РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 22 • ноябрь 2017 ISSN 1994-6937
>
издательство
Креативная экономика
Russian Journal of Entrepreneurship
инновационное предпринимательство
как фактор перехода к эколого-экономической
сбалансированности регионального развития
Дьяков М.Ю.1
1 Тихоокеанский институт географии Дальневосточного отделения Российской академии наук, Камчатский филиал, Петропавловск-Камчатск, Россия
В статье рассматривается вопрос развития инновационного предпринимательства в Камчатском крае в связи с необходимостью обеспечения региональной эколого-экономической сбалансированности его дальнейшего развития. Одним из существенно важных механизмов для этого признано внедрение экологически ориентированных технологических инноваций. Проанализировано текущее состояние инновационного предпринимательства в Камчатском крае, построена функция зависимости объема инновационного производства от затрат на инновации. Выявлены перспективные направления развития инновационного предпринимательства в регионе. В качестве одной из главных перспектив стимулирования инновационной активности признано формирование Территории опережающего развития «Камчатка». Кроме того, существуют возможности поддержки этого направления также в рамках Стратегии развития Камчатского края, и краевых государственных программ развития. Предложена перспективная схема организационно-экономического механизма обеспечения инновационной деятельности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационное предпринимательство, природный капитал, территория опережающего развития
Innovative entrepreneurship as a factor of transition towards ecological and economic balance of regional development
Dyakov M.Yu.1
1 Pacific Institute of Geography, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Russia
введение
Проблема перехода к устойчивому развитию в настоящее время сохраняет неизменную актуальность как на глобальном и национальном, так и на региональном уровнях. От успешности ее решения во многом зависит качество жизни не только будущих поколений, но и наших современников.
Основой этого перехода является Концепция устойчивого развития, ориентированная на учет не только экономических и социальных факторов, но и природных условий и ограничений для хозяйственной
АННОТАЦИЯ:
деятельности. По словам одного из ведущих отечественных исследователей в данной области, И. П. Глазыриной, «неограниченный экономический рост, отражающий количественную сторону социально-экономических процессов, не может быть устойчивым на нашей планете с ограниченными ресурсами» [1] (ОЫгутта, 2001).
В практике социальной и экономической жизни, регионального развития качество устойчивости неизбежно в форме эколого-экономической сбалансированности. По определению М. Ф. Замятиной, ведущей многолетние исследования по этому вопросу, «эколого-экономическая сбалансированность регионального развития - это реализуемое в процессе регионального развития соотношение (баланс/дисбаланс) ресурсно-экологических возможностей территории с потребностями региональной социально-экологической системы, которое обеспечивает воспроизводство природного, человеческого и произведенного капиталов» [2] (Xатуайпа, 2016). Очевидно, что одним из ключевых факторов, способствующих сдвигу этого соотношения от дисбаланса к балансу, являются именно экологически ориентированные инновации.
Кроме того, вопрос о необходимости перехода к устойчивому развитию традиционно ставится в основном в глобальном или национальном масштабе, но не менее важен он и в масштабе регионов, особенно обладающих значительным и во многом не затронутым промышленной эксплуатацией природным капиталом. Достижение эко-лого-экономической сбалансированности на региональном уровне может стать мето-
ABSTRACT:_
The article considers the issue of development of innovative entrepreneurship in Kamchatka Region in relation to the need to ensure regional ecological and economic balance of its further development. Introduction of environmentally oriented technological innovations is one of the most important mechanisms for this issue. We analyze the current state of innovative entrepreneurship in Kamchatka Region. We designed dependence function between the volume of innovative production and costs of innovations. We identify long-term trends in the development of innovative entrepreneurship in the region. We consider the creation of the Territory of advanced development "Kamchatka" as one of the main prospects for stimulating innovation activity. Besides, there are opportunities to support this trend also in the framework of the Development Strategy of Kamchatka Region and regional state development programs. We suggest promising organizational and economic mechanism for ensuring innovation activity.
