Научная статья на тему 'Инновационная среда как объект учета'

Инновационная среда как объект учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТ ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / INNOVATIVE ENVIRONMENT / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / THE INNOVATION ACCOUNT / THE ADMINISTRATIVE ACCOUNT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филько С.В.

Раскрываются особенности инновационной деятельности как объекта учета, описываются основные факторы, влияющие на выбор концепции учета инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATIVE ENVIRONMENT AS AN ACCOUNT OBJECT

Features of innovative activity as an account object are revealed, the major factors influencing a choice of the concept of the innovation account are described.

Текст научной работы на тему «Инновационная среда как объект учета»

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

References

1. Fjerris P. U., Bendl N. T., Pfajfer F. I., Rejbshtejn D. Dzh. Marketingovye pokazateli: Bolee 50 pokazatelej, kotorye vazhno znat' kazhdomu rukovoditelju / Pod red.

I. V.Taranenko. Dnepropetrovsk : Balans Biznes Buks, 2009. 480 s.

2. Sbalansirovannaja sistema pokazatelej v marketinge i sbyte / Andreas Prajsner. M. : Izdatel'skij Dom Grebennikova, 2007. 304 s.

© Федорова Н. В., Грунина М. А., 2013

УДК 657.6

ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА КАК ОБЪЕКТ УЧЕТА

С. В. Филько

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: sergfilko@mail.ru

Раскрываются особенности инновационной деятельности как объекта учета, описываются основные факторы, влияющие на выбор концепции учета инноваций.

Ключевые слова: учет инноваций, инновационная среда, управленческий учет.

THE INNOVATIVE ENVIRONMENT AS AN ACCOUNT OBJECT

S. V. Filko

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: sergfilko@mail.ru

Features of innovative activity as an account object are revealed, the major factors influencing a choice of the concept of the innovation account are described.

Keywords: the innovation account, the innovative environment, the administrative account.

Основой экономического успеха любой коммерческой единицы в России является разработка, внедрение и коммерциализация инноваций, их прогнозирование, организация финансового и управленческого учета, контроля, аудита и анализа эффективности инновационных процессов в целях обеспечения роста национального продукта и повышения конкурентоспособности отечественных предприятий.

Системный, комплексный подход к сущности, содержанию и классификации инноваций исходит из необходимости создания и анализа соответствующей информационной базы инновационных процессов и среды, использования соответствующей парадигмы управления инновациями (традиционной, стратегической) и построения на этой основе адекватной современным требованиям системы учета инноваций. Для этого необходимо разработать концепцию учета инновационных процессов, решить вопросы моделирования, методологии и организации стратегического финансового и управленческого учета инновационного процесса. Это вызвано потребностью активизации инновационных процессов в экономике России.

При разработке системы учета инноваций необходимо принимать во внимание следующие факторы.

Во-первых, необходимо обеспечивать идентификацию инноваций, формирующих макротехнологии и

не входящих в состав макротехнологий, которыми располагает Россия. По соответствующим макротехнологиям, уже сформировавшимся в стране, можно обеспечить значительный рост производительности в соответствии с законом Мура, который гласит, что удвоение мощностей в айтишных областях происходит в течение 1,5 лет при неизменной их цене, что характерно для микроэлектроники.

Это приводит к тому, что при идентификации инноваций, организации рабочего плана счетов, кодировании затрат, доходов и результатов по инновациям, оказании государственной помощи (налоговой, финансовой и др.) необходимо обеспечить использование высокоэффективной компьютерной техники. Возможности компьютеров должны учитываться и при создании систем стратегического управленческого учета инноваций в разрезе бизнес-единиц; венчурных предприятий; сегментов деятельности; затрат, доходов, результатов; денежных потоков и т. д.

Во-вторых, при разработке системы учета инноваций необходимо учитывать сдвиги, происходящие в самой управленческой парадигме.

Управленческая парадигма, как исходная концептуальная схема, модель постановки инновационной проблемы и определения направлений ее решения, прошла два этапа: традиционная парадигма и страте-

Решетневскуе чтения. 2013

гическая. При этом методы исследования в пределах определенной парадигмы учитывают самые разнообразные факторы и позиции: уровень общей и технической культуры; используемые технологии; задачи, решаемые в процессе управления; вертикальная или горизонтальная иерархия подчинения; проявление властных функций и контроля; характерные признаки выражения авторитарного или преобразующего лидерства; качественные характеристики исследуемой рабочей силы; индивидуальный или командный характер выполнения управленческих заданий; характеристика рынков, на которых реализуются результаты деятельности; направленность управления по цепочке ценности создаваемого продукта; используемые капитальные и информационные ресурсы; усилия по обеспечению качества продукции, товаров, работ и услуг [1].

