Научная статья на тему 'Инновационное финансирование отдельных видов операциий на примере факторингового обслуживания торговой отрасли'

Инновационное финансирование отдельных видов операциий на примере факторингового обслуживания торговой отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатова А. О.

В международной практике факторинг может рассматриваться как простое финансирование дебиторской задолженности поставщика без дополнительных услуг – когда речь идет об учете счетов-фактур ( invoice discounting ), либо как полный набор услуг по финансированию и администрированию дебиторской задолженности ( full factoring ). В классическом понимании факторинг – это комплексная услуга, предусматривающая возможность управления рисками, обслуживание дебиторской задолженности, изучение платежеспособности дебитора, оказание коллекторских и других сопряженных с этим финансовых услуг. Во многом именно комплексный характер факторинга раскрывает его преимущества перед другими схожими инструментами финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное финансирование отдельных видов операциий на примере факторингового обслуживания торговой отрасли»

целях создания стоимости. Для оценки эффективности реализации концепции управления взаимоотношениями с клиентами (как частный случай -для оценки эффективности использования информационной системы CRM) недостаточно только финансовых критериев; необходимо сочетать финансовые и нефинансовые критерии; систему оценки нефинансовых критериев необходимо разрабатывать во взаимосвязи с корпоративной стратегией и ее составляющими.

Список литературы:

1. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007.

2. Козлов Д.А. Автоматизация гостиничного предприятия. Micros Fidelio Front Office 7.0. - М.: Изд-во Рос экон. акад., 2004.

3. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг, гостеприимство, туризм. - ЮНИТИ, 2005.

4. Кудинов А., Сорокин М., Голышева Е. CRM. Практика эффективного бизнеса. - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2012.

5. Лайко М.Ю., Нощенко О.Ю. Рынок российской индустрии гостеприимства. - М.: Изд-во Рос экон. акад., 2004.

6. Лайко М.Ю., Сорокина Т.В. Стратегическое управление ресторанно-гостиничным комплексом. - М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В .Плеханова», 2011.

7. Милорадов К.А. Информационные технологии как фактор повышения эффективности деятельности гостиничного предприятия // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития: сборник материалов I Международной научно-практической конференции / Под общ. редакцией С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ 2011. - С. 233-236.

ИННОВАЦИОННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ОПЕРАЦИИЙ НА ПРИМЕРЕ ФАКТОРИНГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ

© Солдатова А.О.*

Leasing Virtual Club, г. Москва

В международной практике факторинг может рассматриваться как простое финансирование дебиторской задолженности поставщика без дополнительных услуг - когда речь идет об учете счетов-фактур (invoi-

* Заместитель главного редактора журнала «Лизинг ревю», кандидат экономических наук.

ce discounting), либо как полный набор услуг по финансированию и администрированию дебиторской задолженности (full factoring). В классическом понимании факторинг - это комплексная услуга, предусматривающая возможность управления рисками, обслуживание дебиторской задолженности, изучение платежеспособности дебитора, оказание коллекторских и других сопряженных с этим финансовых услуг. Во многом именно комплексный характер факторинга раскрывает его преимущества перед другими схожими инструментами финансирования.

Факторинг представляет собой разновидность комиссионно-посреднической операции, сочетающей в себе кредитование клиента-поставщика с переуступкой им банку или другому финансовому посреднику неоплаченных платежных требований (счетов-фактур) за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги, а также права получения платежа по ним.

В российском законе факторинг определен как финансирование под уступку денежного требования (Глава 43 ГК РФ). По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование (п. 1 ст. 824 ГК РФ).

Факторинг (Factoring - посредничество, factor в переводе с английского -посредник, торговый агент) как инструмент современного финансового посредничества возник как одна из форм торгового кредитования, истоки которой одни исследователи обнаруживают еще в 4 тысячелетии до н.э. в эпоху царя Хаммурапи и во времена Римской Империи. Другие считают факторинг проявлением современного капиталистического права, указывая на то, что он возник лишь в 30-х гг. прошлого века в США. Сторонники компромиссных взглядов описывают факторинг как явление, возникшее в результате трансформации средневекового английского института торгового посредничества, который в результате адаптации к американским условиям бизнеса приобрел свойственным ему специфические черты.

Родоначальником современного факторинга является Великобритания, которая и по сей день остается ведущим центром мирового факторинга. Созданная именно в Англии в середине XVII века специализированная компания - House of Factors («Факторский Дом») начала первой проводить операции факторинга. С бурным развитием текстильной промышленности в стране торговцы могли применять его в своей деятельности. Этим впоследствии стали пользоваться многие крупные европейские торговые дома.

