Научная статья на тему 'Структурный аспект инновационной деятельности'

Структурный аспект инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITIES / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / LIFE CYCLE / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATION PROCESS / ИННОВАЦИОННЫЕ РИСКИ / INNOVATION RISKS / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTELLECTUAL ACTIVITY / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / РЫНОК / MARKET / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белай Ольга Сергеевна, Мухаметзянова Диляра Дамировна

В современной экономике, основанной на рыночных отношениях, для успешного ведения предпринимательской деятельности необходимо создание инновационной структуры, отраженной на всех стадиях жизненного цикла инноваций. На данном этапе развития рынка важна четкая классификация всех групп участников инновационной деятельности с разделением их функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural aspect of innovative activities

In order to carry on the entrepreneurial business successfully in the contemporary economy based on market relations, it is necessary to create the innovative structure represented at all the stages of the innovation life cycle. At this stage of the market development, it is important to clearly classify all the groups of the participants of innovative activities with their functions being separated.

Текст научной работы на тему «Структурный аспект инновационной деятельности»

готовясь к прорыву

структурный аспект инновационной деятельности

_Аннотация

В современной экономике, основанной на рыночных отношениях, для успешного ведения предпринимательской деятельности необходимо создание инновационной структуры, отраженной на всех стадиях жизненного цикла инноваций. На данном этапе развития рынка важна четкая классификация всех групп участников инновационной деятельности с разделением их функций. _

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, жизненный цикл, инновационный процесс, инновационные риски, интеллектуальная деятельность, инфраструктура, рынок, глобализация_

В условиях развития современной экономики одним из наиболее актуальных вопросов является глобализация при непрерывном возрастании ее инновационной составляющей. Необходимость инноваций обусловлена обеспечением конкурентного преимущества на мировом рынке при регулярной смене технологий. Основными критериями для достижения передовых позиций становятся форсированное развитие инноваций и интеллектуальный потенциал. Многие эксперты считают базовой составляющей инновационной экономики материальное производство, но на сегодняшний день уровень развития знаний и навыков во многом превысил уровень развития материальных благ.

Сила в единстве цикла

С каждым годом руководство страны все больше и больше акцентирует свое внимание на продвижении инновационной политики. К этому стремится и частный сектор. Совместное участие двух секторов, государственного и частного, приводит к созданию благоприятных условий для инновационной деятельности и инфраструктуры в целом, что, в свою очередь, формирует рынок передовых технологий, а также продуктов, являющихся

Белай

Ольга Сергеевна

ассистент кафедры экспертизы и управления недвижимостью [email protected]

Мухаметзянова Диляра Дамировна

ассистент кафедры экспертизы и управления недвижимостью

Казанский

государственный

архитектурно-

строительный

университет

на данном этапе развития рынка

_инновационная

ставляющая —не стала

_приоритетом

для большинства —хозяйствующих субъектов, что

_влечет за собой

_повышенную степень

инновационных рисков

ь кпр

результатом интеллектуального труда. Знания, идеи, разработки, патенты позволяют формировать конкурентные рынки инновационных технологий, а инвесторам снизить риски диверсификации своих вложенных в обороты средств. На данном этапе развития рынка инновационная составляющая не стала приоритетом для большинства хозяйствующих субъектов, что влечет за собой повышенную степень инновационных рисков [4].

Постоянное изменение самого определения «Инновации» в связи с непрерывным обогащением его значения повышает его коммерческую значимость. Если в начале своего появления данный термин рассматривался исключительно в сфере продуктов и услуг, то на сегодняшний день в его значение включаются стратегии, бизнес-модели. Сущность инноваций заключается в сочетании процесса и результата, выраженного в качестве новой преобразованной системы, характеризующейся цикличностью и изменяемостью в процессе жизненного цикла. Данный процесс обусловлен взаимосвязью процессов и стадий создания новшеств - от исследований и до полного израсходования потенциала продукта на рынке [2]. Жизненный цикл новшеств заключается в их создании и дальнейшей реализации на рынке. Его основой являются фундаментальные и прикладные исследования с последующим созданием опытных мощностей и опытных партий [3].

Особые реалии

Основные стадии и характеристики жизненного цикла инноваций следующие

1) Зарождение. Создается идея с целью выполнения необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это обусловлено необходимостью совершенствования технологий, отработки регламента производственного процесса и выпуска опытной партии. Однако на данном этапе существует проблема высокой себестоимости продукции и недозагруженности производственных мощностей.