Вследствие этого при исследовании инновационной среды в информационном аспекте и при выработке концепции учета инноваций необходимо изучать виды учета в контексте соответствующей управленческой парадигмы.

В-третьих, необходимо принимать во внимание типы организации коммерческих единиц в инновационной среде. Типы организации определяются четырьмя признаками:

- конфигурацией (предпринимательская, механическая, профессиональная, инновационная и др.);

- используемым первичным механизмом координации (прямой надзор, стандартизация рабочего процесса, навыков, взаимная подгонка, стандартизация норм деятельности, стандартизация выпуска);

- ключевая часть организации (техноструктура, операционное ядро, вспомогательный персонал, самоуправляемая команда и др.);

- тип централизации или децентрализации (вертикальная и горизонтальная централизация, ограниченная вертикальная децентрализация ограниченная горизонтальная децентрализация, полная децентрализация, избирательная децентрализация и др.).

Что касается координации внутри инновационных команд и между ними, то в данном случае стандартизация как координирующий механизм неэффективна. Деятельность должна быть инновационной, а не механической.

Высокая сложность труда исключает и прямой контроль: координация должна осуществляться компетентными сотрудниками, т. е. специалистами, а не просто менеджерами. Остается только один механизм координации - взаимное регулирование, для содействия которому организация использует помимо различных команд и специальных групп целый набор механизмов взаимодействий сотрудников, отвечающих за связи и интеграции, менеджеров-интеграторов.

Исходя из этих позиций, при разработке модели учета инноваций должны быть определены задачи, база, миссия и ориентация учета инноваций.

В-четвертых, при организации учета инноваций необходимо оценивать и учитывать среди внешних факторов воздействия влияние государства и чинов-

нического аппарата. Роль государства в научно-техническом прогрессе исключительно велика, и отдельные исследователи ее оценивают в 40 % успеха, т. е. в половинном размере от всех внешних факторов.

В конечном итоге, влияние государства и чиновнического аппарата оказывает в основном отрицательное воздействие на работу предприятия и может быть оценено и отражено на предприятии через систему производных балансовых отчетов на показатель собственности в виде чистых пассивов предприятия. Хотя при хорошей организации система государственного аппарата может оказывать положительное влияние на развитие экономики, создавая и реализуя общие правила игры [2].

Это приводит к необходимости определения влияния внешних факторов, и в первую очередь государства, на развитие экономики предприятия через систему стратегических производных балансовых отчетов.

В-пятых, при исследовании инновационной среды необходимо прогнозировать и определять в стратегическом учете конкретные шаги государства по стимулированию инноваций: государственная, промышленная, инновационная, инвестиционная, налоговая политика, создание российского инновационного фонда и др.

Поэтому при разработке концепции учета инноваций мы определяем информационную базу инноваций и инновационных процессов как системное взаимодействие техноэкономической парадигмы, инновационной среды (при определяющей роли государства), системы классификации инноваций по отношению к инновационной среде и возможности развития соответствующих макротехнологий.

Библиографические ссылки

1. Филько И. В., Филько С. В. Анализ и оценка инновационного потенциала предприятий // Инновационный и стратегический анализ как база обоснования управленческих решений : сб. ст. по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. «Декабрьские чтения имени С. Б. Барнгольц». Ч. I. Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2010. С. 51-65.

2. Щемелев А. Н. О концепции стратегического учета инноваций // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия. «Общественные науки». 2005. № 3. С. 68-76.

References

1. Filko I. V., Filko S. V. Analys and an estimation of innovative potential of the enterprises//the Innovative and strategic analysis as base of a substantiation administrative решений : On materials of III international scientifically-practical conference "December readings of a name of S. B. Barngolts" part I. Тольятти : Publishing house PVGUS. M, 2010. 260 with. С. 51-65.

2. Shchemelev А. N. About the concept of the strategic account of innovations // News of higher educational institutions. The North Caucasian region. A series: Social studies. 2005. № 3. With. 68-76.

© Филько С. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.