Исторический прорыв факторинг получил в эпоху колонизации, проводившейся европейскими странами. Это период расцвета средневековой торговли (XIV-XVII вв.). Из метрополий экспортировались в колонии промыш-

ленные товары, а факторы выполняли функции дистрибьютора поставляемых в колонию товаров. В колониях имелись свои представительства, возглавляемые факторами как торговыми посредниками по сбыту товаров на незнакомых иностранным производителям рынках. Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, получения выручки, а также сбора авансов в счет будущих поставок товаров.

На сегодняшний день факторинг продолжает преобладать в финансировании торговых сделок, на долю которых приходится до 80 % в общем объеме мирового факторинга. Доля европейских стран превышает 70 % от общего оборота факторинга, а среди европейских стран 20 % сохраняет за собой Великобритания, где наиболее активно факторинг по-прежнему применяется именно в текстильной промышленности (20 % в отраслевой структуре факторинга). Как инструмент торгового финансирования факторинг занимает в показателях макроэкономической статистики. В среднем по Европе оборот факторинга составляет 6 % от ВВП. В ряде стран Средиземноморского бассейна этот показатель достигает 15-20 %.

В настоящее время факторинг широко используется в коммерческой практике как способ дополнительного финансирования и обеспечения. Он активно применяется в фармацевтической отрасли, при продаже канцелярских товаров, поставках продуктов питания и товаров народного потребления ведущим розничным сетям. Среди всемирно известных компаний, для которых факторинговое обслуживание служило поддержкой на всех этапах своего развития, Acer (компьютерная техника, Тайвань); Parmalat (продукты питания, Италия); Lewis Global Toys (товары для детей, США).

В основе факторинга лежит уступка продавцом (клиентом фактора) денежных требований по предоставленным покупателю (должнику) на условиях отсрочки платежа товарам, работам или услугам с целью получения немедленной оплаты стоимости поставки. Немедленно фактором выплачивается большая часть поставки, остальная часть (за вычетом процента за кредит) выплачивается по завершении сделки. Фактор, выступающий в качестве фирмы-посредника, за определенную плату получает от предприятия право на взыскание и зачисление на собственный счет причитающихся ему от покупателей денежных средств. Одновременно посредник обеспечивает финансирование клиента, фактически кредитуя его на сумму поставки, а также принимает на себя кредитный и валютный риск клиента в зависимости от вида факторинга.

На практике схема факторинга работает следующим образом (рис. 1). Поставщик (продавец) поставляет товар покупателю на условиях отсрочки платежа. После этого передает отгрузочные документы фактору (факторинговой компании или банку). Это могут быть накладные, счета фактуры, дру-

гие товарораспорядительные документы. Одновременно поставщик уступает фактору права на получение оплаты от покупателя за поставленный товар. На основе предоставленных документов посредник предоставляет поставщику финансирование в объеме от 70-90 % от суммы поставки (или поставок), указанной в накладной. Как правило, финансирование открывается в пользу поставщика в течение 2-3 дней с момента принятия фактором решения о финансировании. По окончании срока отсрочки покупатель оплачивает поставленный товар, направляя платеж в пользу фактора. Фактор выплачивает поставщику оставшуюся часть (10-30 %) за вычетом комиссии. В практике факторинговых компаний первая часть, уплачиваемая фактором поставщику, обычно носит название аванса или предоплаты, оставшаяся часть - резерв, которая выполняет функцию страхования фактора от риска неплатежа покупателя.

Рис. 1. Базовая схема факторинга

В зависимости от условий договора факторинга кредитный риск в полном объеме может принимать на себя фактор (безрегрессный факторинг) или поставщик (факторинг с регрессом). В последнем случае в договоре предусмотрено условие регресса - право обратного требования фактора к поставщику при неоплате дебитором стоимости поставки по истечении определенного срока (льготный период), указанного в договоре по истечении определенного срока (льготный период), указанного в договоре. Удельный вес факторинга без регресса в общем объеме факторинговых услуг, предоставляемых западными компаниями, составляет примерно 30-40 %. В России абсолютное большинство (порядка 90 %) участников факторинговых сделок применяют схему факторинга с регрессом.

Факторинговое обслуживание включает в себя управление и администрирование дебиторской задолженностью, в т.ч. контроль своевременности оплаты поставок дебиторами, работу с дебиторами при задержке платежей, учет текущего состояния дебиторской задолженности и ряд других услуг.

Для того, чтобы получить финансирование по схеме факторинга не требуется открывать расчетный счет в компании / банке-факторе. Деньги от дебиторов поступают на транзитный счет банка, который открывается компании.

