Научная статья на тему 'Организационные аспекты управленческого учета инноваций'

Организационные аспекты управленческого учета инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УЧЕТ / THE STRATEGIC INNOVATIVE ACCOUNT / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / INNOVATIVE ENVIRONMENT / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / MANAGEMENT ACCOUNT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филько И.В.

Отражены организационные аспекты инновационного учета, описаны основные параметры стратегического управленческого учета инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF THE INNOVATIONMANAGEMENT ACCOUNT

The organizational aspects of the innovative account are reflected, key parametres of the strategic management account of innovative activity are described.

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты управленческого учета инноваций»

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

УДК 657.6

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ИННОВАЦИЙ

И. В. Филько

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: f-l-k@mail.ru

Отражены организационные аспекты инновационного учета, описаны основные параметры стратегического управленческого учета инновационной деятельности.

Ключевые слова: стратегический инновационный учет, инновационная среда, управленческий учет.

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF THE INNOVATIONMANAGEMENT ACCOUNT

I. V. Filko

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, "Krasnoyarsky Rabochy" Av., Krasnoyarsk, 660014, Russia. E-mail: f-l-k @mail.ru

The organizational aspects of the innovative account are reflected, key paramétrés of the strategic management account of innovative activity are described.

Keywords: the strategic innovative account, the innovative environment, the management account.

В условиях постоянного воздействия на результаты работы инновационных предприятий самых разнообразных факторов возникает необходимость определения такого влияния. При этом все факторы делятся на внутренние, учитываемые действующей в России системой бухгалтерского учета, и внешние, неучитываемые, но которые могут быть отражены в управленческом учете.

С нашей точки зрения, стратегический управленческий учет отличается от традиционного управленческого учета именно возможностью учета внешних факторов. Исходя из этого положения, необходимо разработать модель стратегического управленческого учета инноваций. При этом следует учесть следующие позиции.

Во-первых, модель стратегического управленческого учета направлена на определение механизма стратегического учета производительности, выраженной в наиболее общем виде ростом благосостояния, собственности, чистых активов и чистых пассивов.

Во-вторых, успех деятельности инновационной институциональной единицы до 80 % зависит от внешних факторов, которые весьма разнообразны и в традиционном управленческом и финансовом учете не отражаются.

В-третьих, при создании модели стратегического управленческого учета инноваций необходимо видеть четкое различие между процессом традиционного управленческого учета и процессом стратегического управленческого учета.

В-четвертых, состояние внешней среды характеризуется соотношением определенных и неопределенных факторов. Отсюда вытекает, что эффективность системы - это определенное отношение между контролируемыми переменными и неконтролируемыми

переменными. Контролируемые переменные отражаются в бухгалтерском балансе, неконтролируемые -в стратегическом производном балансовом отчете.

В-пятых, внешняя среда имеет разный уровень неопределенности, что приводит к необходимости обеспечения адаптации к внешней среде и измерения ее уровня. Измерение уровня достаточности или недостаточности адаптации к внешней среде может быть осуществлено на основе иммунизационного производного балансового отчета, составленного с учетом действия основных агрегатов резервной системы предприятия (счетов резервов, хеджирования, страхования, управления активами и обязательствами, системой гарантий и др.).

В-шестых, при создании системы и механизма стратегического учета на базе системы фрактальных производных балансовых отчетов (стратегических, нулевых и т. д.) необходимо учитывать уровень организационной культуры. Особая роль организационной культуры заключается в том, что она выступает в качестве связующего звена между традициями системы в прошлом и инновациями системы в будущем. В отношении отдельного предприятия это положение тоже не ново, поскольку в истории предприятие вновь и вновь сталкивается с новаторскими и малоформали-зованными способами поведения в так называемой фазе основания, которым противостоят традиция и бюрократический способ поведения в стадии зрелости. Отсюда вытекает, что и стратегический управленческий учет инноваций должен строиться на новом механизме, на учетных инструментах многофункционального применения, и в частности, на базе использования производных балансовых отчетов.

