Научная статья на тему 'Инновационная технология становления физической культуры студентов с низким уровнем двигательной активности'

Инновационная технология становления физической культуры студентов с низким уровнем двигательной активности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / СТАНОВЛЕНИE ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / TECHNOLOGY / LIMITED MOTOR ACTIVITY / PHYSICAL CULTURE FORMATION / RECREATIONAL METHODS / ACTIVE TRAINING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матухно Е. В.

Описана инновационная технология становления физической культуры студентов с низким уровнем двигательной активности, которая легла в основу экспериментальной работы, проведенной на базе Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Особенностью инновационной технологии становления физической культуры студентов с низким уровнем двигательной активности является комплексное использование традиционных, нетрадиционных оздоровительных средств на практических занятиях по физическому воспитанию в вузе и методов активного обучения, используемых на теоретических занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the innovative technology of physical culture formation for students with limited motor activity, which underlies the experiment conducted at Komsomolsk-on-Amur State Technical University. The distinctive feature of the innovative technology of physical culture formation for students with limited motor activity is a complex use of traditional and non-traditional recreational methods during practical physical training classes at universities as well as of active training methods during theoretical classes.

Текст научной работы на тему «Инновационная технология становления физической культуры студентов с низким уровнем двигательной активности»

УДК 14.35.07

Е. В. Матухно

ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Описана инновационная технология становления физической культуры студентов с низким уровнем двигательной активности, которая легла в основу экспериментальной работы, проведенной на базе Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Особенностью инновационной технологии становления физической культуры студентов с низким уровнем двигательной активности является комплексное использование традиционных, нетрадиционных оздоровительных средств на практических занятиях по физическому воспитанию в вузе и методов активного обучения, используемых на теоретических занятиях.

The article describes the innovative technology of physical culture formation for students with limited motor activity, which underlies the experiment conducted at Komsomolsk-on-Amur State Technical University. The distinctive feature of the innovative technology of physical culture formation for students with limited motor activity is a complex use of traditional and non-tra-ditional recreational methods during practical physical training classes at universities as well as of active training methods during theoretical classes.

Ключевые слова: технология, низкий уровень двигательной активности, становленте физической культуры, оздоровительные средства, методы активного обучения.

Keywords: technology, limited motor activity, physical culture formation, recreational methods, active training methods.

Преобразования в начале 90-х гг. XX в. и вступление России в рыночные отношения изменили социокультурную ситуацию в различных сферах жизнедеятельности. Не обошел стороной этот процесс и систему высшего образования. В обострившейся конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг, когда главным критерием выступает качество образования, существенно возросли требования к профессиональной подготовке, а опосредованно — и к физическому воспитанию будущих специалистов. Традиционно сложившаяся система физического воспитания студентов с низким уровнем двигательной активности в вузах нефизкультурного профиля не всегда отвечает современным требованиям [2].

Сложившаяся неблагоприятная ситуация на кафедре физического воспитания КнАГТУ, а именно: спад посещаемости занятий по физическому воспитанию студентами, имеющими низкий уровень двигательной активности, до 30 — 40 %; негативное отношение к регламентирующему характеру учебных занятий по физической культуре, не позволяющее учитывать физкультурно-оздоровительные интересы и по-

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 11. С. 91 — 95.

требности занимающихся; снижение двигательной активности; низкий уровень знаний по дисциплине — все это послужило поводом для разработки инновационной технологии становления физической культуры студентов с низким уровнем двигательной активности. При составлении данной технологии учитывались индивидуальные особенности обучающихся, уровень физического здоровья и класс заболеваний.

Большое влияние на разработку инновационной технологии оказали работы исследователей, в которых определялось влияние комплексного применения традиционных и нетрадиционных оздоровительных средств на уровень физического состояния и работоспособности людей (В. Елисеев, 1987; В. Г. Ким, 1989; Э. Г. Булич, 1989; Е. А. Крапивина, 1991; Ю. М. Иванов, 1991; Л. В. Попадьина, 1999; Г. А. Булатова, 2000; Т. П. Игнатьева, 2002; Э. Н. Антоненко, 2002 и др.).

Существует несколько точек зрения на классификацию педагогических технологий. Наиболее адекватной целям исследования предоставляется многомерная классификация Г. К. Селевко, позволяющая структурировать описание различных педагогических технологий, выделяя следующие компоненты: классификационные параметры, целевой компонент, особенности содержания образования, организационный и результативный компоненты [1, с. 26 — 27]. В соответствии с ней далее описывается проектируемая инновационная технология и рассматриваются классификационные параметры становления физической культуры студентов с низким уровнем двигательной активности:

• по уровню применения: общепедагогическая, частнопредметная;

• по философской основе: гуманистическая;

• по концепции усвоения: развивающая;

• по ориентации на личностные структуры: мотивационно-ценностная, когнитивно-рефлексивная, эмоционально-чувственная, физическая, волевая;

• по характеру содержания: обучающая, профессиональная, гуманистическая, комплексная;

• по организационным формам: индивидуальная, индивидуальногрупповая;

• по подходу к обучающемуся: личностно ориентированная.