Для осуществления операций по финансированию под уступку денежных требований в обязательном порядке должны быть заключены два дого-

вора: договор клиента и должника на поставку товара, выполнение услуг, и договор на финансирование под уступку денежного требования (договор факторинга), заключенный между клиентом и финансовым агентом. Договор о факторинговом обслуживании может быть заключен как сразу после отгрузки товара (оказания услуги), а также спустя некоторое время, в соответствии с тем, как указано в договоре.

В договоре факторинга определяются положения, регламентирующие порядок и условия исполнения взаимных обязательств финансовым агентом и клиентом, в т.ч. порядок и условия передачи прав требования, условия финансирования: сроки и порядок передачи денежных средств, условия возврата, размер компенсационного вознаграждения фактору, условия расторжения договора, ответственность каждой из сторон в случае невыполнения взятых на себя обязательств.

Факторинг - инструмент, зарекомендовавший себя применительно к производственным и торговым компаниям, которые осуществляют оптовые продажи в корпоративном секторе (Ъште&ч,-(о-Ъш,те&ч') на условиях отсрочки платежа. Он интересен компаниям, имеющим договор с дебитором на регулярные поставки (не реже, чем раз в три месяца). Поставки в адрес покупателей должны осуществляться по бессрочному или долгосрочному договору в течение длительного времени (год и более), с оплатой по безналичному расчету и на условии отсрочки платежа, которая не должна превышать 120180 дней. Сейчас отсрочка платежа, превышающая срок годности поставляемой в сети продукции в 5-7 раз, заставляет поставщиков активно использовать факторинг. Поэтому факторинг, как правило, неприменим для разовых сделок. На факторинговое обслуживание принимаются компании, существующие более одного года, ведущие безубыточную деятельность, с положительной платежной дисциплиной и не аффилированные с дебиторами.

Мировой опыт свидетельствует о том, что факторинг оказывается по-своему выгодным всем участникам сделки. Для покупателя это товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3-х месяцев), ускорение оборачиваемости средств и как следствие рост объема закупок. Для поставщика - это увеличение объема продаж и краткосрочный кредит размером до 90 % от стоимости поставки. Выгода фактора - это доход от посреднической услуги (доход по кредиту и комиссионное вознаграждение за предоставление факторинговой услуги).

Список литературы:

1. Покаместов И.Е., Леднев М. В. Организация факторингового бизнеса: от принятия решения до выстраивания стратегии продаж // Организация продаж банковских продуктов. - 2007. - № 1.

2. Солдатова А.О. Факторинг - альтернативное финансирование лизинговых операций // Управление в финансами и рисками в лизинговой компании. -2009. - № 2.

3. Сухов Д.А. Факторинговые операции: сущность, бухгалтерский учет, налогообложение // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2003. - № 4.

4. Трейвиш М.И. Управление ликвидностью при товарном кредитовании: роль и место факторинга // Аудит и финансовый анализ. - 1999. - № 4.

ИННОВАЦИОННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

© Тейванов С.В.*

Краснодарский филиал Российского государственного торгово-экономического университета, г. Красндар

Для успешного продвижения ресторана на рынке, чрезвычайно важно регулярно проводить изучение внутренней и внешней среды, проводить мониторинг и маркетинговые исследования. Несмотря на кажущуюся аналогичность заведений общественной питания, для каждого из них, как и для каждого определенного сегмента потребителей предприятий индустрии питания, необходим свой оригинальный подход, своя стратегия и своя «изюминка», что впоследствии скажется на успешном развитии и высоком ресторанном рейтинге.

На формирование спроса в ресторане может повлиять многое: характер подачи блюд, приглашенные иностранные повара, какие-либо акции ресторана др. Остановимся на инновационных маркетинговых приемах, позволяющих рестораторам или начинающим бизнесменам этой отрасли сделать визит в кафе, ресторан или бар его гостям интересным и запоминающимся на долгий период.

1. Концепция. Модное нынче слово «концепция» часто понимают неправильно. Концепция - это не просто «демократичный ресторан национальной кухни» или «гастрономический ресторан», а целая система, сочетающая и себе нее составляющие части будущего заведения. Разработать детальную концепцию ресторана - значит сформировать целостное представление о взаимодействии всех компонентов: расположения, кухни, гостей, интерьера, ценовой политики, официантов и прочего. Оформленная концепция - половина успеха. Ясное понимание того, что именно и для кого будет работать кафе или ресторан, является тем фундаментом, без которого невозможно построить успешное заведение. Ниже приведены аспекты, которые необходимо учесть, разрабатывая концепцию будущего ресторана.

* Доцент кафедры Коммерции и маркетинга, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.