Научная статья на тему 'Инновационное образование как ресурс современного общества'

Инновационное образование как ресурс современного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС / ИНТЕГРАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / EDUCATION / INNOVATIONS / A SOCIAL RESOURCE / INTEGRATION / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприяненко Александр Ильич

Среди важнейших проблем ХХI в. в сфере профессионального образования закономерно доминирующее место заняла проблема инновационного образования при переходе к информационному обществу, рассматривая его как следствие глобализации, ведущей к трансформации образа жизни людей. В статье исследуется сущность инновационных качественных изменений в сфере реального профессионального образования, рассмотрено понятие образования под новым углом зрения соединения теоретических и практических сторон образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN THE EDUCTION ENVIRONMENT AS A MODERN SOCIAL RESOURCE OF MANAGEMENT IN CONTEMPORARY RUSSIA

The dominant place among major issues in the sphere of education in the 21st century by right goes to the issue of innovative education in the period of transition to information society seen as a consequence of globalization that leads to the transformation of the people's way of life. The article deals with the essence of the innovative qualitative changes in the sphere of reality-oriented professional training; the notion of education has been considered under a new angle of vision as a fusion between theoretical and practical sides of education.

Текст научной работы на тему «Инновационное образование как ресурс современного общества»

Список литературы

Гусев, В.А. Консервативная русская политическая мысль. - Тверь, 1997.

Иванов, В.Ф. Русская интеллигенция и масонство: от Петра I до наших дней. - М., 1998;

Ильин, И.А. Собр. соч.: Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (19061954). - М., 2001.

Митрополит Антоний (Храповицкий). Письма. - ио^апу|11е, 1988. Солоневич, И Л. Белая Империя. - М., 1997. Солоневич, И.Л. Народная монархия. - Минск, 1998.

© Асонов Н.В., 2009

А.И. Куприяненко

ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

КУПРИЯНЕНКО Александр Ильич - начальник учебно-методического управления ГОУ ВПО МГТУ «Станкин» (e-mail: ak.umu@stankin.ru)

Аннотация. Среди важнейших проблем ХХ1 в. в сфере профессионального образования закономерно доминирующее место заняла проблема инновационного образования при переходе к информационному обществу, рассматривая его как следствие глобализации, ведущей к трансформации образа жизни людей.

В статье исследуется сущность инновационных качественных изменений в сфере реального профессионального образования, рассмотрено понятие образования под новым углом зрения - соединения теоретических и практических сторон образования.

Ключевые слова: образование, инновации, социальный ресурс, интеграция, глобализация.

В последние годы в отечественной литературе весьма активно обсуждаются вопросы модернизации российского образования. Как известно, направлениями реформирования российского образования являются: обеспечение качества образования и повышение квалификации преподавателей в вузах, взаимодействие и сотрудничество вуза и общества, интегра-

ция научных исследований, учебного процесса и обучения через практику. Предполагается преодолеть постоянное отставание системы образования от тех знаний и технологий, на которых строится современное общество, придать ему стабильную инновационную перспективу.

Во многих российских вузах сохраняется традиционная модель управления. Несмотря на предоставление им широких прав и академических свобод государство не оставляет попыток регулирования процессов в образовательной среде, насаждая сверху реформы, которые отвергаются педагогической общественностью. Источники инноваций в российской образовательной среде связаны с критикой со стороны общественности. Одна из причин неудач инновационных процессов в применении образовательно-управленческих моделей заключается во внедрении больших изменений вместо постепенного их введения.

Инновационная политика вуза должна быть направлена на укрепление его конкурентных позиций на имеющихся и новых образовательных рынках России; обеспечение монопольного и конкурентного положения в разработке наукоемких товаров и услуг в определенных областях науки и техники путем приобретения патентных и других исключительных прав; на создание и сохранение ноу-хау, а также на эффективность управления этой интеллектуальной собственностью.

Система инновационного образования ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно технологический базис новых информационных технологий заставляет совершенствовать систему управления образованием, эффективнее использовать социальные технологии в управлении системой российского образования для достижения поставленных целей в процессе социального планирования, развития и решения разного рода социальных проблем.

При рассмотрении данной проблематики недостаточно учитывается перспектива развития информационного общества. Образование и информационное общество рассматриваются и исследуются порознь, без попыток выявить их взаимозависимость. Между тем, на взгляд Г.Е. Зборовского и Е.А. Шукшиной, понимание их внутренней связи создает много дополнительных возможностей для углубленных разработок современных проблем образования, понимания направления его дальнейшего развития.

