Научная статья на тему 'Инновационное предпринимательство в эпоху глобализации'

Инновационное предпринимательство в эпоху глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1889
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ (НООСФЕРНОЕ) ОБЩЕСТВО / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ВЕНЧУРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / POSTINDUSTRIAL (NOOSPHERE) SOCIETY / INNOVATION / INNOVATIVE BUSINESS / VENTURE ENTERPRISES / INNOVATIVE PROCESS / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голикова Ольга Алексеевна

В статье дается характеристика постиндустриального общества, главной движущей силой которого становятся инновации, дающие толчок развитию экономики страны и повышающие ее конкурентоспособность на мировой арене. В свою очередь повышение экономической роли инноваций способствует возникновению и развитию инновационного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE BUSINESS DURING EPOCH OF GLOBALIZATION

In article the characteristic of the postindustrial society which main motive power becomes the innovations impulsing development of national economy and raising its competitiveness on the world scene is given. In turn increase of an economic role of innovations promotes occurrence and development of innovative business.

Текст научной работы на тему «Инновационное предпринимательство в эпоху глобализации»

ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

О. А. ГОЛИКОВА

В статье дается характеристика постиндустриального общества, главной движущей силой которого становятся инновации, дающие толчок развитию экономики страны и повышающие ее конкурентоспособность на мировой арене. В свою очередь повышение экономической роли инноваций способствует возникновению и развитию инновационного предпринимательства.

Ключевые слова: постиндустриальное (ноосферное) общество, инновация, инновационное предпринимательство, венчурные предприятия, инновационный процесс, глобализация.

Современный мир находится на качественно новом этапе развития, который характеризуется новыми процессами во всех сферах жизни общества. Производственным ресурсом становятся знания и информация, а научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Постиндустриальное (ноосферное) общество - это суть, современный этап и результат технологического развития цивилизации. Для него, прежде всего, характерно то, что рост эффективности и производительности труда идет главным образом за счет современных высоких и гибких технологий, глобализации информационного обмена и формирования единого информационного пространства, в принципе меняющих представления об основных факторах развития производительных сил общества. Ранее доминировавшие представления о прогрессивности концентрации и специализации производства замещаются новыми, в основе которых лежат во многом индивидуальные усилия человека. На смену концентрации производства приходит концепция производства рассредоточенного, интеллектуалоемкого, предполагающего высокий уровень образованности и информационно-технологической вооруженности человека. Эффективность такого труда несоизмерима с эффективностью производства в рамках старой модели производственного процесса. Сегодня эти аспекты формирования постиндустриального общества и смены технологических укладов для многих выглядят проблематичными, но, как свидетельствует опыт промышленно развитых стран, дело обстоит именно таким образом [1].

Отсюда следует необходимость выбора таких путей, на которых наше развитие связано с пер-

спективами вхождения в мир, основанный на знаниях и современных высоких технологиях. Важное место в этом процессе отводится распространению и коммерциализации знаний, инноваций.

Под инновацией (англ. innovation - нововведение, новаторство) понимается «инвестиция в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги [4].

Новация (лат. novation - изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т. п.

Таким образом, инновация (нововведение) -это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [4].

В современной экономике роль инноваций значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, в рыночной экономике инновации представляют собой эффективное средство конкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижению себестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних.

Инновация как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововве-

дений. Сущность инновации проявляется в ее функциях, которые отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Инновация выполняет следующие функции: воспроизводственную, инвестиционную и стимулирующую. Поэтому современный научно-технический прогресс немыслим без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности [4].

С ростом уровня развития экономики возрастает значение использования нововведений в широких масштабах.

Повышение экономической роли инноваций, изменение темпов, направлений и механизмов развития инновационных процессов являются одним из ключевых факторов, обусловивших радикальные структурные сдвиги в экономике промышленно развитых и многих развивающихся стран. Они проявляются в росте инвестиций в образование и науку, технологические и организационные нововведения; опережающей динамике высокотехнологичных секторов промышленности при повышении технологического уровня традиционных отраслей хозяйства; возникновении новых видов деятельности и т. д. [2].

