УДК 338.2
Н. С. Клунко
Оценка эффективности государственного регулирования фармацевтического комплекса России
Государственное регулирование является одной из основных форм участия государства в современной рыночной экономике, состоящей в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, темпы и характер экономического развития, поддержку внешнеэкономической деятельности, решение экологических проблем, обеспечение социальной стабильности и социального прогресса. В глобальном масштабе все большее значение приобретает гуманитарная функция государственного регулирования, состоящая в создании гарантий прав и свобод личности и социальной направленности развития экономки. Государственное регулирование фармацевтического комплекса направлено прежде всего на обеспечение прав граждан на эффективную и безопасную лекарственную терапию. Эта цель реализуется через два основных направления регулирования: обеспечение обращения на рынке эффективных, безопасных и качественных лекарственных средств и создание барьеров для обращения небезопасных и некачественных лекарств; регулирование возмещаемой сферы, в том числе включение лекарств в пакеты государственных (страховых) гарантий оказания медицинской помощи. Стратегическим направлением регулирования фармацевтического рынка является и комплекс мер, направленных на развитие фармацевтического производства и включающих помимо налоговых льгот также государственные субсидии, льготное кредитование, деятельность институтов развития и специальные программы по поддержке инноваций и т.д. Участие Российской Федерации в мировых экономических процессах предопределяет разработку эффективных и действенных методов государственного регулирования инновационного развития предприятий фармацевтической отрасли России. Ведь именно государство способствует развитию научных исследований в области здравоохранения и внедрению их результатов в деятельность предприятий фармацевтической отрасли, что приводит к повышению уровня качества и конкурентоспособности отечественных лекарственных средств, что в свою очередь отражается на повышении уровня охраны и оздоровления населения РФ.
В связи с этим актуальным является рассмотрение особенностей государственного регулирования инновационного развития предприятий фармацевтической отрасли России в современных условиях, что приведет к полному осознанию необходимости реформирования политики государственной поддержки отрасли здравоохранения РФ, которая должна способствовать реализации долгосрочных целей развития и росту нации.
Ключевые слова: здравоохранение, фармацевтическая отрасль, лекарственные средства, рынок, инновации
N. S. Klunko
Evaluation of the effectiveness of state regulation of the pharmaceutical industry in
Russia
State regulation is one of the main forms of state participation in the modern market economy, consisting in its impact on the distribution of resources and income, the pace and nature of economic development, support for foreign economic activity, environmental problems, social stability and social progress. On a global scale, the humanitarian function of state regulation, consisting in the creation of guarantees of the rights and freedoms of the individual and the social orientation of the development of the economy, is becoming increasingly important. State regulation of the pharmaceutical complex is primarily aimed at ensuring the rights of citizens to effective and safe drug therapy. This goal is implemented through two main areas of regulation: ensuring the circulation of effective, safe and high-quality medicines on the market and creating barriers to the circulation of unsafe and substandard medicines; regulation of the reimbursable sphere, including the inclusion of medicines in the packages of state (insurance) guarantees of medical care. The strategic direction of regulation of the pharmaceutical market is a set of measures aimed at the development of pharmaceutical production and including in addition to tax benefits also state subsidies, concessional lending, the activities of development institutions and special programs to support innovation, etc. Participation of the Russian Federation in the world economic processes predetermines the development of effective and efficient methods of state regulation of innovative development of enterprises of the pharmaceutical industry in Russia. After all, the state promotes the development of scientific research in the field of health care and the introduction of their results in the activities of enterprises of the pharmaceutical industry, which leads to an increase in the quality and competitiveness of domestic medicines, which in turn affects the improvement of the level of protection and improvement of the population of the Russian Federation.
In this regard, it is important to consider the features of state regulation of innovative development of enterprises of the pharmaceutical industry in Russia in modern conditions, which will lead to a full awareness of the need to reform the policy of state support for the health sector of the Russian Federation, which should contribute to the implementation of long-term development goals and the growth of the nation.
Key words: healthcare, pharmaceutical industry, medicines, market, innovations
государственный СоВет-ник, 2019
№ 2
Введение
частие Российской Федерации в мировых экономических процессах предопределяет разработку эффективных и действенных методов государственного регулирования инновационного развития предприятий фармацевтической отрасли России. Ведь именно государство способствует развитию научных исследований в области здравоохранения и внедрению их результатов в деятельность предприятий фармацевтической отрасли, что приводит к повышению уровня качества и конкурентоспособности отечественных лекарственных средств, что в свою очередь отражается на повышении уровня охраны и оздоровления населения РФ.
В связи с этим актуальным является рассмотрение особенностей государственного регулирования инновационного развития предприятий фармацевтической отрасли России в современных условиях, что приведет к полному осознанию необходимости реформирования политики государственной поддержки отрасли здравоохранения РФ, которая должна способствовать реализации долгосрочных целей развития и росту нации.
Анализ источников
В периодических и других источниках [1-5] неоднократно освещались основные вопросы, связанные с развитием фармацевтической отрасли Российской Федерации, однако многие вопросы в этой сфере остаются нерешенными. Основательный анализ существующей законодательной базы по регулированию национальной политики в сфере инноваций в области здравоохранения указывает на растущий интерес государства к проблематике разработки эффективных и действенных методов регулирования инновационной деятельности фармацевтических предприятий в стране.
Развитие отрасли здравоохранения России и фармацевтических предприятий в частности характеризуется необходимостью постоянного повышения уровня производительности медицинских услуг, качества и конкурентоспособности отечественных лекарственных средств на основе всестороннего и непрерывного использования нововведений.
Результаты исследования
Анализ научной литературы и периодических изданий фармацевтической отрасли дает
возможность определить основные современные тенденции развития фармацевтического рынка в РФ:
• фармацевтический рынок по-прежнему демонстрирует высокие темпы роста, скорость роста рынка в деньгах несколько замедляется, в упаковках - увеличивается, а это, по нашему мнению, свидетельствует о признаках стабилизации рынка;
• наблюдается повышение уровня расходов на душу населения на приобретение лекарственных средств, что является положительной тенденцией и свидетельствует об увеличении потребления лекарственных средств населением;
• наряду с этим проявляется тенденция повышения уровня цен на лекарства отечественного производства;
• происходит активизация инновационной деятельности на предприятиях фармацевтической отрасли [6].
Учитывая выше указанное, прежде всего необходимо выяснить содержание деятельности, которая считается инновационной для фармацевтических предприятий. Раскрывая сущность понятия инновационной деятельности, большинство исследователей в фармацевтической отрасли [7] прежде всего определяют сущность понятия «инновационные проекты», которые, по их мнению, могут быть:
• промышленными - направленными на выпуск и продажу новых продуктов, совершенствование технологий, расширение присутствия на рынке и т. д;
• проектами исследования и развития -сосредоточенными на научно- исследовательской деятельности, разработке программных средств обработки информации, усовершенствовании существующих методов диагностики и лечения;
• организационными проектами - направленными на реформирование системы управления охраны здоровья путем создания новых моделей функционирования отрасли и новых структурных подразделений, внедрение новых форм организации и проведения медицинских научно-практических конференций и семинаров с целью оптимизации внедрения научных разработок и доведение их до потребителя [8].
Заметим тот факт, что среди перечисленных направлений инновационной деятельности не в полном объеме представлены направления инновационной деятельности, особенно в органи-
зационной сфере фармацевтической отрасли и сферы здравоохранения [9]. Такое положение предопределяет отсутствие соответствующей защиты исследований и разработок направления инновационной деятельности на отечественных фармацевтических предприятиях.
Исходя из приведенного, в правовом аспекте инновационную деятельность на предприятиях фармацевтической отрасли Российской Федерации условно можно разграничить на деятельность:
• во-первых, связанную с организационной сферой, а именно - синтезирование новых идей, разработка новых теорий и моделей, включая проекты, концепции и программы сосредоточенные на научно-исследовательской деятельности, разработке программных средств обработки информации, совершенствование существующих методов диагностики и лечения и в фармацевтическом секторе, в частности - модернизация технологических процессов, освоение нового оборудования, внедрение новых технологий, а также организационными проектами, направленными на реформирование системы управления здравоохранением путем создания новых моделей функционирования отрасли;
• во-вторых, связанную с научно-производственной сферой, направленной на создание объектов интеллектуальной собственности в виде оригинальных лекарственных средств и нового медицинского оборудования путем преобразования их в инновационные объекты.
Существуют и другие инновационные проекты, которые направлены на качественные изменения относительно диагностики и лечения опасных болезней.
Следует отметить, что в фармацевтическом секторе отрасли здравоохранения также внедряются инновационные проекты, имеющие организационно-техническое значение [10] вследствие отражения международных интеграционных процессов в области разработки и обращения лекарственных средств.
Обсуждение результатов
Учитывая вышесказанное, актуальными представляются следующие пути реформирования и совершенствования механизмов государственного регулирования инновационного развития предприятий фармацевтической отрасли России, а именно:
• реализация социальных направлений инновационных преобразований в организационной сфере фармацевтической отрасли и сферы здравоохранения (которые касаются модернизации материально-технической базы, внедрения новых прогрессивных средств и методов лечения, установления, гарантированного государственного объема бесплатной медицинской помощи и на внедрение многоканального финансирования) должна также быть направлена на совершенствование нормативно-правовой базы, а именно, на защиту авторского права социальных направлений инновационной деятельности организационной сферы в фармацевтической отрасли и области здравоохранения, правовой легализации путем синтезирования новых идей, разработки новых теорий и моделей, включая проекты, концепции и программы, сосредоточенные на науч н о- и сследо вател ьс ко й деятел ь н ости, разработке программных средств обработки информации, совершенствовании существующих методов диагностики и лечения и модернизации технологических процессов, освоении нового оборудования, внедрении новых технологий, а также реформировании системы управления здравоохранением путем создания новых моделей функционирования отрасли и соответствующей подготовки и переподготовки кадров;
• целесообразно в научно-производственной сфере инновационного развития в фармацевтической отрасли и отрасли здравоохранения учитывая большую социальную нагрузку, неэффективность общих принципов стимулирования инновационной деятельности, создать специально для этой отрасли венчурные фонды с участием государства с целью постоянного и квалифицированного контроля за выполнением инновационных проектов с целью финансирования национальных программ по созданию новых инновационных лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения.
Однако, в системе регламентации фармацевтического сектора экономики РФ существуют следующие негативные особенности, не позволяющие признать государственное регулирование фармацевтического комплекса безоговорочно эффективным [11]:
• пробелы в законодательстве, в том числе терминологические огрехи, неоднозначные установочные требования, предъявляемые как к конечным продуктам, так и к субъектам обращения лекарственных средств (ЛС);
• слияние в одном государственном регулирующем органе нормотворческих и контрольно-разрешительных функций;
• слабое финансовое обеспечение системы государственного регулирования фармацевтического рынка;
• механизмы сбора средств на медицинские процедуры носят неофициальный нерегламентированный характер;
• отрицательная динамика обеспечения отрасли квалифицированными кадрами;
• субъекты обращения ЛС практически не несут ответственности по фактам негативных результатов своей деятельности;
• некомпетентность профессиональных организаций;
• механизмы саморегулирования находятся в зачаточном состоянии.
Основной целью государственной политики РФ по развитию национальной фармацевтики на период до 2020 года является создание условий для ее перехода на инновационную модель развития, подразумевающую, что государство возьмет на себя основную нагрузку по запуску инновационного цикла с последующим нарастающим рефинансированием исследований и разработок за счет средств предпринимательских структур данного рынка. Цель регулирования, по нашему мнению, - создание устойчивой национальной системы комплексных фармацевтических кластеров, способной обеспечить население РФ доступными, эффективными ЛС в необходимых количествах, обеспечивающих национальную независимость и безопасность.
Ключевую роль в развитии фармацевтической сферы должно занять государство, в зоне прямой ответственности которого находится, прежде всего, установка в ней «правил игры» (как в части спроса, так и в части предложения) и которое будет финансировать разработку до того этапа, пока ею не заинтересуется бизнес.
Государство должно стать инициатором формирования национальной стратегии фармацевтического бизнеса, а результатами его деятельности - упорядочение норм и правил социального и экономического поведения на фармацевтическом рынке [12].
Помимо дальнейшего роста и развития отечественного фармацевтического рынка в
задачи государства также должно войти совершенствование нормативно-правового регулирования всех аспектов предпринимательской деятельности на фармацевтическом рынке, решение комплекса теоретико-правовых и прикладных проблем регулирования фармацевтической деятельности во всем ее многообразии, с последующим закреплением научно обоснованных предложений и рекомендаций в законодательстве РФ, позволит признать государственное регулирование фармацевтического комплекса не просто эффективно-действенным, но и результативно-рентабельным.
Однако, хотелось бы отметить, что функционирование российских предприятий находится под постоянным воздействием факторов внешней среды. Постоянное повышение требований потребителей к качеству товаров, нестабильность рыночной конъюнктуры, уменьшение жизненного цикла товаров через появление заменителей и конкурентов повышают сложность управления предприятием, а снижение внимания к гибкости управления нивелирует перспективы развития.
Чтобы сохранить и усилить свои позиции на рынке, предприятиям приходится формировать механизмы управления, которые будут соответствовать условиям постоянной адаптации [13]. Одним из средств преодоления последствий нестабильности внешней среды считается организационная гибкость, поскольку она помогает предприятию выбрать среди возможных вариантов поведения тот, который больше всего соответствует ситуации «без чрезмерных затрат».
В основе такого механизма должны быть прежде всего организационные факторы, стратегическое планирование, а также маркетинговая деятельность.
Успех формирования такого механизма возможен при условии надлежащего информационного обеспечения. Для того, чтобы увеличить возможность обеспечения предприятия необходимой информацией об изменениях, нужно придерживаться линии постоянного совершенствования:
• управленческих технологий на общегосударственном уровне;
• эффективного организационно-экономического механизма, использование которого дает возможность достичь отличной координации деятельности подразделений определенного предприятия по реагированию на изменения окружающей среды.
С позиций менеджмента фармацевтических предприятий крайне важна оценка уровня из-
менений и скорость проявления реакций на их возникновение [14].
Как оценочный механизм менеджеры фарм-предприятий могут использовать известную в тайм-менеджменте разработку - матрицу Эйзенхауэра (рисунок 1).
Развитие фармации требует дальнейшего роста объемов производства и продвижению на рынке качественных товаров лекарственного обеспечения на основе эффективного управления гибкостью фармацевтическими предприятиями.
I
Срочность
Рисунок 1 Матрица Эйзенхауэра для законодательных изменений в фармацевтической
отрасли
Рассматривая предприятие как открытую систему, успех на рынке зависит от ее способности адаптировать внутренние резервы к динамично меняющимся условиям внешней среды, очевидной становится необходимость организации системы планирования с целью обеспечения эффективности функционирования предприятия [15].
Объективные условия развития фармацевтического рынка Российской Федерации предопределяют необходимость разработки концепции гибкого развития предприятий этого сектора на основе использования системы маркетинга с целью повышения эффективности бизнеса. От правильно выбранных стратегий конкуренции, форм и методов сбыта продукции, товарной политики зависит конкурентоспособность фармацевтического рынка в целом, его доходность и рентабельность.
Заключение
Поскольку предприятия фармацевтической отрасли постоянно взаимодействуют с внешней средой, определяющими для них являются связи между их элементами и экзогенным
окружением, основной характеристикой которого является нестабильность. Несмотря на это, в последнее время фармарынок России по-прежнему демонстрирует высокие темпы роста, его объем становится привлекательным и достаточно большим для инвестиций как в сфере производства, так и в сфере дистрибуции - на основании чего можно сделать ряд выводов:
• происходит повышение количества разработанных и внедренных инновационных проектов на предприятиях фармацевтической отрасли страны;
• сущность понятия инновационной деятельности и развития в фармацевтической отрасли и сферы здравоохранения может быть раскрыта посредством толкования понятия «инновационный проект»;
• особенности государственного регулирования инновационного развития отечественных фармацевтических предприятий в полной мере очерчиваются исходя из условного разграничения инновационной деятельности отрасли здравоохранения на социально-инновационную деятельность, связанную с организационной
СоВетНиК, 2019
сферой, и инновационную деятельность, связанную с научно-производственной сферой;
исследование и анализ особенностей механизма государственного регулирования инновационной деятельности и раз-
вития отечественных фармацевтических предприятий будет способствовать реализации эффективной и действенной национальной политики в области здравоохранения, что позволит создать условия для процветания и благополучия нации.
№ 2
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. 12.
13.
14.
15.
1. 2.
3.
4.
5.
6. 7.
9.
10.
11. 12.
13.
14.
15.
Напчаджи, З. П Пашутин С. Б., рубежом. 200б. Толстопятенко
ЛИТЕРАТУРА
Адамян Н. Лекарства для союза. Российская газета. 10 февраля 2015 г.
Батенева Т. Правила для фармрынка стали более прозрачными // Российская газета. 2015. No. 982. Батенева. Т. Профессионалы фармацевтического рынка готовы к диалогу с государством // Российская газета. Фармацевтика. 21 июня 2012. No. 5812 (139).
Иващенко А. А., Кравченко Д. В., Концепция инновационного развития отечественной фармацевтической отрасли // Ремедиум. 2008. No. 5.
Соколов Б.И., Лин А.А., Терехов М.Е. Фармацевтический рынок: оптовое звено // Проблемы
современной экономики. 2013. No. 2 (46).
Инновационная экономика. М.: Наука, 2016. 294 с.
Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. М.: Медицина. 2008.
Глембоцкая Г.Т. Фармацевтический менеджмент / Под общ. ред. С.А.Кривошеева. М.: Наука, 2017. Барри Дж. Настольная книга по фармацевтическому маркетингу. М.: Литтерра, 2011. 170 с. Тарасенко Е.А. E-Detai li ng: использование информационных технологий в маркетинговых коммуникациях медицинских представителей с врачами. М.: Врач и информационные технологии. 2013. No. 5. С. 52-60.
Шейман И.М. Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении. М.: ГУ-ВШЭ, 2014. Шишкин С.В., Шейман И.М., Колосницына М.Г. Экономика здравоохранения. М.: ГУ-ВШЭ, 2017. Напчаджи Т. А., Лазарева З. П. Фармацевтический рынок: состояние, участники и развитие / Т. А. Лазарева // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. No. 2.
Особенности российского фармацевтического рынка // Маркетинг в России и за No.5.
М.А., Зиньковская Н.В. Региональные аспекты формирования медико-фармацевтического комплекса // Проблемы управления здравоохранением. 2009. No. 1..
REFERENCES
Adamyan N. Drugs for the union. Russian newspaper. February 10, 2015 (in Russ.)
Bateneva T. The rules for the pharmaceutical market have become more transparent. Russian newspaper. 2015. no. 982. (in Russ.)
Bateneva. T. Professionals of the pharmaceutical market are ready for dialogue with the state. Russian newspaper. Pharmaceuticals. June 21, 2012. No. 5812 (139). (in Russ.)
Ivaschenko A. A., Kravchenko D. V., The concept of innovative development of the domestic pharmaceutical industry. Remedium. 2008. no. 5. (in Russ.)
Sokolov B.I., Lin A.A., Terekhov M.E. Pharmaceutical market: wholesale link. Problems of the modern economy. 2013. no. 2 (46). (in Russ.)
Innovative economy. Moscow, Nauka Publ., 2016. 294 p. (in Russ.)
Bagirova V.L. Management and Economics of Pharmacy. Moscow, Medicine Publ., 2008 (in Russ.) Glembotskaya G.T. Pharmaceutical Management / Under total. ed. prof. S.A. Krivosheeva, 2nd ed. additional Moscow, Nauka Publ., 2017. (in Russ.)
Barry D. Pharmaceutical Marketing Handbook / Barry, J. James. Moscow, Litterra Publ., 2011. 170 p. (in Russ.) Tarasenko E.A. E-Detailing: the use of information technology in marketing communications of medical representatives with doctors. Moscow, Doctor and information technology. 2013. no. 5. pp. 52-60. (in Russ.) Sheiman I.M. Theory and practice of market relations in health care. Moscow, SU-HSE Publ., 2014.(in Russ.) Shishkin S.V., Sheiman I.M., Kolosnitsyna M.G. Health economics. Moscow, SU-HSE Publ., 2017.(in Russ.) Napchadzhi T. A., Lazareva Z. P. The pharmaceutical market: state, participants and development. Marketing in Russia and abroad. 2006. no. 2. (in Russ.)
Pashutin S. B., Features of the Russian pharmaceutical market. Marketing in Russia and abroad. 2006. no. 5. Tolstopyatenko M.A., Zinkovskaya N.V. Regional Aspects of the Formation of the Medical and Pharmaceutical Complex. Problems of Healthcare Management. 2009. no. 1. (in Russ.)
Информация об авторе Клунко Наталья Сергеевна
(Россия, Москва) Кандидат экономических наук, Заместитель начальника отдела аспирантуры и докторантуры Российский новый университет E-mail: Nataliya.klunko@gmail.com
Information about the author Klunko Natalia Sergeevna
(Russia Moscow) PhD in Economic Sciences Deputy Head of the Department of postgraduate and doctoral studies Russian New University E-mail: Nataliya.klunko@gmail.com