KEYWORDS: innovative entrepreneurship, natural capital, territory of advanced development
JEL Classification: M21, 031, 032, 038 Received: 02.11.2017 / Published: 30.11.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Dyakov M.Yu. (maxus8OO0yandex.ru)
CITATION:_
Dyakov M.Yu. (2017) Innovatsionnoe predprinimatelstvo kak faktor perekhoda k ekologo-ekonomicheskoy sbalansirovannosti regionalnogo razvitiya [Innovative entrepreneurship as a factor of transition towards ecological and economic balance of regional development]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (22). -3483-3494. doi: 10.18334/rp.18.22.38442
дической и практической основой для формирования соответствующих социально-экономических и организационных механизмов также и в национальном масштабе.
Одним из существенно важных аспектов формирования таких механизмов сохранения природного капитала является разработка и внедрение в регионе экологически ориентированных технологических инноваций. Под инновациями в данном случае мы понимаем внедрение технологически новых товаров, услуг и производственных технологий. Такая модернизация производства, с одной стороны, позволяет снижать объем потребляемых природных ресурсов, а с другой - способствует снижению количества и интенсивности возникающих негативных экстерналий.
В этом процессе ключевую роль играет региональное бизнес-сообщество. От его заинтересованности и возможностей во многом зависит как динамика, так и конкретные направления инновационной активности. Именно поэтому цель настоящего исследования можно сформулировать как выявление основных проблем и перспектив развития инновационного предпринимательства в регионе в контексте его перехода к устойчивому развитию и эколого-экономической сбалансированности.
Что выросло, что снизилось...
Динамика основных показателей Камчатского края в области инноваций выглядит следующим образом. Удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, в целом за период вырос в 2,5 раза: с 4,9 до 12,3 %. При этом с 2012 г. наблюдается изменение тенденции - от роста к падению данного показателя (рис. 1), который к 2014 г. снизился по сравнению с 2012 г. почти в два раза.
Затраты на технологические инновации за период 2000-2014 гг. выросли с 95,5 до 570 млн руб., т. е. почти в шесть раз. При этом начиная с 2012 г. тенденция проявляет неустойчивость, и к 2014 г. этот показатель снизился в 1,5 раза по сравнению с максимальным значением (рис. 2). Объем инновационных товаров и услуг за период вырос в 4 раза со 148,4 до 595 млн руб. (табл. 2).
В период 2012-2014 гг. этот показатель также продолжал расти (рис. 3), что можно объяснить эффектом временного лага: ранее произведенные затраты продолжали давать результат.
ОБ АВТОРЕ:_
Дьяков Максим Юрьевич, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории эколого-экономических исследований (maxus8OO0yandex.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Дьяков М.Ю. Инновационное предпринимательство как фактор перехода к эколого-экономической сбалансированности регионального развития // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. -№ 22. - С. 3483-3494. doi: 10.18334/rp.18.22.38442
2000 2005 2006 2007 2008 2009 2020 2022 2022 2023 2024 Год
Рисунок 1. Удельный вес организаций!, осуществляющих технологические инновации
в Камчатском крае Источник: составлено автором [3-5].
Год
Рисунок 2. Затраты на технологические инновации в Камчатском крае Источник: составлено автором [3-5].
2000 2005 2006 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Год
Рисунок 3. Объем инновационных товаров и услуг в Камчатском крае Источник: составлено автором [3-5].
Год
Рисунок 4. Зависимость объема инновационных товаров и услуг от затрат на инно вации
Источник: составлено автором.
На основе приведенных данных можно также выявить определенную тенденцию зависимости между величиной затрат на инновации и полученным объемом инновационных товаров и услуг (рис. 4).
Наилучшим образом эта тенденция выражается функцией (1), имеющей вид:
у = 0,8 355 ж0'3741 (1)
с коэффициентом детерминации Я2 = 0,6825> где у - объем инновационных товаров и услуг, млн руб.; х - величина затрат на инновации, млн руб.
При этом доля инновационных товаров и услуг в общем объеме ВРП Камчатского края за весь рассматриваемый период оставалась крайне незначительной и составляла менее 1 % от всей его величины (табл.).
Таблица
Доля инновационных товаров и услуг в ВРП Камчатского края
Год ВРП Камчатского края, млн руб. Объем инновационных товаров и услуг, млн руб. Доля инновационных товаров и услуг в ВРП Камчатского края, млн руб.