Знание, в которое трансформируется информация благодаря полученному образованию как инструменту, является подвижным накопительным ресурсом, источником богатств индивида и общества. Интеллектуальный капитал заменяет дорогостоящее оборудование и массу работников, а знания уменьшают потребность в сырье, труде, времени, пространстве, капитале и других ресурсах, становясь незаменимым средством - основным ресурсом современной экономики, ценность которого постоянно растет. Говоря

об интеллектуальном капитале, мы должны иметь в виду его компоненты, востребованные производством, а значит, рынком труда:

- профессиональные знания, умения, навыки;

- инновационные способности, т. е. умение анализировать, дать оценку новому явлению и принять самостоятельное решение;

- личностные качества, облегчающие задачу интеграционного взаимодействия с другими работниками.

Правильнее будет назвать эти три компонента человеческим капиталом, имеющим своим фундаментом основополагающие тенденции перехода к постиндустриальному обществу, что позволяет не только сформировать экономический механизм функционирования системы образования, но и обеспечить выполнение важнейшей социальной функции, при условии, что это образование будет носить инновационный характер.

Логично предположить, что интеграция производства и профессионального образования в свою очередь должна привнести в производство методику непрерывного обновления профессиональных знаний, умений и навыков работников. Вместе с тем должен быть создан экономический механизм обеспечения воспроизводства этих профессиональных знаний в специализированных учебных заведениях. Ряд исследователей учитывает это обстоятельство в определении экономической природы современного образования.

Становление информационного общества займет целую эпоху, а переход к нему активно обсуждается в связи с проблемой глобализации, возникновением мирового информационного порядка - международной системы производства, распространения и использования информации. Появление компьютерной сети Интернет стало универсальным социальным пространством деятельности и коммуникации.

Переход к информационному обществу связан с возрастающим значением и распространением высшего образования, что приведет к качественному изменению социальной структуры общества.

Сегодня в России складывается негативная социальная ситуация, вызванная разрывом между элитарным и массовым образованием, а также ограниченностью по разным причинам доступа к качественному образованию. Существенная часть трудоспособной молодежи не включена в систему профессионального образования, что угрожает воспроизводству трудовых ресурсов. В плане общих показателей доступа и охвата молодежи профессиональным образованием Россия существенно отстает от развитых стран мира. Более того, в последние годы обозначилась тенденция снижения грамотности населения.

Тем не менее потребность в образовании за последние годы резко возросла по следующим причинам:

- изменения спроса на рынке труда;

- высвобождение трудовых ресурсов предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК), радиопромышленности, электронной промышленности и др.;

- сокращение Вооруженных сил;

- стремление к дополнительному образованию и переквалификации;

- необеспеченность инвалидов, субъектов и объектов пенитенциарной системы;

- удаленность малоосвоенных регионов;

- ограниченная возможность получения образования русскоязычным населением зарубежных стран.

Решить эти и другие социальные проблемы может и система открытого образования, ориентированная на обеспечение качественно нового уровня знаний, в перспективе доступных любому желающему. Прорыв возможен за счет создания новой информационной образовательной среды, основанной на новых информационных и образовательных технологиях.

В соответствии со ст. 26.1 Всеобщей декларации прав человека доступ к высшему образованию должен определяться способностями, возможностями, усилиями, упорством и настойчивостью тех, кто хочет его получить. Возможность такого доступа может сохраняться на протяжении всей жизни так, чтобы ею можно было воспользоваться в любое время при должном признании ранее приобретенных навыков. Поэтому недопустима никакая дискриминация в отношении доступа к высшему образованию по признаку расы, пола, языка и религии, а также в силу каких-либо экономических, культурных и социальных различий или физических недостатков.

Обеспечение равноправного доступа к высшему образованию должно начинаться с укрепления и при необходимости при переориентации его связей со всеми другими ступенями образования, особенно со средним. Высшие учебные заведения следует рассматривать как составную часть системы образования, начинающейся с дошкольного воспитания и начального образования и продолжающейся на протяжении всей жизни; высшие учебные заведения должны вести в своих стенах соответствующую работу, чтобы быть компонентом этой системы и содействовать ее развитию. Вузы призваны работать в тесном сотрудничестве с родителями, школами, учащимися, социально-экономическими группами и общинами.

Среднее образование должно не только готовить квалифицированных кандидатов для получения высшего образования, развивая у них способности к обучению на широкой основе, но также открывать путь к активной жизни, готовя обучающихся для различной работы. Однако доступ к высшему образованию должен оставаться открытым для тех, кто успешно

оканчивает среднюю школу или ее эквивалент, либо представляет свидетельства, необходимые для поступления, причем насколько это возможно, в любом возрасте и без какой бы то ни было дискриминации.

