INNOVATIVE SOCIETY AND SOCIO-PSYCHOLOGICAL CONDITIONS FOR ITS CONSTRUCTION
The article deals with the problem of formation of an innovative society in Russia. Social and economic reasoning is given for the need of developing models of innovative society which might be adequate to the conditions of the global crisis. The focus is made on the problems of regional development as the process of creating the regional innovative system on the basis of the technical university. The basic structure of the system is presented.
Innovative society, regional innovation system
В настоящее время мировая социально-экономическая система испытывает воздействие глубокого финансового кризиса, влияние которого наряду с большинством развитых государств ощущают и развивающиеся страны. В долгосрочной перспективе, однако, вероятно восстановление роста мировой экономики, как полагают одни специалисты [1] и не разделяют этого мнения другие [2]. Характерны следующие диагностические признаки возможных вариантов мирового развития. Мировой кризис может стать причиной длительного замедленного развития, характеризующегося повышенной инфляцией и острыми конфликтами между новыми и старыми центрами сил (странами - экспортерами сырья и индустриальной продукции и экономикой постиндустриальных государств). Сочетание кризисных процессов с высокими темпами роста инфляции может привести к развитию стагфляции, которая уже наблюдалась в мировой экономике в 80-е годы.
Кризисные явления в мировой экономике обусловливают необходимость повышения устойчивости экономики России и ее способности нейтрализовать негативные воздействия мировых рынков. Складывающаяся динамика курсов акций и цен на сырьевые товары служит условием, когда становится актуальным переход России на инновационный тип развития. Инновационная экономика требует создания стимулов для повышения производительности труда во всех сферах отечественного производства, а это потребует оптимизации управления им, что представляется одной из стратегических задач построения инновационного общества в России.
Поскольку российская экономика в середине текущего десятилетия оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития, выбор путей и способов достижения стратегических целей был обусловлен особенностями состояния мирового сообщества и его динамики. В Концепции социально-экономического развития России до 2020 года показано, что к таким особенностям относятся:
1) усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала;
2) ожидание новой волны технологических изменений, усиливающей роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающей влияние многих традиционных факторов роста;
3) возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития;
4) исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии.
В Концепции 2020 представлены также основные характеристики развития мировой экономики, которые серьезно повлияют на социально-экономические процессы в России в ближайшие 10-15 лет, и которые, по нашему мнению, необходимо учитывать в решении задач управления массовым сознанием в инновационном обществе. Особо выделяется то обстоятельство, что предстоящий период будет характеризоваться структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между её экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов: «Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться балансом между сложившейся тенденцией поступательной глобализации мировой экономики и тенденциями регионализации как реакции на рост напряженности между мировыми центрами силы и накопление диспропорций в мировой торговле и финансовой системе».
Стратегической целью, обусловленной этими особенностями мирового процесса, является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).
Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к
концу следующего десятилетия. Для формирования новой инновационной культуры в обществе и повышения статуса инноватора необходимы мероприятия, требующие, на наш взгляд, глубокого социально-психологического обеспечения. К таким мероприятиям относятся:
- поддержка распространения опыта лучших инноваций, в том числе управленческих и социальных;
- активизация пропаганды роли инноваций для развития экономики и общества;
- формирование системы популяризации науки, инноваций, инновационной деятельности, в том числе через общественную рекламу;
- вовлечение в пропаганду лидеров общественного мнения, распространение историй успеха;
- проведение конкурсов среди предприятий, ученых и научных коллективов.
- формирование в целях популяризации инновационной деятельности специализированных учебных курсов по инновациям в вузах в рамках специальностей, не относящихся к сфере высоких технологий.
В Концепции 2020, по существу, речь идёт о построении общества нового современного типа, которое наряду с известными определениями (информационного, постиндустриального, постмодерна, глобального) следует именовать как инновационное общество. В инновационном обществе, по определению Э. Набиуллиной [3], ориентированном на производство новых идей, новых технологий и социальных инноваций, «Инновационную экономику должен создавать, если хотите, инновационный человек». Отсюда понятно, почему «В стране, в конце концов, должна появиться мода на инновации». В этом высказывании скрыта, по существу, одна из первоочередных задач построения инновационного общества. Это задача формирования «инновационной» личности профессионала [4].
Дело в том, что всякая мода является продуктом управления массовым сознанием населения той или иной конгломерации. Такое управление в наше время осуществляют СМИ (в функции пропаганды), использующие соответствующие социально-психологические законы. Если «моды на инновации» не будет, инновационное общество построить не удастся. Следовательно, нужны специальные, научно обоснованные программы управления массовым сознанием, реализация которых позволит достичь заявленных в Концепции 2020 целей.
Одной из главных черт инновационного общества, как оно характеризуется в Концепции, должно стать обеспечение социального лифта для талантливых людей. Здесь представлены формальные характеристики инновационного общества, где говорится о том, что в целях эффективного вовлечения заинтересованных субъектов в формирование и реализацию социально-экономической политики необходимо выстраивание новой модели развития общества. Такая модель должна быть способной обеспечивать:
- эффективность механизмов защиты прав и свобод граждан, без которых невозможно создать конкурентоспособные государственные институты;
- функционирование механизмов вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;
- применение процедур и правил, гарантирующих выявление и учет интересов каждой социальной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, ответственность за результаты и последствия принятых и реализованных решений;
- равноправный диалог общественных организаций, бизнеса и государства по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого становятся основой принимаемых нормативных решений;
- высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам;
- широкий общественный консенсус по основным вопросам развития России.
