Научная статья на тему 'Ценообразование в операциях факторинга'

Ценообразование в операциях факторинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатова А.О.

Факторинг представляет собой разновидность комиссионно-посред­нической операции, сочетающей в себе кредитование клиента-постав­щика с переуступкой им банку или другому финансовому посреднику неоплаченных платежных требований (счетов-фактур) за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги, а также права получения платежа по ним. С экономической точки зрения под факторингом понимается продажа срочных платежных требований, возникающих из поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе прав требования возврата выданных кредитов. Иными словами, имеет место продажа недокументированной (не закрепленной в ценной бумаге) дебиторской задолженности. С правовой точки зрения факторинг представляет собой сделку, означающую уступку прав требования, а в части осуществления денежных расчетов факторинг фактически не отличается от договора уступки требования (цессия) [4]. С финансово-экономиче­ской точки зрения факторинг – это финансирование клиентов под уступку ими денежных требований к должникам (счетов-фактур).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценообразование в операциях факторинга»

Список литературы:

1. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование: учеб. пособие (Гриф МО РФ). - М.: Инфра-М, 2005.

2. Цены и ценообразование: учебник / Под ред. В.Е. Есипова. - СПб.: Питер, 2004.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОПЕРАЦИЯХ ФАКТОРИНГА

© Солдатова А.О.*

Журнал «Лизинг ревю», г. Москва

Факторинг представляет собой разновидность комиссионно-посреднической операции, сочетающей в себе кредитование клиента-поставщика с переуступкой им банку или другому финансовому посреднику неоплаченных платежных требований (счетов-фактур) за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги, а также права получения платежа по ним. С экономической точки зрения под факторингом понимается продажа срочных платежных требований, возникающих из поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), в том числе прав требования возврата выданных кредитов. Иными словами, имеет место продажа недокументированной (не закрепленной в ценной бумаге) дебиторской задолженности. С правовой точки зрения факторинг представляет собой сделку, означающую уступку прав требования, а в части осуществления денежных расчетов факторинг фактически не отличается от договора уступки требования (цессия)1. С финансово-экономической точки зрения факторинг - это финансирование клиентов под уступку ими денежных требований к должникам (счетов-фактур).

В российском законе факторинг определен как финансирование под уступку денежного требования (Глава 43 ГК РФ). По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование (п. 1 ст. 824 ГК РФ).

Существенный минус факторинга как инструмента финансирования -это дороговизна данного канала привлечения средств. В настоящее время факторинговая комиссия достигает 3 % от суммы уступленного денежного

* Заместитель главного редактора, кандидат экономических наук.

1 Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона (п. 1, ст. 328).

требования. В зависимости от срока оборачиваемости дебиторской задолженности эта комиссия при пересчете поднимается до 20-30 % годовых. Кроме того, факторинговые компании ежедневно начисляют проценты, которые зависят от суммы предварительного платежа.

Специализированные факторинговые компании и банки, предоставляющие услуги факторинга, могут вкладывать совершенно разный смысл в само понятие факторинговой услуги и соответствующим образом формировать набор ее компонентов. Отсюда и разная база для расчета комиссии. Поэтому использовать комиссию факторинговых услуг как базу для сравнения - некорректно. Она может быть как выше, так и ниже рынка, а это заведомо означало бы смещенную оценку привлекательности. Для эффективной ставки не существует единого алгоритма расчета. Приблизительную оценку стоимости факторинговой услуги в конкретной компании можно сделать на основании суммы комиссий факторинговых компаний. Число этих комиссий в среднем варьирует в пределах трех-четырех (хотя у некоторых компаний их может быть всего две).

В самом общем виде стоимость услуги факторинга складывается из платы за финансирование (зависит от стоимости денежных ресурсов) и комиссии за факторинговое обслуживание каждой поставки. С учетом всех входящих элементов структуру вознаграждения за оказание факторинговых услуг можно представить следующим образом:

1. Фиксированный сбор за обработку документов по поставке (от 50 до 500 рублей за один документ). Учитывая, что документарное сопровождение одного дебитора по одной сделке может включать в себя десятки документов, в итоге получается значительная сумма. Поэтому в последнее время компании все чаще отказываются от этой части комиссии.

