Научная статья на тему 'Инновационно ориентированная система профессионального образования как условие подготовки специалистов'

Инновационно ориентированная система профессионального образования как условие подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ВИДЫ ИННОВАЦИЙ / КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИОННЫЙ ЦИКЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ИННОВАЦИОННО-НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОНАЯ ПЕАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ИННОВАЦИОНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / INNOVATION / KINDS OF INNOVATION / CLASSIFICATION OF INNOVATION / INNOVATION CYCLE / INNOVATION PROCESS / INNOVATION POTENTIAL / INNOVATION PROJECT / INNOVATION EDUCATIONAL PROJECT / INNOVATION SCIENTIFIC PROJECT / INNOVATION ACTIVITY / INNOVATION STRUCTURE / INNOVATION EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюк С. Г.

В статье предложены материалы, обосновывающие понимание инновационно ориентированной системы профессионального образования; осуществлён анализ основных понятий по изучаемой проблеме; определена сущность ключевых понятий проблемы подготовки инновационно компетентного специалиста; сформулированы общие и частные инновационные компетенции специалиста; предложены модели и структуры, направленные на создание условий для подготовки в вузе специалистов для инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION ORIENTED SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION AS TERMS OF SPECIALISTS TRAINING

The paper provides materials giving basics of the notion of innovation oriented system of professional education; it analyses major concepts on the problem under consideration; it defines the key notions of the problem of training an innovationally competent specialist; it offers models and structures aimed at providing conditions for training an innovation economy worker at a higher academic organization.

Текст научной работы на тему «Инновационно ориентированная система профессионального образования как условие подготовки специалистов»

- для институтов и приравненных к ним учебных заведений - специалист, магистр;

В качестве примера можно привести градацию высших учебных заведений Германии:

- Hochschule и Fachhochschult - готовят специалистов, срок обучения 4 года,

- Universitet и Technische Universitet - студенты занимаются чисто научной деятельностью, им присваиваются академические степени - магистр, доктор, звание доцента и др.

В Италии самая верхняя - третья - ступень высшего образования, именуемая Corsi di Dottrato di Ricerca, DR Corsi di Perfizionamento, Scuole di Specializzaione, готовит специалистов и докторов. Лишь первая ступень высшего образования готовит бакалавров в течение трех лет.

Таким образом, европейская система обучения позволяет студенту получить в государственных образовательных учреждениях диплом специалиста, бакалавра, академическую степень магистра, доктора и другие выпускные квалификации выпускников.

Напрашивается вывод: активное продвижение реформ образования в России при всей адекватности развития европейского и российского мирововоззрения на образовательные процессы вызывает определенное недоверие в способах реализации этих реформ. Полагаем, что среда обитания российского образования не является благоприятной для безусловного внедрения идей западных систем образования в силу масштабных разрывов по территории культивирования знаний, отсутствия или слабого обеспечения центров образования учебными принадлежностями и образовательной литературой, а также недостаточного бюджетного финансирования на обозримый период.

Другое направление инноваций в образова-

нии формируется новой политикой государства по переходу университетов на самофинансирование путем создания хозяйственных обществ на базе образовательного учреждения и коммерциализации образовательных процессов.

Стремительность изменений в университете, на наш взгляд, в корне может принизить его статус, помешать естественному развитию высшего образования путем чрезмерного администрирования процессов реформации и не позволит на практике выявить преимущества и недостатки нововведений.

На данный период времени власть, определяющая политику в сфере образования, не выработала концептуальные положения оптимального образовательного процесса в России. Поэтому отказываться от подготовки специалистов в условиях коммерциализации вузов преждевременно. Мы исходим из того, что наиболее эффективным способом создания нового образования является технология традиционного обучения с использованием некоторых преимуществ Болонской системы на основе в основном государственного финансирования.

1. Лебедев А. В. Перипатетическая школа // Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2000.

2. Федеральная целевая программа развития образования на 20062010 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 № 803; в редакции от 05.05.2007).

3. Информационный бюллетень № 3 от 10.03.2011 ГУЦЗН Центра города Кемерово.

4. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ.

5. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22.08.1996 (ред. от 03.12.2011) с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.02.2012.

6. Текст Болонской декларации (Версия для печати) [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://iic.dgtu.donetsk.ua/russian/ovs/bologna.html.