В-седьмых, создаваемая система стратегического управленческого учета должна быть увязана с вопро-

Решетневскуе чтения. 2013

сами стратегии в финансовом стратегическом учете, так как задачи управленческого учета - это сбор, проверка и анализ информации финансового характера о текущей хозяйственной деятельности предприятия. Управленческий учет - подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля деятельности организации, обеспечивает увязку управленческих решений в финансовом и стратегическом учете.

В-восьмых, методологическим механизмом стратегического учета инноваций рекомендуется использовать систему фрактальных производных балансовых отчетов. Эта позиция следует из того, что система производных балансовых отчетов позволяет отражать в стратегическом учете следующие моменты.

С помощью нулевых бухгалтерских проводок создается возможность определения влияния любого внешнего фактора, обычно не отражаемого в системе бухгалтерского учета, посредством оценки изменения стоимости чистых пассивов предприятия [2].

Внешние и внутренние факторы, движение активов, обязательств, доходов, затрат и результатов может быть отражено в любых ценах, необходимых для конкретного стратегического решения: рыночные, залоговые, справедливые, замещения, ликвидационные и др. Для этих целей могут быть использованы конкретные производные балансовые отчеты: нулевые, актуарные, ликвидационные и др.

Система производных балансовых отчетов позволяет отразить в учете стоимость торговых марок, брендов, что необходимо для определения реальной стоимости фирмы.

Используя систему производных балансовых отчетов, можно отразить в стратегическом управленческом учете человеческие активы, инфраструктурные активы, интеллектуальную собственность, интернет-графики и др. К инфраструктурным активам относятся программы для Интернета, корпоративная культура, методы оценки риска, базы данных по рынкам, коммуникационные системы и др. Использование способностей к инновационной деятельности контролируется их владельцем, а результаты могут быть отражены с помощью фрактальных производных балансовых отчетов.

Система производных балансовых отчетов позволяет отразить в стратегическом управленческом учете любые другие факторы, в частности, сильные и слабые стороны институциональной единицы, стратегические преимущества, возможные различия в техническом уровне развития предприятий. В конечном

итоге, экономический смысл любых корректировок сводится к тому, что исчерпывающий анализ, необходимый для количественной оценки стратегических рисков фирмы, невозможно ничем заменить. Без точных измерений не может быть эффективного управления, а это как раз реализуется через систему фрактальных производных балансовых отчетов (нулевых, актуарных, стратегических, иммунизационных и т. д.) [1].

Предлагаемая модель стратегического управленческого учета инноваций обеспечивает учет инновационной деятельности бизнес-единиц, затрат, доходов, результатов, денежных потоков и получение стратегической информации по территориальным фракталам (внутренним и внешним сегментам деятельности, венчурным командам, бизнес-единицам и др.) и фракталам времени (инновационным и инвестиционным горизонтам, стратегическим площадкам и др.) на основе использования соответствующих агрегатов модели (внешняя среда, прогнозирование, интеллектуальный капитал, задачи, язык и цель стратегии, релевантность информации, критические факторы успеха, механизм стратегического учета, оценка стратегии, принятие решений, внутренний аудит) и учетных инструментов многофункционального применения (фрактальных производных балансовых отчетов).

Библиографические ссылки

1. Филько И. В., Филько С. В. Анализ и оценка инновационного потенциала предприятий // Инновационный и стратегический анализ как база обоснования управленческих решений : сб. ст. по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. «Декабрьские чтения имени С. Б. Барнгольц». Ч. I. Тольятти : Изд-во ПВГУС. 2010. С. 51-65.

2. Щемелев А. Н. О концепции стратегического учета инноваций // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия «Общественные науки». 2005. № 3. С. 68-76.

References

1. Filko I. V., Filko S. V. Analys and an estimation of innovative potential of the enterprises // the Innovative and strategic analysis as base of a substantiation administrative решений : On materials of III international scientifically-practical conference «December readings of a name of S. B. Barngolts» part I. Тольятти : Publishing house PVGUS. M, 2010. 260 with. С. 51-65.

2. Shchemelev А. N. About the concept of the strategic account of innovations // News of higher educational institutions. The North Caucasian region. A series: Social studies 2005. № 3. With. 68-76.

© Филько И. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.