Наиболее полно данным требованиям, как утверждается в Концепции 2020, отвечает эффективно работающая демократическая система, которая не только обеспечивает свободу частных интересов и договорных отношений, но и создает предпосылки для активизации инновационных процессов. «Только воплотив в повседневную практику жизни общества формулу развития «демократия -человек - технологии», Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав». Институты экономической свободы и справедливости в инновационном обществе должны будут обеспечивать гарантированную реализацию конституционных прав граждан, включая наличие развитой системы демократических институтов и создание эффективных механизмов правоприменения. Политика государства будет ориентирована на расширение свободы предпринимательства, обеспечение эффективности системы государственного управления, поддержание социальной справедливости.
Безопасность граждан и общества будет обеспечена поддержанием высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что создаст благоприятные условия для высвобождения инновационного потенциала населения и динамичного развития бизнеса. Обществу в связи со всем этим необходима и новая система здравоохранения: она должна ориентироваться на создание в обществе культа здорового образа жизни, профилактику заболеваний. Остаётся ещё, по нашему мнению, проблема исключения 210
(или, как минимум) значительного снижения социальных рисков, решение которой видится, в частности, и в том, что доля среднего класса составит более половины населения, при этом значительную часть среднего класса образуют люди, занятые созданием новой экономики знаний, технологий и обеспечением развития самого человека.
Кроме того, предполагается обеспечить высокие стандарты благосостояния человека: уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 году достигнут показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности. Охват высшим и средним профессиональным образованием населения составит 60-70 % (2007 год - около 50 %). В конечном счёте, сформируется общество, основанное на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам. Значительно снизится, как полагают разработчики Концепции, социальная поляризация.
На первом этапе (до 2012 года) реализации Концепции 2020 как процесса построения инновационного общества будут достигнуты определённые целевые показатели (по отношению к 2007 году), так же как и на втором этапе (2020 год к 2012 году). За пределами 2020 года накопленный потенциал знаний и капитала, соответствующий передовым экономикам мира, определит сохранение тенденций устойчивого социально-экономического развития страны с опорой на инновационные высокотехнологичные сектора экономики и сектор услуг как основные движущие силы экономического роста.
Следует особо обратить внимание на то, что Концепция социально-экономического развития России до 2020 года определяет направленность региональной политики на развитие научнотехнического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством населения и динамичной инновационно-образовательной инфраструктурой. Предписывается необходимость создания территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичное производство. Вопросы региональной политики в аспекте условий социальноэкономического развития региона рассмотрены в [5].
Реализация Концепции 2020 в части региональной политики возможна при условии формирования региональной инновационной системы на базе головной организации как учебно-научноинновационного комплекса, в качестве которой может выступать технический университет, способный обеспечивать функционирование такой системы. Проблема заключается в том, что на сегодня нет ни одного региона, где решена задача научно обоснованного формирования инновационной системы на базе технического вуза.
Возникает противоречие между установками Концепции 2020 и возможностями их практического осуществления на региональном уровне. Становится необходимой разработка научных оснований формирования системообразующих вузов как головных организаций региональных инновационных систем. Такая разработка предполагает решение основной теоретической задачи - построения системной теории технического университета как головной организации региональной инновационной системы.
В содержание этой задачи входит иерархия теоретических задач: теория региональной инновационной системы (РИС); теоретическая модель кадрового обеспечения РИС в режиме непрерывного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов всех уровней; теоретическая модель фундаментальных научных знаний, необходимых для прикладных исследований в соответствии с профилями производственной сферы региона; теоретическая модель инновационного подразделения РИС как творческого союза и базы подготовки специалистов в области инновационной деятельности.
Основная практическая задача - разработка методов формирования системообразующих вузов университетов как головных организаций РИС. Решение основной практической задачи предполагает разработку: концепции инновационного развития вуза на уровне стратегического планирования и управления; модели производственной сферы региона, охватывающей предприятия, ориентированные на выпуск высокотехнологичной продукции и способные служить базой профессионализации студентов головного вуза; модель стратегического управления РИС на уровнях менеджмента, экономики, социологии, психологии, информатики, права в их единстве, возможном на базе соответствующих кафедр головного вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса / С.Ю. Глазьев. М.: Экономика, 2010.
2. Мунтиян В.И. СНГ и мировой финансовый кризис / В.И. Мунтиян // Инновации, N° 12, 2008. СПб.
3. Набиулина Э.С. Концепция «2020»: общественная дискуссия / Э.С. Набиулина // Гражданский диалог. 2008. № 2. С. 11-16.
4. Понукалин А.Ал. Психология инновационной деятельности / А.Ал. Понукалин // Социология инноватики: социальные механизмы формирования инновационной среды. Вторая международная конференция по социологии инноватики. М.:РГИИС, 2008. Т. 2. С. 111-114.
5. Понукалин А.Ал. Научное осмысление социально-экономических процессов в регионе / А.Ал. Понукалин // Закономерности трансформации аграрных отношений и проблемы реформирования агропромышленного комплекса. Саратов: ИАгП РАН, 2006. С. 43-45.
Понукалин Алексей Алексеевич - Aleksei A. Ponukalin -
кандидат социологических наук, доцент кафедры PhD, Associate Professor «Общая и социальная психология» Department of General and Social Psychology,
Саратовского государственного университета Chernyshevsky Saratov State University
имени Н.Г. Чернышевского
Статья поступила в редакцию 20.02.12, принята к опубликованию 02.03.12