УДК / UDC С. Г. Костюк. кандидат технических наук, директор филиала Кузбасского

377 государственного технического университета, Россия, Кемеровская

область, г. Прокопьевск, kuzstu@rambler.ru

Svetlana Kostyuk, PhD in Technical sciences, head of Prokopyevsk branch of Kuzbass State Technical University, Russia, Kemerovo region, Prokopyevsk, kuzstu@rambler.ru

ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

innovation oriented system of professional education as terms of specialists training

В статье предложены материалы, обосновы- ванной системы профессионального образо-вающие понимание инновационно ориентиро- вания; осуществлен анализ основных понятий

по изучаемой проблеме; определена сущность ключевых понятий проблемы подготовки инновационно компетентного специалиста; сформулированы общие и частные инновационные компетенции специалиста; предложены модели и структуры, направленные на создание условий для подготовки в вузе специалистов для инновационной экономики.

The paper provides materials giving basics of the notion of innovation oriented system of professional education; it analyses major concepts on the problem under consideration; it defines the key notions of the problem of training an innovationally competent specialist; it offers models and structures aimed at providing conditions for training an innovation economy worker at a higher academic organization.

Ключевые слова: инновация, виды инноваций, классификация инноваций, инновационный цикл, инновационный процесс, инновационный потенциал, инновационный проект, инновационный образовательный проект, инновационнонаучный проект, инновационная деятельность, инновационая пеагогическая деятельность, инновационная структура, инновационо-образо-вательная среда.

Keywords: innovation, kinds of innovation, classification of innovation, innovation cycle, innovation process, innovation potential, innovation project, innovation educational project, innovation scientific project, innovation activity, innovation structure, innovation educational environment.

Для разработки концепции интегративно-компетентностного подхода к подготовке горных инженеров для инновационной экономики необходимо определиться прежде всего с основными условиями в системе высшего профессионального образования, необходимыми для подготовки инновационно компетентных специалистов. В качестве одного из основных условий необходимо считать создание инновационно ориентированной системы профессионального образования.

Для определения сущности инновационно ориентированной системы профессионального образования (ИОСПО] важно рассмотреть некоторые базовые понятия: инновация, виды инноваций, классификация инноваций, инновационный цикл, инновационный процесс, инновационный потенциал, инновационный проект, инновационный образовательный проект, инновационно-научный проект, инновационная деятельность, инновационая пеагогическая деятельность, инновационная структура, иннова-

ционо-образовательная среда и др.

В соответствии с Федеральным законом «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» (1999 г.) и международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (продуктовая инновация), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (процессная инновация) [8]. От новшества инновации отличаются наличием такого сочетания свойств, как новизна, практическая применимость (полезность) и (потенциальная) коммерческая реализуемость.

Исходя из того, что продуктом деятельности инновационно компетентного горного инженера должна быть прежде всего техническая инновация, мы определяемся, что технические инновации включают новые технические объекты и системы, новые технологии в сфере производства. Выделяют продуктовые и процессные технические инновации, которые делятся на принципиально новые и улучшающие. Принципиально новым считается продукт, технические характеристики или область использования которого существенно отличается от имеющихся. Его выпуск может быть основан на использовании принципиально новых технологий, применении существующих технологий в новых областях или использовании новых знаний. К принципиально новым процессным инновациям относятся исключительно новые методы производства, реализованные на основе использования новых знаний. Улучшающая продуктовая инновация

- это результат модернизации выпускавшейся ранее продукции, приведший к существенному улучшению ее характеристик. Улучшающие процессные инновации - это либо применение новых технологий, связанное с заменой существующего производственного оборудования; либо применение новой организации производства; либо и то, и другое одновременно [2] .

В связи с тем, что создание инновационно ориентированной системы профессионального образования предполагает наличие ннова-ционной среды и инновационного характера образования, использование инновационных технологий обучения, важно определиться с понятием «педагогическая инновация». Педагогическая инновация рассматривается как результат инновационной деятельности в области педагогики (новые цели, содержание, методы, технологии, формы, средства обучения и воспитания, новые способы организации совместной

деятельности обучающего и обучающегося] [11, 13 и др.].

В связи с тем, что организационные инновации оказывают влияние на развитие педагогических инноваций, необходимо определиться также с понятием «организационные инновации», которые понимаются как новые организационные структуры и институциональные формы в области науки, образования и производства [7].

Организационные инновации являются важнейшим фактором эффективной реализации педагогических инноваций и развития всей образовательной системы [4 и др.].

Разработка организационных инноваций и их активная реализация - основной путь повышения эффективности подготовки специалистов к инновационной деятельности [1 и др.].

Инновационный процесс представляет собой процесс последовательного проведения работ по преобразованию новшества в продукцию и введение ее на рынок для коммерческого применения [7, 10].

В общем виде инновационный процесс - это получение и коммерциализация изобретения, новых технологий, видов продуктов и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности. Содержательная сторона разработки и выведения на рынок технических инноваций широко освещена в соответствующей литературе по маркетингу, инновационному менеджменту, организации производства, управлению финансами и не требует, на наш взгляд, дополнительного обсуждения [5, 9 и др.].

Для построения моделей подготовки к различным формам инновационной деятельности необходимо провести анализ особенностей каждого этапа инновационного процесса.

Каждый этап инновационного процесса предполагает получение результата:

- этап зарождения идеи - научно-технические идеи, научные публикации, патенты и др.;

- предварительная экспертиза и бизнес-планирование - обоснованный вывод о востребованности инновационной продукции рынком, финансовое обоснование инвестирования в разработку инновационной продукции;

- проектирование продуктовых и процессных инноваций - научно-техническая документация на инновационный продукт (новая или усовершенствованная технология];

- опытно-экспериментальная отработка инновационной продукции - экспериментальная партия инновационной продукции (апробиро-

ванная новая или усовершенствованная технология);

- окончательное бизнес-планирование производства инновационной продукции - финансовое обоснование инвестирования производства новой продукции (внедрение новой или усовершенствованной технологии);

- организация производства инновационной продукции - коммерческий инновационный продукт (новая или усовершенствованная технология);

- этап апробации результата инновационной деятельности - окупаемость инвестиций в процессе реализации инновационного продукта [2 и др.].

Важным для понимания сущности ИОСПИ является понятие «инновационный потенциал»

- это способность системы к осуществлению инновационной деятельности, т. е. возможность создавать, совершенствовать, использовать нововведения в условиях имеющегося ресурсного обеспечения. Рассмотрение инновационного потенциала вуза с позиций системного подхода, а не просто как набора ресурсов, позволяет глубже понять это сложное явление и выявить его главную особенность, которая проявляется в синергетическом эффекте, обусловленном внутренними взаимодействиями элементов системы.

Создание и внедрение любых инноваций происходит в результате инновационной деятельности, которая в широком смысле представляет собой совокупность научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленных на получение технологически новых или улучшенных продуктов или процессов, доведенных до вида конкурентоспособной товарной продукции с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках [11 и др.].

Применительно к инновационной деятельности научных организаций и вузов все чаще употребляется термин «научно-инновационная деятельность». Под научно-инновационной деятельностью будем понимать инновационную деятельность, ориентированную на создание и доводку инноваций средствами научной деятельности в условиях научной или научно-образовательной структуры. Инновационная деятельность технического вуза осуществляется в двух основных сферах его деятельности - научной и образовательной (рис. 1)

Рис. 1. Структура инновационно ориентированной деятельности вуза

Научная и образовательная подсистемы единой инновационно ориентированной образовательной системы вуза взаимодействуют в процессе инновационной деятельности и влияют друг на друга. В процессе разработки и реализации инновационных образовательных программ генерируются педагогические инновации, а субъекты образовательного процесса, участвуя в выполнении инновационных проектов, например, на этапах обучения в магистратуре, аспирантуре и докторантуре, являются одновременно и субъектами инновационного процесса. В свою очередь технические, организационные и педагогические инновации положительно влияют на развитие образовательной подсистемы. Результатами инновационной научно-образовательной деятельности являются инновационно активные инженерные, научные и научно-педагогические кадры, а также инновационные продукты,технологии,услуги.

Создание ИОСПИ в вузе предполагает осуществление инновационной педагогической деятельности (создание и освоение педагогических инноваций] [13 и др.] или инновационной направленности педагогической деятельности, предусматривающих включение педагога в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в обучении и воспитании, в создание в учебном заведении инновационной образовательной среды.

Понятие «инновационная компетентность» является достаточно новым термином, но принципиально важным, его сущность, содержание и толкование находятся на этапе активной разработки. Компетентность специалиста в сфере инноваций рассматривается исследователями, например, как компонент профессиональной компетентности, представляющий собой совокупность компетенций в сфере инноваций, которые проявляются в его способности и готов-

ности самостоятельно и ответственно решать задачи и проблемы, возникающие в ходе профессиональной деятельности инновационного характера. Структуру компетентности специалиста в сфере инноваций составляет инновационное мышление, исследовательская деятельность, инновационная деятельность, рефлексия инновационной деятельности [3, 6 и др.].

В качестве рабочего понятия мы будем рассматривать инновационную компетентность специалиста как «совокупность компетенций специалиста в области разработки, распространения и внедрения инноваций (технических, педагогических, организационных, управленческих и др.]».

Таким образом, осуществленный анализ основных терминов по изучаемой проблеме, позволяет сформулировать понятие «инновационно ориентированная система профессионального образования в вузе». Оно рассматривается нами как единство взаимосвязанных подсистем (научной, образовательной), имеющих интегративную совокупность образовательных программ разного уровня (в том числе инновационных), а также сеть научных, образовательных и инновационных структур.

Понятие ИОСПО носит полисемантический характер и может быть рассмотрено как:

• дидактическая и институциональная система, включающая целевой, содержательный, технологический, организационный компоненты;

• процесс целенаправленного формирования комплекса компетенций специалиста в области разработки, распространения и внедрения инноваций за счет соответствующих содержания, методов и форм обучения;

• результат деятельности научно-образовательного учреждения в форме инновационно компетентных инженерных кадров, процессных и продуктовых инноваций [2, 6 и др.].

Важное место в формировании инновационной компетентности специалиста принадлежит разработке, распространению и внедрению в учебный процесс инновационных образовательных технологий - современных личностно ориентированных технологий активизации познавательной деятельности и интенсификации учебного процесса, соответствующих потребностям заказчиков образовательных услуг и нацеленные на подготовку конкурентоспособного специалиста [3 и др.].

Инновационные образовательные технологии представляют собой комплекс новых информационных и образовательных технологий, прогрессивных форм организации образовательного процесса, методов обучения, современных средств и систем обучения, разработки и представления информационно-образовательных ресурсов, направленных на формирование инновационно ориентированной образовательной среды подготовки специалистов, обладающих совокупностью профессиональных, социальных и инновационных компетенций.

Результатом подготовки в системе ИО-СПО является готовность инженерных кадров к инновационной деятельности в профессиональной сфере, базирующаяся на их информационной осведомленности о сущности инновационной деятельности и практическом опыте знакомства с различными вариантами ее осуществления.

Представляется возможным предложить обобщенные (общекультурные и специальные) формулировки компетенций в области инновационной деятельности для выпускников вузов в области техники и технологии.

Общекультурные:

- способность понимать роль инноваций в развитии общества, экономики, техники, науки;

- способность к самостоятельной научноисследовательской деятельности в соответствующем направлении;

- способность к постановке (формулированию) цели и задачи научного исследования, способность к решению задач, возникающих в ходе научно-исследовательской и деятельности;

- способность приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

- способность выбрать метод исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

- способность представить результат научно-исследовательской работы в виде отче-

та, реферата, научной статьи, оформленной в соответствии с имеющимися требованиями, с использованием соответствующих инструментальных средств обработки и представления информации.

Общепрофессиональные в области техники и технологии:

- готовность к освоению технических инноваций и выполнению отдельных этапов инновационных проектов в соответствующей профессиональной отрасли;

- готовность к разработке инновационной продукции и коммерциализации научно-технических достижений, организации инновационной деятельности в соответствующей профессиональной отрасли;

- способность к разработке инноваций, готовность к комерциализации инновационной продукции, организации инновационой деятельности в научно-технической сфере;

- готовность к решению комплекса задач инновационной деятельности в профессиональной сфере в соответствии с программами инновационного развития организации (предприятия], региона,отрасли.

Специальные компетенции для подготовки в вузе инновационно ориентированных горных инженеров (специальность «Горное дело» -130400 ФГОС ВПО (2010 г.]:

- способность выбрать (разработать] технологию осуществления (коммерциализации] результатов научного исследования в угольной отрасли (разработки];

- способность организовать работу творческого коллектива для достижения поставленной научной цели, находить и принимать управленческие решения, оценивать качество и результативность труда, затраты и результаты деятельности научно-производственного коллектива в угольной отрасли;

- способность произвести оценку экономического потенциала инновации, затрат на реализацию научно-исследовательского проекта в угольной отрасли;

- способность найти (выбрать] оптимальные решения при создании новой наукоемкой продукции с учетом требований качества, стоимости, сроков исполнения, конкурентоспособности и экологической безопасности в сфере угольной отрасли;

- способность разработать план и программу организации инновационной деятельности научно-производственного подразделения в сфере угольной отрасли, осуществлять технико-экономическое обоснование инновационных проектов и программ.

Таким образом, на основании анализа сущности ИОСПО можно выделить основные организационно-педагогические условия, необходимые для его успешной реализации:

• встроенность ИОСПО в региональную и национальную инновационные системы и активное взаимодействие структурных подразделений вуза со стратегическими партнерами;

• соответствие содержания образовательных программ и тематики квалификационных работ различных категорий обучающихся приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации, концепции социально-экономического развития Российской Федерации и стратегии социальноэкономического развития региона;

• реализация инновационной составляющей образовательных программ на базе инновационно активных интегрированных научно-образовательно-производственных структур;

• высокий уровень инновационной компетентности преподавателей системы высшего профессионального образования, их активное участие в разработке, распространении и внедрении инноваций технического, технологического, организационного и педагогического характера;

• обеспечение практического участия студентов, магистрантов, аспирантов, специалистов, научных сотрудников и преподавателей во всех этапах разработки инновационной продукции;

• применение инновационных образова-

тельных технологий, позволяющих повысить эффективность процесса формирования компетенций обучающихся в области инновационной деятельности;

• системный подход к организации инновационно ориентированной подготовки обучающихся по программам высшего профессионального образования с целью формирования инновационно компетентного специалиста.

1. Боровская М. А., Масыч М. А. Стратегия инновационно ориентированного управления развитием технического университета. - Таганрог, 2006. - 155 с.

2. Дворецкий С. И., Муратова Е. И. Проектирование системы инновационно-ориентированной подготовки специалистов области техники и технологий // Математические методы в технике и технологиях: материалы XXI Между-нар. науч. конф. - Ростов н/Д : Издательский центр ДГТУ, 2008. - С. 23 - 29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Зарипов Р. Н., Кочнев А. М., Шагеева Ф. Т. Инновационные образовательные технологии. - Казань: КГТУ, 2005. - 63 с.

4. Инновации и предпринимательство. - ЫПЬ: http://innovbusiness.ru/.

5. Морозов Ю. П. Методологические основы организации управления технологическими инновациями в условиях рыночных отношений: Автореф. дис. докт. экон. наук - Н. Новгород, 1997.

6. Мищенко С. В., Дворецкий С. И. Инновационно-ориентированное профессиональное образование в регионе // Образование в регионе. - 2004.

- Вып. 13. - С. 63 - 74.

7. Основы организационно-технологического менеджмента. - ЫПЬ: http://nrc. edu.ru/index.html.

8. Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» № 4685-111 от 01.12.1999.

9. Печерская Э. П. Методология формирования инновационного компонента профессиональной деятельности специалиста в условиях высшей школы: дис. ... д-ра пед. наук. - Тамбов, 2003. - 388 с.

10. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. И. П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 318 с.

11. Словарь инновационных терминов. - ЫПЬ: http://www.pfo-perm.ru/ □^^агу^р#^^.

12. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: ИЧП «Издат-Магистр», 1997. - 224 с.

13. Шушкевич С.Н. Анализ инновационных процессов в педагогической теории и практике // Вестник развития науки и образования. - 2009. - № 2

- С. 88 - 95.

В. Н. Бобриков, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета экономики и сервиса Кузбасского государственного технического университета, г. Кемерово, Россия, bvn@kuzstu.ru

А. В. Шаров, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Кузбасского государственного технического университета, г. Кемерово, Россия, a.sharov@bk.ru

Valeriy Bobrikov, Doctor of Pedagogics, professor, dean of the Department of Economy and Service, Kuzbass State Technical University, Kemerovo, Russia, bvn@kuzstu.ru Alexey Sharov, PhD in Pedagogics, senior lecturer of the Chair of Accounting and Audit, Kuzbass State Technical University, Kemerovo, Russia, Kuzbass State Technical University, Kemerovo, Russia

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

formation of professional ethics of the specialist in the process

of his professional training

В статье рассмотрено понятие этики как эле- формирования профессиональной этики спе-

мента нравственной культуры и морали челове- циалистов.

ка, раскрыта проблема и определена структура The paper concerns the concept of ethics as an

УДК / UDC 378.6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.