Научная статья на тему 'Социально - психологические проблемы инновационной деятельности'

Социально - психологические проблемы инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
348
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ / ИННОВАЦИИ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / SOLID-SOLID PHASE EQUILIBRIUM / THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF RUSSIA / INNOVATION / THE INNOVATIVE PERSON / STRUCTURE OF THE PERSON / THE SUBJECT OF ACTIVITY / INDIVIDUAL INNOVATIVE ACTIVITY / MASS CONSCIOUSNESS / INNOVATIVE CULTURE SOCIALLY-PSYCHOLOGICAL INSTALLATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Понукалин Алексей Алексеевич

В статье указывается на необходимость разработки психологической теории индивидуальной инновационной деятельности, а также построении модели инновационной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socially - psychological Problems of Innovative Activity

In article it is underlined necessity of working out of the psychological theory of individual innovative activity, and also construction of model of the innovative person.

Текст научной работы на тему «Социально - психологические проблемы инновационной деятельности»

УДК 316.6

А.АЛ. ПОНУКАЛИН

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Социально-психологические проблемы инновационной деятельности

В статье указывается на необходимость разработки психологической теории индивидуальной инновационной деятельности, а также построении модели инновационной личности.

Ключевые слова: концепция развития России, инновации, инновационная личность, структура личности, субъект деятельности, индивидуальная инновационная деятельность, массовое сознание, инновационная культура, социально-психологические установки.

A.AL. PONUKALIN Socially-Psychological Problems of Innovative Activity

In article it is underlined necessity of working out of the psychological theory of individual innovative activity, and also construction of model of the innovative person.

Key words: the Concept of development of Russia, innovation, the innovative person, structure of the person, the subject of activity, individual innovative activity, mass consciousness, innovative culture, socially-psychological installations.

Глобальная экономическая конкуренции

сопровождается усилением геополитического соперничества, в том числе по поводу контроля над сырьевыми, энергетическими, водными и продовольственными ресурсами. Одним из важнейших факторов установления нового мирового порядка служит при этом идеология инновационного пути развития мировой экономики. В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах общественной практики.

В таких условиях созидающий труд как средство производства благ для человечества потребует от работников все большего профессионализма в условиях возрастающего удельного веса интеллектуальных форм труда. Такие науки, как экономика, психология, социология, педагогика, возможно, и философия могут разработать обеспечение таких форм труда. Окажется необходимым долгосрочное прогнозирование и планирование социально-экономического развития в странах, где решаются задачи достижения высокого уровня жизни населения.

В России разработана концепция социально-экономического развития России до 2020 года, утвержденная распоряжением

Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г (№ 1662-р). Она представляет, по существу, глобальный план инновационного развития страны. Э. Набиуллина представила ее в аналитическом докладе Общественной палате, указав на то, что концепция построена на стратегической идео-логеме: «Нам нужно научиться делать выбор в пользу будущего». В докладе говорится о том, что проработано три сценария развития: инерционный, энергосырьевой, инновационный. В случае двух первых страна в долгосрочной перспективе утратит даже сегодняшние позиции и мировое влияние. Она может стать периферией набирающей обороты мировой инновационной экономики, что, в итоге, приведет и к падению уровня жизни, поэтому в долгосрочной перспективе возможен только инновационный сценарий развития1.

Концепция социально-экономического развития определяет в перспективе Россию как лидера в определенных областях деятельности на уровне мирового сообщества, кроме того, представлена системная картина развития России и программа действий по ключевым для нашей страны сферам: развитие человеческого потенциала, экономических институтов, национальной инновационной системы, основных отраслей экономики. Одной из основных стратегических задач является развитие национальной инновационной системы. Построение национальной

© А.Ал. Понукалин, 2010

инновационной системы позволит резко повысить конкурентный потенциал России за счет наращивания ее преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях, и на этой основе возможно будет задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

Формирование новой инновационной политики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор роста и национальной конкурентоспособности. Теперь источником высоких доходов становится не только возможность получения ренты от использования природных ресурсов, обусловленной высокой мировой конъюнктурой, но и производство новых идей, технологий и социальных инноваций. Такая политика позволит России конкурировать как с экономикой Китая и Индии с их дешевой рабочей силой, так и с развитыми странами Европы, США и Азии, с их высококачественной и инновационной продукцией.