Можно выделить две основные формы предпринимательства: создание и экономическая реализация новшеств (инновационное предпринимательство) и чисто рыночное предпринимательство (маркетинг в широком его понимании) [4]. При этом наиболее полно сущность предпринимательства проявляется в нововведениях, где создается новая, ранее не существовавшая комбинация факторов производства (новая производственная функция).

Не всякое предпринимательство является инновационным, а лишь такое, которое позволяет извлечь предпринимательский доход в результате создания производства, использования или диффузии инновационного продукта. К субъектам инновационного предпринимательства относятся предприятия и организации, осуществляющие инновационную деятельность. В условиях рыночной экономики развитие инновационного предпринимательства зависит от спроса со стороны потребителей на инновации, наличия развитого научно-технического потенциала национальной экономики, функционирования венчурных фирм и инвесторов, финансирующих рисковую инновационную деятельность [5].

Важнейшая функция инновационных предприятий - осуществление посреднической роли между научно-технической и производственной сферами, обеспечение почти автоматического

экономического обмена между ними без всяких сбоев в конкурентных условиях. Инновационные предприятия, помимо доведения продукта научно-технической деятельности до состояния, позволяющего использовать его в производственной сфере (через создание различных объектов инновационного продукта), осуществляют поиск коммерческого партнера, способного удовлетворить новую латентную общественную потребность, «чреватую» возможной прибылью. Таким образом, инновационные фирмы (предприятия) возникают как следствие общественной потребности в сокращении издержек, появляющихся в процессе трансформации продукта, созданного в научнотехнической сфере, в продукт, создаваемый в хозяйственной сфере. Инновационные предприятия позволяют ликвидировать некоторые из затрат и сократить издержки производства, т. е. они выступают институциональной формой, обеспечивающей эффективное взаимодействие научнотехнических институтов и частных хозяйствующих субъектов в рамках рыночных отношений. Сами инновационные предприятия выделяются как самостоятельные хозяйствующие субъекты, если их функционирование позволяет сократить затраты, которые вынуждены нести научнотехнические институты и хозяйствующие субъекты, связанные с созданием инновационного продукта или доведением научно-технических новшеств до возможности их коммерческого использования [5].

Основу инновационного предпринимательства составляют малые инновационные фирмы (эксплеренты) - технологические лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов [5].

Повышенной инновационной активности малого предпринимательства способствуют свобода поисков, отсутствие бюрократизма, быстрая апробация новшеств и то, что инновационная деятельность - это единственной возможность для предпринимателя, хозяйствующего в небольшой фирме, повысить свой статус, создать более масштабную организацию. Из-за ограниченности всех видов ресурсов малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и использовании новых технологий, производстве новых продуктов, доведении до стадии промышленного образца нововведений, которые передаются на коммерческой основе для использования крупным предприятиям [5].

Помимо малых форм инновационного предпринимательства (типичными представителями являются венчурные предприятия, создаваемые для апробации, доработки и доведения до промышленной реализации рисковых нововведений), функционируют средние и крупные организационные формы инновационного предпринимательства.

Как малые, так и средние формы инновационных предприятий могут быть представлены следующими организациями:

1) деловой центр (бизнес-инкубатор), содействующий развитию совместного предпринимательства и обеспечивающий управление и услуги в юридической, бухгалтерской, экономической и другой деятельности малым предприятиям;

2) внедренческая фирма, специализирующаяся на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических новшеств и объектов инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования и продаже лицензий [5].

В отличие от названных выше форм инновационного предпринимательства, венчурные (рисковые) фирмы являются временными структурами, создаваемыми для получения конкретного конечного инновационного продукта.

В отличие от малых предприятий, крупные корпоративные структуры предпринимательского типа имеют материальную и финансовую возможность для освоения базовых, стратегических инноваций. Используя эффект масштаба и располагая большим капиталом, крупное корпоративное предпринимательство способно осваивать стратегические технологии, имеющие приоритетное значение для достижения национальной экономики научно-технического прогресса. Государство, сотрудничая с крупными предпринимательскими структурами, создает смешанные частногосударственные предприятия по выполнению определенных предпринимательских проектов и программ [5].

