Научная статья на тему 'Инновационно-инвестиционная деятельность предприятия как способ обеспечения конкурентоспособности предоставляемых услуг естественных монополий'

Инновационно-инвестиционная деятельность предприятия как способ обеспечения конкурентоспособности предоставляемых услуг естественных монополий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
733
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илъяшевич С. А.

В статье обоснованы необходимость внедрения инновационно-инвестиционной стратегии предприятия в системе жилищно-коммунального хозяйства, особенно на предприятиях водоснабжения и водоотведения, и актуальность активизации инновационно-инвестиционной деятельности предприятия, повышения конкурентоспособности предоставляемых услуг естественных монополий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION AND INVESTMENT ACTIVITY OF A COMPANY AS A WAY TO ENSURE THE COMPETITIVENESS OF SERVICES OF NATURAL MONOPOLIES

In the article the necessity of introducing innovative investment strategy of an enterprise in housing and communal services, especially for water supply and sewage disposal enterprises and urgency of activation of innovation and investment activity of an enterprise, and improvement of competitiveness of services of natural monopolies is proved.

Текст научной работы на тему «Инновационно-инвестиционная деятельность предприятия как способ обеспечения конкурентоспособности предоставляемых услуг естественных монополий»

УДК 332

С.А. Илъяшевич* ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

В статье обоснованы необходимость внедрения инновационно-инвестиционной стратегии предприятия в системе жилищно-коммунального хозяйства, особенно на предприятиях водоснабжения и водоотведения, и актуальность активизации инновационно-инвестиционной деятельности предприятия, повышения конкурентоспособности предоставляемых услуг естественных монополий.

Ключевые слова: инновация, инвестиция, инновационно-инвестиционный процесс, инновационно-инвестиционная стратегия, инновационно-инвестиционная политика.

Предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) нуждаются в глобальном реформировании, так как вода — основа развития государства и здоровья населения. Вода является основой жизни и деятельности населения и обеспечивает его экономическое, социальное и экологическое благополучие, существование флоры и фауны. Она является возобновляемым, но ограниченным и уязвимым природным ресурсом.

Неудовлетворительная эффективность работы и отсутствие стратегии развития на предприятиях ВКХ, дефицит мощностей и недостаток соответствующего финансирования, неэффективная организация сотрудничества с предпринимательским сектором препятствуют определению правил взаимоотношений и оптимальной пропорции между властью и бизнесом в этом секторе экономики, а также не позволяют создать должные условия и мотивацию для инвестиционной привлекательности сферы ВКХ.

Исторически сложилось, что водоканалы, производящие и поставляющие воду по распределительным сетям, являются выраженными естественными монополистами, обеспеченными постоянным спросом услуг, имеют значительные материальные и финансовые ресурсы, гарантированный монопольный рынок сбыта и, соответственно, не принимают меры к снижению потерь ресурсов и уменьшению расходов, которые являются составляющими тарифов на коммунальные услуги. Потребитель услуг, в свою очередь, не имеет выбора в приобретении аналогичных услуг у другого предприятия и на других условиях.

Сегодня ситуация на рынке услуг водоснабжения такова, что практически невозможно привлечь частные инвестиции в отрасль, особенно в разви-

тие инфраструктуры, поскольку отсутствует главный стимул для инвестора — возможность заработать и удовлетворить свой интерес.

Система не стимулирует ни собственника, ни менеджмент предприятия к значительному росту эффективности. Она не дает возможности использовать сэкономленные в результате повышения эффективности средства, а значит, субъекты взаимоотношений не заинтересованы вкладывать средства и рисковать, развивая и проводя модернизацию производства ради увеличения эффективности [1].

Рыночные условия функционирования отечественных предприятий ЖКХ требуют новых стратегических подходов к решению проблемы их конкурентоспособности. Эффективность функционирования предприятий в условиях рынка предполагает активный поиск и разработку каждым из них собственной стратегии повышения конкурентоспособности.

Именно конкурентная стратегия устанавливает направление деятельности предприятия в определении типа конкурентного преимущества и формирования ресурсного потенциала его реализации.

За последнее время ситуация на рынке услуг водоснабжения стала быстро меняться. Если до конца прошлого века в Украине никто не говорил о конкуренции в сфере водоснабжения, то сейчас такая конкуренция — реальность.

Примером тому служат не только достаточно мощные альтернативные источники водоснабжения, которыми все чаще обзаводятся коттеджные поселки, но и бывшие совсем недавно иностранной экзотикой производство и продажа бутили-рованной воды, причем рост объемов продаж такой воды высок [2].

* © Ильяшевич С.А., 2013

Илъяшевич Светлана Александровна (svetaefimochkina@yandex.ru), кафедра менеджмента организаций Донбасской национальной академии строительства и архитектуры, 86123, Украина, Донецкая область, г. Макеевка, ул. Державина, 2.

Очистка и реализация очищенной воды — одна из интенсивно развивающихся на Украине отраслей. Согласно статистике, спрос на очищенную воду постоянно растет. Прогнозируется, что в будущем темпы роста потребления очищенной бу-тилированной воды, а значит, и бизнеса «Бутили-рованная вода» будут возрастать еще более значительными темпами как в мире, так и на Украине.