2. Стоимость кредитных ресурсов, необходимых для финансирования поставщика. Процентная ставка рассчитывается ежедневно и составляет от 1,5 % до 3 % сверх базовой ставки кредита. Эти ставки сравнимы со ставками по овердрафту или краткосрочными банковскими кредитами, и в ряде случаев оказываются более выгодными для поставщика. Сегодня стоимость средств, предоставляемых факторам своим клиентам, варьирует в пределах от 20 до 25 % годовых в рублях от объема сделки. Определяющее значение в цене факторинга имеет разница в цене покупки кредитных ресурсов на рынке. Как правило, банкам финансирование получается привлечь дешевле, чем специализированным факторинговым компаниям. В регионах стоимость финансирования оказывается, как правило, выше и стремится к верхнему цифровому значению. Поставщики, осуществляющие регулярные отгрузки больших объемов продукции в несколько федеральных и региональных сетей, наоборот, могут финансироваться по ставкам ниже 20 %. Комиссия за предоставление денежных средств уменьшается по мере увеличения оборота по факторинговому счету.

3. Комиссия за факторинговое обслуживание1, которая в практике российских факторинговых компаний может называться по-разному: комиссия за факторинг, за факторинговое обслуживание, за сервис. По существу у всех факторов это обозначает одно: процент от номинальной стоимости уступаемой дебиторской задолженности. В большинстве стран комиссия за обслуживание устанавливается в процентах от суммы счета фактуры, зависит от оборота компании, объема счетов и числа дебиторов и составляет в среднем от 0,5 до 3 % от оборота при полном обслуживании (full service). При наличии права регресса стоимость обслуживания на порядок (0,5-1 %) ниже. Комиссия за факторинговое обслуживание уменьшается при сокращении срока использования средств и снижении риска поставщика и дебитора. С ростом объема сделки сумма комиссии будет расти соответственно.

Факторинговое обслуживание включает в себя управление и администрирование дебиторской задолженностью, в т.ч. следующие виды услуг: контроль своевременности оплаты поставок дебиторами; работа с дебиторами при задержке платежей; учет текущего состояния дебиторской задолженности; предоставление поставщику отчетов; установление и регулярный пересмотр лимитов; контроль лимитов; покрытие ряда рисков; поддержание определенного уровня ликвидности, обеспечивающего возможность финансирования продавца в любой момент времени.

4. Абонентская плата. Взимается в виде фиксированного платежа раз в месяц в зависимости от размера лимита факторинга. В конце каждого месяца банк (фаторинговая компания) подсчитывает причитающиеся ему комиссионные проценты, а также выявляет остаток неинкассированных фактур, на который выписывается счет и передается клиенту. В России данный вид комиссии практически не применяется. В США банки, покупающие право на взыскание долга, получают вознаграждение в виде комиссионных за услуги плюс ссудный процент с ежедневного остатка, выплаченного клиенту аванса против инкассированных счетов. Процент взимается со дня выдачи аванса до дня погашения задолженности. Комиссионные зависят от торгового оборота клиента, степени риска и объема необходимой работы. На степень риска, принимаемого на себя банками, оказывает влияние и платежеспособность должников клиента. Объем конторской работы связан при данном торговом обороте в основном со средней величиной фактурных сумм.

В большинстве случаев фактор старается включить в комиссию за обслуживание стоимость всех выполняемых им функций за исключением финансирования. Однако в некоторых случаях могут взиматься дополнительные комиссии, например при экспортных операциях банк дополнительно берет с клиента комиссию за сбор платежных поручений или за конвертацию валюты. Если род деятельности клиента заставляет его часто открывать новые счета или менять условия сделки и количество таких изменений не

1 В английском языке - это service fee или administration charge.

соотносится с объемом оборота, который он передает на факторинг, то фактор может брать дополнительную комиссию за открытие счетов или пересмотр условий сделки. Однако важно отметить, что не всегда фактор включает в состав комиссии за обслуживание стоимость всех своих услуг. Обычно клиентом при факторинге с регрессом дополнительно оплачиваются услуги фактора по взысканию просроченного долга с дебиторов.