2) Рост. Реализуется в виде выхода продукта на рынок, происходит наращивание производства и промышленное освоение новшества. В качестве

Ок/Л- _

креативная экономика, 2014, № 12(96)

отрицательного фактора стоит выделить медленное наращивание выпуска продукции.

3) Зрелость. На данной стадии происходит увеличение объемов продаж, начинается стадия серийного или массового производства. В качестве особенностей можно выделить увеличение нагрузки производственных мощностей, организованность технологического процесса и производства.

4) Насыщение рынка. Воплощение данной стадии проявляется в виде достижения максимального уровня объемов продаж и как следствие максимального объема производства. Особенностью данного этапа является устойчивый темп наибольших объемов выпуска продукции и максимально возможной нагрузки производственных мощностей.

5) Упадок. На данной стадии продукт уходит с рынка, происходит свертывание производства. В результате происходит падение загрузки мощностей и резкое уменьшение товарного запаса вплоть до его исчерпания.

Отличительным критерием нововведения является процесс апробации новшества. При условии приведения нововведения к значительным изменениям системы его можно считать инновацией, обладающей соответствующим уровнем риска. Снижение данных рисков благоприятно сказывается на уровне потерь, что в результате должно привести к достижению ожидаемого результата и устойчивости конкурентоспособности предприятия.

Инновационный процесс включает в себя процесс создания, освоения и распространения новшеств, который, несмотря на свою взаимосвязь с производством и потреблением, значительно отличается от типичного производственного процесса.

Особенности инновационного процесса

1) По сравнению с производственным процессом включает значительное количество этапов, что связано с большим количеством разработок и исследований, созданием нового оборудования, развитием спроса на новую продукцию.

2) В связи с затрудненностью создания инновационного продукта выявляется острая необходимость в разработке прогнозов и их оценке, демонстрирующих поведение нового продукта на рынке.

отличительным_

критерием_

нововведения является процесс апробации новшества_

инновации

-роль государства —в инновационном

технологического комплекса страны

ь кпр

3) Высокий уровень риска, связанный как с возможной недозагрузкой мощностей, так и с необходимостью нововведения в целом, и в результате возможностью невозврата вложенных инвестиций.

4) В связи с устоявшимися экономическими отношениями на рынке и среди его участников возможно неприятие инновационной идеи.

В результате реализации инновационных проектов возникает острая необходимость вовлечения большого количества участников инновационного процесса, что объясняется спецификой его финансовой составляющей, многообразием их взаимоотношений. Из числа участников можно выделить шесть групп, в зависимости от выполняемых ими задач, связанных с созданием и распространением (см. рис).

Государство является обязательным участником инновационного процесса, активным участником инвестиционной деятельности, однако не участвует в создании и распространении инноваций. Роль государства в инновационном процессе отражается в развитии научно-технологического комплекса страны. Еще одной функцией государства в инновационном процессе является поддержка развития инновационной инфраструктуры и малого инновационного предпринимательства; выступая в качестве акционера, предоставляет в аренду земельные участки и помещения для ведения инновационного процесса [1].

Неизбежность обновления

Основной функцией организаций-новаторов является осуществление исследований и разработок. К числу организаций-новаторов следует отнести:

1) некоммерческие организации (научные институты и центры, федеральные центры науки и высоких технологий и т.п.). Данный вид организаций в основном финансируется за счет государственных средств;

2) частные некоммерческие организации (объединения изобретателей, общественные академии наук и т.п.);

3) коммерческие организации (вузы и их подразделения, инженерные центры и организации предпринимательского сектора).

Рис. Участники инновационного процесса (в группе «Предприниматели» убрать запятую после слова «услуг»)

Организации, не входящие в данные структуры, но выполняющие аналогичные функции, составляют научно-техническое сообщество. Под воздействием жесткой конкуренции предприниматели вынуждены для поддержки прибыльности предприятия быстро реагировать на любое изменение спроса и внедрять новшества на рынок. В роли институциональных инвесторов выступают некоммерческие фонды, инвестиционные банки и компании и прочие специализированные инвестиционные институты. Вкладывая свои денежные средства в акции инновационных предприятий, население выступает как неотъемлемый компонент инновационной деятельности, хотя на российском рынке данная тенденция не получила должного развития. Также население содействует распространению инноваций, приобретая на рынке инновационную продукцию. Стоит выделить еще один субъект инновационный деятельности - иностранные граждане и организации, иностранные государства, которые имеют право заниматься инвестиционной деятельнос-

