектора-про-ектировщика», «инженера-проектировщика» с мультимедиа-оборудованием), программными средствами, необходимыми для применения современных образовательных технологий.
6. Создание опытных полигонов, в которых силами обучаемого контингента студентов в рамках учебных проектно-исследователь-
ских работ будут проводиться исследования опытных образцов ландшафтного строительства, экологически чистых материалов для покрытий дорог, площадок, малых архитектурных форм, водных устройств и т.п.
7. Создание базы данных аналитических методов и передовых проектов ландшафтного проектирования и технологий ландшафтного строительства и содержания объектов с целью генерации новых учебных материалов, учебников и учебных пособий, направленных на широкое ознакомление специалистов с современными проблемами ландшафтной архитектуры, а также формирования нового экологически и эстетически грамотного мышления специалистов.
Группа III «Сертификация систем устойчивого лесопользования: лесов, лесоматериалов, технологий и услуг»
1. Создание программ подготовки и переподготовки по качеству, по охране окружающей среды, менеджеров по охране труда и социальной защите.
2. Создание программ подготовки, переподготовки и аттестации экспертов по сертификации систем устойчивого управления предприятий лесной отрасли в области качества, экономики, экологии и социальной ответственности, экспертов по сертификации лесопродукции, лесозаготовительного и деревообрабатывающего оборудования, услуг в области лесного дела.
3. Создание программ подготовки, переподготовки и аттестации экспертов по сертификации систем устойчивого лесоуправления и лесопользования в рамках различных систем по лесной сертификации.
4. Создание комплекса учебно-методического обеспечения для подготовки, переподготовки и аттестации специалистов с применением компьютерных и сетевых образовательных технологий, систем тестирования и деловых игр.
5. Совершенствование и модернизация испытательного центра МГУЛеса для выполнения сертификационных испытаний лесопродукции, изделий из древесины и мебели с использованием современного оборудования и методов испытаний, применяемых в соответствии с международной практикой. Создание модернизированных лабораторий:
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007
41
ЭКОНОМИКА
- испытания мебели и изделий из древесины;
- радиационного контроля лесоматериалов;
- контроля содержания формальдегида в композиционных древесных материалах.
6. Создание учебного центра по подготовке экспертов по сертификации в различных областях, аккредитованного в соответствующих национальных и международных системах по сертификации (ГОСТ Р, FSC, PEFC и др.)
7. Создание органа по сертификации лесопродукции и услуг в области лесного дела, устойчивого лесоуправления и лесопользования, интегрированных систем управления предприятий лесной отрасли, аккредитованного в национальных и международных системах по сертификации.
Группа IV «Модельное учебно-опытное лесное предприятие: технологии лесозаготовки и лесопереработки нового поколения»
1) практическое обучение студентов лесных специальностей работе на отечественных и зарубежных системах машин нового поколения;
2) подготовка рабочих и операторов лесных машин и деревообрабатывающего оборудования;
3) создание на базе предприятия экспериментальных полигонов для испытания отечественных и зарубежных лесных машин и технологий, их сертификации;
4) развитие на базе экспериментальных полигонов наук о лесе с использованием возможности космического мониторинга и ГИС;
5) отработка перспективных систем экологического контроля состояния лесов, новых способов лесовосстановления и защиты лесов с учетом антропогенного воздействия и требований рекреации;
6) создание и отработка технологий комплексного использования древесного сырья и производства недревесной продукции (грибов, ягод, лекарственных трав и пр.);
7) создание на базе университета и предприятия постоянно действующей выставки-продажи лесного оборудования и продукции;
8) реконструкция учебных баз «Кам-шиловка» и «Гребнево» для более качествен-
ного проведения учебного процесса, проведения УИРС, спортивно-оздоровительных мероприятий для студентов МГУЛеса и других вузов и техникумов лесного профиля и учащихся подшефных школ;
9) проведение научных симпозиумов и практических семинаров совместно с учеными и специалистами отечественных и зарубежных вузов, НИИ и фирм, проведение съездов школьных лесничеств, организация зон отдыха населения.
Группа V «Композиционная и модифицированная древесина в промышленности и домостроении»
1. Разработка программ подготовки и переподготовки по технологии обработки древесины для строительства.