К крупным организационным формам инновационного предпринимательства относятся научно-технические комплексы, инженерные центры, научно-технические кооперативы, технополисы и научно-технологические парки (технопарки), исследовательские консорциумы и инкубаторы, на средства которых осуществляется коммер-ционализация инновационного продукта. Крупные формы инновационного предпринимательства способствуют развитию наукоемкого производства, осуществлению трансферта технологий для скорейшего внедрения среди экономических агентов национальной экономики [5].

Исходя из всего вышесказанного понятно, что инновационное предпринимательство предполагает поиск новых путей развития предприятия, что позволяет говорить о концепции управления ростом или инновациями. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме обычно включает в себя инновационный процесс.

В отличие от производственного процесса инновационный процесс характеризуется:

1) многочисленностью и неопределенностью путей достижения цели и высоким риском;

2) невозможностью детального планирования и ориентации на прогнозные оценки;

3) необходимостью преодоления сопротивления как в сфере сложившихся экономических отношений, так и интересов участников инновационного процесса [5].

Рынок новшеств образуется в условиях неопределенности, которые вытекают из характера инновационных процессов, и в специфической среде взаимоотношений участников рынка.

Первопричиной неопределенности, подразумевающей в экономической трактовке противоречивость и альтернативность любого процесса в экономике (связанного с ее развитием), выступает воздействие нестабильности внешней среды (рынок, государство) и внутренней среды (движение оборотных средств, физический и моральный износ основных фондов, субъективные решения менеджеров и пр.) на любой вид предпринимательской деятельности [3].

Неопределенность основных переменных предпринимательской деятельности негативно влияют как на величину конечного спроса на производственные ресурсы, так и на способность фирм реагировать на его изменение. Высокий уровень неопределенности в российской экономике не позволяет выравнить положительную тенденцию финансовых результатов деятельности предпринимателей. В условиях высокой степени неопределенности предпринимательская деятельность становится экономически неэффективной [3].

Специфика инновационной деятельности -неопределенность и отложенность результата; несовпадение общественного и индивидуального эффектов; асимметричность информации, доступной исследователям, новаторам, потенциальным инвесторам, потребителям; высокие инвестиционные риски; особые требования к квалификации кадров и качеству менеджмента - усиливает значение инновационной «составляющей» в деятельности государства [4].

Следует отметить, что два принципиально важных явления оказывают ключевое воздействие

на долгосрочные перспективы инновационного развития - и, соответственно, на формирование инновационных стратегий.

Во-первых, это глобализация и глобальная конкуренция, спрессовывающие время выхода на рынки, вынуждающие и компании и страны ускорять инновационные действия, все быстрее производить жизнеспособные товары и услуги. Все более активное влияние на инновационные процессы оказывает появление в мировом научно-технологическом пространстве новых глобальных игроков. Усиливается роль международного обмена технологиями, транснациональных корпораций, мобильности кадров и др. Одновременно все более инновационными становятся предлагаемые решения глобальных проблем (борьба с болезнями, энергетика, изменение климата, вода, безопасность и противостояние терроризму) [2].

Во-вторых, это усложнение инноваций, междисциплинарный, межотраслевой характер которых делает соответствующие инвестиции все дороже и рискованней. Большинство фирм уже не могут заниматься инновациями в одиночку, поддерживать все необходимые исследования, получать информацию о рынках и др. Проблема заключается в том, как объединять усилия, привлекать знания со стороны, не теряя самостоятельности и не нанося ущерба собственным интересам [2].

Сегодня глобализация характеризуется системной интеграцией мировых рынков и региональных экономик, всех сфер человеческой деятельности, в результате чего наблюдается ускоренный экономический рост, ускорение внедрения современных технологий и методов управления. При этом изменения, вызываемые процессами интеграции экономик, носят глубинный характер, затрагивают все сферы деятельности человека, ставят задачу приведения к соответствию социальных параметров развития общества, его политической структуры, технологий макроэкономического управления.

