Объем инвестиций в основной капитал по Ставропольскому краю с каждым годом растет. Большая часть инвестиций являются дорогостоящими и долгосрочными. Инвестиции в реальный сектор экономики поможет сократить безработицу и улучшить уровень жизни населения в целом. Список используемой литературы
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778 г. Москва «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»
2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ (СТАВРОПОЛЬСТАТ) ПРЕСС-ВЫПУСК № 83 от 21.08.2014 г.
3. URL: http://www.gks.ru [Электронный ресурс] - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
4. URL: http://stavstat.gks.ru [Электронный ресурс]- официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю
5. URL: http://portal.stavinvest.ru [Электронный ресурс] - Инвестиционный портал об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае
© А.В.Саакян, Ю. Н. Дьякова, 2015
УДК 331.1
А.Н. Савичева
К.э.н., доцент Инженерно-экономический факультет Ярославский государственный технический университет г. Ярославль, Российская Федерация
ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА НА
СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Аннотация
В статье рассматриваются виды нормативов и норм, особенности их разработки и внедрения в современных условиях. Раскрывается взаимосвязь нормирования, оплаты труда, себестоимости продукции и конкурентоспособности предприятия. Обосновывается целесообразность внедрения системы нормирования труда как со стороны работодателя, так и со стороны работника.
Ключевые слова
Нормирование труда, нормативы, нормы, работодатель, работник, современные условия, затраты труда, оплата труда, себестоимость, конкурентоспособность
Нормирование труда в современной экономике по-прежнему является одним из наиболее эффективных инструментов планирования, учета, анализа и оптимизации затрат труда на предприятии, приводит к сокращению издержек и повышению заинтересованности работников в результативности труда.
В сфере организации и нормирования труда различают нормативы и нормы. Нормативы - это научно обоснованные централизованно разработанные показатели затрат труда; исходные величины, используемые для расчета продолжительности выполнения отдельных элементов работы при конкретных организационных и технических условиях производства.
Все виды нормативов отражают определенный уровень развития техники и организации производства с учетом накопленного опыта работы передовых рабочих. Среди разновидностей нормативов можно отметить следующие: это местные или заводские нормативы, и нормативы отраслевые и межотраслевые.
Местные нормативы применяются только на том предприятии, где они разработаны. Отраслевые нормативы разрабатываются с учетом организационно-технического состояния и опыта работы группы однородных по производству предприятий. В них учтены отраслевые условия производства на предприятиях данной группы, а также специфика применяемых на них форм и методов организации труда. Межотраслевые нормативы разрабатываются и используются для нормирования труда в целом ряде отраслей хозяйства. Эти нормативы имеют унифицированный характер, они отражают в основном обобщенные организационно-технические условия и передовой опыт выполнения работы.
Согласно ТК РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ Ст. 160 нормы труда включают нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы и устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
Сегодня система нормирования труда утратила общегосударственный, обязательный характер; предприятия самостоятельно принимают решения об использовании или отказе от применения нормативов и норм. Часть 2 ст. 159 гл.22 Трудового Кодекса РФ гарантирует применение системы нормирования труда на предприятии, определяемой работодателем с участием мнения выбранного профсоюзного органа или устанавливаемой коллективным договором. При организации работы по нормированию труда в настоящее время необходимо учитывать особенности экономики применительно к сфере трудовых отношений. Таким образом, система трипартизма, действующая в сфере социально-трудовых отношений, актуальна и для организации и нормирования труда.
В чем заключается заинтересованность работодателя при внедрении системы нормирования труда? Работодатель как собственник средств производства стремится извлечь максимальную прибыль от их применения посредством рационального использования труда работника с минимальными издержками, в том числе оптимальной численностью персонала, минимальными затратами рабочего времени при обеспечении высокого качества товара/услуги. Кроме того, по мере развития рыночных отношений и обострения конкуренции вопросы нормирования труда все в большей степени связываются с социально-экономическими и социально-психологическими аспектами управления, так как проблема повышения эффективности использования труда по-прежнему остается одной из самых острых. Прогрессивные нормы, учитывающие оптимальные организационно-технические, экономические, психофизиологические и социальные факторы оказывают существенное влияние на решение многообразных социально-экономических задач.
Полная экономическая самостоятельность и свобода предпринимательства, характерная для рыночной экономики, предполагает не только выбор ассортимента производимой продукции (услуг), определение организационно-правовых форм и структур управления, осуществление финансового планирования и решения других хозяйственно-производственных вопросов. Экономическая самостоятельность предполагает также обоснование численности персонала, необходимость подбора кадров, выбора форм и систем оплаты труда и методов ее организации, решение вопросов разработки, замены и пересмотра норм и других задач организации и нормирования.