2. Создание комплекса учебно-методического обеспечения для подготовки и переподготовки специалистов с применением компьютерных образовательных технологий в системе высшей школы.
3. Создание современной учебно-научной лаборатории по использованию древесины в строительстве по следующим направлениям:
- технология деталей, изделий и конструкций из древесины и древесных материалов для строительства;
- защита древесины, используемой в строительстве;
- создание защитно-декоративных покрытий для деталей, изделий и конструкций из древесины, используемой в строительстве;
- дизайн помещений, создаваемых с применением древесных материалов.
4. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.
Группа VI «Энергетическое использование неделовой древесины и древесных отходов как возобновляемого и экологически безопасного источника энергии»
Группа VII «Химическая и биотехнологическая переработка древесины - технологии живых систем»
1. Создание новых интернет-лабораторий коллективного пользования, моделирующих сложный химический и биотехнологический эксперимент без затрат дорогостоящих реактивов и расходных материалов.
42
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007
ЭКОНОМИКА
2. Разработка серий электронных учебников и учебных пособий по технически сложным и наукоемким инженерным направлениям и специальностям лесного профиля, в том числе разработка электронных пособий по заказу работодателей.
3. Наполнение базы автоматизированных лабораторных практикумов на всероссийском сервере сетевых ресурсов удаленного доступа по естественно-научным, общеинженерным и специальным дисциплинам.
4. Освоение современных автоматизированных обучающих систем, методик и средств дистанционного обучения по сложным техническим дисциплинам, требующим дорогостоящих лабораторных практикумов, технологий подготовки электронных учебных материалов на базе факультета повышения квалификации преподавателей и руководящих работников.
5. Создание и типизация учебных аудиторий, оснащенных современным исследовательским оборудованием, аппаратными и программными средствами, необходимыми для применения современных образовательных технологий.
6. Создание опытных участков-лабораторий, в которых силами обучаемого контингента в рамках учебных исследовательских работ будут проводиться научные исследования в области получения новых материалов из продуктов глубокой химической и биотехнологической переработки древесины.
7. Создание объединенного открытого информационного портала «Базы данных аналитических методов и технологий переработки древесины и ее компонентов» для генерации новых учебных материалов, учебников и учебных пособий, направленных на широкое ознакомление специалистов с современными исследованиями в области химической и биотехнологической переработки древесины, получения нанокомпозитов на ее основе, а также формирования нового экологически грамотного мышления специалистов.
Группа VIII «Информационно-телекоммуникационные технологии для подготовки кадров в области лесного хозяйства, лесоинжиниринга и консалтинга»
1. Разработка серий электронных учебников и учебных пособий по наукоемким
инженерным направлениям и специальностям лесотехнического профиля, в том числе разработка электронных пособий по заказу работодателей.
2. Создание, развитие и сопровождение образовательного портала «Инженерное лесотехническое образование» как базового лесотехнического вуза России, расширение базы учебных материалов за счет первичных и вторичных образовательных ресурсов, увеличение пропускной способности портального сервера путем модернизации используемого вычислительного и сетевого оборудования.
3. Обеспечение системного подхода к проблеме защиты информации, разработка механизмов защиты информации в системах управления базами данных. Разработка и внедрение аппаратно-программных средств, обеспечивающих информационную безопасность, а также целостность информации и ее эффективное использование.
4. Обновление серверного оборудования порталов и центров коллективного пользования с целью обеспечения требуемой производительности и пропускной способности сетевого оборудования.
5. Создание и типизация учебных аудиторий, оснащенных аппаратными и программными средствами, необходимыми для применения современных информационных образовательных технологий.
6. Освоение современных автоматизированных обучающих систем, методик и средств дистанционного обучения, технологий подготовки электронных учебных материалов для лесотехнических вузов страны на базе факультета повышения квалификации преподавателей.
7. Создание совместно с РКК «Энергия» компьютерного класса для подготовки специалистов по параллельным вычислительным технологиям, повышения квалификации и проведения научных исследований.
Группа IX «Инновационное предпринимательство в лесном секторе»
1. Разработка научно-методического и программного обеспечения процесса обучения для специалистов, способных к предпринимательской деятельности в отраслях лесного сектора, а именно:
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007
43