2000 18140,7 148,4 0,818
2005 43974,3 12,8 0,029
2006 56119,8 12,8 0,023
2008 77854,3 2,6 0,003
2009 94643,2 4,8 0,005
2010 103123,2 34,0 0,033
2011 114375,9 164,6 0,144
2012 127412,7 187,8 0,147
2013 133364,0 528,2 0,396
2014 145761,3 595,0 0,408
Источник: [3-6].
Таким образом, в целом за период можно отметить существенный прогресс по рассмотренным выше показателям инновационной деятельности в регионе, за исключением доли инновационных товаров и услуг в ВРП. В то же время начиная с 2012 г. прослеживаются негативные тенденции по таким показателям, как удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в регионе и затраты на технологические инновации, по-видимому, ставшие результатом общего торможения и кризиса российской экономики. При этом говорить о достижении значимого вклада сферы инноваций в экономику региона все еще невозможно.
Быть на шаг впереди
Наблюдаемая достаточно сложная и разнонаправленная картина говорит об отсутствии стабильности в инновационной сфере экономики региона и означает необходимость ее целенаправленного стимулирования. Только создание соответствующих экономических, административных, инфраструктурных условий может способствовать активизации инновационного предпринимательства и постепенному уходу от сырьевой специализации Камчатского края. Именно такая возможность и появляется в настоящее время в рамках формирования в крае Территории опережающего развития (ТОР).
ТОР «Камчатка» в настоящее время только создается, и приоритетными для нее считается развитие рекреационной и транспортно-логистической сфер, а также промышленного потенциала территории. Одним из перспективных компонентов развития промышленного потенциала и может стать стимулирование инноваций.
Основными преимуществами ТОР для развития бизнеса считаются, во-первых, льготное налогообложение компаний-резидентов и, во-вторых, обеспечение их необходимой инфраструктурой. В качестве конкурентных преимуществ ТОР «Камчатка» называются географическое положение, климат и наличие незамерзающего порта [7].
Можно отметить, что при этом остается неучтенным еще один важный аспект. Основой экономики Камчатского края являются рыболовство и рыборереработка, в результате которой в составе отходов образуются, в том числе, ценные вещества, такие, как хитин, перерабатываемый в хитозан. При условии внедрения инновационных технологий эти вещества могут быть использованы в пищевой и фармацевтической промышленности, сельском хозяйстве. Кроме того, существуют и другие виды отходов, прежде всего, переработки рыбы, имеющие высокую ценность в качестве сырья для получения ценных веществ. Это направление может органично дополнить деятельность ТОР, а с учетом наличия доступа к сырью, льготного налогообложения и обеспечения инфраструктурой в перспективе стать одним из ведущих с точки зрения экономической отдачи направлений.
Возможности инновационного развития в регионе существуют и помимо ТОР. Задача создания современной конкурентоспособной экономики ставится в Стратегии развития Камчатского края до 2025 г. [8], где ее реализация связывается, в частности,
с развитием транспортной инфраструктуры и логистики, а также созданием информационного узла. Здесь же отмечается и ряд слабых мест в сфере инноваций: например, отсутствует поддержка спроса на инновационную продукцию как со стороны государства, так и корпоративного сектора. Кроме того, не в полной мере используются резервы международного сотрудничества в сфере науки и инноваций, а также открывающиеся возможности его диверсификации. Специальное внимание в документе уделяется развитию биоресурсного кластера. Предлагается уделить внимание реализации инвестиционных проектов по созданию сети рыборазводных заводов и искусственному разведению гидробионтов, а также реализации технологий глубокой переработки рыбной продукции, вовлечению в промысел неосваиваемых в настоящее время видов гидробионтов. Подчеркивается необходимость создания международной рыночной инфраструктуры: международного оптового рыбного рынка и Дальневосточной рыбохозяйственной биржи.
В целом по результатам предлагаемых в Стратегии мер предусматривается повышение доли инновационной продукции морехозяйственного комплекса до 20-25 % во внутрирегиональном объеме продаж, до 15-20 % - в экспорте [8, с. 202]. Для достижения поставленных в документе целей необходимо ежегодное привлечение инвестиций в объеме 30-35 % от ВРП [8, с. 256].