Поставленная в документе задача предполагает необходимость научной проработки понятия «инновация» как многомерной величины, определяемой в пространстве многих переменных и, в том числе, психологических. В нынешних условиях актуальность образа инновационного общества и его воплощение (построение инновационного общества как общества будущего, причем не отдаленного) - это проблема уже не существования, а выживания. Инновационный сценарий предполагает новый экономический уклад, способствующий повышению качества жизни общества. Должна возрасти продуктивность в получении новых знаний и создании высоких технологий. Скорее всего, это будет относиться к сферам профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемких подотраслей химии и машиностроения. Решение всех поставленных в Концепции задач потребует их психологического обеспечения, связанного с решением научно-практических проблем активизации и выработки человеческого потенциала на качественно новом уровне проявлений творческой инициативы акторов инновационного общества, когда становится крайне необходимым создание условий для интенсификации инновационной деятельности.

Инновационная деятельность является одним из основных терминов всей инно-

вационной проблематики. Для психологии этот термин имеет вполне определенное содержание. В отечественной психологии разработана общая психологическая теория индивидуальной человеческой деятельности (А.Н. Леонтьев) и теория индивидуальной деятельности (Б.Ф. Ломов). Разумная сознательная деятельность как проявление активности всегда осуществляется человеком, а потому он и является конкретным субъектом индивидуальной инновационной деятельности. Следовательно, для психологии основное значение имеет категория деятельности и ее конкретизация - «инновационная деятельность».

Вначале рассмотрим существующие определения инновационной деятельности. Одно из них: инновационная деятельность предусматривает широкую реализацию результатов научных исследований и разработок в области создания современных интенсивных технологий2. С точки зрения психологии, инновацию можно рассматривать как результат продуктивного мышления, которое организует продуктивную деятельность, и если она осуществляется как организованная, то всегда направлена на объективно новый результат3.

С целью построения психологической теории индивидуальной инновационной деятельности необходимо использовать теорию деятельности, принятую в отечественной психологии. Это - теория А.Н. Леонтьева. В структуру деятельности входят такие составляющие, как мотив, операции и действия, образующие систему4. В силу своего психологического содержания эти составляющие служат основой для разработки понятия индивидуальной инновационной деятельности. В первую очередь следует обратить внимание на вопросы мотивации, затем - содержания операций и действий как ситуаций деятельности, в которых возникают проблемы.

Индивидуальную инновационную деятельность можно представить как специфическую человеческую деятельность, в которой важнейшим компонентом выступает проблемная ситуация, преобразующая мотив в мотив-цель. Структуру такой деятельности можно представить в виде: мотив, операции, проблемная ситуация, действия, цель, мотив-цель. В результате, когда будет раскрыто понятие индивидуальной инновационной деятельности, станет возможным решение задач, которые следуют из высказывания Э.

Набиуллиной по поводу «Концепции 2020»: «Инновационную экономику должен создавать инновационный человек». В то же время, требуется и решение на научной основе глобальной практической задачи, которая вытекает из текста статьи: «Высшая школа не производит инноваций и инноваторов»5.

Теория инновационной деятельности будет способствовать пониманию того, какие направления социально-экономического развития характерны для развитых постиндустриальных стран, позволит оценить преимущества нашей страны в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях. На наш взгляд, реализация инновационного сценария невозможна без разработки теории инновационной деятельности. Психология инновационной деятельности обращена к социальным качествам человека, а потому ее структура формируется в течение значительного периода жизнедеятельности человека, поэтому субъект инновационной деятельности - личность, характеризующаяся сформированными и адекватными инновационной деятельности личностными качествами. Практические задачи подготовки профессионала как инновационной личности вытекают из характерологии основных структур модели личности инноватора.

Исследование личностных качеств в целях создания многомерной модели позволит построить психологический портрет. На этом основании необходимо разработать психограмму, определяющую особенности деятельности инновационной личности и специальных образовательных программ.