По данным статистики, больше всех бутилиро-ванной воды выпивают итальянцы — в среднем 190 л на человека, чуть меньше — мексиканцы (187 л), испанцы (146 л), французы (138 л) и немцы (127 л). Американцы и чехи пьют до 100 л, а вот на Украине — всего около 30 л.

Еще 10 лет назад украинцы использовали бу-тилированную воду лишь в лечебных целях, а сегодня она становится одним из важнейших продуктов на каждый день. Объемы ее продаж на Украине увеличиваются так стремительно, что через несколько лет мы догоним Европу по количеству выпиваемой покупной воды на душу населения.

В свете возрастающей конкуренции в данном секторе коммунального хозяйства актуальной становится концепция инновационно-инвестиционного развития Украины, которая требует от всех субъектов хозяйствования, в т. ч. и предприятий ЖКХ, внедрения инновационной модели развития. Закон Украины «Об инновационной деятельности» от 4 июля 2002 года № 40-1У определяет следующее.

1) Инновации — вновь созданные (примененные) и (или) усовершенствованные конкурентоспособные технологии, продукция или услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, существенно улучшающие структуру и качество производства и (или) социальной сферы;

2) Инновационная деятельность — деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок и предопределяющая выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг.

Конкурентные преимущества, которыми обладают на конкретном рынке хозяйствующие субъекты, являются существенными факторами конкурентной ситуации на рынке. Конкурентные преимущества определяются набором характеристик и свойств товаров, которые создают для предприятий определенные превосходства над их прямыми конкурентами. При этом количественная оценка уровня конкурентоспособности предприятия позволяет ему целенаправленно формировать и распределять свой ресурсный потенциал и тем самым обеспечивать его конкурентоспособность.

Выдающийся австрийский экономист, создатель эволюционной теории экономического развития,

синтезировавший равновесный и неравновесный методы анализа рыночного хозяйства, И. Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями. Также справедливо и следующее определение: конкурентоспособность предприятия — это способность предприятия бороться за рынок (увеличивать, уменьшать либо сохранять занимаемую долю рынка в зависимости от стратегии предприятия). Это достигается на основе внедрения инновационной техники и технологии (дающей экологические, социальные и экономические эффекты), максимально эффективного использования резервов предприятия, достижения высокого уровня инвестиционной привлекательности, что в совокупности обеспечивает выпуск конкурентной продукции [4].

Инвестиционная деятельность предприятия представляет собой процесс обоснования и реализации наиболее эффективных форм вложений капитала, направленных на расширение экономического потенциала предприятия.

Эффективная инвестиционная деятельность невозможна без продуманной инвестиционной политики предприятия, которая имеет решающее значение для его функционирования независимо от размеров, отраслевой принадлежности, правовой формы и других особенностей.

Инвестиции занимают главное место в развитии экономических процессов, являются одним из факторов экономического роста и обновления предприятий.

Активизировать инвестиционную деятельность предприятия можно, выполняя следующие условия: уделять значительное внимание инвестиционной привлекательности отрасли; формировать благоприятный инвестиционный климат отрасли, в которой функционирует предприятие.

Активизация инвестиционной деятельности является ключевой задачей управления предприятием, которая требует выполнения непрерывного мониторинга внешнего и внутреннего окружения предприятия, его реакции на изменение во внешней и внутренней среде с обязательной оценкой степени риска, что, в свою очередь, позволит руководству предприятия принимать качественные управленческие решения.

Повышение эффективности управления на уровне предприятия обеспечит повышение эффективности на мезо- и макроуровнях, что приведет к достижению ряда эффектов: экономического, социального, технологического и др.

Интеграция Украины в мировое экономическое пространство, характерной особенностью которого является высокий уровень конкуренции, требует перехода от экстенсивной модели отечественной экономики к инновационной модели развития хозяйствования.

Инновационная деятельность тесно связана с инвестиционной, т. к. серьезные инноваций невозможны без крупных инвестиций, а эффективные инвестиции — без инноваций [5].

После проведения анализа законодательной базы Украины в сфере инноваций можно с уверенностью сказать, что инвестиционная деятельность представляет собой более широкое понятие, включающее вложение средств как в новое производство, так и в существующее. А инновационная деятельность на предприятиях коммунального хозяйства понимается как деятельность по обновлению, изменению, совершенствованию производства услуг, техники, технологии, организации производства труда и управления, разного рода нововведений в систему производства.

С учетом важности инвестиционной составляющей инновационного процесса можно сделать вывод о целесообразности формирования инновационно-инвестиционной стратегии, обеспечивающей согласование целей инновационной и инвестиционной деятельности предприятия и призванной преодолеть конфликты между ними [3].

Развитию конкуренции на рынке природных монополий, к которым относятся предприятия водоснабжения и водоотведения препятствует большой объем начальных инвестиций.

Конкуренция неразрывна со своей противоположностью — монополией, которая выступает дополнительным фактором развития рынка, усложняющим его нормальную деятельность. Этот фактор, не сумевший набрать силу на начальной ступени капиталистического товарного хозяйства, стал в XX в. играть определяющую роль в производстве и реализации товаров.