Поддержке и развитию инноваций в регионе уделяется внимание и в более частных документах, таких как некоторые краевые государственные программы развития. Среди них «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края на 2014-2018 годы» [9], «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края на 2014-2018 годы» [10], «Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края на 2014-2020 годы» [11].
В рамках первой из упомянутых программ предусматривается такая мера, как поддержка малых инновационных компаний в форме грантов на их создание. Вторая программа называет техническое перевооружение и модернизацию основных фондов в сельском хозяйстве приоритетным направлением поддержки местных производителей. В ее рамках предусматривается государственная поддержка модернизации сельскохозяйственного производства через механизмы субсидий и займов.
Краевая программа развития рыбохозяйственного комплекса также ставит своим целевым ориентиром его инновационное развитие и вложение «огромных» [11, с. 9] инвестиций в обновление флота и рыбоперерабатывающих мощностей, транспортной инфраструктуры и переход к комплексному развитию морепользования в целом. Общий объем финансирования программы составляет более 6 млрд руб. [11, с. 14].
В целом на уровне стратегических документов можно отметить наличие заинтересованности со стороны краевого правительства в развитии инновационной сферы в экономике региона. Тем не менее, все предлагаемые меры, в том числе создание ТОР, направлены, главным образом, или на взаимодействие власти и бизнеса, или
на организационную и финансовую поддержку бизнеса со стороны государства. Существенная роль в этом процессе институтов гражданского общества, научно-образовательных структур остается практически без внимания, так же, как и ряд важных процессов, помимо финансовой поддержки инновационного бизнеса. К ним можно отнести, например, подготовку кадров, научно-методическое и инженерное обеспечение разработки новых технологических процессов и ряд других.
При таком подходе принимаются во внимание только два субъекта инновационного процесса, в то время как это процесс сложный, комплексный и имеющий большее число участников. В данном отношении нельзя не согласиться с М. Ф. Замятиной в том, что «переход к сбалансированному развитию можно рассматривать как механизм взаимоувязки (согласования) социальных, экономических, экологических факторов в системе принятия решений и выработки приоритетов, это первые шаги в управлении региональным сообществом как биосоциоэкономической системой» [12, с. 9] (Akhobadze, 2013). Сказанное в полной мере можно отнести и к аспекту инновационной деятельности.
Органы государственной власти
Инновационная деятельность
Гражданское общество
_!_I_
Научно-образовательное сообщество
финансовая и материальная поддержка
---------> организационно-правовая поддержка и стимулирование
......- кадровое обеспечение
----------- предпринимательская деятельность, в том числе государственное предпринимательство
------* общественно-экологический контроль
................................► научно-методическое и информационное обеспечение
Рисунок 5. Перспективная схема организационно-экономического механизма обеспечения
инновационной дея тельности Источник: составлено автором.
Таким образом, стимулирование инновационного процесса в регионе требует разработки единого организационно-экономического механизма, включающего все заинтересованные и реально вовлеченные в эту деятельность общественные и экономические субъекты, а также системную организацию их взаимодействия.
На рисунке 5 представлена перспективная схема организационно-экономического механизма обеспечения инновационной деятельности, включающая и другие заинтересованные стороны.
Основными субъектами, вовлеченными в инновационный процесс, здесь выступают органы государственной власти, бизнес, структуры гражданского общества и научно-образовательное сообщество. Государственная власть осуществляет организационно-правовую поддержку и стимулирование бизнеса, а также его материально-финансовую поддержку в области разработки и внедрения инноваций. Бизнес осуществляет предпринимательскую деятельность в той части, где она оправдана с коммерческой точки зрения. Там, где она не является коммерчески оправданной, но необходима, возможно и государственное предпринимательство в ограниченных масштабах. Научно-образовательное сообщество осуществляет научное, методическое и информационное обеспечение как органов государственной власти, так и бизнеса, а также готовит кадры в сфере инноваций. Структуры гражданского общества обеспечивают независимый экологический контроль за деятельностью власти и бизнеса. Поэтапное и целенаправленное внедрение такого механизма позволит существенно активизировать усилия по технологической модернизации региональной экономики и повысить их эффективность.