Можно сказать, что современная глобализация характеризуется системным сдвигом в динамике мировой экономической системы. Если раньше успех предпринимательства зависел больше от классической комбинации факторов производства, то сегодня этот успех в значительной степени определяется сложной (нелинейной) комбинацией элементов знаний, интеграцией этих факторов и технологий, объединением капитала, информационных и интеллектуальных ресурсов [2].

Кроме того, предпринимательство все менее привязано к какой-либо стране или территории при возросшей информативной зависимости, а обращение к инновациям и инвестициям становится важнейшим условием успеха.

Таким образом, можно выделить следующие основные характерные черты современной глобализации:

1) создание единого мирового информационного пространства;

2) усиливающаяся финансовая и инвестиционная централизация, с помощью которой формируются, накапливаются, выделяются и используются кредитные и инвестиционные ресурсы;

3) растущее значение информации, новых технологий, инноваций, знаний и экспертов;

4) непрерывное расширение глобальной олигополии;

5) рост слоя транснациональных предприятий, создание транснациональной экономической дипломатии;

6) интенсификация мировой торговли и обслуживающего ее капитала, несмотря на рост господства последнего над производством и торговлей;

7) тенденция к конвергенции механизмов и инструментов управления производственными процессами [2].

В связи с этим в ближайшие годы процесс глобализации будет характеризоваться:

- интеграцией экономического и информационного развития экономик, созданием единого информационного и инвестиционного пространств;

- интеграцией рынков, систем управления рынками и производственными системами;

- опережающим развитием информационных и телекоммуникационных технологий;

- созданием новых инвестиционных технологий, опирающихся на достоверное информационное обеспечение, жесткую нормативно-правовую регламентацию инвестиционных решений на международном, межгосударственном уровнях;

- использованием высоких технологий во всех сферах жизни и производства, что вызовет необходимость коренного переоснащения материально-технической базы всех видов деятельности человека, что приведет к существенным изменениям образа жизни и мыслей человека;

- гармоничным, сбалансированным развитием инфраструктуры инвестиционного рынка, интеграцией функций и инструментов инвестиционных институтов;

- унификацией, канонизацией инвестиционного законодательства, созданием межгосудар-

ственных соглашений в области инвестиций и управления капиталом, усилением его влияния на инвестиционные процессы;

- возможностью перемещения капитала в любую страну, которая предлагает более выгодные условия для инвестиций [2].

Логичен вывод, что ускорение темпов развития мировой экономики, экономического роста отдельных стран за последние десятилетия в значительной мере обусловлено раскрытием потенциала инновационной деятельности человека. Традиционная парадигма экстенсивного использования ресурсов, природных богатств, человеческого капитала, финансовых активов, знаний -сменяется инновационной. Количественные и качественные характеристики мировой экономики все в большей мере определяются технологическими сдвигами на основе инноваций, причем основной эффект достигается не столько за счет их непосредственного (первоначального) внедрения, сколько благодаря широкому распространению и применению инновационных продуктов и услуг.

Таким образом, в современном постиндустриальном обществе первостепенное значение приобретают инновации, в связи с чем инновационное предпринимательство становится главной движущей силой в развитии экономики страны.

Литература

1. Инновационное предпринимательство (бизнес): теория и практика / В. И. Белоусов, А. В. Белоусов, С. В. Иванов. Воронеж, 2011.

2. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: Национальный доклад. М., 2008.

3. Иода Е. В.Управление рисками инновационной деятельности в регионе. Тамбов, 2007.

4. Курс предпринимательства: учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара, 1997.

5. Шабуришвили М. В. Содержание и формы инновационного предпринимательства // Корпоративный менеджмент. 2003.

* * *

INNOVATIVE BUSINESS DURING EPOCH OF GLOBALIZATION

O. A. Golikova

In article the characteristic of the postindustrial society which main motive power becomes the innovations impulsing development of national economy and raising its competitiveness on the world scene is given. In turn increase of an economic role of innovations promotes occurrence and development of innovative business.

Key words: postindustrial (noosphere) society, innovation, innovative business, venture enterprises, innovative process, globalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.