Научная статья на тему 'Инновационно-инвестиционная деятельность в системе управления водопроводно-канализационным хозяйством города'

Инновационно-инвестиционная деятельность в системе управления водопроводно-канализационным хозяйством города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННО ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОРОД / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ТАРИФ / INNOVATIONS / INVESTMENTS / INNOVATIVE-INVESTMENT ACTIVITY / CITY / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / WATER-SEWER ECONOMY / ORGANIZATION MODEL / ECONOMIC MECHANISM / AN EFFICIENCY ESTIMATION / TARIFF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Н. В.

В статье рассмотрены вопросы формирования и развития инновационно-инвестиционной деятельности в системе управления водо-проводно-канализационным хозяйством города. Раскрыты основные подходы к ее организации и управлению, ключевые особенности и характеристики организационной, финансовой и нормативно-правовой поддержки. Предложены модель организации инновационно-инвестиционной деятельности в системе управления водопроводно-канализационным хозяйством города и модель оценки ее эффективности для городского округа Самара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецов Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE-INVESTMENT ACTIVITY IN A CONTROL SYSTEM OF A WATER-SEWER ECONOMY OF A CITY

In article questions offormation and development of innovative-investment activity in a control system of a water-sewer economy of a city are considered. The basic approaches to its organization and management, key features and characteristics of organizational, financial and is standard-legal support are opened. Are offered model of the organization innovative-investment in a control system of a water-sewer economy of a city and model of an estimation of its efficiency for city district Samara.

Текст научной работы на тему «Инновационно-инвестиционная деятельность в системе управления водопроводно-канализационным хозяйством города»

ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ГОРОДА

Кузнецов Н.В., аспирант Самарского государственного архитектурно-строительного университета

В статье рассмотрены вопросы формирования и развития инновационно-инвестиционной деятельности в системе управления водопроводно-канализационным хозяйством города. Раскрыты основные подходы к ее организации и управлению, ключевые особенности и характеристики организационной, финансовой и нормативно-правовой поддержки. Предложены модель организации инновационно-инвестиционной деятельности в системе управления водопроводно-канализационным хозяйством города и модель оценки ее эффективности для городского округа Самара.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, инновационно - инвестиционная деятельность, город, жилищно-коммунальное хозяйство, водопроводно-канализационное хозяйство, модель организации, экономический механизм, оценка эффективности, тариф.

INNOVATIVE-INVESTMENT ACTIVITY IN A CONTROL SYSTEM OF A WATER-SEWER ECONOMY OF A CITY

Kuznetsov N.V., The post-graduate student of the Samara state architecturally-building university

In article questions offormation and development of innovative-investment activity in a control system of a water-sewer economy of a city are considered. The basic approaches to its organization and management, key features and characteristics of organizational, financial and is standard-legal support are opened. Are offered model of the organization innovative-investment in a control system of a water-sewer economy of a city and model of an estimation of its efficiency for city district Samara.

Key words: innovations, investments, innovative-investment activity, city, housing and communal services, water-sewer economy, organization model, economic mechanism, an efficiency estimation, tariff.

В настоящее время проблема обеспечения населения России питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве стала одной из главных во многих городах страны. Без ее кардинального решения невозможно решение многих социально - экономических проблем, связанных с повышением качества жизни людей, необходимого развития экономики городских муниципальных образований и сельских поселений, сохранением экологического равновесия и санитарно - эпидемиологического благополучия населения. По этой причине требуется совершенствование системы управления предприятиями всех отраслей естественных монополий, в том числе, водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ).

Интересы предприятия ЖКХ, как и любого другого хозяйствующего субъекта, в условиях рынка связаны с возможностью получения прибыли от своей деятельности, позволяющей реализовать режим самофинансирования. В настоящее время при отсутствии четкого механизма покрытия убытков от эксплуатационной деятельности у предприятия ЖКХ экономическая заинтересованность в изыскании внутренних резервов, в повышении эффективности производства практически отсутствует.

Поэтому в современных российских условиях существует необходимость разработки нового подхода к решению проблем функционирования ВКХ, основанного на организации инновационноинвестиционной деятельности всех участников текущей деятельности отрасли. Данный подход позволит удовлетворить потребность в ресурсах для поддержания системы на должном техническом уровне и обеспечить ее развитие при сохранении доступности жилищно-коммунальных услуг для всех слоев населения города.