Проблемы сегодняшнего этапа развития сферы образования нельзя рассматривать в отрыве от проблем модернизации экономики и, соответственно, от социальных изменений, происходящих в современном обществе. Стоит отметить, что эти многообразные процессы даже в 60-80-е гг. прошлого столетия, в пору некоторой изолированности СССР от мировой практики имели многие сходные черты с той проблематикой, которая существовала в США и Западной Европе.

На современном этапе сопряженность этих процессов стала еще более очевидной, ибо реалии постиндустриального общества проявляют себя независимо от политического и государственного строя, типа экономики и стратификации общества.

Достаточно подробный теоретический и методологический анализ различных теорий и точек зрения на постиндустриальное общество можно найти у В.Л. Иноземцева1.

Классик теории постиндустриального общества Д. Белл определяет его как состояние социума, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни, в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений во все большей степени стало зависеть от достижений теоретического знания. Постиндустриальное общество предполагает возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов2. То есть Д. Белл выделяет основополагающие черты, характеризующие современную экономику:

- инновационный характер развития, т. е. любое развитие экономики зависит от преобразования теоретических знаний в практику;

- приоритетное развитие сферы услуг, научных исследований и образования.

Эти фундаментальные изменения не могли не поставить целый ряд проблем перед сферой профессионального образования. Процесс интеграции науки и производства, достаточно хорошо исследованный и описанный в научной литературе, с неизбежностью вызывает необходимость интеграции производства и сферы профессионального образования.

1 См.: Иноземцев, В.Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. - М., 1998.

2 Bell, D. Notes on the Post-Industrial Society // The Public Interest. - 1967. - N 7.

Конечной целью интеграции науки и образования является обеспечение конкурентоспособности и устойчивого развития национальной инновационной системы России на основе эффективного функционирования научно-образовательных структур как центров передовой науки, создания перспективных инноваций и подготовки высококвалифицированных специалистов.

Интеграция науки и образования должна обеспечивать:

- повышение качества образования и подготовку научно-технических кадров, обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений науки и технологий и практическим опытом участия в научных исследованиях, полученными в процессе обучения;

- привлечение и закрепление талантливой молодежи в науке и образовании;

- повышение эффективности использования бюджетных средств, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов научных организаций и вузов при проведении фундаментальных и прикладных исследований и подготовке научных кадров;

- активизацию взаимосвязей с бизнесом, процессов коммерциализации результатов прикладных научных исследований и разработок и передачи технологий в реальный сектор экономики.

В реальном обучении содержание образовательных знаний подвергается серьезной критике за отдаленность от современных достижений науки, что не способствует повышению интеллектуальной привлекательности процесса образования из-за качества учебной литературы и преподавателей, плохо осведомленных о новых достижениях науки хотя бы в области преподаваемой дисциплины, для чего необходимы более мощные технические и интеллектуальные средства.

Инновационная способность системы образования выступает, как способность выполнять свою социальную функцию на основе творческого осмысления целей образовательной деятельности и активного использования научного знания о собственном развитии.

Инновации в системе управления современным высшим образованием способствуют не только пониманию и развитию принципов социального управления в вузе, но и формированию мощной социальной базы для развития отечественной науки и технологий, что, в конечном счете, будет содействовать созданию основы для процветания современной России.

Образование как социальный институт реализует свои социально-управленческие функции через повышение значимости знаний, изменение социального положения, желания молодых людей достичь жизненного успеха.

Образовательная среда в условиях современной российской ситуации трансформируемого общества в сторону рыночных отношений все в боль-

шей степени оказывается связанной и с рынком труда и рынком образовательных услуг, выполняя тем самым обслуживающую функцию.

Таким образом, трансформируемая образовательная среда влияет на социально-управленческие функции образования и на механизм его осуществления. Как представляется, изучение взаимосвязи инновационно-образовательной среды и ее социально-управленческих функций является перспективной темой, требующей дальнейшего социологического анализа.

Список литературы

Гидденс, Э. Социология. - М., 1999.

Иноземцев, В.Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. - М., 1998.

Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М., 2000.

Тоффлер, Э. Создание новой цивилизации. Политика Третьей Волны. -Новосибирск, 1996.

Bell, D. Notes on the Post-Industrial Society // The Public Interest. -1967. - N 7.

© Куприяненко А.И., 2009 З.Б. Агаева

ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО:

ПАРАДОКС ДЕФИЦИТА ОБЩЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ТОТАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

АГАЕВА Зиба Бахадыр кызы - кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных наук Азербайджанского международного университета

(e-mail: aya-baku@hotmail.com)

Аннотация. В статье рассматривается проблема общения и одиночества в информационном обществе, анализируются последствия применения современных информационно-коммуникативных технологий. Ключевые слова: глобальное информационное общество, «человек- матрица», «кошо-т/огшаисж», дефицит общения, индивидуализм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.