Для самостоятельно хозяйствующего субъекта экономики важны точный учет и контроль издержек производства, в том числе затрат на трудовые ресурсы, а также повышение производительности труда всех категорий работающих, прежде всего, за счет максимально рационального использования рабочего времени. Эти цели достигаются при помощи нормирования труда.
Кроме того, рыночные отношения, связанные с обострением конкуренции, зависят от ценообразования, в условиях рынка подверженного существенному влиянию со стороны взаимодействия спроса и предложения. Свободные рыночные цены, вместе с тем, вовсе не исключают влияние затрат труда на себестоимость производственной продукции/услуги. Все вышесказанное обосновывает необходимость установления обоснованных трудовых затрат при определении себестоимости продукции, а, значит, и экономическое значение нормирования. Обоснование эффективности нормирования трудовых процессов, установления необходимых затрат рабочего времени и его рационального использования связано также и с определением цены рабочей силы на рынке труда, где в основными участниками рыночных отношений вступают работодатель и работник. Цена рабочей силы зависит от множества факторов, среди которых
основными являются квалификация работника; сложность, тяжесть и интенсивность трудовых процессов; условия труда; режимы труда и отдыха, действующие на предприятии. При определении цены труда каждого работника на конкретном предприятии становится очевидной необходимость установления продолжительности рабочего времени, степени интенсивности и темпа работы наряду с оценкой квалификации, сложности и условий труда.
Без норм труда люди просто не могут работать в полную силу. Напомним первый закон Сирила Норткотома Паркинсона, который был сформулирован им в 1955 году: «Работа заполняет все время, опущенное на нее». Или русскую поговорку «Кому на час, а мы и днем свернем». А это означает, что любую работу, которую можно при желании можно выполнять бесконечно долго. Можно привести пример из практики. В предыдущих статьях автор уже упоминал, что действующие сегодня нормативы безнадежно устарели. Нормы времени, актуальные для 70-80 х годов прошлого века, соответствуют, в лучшем случае, лишь половине нормы времени, соответствующей современным технологиям. А это означает, что работник выполняет примерно половину той работы, которая была бы предусмотрена действующим нормативом, не сознавая, что при этом он получает заработную плату, соответствующую полностью отработанному времени. Можно сделать вывод: высокая производительность труда невозможна без современных нормативов и стандартов. С другой стороны, на современных предприятиях могут встречаться и прямо противоположные ситуации, когда, в отсутствии норм, труд работника оплачивается лишь наполовину.
Таким образом, отвечая на вопрос, а заинтересован ли работник в использовании нормирования труда на предприятии, также можно ответить утвердительно. У работника, реализующего свои трудовые способности в условиях рациональных, научно обоснованных норм, повышается интерес в более эффективном использовании рабочего времени. Кроме того, нормы труда, разработанные с учетом условий труда, выступают гарантом соблюдения социально-трудовых прав работника.
Необходимо отметить, что роль нормирования труда в современной экономике значительно изменилась. Сегодняшняя функция нормирования как нормы оплаты труда выходит за рамки государственного регулирования, становится функцией предприятия. Тариф не является ограничителем, а лишь государственной гарантией уровня оплаты работы определенной квалификации. Предприятие может самостоятельно разрабатывать тарифную сетку, устанавливать ее диапазон и межразрядные коэффициенты при условии соответствия базовой ставке первого разряда, определяемой минимальным размером оплаты труда; может разрабатывать и внедрять бестарифную систему оплаты труда. В этом случае норма времени становиться средством распределения и стимулирования, мотивации трудовой деятельности, и именно в этом проявляется ее экономическая значимость.
Не имея непосредственной связи с оплатой труда работника, норма времени по существу становиться производственно - необходимым временем для выполнения технологического процесса при условии эффективного использования материальных и трудовых ресурсов и соблюдении качества продукции/услуг. Норма времени, в таком случае, выполняет регулирующую функцию. В этом качестве целесообразно использовать нормы трудовых затрат для оперативного управления производством, определения трудоемкости продукции/услуги, расчета роста производительности труда, сравнительного анализа и сопоставления результатов труда, оценки уровня техники и технологии, организации производства и труда и, наконец, оценки уровня эффективности предприятия.