Привлекательность ВКХ городского муниципального образования для потенциальных инвесторов на нынешнем этапе развития во многом состоит в том, что в качестве источников погашения средств, привлекаемых для реализации мероприятий, могут использоваться средства, полученные в результате сокращения себестоимости производства продукции. Поэтому организация инновационно-инвестиционной деятельности в ВКХ города наиболее важна в современной экономике и должна носить преимущественный характер.

В настоящее время большинство подотраслей ЖКХ характеризуется монопольным положением объединений, предприятий и организаций исследуемой отрасли города. Причем в одних отраслях монополизм ЖКХ обусловлен технологическими особенностями производства продукции (услуг), а также важностью их для жизнедеятельности человека, в других лишь сложившимися традициями организации хозяйства. К числу первых, где монополизм объективно предопределен, относятся ВКХ, коммунальная энерге-

тика, городской пассажирский электротранспорт. Характерной особенностью всех этих систем является их жизнеобеспечивающий характер: они требуют значительных резервных мощностей, необходимых при «пиковых» нагрузках (например, при сильном морозе, авариях).

Под деятельностью предприятия ВКХ города понимается совокупность действий по реализации намеченных целей предоставления ЖКУ с учетом внешних и внутренних воздействий в ходе их практического осуществления. Инновации предприятия ВКХ города - это процесс поиска, разработки и практической реализации идеи, позволяющей существенно улучшить качественные и количественные характеристики производственно-хозяйственной деятельности предприятия ВКХ города. В свою очередь, под инвестициями предприятия ВКХ города понимается процесс вложения временно свободных денежных средств или иных ресурсов в приобретение или качественное улучшение материальных и нематериальных активов предприятия ВКХ с целью получения прибыли и повышения его конкурентоспособности при оказании ЖКУ населению.

Процесс выбора подхода к организации инновационно - инвестиционной деятельности (ИИД) предприятий ВКХ означает осуществление взаимосвязанного комплекса действий во имя укрепления жизнеспособности ВКХ и ЖКХ города в целом. Это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей, обусловленный растущей конкуренцией: нельзя жить только сегодняшним днем, приходится предвидеть и планировать возможные изменения, чтобы выжить и выиграть в будущем. В качестве основных подходов к организации ИИД предприятий ВКХ города можно выделить:

1. Наступательный подход - проводится отбор наиболее рентабельных, но в тоже время наиболее рискованных инноваций. Разработка той или иной инновационной технологии, не имеющей мировых аналогов, революционной технологии в своей области, с помощью которой создаётся новое качество оказания жилищнокоммунальных услуг (создание нового предприятия ВКХ, значительного обновления его производственной базы и технологий оказания ЖКУ).

2. Стабилизационный подход - направлен на то, чтобы с помощью инвестиций удержать конкурентные позиции ВКХ города и не понизить удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами. Главная задача такого подхода к организации инновационно-инвестиционной деятельности в ВКХ - активизировать соотношение «затраты-результат» в инновационном процессе.

3. Инерционный подход - инвестиции направляются в уже имеющиеся технологические позиции предприятия ВКХ города для

обеспечения выполнения им своих текущих задач и поддержания существующего качества жилищно-коммунального обслуживания. Применяется для инвестирования предприятиями ВКХ, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копирующих основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпушенных на рынок ЖКУ.

ВКХ является составной частью коммунального сектора города и выполняет одну из основных градообслуживающих функций по обеспечению потребностей населения и производства в услугах водоснабжения и водоотведения. В качестве ключевых особенностей ВКХ, характеризующих роль отрасли в процессе обеспечения жизнедеятельности и развитии города, можно выделить следующие:

- высокая социальная значимость, которая выражается в непрерывном обеспечении потребностей населения и предприятий города в питьевой воде и отведении сточных вод;

- высокая экономическая значимость, т.к. возможности отрасли оперативно решать вопросы обеспечения объектов нового строительства (жилые, промышленные зоны) услугами систем водоснабжения и водоотведения определяют инвестиционную привлекательность рынка жилья.

- высокая экологическая значимость, т.к. применяемые системы очистки являются санитарно-эпидемиологическим барьером на пути распространения различных заболеваний через добываемую воду и обеспечивают экологическую сохранность и безопасность города в области водопользования;

- высокое стратегическое значение для обеспечения жизнедеятельности и развития города, т.к. системы водоснабжения и водоотведения являются неотъемлемым элементом безопасности населения;

- особый характер деятельности предприятий ВКХ, который выражается в однородности продукции, невозможности отсрочить ее производство (непрерывность), трудности образовании запасов, отсутствии незавершенной продукции, высокой доли вспомогательных материалов и энергии в составе издержек производства;

- естественный локальный монополизм отрасли для города (так же, как и в коммунальной энергетике);

- тесная взаимосвязь и взаимозависимость с другими отраслями хозяйства города и сферами деятельности на территории обслуживания, в т.ч. при производстве и потреблении услуг;

- государственная/городская собственность на основные фон-

ды ВКХ;

- высокая капиталоемкость создания основных фондов ВКХ.

На основании изучения этих особенностей можно предложить

модель ИИД предприятий ВКХ города, которую в самом общем виде можно рассматривать как непрерывное итерационное взаимодействие пяти взаимосвязанных процессов, протекающих одновременно: анализ среды - определение миссии и целей - выбор модели - реализация модели - оценка и контроль реализации отдельных мероприятий ИИД (рис. 1).

Фактически, предложенная модель организации ИИД предприятий ВКХ города - это система действий и взаимодействий, направленных на достижение наиболее важных целей водоснабжения и водоотвода, а также повышения качества жизни населения, а не просто план действий. Кроме того, предложенная модель является комплексным процессом (на всех уровнях управления ВКХ города), представляющим собой непрерывное взаимодействие и взаимопроникновение пяти элементов: анализа, определение целей, выбора, реализации, корректировке действий.

Детальное изучение предложенной модели наиболее целесообразно с помощью следующих методов организации ИИД в ВКХ города:

- ситуационный метод, когда отслеживается конъюнктура, сложившаяся на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотвода, а все решения по развитию ВКХ принимаются на основе уже достигнутых результатов;

- программно-целевой метод, который реализуется при составлении долгосрочных программ ИИД предприятий ВКХ. Здесь можно говорить о развитии исходя из существующих и потенциальных возможностей;

- проектный метод, который реализуется в ВКХ города применительно к построению проектов ИИД. Здесь можно говорить о развитии исходя из целей;

- системный метод, когда процессы организации ИИД выстраиваются на основе построения структурированной иерархии мероприятий, что позволяет говорить о возможности построения соответствующего экономического механизма и выбор оптимальных форм его поддержки.

Экономический механизм функционирования ВКХ города представляет собой совокупность принципов, форм и методов управления, правовых норм, а также характер их взаимодействия в процессе обеспечения ВКХ необходимыми ресурсами, в том числе ресурсами для реализации мероприятий ИИД. В качестве базовых эле-

Рис 1. Модель организации ИИД в ВКХ города.

ментов структуры экономического механизма должны выступать: принципы развития ВКХ, методы регулирования ВКХ, а также совокупность мероприятий, обеспечивающих функционирование механизма на основе взаимодействия экономических субъектов ВКХ города. Следование принципам развития ВКХ не позволит усугубить кризисную ситуацию в отрасли и будет способствовать всеобщей доступности ее услуг, в том числе, и за счет лучшей организации ИИД.

Государство в настоящее время осуществляет все виды поддержки ИИД в ВКХ города - организационная, экономическая, финансовая, нормативно-правовая поддержки. Система факторов, определяющих выбор форм государственной поддержки ИИД в ВКХ, включает:

- развитие конкурентных отношений,

- осуществление налоговой политики и мер ценообразования, способствующих росту предложения инноваций для предприятий ВКХ,

- создание налоговых условий для ведения ИИД предприятиями ВКХ,

- расширение спроса со стороны предприятий ВКХ на инновации,

- предоставление ресурсной поддержки и налоговых льгот предприятиям ВКХ, осваивающим инновации,

- содействие модернизации техники для предприятий ВКХ,

- развитие лизинга новой техники для предприятий ВКХ,

- активизация предпринимательства и создание частно-государственных партнерств в ВКХ,

- развитие экономических связей в сфере организации ИИД между предприятиями ВКХ отдельных городах.

При этом к организационным факторам поддержки ИИД в ВКХ города можно отнести следующие:

- государственная поддержка проектов ИИД в ВКХ, включенных в целевые программы;

- содействие развитию инфраструктуры поддержки ИИД в ВКХ,

- кадровая поддержка ИИД,

- содействие подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров, осуществляющих ИИД в ВКХ;

- моральное стимулирование ИИД в ВКХ;

- информационная поддержка ИИД в ВКХ (обеспечение свободы доступа к информации, к сведениям о завершенных исследованиях, которые могут стать основой для ИИД предприятий ВКХ, к данным о выполняемых и завершенных проектах и программах);

- содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия предприятий ВКХ в области сотрудничества по организации ИИД;

- защита интеллектуальной собственности предприятий ВКХ.

К финансовым факторам поддержки ИИД в ВКХ города относятся:

- проведение федеральной и городской бюджетной политики, обеспечивающей финансирование ИИД в ВКХ,

- направление на реализацию проектов ИИД в ВКХ государственных ресурсов и повышение результативности их использования,

- выделение прямых инвестиций для реализации программ и проектов ИИД в ВКХ, важных для развития экономик, но не привлекательных для частных инвесторов,

- создание благоприятного инвестиционного климата для экономики,

- предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий инвесторам, принимающим участие в ИИД в ВКХ.

К нормативно-правовым факторам поддержки ИИД в ВКХ относятся:

- установление правовых основ взаимоотношений предприятий ВКХ и их партнеров по вопросам участия в проектах и программах ИИД,

- гарантирование охраны прав и интересов участников программ и проектов ИИД в ВКХ.

Кроме того, господдержка ИИД в ВКХ города предполагает обязательную подготовку инновационных и инвестиционных прогнозов, стратегий, программ и проектов. Для использования предоставляемых законодательством всего спектра возможностей совершенствования управления ВКХ, необходимо, помимо вариантов приватизации имущественного комплекса муниципального унитарного предприятия, рассмотреть варианты создания нового акционерного общества с возможностью участия в его капитале Ад-

министрации города и менеджмента предприятия ВКХ, а при необходимости - потенциального инвестора.

В данном случае, задача обеспечения обратной связи возникает в том случае, если цели организации ИИД поставлены и декомпозированы на нижестоящие уровни управления ВКХ города. Для этого должна существовать характеризующая степень достижения целей ИИД в ВКХ система сбора, обобщения и мониторинга информации. При этом речь идет о показателях ИИД - специальных измерителях, позволяющих сопоставить достигнутый уровень с тем уровнем, который считается целевым.

Под мониторингом результатов ИИД в ВКХ предложено понимать систему непрерывных наблюдений, измерений, регистрации, прогнозирования результатов указанной деятельности предприятий ВКХ и соответствующих органов управления города. Экономическое содержание системы мониторинга заключается в том, что осуществляющие его о показателях эффективности ИИД предприятий ВКХ города накапливают данные, затем в динамике отклонения фактических значений от нормативных или допустимых уровней обрабатывают их и анализируют. Именно анализ динамики показателя дает возможность спрогнозировать его выход из области допустимых значений и заблаговременно принять соответствующие управленческие решения, а не его простая фиксация. Лица, принимающие решения, в результате получают представление о поведении каждого контролируемого показателя ИИД в ВКХ.

На основании полученных данных можно предложить методику ресурсного обеспечения ИИД в ВКХ, которая затрагивает вопросы управления ресурсными потоками предприятий ВКХ, органов управления города, частных инвесторов на основе формализации положений методики, с помощью которых прогнозируются будущие денежные потоки (доходы и расходы), направляемые на развитие производства. Процесс ее разработки включает:

- разработку сценариев ИИД, позволяющих оценить в зависимости от возможных вариантов тарифного регулирования экономические перспективы и предполагаемое состояние инновационного и инвестиционного потенциала предприятия на планируемый период;

- подготовку о текущем состоянии инновационного и инвестиционного потенциала предприятия ВКХ отчета;

- формирование обоснованных выводов на основе методики ресурсного обеспечения и рекомендаций по выбору для руководства предприятия ВКХ рационального плана ИИД.

К основным принципам разработки методики ресурсного ИИД в ВКХ города можно отнести следующие:

- простота для пользователя (на изучение принципов построения методики ресурсного обеспечения, ввода исходных данных и получения результата, а также возможность введения небольшого числа исходных данных (по возможности, не более десяти) пользователь должен иметь возможность затратить небольшое количество рабочего времени);

- вариативность, т.е. наличие возможности для пользователя выбрать: либо определение при заданном качестве услуг уровня тарифов, либо определение уровня качества услуг, которое при заданном уровне тарифа и, соответственно, объемах эксплуатационных и инвестиционных затрат можно ожидать;

- универсальность, то есть формирование понятных для инвесторов, кредитных организаций, в том числе, зарубежных и международных, и органов по регулированию тарифов необходимых отчетов и показателей.