Цель инновационной технологии заключается в становлении физической культуры студентов с низким УДА посредством включения их в целенаправленную физкультурно-оздоровительную деятельность в системе физического воспитания.

Данная инновационная технология становления физической культуры студентов с низким уровнем двигательной активности базируется на основополагающих научных взглядах и подходах, которые предлагаются отечественной педагогикой: системно-целостный подход, историко-социологический и личностно ориентированный.

Реализация описываемой инновационной технологии становления физической культуры студентов с низким уровнем двигательной активности осуществляется в три этапа: первый этап — идентификация;

второй этап — индивидуализация; третий этап — актуализация. Все этапы строго определены и логически взаимодействуют.

Анализ образовательной программы подготовки студентов с низким уровнем двигательной активности и результаты экспериментальной работы позволили выделить наиболее значимые для становления физической культуры разделы учебной дисциплины «Физическая культура». К ним мы относим: теоретический, практический и самостоятельный разделы.

Формы организации педагогического процесса инновационной технологии становления физической культуры студентов с низким уровнем двигательной активности включают в себя нетрадиционные лекции, программированное обучение, технические средства обучения (ТСО), оздоровительную направленность легкой атлетики, нетрадиционных видов физических упражнений, дыхательные упражнения, доступные элементы игр и физических упражнений, самостоятельную работу.

Учебные занятия являются основной формой развития физической культуры. Виды учебных занятий: теоретические, практические, контрольные; индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия; самостоятельные занятия под контролем преподавателя.

Внеучебные занятия включают физические упражнения и рекреационные мероприятия в режиме дня (утренняя зарядка и др.); массовые оздоровительные мероприятия (спортивные соревнования, физкультурные и профессиональные праздники).

В нашем вузе получили распространение такие формы организации учебной деятельности со студентами, имеющими низкий УДА, как физкультурно-оздоровительные группы. Физкультурно-оздоровительные группы (ФОГ) решают следующие задачи: вовлечение студентов с низким уровнем двигательной активности в регулярные занятия доступными физическими упражнениями; утверждение в коллективе вуза здорового образа жизни и на этой основе укрепление здоровья занимающихся, повышение уровня их общей работоспособности. ФОГ осуществляют также функцию пропаганды физической культуры, спорта, здорового образа жизни.

Учебно-методическим сопровождением реализации инновационной технологии является комплекс, состоящий из курса «Подготовка студентов к ведению физкультурно-оздоровительной деятельности через экологическое воспитание и образование» и учебных пособий «Мое здоровье — здоровье окружающих», «Самоменеджмент здоровья», «Физическая культура как фактор здорового образа жизни», «Оздоровительные основы доступных физических упражнений», а также методических пособий: «Дыхательные упражнения», «Оздоровительные системы Востока».

Наиболее эффективными методами обучения являются традиционные (рассказ, объяснение, работа по карточкам, работа с книгой), методы активного обучения (с целью формирования познавательного интереса к теории физической культуры) и методы физического воспитания.

К методам физического воспитания мы относим следующие:

• метод наглядности; применяется на начальном этапе разучивания упражнений нетрадиционных оздоровительных средств (элементы гимнастики хатха-йоги, китайская оздоровительная гимнастика баду-аньцзин, гимнастика для рук и ладоней японского врача Иосиро Цу-цуми);

• равномерный и переменный методы; применяются для совершенствования дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма;

• фронтальный метод; используется в процессе выполнения нетрадиционных оздоровительных гимнастик.

В качестве основных средств становления физической культуры студентов с низким уровнем двигательной активности выделены следующие: доступные физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы. Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

Результативный компонент инновационной технологии нацелен на поэтапное повышение уровня знаний по «Физической культуре» и двигательной активности студентов с низким уровнем двигательной активности за счет включения в целенаправленную физкультурно-оздоровительную деятельность в системе физического воспитания.

Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что предлагаемая инновационная технология становления физической культуры решает проблему создания, внедрения и культивирования новых форм организации физкультурно-оздоровительной деятельности для студентов технических вузов с низким уровнем двигательной активности.

Список литературы

1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1998. 156с.

2. Хакунов Н. Х. Физическая культура в системе образования. М.: Советский спорт, 1994. 132с.

Об авторе

Е. В. Матухно — канд. пед. наук, доц., Государственный технический университет, г. Комсомольск-на-Амуре, [email protected]

Author

Dr. Ye. Matukhno, Associate Professor, Komsomolsk-on-Amur State Technical University, [email protected]

Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 11. С. 95—99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.