Сегодня к наиболее перспективным задачам нормирования труда можно отнести оценку трудовых затрат по отраслевому уровню и выявление возможностей его достижения или снижения на конкретном предприятии; проверку экономической целесообразности дальнейшего снижения трудовых затрат на единицу продукции при проведении тех или иных мероприятий. Первая группа задач связана с условиями конкуренции на рынке, необходимостью противостоять конкуренту по уровню затрат труда с соблюдением качества производимого товара. Решение второй группы задач определяется уровнем спроса на создаваемую продукцию по цене и качеству.
Для успешной реализации основных задач системы нормирования труда на предприятии рекомендуется провести:
- оценку фактического состояния нормирования труда по основным показателям и деятельности службы по труду;
- выбор наиболее рациональных форм и систем управления нормированием труда в зависимости от масштаба и организационной структуры предприятия и других факторов;
- анализ охвата нормированием труда различных категорий работников и возможностей расширения сферы нормирования труда в целях определения степени загруженности каждого работника, его вклада в общий результат;
- анализ качества действующих норм затрат труда в целом по предприятию и на каждом рабочем месте с учетом степени их напряженности;
- изучение имеющихся методических рекомендаций и нормативно-информационных материалов, применяемых для измерения затрат рабочего времени и установления оптимальных затрат труда (по времени и численности);
- оценку эффективности использования компьютерных технологий для нормирования и проектирования трудовых процессов.
Рассматривая вопросы разработки и внедрения системы нормирования труда на современных российских предприятиях, можно сослаться на опыт западных компаний, где создаются программы по нормированию труда, представляющие собой взаимоувязанные мероприятия, направленные на максимальное использование трудового потенциала всех работников путем расширения сферы нормирования, обеспечения высокого качества норм и нормативов, поддерживая их на необходимом уровне.
Формирование и реализация целевых программ нормирования труда обычно проходит несколько этапов. На первом этапе осуществляется финансово-экономическое обоснование проекта целевой программы нормирования. Данный этап предполагает изучение производственных процессов, возможности их совершенствования, оценку вводимых систем нормирования труда, расчет экономии от их использования и соотнесение ее с соответствующими расходами. Основным оценочным показателем является размер прибыли на единицу затрат. Второй этап предполагает планирование комплекса и очередности работ по созданию и реализации программы нормирования. На этом этапе определяются категории работников, труд которых подлежит нормированию, а также наиболее эффективные и рациональные методы и способы определения затрат труда, возможности использования автоматизированных систем проектирования и нормирования труда применительно к решению поставленных задач, рассчитывается смета на их приобретение. Реализация программ нормирования предполагается осуществить на третьем этапе. Значительную роль на здесь должны играть службы нормирования. Целью является установление равнонапряженных норм времени на одни и те же виды работ, функций и создание единой нормативно-информационной базы, которая позволяет эффективнее решать весь комплекс производственных, коммерческих и социальных вопросов корпоративного уровня.
Реализация мероприятий в рамках целевой программы нормирования труда предполагает также разработку единой стандартной формы отчетности и документации с учетом существующей классификации норм трудовых затрат.
Список использованной литературы:
1. Трудовой кодекс РФ
2. Волгина Н.А. Экономика труда, - Минск: Экзамен, 2012.-192с.
3. В.В. Сороченко, Бычин В. Б., Шубенкова Е.В., Малинин Организация и нормирование труда: Учебное пособие / С.В./ М-ИНФРА-М, 2009. - 193 с.
4. Нормы труда / Под ред. Касьяновой Г.Ю. - М-АБАК, 2011.-304с.
5. Сиротина Т.П. Экономика и статистика предприятия. 2011.-27с.
6. Лутохина Э.А. Трудовая активность и заработная плата/ Минск: Наука и техника, 2010, 67с.
7. Маенская М. Зарубежный опыт совершенствования системы нормирования труда в строительстве / М.Маенская // Сметная практика. - 2011. - выпуск 6. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //its.grandsmeta.ru/estimate/41/
© А.Н.Савичева, 2015
УДК 330.1
С.С. Саркисян, Студент 2 курса Факультет «Налоги и налогообложение» Кубанский Государственный Аграрный Университет, г. Краснодар, РФ
Н.В. Ерёмина
Старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета Кубанский Государственный Аграрный Университет, г. Краснодар, РФ
УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Аннотация:
В данной статье раскрываются особенности социального страхования, их преимущества и недостатки. Рассматриваются принципы и источники социального страхования.
Ключевые слова:
Социальное страхование, страховые взносы, принципы социального страхования.
Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством.[1]
Основные принципы обязательного социального страхования :
- устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
-государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
-обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
-ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
-обеспечение надзора и общественного контроля;
-автономность финансовой системы обязательного социального страхования.[4]
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.
Обязательное социальное страхование проводят страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.[2]
Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.
Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования: