УДК 338.45:615 Н. С. КЛУНКО
ББК 65.305.83-551 кандидат экономических наук,
Санкт-Петербургский университет управления и экономики
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА: РОССИЙСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Обоснование основных направлений инновационного развития фармацевтического комплекса (на основе зарубежного опыта) как фактора модернизации Российской экономики определило актуальность выбранной темы. В статье выявляются основные закономерности развития фармацевтического комплекса Российской Федерации; анализируются особенности мирового рынка продукции отрасли, характеристики специфики развития отрасли в России; раскрываются перспективы направлений развития фармацевтической промышленности в условиях глобализации мировой экономики.
Ключевые слова: фармацевтический комплекс; фармацевтическая промышленность; торгово-экономические отношения; экспорт; импорт; инновационные технологии.
N. S. KLUNKO
PhD in Economics,
St. Petersburg University of Management and Economics
INNOVATION STRATEGY OF PHARMACEUTICAL SECTOR: RUSSIAN TRENDS AND FOREIGN EXPERIENCE
The substantiation of the main trends of pharmaceutical sector innovative development (based on foreign experience) as a factor of Russia's economy modernization has determined the relevance of the issue under consideration. The article presents key natural laws of the RF pharmaceutical sector development; analyzes specific features of the word market of pharmaceutical products and characteristics of the industry development in Russia and describes the trends for the pharmaceutical industry development under the conditions of globalization of the world economy.
Keywords: pharmaceutical sector; pharmaceutical industry; trade and economic relations; export; import; innovation technologies.
Фармацевтический комплекс является одним из самых высокодоходных и быстро-развивающихся секторов мировой экономики, несмотря на ее общий спад в последние годы. Тем не менее, темпы роста фармацевтического комплекса, практически не пострадавшего от кризиса, составляют примерно 8-14 % в год, а чистая прибыль достигает 18 % от общего дохода, тогда как в других сферах этот индекс равняется около 5 %.
Мировая фарминдустрия за последние годы ознаменовалась несколькими глобальными изменениями. В частности, одним из главных событий стало приобретение французской компанией Sanofi американской биотехнологической компании Genzyme за 20,1 млрд дол. Японская Takeda взяла под контроль швейцарскую Nycomed (сумма
сделки — 9,6 млрд евро), а израильская Teva купила Cephalon (США) за 6,8 млрд дол. Наиболее «щедрыми» на покупки были американский Pfizer и канадская Valeant, специализирующиеся на разработке лекарственных средств для дерматологии1.
Немалое влияние на мировую фармацевтическую отрасль оказало окончание патентных сроков ряда ключевых препаратов таких компаний, как EliLilly, Pfizer и Novartis. Кроме того, несмотря на общую стабильность, многие игроки «Биг фармы» провели сокращение персонала. Так, в подразделении Nutrition компании Abbott произошло
1 Фармацевтическая отрасль: обзор рынка, тенденции и прогнозы. — URL : http://planetahr.ru/ риЫ1са^оп/4758.
© Н. С. Клунко, 2013
значительное количество увольнений в направлении клинического питания, в сфере детского питания.
Однако в настоящее время существует проблема дефицита инновационных разработок. Проблемы освоения инновационных технологий в фармацевтическом комплексе являются ключевыми для большинства индустриально развитых стран мира. Не исключением стала и Российская Федерация, для которой 2012 г. был достаточно насыщен политическими событиями: президентские
выборы, смена правительства РФ, в том числе министра здравоохранения. Это не могло не повлиять на то, что, по оценкам экспертов для российского рынка, 2012 г. стал самым неудачным, даже по сравнению с кризисными 2008 и 2009 гг.
Все больше и больше иностранных компаний запускают или планируют к запуску заводы по производству лекарственных препаратов на территории России (Nycomed, AstraZeneca, Teva и др.).
Но на этом пути они сталкиваются со смежными вопросами, начиная со способов финансирования производства и заканчивая строительством, запуском в эксплуатацию и получением различных разрешений на осуществление деятельности. В связи с этим возрастает потребность в технологах фармацевтического производства, специалистах по лицензированию, специалистах складского комплекса и службы качества.
Однако сложность состоит в том, что их очень мало на российском рынке, так как в период спада фармацевтического производства многие из них переквалифицировались, а те, которые остались в отрасли, зачастую не знают практики работы по новым стандартам и английского языка.
Таким образом, фармацевтические компании, работающие на территории России, сталкиваются с все большим количеством проблем:
- государственное регулирование цен;
- сложная система регистрации и перерегистрации лекарственных препаратов;
- система госзакупок;
- пристальное внимание со стороны антимонопольных органов и др.
Поиском выхода из сложившейся ситуации обеспокоены не только иностранные «фармацевтические гиганты», представленные на
рынке, но и само государство, решающее эти проблемы.
Инновационные фонды таких известных предприятий, как Роснано, Сколково, Российская венчурная компания, занимаются как поиском инновационных разработок, так и последующим финансированием проектов в рамках федеральной программы «Фарма-2020».
В идеале межгосударственная инновационная политика в странах Содружества должна формироваться на основе анализа текущего состояния инновационной деятельности в каждом из государств — участников СНГ, комплексного подхода к решению общих задач инновационной политики.
Однако существуют системные проблемы, препятствующие инновационному развитию отечественного фармацевтического комплекса и национального рынка.
В экономической литературе проблема модернизации фармацевтического комплекса по переводу российской экономики на инновационное направление практически не разработана.
В современных научных публикациях пристальное внимание уделяется оценке эффективности управления инновациями как таковыми, но лишь немногие авторы затрагивают аспекты развития фармацевтического комплекса: В. М. Аньшин [3], А. Арене, Т. Н. Бакман, И. Т. Балабанов, А. Баркер, Г. Бирман, А. А. Бовин, В. Н. Волков, Э. Долан, Н. В. Игошин [2], С. Д. Ильенкова [4], В. Н. Лившиц [1], Б. 3. Мильнер [7], С. Б. Пашутин [5], В. Н. Степанов, О. М. Хо-тяшев, Т. Ф. Шемякин, А. Ю. Юданов [8], Е. Г. Ясин [9] и др.
Несмотря на то, что одной из задач федеральной программы «Фарма-2020» является импортозамещение, в розничном секторе фармрынка России в стоимостном выражении пока еще доминирует продукция иностранных производителей с долей 72,72 %.
В 2000-2004 гг. объем российского фармацевтического рынка в среднем увеличивался на 15 % ежегодно. Коммерческий сектор рынка в то время составлял около 80 %, а сектор бюджетных госпитальных закупок — 20 %.
В 2005 г. на рынке появился еще один бюджетный сектор — стартовала про-
грамма дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Первоначально доля ДЛО составляла около 16 % рынка, а в 2006 г. она выросла почти до 24 %; доля коммерческого сектора составила 62 %. Г осударство стало активным участником фармацевтического комплекса, установив контроль почти за 40 % рынка (учитывая сектор ДЛО и 14 %, пришедшиеся на госпитальные закупки).
С реализацией программы ДЛО российский рынок стал одним из самых быстрорастущих в мире, темпы его роста увеличились до 30 % в год. Объем российского фармацевтического рынка за 2003-2007 гг. вырос вдвое. Но в 2007 г. произошло резкое — почти шестикратное — замедление темпов роста до 5 %.
Снижение темпов, по экспертным оценкам, главным образом было обусловлено сокращением финансирования по программе ДЛО. Если в 2006 г. финансирование этой программы составило 1,4 млрд дол., а в 2007 г. увеличилось до 2,5 млрд дол., чем и был вызван гипертрофированный рост рынка, то в 2008 г. объем финансирования ДЛО сократился до 1,85 млрд дол., или на 26 %. Коммерческий сектор рынка увеличился на 16,5 % (против 20 % в 2008 г.), госпитальный — на 5 % (против 7 % в 2007 г.).
Государство запланировало на 2010 г. увеличение объемов финансирования ДЛО до 60 млрд р. (чуть более 2,4 млрд дол.), объем фармацевтического рынка в 2011 г. вырос в целом более чем на 20 % — до 13,5 млрд дол.
Если на рынке не произойдет никаких потрясений и государство стабилизируется, как это планируется, то в 2013 г. объем российского фармацевтического рынка достигнет 22,2 млрд дол. Рост будет обеспечен преимущественно за счет коммерческого сектора рынка, который будет расширяться примерно на 12 % ежегодно.
Одним из основных показателей инновационной активности предприятий фармацевтической отрасли является сокращение цикла производства нового фармацевтического препарата. В настоящее время разработка инновационного препарата занимает в среднем 10-12 лет и стоит около
0,8-1,2 млрд дол. США.
Для изменения сложившейся ситуации возникает необходимость корректировки направлений и целей государственной политики в области производства лекарственных средств и медицинских изделий в сторону усиления роли локальных производителей на внутреннем рынке, обеспечения разработки инновационной продукции и подготовки кадров для современных производств.
Заметим, что основной целью государственной политики Российской Федерации в области развития фармацевтического комплекса и медицинской промышленности до 2008 г. являлось насыщение внутреннего рынка лекарственными средствами и медицинскими изделиями для ликвидации дисбалансов, возникших в ходе трансформационных процессов в российской экономике.
Это означало, что при положительной динамике рыночных показателей доля отечественной продукции соответствующих отраслей в общем объеме потребления на внутреннем рынке оставалась незначительной, так как в области лекарственных средств и медицинских изделий большая часть потребительского спроса удовлетворялась за счет импортной продукции. При этом значительная часть лекарственных средств, произведенных на территории России, изготавливалась из импортного сырья.
В то же время по мере роста экономики Российской Федерации возникали внутренние производства, способные не только разрабатывать и производить конкурентоспособную продукцию, но и участвовать в проведении прикладных исследований и разработок, позволяющих в перспективе выводить на рынок инновационные лекарственные средства и медицинские изделия.
Важным фактором, способствующим изменению целей государственной политики, являлась возрастающая зависимость потребительского рынка от импортной продукции в критически важных в отношении национальной безопасности отраслях.
Другим важнейшим инструментом партнерства государства, инновационно ориентированных промышленных предприятий, науки и образования является инструмент создания и развития научно-производственных кластеров.
Проведенный анализ дает возможность выявить следующие основные направления,
которые предусматривают развитие медикофармацевтических территориальных инновационных кластеров1:
- развитие сектора исследований и разработок, включая кооперацию науки, образования и промышленности в научно-технической сфере;
- развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженернотехнических и управленческих кадров;
- развитие производственного потенциала и международной кооперации;
- развитие инфраструктуры кластеров и организационное развитие кластеров.
Подытоживая изложенное, становится понятно, что в настоящее время политика правительства Российской Федерации направлена на то, чтобы создать благоприятные условия для развития отечественной фармацевтической отрасли и обеспечить население страны наиболее эффективными, безопасными и качественными лекарственными препаратами.
Однако решение поставленных задач невозможно без использования передового зарубежного опыта.
За 2012 г. лишь небольшое количество иностранных фармацевтических компаний значительно расширяло свое численное присутствие в границах российского фармацевтического комплекса. В большинстве же открытые вакансии были связаны с естественными процессами ротации персонала. Из числа новых международных игроков на отечественный рынок вышли компании Allergan (США) и Takeda (Япония).
Несомненно, опыт партнерства и передачи уникальных технологий от международных производителей российским будет способствовать внедрению международных стандартов качества при производстве лекарственных средств и новых подходов к повышению качества жизни пациентов, что отвечает целям и задачам, обозначенным в Стратегии «Фарма-2020».
Введение новых стандартов позволит снизить барьеры для экспорта и расширить рын-
1 Государственная программа Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013- 2020 годы. — URL : http:/ / www.minpromtorg.gov.ru /ministry/fcp/ pharma_and_medical_industry.
ки сбыта продукции российских производителей. В этом вопросе обучение специалистов оказывается приоритетным направлением, так как инновационные мощности подразумевают более современные и сложные технологические процессы.
В этой связи проект партнерства между Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академией и Ассоциацией парентеральных лекарственных препаратов является решающим шагом на пути к достижению государственной цели — перехода всех российских производителей фармацевтической продукции на стандарты GMP [6].
Также важной тенденцией зарубежного опыта управления инновационной деятельностью фармацевтических предприятий является изменение в работе с кадрами. Для предприятия, которое решило сегодня преуспеть в конкурентной борьбе, необходимо, чтобы каждый работник обладал весьма обширными техническими знаниями, так как инновационная активность является одним из важных аспектов развития любой коммерческой организации, залогом конкурентных преимуществ.
Рассмотрим основные характеристики зарубежного опыта инновационной стратегии фармацевтического комплекса (табл.).
Основными препятствиями для выхода российских производителей лекарственных средств на рынок Евросоюза являются невозможность получения лицензии на производство предприятиям, не внедрившим полностью Правила надлежащей практики производства лекарственных средств ^МР), недопущение в оборот препаратов, в разработку которых не заложены усилия по обеспечению их эффективности, безопасности и фармацевтических аспектов качества2.
Рассмотрим основные тенденции развития мирового фармацевтического рынка, свидетельствующие о том, что Российским фармацевтическим предприятиям требуется переориентация экспорта и интеграция с
2 Выдача разрешений на маркетинг лекарственных препаратов с акцентом на многоисточниковые (генерические) препараты: руководство для ор-
ганов по регулированию оборота лекарственных средств // Серия пособий по вопросам регулирования. — 2013. — № 5. — URL : http://www.apteka. иа/агНс!е/34069.
рынками стран СНГ, Европейского союза, а также стран Африки, Азии и Латинской Америки:
1. Высокий уровень концентрации производственных мощностей по странам и компаниям, преимущественно в развитых странах.
2. Конкурентная борьба между транснациональными фармацевтическими концернами не вокруг цен на препараты, а вокруг
широкого использования достижений научнотехнического прогресса в фармацевтическом комплексе. На мировом рынке лидируют фирмы, широко использующие достижения генной и клеточной инженерии, передовые биотехнологии.
3. Основные точки роста фармацевтического рынка: развитие сегментов биологически активных добавок (БАД) и дженериков,
Сравнительная характеристика инновационной стратегии фармацевтического комплекса
зарубежных стран
Страна Информационные стратегии
США Одним из важнейших направлений в экономике США является активизация инновационной деятельности с целью создания научно-технического базиса для всестороннего развития страны в XXI в. Одним из основных двигателей технического прогресса являются предприятия фармацевтического комплекса, инновационная активность которых подтверждается тем, что количество нововведений, приходящихся на одного научного сотрудника в них в 2-3 раза выше, чем в организациях других отраслей. При этом число нововведений на 1 дол. затрат на НИОКР на предприятиях фармацевтического комплекса в 24 раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Кроме того, инновационная активность специалистов, занятых в сфере фармацевтики, выраженная в относительном количестве патентов, выданных на одного работника, почти в 3 раза превышает аналогичный показатель для других предприятий
Япония Японский опыт поддержки и развития предприятий фармацевтического комплекса отличается высоким уровнем государственного влияния на основные процессы реформирования экономики страны. За короткий исторический период Япония вошла в число лидеров мировой экономики, обладая весьма ограниченными природными ресурсами. В значительной мере это было достигнуто благодаря целенаправленной государственной политике, ориентированной на всемерную поддержку и развитие инновационных предприятий. Успешность реформирования японской экономики во многом определялась скоростью и адекватностью реакции государственных органов управления на изменения, происходящие на глобальных и внутренних рынках. Учитывая высокую значимость фармацевтического комплекса в экономике страны, особое внимание в процессах реформирования всегда уделяется совершенствованию взаимодействия государственных, региональных и местных органов власти с разветвленной инфраструктурой поддержки предприятий фармацевтики
Индия В Индии за последние 4 года произошли крупные перемены в организации государственной поддержки предпринимательства в целом, а также предприятий фармацевтического комплекса. Важным органом, способствующим созданию новых предприятий и обеспечению промышленного развития в стране, является «Национальная корпорация малого предпринимательства» (National Small Industries Corporation Ltd — NSIC). Прогресс в развитии малого инновационного предпринимательства в фармацевтической отрасли в значительной степени определяется политикой правительства Индии, которая осуществляется по следующим основным направлениям: 1. Стимулирование инновационных процессов и гарантирование прав интеллектуальной собственности в фармацевтической индустрии. 2. Развитие региональных объединений предприятий отрасли в форме кластеров при одновременном упрочнении связей между малыми и крупными предприятиями. 3. Обеспечение фармацевтических предприятий финансовой и технологической поддержкой, повышение квалификации сотрудников, совершенствование культур и качества производства в целях всемерного развития экспортных возможностей
Китай В целях преодоления научно-технического отставания КНР от развитых стран была принята программа инноваций в социально-экономической сфере на основе идеи создания научных парков. Понимая необходимость реализации крупномасштабных инновационных и научно-технических проектов, Правительство начало широкую программу по созданию научных парков, бизнес-инкубаторов и специальных технологических зон для обеспечения экспортного производства. В 2008 г. в стране действовало 7 298 образовательных и исследовательских организаций в отрасли фармацевтики. По числу работающих в них исследователей Китай вышел на 2-е место в мире после США, опередив Японию и Россию. Общее число инженерных центров, созданных в Китае с привлечением иностранных инвестиций, увеличилось за последние 4 года с 200 до 750. Сейчас в стране действует более 180 различных венчурных инвестиционных компаний (90 % — правительственные, 8 % — иностранные, а остальные 2 % — совместные) с общим объемом капиталовложений около 30 млрд дол. На 2013-2014 гг. запланированы мероприятия поддержки инновационного бизнеса фармацевтического комплекса, такие как содействие в продвижении продукции на региональные рынки, поддержка участия и содействие в организации с крупными предприятиями, подготовка кадров и многие другие формы поддержки
переход от преобладающей сегодня химической технологии в производстве лекарств к биотехнологии, а также фармацевтических препаратов растительного происхождения, доля которых, по прогнозам ВОЗ, в ближайшие десять лет превысит в общем объеме лекарственных средств 60 %.
4. Нарастание противоречий между интересами фармацевтической промышленности Запада, ориентированной, прежде всего, на выгодные разработки для лечения неинфекционных болезней, распространенных в развитых странах, и потребностями многочисленного населения бедных и развивающихся стран в лекарствах против инфекционных заболеваний. Большая фарминдустрия избегает участия в международных программах по созданию лекарств для борьбы с опасными инфекциями [2].
5. Рост затрат на разработку новых препаратов, которые достигают 800 млн дол. на один препарат, и по прогнозам экспертов эта сумма скоро превысит 1 млрд дол.
6. Международное законодательство в области интеллектуальной собственности (до 20 лет монопольного права на свою разработку, не позволяя другим заводам выпускать ее дешевые копии) обеспечивает фармацевтике высокую прибыль.
7. Новая стратегия лидеров мировой фармпромышленности, предлагающих конкурентам — производителям дженериков из развивающихся стран кооперацию и лицензирование своих основных патентованных продуктов. Открытие фармацевтическими компаниями научных центров и клинических баз в Индии, Китае, Сингапуре в целях сокращения затрат на создание новых оригинальных препаратов.
8. Замедление в 2008 г. роста мировой торговли фармацевтической продукцией из-за обострения конкуренции с более дешевыми дженериками, а в последние месяцы в связи с мировым финансовым кризисом.
Однако для размещения российских лекарственных препаратов на европейском рынке необходимо учитывать европейское законодательство в части производства лекарственных средств.
В заключение отметим, определение перспектив инновационного роста экономики России должно учитывать задачи глубокой технологической модернизации всех компонентов
фармацевтического комплекса, активизации его взаимодействия с отечественными производителями наукоемкой и технически сложной продукции, а также основные особенности управления инновационной активностью в фармацевтической отрасли:
- переоценку основных технологических циклов предприятия (для повышения эффективности основных производственных процессов используют не частичную замену оборудования, а полный пересмотр технологической схемы на предприятии);
- внедрение инноваций за пределами предприятия;
- разработку эффективных организационных механизмов взаимодействия между другими предприятиями;
- создание более быстродействующих и быстро реагирующих механизмов во всей цепи снабжения;
- построение инновационно активного предприятия фармацевтического комплекса, которое станет базисом для анализов результатов и концепцией нововведения;
- выбор основных механизмов управления инновационной активностью предприятия фармацевтической отрасли и обеспечение их взаимосвязи;
- анализ внешней среды предприятия, так как это позволяет выявить факторы, влияющие на взаимодействия, идентифицировать ключевые проблемы взаимодействия и обеспечить адаптацию предприятия к требованиям целевых рынков.
На основе анализа современных тенденций развития мирового фармацевтического рынка определены основные факторы, влияющие на повышение инновационной активности отечественных фармацевтических предприятий:
- необходимость организации собственного производства субстанции и готовых форм лекарственных препаратов;
- внедрение новых организационных структур управления, основанных на принципе кластеризации;
- формирование эффективных информационных механизмов, обеспечивающих разработку и принятие обоснованных инновационных и инвестиционных решений в сфере производства и потребления перспективных лекарств;
- контроль за реализацией принятых управленческих решений.
Список использованной литературы
1. Виленский П. Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика / П. Л. Виленский, В. Н. Лившиц, С. А. Смоляк. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Дело, 2002. — 888 с.
2. Игошин Н. В. Инвестиции. Организация управления и финансирование / Н. В. Игошин. — М. : Юнити-Дана, 2012. — 542 с.
3. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития : учеб. пособие / под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. — 3-е изд., перераб., доп. — М. : Дело, 2007. — 584 с.
4. Инновационный менеджмент: учеб. / под ред. С. Д. Ильенковой. — 3-е изд. перераб. и доп. — М. : Юнити-Дана, 2007. — 335 с.
5. Пашутин С. Б. Как сформировать безубыточный ассортимент / С. Б. Пашутин // Экономический вестник фармации. — 2004. — № 8. — С. 27-30.
6. Слета М. Как повысить качество фармпродукции? / М. Слета. — URL : http://www.medpulse.ru/ health/prophylaxis/prof/12797.html.
7. Управление знаниями в корпорациях / под ред. Б. З. Мильнера. — М. : Дело, 2006. — 303 с.
8. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика : учеб.-практ. пособие / А. Ю. Юданов. — М. : Гном и Д, 2001. — 304 c.
9. Ясин Е. Г. Модернизация России: доклады для 10 конференций : в 2 кн. / Е. Г. Ясин ; отв. ред.: Н. Б. Да-виденко, А. Д. Кузьмичев, Г. Ю. Трубецкая. — М. : ИД ГУ ВШЭ, 2009. — Кн. 1. — 540 с. ; Кн. 2. — 466 с.
References
1. Vilenskiy P. L., Livshits V. N., Smolyak S. A. Otsenka effektivnosti investitsionnykh proektov. Teoriya i prak-tika [Investment projects efficiency assessment. Theory and practice]. 2th ed. Moscow, Delo Publ., 2002. 888 p.
2. Igoshin N. V. Investitsii. Organizatsiya upravleniya i finansirovanie [Investments. Governance and fundraising]. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2012. 542 p.
3. An'shin V. M., Kolokolov V. A., Dagaev A. A., Kudinov L. G. Innovatsionnyy menedzhment: Kontseptsii, mnogourovnevye strategii i mekhanizmy innovatsionnogo razvitiya [Innovation management: conceptions, multilevel strategies and mechanisms of innovative development]. 3rd ed.. Moscow, Delo Publ., 2007. 584 p.
4. Ilenkova S. D. (ed.) Innovatsionnyy menedzhment [Innovation management]. 3rd ed. Moscow, Yuniti-Dana Publ., 2007. 335 p.
5. Pashutin S. B. How to form breakeven assortment. Ekonomicheskiy vestnik farmatsii — Economic Journal of
Pharmacia, 2004, no. 8, pp. 27-30 (in Russian).
6. Sleta M. Kak povysit kachestvo farmproduktsii? [How can we increase the quality of pharmaceutical products?]. Available at: http://www.medpulse.ru/health/prophylaxis/prof/12797.html.
7. Mil'ner B. Z., Rumyantseva Z. P., Smirnova V. G., Blinnikova A. V. Upravlenie znaniyami v korporatsiyakh
[Knowledge management in corporations]. Moscow, Delo Publ., 2006. 303 p.
8. Yudanov A. Yu. Konkurentsiya: teoriya i praktika [Competition: theory and practice]. Moscow, Gnom i D Publ., 2001. 304 p.
9. Yasin E. G. Modernizatsiya Rossii: doklady dlya 10 konferentsiy [Modernization of Russia: reports on 10th Conference]. Moscow, GU VShE Publ., 2009. Bk. 1, 540 p. Bk. 2, 466 p.
Информация об авторе
Клунко Наталья Сергеевна — кандидат экономических наук, докторант, кафедра экономики и организации производства, Санкт-Петербургский университет управления и экономики, 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 44, e-mail: chief-nata@yandex.ru.
Author
Klunko Natalia Sergeevna — PhD in Economics, candidate for Doctoral degree, Department of Economics and Industrial Engineering, St. Petersburg University of Management and Economics, 44, Lermontov pr., 190103, St. Petersburg, Russia, e-mail: chief-nata@yandex.ru.