Сегодня для отечественных предприятий задача повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции становится особенно актуальной в связи с тем, что негативные последствия проведенных в 90-е годы экономических реформ в значительной степени ослабили их позиции на внутреннем и зарубежном рынках. Неудовлетворительное состояние основных фондов и высокие издержки не позволяют еще многим предприятиям позитивно решать эту задачу.

В сложившейся ситуации для успешной конкурентной борьбы предприятиям необходимо не только обновлять технологии и технологическое оборудование, изучать внутренний и внешний рынок и вести маркетинговые исследования, выявлять свои возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, но и оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять ее основные направления.

Новая система регулирования должна привносить конкурентные отношения во все аспекты деятельности предприятия ВКХ, где это целесооб-

разно, и таким образом повышать эффективность отрасли в целом. Если же конкуренция на локальном рынке невозможна, то необходимо стимулировать конкуренцию за рынок, когда крупные управляющие компании будут конкурировать за право получения возможности управлять конкретным предприятием ВКХ [1].

Чрезвычайно высокий уровень износа основных фондов предприятий жилищно-коммунального хозяйства, опасно высокая энергоемкость, несовершенная система использования первичных ресурсов в сфере ЖКХ требуют формирования долгосрочной технической политики развития коммунальной инфраструктуры, определения источников финансирования проведения модернизации отрасли (совершенствования тарифной политики, использования средств частных инвесторов, бюджетной поддержки, привлечения кредитов международных финансовых учреждений, развития государственно-частного партнерства и т. п.) и обработки новых моделей и подходов функционирования субъектов хозяйствования в ЖКХ на пилотных проектах с последующим их внедрением по стране.

С учетом несоизмеримо высокой социальной значимости ЖКХ, отсутствия понимания со стороны общества необходимости перехода на рыночные отношения в этой области, разочарования в возможностях власти улучшить ситуацию в этой сфере, иждивенческого отношения населения к своему жилищу процесс реформирования должен проходить осторожно, с разъяснением обществу его содержания и результатов, с тщательной отработкой новых рыночных механизмов на пилотных проектах с последующим распространением полученного опыта по всей Украине.

Исходя из этого, приоритетной задачей на ближайшую перспективу должна стать разработка программы обеспечения населения высококачественной питьевой водой в объемах, достаточных для удовлетворения физиологических потребностей человека, на месте ее получения путем применения установок доочистки бюветного типа с использованием их для доочистки воды (водопроводной или воды из подземных источников). При этом начать внедрение таких установок целесообразно на объектах социальной сферы (в детских садах, больницах, учебных заведениях и т. п.).

При этом следует ввести два стандарта воды:

1. Питьевая вода водопроводная, которая в основном должна использоваться для физиологических потребностей;

2. Высококачественная питьевая вода, которая предназначена только для питьевого водоснабжения.

Развитие конкуренции в сфере управления ВКХ содействует привнесению новых схем ведения бизнеса и его администрирования, распространен-

ных в западных и частных компаниях, но не имеющих аналогов в секторе государственных или муниципальных унитарных предприятий. Передовой опыт показывает, что новые технологии управления, мотивации персонала к рационализации и интенсификации труда позволяют значительно повысить внутреннюю эффективность компании, снизить издержки, а значит, в конечном итоге предложить потребителю услуги по меньшей стоимости или же с возросшим качеством при существующем тарифе.

Библиографический список

1. Фомин А.В. Повышение эффективности предприятий ВКХ. Сыктывкар: МУП «Сыктывкарский Водоканал». ИЯЬ: www.evraziyskiy.ru/files/doklad_ Юшт 1.doc.

2. Иванов С.Г., Шалухина Э.С. Организация стратегического менеджмента на предприятиях водоснабжения в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 6.

3. Балабенко Е.В., Беззубко Л.В. Украинский опыт развития государственно-частного партнерства // Основы экономики, управления и права. 2013. № 1. С. 3-6.

4. Чайникова Л.Н. Конкурентоспособность предприятия: учеб. §особие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. 192 с.

5. Дегтярева Ю.В. Методы управления инновационно-инвестиционной деятельностью предприятия в условиях риска: монография. Краматорск: ДГМА, 2010. 124 с.

S.A. Ilyashevich* INNOVATION AND INVESTMENT ACTIVITY OF A COMPANY AS A WAY TO ENSURE THE COMPETITIVENESS OF SERVICES OF NATURAL MONOPOLIES

In the article the necessity of introducing innovative investment strategy of an enterprise in housing and communal services, especially for water supply and sewage disposal enterprises and urgency of activation of innovation and investment activity of an enterprise, and improvement of competitiveness of services of natural monopolies is proved.

Key words: innovation, investment, innovation and investment process, innovation and investment strategy, innovation and investment policy.

* Ilyashevich Svetlana Alexandrovna (svetaefimochkina@yandex.ru), the Dept. of Management of Organization, Donbas National Academy of Civil Engineering and Architecture, Makeevka, 86123, Ukraine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.