иннов(

_под воздействием

жесткой конкуренции предприниматели

прибыльности —предприятия быстро -реагировать на любое

_изменение спроса

и внедрять новшества _на рынок

ъ кпр

тью на территории Российской Федерации и быть в составе акционеров действующих инновационных предприятий. На практике инвесторы могут выступать как заказчики, кредиторы, покупатели, заменяя других участников инновационного процесса. В зависимости от объемов вложенных средств и степени своего участия инвесторы могут рассчитывать на долю собственника. В то же время при вложении денежных средств в исследования коммерческие организации могут действовать исключительно совместно с государством. В процессе деятельности по созданию инноваций посредники оказывают услуги новаторам и предпринимателям, оказывая им различные услуги в сфере организационной деятельности, материально-технической поддержки, юридических, консультативных и прочих услуг. В качестве посредников могут выступать:

1) инкубатор технологий, оказывающий поддержку малым инновационным предприятиям и создаваемым новым фирмам в сфере организационно-экономических вопросов их деятельности. Они способствуют развитию не конкретного инновационного продукта, а независимого хозяйствующего субъекта. Еще одной функцией инкубатора технологий можно назвать содействие в сотрудничестве и кооперации исследователей с промышленностью, оказание образовательных услуг персоналу и менеджерам организаций;

2) общественные объединения инновационных предприятий. Целью их создания является содействие в регистрации предприятий, консультации в сфере охраны результатов интеллектуальной деятельности, поиске инвесторов и потенциальных потребителей;

3) сервисные (коммерческие) организации оказывают рекламные, аудиторские и прочие виды услуг. В качестве одних из важнейших участников таких организаций можно выделить организаторов тематических выставок и конференций, благодаря которым формируется спрос на инновационные продукты;

4) технопарки обеспечивают материально-техническую базу для деятельности малых инновационных предприятий. Эффективность их функционирования обеспечивается созданием развернутой

сети основных потребителей новшеств, таких как научно-исследовательские организации и наукоемкие производства.

В наиболее благоприятной ситуации формирование заказа осуществляется на основании инновационных приоритетов государства, выявления рыночной потребности в новшестве и на основе развития мировой экономики в целом. В настоящее время в качестве заказчика выступают государство и предприниматели, в ряде случаев данную функцию выполняет инвестор. Развитие инновационной экономики сдерживается отсутствием полноценных данных о потребностях общества в создании инновационного продукта или услуги.

В качестве потребителя могут выступать практически все население страны. Данная группа формируется за счет предприятий, занимающихся научными исследованиями и разработками, производством и распространением инновационной продукции.

В процессе инновационной деятельности все ее участники вступают в непосредственное взаимодействие в рамках собственной группы и с участниками других групп. В результате данного взаимодействия создаются инновационные потоки.

Выводы

Благодаря инновационной деятельности возможно преодолеть спад и создать предпосылки для структурного преобразования с целью обеспечения рынка конкурентоспособной продукцией. Новшества способствуют созданию новых требований, снижению затрат на производство, улучшению имиджа организации, дополнительному потоку инвестиций и освоению новых рынков сбыта.

Разработка и проведение инновационной и новаторской политики должны быть важнейшей частью долгосрочной стратегии страны и ее хозяйствующих субъектов.

Источники

1. Сиразетдинов Р.М., Белай О.С. Венчурное финансирование инновационных проектов // Известия КГАСУ 2013. - № 4.

новшества_

способствуют созданию новых

требований,_

снижению затрат на производство, улучшению имиджа организации, дополнительному потоку инвестиций и освоению новых рынков сбыта_

инновации _

2. Мухаметзянова Д.Д. Инновационная и инвестиционная деятельность экономических систем // Управление инновациями: теория, методология, практика, 2013. - № 7.

3. Загидуллина Г.М. Моделирование инновационного развития регионального инвестиционно-строительного комплекса (на примере Республики Татарстан). - КазГАСу 2011.

4. Романова А.И., Миронова М.Д., Ильина Е.В. Методический подход к оценке рисков и принятию решений в условиях неопределенности на рынке услуг // Управление экономическими системами: электронный журнал, 2013. - № 3.

Olga S. Belay

Teaching Assistant, Chair of the Property Survey and Management, Kazan State University of Architecture and Engineering

Dilyara D. Muhametzyanova

Teaching Assistant, Chair of the Property Survey and Management, Kazan State University of Architecture and Engineering

Structural aspect of innovative activities

_Abstract

In order to carry on the entrepreneurial business successfully in the contemporary economy based on market relations, it is necessary to create the innovative structure represented at all the stages of the innovation life cycle. At this stage of the market development, it is important to clearly classify all the groups of the participants of innovative activities with their functions being separated.

Keywords: innovation, innovative activities, life cycle, innovation process, innovation risks, intellectual activity, infrastructure, market, globalization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.