При этом алгоритм расчета результатов, применяемый в данной методике ресурсного обеспечения ИИД в ВКХ города, должен предусматривать использование следующих зависимостей:

- в зависимости от объема воды, отпускаемой по приборам учета, с учетом сложившейся динамики - прогноз изменения спроса на воду и услуги водоотведения;

- нормативы затрат на капитальный ремонт основных средств, в зависимости от нормативного и фактического срока их использования;

- изменение процента от объема водопотребления абонентов -услуг водоотведения, (потребителей) в зависимости от объемов воды и процента их канализования, полученной не из системы коммунального водоснабжения, но сбрасываемой в систему коммунальной канализации;

- в зависимости от размера капитального ремонта основных средств и инвестиций в инновации, связанные с обновлением и реконструкцией, а также повышением эффективности использова-

Рис. 2. Блок-схема модели оценки эффективности ИИД в ВКХ городского округа Самара.

ния электрической энергии при эксплуатации силового энергетического оборудования - изменение аварийности, величины потерь и технологических расходов воды, удельного расхода электроэнергии.

В предлагаемой методике ресурсного обеспечения инновационно-инвестиционной деятельности в ВКХ важным с точки зрения прогнозирования размера и структуры ресурсной базы является прогнозирование объема отпуска потребителям воды и услуг водоотведения, которое определяется по следующим группам потребителей: население, бюджетные учреждения, прочие потребители. При этом по каждому жилому дому в зависимости от того, оборудован или нет жилой дом приборами учета на вводе и приборами учета в квартирах многоквартирного дома, определяется объем отпуска воды на нужды населения.

При организации ИИД в ВКХ суть моделирования оценки эффективности сводится к формированию нескольких сценариев, рассматриваться каждый из которых может как доступная альтернатива. Поэтому нами предложена модель оценки эффективности ИИД в ВКХ городского округа Самара при условии сохранения для потребителей доступности услуг. Задавая те или иные значения факторам риска, модель оценки эффективности позволяет проводить многовариантные расчеты (на рис. 2 изображена логическая структура модели).

В ходе построения модели оценки эффективности ИИД в ВКХ городского округа Самара должны быть решены следующие задачи:

- прогнозирование реального темпа роста расходов (расходов на оплату труда, амортизацию и ремонт, электроэнергию, приобретение материалов): это задача, самостоятельная, предварительная, при решении которой учитывается экономическая ситуация в городском округе и в стране, а также практика, сложившаяся на конкретном предприятии ВКХ;

- оценка влияния включенных в городскую программу модернизации основных фондов предприятий ВКХ проектов ИИД, направленных на снижение уровней различных видов расходов предприятия; при этом насколько тот или иной проект ИИД деятельности снижает расходы, чтобы быть окупаемым, позволят оценить результаты моделирования;

- сравнение проектов ИИД деятельности в ВКХ городского округа по влиянию на структуру и величину тарифа, по срокам окупаемости (проект ИИД, изменяя структуру тарифа, и влияя тем самым на его динамику, позволяет за счет сокращения издержек получать экономически обоснованную дополнительную выручку, которая может направляться на погашение задолженности по проекту);

- прогноз окупаемости проекта ИИД в ВКХ городского округа в зависимости от ограничения реального роста тарифа (оценка зависит существенно от того, имеет ли место законодательное регулирование тарифа, если да, то насколько оно жесткое; как скажется на проекте регулирование по различным сценариям).

Принципиальное отличие окупаемости проектов ИИД в ВКХ городского округа - это возможность получать идущую на погашение задолженности дополнительную выручку, которая определяется расходами всех видов, в то время как на погашение в отсутствие регулирования могла пойти только добавочная выручка, образовавшаяся за счет сокращенных после осуществления инвестиций видов расходов.

Реализованный в предложенной модели подход позволяет помимо оценки динамики изменения показателей предприятия ВКХ при реализации городской программы ИИД на данный процесс проанализировать влияние различных видов рисков. При этом ключевым тормозящим фактором при организации ИИД в ВКХ городского округа являются высокий уровень и разносторонность рисков, недостаточная защита интересов инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.