Определив необходимые требования к психике человека в контексте формирования инновационной личности, можно поставить задачу формирования массового сознания населения с целью создания инновационной социально-психологической атмосферы в обществе, что, в конечном счете, и позволит построить общество инновационного типа. Начало работы по выявлению инновационных качеств личности предполагает исследование представлений об особенностях личности инноватора у студентов вузов. В качестве базового контингента были выбраны студенты Саратовского государственного университета и Саратовского государственного технического университета. Среди них проводился опрос с целью выяснить, что понимают студенты под термином (словосочетанием) «инновационная личность». Рассмот-

рев вначале теоретически психологическое понятие личности, испытуемые должны были дать свое представление о структуре личности инновационного человека. Эти данные оказались чрезвычайно разнообразными и разноплановыми. Общими можно считать определения такой личности как развитой, профессиональной и успешной. Большинство студентов придерживается мнения, что модель инновационной личности - это модель человека будущего.

Исходя из данных опроса, можно сделать вывод, что человек будущего немногим отличается от современного. Это можно объяснить и тем, что необходимость осмысления инновационной личности возникла недавно, и у студентов не было времени на размышления.

Для нас важно и то, как воспринимает молодежь будущее, которое, как следует из Концепции 2020, за инноваторами. В дальнейшее нами была поставлена и решалась задача изучения прогнозов собственного будущего, данных студентами, чтобы определить, принадлежат ли они сами к категории людей будущего. Им был предложен вопрос: представить описание своих ожиданий будущего, каким себя видит студент после окончания вуза. В опросе участвовало 300 студентов, и ни один из них не соотносит себя с инновационной сферой и не видит себя в качестве инновационной личности. Можно предположить, что описываемая модель человека будущего еще не является фактором целеполагания и целеустремления нынешнего поколения студентов. Отсутствие стремления к инновациям можно объяснить и не-сформированностью массового отношения к инновационной культуре и социально-психологическим установкам на приоритет инновационной деятельности. Научно-практическое разрешение данной проблемы может сыграть ключевую роль в осуществлении стратегического плана выживания и развития, представленного правительством России.

Из всего вышесказанного следует, что актуальна и своевременна разработка социально-психологической научной программы исследований обозначенных проблем, разрешение которых внесет существенный вклад в практику построения инновационного общества. Во всяком случае, свое непосредственное участие в обеспечении данной программы видится в построении теории деятельности, которую можно было бы опреде-

Психология

лить как инновационную. А эта проблема требует разрешения основных задач, каждая из которых приобретает большую значимость и является непосредственной точкой опоры при описании инновационной деятельности. Подведем итог того, как мы их определяем для себя:

1) построение модели инновационной личности на основе соотнесения существующих теорий личности с инновационными качествами и дальнейшим выбором необходимых параметров инновационной модели;

2) формирование взглядов на инновационное будущее у граждан России - вот одна из самых значимых и приоритетных задач, которую необходимо решить в ближайшем будущем. Она предполагает не только использование существующих способов влияния на массовое сознания, но открывает границы для нахождения новых, инновационных способов, которые смогут решить поставленную задачу;

3) понимание необходимости наличия инновационных качеств даст толчок к развитию инноватора каждой личности, что обуславливает необходимость разработки образовательных программ такого развития. Причем данное образование необходимо строить для всех, оно должно быть качественным и ориентированным на стратегический план развития;

4) развитие человеческого потенциала России предполагает формирование личности, ориентированной на творческие, социальные и экологические составляющие качестважизни.

Таким образом, само формирование инновационной личности является условием существования и выживания, и, что самое главное, возможностью для России добиться сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях, и на этой основе задействовать новые источники повышения благосостояния граждан России.

Примечания

1 См.: Концепция 2020: Общественная дискуссия / Гражданский диалог. 2008. № 2. С. 11-21.

2 См.: Атоян В.Р., Коваль А.А., Тюрина В.Ю., Чеботаревский Ю.В. Вузовский технопарк как базовая структура инновационной деятельности региона / Под общ. ред. В.Р. Атояна. Саратов, 2001. С. 3.

3 См.: НовиковА.М. Методология учебной деятельности. М., 2005. С. 6.

4 См.: ЛеонтьевА.Н.. Деятельность, сознание, личность. М., 1977. С. 304.

5 См.: ВолковА.Е., КузьминовЯ.И., Реморенко И.М., РудниткБ.Л. [идр.]. Российское образование - 2020: Модель образования для иннова ционной экономики: материал для обсуждения. М.,2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.