Заключение
Таким образом, следует подчеркнуть, что при имеющихся в настоящее время крайне незначительных объемах инновационной активности в экономике Камчатского края на фоне все более актуализирующейся необходимости ее усиления существуют перспективные возможности для такой модернизации как в рамках специального правового режима ТОР, так и в рамках текущих целевых программ.
При этом для успешной реализации любых инновационных инициатив необходимы последовательные и скоординированные усилия со стороны органов государственной власти, предпринимательского сообщества, научно-образовательных структур и гражданского общества. Только за счет таких усилий может быть обеспечен переход региона к инновационной экономике и тем самым созданы серьезные предпосылки и для перехода к устойчивому эколого-экономически сбалансированному развитию.
ИСТОЧНИКИ:
1. Глазырина И.П. Природный капитал в экономике переходного периода. - М.: НИА-
Природа, РЭФИА, 2001. - 204 с.
2. Замятина М. Ф. Формирование институциональных условий эколого-экономиче-
ского развития регионов // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. - 2016. - № 1(50). - с. 81-98.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб. - М.: Росстат,
2013. - 900 с.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014. Стат. сб. - М.: Росстат,
2014. - 900 с.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сб. - М.: Росстат,
2015. - 1266 с.
6. Валовой региональный продукт. Официальная статистика. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистки по Камчатскому краю. [Электронный ресурс]. URL: http://kamstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ kamstat/ru/statistics/grp/ (дата обращения: 03.05.2017).
7. Территория опережающего развития «Камчатка». Корпорация развития Дальнего
Востока. [Электронный ресурс]. URL: http://erdc.ru/tor/kamchatka/ (дата обращения: 17.05.2017).
8. Стратегия социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года.
Информационно-справочная система «Техэксперт» Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/446224042 (дата обращения: 17.05.2017).
9. Государственная программа Камчатского края «Развитие экономики и внешнеэконо-
мической деятельности Камчатского края на 2014-2018 годы». Портал малого и среднего предпринимательства Камчатского края. [Электронный ресурс]. URL: http:// smb.kamchatka.gov.ru/registry/program/srf/30,1139941 (дата обращения: 17.05.2017).
10. Государственная программа Камчатского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Камчатского края на 2014-2018 годы». Правительство Камчатского края. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kamgov.ru/minselhoz/gosudarstvennaa-programma (дата обращения: 17.05.2017).
11. Государственная программа Камчатского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края на 2014-2020 годы». Правительство Камчатского края. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kamgov.ru/minfish/Государственная%20 программа (дата обращения: 17.05.2017).
12. Ахобадзе Д. Т. и др. Эколого-экономическая сбалансированность регионального развития: методологические и методические основы / Под ред. д. э. н., проф. М.Ф. Замятиной. - СПб.: ГУАП, 2013. - 143 c.
REFERENCES:
Regiony Rossii. Sotsialno-ekonomicheskie pokazateli. 2013 [Regions of Russia. SocioEconomic Indicators. 2013: Statistics Digest] (2013). M.: Rosstat. (in Russian).
Regiony Rossii. Sotsialno-ekonomicheskie pokazateli. 2014 [Regions of Russia. SocioEconomic Indicators. 2014: Statistics Digest] (2014). M.: Rosstat. (in Russian).
Regiony Rossii. Sotsialno-ekonomicheskie pokazateli [Regions of Russia. Socioeconomic indicators.] (2015). M.: Rosstat. (in Russian).
Akhobadze D.T.i dr. (2013). Ekologo-ekonomicheskaya sbalansirovannost regionalnogo razvitiya: metodologicheskie i metodicheskie osnovy [Ecological and economic balance of regional development: methodological foundations] SPb.: GUAP. (in Russian).
Glazyrina I.P. (2001). Prirodnyy kapital v ekonomike perekhodnogo perioda [Natural capital in transitional economy] M.: NIA-Priroda, REFIA. (in Russian).
Zamyatina M. F. (2016). Formirovanie institutsionalnyh usloviy ekologo-ekonomicheskogo razvitiya regionov [Formation of institutional conditions for regional ecological and economic development]. Ekonomika Severo-Zapada: problemy i perspektivy razvitiya. (1(50)). 81-98. (in Russian).