Ставку по факторингу невозможно просчитать в процентах годовых, т.к. она состоит из трех (четырех) частей, две из которых взимаются единовременно вне зависимости от срока использования денег. Поэтому комиссию по факторингу, как правило, сравнивают не со стоимостью кредита, а с наценкой на продаваемую продукцию. Поэтому вознаграждение по факторингу удобнее считать не в процентах годовых, а в процентах от стоимости поставки. На стоимость факторинга влияют следующие параметры:

- Размер предоставляемого финансирования (70-90 % от стоимости поставки). Поскольку риск неплатежа по счетам несет сам фактор, он, как правило, сразу выплачивает лишь часть суммы (аванс), которая составляет 70-90 % от общей суммы счетов, а остальную часть (резерв) будет возвращена после погашения дебитором всей суммы долга. Зарубежный и отечественный опыт свидетельствуют о том, что факторинговая компания (фактор) сама взыскивает долг с плательщика на правах нового кредитора.

- Максимальный срок отсрочки платежа (от 14 до 180 дней). Чем длиннее отсрочка платежа, тем выше ставка. Для факторинга с регрессом применяется т.н. льготный период (grace period) - промежуток времени с момента окончания отсрочки платежа, предоставленной клиентом дебитору, до момента наступления регрессного требования со стороны фактора к поставщику. Это своего рода отсрочка фактора по отношению к поставщику. Как правило, он составляет от двух неделей до 30 дней.

- Количество дебиторов, переданных на факторинговое обслуживание. Не существует ограничений по количеству передаваемых дебиторов. Однако общее правило говорит о том, что чем больше количество покупателей, тем ниже ставка. Есть ограничение по максимальной доле одного дебитора в общем объеме уступленной дебиторской задолженности. Оптимальное значение для данного показателя - 15 %, но для каждого клиента значение устанавливается индивидуально.

Снизить затраты на факторинг можно сократив срок отсрочки платежа, уменьшив размер запрашиваемого финансирования и величину авансового платежа соответственно, передавав на факторинг большее количество покупателей. Поставщик может вообще не платить за факторинг, включать стоимость факторинговой услуги в отпускную цену товара. В этом случае комиссию фактору будут оплачивать дебиторы. Это будет ничем иным как процен-

тами за товарный кредит, предоставляемый поставщиком покупателям в виде отсрочки платежа. Обязательным требованием большинства компаний помимо условия отсрочки платежа и лимита финансирования служит оговорка о регулярном характере поставок между клиентом и покупателем.

На практике существует и ряд количественных ограничений. Для ведения факторинговых операций банк устанавливает предельные суммы (лимиты). Во-первых, факторинговые компании устанавливают максимальную сумму по операциям факторинга, в пределах которой поставщиком может производится поставка товара или оказание услуги. Величина рассчитывается в процентах от оборота компании и в среднем варьирует в диапазоне от 20 до 30 %. Лимит может быть и фиксированным, но это встречается реже. Во-вторых, это минимальный объем финансирования, который компания готова предоставить в рамках факторинговой сделки. Установление подобного ограничения обусловлено трудоемкостью обслуживания задолженности. Стоимость обслуживания может сказаться на рентабельности предприятия. При прочих равных условиях работа с меньшими объемами является для компании нецелесообразной.

В целом, подводя итог вышесказанному можно заключить, что более высокая стоимость факторинга по сравнению с традиционным банковским кредитом является именно одним из основных тормозящих факторов в его развитии. Средние ставки превышают среднегодовые ставки по услугам банковского кредитования на 4-12 % годовых. Однако в реальности ставки по операциям факторинга определяются не только размером бизнеса клиента и качеством уступаемой задолженности, но во многом зависят от комплекса вмененных в предоставляемую услугу дополнительных опций, которые делают операцию на порядок, другой дороже.

Список литературы:

1. Голикова Е.И. Факторинг: актуальные вопросы права, учета и налогообложения. - М.: Вершина, 2008.

2. Лаврик М.Ю. «Работа с клиентами в процессе факторингового обслуживания» // Банковское дело - 2005. - № 2.

3. Омельченко В.В. Бухгалтерский учет факторинговых операций кредитных организаций // Методический журнал «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке». - 2004. - № 9.

4. Орехов С.А., Афонин В.В., Леонтьев С.В. Факторинг: управление корпоративными финансами. - М.: Спутник+, 2001.

5. Покаместов И.Е. Факторинг: учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум // Московский государственный университет экономики, статистики и информатики: учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум. - М.: МЭСИ, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.